Пдд п 12 остановка и стоянка. Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями. на железнодорожных переездах

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
  • на полосе для велосипедистов.

Комментарии

12.4 другими словами.

  1. С остановкой на трамвайных путях все понятно. Если водитель поставит свое ТС на них, то трамвай попросту не сможет ехать дальше. И это приведет к полной остановке трамвайного движения в данном направлении. Запрещено также совершать остановку рядом с путями. Это связано с тем, что водитель безрельсового ТС, как правило, не может объективно оценить габариты трамвая, особенности его движения и так далее. Такая постановка ТС опасна и может привести к ДТП.
  2. Запрещено совершать остановку на жд переездах, тоннелях, эстакадах. Эти места являются местами повышенной опасности. Также запрещена остановка на путепроводах, если в попутном направлении движения меньше трех полос, а также под путепроводами и эстакадами.
  3. Запрещена остановка в местах, где от сплошной разметки или разделительной полосы до остановившегося транспорта остается менее 3 метров. Это связано с тем, что для проезда других ТС в попутном направлении необходимо место, чтобы объехать припаркованное авто. Ведь выезжать за сплошную линию разметки запрещено Правилами. Данный запрет не касается разметки, которая обозначает край проезжей части.
  4. Запрещено останавливаться как за 5 метров до пешеходного перехода, так и на нем. На самом переходе остановка запрещена потому, что стоящее ТС будет мешать пешеходам переходить дорогу. А перед ним – из-за того, что остановившееся ТС будет загораживать пешеходам обзор. Так они могут не увидеть приближающихся транспортных средств. Как и водитель, движущийся к переходу, из-за преграды может не увидеть пешеходов и не пропустить их. Такая ситуация на дороге чревата серьезными авариями.
  5. Запрещено останавливаться там, где видимость чем-либо ограничена (например, на поворотах или на возвышенности и около них). Понятно, что водители, движущиеся на таком участке дороги, могут не успеть среагировать на неподвижное ТС из-за маленького угла обзора. Что может привести к столкновению.
  6. Запрещено совершать остановку ближе, чем за 5 метров к перекресткам и непосредственно на них. За исключением Т-образного перекреста, если водитель останавливается напротив бокового заезда, когда нанесена сплошная разметка или разделительная полоса. Т.е. на перекрестке с трехсторонним пересечением, при условии запрета поворота налево или разворота.
  7. Запрещено совершать остановку на расстоянии ближе 15 метров от остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 и/или знаками 5.16-5.18. Места, где автомобили такси останавливаются для посадки/высадки пассажиров, здесь не рассматриваются. Останавливаться можно, только если ваш автомобиль не помешает проезду маршрутных ТС.
  8. Запрещено осуществлять остановку в тех местах, где ваше ТС будет скрывать от обзора других участников движения светофоры, дорожные знаки, где оно будет мешать въезду и выезду кого-либо, а также свободному передвижению пешеходов.
  9. Также запрещена остановка на полосе для велосипедистов. Велосипедист, которому придется объезжать припаркованный транспорт, возможно будет вынужден нарушить

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Ленинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при секретаре Симонян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Катальникова А.В. на постановление инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Катальникова А.В. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей по ч.3.2 ст. РФ,

УСТАНОВИЛ:

Катальников А.В. обратился в Ленинский районный суд с жалобой на постановление инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Катальникова А.В., которым он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей по ч.3.2 ст. РФ.

В жалобе указано, что ДД.ММ.ГГГГ его автомобиль, находящийся на, был подвергнут попытке эвакуации. В протоколе инспектор ГИБДД указал, что Катальников А.В. осуществил остановку и стоянку транспортного средства от края проезжей части до сплошной линии разметки менее 3 метров, нарушив тем самым п. 12.4 ПДД РФ. Местом правонарушения указана. Видеофрагмент, сделанный инспектором ГИБДД, не подтвердил зафиксированные в протоколе и постановлении нарушения: автомобиль не стоял на дороге, ширина которой от края проезжей части до сплошной линии разметки менее 3 метров. Из фрагмента видно, что ширина дороги от края проезжей части до сплошной линии разметки не менее, а более 3 метров, и составляет примерно 5 метров. В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что водитель осуществил остановку и стоянку ТС с нарушением ПДД РФ, предусматривающих нарушение п.12.4 ПДД, запрещающего стоянку-остановку ТС ближе 3 м от края проезжей части. Однако п.12.4 ПДД РФ не содержит запрета на постановку ТС ближе 3 метров от проезжей части. Постановление описывает не существующее нарушение ПДД – запрет на остановку-стоянку ТС ближе 3 м от края проезжей части. Видеозапись противоречит протоколу и постановлению.

Кроме того, ему назначен штраф в соответствии с ч.3.2 ст. РФ – за стоянку автомобиля на трамвайных путях либо за стоянку автомобиля далее первого ряда от края проезжей части. Трамвайных путей в месте стоянки автомобиля нет, на видеозаписи видно, что автомобиль стоит в первом ряду от края проезжей части. Также в постановлении в качестве места совершения административного правонарушения указана, а стоянка была осуществлена на.

Ссылаясь на изложенное, просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава правонарушения

Заявитель Катальников А.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, постановлением инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ. № Катальников А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. ч.3.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере рублей.

Между тем, как усматривается из имеющейся в материалах дела видеозаписи совершения административного правонарушения, Катальников А.В. осуществил стоянку транспортного средства непосредственно рядом с краем проезжей части на дороге с двусторонним движением, имеющей две полосы движения: по одной полосе в каждом направлении. Причем каждая из полос имеет ширину, достаточную для движения автомобилей только в один ряд. Таким образом, в данном случае первым рядом от края проезжей части является та полоса движения, на которой Катальников А.В. осуществил остановку своего автомобиля. Также из видеозаписи следует, что какие-либо трамвайные пути в месте стоянки автомобиля отсутствуют.

При таких обстоятельствах вывод инспектора ДПС о том, что Катальников А.В. осуществил стоянку транспортного средства далее первого ряда от края проезжей части не верен, а квалификация его действий по ч.3.2 ст. РФ незаконна.

Кроме того, в постановлении об административном правонарушении указано, что Катальников А.В. осуществил остановку-стоянку транспортного средства ближе 5 метров от края проезжей части. Однако, на п.12.4 ПДД РФ, на ч.3.2. ст. РФ не содержат запрета остановки-стоянки автомобиля ближе 5 метров от края проезжей части.

Вместе с тем, согласно приложенной видеозаписи видно, что Катальников А.В. осуществил стоянку транспортного средства в месте, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, а имен 2 м 95 см, что запрещается п. 12.4 ПДД РФ.

РЕШИЛ:

Жалобу Катальникова А.В.. на постановление инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Катальникова А.В. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей по ч.3.2 ст. РФ, удовлетворить, постановление инспектора от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, а производство по делу – прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения на основании ст. РФ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд.

Судья /подпись/ М.А.Наточеева

Копия верна.

Суд:

Ленинский районный суд г. Самары (Самарская область)

Судьи дела:

Наточеева М.А. (судья)

Судебная практика по:

По нарушениям ПДД

Судебная практика по применению норм ст. 12.1, 12.7, 12.9, 12.10, 12.12, 12.13, 12.14, 12.16, 12.17, 12.18, 12.19 КОАП РФ

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных , а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
  • на полосе для велосипедистов.

12.4. Остановка запрещается:

На трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
Комментарий: Данное положение Правил относится к случаям, когда трамвайные пути попутного направления расположены так, что движение безрельсовых транспортных средств по крайней правой полосе осуществляется с полным или частичным использованием трамвайных путей. В соответствии с требованием данного абзаца необходимым условием возможности использования трамвайного пути для остановки безрельсового транспортного средства является отсутствие помех движению трамваев со стороны остановившегося транспортного средства. Если таких помех не создается, то можно остановиться на трамвайном пути или в непосредственной близости от него.

На железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
Комментарий: Запрещение введено в целях избежания наездов на остановившиеся транспортные средства на опасных для движения участках дорог и повышения пропускной способности этих участков. Необходимо уточнить введенное условие в отношении количества полос движения. По всему тексту Правил в случаях, когда говорится о количестве полос движения на проезжей части, имеется в виду их фактическое количество, т.е. без учета полос, временно не используемых для движения транспортных средств (например, при наличии временного сужения из-за проводимых работ, снежных заносов и т.п.). В случае влияния этих и подобных факторов водители должны соответствующим образом корректировать подсчет фактического количества полос движения и с учетом этого применять данное положение Правил.

В местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
Комментарий: Ширина полосы движения 3 м является минимально достаточной для проезда автомобиля с учетом необходимости обеспечения требуемого бокового интервала. Уменьшение этой ширины остановившимся автомобилем фактически блокирует полосу движения и вынуждает других водителей пересекать при объезде сплошную линию продольной дорожной разметки, то есть нарушать Правила.

На пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
Комментарий: Основная цель запрещения остановок на пешеходных переходах и перед ними (по ходу движения транспортных средств) — обеспечение необходимой видимости водителями пешеходов, переходящих проезжую часть. Требование справедливо только в отношении наземных пешеходных переходов. Границы пешеходного перехода определяются дорожной разметкой 1.14.1 или 1.14.2, а при отсутствии разметки — местами установки знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход». Следовательно, запрещается останавливаться как на самом переходе, так и за 5 м по ходу движения до него.

На проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
Комментарий: Данное запрещение распространяется только на проезжую часть. Остановки на обочине или тротуаре с соблюдением требований п. 12.2 Правил разрешены. Основным критерием действия данного положения является ограничение видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении, что часто имеет место в зоне опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги. Опасные повороты обычно обозначают предупреждающими дорожными знаками 1.11, 1.11.2, 1.12.1 или 1.12.2, которые устанавливаются за 150-300 м до начала опасного участка вне населенного пункта и за 50-100 м — в населенном пункте. Об опасных выпуклых переломах продольного профиля водителей транспортных средств предупреждают знаки 1.13 и 1.14 с учетом предварительного характера их установки, как и любых других предупреждающих знаков.

На пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу:
Комментарий: Здесь речь идет не только о перекрестках, но и обо всех пересечениях проезжих частей, как и где бы они не образовывались. Следовательно, данное запрещение относится и к выездам из дворов, со стояночных площадок, автозаправочных станций, территорий предприятий и т.п. Перекрестки отличаются большим разнообразием планировочных характеристик. Если перекресток образуется при пересечении дорог с широкой разделительной полосой (бульваром), то, как правило, при отсутствии каких-либо ограничений на них без ущерба для движения может быть разрешена остановка. На рисунке ниже показаны примеры различных типов перекрестков (места пересечения проезжих частей выделены голубым цветом, а участки запрещения остановок обозначены красной линией). На Т-образных перекрестках напротив бокового проезда остановка разрешается независимо от расстояния от края примыкающей проезжей части (в том числе и в пределах пересечения проезжих частей) только при условии, что встречные транспортные потоки отделены друг от друга сплошной линией продольной разметки или разделительной полосой, и если расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (разделительной полосой) будет не менее 3 м. Наличие разрыва в сплошной линии разметки или в разделительной полосе делает остановку транспортных средств невозможной даже при запрещении поворота налево с помощью соответствующих знаков и разметки. Аналогичный подход к определению зон запрещения остановок используется на иных перекрестках и площадях любых размеров и конфигураций. При этом площадь отличается от перекрестка тем, что ее территория превышает по размерам территорию, образуемую пересекающимися проезжими частями, и запрещение остановки транспортных средств на других участках в пределах площади реализуется знаком 3.27 и (или) разметкой 1.4.

Ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17 «Места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси», а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);

Как и всякий Закон, Правила любой свой раздел начинают с общих принципов , а за ними обязательно следуют продиктованные жизнью исключения.

Первый общий принцип.

Прежде всего, Правила потребовали, чтобы водители парковались только на правой стороне дороги . Причём при наличии обочины остановка и стоянка разрешены только на обочине (остановка на проезжей части при наличии обочины – нарушение Правил).

На любой дороге вне населённого пункта это требование категорично и не содержит никаких исключений.

И такие вопросы в Билетах есть:


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля Б.

2. Автомобилей Б и В.

3. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Нарушают водители автомобилей Б и В. При наличии обочины остановка разрешена только на обочине!

Примечание. Тут я должен вам напомнить, что на высококлассных дорогах обочину покрывают тем же асфальтом, что и проезжую часть, и отделяют её от проезжей части широкой сплошной линией разметки. И эту сплошную не просто можно, а именно дОлжно пересекать, если водитель намерен припарковаться.

В Правилах этот общий принцип сформулирован следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края.

Отсюда следует, что если обочина узкая, можно парковаться частично на проезжей части.

Если обочины совсем нет, тогда паркуемся полностью на проезжей части, но только именно на краю проезжей части. В Билетах вопросов по этому поводу нет, а вот экзамен по практическому вождению автомобиля всегда заканчивается одним и тем же – инспектор предлагает вам остановиться. И если, останавливаясь, ударитесь о бордюр тротуара – это ошибка. А если остановитесь более чем в 30 см от бордюра это тоже ошибка – вы остановились не на краю проезжей части!

Итак, вне населённых пунктов всегда и везде остановка разрешена только на правой стороне дороги!

Что же касается населённых пунктов, то здесь Правила были вынуждены сделать целых два исключения.

Исключение №1 (действительно только в населённых пунктах).

Для того чтобы левая сторона стала правой, необходимо развернуться.

Но на дорогах с односторонним движением разворот невозможен!

Такое деяние квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав сроком до полугода!

Закономерно, что Правила разрешили на таких дорогах парковаться как на правой стороне, так и на левой. И сейчас никто из водителей Правила не нарушает, остановившись на разных сторонах дороги с односторонним движением.

Исключение №2 (действительно только в населённых пунктах).

На дорогах с двусторонним движением разворот не запрещён. Но если всего две полосы (по одной в каждом направлении), то на такой дороге разворот порой трудно выполнить из-за стеснённых условий.

Правила сочли, что на такой дороге из соображений безопасности лучше разрешить водителям парковаться на любой стороне.

Так что сейчас на этой дороге Правила тоже никто не нарушает.

При этом следует помнить – такой демократичный порядок установлен Правилами только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах, и только без трамвайных путей посередине.

В Правилах об этом сказано в том же пункте 12.1:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1, второй абзац. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением.

И об этом на экзамене спросят обязательно:

Второй общий принцип.

Везде и всюду парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части .

В Правилах это выглядит так:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Это требование Правил распространяется на все случаи. И в населённом пункте (даже в «кармане»), и вне населённого пункта (даже если обочина широкая) парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

И по этому поводу в Билетах есть одна задачка:

Особо хочу обратить ваше внимание! – даже в «кармане» (местное уширение проезжей части) парковаться надлежит только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

Но это, конечно же, не всё. Далее опять идут исключения.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, второй абзац. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

По сути, для начала они ещё раз напомнили водителям – даже в «карманах», если нет никаких дополнительных указаний, ставить транспортное средство разрешается только параллельно краю проезжей части!

Однако если есть табличка, тогда надо выполнять требование таблички.

Если есть разметка, тогда надо выполнять требование разметки.

И уж тем более, надо выполнять указания данные одновременно и табличкой, и разметкой.

Казалось бы, полный порядок наведён, и на этом можно успокоиться. Но авторы Правил сочли необходимым включить в пункт 12.2 ещё одно требование:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, третий абзац. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также с линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Таблички 8.6.4 – 8.6.9 это вот что:

Как видим на этих табличках во всех случаях предлагается ставить машину строго перпендикулярно краю проезжей части. А таблички «под углом к краю проезжей части» в Правилах нет. Как быть? Как организовать ещё и стоянку «под углом к краю проезжей части». Остаётся только призвать на помощь разметку, что Правила и сделали.

Стоянка под углом к краю проезжей части допускается только при соблюдении следующих обязательных условий:

а). Есть знак 6.4 «Парковка»;

б). Есть одна из табличек 8.6.4 – 8.6.9;

в). Есть «косая» разметка.

Если разметка прямая…

… или разметки вообще нет, тогда стоянка под углом к краю проезжей части это нарушение Правил.

В обоих последних случаях машину могут эвакуировать!

Но и это ещё не всё. Правила пошли на ещё одно исключение из общих принципов. Причём исключение кардинальное – разрешили стоянку на тротуаре!

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, четвёртый абзац. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Вот они эти таблички:

Табличка 8.4.7 называется «Вид транспортного средства» , то есть стоянка разрешена только велосипедам.

Остальные шесть табличек называются «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

Как это нужно понимать? Правила сделали исключение – разрешили стоять полностью или частично на тротуаре.

Но одновременно ввели жёсткие ограничения. Во-первых, показали (на примере легкового автомобиля) как следует ставить транспортные средства на стоянку. Только так и никак иначе!

А, во-вторых, разрешили так стоять не всем подряд, а только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам.

И об этом мы уже говорили в теме 3.8 «Знаки дополнительной информации (таблички)». Подавляющее большинство требований Правил одинаково распространяется на всех представителей категории «В», как на легковые автомобили, так и на малые и средние грузовики (не более 3,5 т).

Но только не стоянка на тротуаре!

Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой,

ни одним колесом, ни под какими знаками

не имеет права стоять на тротуаре!

И об этом надо помнить и в жизни, и на экзамене:

До сих пор речь шла только про стоянку . А что про остановку ? Неужели, чтобы высадить пассажира, надо обязательно громоздиться на тротуар?

Нет, ничего подобного! Правила про остановку в зоне действия табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» вообще ничего не сказали. А что не запрещено, то разрешено! То есть в зоне действия любой из этих табличек останавливаться можно на краю проезжей части (соблюдая общий принцип), и останавливаться может кто угодно.

Об этом на экзамене тоже спрашивают, правда, только всего один раз:

Вот, собственно, и всё про общие принципы и исключения из них. Хотя виноват, остался ещё один общий принцип:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населённого пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Правила не дали никакого ориентира, какой отдых считать ДЛИТЕЛЬНЫМ. Но по большому счёту это и не требуется. Здравый смысл подсказывает любому водителю – перекусить можно и на обочине, сидя в машине. Но если собрались всерьёз «накрыть поляну» и поваляться на травке, тогда машину, конечно же, надо убрать за пределы дороги. А если собрались поспать (неважно сколько), тогда в ваших же интересах остановиться на специально предусмотренной для этого площадке.

Теперь о том, где остановка запрещена.

Прежде всего, остановка может быть запрещена знаками или разметкой.

Напоминаю вам, что вот такая жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (или прямо по бордюру), на всём своём протяжении запрещает остановку транспортных средств.

Здесь остановка запрещена от знака и до ближайшего перекрёстка.

Надеюсь, вы ещё не забыли – знак действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен.

Помимо этого Правила содержат целый перечень мест, где остановка запрещена Правилами.

Просто запрещена (без всяких знаков или разметки).

1. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них , если это создаст помехи движению трамваев.

В данной ситуации водитель остановился не на трамвайных путях, но настолько близко от них, что точно создаёт помехи движению трамваев.

И, следовательно, остановка в этом месте запрещена!

В данной ситуации у водителя есть все основания полагать, что он не создаёт помех движению трамваев.

И, следовательно, так останавливаться разрешено.

2. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на железнодорожных переездах и в тоннелях.

Не думаю, что у кого-то из вас возникнет желание припарковаться в тоннеле или, тем более, на железнодорожном переезде. Так что оставим это положение Правил без комментария.

3. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трёх полос) и под ними.

Вы уже знаете, что на всех мостах, эстакадах, путепроводах и под ними категорически запрещены разворот, движение задним ходом и обгон. Что же касается остановки, то здесь Правила сделали уточнение:

– если мост, эстакада, путепровод узкие (в данном направлении одна или две полосы), остановка запрещена;

– если мост, эстакада, путепровод широкие (в данном направлении три или более полос), остановка разрешена.

И это надо знать – и в жизни пригодится, и на экзамене потребуется:

4. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

Автомобиль, даже легковой, остановившись таким образом, закрывает обзор пешеходного перехода. А это, как вы понимаете, небезопасно.

А вот это совсем другое дело – сейчас у водителей есть возможность своевременно увидеть пешехода на проезжей части.

Обратите внимание! – автомобиль, стоящий сразу за переходом, никоим образом не мешает контролировать ситуацию. Поэтому Правила и содержат такое требование:

Остановка запрещена на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него !

Непосредственно после пешеходного перехода остановка не запрещена!

А теперь давайте вспомним, что на двухполосной дороге можно парковаться на любой стороне. И кто из них сейчас стоит до , а кто после пешеходного перехода?

Тому, кто припарковался на левой стороне, кажется, что он стоит после пешеходного перехода. Но так совсем не кажется водителю встречного автомобиля – обзор пешеходного перехода закрыт! И ситуация назревает крайне опасная.

С точки зрения Правил, сейчас оба белых автомобиля стоят перед пешеходным переходом (и 5-ти метров нет!) и, следовательно, оба стоят с нарушением.

А вот сейчас оба стоят после пешеходного перехода, и потому Правила не нарушают.

И обратите внимание – как хорошо виден пешеходный переход водителям обоих направлений!

Остаётся только напомнить вам, что на дорогах с односторонним движением тоже разрешается парковаться на любой стороне.

Понятно, что сейчас все двигаются только в данном направлении, и, следовательно, вот так парковаться нельзя.

Уж если останавливаться перед пешеходным переходом, то не ближе 5-ти метров.

А вот так можно. Причём можно сразу после пешеходного перехода.

На эту тему в сборнике ГИБДД имеется пара задачек. Я надеюсь, что, вооружившись полученными знаниями, вы не наделаете здесь ошибок. Хотя задачки, прямо скажем, не из простых:

5. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров.

Правила справедливо считают, что если расстояниеL меньше 3-х метров, то остановившееся транспортное средство заблокирует движение.

В данной ситуации, чтобы объехать препятствие, придётся выезжать на встречку в нарушение Правил, пересекая сплошную линию разметки!

Если осевая линия прерывистая, то заботиться о 3-х метрах нет необходимости. В данном случае водители объедут препятствие без всяких проблем.

Так что стойте спокойно, вы ничего не нарушаете.

И сейчас можете спокойно останавливаться и стоять. Такая разметка тоже позволяет водителям объехать вас без нарушения.

А вот теперь слева от вас сплошная линия, и трёх метров до неё явно нет. Так что остановка в этом месте запрещена!

И никакого знака, запрещающего остановку, в данной ситуации не требуется. Остановка в данном месте запрещена Правилами, а именно пунктом 12.4.

И об этом на экзамене спрашивают.

Правда, спрашивают не про остановку, а про стоянку. Ну, что же, включайте элементарную логику:

– если слева сплошная линия и до неё нет трёх метров, запрещена и остановка, и, тем более, стоянка;

– если слева прерывистая линия, тогда здесь ничего не запрещено.


Нарушил ли водитель грузового автомобиля правила стоянки?

1. Нарушил.

2. Нарушил, если разрешённая максимальная масса автомобиля более 2,5т.

3. Не нарушил.

Комментарий к задаче

Совершенно неважно, какая у него разрешённая максимальная масса. Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой, ни одним колесом не должен стоять на тротуаре.

Но сейчас даже не это главное. На данном участке дороги остановка запрещена вообще всем транспортным средствам. На проезжей части остановка запрещена потому, что не будет 3-х метров до сплошной, а на тротуаре даже велосипед можно ставить только при наличии разрешающего знака.


Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Оба.

2. Только водитель автомобиля.

3. Только водитель мотоцикла.

4. Никто не нарушил.

Комментарий к задаче

Нарушил только водитель автомобиля – стоянка на краю тротуара может быть разрешена соответствующими знаками, но здесь их нет.

И, главное, не было никакой необходимости лезть на тротуар, мог бы спокойно остановиться и стоять на краю проезжей части. Осевая линия не сплошная линия, а комбинированная.

Такая разметка позволяет объехать его без всякого нарушения.

6. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Речь идёт вот об этих углах на перекрёстках. Правила вполне закономерно требуют, чтобы водители, паркуясь, оставляли свободными эти пятиметровые зоны.

Обращаю ваше внимание! – в Правилах не сказано, что остановка запрещается на перекрёстке . В Правилах сказано, что остановка запрещается и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

И это принципиально важно! И вот почему:


В каком месте Вам следует поставить автомобиль на стоянку с правой стороны дороги?

1. Непосредственно перед пересечением проезжих частей.

2. Непосредственно после пересечения проезжих частей.

3. Не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

Комментарий к задаче

Выезд из двора по Правилам не считается перекрёстком. Но нигде в Правилах не сказано, что это не пересечение проезжих частей.

А раз это пересечение проезжих частей, тогда паркуясь, необходимо выполнять требование пункта 12.4 Правил, а именно:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.


Разрешается ли Вам остановиться в указанном месте?

1. Разрешается.

2. Разрешается, если автомобиль будет находиться не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

И ещё раз обращаю ваше внимание! – в пункте 12.4 не сказано, что остановка запрещается на перекрёстках .

Сказано, что остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Так что, если на экзамене вам попадётся эта задачка, имейте в виду – на перекрёстке с круговым движением парковаться можно (Правила не запрещают), надо только отъехать от края пересекаемой проезжей части на 5 м.


В каком случае водителю разрешается поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

1. Только если расстояние до сплошной линии разметки не менее 3-х метров.

2. Только если расстояние до края пересекаемой проезжей части не менее 5-ти метров.

3. При соблюдении обоих перечисленных условий.

Комментарий к задаче

Автомобиль стоит после пешеходного перехода, и если от края пересекаемой проезжей части есть 5 метров и есть 3 метра до сплошной осевой линии, тогда он выполнил все требования Правил.

То, что остановка запрещена на пересечении проезжих частей , понятно и без всяких Правил.

Никому и в голову не придёт припарковаться подобным образом на четырехстороннем перекрёстке.

А если перекрёсток трёхсторонний, тогда возникает вопрос – можно ли парковаться напротив бокового проезда на трёхсторонних перекрёстках?

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трёхсторонних пересечений (перекрёстков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу.

Попробуем разобраться – что хотели нам сообщить Правила.

Если есть разделительная полоса, тогда с позиции безопасности абсолютно всё равно, стоят ли автомобили до перекрёстка, после перекрёстка или на перекрёстке.

В этом случае Правила разрешили остановку и даже стоянку напротив бокового проезда.

Но при условии, что до разделительной полосы есть 3 метра!

Если 3-х метров нет, тогда остановка здесь вообще запрещена – и до перекрёстка, и после, и на самом перекрёстке.

Точно так же и при наличии сплошной линии разметки Правила, руководствуясь теми же соображениями, разрешили парковаться на трёхсторонних перекрёстках напротив бокового проезда.

И точно так же в этом случае необходимо помнить о «трёх метрах». Если между остановившимся транспортным средством и сплошной линией нет 3-х метров, тогда остановка здесь запрещена.

Во всех остальных случаях остановка напротив бокового проезда запрещена!

А какие могут быть остальные случаи?

Если на перекрёстке разделительная полоса терпит разрыв, тогда это полноценное пересечение проезжих частей!

В таком случае вся зона, ограниченная на рисунке жёлтыми линиями, должна быть свободна от припаркованных транспортных средств.

То же самое, если на перекрёстке сплошная линия терпит разрыв.

То же самое, если разметка прерывистая.

То же самое, если разметка комбинированная (причём, неважно, с какой стороны нанесена прерывистая).

Во всех этих случаях вступает в действие закономерное требование Правил:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части!

И вот уж об этом требовании Правил на экзамене спросят обязательно:


Разрешается ли водителям транспортных средств остановка в указанных местах?

1. Разрешается.

2. Разрешается только мотоциклисту.

3. Запрещается.