Салонный фильтр: угольный или обычный. Что такое салонный фильтр и для чего он нужен? Что дает замена салонного фильтра

Воздух в салон автомобиля поступает из окружающей среды постоянно через воздуховоды вентилятора, чтобы сохранять достаточное количество кислорода внутри машины для водителя и пассажиров. В плотном потоке машин навстречу транспортному средству направляется воздух в смеси с отработавшими газами, выходящими из машины встречного автомобиля. Дышать таким воздухом небезопасно, и для удержания вредных примесей устанавливается салонный фильтр.

Зачем нужен в автомобиле салонный фильтр

Многие водители недооценивают значимость элемента, фильтрующего воздух, который поступает в салон автомобиля. Согласно проведенным исследованиям, салонный фильтр способен удерживать до 99,5% вредных примесей, содержащихся в поступающем воздухе. При отсутствии фильтрующего элемента водителю и пассажирам приходится дышать продуктами сгорания топлива, в которых содержится: сажа, оксиды азота, серы и углерода, тяжелые металлы, альдегиды и более 200 других вредных для организма веществ.

Согласно исследованиям служб экологического мониторинга ситуации, в крупных мегаполисах загрязненность воздуха на автомобильных дорогах превышает в 20-40 раз установленные нормы. Проводя в автомобиле по несколько часов в день, водитель рискует получить хронические заболевания дыхательных путей и нервной системы. Помимо воздействия токсичных веществ, вред органам дыхания водителя наносят микрочастицы пыли от шин, копоти, асфальта и прочего.

Помимо сохранения здоровья водителя, салонный фильтр выполняет задачу по замедлению устаревания машины. Не пропуская в салон пыль и гарь, фильтрующий элемент позволяет предотвратить помутнение стекол.

Как часто менять салонный фильтр

Нет однозначного ответа на вопрос о том, как часто требуется производить замену салонного фильтра. Каждый производитель автомобиля устанавливает свои рекомендованные сроки замены фильтрующего элемента, которые, в большинстве случаев, варьируются от 20 до 25 тысяч километров пробега машины. Следует отметить, что данные значения заданы для европейских городов, где с экологией лучше, чем в крупных российских мегаполисах. Российские специалисты в области экологии рекомендуют водителям менять салонные фильтры каждые 10-15 тысяч километров.

Поскольку ориентироваться по столь разрозненным рекомендациям достаточно сложно, проще определить засоренность салонного фильтра по явным симптомам:

  • При включении системы вентиляции воздуха в салоне появляется пыль;
  • Во время движения автомобиля в салоне начал ощущаться неприятный запах;
  • Стекла начали часто запотевать изнутри.

Если беспокоят перечисленные проблемы, правильным решением будет снять салонный фильтр и убедиться в его загрязненности или чистоте.

Важно: Грязный салонный фильтр оказывает негативное влияние на воздух в салоне. Со временем в фильтре развиваются вредные бактерии, грибок и плесень. Если фильтр из-за загрязненности не сможет удерживать микроэлементы, они начнут поступать в салон, оказывая негативное влияние на здоровье водителя.

Где находится салонный фильтр

Производители автомобилей могут устанавливать салонный фильтр в различные места салона, но они стараются учитывать тот факт, что фильтрующий элемент приходится довольно часто менять, соответственно, доступ к нему должен быть облегченным. Однозначно сказать где находится салонный фильтр может только книга по эксплуатации конкретной модели автомобиля, в которой данная информация должна быть отображена.

Наиболее часто салонный фильтр устанавливается за бардачком или под ним. Можно встретить автомобили, в которых поступающий в салон воздух элемент фильтрации устанавливается со стороны водителя, например, под приборной панелью. Некоторые производители машин ставят фильтр на входе воздуха, то есть располагают его под капотом в специальном корпусе или углублении, в таком случае его заменить наиболее просто.

Как заменить салонный фильтр

Салонный фильтр очень просто заменить, достаточно обнаружить его местоположение в салоне автомобиля и добраться до него. Важно при снятии пластиковых вставок, за которыми находится фильтрующий элемент в салоне, не повредить защелки, на которых они держатся. Лучше лишний раз посмотреть в инструкции по автомобилю, как снимается крепление, чем восстанавливать его или полностью менять деталь из-за поломки.

Вынув старый салонный фильтр, не спешите устанавливать новый на его место. Рекомендуется пропылесосить или другим образом очистить место, где был установлен фильтрующий элемент. Далее установите деталь на место старой, обращая внимание на указатели на нем, которые подскажут какой стороной вставить салонный фильтр правильно.

Типы салонных фильтров

Выбирая фильтр, первым образом следует ориентироваться на его размеры. В зависимости от модели автомобиля, размеры салонных фильтров отличаются, и на упаковке с расходным элементом производители указывают, для каких машин он подходит. При этом отличаются салонные фильтры не только по размерам, но и по материалам, из которых они изготовлены.

Замена салонного фильтра – это не только забота о здоровье пассажиров авто, но и продление эксплуатационного ресурса системы кондиционирования. Своевременна замена увеличивает межсервисные интервалы обслуживания кондиционера, что экономит ваше время и средства.

Не стоит игнорировать

Многие водители совсем забывают о такой важной составляющей автомобиля, как салонный фильтр. Как говорится, «на скорость не влияет», с чем невозможно поспорить. Несмотря на то что технические характеристики автомобиля нисколько не изменятся, грязный салонный фильтр имеет неоспоримое пагубное влияние:

  • уменьшение фильтрующей способности бумажного элемента. Следовательно, для всасывания воздуха требуется большее усилие, что приводит к росту нагрузки на моторчик печки;
  • образование бактерий, которые разносятся по все системе кондиционирования. Особенно на испарителе, поскольку там наиболее благоприятная среда. В итоге вам придется чаще проводить дезинфекцию всей системы. Стоит учесть, что если вы не хотите проводить , то стоимость проведения очистки на СТО в несколько раз превысит стоимость своевременной замены бумажного очистителя.

Как понять, что фильтр пора менять

Производители рекомендуют менять салонный фильтр не реже чем каждый 12-15 тыс. км либо раз в год. Если вы эксплуатируете автомобиль в сухом климате с умеренным содержанием пыли в воздухе, интервалы замены можно немного увеличить. Если вам неизвестна информация о дате установки, сигналом для замены могут стать следующие симптомы:

Вы всегда можете вытащить фильтр и оценить состояние фильтрующего элемента.

Какой фильтр лучше купить

Новые элементы могут быть всего двух видов: обычный и угольный. Традиционный противопылевой фильтр, распознать который можно по естественному белому цвету фильтрующего элемента, задерживает лишь грязевые частицы и пыль.

Бумажный элемент угольного фильтра дополнительно обрабатывается активированным углем. Такой салонный фильтр задерживает не только пыль и грязь, но и некоторые вредоносные химические соединения. Молекулярная структура активированного угля позволяет вбирать в себя сероводород, углеводород, угарный и сернистый газы. Производители уверяют, что такие фильтрующие элементы помогают очистить воздух от выхлопных газов и неприятных запахов.

Если вы хотите купить салонный фильтр угольного типа, обязательно уточните по каталогу, производятся ли таковые для вашей модели автомобиля. Каждый салонный фильтр разрабатывается под конкретные размеры пластикового короба. Для лучшей герметизации кромки уплотняются поролоновой проставкой. В случае неудачи, замерьте оригинальный фильтр, дабы попробовать подобрать аналог.

Где находится

Существует всего два месторасположения очистителя воздуха:

  • в подкапотном пространстве за моторным щитом. Очень часто пространство около жабо прикрывают пластиковым кожухом;
  • в салоне автомобиля внутри торпедо. В таком случае для замены могут потребоваться не только отвертка, но и некоторая степень предрасположенности к гимнастике.

Перед тем как заменить салонный фильтр, обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Это вам поможет не только узнать, где находится фильтр салона, но и подготовить весь необходимый инструмент. Для примера замены своими руками рассмотрим сразу несколько автомобилей.

Как правильно установить

Некоторые заводы изготовители указывают способ установки фильтрующего элемента. Это будет стрелка, указывающая направление потока воздуха. Если стрелка смотрит вниз, поток воздуха засасывается сверху.

Если никаких маркировочных знаков на новом фильтре нет, определите, с какой стороны «канавки» большей глубины. Это и будет сторона, через которую проходит неочищенный воздух. Логика в том, что более глубокие канавки позволяют дольше собирать крупный мусор, листья.

Toyota Corolla (140/150)

В Тойта Королла система фильтрации воздуха находится за бардачком у пассажирских ног. Для замены вам не нужно ничего, кроме нового фильтрующего элемента.

Вверху каждой из стороны бардачка находятся защелки. Если их отщелкнуть, вещевой ящик немного опустится, что откроет доступ к корпусу фильтра. Корпус держится на двух защелках. После их сжатия уже ничего не будет мешать установить новый фильтрующий элемент.

Если в процессе установки бардачок опустился еще ниже, осмотрите привод микролифта (именно этот маленький поршень отвечает за плавное открывание бардачка). Возможно, он просто выскочил из своего крепления.

Chevrolet Cruze

Замена салонного фильтра на Шевроле Круз:

  • по бокам внутреннего пространства бардачка нужно снять две защелки-ограничители. Ее нужно немного отогнуть, а затем потянуть к себе;
  • с правой стороны отстегните ограничитель хода;
  • после опускания ящика вам откроется вид на пластиковую крышку фильтрующего элемента;
  • замена салонного фильтра возможна после снятия крышки (держится 3 защелками).

DAEWOO Lanos

Замена на Ланосе осуществляется из подкапотного пространства. Вам потребуется:

  • снять резиновый уплотнитель подкапотного пространства;
  • открутить 3 крепления левой части жабо (пластмаска, из которой торчат дворники). После потяните ее немного в направлении ближнего крыла и вытащите;
  • засуньте руку в проем, чтобы нащупать верхнюю часть фильтрующего элемента. Новый фильтр салона устанавливается на место старого.

В случае с DAEWOO Lanos вам действительно придется проявить изворотливость.

Ежедневная эксплуатация автомобиля требует правильной и надежной работы всех его механизмов. В данном случае, речь пойдет о фильтрующих системах машины, каждая из которых, выполняет важные, но разные задачи. Схожесть и различие салонного и воздушного фильтров, механизм их работы, замены и установки будут рассмотрены ниже.

Этот элемент очистки воздуха есть в каждом современном автомобиле. Салонный фильтр давно уже не роскошь, которую могут себе позволить состоятельные автолюбители. От данного фильтра зависит качество воздуха в салоне, интенсивность обдува, снижение или полное удаление концентрации вредных веществ (окиси азота, угарного газа, пыли). В зависимости от конструкции фильтрующего элемента салонные фильтры делятся на картриджные и корпусные.


Картриджные фильтры наиболее популярны среди автолюбителей, поскольку позволяют менять использованную пластину (картридж), а не полностью сборный фильтр (корпус с креплением и элемент очистки). Располагается салонный фильтр за бардачком, чаще всего ближе к месту водителя. Чуть реже устанавливается прямо под капот – это характерно для многих европейских машин.

Располагается он перед «печкой», поэтому очищенный воздух через систему заслонок будет поступать напрямую в салон автомобиля.

Салонный фильтр может быть угольным или простым, в зависимости от материалов, расположенных на пластине. Простой фильтр состоит из обычного полипропилена, который задерживает пыль и очищает воздух от запахов. Более эффективным будет угольный вариант – активированный уголь, помещенный между слоями, отлично справляется с неприятными запахами и очищает воздух от химических веществ. Но и цена на угольный фильтр будет заметно выше.

Периодичность замены салонного фильтра может быть разная, но не реже чем один раз в год. Определенный километраж (15, 20, 50 тысяч км.), в данном случае, ориентир тоже весьма условный. Плохая работа системы отопления, неприятный запах, запотевание стекол изнутри салона, забитые грязью и пылью пластина фильтрующего элемента – вот основные признаки износившегося салонного фильтра.

Воздушный фильтр – важный элемент в работе автомобиля. Он предназначен для очистки воздуха, поступающего к двигателю, а также регулирует температуру горючей смеси в бензиновых автомобилях. Износ фильтра может привести к падению мощности двигателя, повышению расхода топлива и увеличению показателя концентрации вредных веществ в выхлопе.

Воздушный фильтр может иметь различную форму (панельные, в виде цилиндра и не имеющие каркаса, или бескаркасные), а эффективность того или иного фильтра определяется количеством ступеней очистки воздуха и системой забора пыли.
Многоступенчатая система позволяет лучше очищать воздух от микроэлементов, способных повредить двигатель.

Сухой забор пыли более эффективен по сравнению с масляными системами, поэтому их распространение вполне объяснимо. Их легко заменить, хотя они и имеют довольно сложную конструкцию, в которую входят пористый картон, различные легкие металлы и полимерные вещества. Процент пропускаемых частиц у сухих воздушных фильтров очень низкий и не превышает 1%, тогда как маслянистые системы могут «не заметить» 2-3%.

Необходимость замены данного элемента возникает в процессе эксплуатации автомобиля, напрямую связано с пробегом, а внешний вид фильтра будет дополнительным фактором, повлиявшим на решение о замене. На автомобилях с дизельным мотором, а также с двигателями, оснащенными турбонаддувом, замена воздушного фильтра происходит еще чаще.

Схожесть и отличия

Воздушный и салонный фильтры – элементы весьма схожие по принципу работы и конечному результату. Оба очищают воздух от пыли, грязи и других микроэлементов. Воздушный фильтр имеет более сложную конструкцию, нежели салонный — в тоже время воздушный фильтр достаточно вариативен в зависимости от конкретного автомобиля, тогда как салонный более универсален в использовании. Данные элементы не связаны между собой напрямую, а работают отдельно друг от друга. Но, если воздушный фильтр служит для правильной и безопасной работы двигателя, то салонный фильтр обеспечивает комфорт и чистый воздух для водителя и пассажиров.

Многие автолюбители весьма щепетильно относятся к вопросу технического обслуживания своего автомобиля и в большинстве случаев даже неплохо разбираются в устройстве и принципе работы его основных агрегатов. Однако существует ряд второстепенных деталей и систем, которым автовладельцы не уделяют должного внимания, считая их малозначимыми. Например, практически любой обладатель машины непременно позаботится о своевременной замене воздушного фильтра, являющегося частью впускной системы двигателя. А вот о необходимости замены фильтрующего элемента, ответственного за очистку поступающего в салон автомобиля воздуха, частенько забывают. Некоторые же из водителей вообще не догадываются о его существовании, пока не познакомятся с регламентом технического обслуживания. Итак, в этой статье поговорим об автомобильном салонном фильтре.

Перед тем, как приступить к рассмотрению конструкции и схемы работы современных фильтров салона, кратко вспомним историю появления этих очистителей воздуха. Интересно, что они начали применяться гораздо позже классических воздушных фильтров, предназначенных для очистки поступающих во впускной коллектор двигателя потоков. Осознание необходимости фильтрации попадающего внутрь автомобиля воздуха пришло в конце 70-х – начале 80-х гг, когда количество транспортных средств стало стремительно увеличиваться и начали появляться первые пробки, вокруг которых буквально создавалось облако из отработавших газов. Впервые салонный фильтр был установлен на серийный автомобиль в 1991 году. Он представлял собой фильтровальную бумагу, улавливающую частицы размером более 5 мкм, и был бессилен в борьбе с токсичными газами. Во второй половине 90-х в Европе салонные фильтры стали массово устанавливаться на автомобили средней ценовой категории. Это были уже более продвинутые фильтрующие элементы с добавлением активированного угля, способного поглощать молекулы вредных веществ, таких как оксиды азота, серы и прочих. В настоящее время салонный фильтр является неотъемлемым атрибутом большинства автомобилей. Лишь некоторые бюджетные модели, и то, как правило, в начальных комплектациях, не предусматривают установку подобных элементов для фильтрации воздуха.

Назначение салонного фильтра

Выше мы уже отмечали, что воздушный фильтр салона предназначен для удаления различного рода вредных веществ, проникающих во внутреннее пространство автомобиля по воздуховодам системы вентиляции. Многие, наверное, зададутся вопросом – зачем уделять большое внимание фильтрации воздуха, если он попадает в салон не только через воздухозаборник, а еще и через зазоры в уплотнениях и просто при открывании дверей автомобиля. Это действительно так, однако превышение концентрации опасных для здоровья человека веществ характерно лишь для зоны интенсивного движения, когда поток транспорта достаточно плотный и скорость его перемещения невелика. В этой ситуации выхлопная труба впередиидущего транспортного средства практически вплотную примыкает к воздухозаборнику движущегося следом автомобиля. Именно в непосредственно близости от системы выпуска отработавших газов допустимые нормы концентрации вредных компонентов могут быть превышены в 10-15 раз. Если же сделать замеры в нескольких метрах от работающего на открытом воздухе автомобиля, то здесь превышение будет или несущественным, или его не будет вообще.

Помимо токсичных веществ салонный фильтр автомобиля должен улавливать частицы пыли, сажи, резины. Эти частицы достаточно крупные и проблем с их отсеиванием обычно не возникает даже у простейших фильтрующих элементов, поэтому на них останавливаться не будем, а лучше уделим внимание более трудноуловимым продуктам сгорания.

Выхлопные газы содержат целую россыпь вредных соединений, при определенной концентрации оказывающих негативное влияние на здоровье человека. Речь идет как о сиюминутных последствиях вроде головной боли, непроизвольного чихания и рези в глазах, так и об опасности возникновения в перспективе серьезных хронических заболеваний. Предельно допустимая концентрация неблагоприятных химических веществ определяется нормативами ГН 2.1.6.1338-03, которые устанавливают максимальную разовую и среднесуточную концентрации, а также класс опасности каждого из веществ. В таблице ниже представлены некоторые из вредных компонентов с указанием ПДК в атмосферном воздухе.

Вещество Химическая формула Класс опасности ПДК разовая, мг/м 3 ПДК среднесуточная, мг/м 3 Физиологическое действие
Оксид углерода (угарный газ) CO 4 5.0 3.0 Кислородное голодание, приводящее к возникновению головной боли, одышки, снижению скорости психомоторных реакций
Оксид азота NO 3 0.4 0.06 Поражение дыхательных путей и легких
Диоксид азота NO 2 2 0.2 0.04
Бензапирен C 20 H 12 1 0.1 мкг/100 м 3 Канцероген, способен накапливаться в организме
Сероводород H 2 S 2 0.008 Головокружение, головная боль, тошнота
Бензол C 6 H 6 2 0.3 0.1 Канцероген, может вызывать головные боли, тошноту, головокружение.
Углерод черный (сажа) C 3 0.15 0.05 Канцероген
Формальдегид CH 2 O 2 0.05 0.01 Канцероген, негативно влияет на дыхательные пути, слизистые оболочки, нервную систему
Метан CH 4 50 Кислородное голодание при высоких концентрациях

Самым опасным из приведенных веществ является угарный газ – бесцветное ядовитое соединение, лишенное вкуса и запаха. Этот газ образуется в результате неполного сгорания топлива, вызывая при больших дозировках сильнейшее отравление. В пробках допустимая концентрация CO может быть превышена в несколько десятков раз, и, что самое неприятное, практически ни один из видов салонных фильтров не способен эффективно бороться с угарным газом. Так что по возможности лучше избегать длительного простаивания в автомобильных заторах, иначе легкое отравление, можно считать, гарантировано. Одним из вариантов борьбы с попаданием угарного газа внутрь салона является активация режима рециркуляции, исключающего забор воздуха извне.

Оксиды азота, негативно воздействующие на органы дыхания, также составляют изрядную долю загрязненного городского воздуха. Соединения NO в результате фотохимических реакций с водой в атмосфере приводят к образованию азотной кислоты, которая вместе с осадками выпадает на землю в виде так называемых кислотных дождей. Для автолюбителей утешением является тот факт, что любые окислы азота успешно нейтрализуются салонными фильтрами, правда, только теми, которые имеют в составе активированный уголь. При этом надо учесть, что адсорбционные свойства угольных фильтров в плане улавливания NO ухудшаются в процессе эксплуатации, что приводит к существенному снижению эффективности их работы.

Формальдегид, относящийся к ряду алифатических альдегидов, является токсичным бесцветным газом с резким запахом. При больших дозировках может привести к отравлениям, однако даже в сильно загазованном выхлопами воздухе его концентрация редко превышает предельно допустимые значения. К тому же угольные салонные фильтры очень даже неплохо справляются с формальдегидами.

На остальных вредных веществах подробно останавливаться не будем. Отметим лишь, что все они, будь то алифатические углеводороды (метан, этилен и другие) или обычная сажа, хорошо отсеиваются угольными салонными фильтрами.

Виды салонных фильтров

Использующиеся в автомобиле фильтры салона подразделяются на две наиболее распространенные группы:

  • Обычные противопылевые фильтры;
  • Угольные фильтры.

Простые пылевые фильтры осуществляют очистку воздуха от пыли и сажи, а также от пыльцы растений и прочих аллергенов. В качестве фильтрующего элемента в таких фильтрах используется бумага или синтетическое волокно, которые способны задерживать частицы размером до 1 микрона. Материалы из синтетических волокон могут быть наэлектризованы, поэтому кроме механического удержания имеют способность улавливать частицы посредством притягивания. Основным отличием пылевых салонных фильтров от воздушных фильтров системы питания двигателя является более низкая плотность фильтрующего материала. Это обусловлено тем, что система вентиляции автомобиля не способна создать столь сильную тягу, которую обеспечивает разрежение во впускном коллекторе. К минусам пылевых салонных фильтров стоит отнести их абсолютную беспомощность в борьбе с токсичными газами и неприятными запахами.

Угольные салонные фильтры способны очищать воздух от любых вредных соединений, испытывая определенные трудности только с угарным газом. В качестве рабочего элемента данного типа фильтров используется активированный уголь – пористое вещество, обладающее большой удельной поверхностью. Она формируется за счет множества микроскопических пор, самые небольшие из которых имеют размер около одного нанометра. Именно за счет этих пор и осуществляется улавливание молекул контактирующих с активированным углем токсичных газов, причем захват производится имеющими большие размеры макро- и мезопорами, а затем происходит транспортировка к микропорам. Это явление получило название адсорбции. Углубляться в природу возникновения межмолекулярных сил, позволяющих реализовать подобное «засасывание» одних веществ другими, не будем, отметим лишь, что чем крупнее молекулы поглощаемого вещества, тем легче осуществляется их захват и удержание. Эффективность адсорбции угольным фильтром не в последнюю очередь зависит от таких факторов, как скорость проходящего потока и температура воздуха.

Если же обратиться к конструктивным особенностям салонных фильтров, то использующийся для них активированный уголь представляет собой гранулы размером около 0.5 мм, закрепленные на специальной подложке из текстильного материала. Большинство угольных фильтров имеет многослойную структуру, в которой «угольные» слои чередуются со слоями из обычного противопылевого волокна. Каждая из прослоек ответственна за улавливание частиц определенного типа и размера. В итоге подвергшийся многоэтапной обработке воздух поступает в салон в абсолютно чистом и безопасном для вдыхания виде.

Где находится салонный фильтр и как его заменить

Несмотря на то, что автомобили разных производителей имеют существенные конструктивные отличия, они используют, как правило, салонные фильтры одной и той же формы. Обычно это прямоугольная кассета с характерным гофрированным фильтрующим элементом и более или менее жестким каркасом по периметру, обеспечивающим монтаж без перекосов с соблюдением требуемой плотности прилегания кромок. Места установки фильтров салона также не сильно разнятся. Обычно они находятся либо в подкапотном пространстве, либо под передней панелью в зоне сиденья пассажира (часто за перчаточным ящиком). Ответить на вопрос, где находится салонный фильтр в конкретной модели машины, сможет только руководство по ее эксплуатации. В нем же описана последовательность действий при замене.

Сама процедура замены салонного фильтра в зависимости от автомобиля может потребовать разных трудозатрат. Например, владельцам Тойоты Королла для выполнения этого действия не придется прилагать много усилий. В данном случае блок кондиционирования, в который вставляется салонный фильтр, расположен сразу за перчаточным ящиком. Последний можно откинуть, сняв боковой ограничитель и сжав сам ящик с обеих сторон. Доступ к салонному фильтру получен, так что теперь достаточно вынуть старую кассету и заменить ее на новую.

На некоторых моделях есть определенные нюансы, связанные с заменой салонного фильтра. Например, в ряде случаев добраться до места расположения фильтрующего элемента не так просто, поэтому при установке возникает риск замять какую-либо кромку фильтра или недостаточно плотно посадить его в блок фиксации. Понятное дело, что возникновение даже минимальной щели в зоне фильтрации приведет к явному снижению эффективности работы системы очистки. Еще один момент, уже не зависящий от автомобиля, это необходимость учета направления движения воздушных потоков. Установить салонный фильтр должным образом помогут соответствующие стрелки, наносимые на боковые грани элемента.

Периодичность замены воздушного фильтра салона

В процессе эксплуатации салонный фильтр неминуемо засоряется, поэтому рано или поздно потребуется его замена. В руководстве к автомобилю указывается конкретный интервал замены фильтрующего элемента, привязанный к выполнению плановых регламентных работ. Однако целесообразно осуществлять эту процедуру по фактическому состоянию фильтра салона, так как оно зависит от целого ряда факторов. Очевидно, что замену придется производить чаще, если автомобиль эксплуатируется в условиях сильной запыленности или загазованности. Например, фильтр явно быстрее придет в негодность при регулярной езде по грунтовым дорогам, где концентрация в воздухе различного рода частиц значительно выше, чем на мало загруженных городских улицах. Большая нагрузка на салонный фильтр ложится и в крупных мегаполисах, буквально утопающих в смоге от выбросов автомобилей и промышленных предприятий. Также на срок службы воздушного фильтра салона оказывает влияние тип материала, из которого он изготовлен. Более качественные фильтрующие элементы способны нормально функционировать и после 15-30 тыс. км пробега, в то время как подделка не протянет даже и половину этого срока.

Существует несколько признаков, говорящих о необходимости замены салонного фильтра:

  1. Снижение производительности системы вентиляции, т.е. поток воздуха из дефлекторов стал менее интенсивным, чем раньше;
  2. Появление стойкого запаха в салоне, явно не связанного с внешними источниками;
  3. Повышенное запотевание стекол.

Многие автолюбители в целях экономии предпочитают чистить салонные фильтры своими руками, а затем повторно их использовать. Затея, надо сказать, неудачная, так как никакая чистка подручными средствами не может на сто процентов восстановить первоначальные свойства материалов. Особенно это актуально для угольных фильтров, принцип работы которых основан на весьма сложных внутренних процессах, происходящих на молекулярном уровне.

Выводы

Из всего вышесказанного можно сделать однозначное заключение: салонный фильтр – необходимый компонент, своевременное обслуживанию которого является залогом сохранения внутри автомобиля приятной атмосферы, исключающей риск возникновения легких недомоганий и серьезных заболеваний. При выборе очистителя воздуха стоит обратить внимание на изделия известных брендов, находящиеся в более высокой ценовой категории. Это как раз тот случай, когда можно переплатить и получить заведомо более качественную продукцию, в разы лучше выполняющую свои функции и в то же время сохраняющую работоспособность при пробеге до нескольких десятков тысяч километров. Выбирая между пылевым и угольным салонными фильтрами, предпочтение следует отдать последним, потому что они эффективнее противостоят токсичным веществам.

Салонный фильтр не влияет на работу машины – клапаны двигателя или тормозная система не станут работать хуже из-за его засорения. Но он очищает воздух, поступающий в салон автомобиля, от пыли и других вредных загрязнений, поднимающихся с дорожного полотна. Этот узел особенно важен, если у автовладельца или его пассажиров возможны аллергические реакции на какие-либо вещества. Он поможет сделать воздух в салоне автомобиля чистым, без опасных примесей. Однако для лучшего результата этот элемент необходимо регулярно менять.

1 Где находится салонный фильтр?

Элемент может иметь различное расположение:

  • у большинства автомобилей этот элемент располагается за «бардачком» – отсеком для перчаток либо сразу под или над ним – таковы Рено (Логан, Дастер, Сандеро и другие модели);
  • некоторые машины имеют особую конструкцию приборной панели, и у них салонный фильтр находится непосредственно под ней, причем достаточно глубоко;
  • существуют авто, в которых эта деталь помещена в специальную кассету и расположена под капотом (яркие примеры – Форд Фокус 1, Дэу Нексия, а также модели ВАЗ –Лада Калина, Приора, Гранта).

Сложности с самостоятельной заменой салонного фильтра могут испытывать лишь владельцы машин, у которых он расположен очень глубоко под панелью приборов. В других случаях сменить его своими руками не составит большого труда.

Но существует одно общее правило: периодичность замены салонного фильтра зависит от интенсивности и климатических условий эксплуатации машины. Если автомобиль «работает» в южном регионе с повышенным содержанием в уличном воздухе песка и других подобных веществ, его салонный фильтр будет загрязняться гораздо быстрее, чем в машине, эксплуатируемой в широтах с более чистым воздухом.

Влияет на периодичность смены узла и соотношение времени езды в городской черте и за городом.

Если значительное количество времени машина эксплуатируется в черте города, находится в плотном потоке автомобилей и часами стоит в многокилометровых пробках, ее салонный фильтр загрязнится намного быстрее, чем у транспортного средства, которое чаще ездит по загородным дорогам.

Но независимо от условий службы машины и рекомендаций производителя замену фильтра нужно проводить не реже, чем один раз в год, даже если автомобиль имеет маленький пробег.

Однако и на уловки недобросовестных мастеров мастерской или автомойки не стоит поддаваться. Если при техническом обслуживании или чистке машины вас склоняют к тому, что нужна замена узла, сначала изучите его внешний вид. Возможно, необходимость в его смене пока еще отсутствует.

Элемент пришел в негодность, если его пластины очень грязные, между ними присутствует мусор – листья, мелкие ветки, копоть, сажа, насекомые. В этом случае действительно нужен новый фильтр.

3 Признаки необходимости замены элемента

Есть несколько косвенных признаков, по которым можно самостоятельно определить тот момент, когда наступает пора менять фильтр в салоне:

  • на улице воздух чист и свеж, но в салоне свежести и чистоты не ощущается, при движении авто ситуация ухудшается, а кондиционер или ароматизаторы не помогают исправить ситуацию;
  • при включении на максимальную мощность системы салонной вентиляции сильного обдува воздуха не наблюдается, зато появляется пыль в заметном количестве;
  • салон имеет неприятный «пылевой» запах.

Также нужно начинать бить тревогу, если в машине начали излишне запотевать изнутри стекла.

4 Типы фильтров для салона

При выборе нового элемента главными критериями станут его размеры и совместимость с конкретной маркой машины. А тип его по основному работающему материалу выбирает сам автовладелец исходя из личных предпочтений. На выбор следующие виды:

  • Обычный бумажный, изготовленный из пористой бумаги и обеспечивающий фильтрацию исключительно на механическом уровне.
  • Угольный, производимый из бумажного материала со специальным напылением, способным устранять неприятные ароматы и абсорбировать некоторые токсичные газы.
  • Угольно-полифенольный, идеальный для людей с проявлениями аллергии на разнообразные частицы, витающие в воздухе. Это тоже бумага, на которую нанесен активированный уголь и полифенольный состав.
  • Электретный, очень дорогой, но максимально эффективный, содержащий в своей конструкции особый слой из тонких волокон с электрическим зарядом.

Салонный воздушный фильтрующий элемент любого типа – это одноразовый расходный материал, подлежащий замене при своем загрязнении. Попытки их очистки пылесосом либо другими средствами не только не удалит уже задержанные элементом микрочастицы, но и сделает узел еще опаснее для водителя и его пассажиров.

5 Как выполнить смену своими руками

Эта операция весьма легко и быстро выполняется своими руками. Нужно определить месторасположение фильтра в автомобиле, добраться до него и аккуратно извлечь, стараясь не повредить фиксирующие защелки.

Отсек, в котором находилась деталь, нужно пропылесосить или очистить с помощью влажной ткани. После этого устанавливается новый фильтр.