Не доливают бензин на заправке делать. Платим за воздух: на каких АЗС недоливают топливо . Обманывают на сдаче

Три четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% - к таким выводам пришли эксперты «Федерации автовладельцев России», проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?

Мельче заправка - больше недолив

Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, определяя количество налитого топлива специальным мерником. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное - недолив составил 1,63%. Заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% - почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше - в пределах 8%.

Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рублей!

Куда жаловаться

Первый путь - обратиться в надзорные органы.

Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, - рассказывает автоюрист Лев Воропаев. - Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае, они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя - один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

Санкции по ч.1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется… за сутки.

С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

Росстандарт, в отличие от Роспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив . За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят, как о нерешенной проблеме:

Возможность недолива связана, в первую очередь, с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, - объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:

Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.

Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики - это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

Не держите в себе

Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например, избежать необоснованных обвинений. В идеале, на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например, с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: коммертировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.


Чтобы изменить что-то реально, нужны внезапные проверки, но они могут «закошмарить» бизнес

Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

Может, но выиграет ли - большой вопрос, - делится опытом Лев Воропаев. - Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.

В жару воровство на автозаправках увеличивается. «Бензовоз прет бензин полдня по жаре, сливает в холодный резервуар, бензин сжимается», — рассказывает один из заправщиков. Что еще делать — остается недоливать.

« МК» провел эксперимент, сыграв с АЗС на «трассе дальнобойщиков» — Ленинградке — в «русскую рулетку»: в трех заправках из шести мы нарвались на недолив и в трех же — на «бодягу», не совместимую с жизнью двигателя.

Бак на бак не приходится

Заправка крупной сети в 50 км от Москвы. Немолодой водитель удивленно чешет затылок: «Чертовщина какая-то! Просил полный бак — мне залили 47 литров. А вместимость бака — 43 литра». Мужчина за лишние литры платить, естественно, отказывается. «Вы так колонки нарочно настроили, — объясняет он усталой операторше АЗС. — Расходомер поджали или программа у вас специальная, чтобы лить меньше, чем написано!» — «Бензин нагрелся, увеличился в объеме», — пытается отвязаться девушка. «Так ночь почти. И весь день дождь шел!» — «Ну, значит, у вас бак кривой...» — «Сами вы кривые!»



— А не надо просить полный бак, — подсказывает другой водитель. — Просите, например, 40 литров — и все.

— Все равно недольют, это везде так, — мотает головой еще один знаток. — Вы думаете, руководство заправок просто так запретило в канистры наливать?

А ведь и вправду: так заправщиков легче было бы проверить! «Странно, что ты не знала про тотальный недолив, — удивляется знакомый. — В разных АЗС недоливают порядка 100-500 миллилитров на каждые 10 литров. И чем дальше от Москвы, тем хуже. И при этом вместо 95-го бензина получишь суррогат, подогнанный при помощи всяких примесей».

Так ведь есть же проверки — плановые и внеплановые! Нахожу в Интернете: «Инспектора обязаны за десять дней предупредить компании о любой проверке». Смысла мало: лишь ленивый не подготовится надлежащим образом...

Тем не менее даже такие проверки выявляют недолив и плохое качество топлива. По общей статистике, жадничает каждая третья-четвертая заправка. При этом, полностью заправляя свою машину, клиенты АЗС рискуют недополучить до двух-трех оплаченных литров. Другое сообщение — на 40% заправок в стране выявлено несоответствие топлива стандартам! Сколько же нарушений удалось бы выявить, если бы с проверками можно было нагрянуть неожиданно, остается только догадываться.

Чего гадать — можно проверить: в Сети, как выяснилось, продаются мерники и бытовые октанометры для измерения истинного объема и реального октанового числа топлива. Стоят самые простые приборы порядка трех и трех с половиной тысяч рублей соответственно.

— Мы с женой такие приборы на незнакомые заправки возим, — уверяет, например, пользователь с гордым именем Chelovek.

Chelovek’а с супругой удалось уговорить продемонстрировать мини-лабораторию в действии. «Миха и Катя», — представились молодые люди и извлекли из багажника орудия борьбы с нечестными заправщиками. Так, мерник оказался 20-литровым гибридом ведра и самовара с приделанной измерительной шкалой. Для демонстрации Миха (фамилию он просил не писать, потому что боится мести торговцев топливом) залил туда отмеренный объем бензина, доказав, что мерник все измеряет правильно. Значит, можно ехать с «инспекцией».

— Только наша проверка юридической силы не имеет, — умничает Chelovek. — То есть конкретные заправки указывать нельзя, мы ничего не докажем.

Приходится смириться. Выбираем Ленинградку — одну из самых популярных среди дальнобойщиков трасс. Здесь полно АЗС — со всеми их тараканами.

За честность тоже надо платить

Заправка в районе Химок встречает нас и наше ведро-самовар недружелюбно. Работник АЗС покидает насиженное место и направляется к нам с вопросом: «Вы чё тут?» — «Мерим ваш недолив», — спокойно отвечает Chelovek. «В канистры нельзя», — упрямится заправщик. «А у нас не канистра», — говорит «инспектор» и цитирует Закон о правах потребителей, а также КоАП. Работник АЗС, видимо, решает: с сумасшедшими лучше не связываться — и удаляется.

Мы настраиваем наш агрегат на нужную температуру, смачиваем мерное ведро бензином (чтобы уменьшить погрешность) и заливаем 20 литров. «Отклонение на сто миллилитров при 20 литрах заправленного объема нарушением не считается, — припоминает вычитанное из Интернета Миха. — Списывается на погрешность и температуру». Но у заправщиков, павших жертвой нашей «инспекции», отклонение в два раза больше. «Ну не покупайте», — флегматично замечает оператор АЗС.

С октановым числом все оказывается нормально (в рамках допустимого отклонения в 1,5 единицы). «Едем дальше в область — там больше химичат», — решают мои провожатые. В Москве, рассказывает Chelovek Миха, на обман напороться сложнее — здесь активнее проверяют. А до отдаленных заправок на трассах проверяльщики добираются раз в два года. И то толку от них мало, потому что о проверках велено предупреждать заранее.

На заправке где-то в районе населенного пункта Ржавки на нас чуть не спускают собак. Не имеете права делать измерения — пока не докажем, что мы с официальной инспекцией. На самом деле имеем и без предъявления всяких там разрешений, спокойно объясняет Михаил: по правилам оператор обязан сам по нашему требованию отобрать пробу из колонки в специальный мерник (на каждой АЗС для этих целей должны быть 10-, 15- и 20-литровые емкости). Но мы даже мерников не требуем — сами все привезли. «На самом деле мерникам с заправок доверять нельзя, — объясняет мне провожатый. — Потому что на них тоже, как показала практика, что-то подкручивают».

Все-таки, приступив к проверке, недолива мы, на удивление, не обнаруживаем. А вот качество ржавского топлива оставляет желать...

Мы погружаем бытовой октанометр в купленный 95-й бензин. Отклонение больше, чем допустимые 1,5 единицы! Реальное октановое число — чуть более 92 единиц. Значит, оно искусственно «разогнано» октаноповышающими добавками, делает вывод хозяин мини-лаборатории. Например, это тетраэтилсвинец.

— Если бензин просто разбодяжен водой, можно обойтись и без приборов, — говорит Михаил. — К примеру, добавить марганцовку: если бензин стал розоватым, налицо добавление воды.

«Бодяжит» уйма народу — не только заправщики: Chelovek с супругой припомнили, как покупали бензин у водителя цистерны с топливом: тот продавал часть своего груза по дешевке, а недостающий объем «догонял» водой. Потом вез по назначению.

Кроме воды можно обнаруживать и примеси. Мы смачиваем листок обычной белой бумаги капелькой бензина, купленного на проштрафившейся заправке. Затем дуем — хороший бензин обязан быстро испариться, не оставив на бумаге следа. На нашем листке красуется пятно. Наверное, в числе «ингредиентов» керосин.

По-хорошему надо обращаться в настоящую лабораторию, рассуждает Михаил, тогда можно узнать о качестве того, что мы заливаем в баки, подробнее. Но такая экспертиза стоит порядка десяти тысяч рублей (только за одну марку топлива). Дорого, да еще и муторно.

Углубляясь дальше в область, мы находим бензин, явно попахивающий сероводородом (мало того, недолили 500 мл на 20 литров). Другие заправщики подсунули нам 95-й бензин с реальным октановым числом сильно меньше 90. Такой бензин, возможно, выдало одно из теневых мини-НПЗ — так называемый «самовар», которые грозился прикрыть премьер Владимир Путин. И, наконец, фиксируем более солидный, чем раньше, недолив — литр на 20 литров. Не обманули нас только зарубежные нефтяники — долили и с качеством не обманули. Дальше мы проверять не смогли — закончились емкости для купленного топлива. Итого: одна честная заправка из шести. Правда, бесплатно ничего не бывает — даже честность: топливо на необманывающей заправке, конечно, подороже.

Оператора АЗС, пойманной нами на литровом недоливе, мы, кажется, достали настолько, что он ошарашил нас откровением: «А что вы хотели? У нас инспекции, утечка бензина, недостачи! Летом особенно, потому что бензовоз прет бензин полдня по жаре, сливает в холодный резервуар, бензин сжимается — и появляется недостача. Мы что, будем ее из своего кармана платить?!»

Не обманешь — вылетишь с работы

Сотрудники автозаправок не такие уж и жертвы. Бывший работник бензоколонки откровенничает в «Живом журнале»: «Начальство разрешало недоливать с 10 литров 0,9. Как только начальство уезжало, кассир настаивала делать 1,5. В конце дня все это пересчитывается, сумма, соответственно, делится на работников. Литров по 400-500 за смену нам выходило».

При этом те, кто отказывается быть частью этой системы, вылетают с работы или... чего похуже.

— Я работал менеджером нефтяной компании, — рассказывает инвалид второй группы Владимир Тюрин. — На вверенной мне АЗС в приказном порядке стали устанавливать компьютерные программы по недоливу топлива клиентам. В среднем она обманывала на 500 мл на 10 литров топлива.

Это утверждение Тюрин подкрепил роликом, демонстрирующим недолив. Из бензоколонки с логотипом означенной компании автовладелец наливает топливо в мерник и недосчитывается даже больше — 650 мл на 10 литров. В ролике утверждается, что с помощью «специальной кнопочки» оператор может как недолить бензин, так и обеспечить полное метрическое соответствие заказанному объему.

На бензозаправках не только недоливали, но и «бодяжили» бензин, утверждает экс-менеджер. По его словам, все «кляузники», попытавшиеся «настучать» в правоохранительные органы, были уволены. «Мы обратились в Администрацию Президента, Генпрокуратуру, МВД, Следственный комитет — никто не принял мер, — рассказывает Тюрин. — Они переадресовывали наши обращения друг другу». Одновременно «кляузникам», по его утверждению, поступали предупреждения, чтобы они «прекратили писать, или ими займутся». Год назад Тюрин, по собственным словам, обнаружил у своей машины растяжку с гранатой, которая чудом не взорвалась, однако после обращения в милицию на пенсионера... завели дело по статье «Хранение и сбыт взрывчатых веществ и оружия». Теперь Тюрин, опасаясь расправы, надеется на помощь от президента.

В компании называют все это провокацией, утверждая, что датчики на бензоколонках опломбированы, проводятся регулярные проверки.

Куда исчезает 5 млн. тонн бензина?

На самом деле подкрутить колонку, не нарушая пломбы, реально, рассказывают инспектора. При проверках также обнаруживаются и поддельные пломбы.

Что сразу бросается в глаза — количество административных и уголовных дел по поводу реализации некачественного топлива и банального недолива в нашей стране ничтожно мало. «Дабы не кошмарить бизнес, суды отказывают в вынесении положительных решений по тем случаям, которые обнаруживаются в результате проверок», — объясняет руководитель Северо-Западного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования Василий Семерчук. К тому же для нефтетрейдеров и так предусмотрены символические наказания. Например, штраф за разбодяженный бензин для физлиц составляет 2-4 тыс. рублей, для юридических — 20-40 тыс. рублей. Иногда проштрафившиеся автозаправки закрывают — а через месяц они предлагают свои услуги вновь.

Автомобилист платит куда больше. В автосалонах не отрицают: если по характеристикам новый автомобиль должен проездить без капремонта 200 тыс. км, то из-за некачественного топлива «держится» в реальности только первые 100-120 тыс. Более низкое, чем требуется, октановое число топлива приводит к повышенному расходу топлива и разрушению поршня (двигатель отвечает на это металлическим стуком). Из-за примесей забиваются топливные фильтры, потом не выдерживают и ломаются бензонасосы, за ними другие элементы топливной системы машины... В общем, снежный ком.

Ежегодно в России потребляют примерно на 5 млн. тонн меньше бензина АИ-80, чем производят. Куда же исчезают эти 5 млн. тонн? Из него делают топливо АИ-92 и АИ-95, догоняя при помощи примесей. Неспроста в рейтинге Международного центра качества топлива Россия прозябает на 84-м месте из ста, соседствуя с Венесуэлой и Панамой. В первую очередь такой плачевный результат связан с повышенным содержанием серы в российском топливе, а это один из основных показателей качества. Интересно, что Украине и Белоруссии достались места примерно в середине рейтинга — 48-е и 53-е соответственно.

А вот рейтинг по недоливу никто не составлял. Скорее всего позиция в нем нашей страны радовала бы глаз еще меньше .

Федерация автовладельцев России нашла отличный повод хорошенько взбодрить массового обывателя, расслабленного мундиалями и рональдами. Опубликованные ею сведения вновь напомнили россиянам древнюю истину: «Воруют, братцы!» В краже на сей раз обвинены . Величина недолива при этом кое-где доходила до 19%. Нетрудно подсчитать, что фактическая цена приобретенного бензина при этом подскакивала до 55 руб. за литр. Величину чьих-то барышей прикиньте сами.

Мне кажется, что «открытие» никого особо не удивило. Правда, Независимый топливный союз уже готовит исковое заявление в суд - клевета, мол! Но и он, похоже, ничуть не удивлен, ибо делает это как-то вяло. Дескать, проблемы есть - знаем, но в них виноваты наследие царизма, советская власть и отдельные нехорошие люди. Кроме того, надо бы еще посмотреть, какой такой методикой пользовалась Федерация. Усушка, утруска, испарения, лето на дворе - тут надобно мерить по науке да с настоящими учеными, а не с «дилетантами по доморощенной методологии»...

Я думаю, что две организации в итоге разойдутся миром, публично обозначив общее стремление к совершенству. Еще я полагаю, что на после этой специально организованной шумихи ровным счетом ничего не изменится. Но хуже другое - я понятия не имею, каким образом сегодня можно образцово-показательно наказать бензинового вора?

Конечно, существуют некие методики Росстандарта - мерная тара и всё такое прочее. Только что мне толку от этих методик, если именно меня и как раз сегодня опять обманули на конкретной АЗС? Обычный чайник в этих условиях - абсолютно бесправное существо: в лучшем случае он может куда-то позвонить или написать. Но и это глупо: ежу понятно, что ни один чиновничий зад при этом не оторвется от кресла, а полицейские машины не помчатся сажать вора в тюрьму. А о любых грядущих проверках заправщики всегда узнают раньше проверяющих, при этом перестроить программу управления раздаточной колонкой для них - минутное дело. И любая методика будет посрамлена.

Впрочем, в упомянутые жулье все-таки ловили и сажали (а кого-то и не только сажали). И в злачных местах типа ресторанов время от времени проводили облавы с контрольной закупкой. Скажем, заказывается огромный банкетный зал, подъезжают Чайки с молодоженами и Жигули с веселыми гостями, произносятся первые тосты, на столах появляются бутылки и блюда. И в этот момент невеста стаскивает фату и достает калькулятор, жених показывает удостоверение, а гости перекрывают пути отхода… Здесь-то и выясняется, что вместо семги вам подали селедку, армянский коньяк заменили подкрашенной водкой, а порции красной икры по пути к столу похудели вдвое… Потом об этом весело рассказывал «Крокодил» и показывал «Фитиль». А конкретные рестораторы и прочие воришки надолго меняли место работы и проживания.

Кто мешает всем нашим Росстандартам и прочим конторам с громкими вывесками время от времени организовывать аналогичные шоу, если иные меры не дают результата? Неужели банальная лень?

Кстати, а какие методы борьбы с ворюгами предложат зарулевцы? В советах просьба не ограничиваться словами типа «сажать» или «стрелять» лучше предложите, как бы выстроить систему продажи топлива, исключающую воровство. Понятно, что для этого лучше всего посадить на каждое рабочее место заведомо честного сотрудника, но…

Но где ж их столько взять-то?

На российских АЗС выявлен массовый недолив топлива: в этом уличили 76% заправок в стране. Авторы исследования отмечают, что из-за недолива потребитель порой покупает топливо по завышенной цене, которое к тому же не соответствует нормативам. При этом меньше всего обманывают на АЗС, которые реализуют топливо от крупных нефтяных компаний. Причиной массового недолива эксперты называют экономическую ситуацию в стране, которая вынуждает мелкие заправки обманывать потребителей.

Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование, результаты которого показали, какой процент АЗС обманывают потребителей, не доливая топливо. Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах России. В ходе мониторинга было проверено пять интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 25 федеральных и региональных сетей и восемь мелкосетевых и частных АЗС. Для исследования ФАР разработала метод определения недолива топлива на АЗС в режиме «тайного покупателя», который позволяет определить фактическое количество опущенного топлива в бак автомобиля, а также проводить отбор топлива для проверки качества на соответствия по техническим регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

«Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более одного процента, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», - сообщается на сайте ФАР.

Отмечается, что недолив среди ВИНКов (к ним относятся «Роснефть» , «Лукойл» , «Сургутнефтегаз» , «Газпромнефть» , «Татнефть» , «Славнефть» , «Башнефть» , «РуссНефть») составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% - на уровне погрешности), среди федеральных и крупных региональных сетей выявлен в 81% случаев (средний недолив 4,97%, максимальный 19,03%).

Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив 5,66%, максимальный 8.03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Как отмечают в ФАР, недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции.

Используя недолив, недобросовестные участники рынка, фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще не соответствует требованиям ТР ТС.

Так, например, АЗС в Краснодарском крае реализовывала АИ-95 по 44,70 рублей за литр, недолив составил 19,03% и фактически потребитель приобретал топливо за 55,21 рублей за литр.

В Московской области по тому же принципу потребитель переплачивал более четырех рублей за литр. АЗС реализовывала топливо по 39,90 рублей за литр, недолив составил 12,8% и фактически потребитель платил 44 рубля за литр.

В ФАР отмечают, что причиной недолива могут быть экономические причины.

«Если оптовая цена за бензин выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», - говорится в сообщении.

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил «Газете.Ru» глава ФАР Сергей Канаев . - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, как советовал Петр Шкуматов , на мой взгляд вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива.

Исправить ситуацию можно путем разработки методики определения количества топлива в режиме закупки тайным покупателем и дальнейшего определения точных количественных показателей. Методику должно разработать государство, но контроль за работой АЗС должен быть государственно-общественным»

«Это действительно полное безобразие. Раз есть такие прецеденты, нужно разбираться. Потому что, безусловно, эти недоливы случаются только на самом низу, на уровне самих заправочных станций. Следует поручить нашим государственным корпорациям заняться этим вопросом и привлечь службу безопасности», - заявил Ананских RT.

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин прокомментировал новость о массовом недоливе топлива на российских заправках.

«Это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов. К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза.
Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу недоливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают.
Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку (ТРК) на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», - отметил Ашихмин.
«Инцидент связан с тем, что недобросовестные хозяева бензозаправочных станций и сотрудники, за которыми не смотрят, очевидно, используют самые разнообразные приёмы и обманывают автомобилистов.
В первую очередь надо обязать владельцев заправок навести в этом вопросе порядок, например, путём контрольных закупок. Выявлять подобные случаи и привлекать к административной и серьёзной материальной ответственности. В отдельных случаях, может, даже и к уголовной, если речь идёт о систематическом обмане потребителя», - сказал Майоров RT.

Недолив топлива является одним из самых распространенных нарушений на автомобильных заправках. Как определить недолив и что делать в таком случае?

Способы недолива топлива

Несмотря на то, что подавляющее большинство оборудования на современных автозаправок управляется электроникой, некоторые короли провинциальных АЗС обзаводятся «усовершенствованным» программным обеспечением, способным вносить коррективы в работу топливораздаточных колонок.

В результате в обычном режиме работы электроника на каждых отпущенных 10 литрах не доливает от 0,5 до 1 литра топлива, причем топливо в объемах кратных 5 (5 л, 10л, 15л и т. д.) отмеряет честно.

Более того, в случае проверки или другой необходимости можно и вовсе переключить работу электронной системы управления в честный режим без недоливов, что при контрольной закупке позволяет списать всю вину на разовый сбой в работе программы.

Откроем еще один секрет автозаправок. Допустимая погрешность измерительного прибора, отпускающего топливо через раздаточную колонку составляет плюс/минус 50 мл на 10 л бензина.

Чтобы защитить себя от возможных убытков из-за потенциальных недоливов со стороны поставщиков с нефтеперерабатывающих заводов, владельцы АЗС вносят изменения в калибровку измерительной камеры таким образом, что на каждые 10 л колонка недоливает 50 мл топлива.

Казалось бы, мелочь, но некоторые хозяева бензоколонок идут еще дальше, выставляя подачу топлива в минус 100 мл и более. «Сэкономленный» таким образом после реализации дает владельцам АЗС ощутимый доход.

Очень часто затребованный к заправке объем топлива стоит некруглую сумму. В таких случаях оператор автозаправочной станции, чтобы не тратить время на поиск сдачи предлагает налить бензина на круглую сумму.

Что делает водитель? Естественно, соглашается, в спешке совершенно не проверяя, какое количество бензина отмерил счетчик колонки.

В результате в бак попадает именно тот объем, который был запрошен водителем, а стоимость «заокругленного» бензина оседает в кармане заправщика.

Еще один способ обмана — недолив из топливного шланга. Как правило, подача топлива с заправочной колонки прекращается в момент, когда цифры на счетчике показывают, что осталось еще 0,5 литра бензина до оплаченного объема.

По идее так и должно быть, поскольку недостающие пол-литра топлива находятся в заправочном шланге и в течении последующих нескольких секунд самотеком попадут в бак машины.

На самом деле, при выключении насоса количество бензина в шланге в лучшем случае составит 100-200 мл.

Пользуются невнимательностью водителей и сами заправщики, преждевременно отпускающие курок заправочного пистолета, а затем сливая остаток бензина в заранее приготовленную емкость.

Как не дать себя обмануть

По возможности сами. После того, как выключится насос колонки и на табло высветится оплаченный вами объем бензина, не спешите отпускать курок заправочного пистолета – дайте возможность остаткам топлива из шланга попасть в бак.

Если же заправку выполняет штатный сотрудник станции, внимательно следите за его действиями на финальной стадии заправки.

Не поленитесь, проследите за состоянием смотрового окна заправочной колонки. Если увидите в нем пузырьки воздуха, немедленно прекращайте заправку и требуйте у администрации свои деньги обратно.

Знайте, что отсчет цифр на табло колонки должен начаться одновременно с поступлением топлива из пистолета в бак и остановиться синхронно с прекращением подачи бензина из топливораздаточной колонки.

При заправке на незнакомой АЗС залейте 5 или 10 литров бензина в канистру, а затем проверьте объем топлива.

Будьте уверены – грубый недолив, если таковой имеется, вы обнаружите даже таким кустарным способом.

Чтобы в летнее время вместо бензина не заправиться топливом вперемешку с его парами, производите заправку в утренние часы, когда бензин в хранилище еще не нагрелся.

Особенно это важно, если емкости находятся под открытым небом или от них минуту назад отъехал топливозаправщик.

Отдавайте предпочтение колонке, из которой только что заправилась другая машина. Внутренности насоса такой колонки будут смазаны бензином, следовательно, вероятность недолива будет сведена к минимуму.

Заподозрив обман, требуйте провести контрольный пролив с использованием мерного стакана.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!