Перестановка колес на автомобиле: схема, рекомендации. Как правильно менять местами колеса. Правила перестановки колес Перестановка колес на легковом автомобиле

Износ шин автомобиля не может протекать равномерно : передние шины, как правило, изнашиваются значительно быстрее задних. Причин тому несколько. Так, чаще всего передняя ось автомобиля нагружена сильнее , чем задняя (в основном на нее приходится около 60% массы автомобиля). Передние шины подвержены износу при маневрировании, а также изнашиваются из-за отличных от нуля установок . Кроме этого на не в последнюю очередь влияет тип привода автомобиля: ведущая ось заставляет шины истираться быстрее. За счет ротации (перестановки) колес можно добиться более равномерного их износа и, как следствие, продления срока службы .

Есть и другая, не менее очевидная польза от ротации колес: шины с одинаковой глубиной обеспечивают более высокий уровень комфорта и безопасности . Это особенно важно, если речь идет о сложных погодных условиях. Так, например, наиболее .

Как правильно производить ротацию колес? Отталкиваться, пожалуй, лучше от типа установленных на вашем автомобиле шин.

Асимметричный ненаправленный рисунок протектора

Наиболее популярный на данный момент тип протектора гражданских шин — асимметричный . Таким, к примеру, обладает большинство моделей летней линейки MICHELIN, начиная от экономичных и заканчивая спортивными . При установке асимметричных шин на диски необходимо совмещать лицевую сторону шины с лицевой стороной диска : на боковинах для этого присутствуют надписи Outside и Inside (внешняя и внутренняя сторона шины) и отсутствует стрелка направления вращения. Удобство такого типа протектора состоит в том, что колеса в сборе можно менять между собой любым образом: внешняя сторона шины в любом случае останется внешней . В этом случае уместно применять какой угодно из методов ротации. Обычно наиболее подходящий способ для перестановки колес указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля, однако если таковой на руках нет, то можно выбирать один из предложенных нами способов.

Способ 1

Переднее левое колесо меняется с задним правым, а переднее правое — с задним левым. Такой тип замены подходит для любого типа привода автомобиля и является наиболее предпочтительным для полноприводных автомобилей.

Способ 2

Задние колеса переставляются на переднюю ось (правое заднее колесо ставится на место правого переднего, левое заднее — на место левого переднего), в то время как передние устанавливаются на место задних по диагонали (правое переднее колесо — на место левого заднего, левое переднее — на место правого заднего). Такой способ подходит для авто с задним и полным приводом.

Способ 3

Передние колеса устанавливаются на место задних (правое переднее колесо — на место правого заднего, левое переднее — на место левого заднего), а задние колеса, в свою очередь, переставляются на переднюю ось по диагонали (правое заднее колесо ставится на место левого переднего, левое заднее — на место правого переднего). Этот способ предназначен для автомобилей с передним типом привода.

Симметричный рисунок протектора

Такой тип протектора характерен в основном для внедорожных и коммерческих шин. В линейке MICHELIN, к примеру, к этому типу относятся модели шин и . Ротация шин с симметричным рисунком протектора полностью совпадает с вышеописанным методом для асимметричных ненаправленных шин. Отличие в эксплуатации таких шин только одно: при сборке колес здесь не нужно учитывать положение внешней и внутренней стороны шины.

Симметричный направленный рисунок протектора

Такие шины все реже встречаются в линейках летних шин и почти всегда — зимние: V-образный протектор позволяет максимально эффективно удалять воду из пятна контакта. Так, в модельном ряду MICHELIN направленным рисунком протектора обладают летние шины CrossClimate и целый ряд зимних шин ( , Latitude X-Ice 3, Alpin 5 и т. д.). Ротацию с установленными на диски направленными шинами можно произвести только одним способом: меняя передние и задние колеса местами, т. е. переднее левое колесо — на место заднего левого, переднее правое — на место заднего правого.

Асимметричный направленный рисунок протектора

Как видно из названия, помимо внешней и внутренней стороны, рисунок протектора шины имеет направленность. Этот тип шин используется лишь в автоспорте из-за неудобства использования, дороговизны и отсутствия ощутимой пользы для гражданского применения. Ротация с такими шинами производится так же, как в случае с симметричными направленными шинами: передние и задние колеса каждой из сторон автомобиля меняются между собой местами.

Разновеликие шины

Многие спортивные автомобили порой оснащаются разновеликими колесами: задние шины, как правило, шире и больше в диаметре. Если шины имеют асимметричный ненаправленный рисунок протектора, то колеса на каждой из осей можно менять между собой местами, однако если мы имеем дело с направленными шинами, то увы — ротация таких колес без шиномонтажных работ невозможна.


Ротация колес с использованием запасного колеса

Такой тип ротации позволяет продлить срок жизни колес примерно на 20% , но в реальности этот способ почти не используется: у многих современных автомобилей запаски в багажнике либо нет вовсе, либо в ее качестве используется малоразмерная «докатка». И даже если ваш автомобиль оснащен полноразмерным запасным колесом, на практике оно чаще всего отличается либо моделью шины, либо типом диска. Однако если запаска полностью идентична установленным на автомобиль колесам, то ротация в этом случае может быть крайне полезной. Для удобства замены колес тип рисунка протектора должен быть либо асимметричным ненаправленным, либо симметричным ненаправленным. Процесс ротации в этом случае уже не так очевиден, как в предыдущих способах.

Способ 1

Переднее правое колесо убирается на место запаски, запаска устанавливается на место заднего правого колеса, заднее правое — на место переднего левого, переднее левое — на место заднего левого, заднее левое — на место переднего правого.

Способ 2

Запасное колесо устанавливается на место заднего правого колеса, заднее правое — на место переднего правого, переднее правое — на место заднего левого, заднее левое — на место переднего левого, а переднее левое колесо, в свою очередь, убирается на место запаски.

Периодичность ротации колес

Чем чаще производить перестановку колес, тем более равномерно шины будут изнашиваться . Но, поскольку слишком часто этим заниматься довольно хлопотно, специалисты советуют менять колеса местами во время периодического — когда автомобиль так или иначе поднимают на подъемник. Как правило, пробега в 8-10 тыс. км вполне достаточно для очередной перестановки колес: таким нехитрым способом вы сможете не только продлить срок службы шин , но и сохранить безопасность передвижения на должном уровне.

Новенький комплект шин моет прожить от 80 тысяч километров пробега и более, правда, это касается идеальных рабочих и дорожных условий. Но некоторые из этих условий мы можем создавать сами. Всего пара простых правил, и срок службы покрышек может быть легко продлён на 30-40 тысяч километров пробега.

Износ шин

Разумеется, на продолжительность эксплуатации автомобильных шин влияет множество факторов. Это и стиль вождения, и класс автомобиля, его техническое состояние, тип самих покрышек. И, конечно же, срок службы шин у аккуратного дачника, пару раз в год выезжающего на машине, и у агрессивного стритрейсера, постоянно пускающего дым на старте, будет совершенно разный. Немаловажный фактор, влияющий на продолжительность жизни резины, степень изношенности её элементов, будь то , шаровые опоры, втулки и прочее. Также необходимо выставлять правильный сход-развал, поддерживать оптимальное давление в шинах.

Для чего нужно менять шины местами

Ещё одним способом продления жизни автопокрышек является перестановка колёс местами. Раньше опытные водители частенько использовали такой приём, для многих это было правилом, сегодня же о нём практически забыли. Чем же поможет смена шин местами? Всё просто, разные колёса в машине подвергаются разным нагрузкам, что, в свою очередь, приводит к явным различиям в структуре и степени износа шин. К примеру, передние покрышки держат большую часть массы автомобиля, поскольку в подавляющем большинстве автомобилей тяжёлый двигатель расположен именно впереди. Нагрузка ещё больше усиливается при , до 80 процентов веса ложится на них при резком торможении. Потом, передние колёса постоянно поворачиваются, что не может не сказываться на их ускоренном изнашивании.

Период ротации

Структура износа у передних и задних шин разная, на передних стачиваются края протектора, задние же шины теряют среднюю часть. Своевременная ротация колёс даст возможность этот износ сделать более равномерным: задние шины начнут стираться на боковинках, передние же – по плоскости. Разумеется, можно просто менять на новые передние шины, если у вас достаточно лишних денег, однако проще просто поменять шины местами, продлевая им жизнь раза в полтора. Причём сами производители авторезины советуют переставлять покрышки каждые полгода или через каждые десять тысяч километров пробега. И чтобы это делать, не придётся предпринимать отдельных дополнительных действий, ведь каждые полгода мы и так переобуваем свои машины с летней на зимнюю резину и обратно. Просто надо будет менять их местами.

Порядок перестановки

Схема перестановки может быть разной, но правильно это делать следующим образом: задние шины ставим вперёд в том же порядке, что и был, то есть левую на левую, а правую на правую. Передние же шины следует ставить на заднюю ось в перекрёст, то есть левую спереди ставим на правую заднюю сторону, так же поступаем и правой передней.

Но здесь имеется один существенный нюанс – ассиметричный рисунок на протекторе. Если шины у вас такие, то перестановка делается без смены бортов. На мощных машинах или на подспортивненных частенько устанавливают колёса разного размера, в этом случае перекидка шин происходит только по бортам, справа налево. И перед каждой сменой внимательно изучайте маркировку ваших покрышек.

Схема перестановки шин

Перестановка колес имеет решающее значение, когда речь идет о том, чтобы продлить жизнь шинам, которые вы купили. В процессе эксплуатации при различных условиях вождения ваши шины подвергаются неравномерному износу. В зависимости от вашего стиля вождения, разумно менять местами шины каждые 6000 миль (9700 км), примерно вместе с каждой второй заменой масла. Читайте дальше, чтобы узнать, как добавить в ваш арсенал механика этот недорогой и легко экономящий деньги способ.

Шаги

Часть 1

Подъем Автомобиля

    Возьмите домкрат. Ваш автомобиль укомплектован домкратом, так что вы можете за один раз заменить одно колесо. Но чтобы поменять местами все колеса, вам нужно приподнять над землей весь автомобиль целиком. Самый простой и дешевый способ сделать это – раздобыть набор опор, который стоит примерно 30 $. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сделать это с помощью нескольких домкратов.

    • Если вы не хотите покупать опоры, то можно использовать шлакоблоки. С другой стороны, вы можете установить у себя в гараже гидравлический подъемник стоимостью в несколько тысяч долларов.
  1. Найдите поверхность с подходящим рабочим уровнем. Предотвратить риск того, что поднятый автомобиль будет неустойчив, можно, работая на ровной поверхности. Затяните стояночный тормоз, прежде чем начинать работу, и заблокируйте колеса, которые вы не ставили на опоры, чтобы машина не катилась вперед или назад, пока вы работаете.

    • Если дорога идет под наклоном или если нет подъездного пути, можно, потратив совсем немного времени, найти пустое место на парковке перед супермаркетом.
  2. Снимите колпаки и ослабьте крепежные болты. Пока ваш автомобиль все еще на земле, используйте крестовой баллонный ключ и снимите колпаки, чтобы добраться до крепежных болтов. Затем, с помощью ключа ослабьте болты, которыми колесо прикручено к оси. НЕ ВЫНИМАЙТЕ болты, просто ослабьте их немного для того, чтобы они легко откручивались, когда вы поднимите машину.

    • Снимите один колпак и используйте его как контейнер для хранения болтов.
  3. Поднимите машину. Используйте домкрат для того, чтобы поднять каждый угол машины, и затем установите опоры. Изучите инструкцию, чтобы правильно их установить.

    • Использование четырех опор – это самый легкий и быстрый способ закончить работу, но некоторые люди справедливо нервничают, когда автомобиль находится в воздухе. Если у вас всего две опоры, вам придется поднимать и опускать машину с помощью домкрата несколько раз, поскольку процедура требует поменять местами передние и задние шины.
    • В любом случае, составить схему перестановки, прежде чем снять любые колеса, – это хорошая идея.

    Часть 2

    Перестановка Колес
    1. Проверьте рисунок протектора на шинах. Колеса бывают направленные и ненаправленные. Направленные шины имеют строго направленный рисунок протектора, как правило, с канавками, предназначенными для того, чтобы отводить воду и песок наружу, чтобы улучшить управление. По этой причине нельзя менять местами направленные шины со стороны водителя и шины со стороны пассажира и наоборот. Ненаправленные шины выглядят одинаково, и менять местами колеса со стороны водителя на пассажирские колеса абсолютно безопасно.

      • Для направленных шин ротация означает, что вам нужно поменять местами переднее колесо с водительской стороны с задним водительским колесом и наоборот.
      • Для ненаправленных шин в обычных условиях ротация означает замену переднего водительского колеса на заднее пассажирское. Заднее колесо со стороны водителя становится на место переднего колеса с пассажирской стороны, и оба задних колеса перемещаются к передней части автомобиля. При таком варианте вы можете быть уверены в том, что сделаете полную ротацию шин в два подхода и обеспечите максимально долгий срок службы шин.
    2. Открутите крепежные болты с первого колеса, которое вы подняли, и снимите его. Откатите колесо к новому месту. Следите за болтами и держите их поближе к оси, с которой они были сняты. Резьба должна быть одинаковой, но вообще их расположение должно быть привязано к автомобилю, а не к колесу.

      Переставляйте шины правильно по схеме. Если вы подняли машину полностью, просто переставьте колеса, разместите их на ступицах и вручную затяните крепежные болты.

      • Если у вас есть только две опоры, и они обе заняты, например, в задней части автомобиля, тогда вы начнете с того, что снимите два задних колеса. Затем, вам потребуется переставить заднее водительское колесо на место переднего водительского колеса. Немного поднимите машину домкратом с этой стороны, снимите колесо, установите новое, затяните болты и опустите домкрат. Затем перенесите это переднее колесо к задней части авто с пассажирской стороны, и т.д. Продолжайте перемещаться вокруг машины, меняя местами колеса в соответствующем порядке (по схеме).
    3. Опустите машину. При помощи домкрата поднимайте каждую сторону автомобиля до тех пор, пока не сможете безопасно удалить опоры, и затем опустите машину. До этого убедитесь, что достаточно закрепили колеса. Вы должны суметь раскачать колесо взад-вперед.

      • Ротация шин – это прекрасная возможность почистить диски, колесные арки, а также осмотреть шины на предмет скрытых дефектов или проколов. Кроме того, не пожалейте времени на осмотр колесных арок и на то, чтобы очистить от мусора любое устройство охлаждения тормозов.

      Предупреждения

      • Многие автомастерские используют пневматическое устройство для того, чтобы открутить или закрутить болты в вашем автомобиле. Тем не менее, очень небольшой процент этих мастерских не придерживается рекомендаций при затягивании наконечников, и используют усилие более 200 Нм. Излишне сильное затягивание наконечников приводит к тому, что человеку среднего телосложения и роста чрезвычайно сложно их открутить.
      • Когда меняете шину или переставляете колеса, не забудьте «заблокировать» их, чтобы не допустить никакого движения автомобиля в процессе работы. Для этого можно использовать среднего размера камень или короткий деревянный брусок (башмак) с ровной поверхностью, расположив его позади или спереди противоположной шины. (Если меняете левое заднее колесо, заблокировать нужно правое переднее, и т.д.)

Колеса необходимо регулярно переставлять, следуя или инструкции в руководстве по эксплуатации автомобиля, или правилам, разработанным в шинной отрасли. Правильная перестановка колеса помогает сделать более равномерным продольный и поперечный износ шин, а также улучшить комфортность хода и снизить уровень шума. Минимальные отличия в продольном износе протектора шин, которые могут проявиться после периодической перестановки колес каждые 5 000 – 8 000 км, не влияют на устойчивость аквапланированию, и колеса можно переставлять дальше. В этом случае любые отличия в износе на самом деле означают, что перестановку следует осуществлять с меньшими интервалами.

Перестановка колес выгодна по нескольким причинам. Если выполнять ее по рекомендованным правилам, она может улучшить управляемость и тяговое усилие, а также снизить уровень неравномерного износа.

Существуют гарантии, которые действительны только при условии правильной перестановки колес. Эксперты рекомендуют переставлять колеса каждые 5 000 – 8 000 км, даже при отсутствии признаков износа. Часто перестановку можно осуществлять одновременно с заменой масла, когда автомобиль находится на подъемнике. Это удобный момент для того, чтобы проверить шины на наличие повреждений, удалить камни и другие посторонние предметы, определить равномерность износа при помощи измерения глубины протектора и, естественно, проверить уровень давления.

Шины на передней оси автомобиля по выполняемым задачам существенно отличаются от шин на задней оси. При этом шины на переднеприводном автомобиле работают в существенно других условиях, чем на заднеприводном. На каком бы колесе ни была установлена шина, в любом случае могут быть отличающиеся типы и скорость износа. Поэтому предпочтительнее всего, чтобы все четыре шины изнашивались одинаково, поскольку когда износ уменьшает глубину протектора, он позволяет всем четырем шинам быстрее реагировать на повороты руля, сохраняет характеристики управляемости и помогает повысить сцепление в поворотах.

Если все шины изнашиваются одинаково, можно купить новый комплект, а не приобретать шины парами. Если менять весь комплект, сохраняются первоначальные характеристики управляемости. Кром того, производители постоянно выпускают новые, усовершенствованные модели шин, и если поставить новый комплект, можно улучшить управляемость автомобиля, вместо того чтобы искать шины предыдущего поколения

Жители северных регионов могут осуществлять перестановку колес одновременно с сезонной сменой резины. Водители, которые в год в среднем проезжают 19 000 – 24 000 км, две из трех перестановок колес будут проводить во время смены шин до и после зимы. Все, что им остается сделать, это еще раз переставить колеса в июле.

Как именно нужно переставлять колеса? Существует три традиционных способа, подходящих для большинства автомобилей (оснащенных шинами и дисками одинакового размера). Второй способ может использоваться как альтернатива первому и третьему.

Схема перестановки колес:

Существует также два дополнительных способа. Четвертый способ подходит для автомобилей с одинаковыми размерами шин и дисков, а пятый для автомобилей, на передней и задней осях которых стоят разноразмерные шины.


Хотя многие автомобили оснащаются запаской, которая меньше стандартных колес, если запасное колесо по своим размерам не отличается от остальных, его необходимо использовать во время перестановки. Следуйте инструкциям производителя автомобиля, или, если они отсутствуют, всегда ставьте запаску на правое заднее колесо. Одну из других шин, согласно схеме, убирайте в багажник и используйте как запасную до следующей перестановки.


Регулярная перестановка колес позволят обеспечивать равномерный износ всех пяти шин в течение всего срока эксплуатации. Кроме того, правильная перестановка важна в том случае, когда из-за прокола приходится ставить запасное колесо и использовать его вместе с тремя частично изношенными шинами.

Многие из нас постоянно ищут способы сэкономить. И далеко ходить за этим вовсе не требуется: один из них заключается в самостоятельном техническом обслуживании собственного автомобиля. К тому же, если вы не будете достаточно заботиться о шинах своего автомобиля, они будут обходиться вам очень дорого.

Самый простой способ продлить жизнь своим шинам состоит в том, что нужно регулярно их перестанавливать. Одни автовладельцы никогда не делают этого, другие обращаются к специалистам. Вы можете легко сохранить свои деньги, делая эту работу самостоятельно. Мы расскажем вам как.

Зачем перестанавливать шины?

Передние и задние шины изнашиваются по-разному. Например, передние шины несут на себе более 60 % веса вашего автомобиля, следовательно, они изнашиваются быстрее, чем задние. Кроме того, повороты изнашивают передние шины с разной скоростью. При правостороннем движении мы обычно сворачиваем влево быстрее, чем вправо. Это оказывает большую нагрузку на правую переднюю шину, вследствие чего она изнашивается быстрее, чем левая. Проехав тысячи километров, вы в конечном итоге обнаружите неравномерный износ протектора.

Перестановка шин уравнивает этот естественный износ. Делая это регулярно, вы обеспечите себе более плавную и безопасную езду. И что еще более важно, вы будете экономить деньги в долгосрочной перспективе, потому что срок службы ваших шин возрастет. Да и вообще это по-настоящему мужское занятие, от которого не стоит отказываться.

Как часто необходимо перестанавливать шины?

Загляните в руководство по эксплуатации своего автомобиля. Там вы наверняка найдете рекомендуемую схему ротации шин. Большинство производителей рекомендуют перестанавливать шины каждые 5000-10000 км. Делайте это каждый раз, когда меняете масло в двигателе, например. Так легче запомнить.

Необходимые инструменты

  • Автомобильный домкрат. Тот домкрат, который поставлялся с вашим автомобилем, может помочь, но для ротации шин он все-таки не рекомендуется. Он предназначен для того, чтобы приподнять автомобиль на короткий промежуток времени и быстро поменять одно колесо. Безопаснее использовать передвижной напольный гидравлический домкрат.
  • Подставка к домкрату. Для перестановки шин вам понадобится какая-нибудь подставка. Если не хочется раскошеливаться, можно соорудить подставку из шлакоблока, например. Просто поместите шлакоблок под колесо, а на него положите доску, чтобы не поцарапать днище автомобил я.

Схема перестановки

Прежде чем начать откручивать гайки крепления колеса, мы должны определить, по какой схеме будем перестанавливать шины. Способ перестановки шин зависит от нескольких факторов, но больше всего вы должны обратить внимание на то, какие шины установлены на вашем автомобиле: направленные или ненаправленные.

Такие шины имеют направленный в одну сторону рисунок протектора, который оптимизирован для вращения колеса в определенную сторону. Стрелка и надпись «ROTATION» на боковине указывают направление вращения, и установка таких шин на диск производится в соответствии с этими требованиями.

Для перестановки направленных шин просто поменяйте местами переднюю правую и заднюю правую шины, а также переднюю левую и заднюю левую. Вот так:

Перестановка ненаправленных шин. Рисунок протектора на ненаправленных шинах позволяет установить шину как угодно (любой стороной), т. к. она не имеет направления вращения.

Для автомобилей с задним приводом переместите передние шины в противоположные стороны задней оси автомобиля: передняя левая станет задней правой, а передняя правая - задней левой. Задние шины просто перемещаются вперед без смены сторон. Вот как это выглядит:

На автомобилях с передним приводом сделайте наоборот. Переместите задние шины в противоположные стороны передней оси, а передние шины поставьте на заднюю ось без смены сторон:

Некоторые руководства к старым автомобилям рекомендуют использовать запасное колесо, чтобы дать одной из шин перерыв. Но проблема в том, что подавляющее большинство современных запасных шин не предназначено для длительной езды. Они зачастую меньше по размеру, имеют облегченную конструкцию и меньшую глубину протектора. Их основное назначение - помочь вам доехать до авторемонтной мастерской, где вам установят оригинальную шину.

Однако некоторые автомобили все еще оснащены соответствующими полноценными запасными шинами. Обычно такие бывают у внедорожников. Если у вас есть такая запаска, то будет неплохо время от времени пускать ее в эксплуатацию. Вот схема для такой перестановки:

Как выполнить перестановку шин

  1. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз. Просто для своей же безопасности.
  2. Ослабьте гайки на всех колесах. Полностью снимать их пока не нужно, но когда автомобиль будет приподнят, отвинтить их будет гораздо легче.
  3. Приподнимите одно колесо с помощью домкрата и разместите под ним подставку. Если у вас одна или две подставки, то сначала придется подумать, в какой последовательности будет лучше опускать и поднимать автомобиль, и времени потребуется больше. Но, несмотря на дополнительные усилия, вы все равно потратите на работу не более 20 минут. Можно поместить автомобиль на все четыре подставки. Это не самое безопасное, что вы можете сделать, но работа, безусловно, выполнится быстрее, т. к. не придется тратить время на перемещение подставок.
  4. Снимите шины и переставьте их в соответствии со схемой, в зависимости от типа протектора. Гайки затягивайте вручную и потуже.
  5. Опустите автомобиль. Возьмите крестовой ключ для колес и затяните гайки еще туже. Лучше всего затягивать по диагонали от одной к другой (по принципу рисования пятиконечной звезды). Это гарантирует равномерную затяжку. При неравномерной затяжке может деформироваться тормозной диск.

Вот и все. Не забывайте повторять этот процесс время от времени.