Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.
Алгоритм работы:
Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании. Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
Определите часть речи.
Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.
Важно знать о прилагательных и причастиях!
Прилагательное:
-отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
-может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков (а,о,ы)?»
Причастие:
-совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.
-образовано от глагола совершенного вида
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»
-делится на действительные и страдательные.
Действительные причастия
(действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?
Например:
читающий человек (человек сам читает)
Страдательные причастия
(действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.
Например:
прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные
— это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).
Отпричастные образования
, (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида
3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий
1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет -н
, и в непроизводных прилагательных;
Юбилей-юбилейный
Синий, зеленый
-ан-
, -ян-
, -ин-
:
Песок-песчаный
Кожа-кожаный
Искл: оловянный, стеклянный, деревянный
1. В отыменных прилагательных с основой на -н
;
Сон – сонный
Длина – длинный
2. В отыменных прилагательных с суффиксами
-енн-
, -онн-
Искусство-искусственный,
Лекция-лекционный
Утро-утренний
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-
) и зависимых слов
Красить(гл НВ без приставки) -крашеный
Пугать – пуганый
Звать-званый
Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)
Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм
Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человекВ некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:
Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный
4. В кратких причастиях:
Засеянный -засеян(а,о,ы)
Отраженный — отражен(а,о,ы)
4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:
Балованный, циклеванный
Искл: кованый, жёваный
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-
Юная девушка – девушка юна
Зеленые деревья – деревья зелены
В кратких прилагательных, если в полных было -нн-
Ценная вещь – вещь ценна
Длинная дорога – дорога длинна
Запомните
. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:
Задание 15 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.
Задание 15
направлено на выявления ваших знаний по темам:
Постановка запятой при однородных членах;
Постановка запятой в ССП.
Запятая при однородных членах
Запятая нужна
Запятая не нужна
между однородными членами, не связанными союзами
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
, , , ,
между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.
между однородными членами, связанными противительными союзамиа, но, да (в значениино
), однако, зато
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
Но
между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.
между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: сочинительнымии, да (в значениии
), ни… нии разделительнымиили, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то)
Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
И , и , и , и
в устойчивых сочетаниях
ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря и т.д
перед второй частью двойных союзовне только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, тои др
Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
[ не только], [но и ], ,
Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами
между парными однородными членами, связанными союзами И и ИЛИ
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
И , и
В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится
запятая.
Природа просыпается, и люди готовятся к зиме.
Запятая в сложносочиненном предложении не нужна
В следующих ситуациях:
Пример:
1. Если есть общий второстепенный член предложения
Осенью
природа засыпает и люди готовятся к зиме.
2. Если есть общее для частей
вводное слово, словосочетание, или предложение, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот).
К удивлению,
погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
Да
здравствует свет и скроется тьма
Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть
Когда мама вошла в комнату,
1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3
Как это часто бывает
, вспоминается плохое и забывается хорошее
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
1) вопросительными предложениями;
2) побудительными предложениями;
3) восклицательными предложениями;
4) назывными предложениями;
5)безличными предложениями,имеющими синонимичные слова в составе сказуемых
1) Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
2) Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
3)Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
4)Жара и духота. Холод и дождь.
5) Жарко и душно. Холодно и дождливо.
Примечания:
1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется:
В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.
2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится:
Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.
Теория «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»
Правописание Н и НН в существительных
НН пишется:
если корень слова оканчивается на н
, а суффикс начинается с н.
Например: конница, бесприданница, малинник.
если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн.
Например: современник, торжественность.
Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н.
Например: песчаник, пряности, юность.
Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)
НН пишется:
в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн-
. Например: революционный, временный, здоровенный.
Исключение:
ветреный.
в прилагательных, образованных от существительных с основой на -н
при помощи суффикса -н-
. Например: длинный, туманный, чугунный.
Прилагательные бараний, тюлений, свиной
и подобные пишутся с одной н
, так как они образованы от существительных с основой на н
путем прибавления суффикса -ий-
.
Прилагательные пряный, румяный, юный
пишутся с одной н
, так как это непроизводные прилагательные.
Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,-ян-
. Например: мышиный, гусиный, водяной.
Исключения
: стеклянный, оловянный, деревянный.
Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НН пишется:
полные страдательные причастия прошедшего времени. Например: закрученный, откопанный, купленный
в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный
. Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный
Н пишется:
1) в отглагольных прилагательных. Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях. Например: сделан, освоены, окрашено
Правописание Н и НН в наречиях
В наречиях пишется столько н, сколько их пишется в слове, от которого наречие образовано. Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.
2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.
Одна запятая необходима:
в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо
во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.
Правильный ответ указан под номером 2 и 5.
Ответ: 25|52
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.
Цель
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
Например:
рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл
; два дополнения, порывы и стоны
.
Обратите внимание
:
Общая схема
: О
, О
, О
.
Пример
: жёлтые, зелёные, красные
яблоки.
Общая схема
: О
и/да/либо/или О
.
Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые и красные
яблоки.
Пример 2
: .
Пример 3
Пример 4
Общая схема
: О
, О
и О
.
Пример
: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные
яблоки.
И
И
Общая схема
: О
, и О
, и О
.
Общая схема
: и О
, и О
, иО
.
Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные
яблоки.
Пример 2
: На натюрморте изображены яблоки.
Более сложные примеры
:
Пример 3
:
Пример 4
:
Пример 5
: Дома, и деревья, и тротуары
были укрыты снегом
Обратите внимание
:
Рассмотрим примеры.
Пример 1
: дети и взрослые
и читали
вслух.
Сколько рядов? Два: дети и взрослые
; собирались и читали
Пример 2:перечитывать
письмо и писать
ответ.
Схема: О
, а/но/да О
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3: Мал
золотник, да дорог
.
Схема: О
, илиО
, или О
Пример 1:
Чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как
от судьи
, так
равно и
от всех наших знакомых
.
Грин был
не только
но
был еще и
очень тонким психологом
.
Мама не то что
сердилась
, но
все-таки была недовольна
.
Туманы в Лондоне бывают если не
каждый день
, то
через день
непременно.
Он был
не столько
расстроен
, сколько
Пример1: .
Пример 2:
Пример 3:
А снег шёл и шёл.
Если в предложении есть неоднородные определения
Пример:
безличной частью
, со сказуемым в . Например:
[О
Сказ и О
Сказ].
Листья
багряные, золотые
общего второстепенного члена
.
Пример 1
: .
через год
только начало предложения
Пример 2
: К вечеру
ветер
утих
и начало подмораживать
.
Что произошло к вечеру
?
Теперь более сложный пример 1
: На окраине города
запятая поставлена
Пример 2
запятая ставится
.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель
: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние
, и зимние
картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил
тяжёлый ливень и покрыл
шумом дождевых потоков и порывы
ветра, и стоны
соснового бора
рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл
; два дополнения, порывы и стоны
.
Обратите внимание
: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема
: О
, О
, О
.
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример
: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные
яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема
: О
и/да/либо/или О
.
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые и красные
яблоки.
Пример 2
: Везде её встречали весело
и дружелюбно
.
Пример 3
: Только ты
да я
останемся жить в этом доме.
Пример 4
: Я приготовлю рис
с овощами либо плов
.
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема
: О
, О
и О
.
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример
: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные
яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И
повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И
повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема
: О
, и О
, и О
.
Общая схема
: и О
, и О
, иО
.
Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные
яблоки.
Пример 2
: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные
яблоки.
Более сложные примеры
:
Пример 3
: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи
- от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4
: Было грустно и в весеннем воздухе
, и на темневшем небе
, и в вагоне
. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5
: Дома, и деревья, и тротуары
были укрыты снегом
. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой
, ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание
: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1
: По вечерам за столом собирались
дети и взрослые
и читали
вслух.
Сколько рядов? Два: дети и взрослые
; собирались и читали
. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл
в свою комнату и сел
перечитывать
письмо и писать
ответ.
Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О
, а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро
, но неаккуратно
.
Пример 2: Малыш уже не хныкал
, а плакал
навзрыд.
Пример 3: Мал
золотник, да дорог
.
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О
, илиО
, или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал
по комнате и то вполголоса напевал
псалмы, то внушительно поучал
дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет!
Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью.
Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее...
чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как
от судьи
, так
равно и
от всех наших знакомых
.
Грин был
не только
великолепным пейзажистом
и мастером
сюжета, но
был еще и
очень тонким психологом
.
Мама не то что
сердилась
, но
все-таки была недовольна
.
Туманы в Лондоне бывают если не
каждый день
, то
через день
непременно.
Он был
не столько
расстроен
, сколько
удивлен
сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О
и О
, О
и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями
и липами
, вязами
и тополями
, вели к деревянной эстраде
.
Пример 2: Песни были разные: про радость
и горе
, день
прошедший
и день
грядущий
.
Пример 3: Книги
по географии и туристские справочники
, друзья
и случайные знакомые
твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения
, которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал
он
в Мирном, и каждый раз возвращение
домой казалось
ему пределом
человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях
, которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью
, со сказуемым в неопределённо-личном предложении
. Например: Много труда предстоит
ему, и он
это знал
.
Схема: [предстоит
], и [он
знал
].
В дверь позвонили, и никто
не сдвинулся
с места.
Схема: [позвонили
], и [никто
не сдвинулся
].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я
вдруг услышал
до боли знакомый голос, и это
вернуло
меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник
был
хорошо знаком
со всеми гостями, и он
немного удивился
, увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник
был
хорошо знаком
со всеми гостями и немного удивился
, увидев незнакомое ему лицо.
[О
Сказ и О
Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья
багряные, золотые
падали
тихо на землю, и ветер
кружил
их в воздухе и подбрасывал
.
Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О
Сказ и О
Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена
.
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения
, который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится
. Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена
, он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1
: Через год
дочка
пошла
в школу и мама
смогла
выйти на работу
.
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год
? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год
.
И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения
, а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2
: К вечеру
ветер
утих
и начало подмораживать
.
Что произошло к вечеру
? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1
: На окраине города
снег уже начал подтаивать, и здесь
уже была вполне весенняя картина
. В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена
. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2
: К ночи
температура
у мамы поднялась
ещё больше, и мы
не спали
всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится
.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Источник задания: Решение 2450. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание
15.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)
Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о
камни.
2)
Молчи скрывайся и таи и чувства и мечты свои.
3)
Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих.
4)
Детская память оказалась цепкой и первая встреча с театром осталась в ней
навсегда.
5)
В своём творчестве М. Волошин пытался не только осмыслить прошлое России но и
предугадать её будущее.
Решение.
В
этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных
челах предложения.
1.
Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое
предложение или сложное.
1)
Сверкающие волны
загадочно смеялись
и набегали
на берег и
звонко разбивались
о камни. Простое.
2)
Молчи скрывайся
и таи
и чувства и мечты свои. Простое.
3)
Вихрь
свирепствовал
около часа или полутора часов и затем
неожиданно стих
. Простое.
4)
Детская память оказалась цепкой
и первая встреча
с театром осталась
в ней навсегда. Сложное.
5)
В своём творчестве М. Волошин
пытался
не только осмыслить
прошлое России но и предугадать
её будущее. Простое.
2.
Определим постановку запятых в сложном предложении. Правило: запятая на границе
частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не
имеют общий второстепенный член.
4)
Детская память оказалась цепкой (,)
и первая встреча
с театром осталась
в ней навсегда. Сложное, нет общего второстепенного члена, запятая нужна. ОДНА
запятая.
3.
Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая
ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным
противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и
т.д.).
1)
Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о
камни. Однородные сказуемые соединены повторяющимся союзом «и» (смеялись, и
набегали, и разбивались). ДВЕ запятые.
2)
Молчи (,) скрывайся и таи и чувства (,) и мечты свои. Однородные сказуемые
соединены союзом «и» (молчи, скрывайся и таи). Однородные дополнения соединены повторяющимся
союзом «и» (и чувства, и мечты). ДВЕ запятые.
3)
Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих. Однородные
сказуемые соединены союзом «и» (свирепствовал и стих). НЕТ запятых.