Бизнес по аренде автомобилей. Бизнес-план автопроката. Как открыть автопрокат: необходимые документы. Теперь необходимо поговорить о ремонте и обслуживании автомобилей

Если в семье или на предприятии есть лишние машины, которые стоят без дела, их можно сделать источником регулярного дохода. Разбираем, как начать бизнес по сдаче авто в аренду в такси: плюсы и минусы бизнес-идеи, с чего начать и на какие нюансы обратить внимание.

Сдача авто в аренду под такси как бизнес

Суть бизнеса проста: у вас есть лишний автомобиль, сами «таксовать» вы не планируете, а вот найти на эту машину водителя и отдать ему транспорт в аренду - разумная идея.

Такой подход - это, по большому счету, даже не бизнес, а способ пассивного дохода. В бизнес это превращается, когда предприниматель специально для этого приобретает одну или несколько машин и затем сдает их в аренду. В ситуации, когда вы сдаете в аренду уже имеющийся автомобиль, риски невелики - машина уже есть и в случае, если дело не пойдет, автомобиль просто продолжит простаивать до продаж. В случае приобретения авто специально под такой бизнес потери сразу становятся ощутимыми. Сразу после выезда из салона машина теряет 10% стоимости и ещё столько же - за первый год, даже если все это время она просто стоит на парковке.

Чтобы понимать, как это выглядит в деньгах, возьмем нижний порог цены на три самых популярных модели для такси. Renault Logan - для эконом-варианта, Skoda Rapid - для среднего класса и условный премиум - Toyota Camry. Первый автомобиль в минимальной комплектации стоит 570 тыс. руб., второй - 790 тыс. руб, третий - 1 580 тыс. руб.. Таким образом, купив и сразу не запустив машины в оборот, предприниматель теряет 60‒150 тыс. рублей - те самые 10% цены нового авто. И это не считая проблем с покупкой, оформлением и возможной последующей продажей.

Первое правило для тех, кто планирует не просто приработок от простаивающей семейной машины, а настоящий бизнес на аренде автомобилей под такси - всю подготовительную работу нужно провести ещё до приобретения машин. Чтобы расходы на приобретение быстро окупились, сразу после выезда из автосалона и регистрации в ГИБДД на авто уже должен сесть водитель и отправиться зарабатывать вам деньги.

Что нужно сделать:

  1. Определиться с тем, кто станет арендатором вашего автотранспорта. Это могут быть местные таксопарки, агрегаторы или частные лица. Оптимальный вариант - локальные транспортные компании. С ними можно заключить договор аренды и они возьмут на себя юридическую и налоговую нагрузку, контроль водителей, обслуживание.
  2. Понять юридическую сторону вопроса. Есть два варианта действий. Первый - вы открываете ИП и сами занимаетесь получением разрешения, патента на деятельность такси, платите налоги в качестве ИП. Второй вариант - вы просто заключаете с таксопарком договор аренды и с ежемесячной суммы, полученной от них, платите 13% НДФЛ, как физическое лицо, подобно варианту с арендой квартиры. Второй вариант потребует меньше усилий и теоретически даже может оказаться выгоднее, но он больше подойдет для тех, кто не рассматривает это как серьезный бизнес, а сдает одну личную машину.

Важно! В Москве разрешение для перевозок в качестве такси может получить только владелец транспорта при оформлении на себя ИП или юридического лица

Как собрать документы для бизнеса по сдаче авто под такси

1. Если вы выбрали вариант с открытием ИП, пошаговый алгоритм того, как зарегистрировать свое дело можно найти . Если хотите сэкономить, воспользуйтесь поддержкой сервиса Главбух Ассистент и откройте ИП бесплатно . Код ОКВЭД для такого вида деятельности - 71. 11.
2. Второй обязательный документ - разрешение от Минтранса на пассажирские перевозки. Его получают на каждую машину - владелец должен подать, заявление в министерство транспорта (департамент транспорта) своего региона через портал Госуслуги . Там же можно узнать и оплатить сумму государственной пошлины, которая может быть от 0 рублей в Москве и до нескольких тысяч по регионам.
Также отличаются требования к автомобилям, например, в Москве уже можно получить разрешение на машину только желтого цвета, оборудованную таксометром и имеющую в техпаспорте отметку «Такси». В других регионах пока таких сложностей нет, но все нужно узнавать по месту регистрации предпринимателя.
Через 10-30 дней владелец получит разрешение, которое действует в течение 5 лет.
3. Следующим шагом получают патент на услуги такси, для чего подают заявление в свою налоговую о переходе на патентную систему. Стоимость патента для ИП 18000 рублей в год.
4. Четвертый обязательный документ - договор аренды между вами и тем, кто будет использовать автомобиль: агрегатором такси, таксопарком или частным лицом. В нем нужно прописать все детали: кто и когда проходит техобслуживание, кто платит за ремонт и оформляет страховку, сколько водителей закреплено за авто, как действовать в случае возникновения споров и т.д. Именно этот документ должен в будущем стать основой для урегулирования разногласий.

Сдача машин такси в аренду - просчитываем бизнес

За год эксплуатации машина потеряет 20% стоимости, а через 3 три года - половину первоначальной цены и больше. Дольше 3 лет держать машину нет смысла, после этого срока она становится практически непродажной или очень резко опускается в цене, а самое главное - она все чаще требует ремонта.

Доходы

Расчеты показывают, что машина, переданная в аренду в городе-миллионнике приносит 1,5 тысячи рублей в день (часто меньше), однако в месяц получится не больше 40 тысяч. Даже при наличии двух водителей, работающих посменно автомобиль примерно 20% времени будет не на ходу. Это означает, что максимум, который можно в «грязном» виде получит за год - это 450 тысяч рублей.

Чтобы выйти в ноль при сдаче в аренду, например, Renaul Logan, с учетом потери стоимости автомобиля за первый год нужно заработать чистыми 120 тыс. рублей, за 3 года - 320000.

Расходы

  • покупка машины - 570 000 рублей,
  • сигнализация 10 000 рублей,
  • маячок GPS - ещё 3000‒5000 рублей,
  • 5000 рублей придётся отдать за таксометр, хотя пока за него не штрафуют. профессиональные водители обычно имеют свои видеорегистраторы и навигаторы, тем более для навигации сейчас достаточно телефонов, но, возможно, на этом и не удастся сэкономить, поэтому добавим еще 5000 рублей,
  • комплект зимней резины - еще 12000 рублей,
  • страховка - ориентировочно 25000 рублей (ОСАГО, коммерческое КАСКО для такси может стоить больше 100 тысяч),
  • патент на услуги такси - 18000 рублей (зависит от региона),
  • пенсионный фонд и ОМС - 36300 рублей,
  • разрешение на таксомоторные перевозки - 5000 рублей,
  • 3 000 в месяц будет уходить на масло и фильтры, колодки и прочую «расходку». Те, кто ездил на личном автомобиле и проходил ТО раз в год такие расходы будут удивлением, но нужно не забывать, что месячный пробег такси - около 10000 км. Во второй и третий годы на месячное ТО будем закладывать по 5000 в месяц.

Суммируем все доходы и расходы для варианта «Логан» и получаем такую картину на период 3 года:

Статья дохода\расхода

За 1 год, руб.

За 2 года, руб.

За 3 год, руб.

Автомобиль покупка

Лицензия

Расходка

Налоги ПФР,ОМС

Зимняя резина

Сигнализация

Таксометр

GPS маячок

Навигатор\регистратор

Бухгалтерия

Автомобиль продажа

Стоимость депозита

Чистая прибыль

Доход в месяц

Важно! Ведение бухгалтерии можно передать на аутсорс - это позволит серьезно сэкономить и избежать проблем с налоговой, ведь заниматься вашим учетом будут профессионалы

Подводные камни бизнеса по сдаче авто в аренду для такси

Несколько советов тем, кто решил попробовать себя в этом бизнесе:

  • Этот вид деятельности подойдет в первую очередь тем, кто детально разбирается во «внутренней кухне» таксопарка - как происходит передача смен между водителями, как фиксировать повреждения автомобиля и факт прохождения водителем техобслуживания. Один из рисков - на машину «подсаживают» второго или третьего водителя и автомобиль начинает работать вообще без перерывов, т.е. на износ. Для предотвращения таких случаев стоит оговаривать лимит суточного пробега.
  • Вероятность сдачи в аренду автомобиля старше 2-х лет намного ниже, чем нового. Это обусловлено тем, что за это время машина вырабатывает безремонтый ресурс, все чаще начинает требовать замен дорогостоящих крупных деталей и, к тому же, теряет товарный вид. Поэтому обычно машины, отработавшие в аренде 2-3 года, продают, а для продолжения бизнеса покупают и сдают новые.
  • Ремонт и обслуживание - это особый вопрос, так как таксомотор в год проходит около 100 тысяч километров. Это означает, что основные затраты при эксплуатации буду уходить именно на расходные материалы: масло, тормозные колодки, фильтры, шины. Если доверить процесс арендаторам, это может стать главным источником потерь, от обмана на автосервисе до умышленного пропуска техобслуживания, «прикарманивания» отведенных на это денег, и в результате - плачевное состояние автомобиля после года нещадной эксплуатации.
  • Лучшее решение - иметь на примете автосервис со знакомыми владельцами или, как минимум, мастерами. Ещё один способ сэкономить - покупать «расходку» оптом, но это имеет смысл, когда вы сдаете в аренду от десятка автомобилей одновременно.
  • Если владеете новым и единственным автомобилем, лучше сдавать его не таксопаркам, а искать частников в личную аренду (т.е. не для работы в качестве такси, а для личного пользования). Часто машины арендуют компании для сотрудников.
  • Когда сдаете машину таксопарку, участвуйте в выборе водителей, не доверяйте это компании. Отдавайте предпочтение семейным мужчинам старше 40 или женщинам. Обращайте внимание на стаж и историю вождения.
  • ОСАГО и КАСКО нужно оформлять с учетом того, что за рулем могут быть разные лица. Обязательно указывайте, что транспорт будет использоваться для коммерческих перевозок. При оформлении договора страховщики ставят в полисе специальную отметку «Транспортное средство используется в качестве такси». В обычном полисе указано «Не для такси».

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во

Бизнес на сдаче авто в аренду является довольно выгодным и простым направлением, не требующим внушительных финансовых вложений. Если в недалеком прошлом подобные услуги не пользовались спросом, то сейчас прокатный бизнес развивается стремительными темпами.

Как начать свой бизнес по прокату авто?

Во-первых, можно начать вести деятельность по франшизе, став представителем какой-либо известной западной компании. Во-вторых, малые компании, сдающие авто в аренду, нередко функционируют при дилерских центрах. Можно организовать и отдельную, независимую фирму. Перед тем как остановить свой выбор на той или иной форме ведения бизнеса, следует оценить его конкурентоспособность. Оформление предприятия особых сложностей не представляет, так как получения специальных лицензий сдача авто в аренду не требует.

Начальные этапы едины для любых видов бизнеса. Это поиск подходящего офисного помещения, подбор персонала, закупка оргтехники и программного обеспечения. Имеются в прокатном бизнесе и некоторые особенности, которые следует изучить заранее. Во-первых, непросто найти специалистов в сфере аренды авто. Это направление бизнеса стало развиваться недавно, профессионалов в этой сфере немного. С увеличением числа компаний, предоставляющих подобные услуги, ваша фирма может не выдержать жесткой конкуренции.

Целевая аудитория

Берут машины в аренду как физические, так и юридические лица. Под частными лицами подразумеваются бизнесмены и топ-менеджеры. Все чаще в фирмы про прокату авто обращаются иностранные представительства. Это объясняется потребностью в автомобилях при отсутствии собственного автопарка. Более того, многие компании считают содержание собственного автопарка невыгодным.

Какие автомобили лучше выбрать для проката?

Количество автомобилей, которыми будет располагать прокатная компания, зависит от масштабов деятельности. Представительства крупных западных фирм могут иметь в своем распоряжении до 200 автомобилей, имеются и небольшие фирмы, в собственности которых находится не более 10 автомобилей. Спрос растет постоянно, вместе с ним увеличивается и количество организаций, специализирующихся на сдаче авто в аренду. Поэтому точно рассчитать требуемое количество машин невозможно.

Любой клиент предпочитает компании, которые предоставляют большой выбор автомобилей. Ассортимент предоставляемых в аренду транспортных средств определяется финансовыми возможностями учредителя фирмы и его стремлением расширить ассортимент предоставляемых услуг. В идеале автопарк прокатной компании должен содержать автомобили всех классов - от эконом до представительского.

Наибольшим спросом пользуются автомобили среднего и эконом класса. Клиенты берут машину в аренду в виду острой потребности в транспортном средств, поэтому тратить немалые деньги на аренду авто представительского класса нет смысла. Человек может взять автомобиль определенной марки в аренду, что поможет ему оценить ее основные характеристики.

Сколько денег нужно для старта?

В среднем аренда недорого автомобиля (новая отечественная машина или 10-летня иномарка) стоит 10-12 долл./сутки, или 300-360 в месяц. Общие расходы по содержанию машины и организации бизнеса включают:

  • регистрацию ИП и получение документов;
  • страховку;
  • налоги;
  • покупку моторного масла, технических жидкостей и расходных материалов;
  • приобретение покрышек;
  • рекламу;
  • другие издержки.

На практике, сумма вышеуказанных расходов не превышает 70-100 дол./в месяц. Получается, что чистая прибыль владельца автомобиля эконом-класса, который сдается в аренду, составляет 200-290 долл./ в месяц. Аренда элитных транспортных средств стоит дороже, но они не пользуются таким спросом, как отечественные машины или недорогие иномарки, а расходы на их обслуживания намного выше, чем сто долларов в месяц.

К рассмотрению этого вопроса следует подойти особенно тщательно. Большая часть средств уходит на обслуживание транспортных средств.

Идеальным вариантом является наличие собственных СТО, однако выгодно их иметь лишь крупным компаниям. Что касается мест хранения авто, в подобном бизнесе машины закупаются не для длительного нахождения на стоянке, а для сдачи в аренду.

Однако несколько парковочных мест предусмотреть все же стоит, выбирая территорию, где будет располагаться ваша компания, обращайте внимание на наличие удобных подъездных путей. Лучше расположиться возле крупного торгового центра, вокзала или аэропорта.

Срок эксплуатации машины зависит от различных факторов. Наиболее выгодным является вариант использования авто до тех пор, пока на нем можно передвигаться. Срок эксплуатации можно сократить до 3 лет, авто в таком случае выставляется на продажу. Чем дольше эксплуатируются ваши автомобили, тем ниже становится качество предоставляемых вашей компанией услуг. При длительной эксплуатации автомобиля разными водителями он быстро приходит в негодность.

Все машины обязательно должны быть застрахованы по программе АВТОКАСКО.

С застрахованной машиной будет меньше проблем и в случае аварии, и в случае угона. Клиент может арендовать автомобиль без лимита ответственности, при наступлении страхового случая он должен будет вовремя оформить его. При взятии машины в аренду с лимитом часть материальной ответственности переходит на клиента. От этого будет зависеть стоимость проката авто. На стоимость аренды влияют и некоторые другие факторы. Во-первых, класс автомобиля и стоимость его страхования. Кроме того, сдача авто в аренду как бизнес может предполагать приобретение автомобилей в собственность либо пользование услугами лизинга. Услуги аренды автомобилей нельзя назвать дешевыми, поэтому владелец компании не должен намеренно завышать цены.

Сколько можно зарабатывать, сдавая автомобиль в аренду

Предполагаемая прибыль организатора бизнеса по сдаче в аренду транспортных средств зависит от ряда факторов:

  • количества автомобилей и их стоимости;
  • для каких целей арендуются транспортные средства;
  • среднерыночной стоимости данных услуг;
  • технического состояния автомобилей.

Даже такие показатели, как уровень экономического развития и количество населения в городе проживания организатора бизнеса, влияют на размер прибыли, получаемой от сдачи машин в аренду.

Какие документы нужны для сдачи авто в аренду

Для легальной сдачи в аренду автомобиля, вам необходимо оформить документы ИП в ФНС. Процедура проходит в обычном порядке, после оплаты госпошлины, написания заявления и подготовки ксерокопий личных документов, вам нужно принести все это в налоговую инспекцию, а через три дня можно забрать готовые бумаги ИП.

Какой ОКВЭД для бизнеса

Обратите внимание! В ФНС вас обязательно попросят указать код, выбранной сферы деятельности. В данном случае – это ОКВЭД 71.10 .

Какие документы нужны для сдачи автомобиля в аренду

Сдавая машину в аренду, позаботьтесь о наличии следующих документов:

  • техпаспорт автомобиля;
  • страховые полисы (КАСКО и ОСАГО);
  • договор о передаче автомобиля в аренду (с указанием всех нюансов);
  • нотариально заверенный акт о техническом состоянии машины;
  • документ о прохождении ТО.

Как сделать бизнес на аренде авто прибыльнее

Так как прокатный бизнес начал развиваться недавно, многие клиенты могут не знать о том, что можно воспользоваться подобными услугами. Поэтому не стоит забывать о рекламе. Можно разместить рекламное объявление в модных журналах. Обязательным является создание собственного интернет-сайта и повышение его посещаемости. Рекламу можно разместить на радио или телевидении. Реклама на ТВ считается наиболее эффективным способом, однако этот вид рекламы считается наиболее дорогим. Для небольших фирм организовывать подобную кампанию невыгодно.

Марафон на котором вы создадите пассивный доход в прямом эфире с нуля и узнаете конкретные стратегии инвестирования в квартиры, дома, гаражи, автомобили и даже доходные сайты

Начать

Хотите организовать бизнес по сдачу в аренду машин? Тогда читайте подробную инструкцию от первого лица от владельца пункта проката автомобилей Стариковой Натальей.

Прокат автомобилей - это бизнес по предоставлению транспортных средств во временное пользование.

Субъективный взгляд

До того, как заняться автопрокатом, мы с мужем много лет сами пользовались услугами сдачи машин в аренду. Будь то Москва, в которой мы жили одно время, снимая квартиру, Санкт-Петербург, черноморское побережье, где наличие четырех колес делает отдых значительно интереснее и разнообразнее, или мой родной город, куда мы периодически летаем в гости.

Общаясь со сдававшими нам автомобили людьми, мы постепенно проникались желанием заняться этим видом бизнеса, тем более что информация, которой они делились, позволяла избежать ошибок многих начинающих автопрокатчиков. Возможно, идея о собственном пункте сдачи машин в аренду, так и осталась бы в планах, если бы не стечение обстоятельств.

Декрет, ипотека и автокредит прекрасны по отдельности, ведь они означают семью, отдельную квартиру и новый автомобиль. Но все вместе эти три явления становятся очень тяжелым бременем, которое целиком падает на мужские плечи. Незадолго до того, как я прекратила работать, мы купили мне машину, платить за которую предстояло в течение трех лет.

Как-то раз, посчитав, сколько денег остается после выплаты всех взносов, я сделала на коленке сайт о новом автопрокате в нашем городе и разместила несколько бесплатных объявлений на городских досках. Звонки пошли достаточно быстро. Естественно, звонившим я объясняла, что все машины в разгоне, а в наличии есть только одна. Большинство находили ее слишком дорогой, но были и те, кого все устраивало. Через месяц я подсчитала итоги, за 30 дней машина принесла полтора месячных платежа. Еще через месяц мы купили две подержанные бюджетные иномарки, и дело пошло.

Правда жизни: статистика рынка аренды автомобилей

Что представляет из себя рынок автопроката сегодня? Какие деньги там крутятся, и кто пользуется услугами аренды автомобилей?

Долгое время обнаружить достоверную информацию по этим вопросам было практически невозможно. После долгих поисков я нашла пресс-релиз крупного маркетингового агентства in FOLIO Research Group, специалисты которого в первой половине этого года исследовали рынок автопроката и опубликовали некоторые результаты.

Итак, в 2012 году в стране сдавалось в аренду 27 200 машин, из них 76% пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Объем рынка составил 21,8 млрд руб.

Получается, что одна машина принесла своим владельцам в среднем 21 800 000 000 / 27 200 / 12 = 68 тыс. руб. в месяц. Учитывая, что сюда входят дорогие лимузины и иномарки бизнес-класса для корпоративных клиентов, цифра выглядит правдоподобной.

Доля частных лиц (которые брали машины не для торжественных мероприятий) среди клиентов пунктов аренды составила 16%. Получается, что за пределами двух столиц к услугам обычных потребителей официально предлагалось всего 27200 * (1-76%) * 16 % = 1044 машины! На всю Россию! На мой взгляд, это говорит об огромном потенциале рынка.

Что касается структуры спроса, то она выглядит следующим образом:

Статистика взята из «Российской Газеты». Опрос проводился три года назад, но за это время изменилось немного. Как и тогда, сегодня большинство клиентов обращаются в автопрокат, чтобы взять машину на замену, когда их собственный автомобиль находится в ремонте, либо старый продан, а новый еще не пришел.

Автопрокат как бизнес с моей точки зрения

Я считаю, что аренда машин - это прекрасная бизнес-идея.

  1. Во-первых, она не требует высоких вложений . Вы можете начать с пары машин и расширяться постепенно. А парк в 10 машин позволит иметь достаточный уровень благосостояния и заниматься исключительно любимыми делами. При отсутствии форс-мажорных обстоятельств вы вкладываетесь лишь один раз в саму покупку автомобиля. После этого остается своевременно проходить техосмотр и платить за страховку. А когда автомобиль отработает определенное количество ресурсов (через 2-3 года), вы сможете его продать (в худшем случае на запчасти, но они тоже стоят недешево).
  2. Во-вторых, она не требует больших временных затрат . Вы можете вести бизнес и параллельно трудиться на основной работе. В течение дня отвечаете на звонки, а после 18 часов достаточно лишь пару раз подъехать на стоянку, чтобы принять и сдать автомобили.
  3. В-третьих, она не требует уникальных личных качеств и профессиональных навыков . Вам не обязательно быть талантливым продавцом, обладать креативностью и особым умением убеждать. В наше время автомобиль - это предмет первой необходимости, поэтому услуга будет продавать себя сама.

Правовые вопросы

Организационная форма

Вы можете зарегистрироваться как ИП либо создать ООО . Для небольшого пункта автопроката, где один человек является и учредителем, и единственным работником, проще зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сама регистрация в налоговой службе пройдет гораздо проще, впоследствии вам не придется вести бухгалтерский учет и соблюдать порядок ведения кассовых операций. Будучи ИП, вы можете свободно распоряжаться полученными деньгами.

Еще один момент связан с налогообложением. Вывести деньги, заработанные ООО, вы можете в качестве заработной платы себя как директора (тогда придется заплатить еще 13% НДФЛ) либо в качестве дивидендов (только раз в квартал, в этом случае ставка НДФЛ составит 9%). Код ОКВЭД выбираете 71.1 «Аренда легковых автомобилей».

Более подробную информацию о всех организационных шагах, которые необходимо сделать для открытия своего бизнеса, читайте в нашем материале как открыть свое дело . А статья что лучше открыть ИП или ООО поможет вам разобраться какая организационная форма лучше подойдет для выбранной вами деятельности.

Налогообложение

Услуги по прокату автомобилей позволяют выбрать один из трех специальных режимов налогообложения: УСН 6%, УСН 15% и патентной системы . Если вы приобретаете автомобили по договору купли-продажи, выгоднее платить налог по схеме 6% с дохода. Если автомобили взяты в лизинг, удобнее платить 15% с разницы между доходами и расходами, потому что лизинговые платежи уменьшают налоговую базу. Наконец, можно купить патент, его стоимость устанавливается в каждом регионе отдельно.

Я прописана в Москве, согласно закону города Москвы «О патентном налогообложении» потенциальный доход от предоставления услуг проката установлен в размере 900 тыс. руб. в год.

Стоимость патента составит 900 000 * 6 % = 54 000 руб. в год. Я показываю меньший доход, автомобилями владею по праву собственности, поэтому мне предпочтительнее платить 6% от суммы дохода.

Хотите узнать как сэкономить на ведение налогового учета? Предлагаем вашему вниманию обзор онлайн-сервиса «Мое дело» , который позволяет предпринимателю самостоятельно вести всю бухгалтерию, не прибегая к профессиональных бухгалтеров, и при этом не тратя на это много сил и времени.

Организационные проблемы

Перейдем к самому важному - деталям. Как известно, именно в них прячется дьявол. Применительно к бизнесу это те, на первый взгляд, второстепенные вопросы, на которые порой не обращаешь внимание. Общение с менеджерами по продажам в автосалонах Trade-in, сотрудниками и владельцами пунктов автопрокатов, в которых я сама брала машины, показало, что как раз игнорирование этих «мелочей» обычно и приводит к краху деловых начинаний. И да, про это не пишут в заполонивших интернет статьях с примерами бизнес-планов, написанных людьми, которые не имеют ни малейшего понятия об особенностях функционирования фирмы того или иного профиля.

Сразу скажу : я пишу только о том, что знаю изнутри, то есть о деятельности небольшой фирмы, расположенной в благополучном городе районного значения в центральной России. Крупные столичные компании играют по своим правилам, которые мне известны исключительно теоретически.

Выбор автомобиля

Самое главное - это выбрать модели, из которых будет состоять костяк вашего автопарка. В решении этого вопроса следует ориентироваться на запросы клиентов. Люди, которые хотят взять у нас машину, делятся на три категории. Большая часть хочет просто «что-нибудь подешевле» . Это понятно, учитывая, что месячная стоимость аренды самого дешевого автомобиля (с учетом всех скидок) примерно совпадает с размером средней заработной платы (согласно данных Госкомстата в апреле этого года она составила 29453 руб.).

Несколько меньшая часть желает «что-нибудь подешевле с автоматом» . Как правило, это женщины и люди молодого возраста, которые ездили на механике только во время обучения. Учитывая, что сейчас разрешили сдавать экзамен на права сразу на машинах с автоматом, доля таких клиентов будет расти. Наконец, процентов 10 готовы взять любую машину независимо от цены. Это наиболее обеспеченная часть клиентуры, привыкшая ездить на хороших автомобилях.

Какие машины подобрать для каждой из этих групп клиентов?

Еще лет пять назад самый низкий ценовой сегмент был плотно оккупирован автомобилями отечественного производства. На московском рынке работали очень крупные игроки с парками, состоящими из сотен ВАЗовских машин. Эти компании могли себе позволить оказывать услуги по очень низким ценам. Мы сами порой брали в «Элекс-полюс» девятку по 700-800 руб./сутки, а классику можно было найти за 500-600 руб./сутки.

Сейчас покупать отечественные автомобили для прокатной фирмы невыгодно. Тарифы остались на прежнем уровне, зато цена авто выросла очень сильно. Подержанная Лада Гранта обойдется в полтора раза дороже Дэу Нексии того же года выпуска, но сдать ее вы сможете максимум за тысячу рублей (репутация Жигулей никуда не исчезла).

Поэтому костяк автопарка лучше составить из бюджетных иномарок. Обычно для этих целей закупаются Дэу Нексии, Шевроле Ланосы (сейчас это ЗАЗ Шанс) или Рено Логаны. На мой взгляд, оптимальной моделью является Дэу Нексия. В свое время мы несколько раз брали Ланос и остались очень недовольны прожорливостью этого автомобиля (в городе он «ел» до 14 л /100 км).

Рено Логан сейчас сильно подорожал, а «хрупкость» этого автомобиля делает его ненадежным. Буквально на днях в салоне слушала историю о купившем 15 новых Логанов человеке. Все его машины не протянули и года. Запомните: люди, которые берут бюджетную машину, не будут ее беречь. Нексия - это самая долговечная в условиях интенсивной эксплуатации машина.

Еще один момент. Машину лучше брать подержанную, в возрасте 2-3-х лет. Трехлетняя Нексия стоит почти в два раза дешевле новой (после окончания гарантийного срока автомобиль резко теряет в цене), а значит, окупится в два раза быстрее.

Из машин с автоматом лучше всего подойдут бюджетные корейцы. Трехлетний Хендай Акцент стоит в районе 300 тыс., во столько же обойдется ЗАЗ Шанс с автоматической коробкой.

Что касается автомобилей для дорогих клиентов, тут выбор остается за вами. Я считаю, что небольшому прокату бессмысленно покупать машину специально под эту категорию. Если звонит человек, который привык ездить на хороших авто и готов за это платить, то я предлагаю ему свою личную машину.

Тонкости ведения бизнеса

В этом разделе я расскажу о самых «проблемных» моментах функционирования автопроката. Итак, автомобили вы выбрали и купили, теперь их надо застраховать. И тут начинаются неожиданности. Если с ОСАГО проблем нет (обязательно ставьте в опциях «неограниченное число водителей»), то сделать КАСКО для прокатного автомобиля практически невозможно. Большинство крупных страховых компаний официально отказываются страховать автомобили, предназначенные для сдачи в аренду, а если и соглашаются, то тариф может достигать 40% рыночной стоимости машины.

Что же делать?

Выбирайте самый дешевый контракт. В этом году Верховный Суд России наконец-то защитил водителей от страховщиков и выдал постановление о том, что страховая компания обязана возместить стоимость угнанного автомобиля независимо от того, где находились документы на транспортное средство, и кто был допущен к управлению автомобилем в момент угона.

Обязательно установите в каждую машину систему слежения. Это прибор, который отслеживает все перемещения автомобиля и с определенной периодичностью пересылает информацию о его нахождении на ваш телефон. Стоимость такого аппарата составляет 5-10 тыс. руб. в зависимости от модели. Хорошо спрятанный маячок не только поможет быстро обнаружить автомобиль в случае угона, но и даст вам знать, если клиент нарушил территориальное ограничение и уехал, например, в другую область, что запрещено договором.

Где будут стоять автомобили?

Если общее количество автомобилей не превышает 10, и при этом как минимум половина из них находится в разъезде, лучше всего держать незанятые машины на открытой автостоянке у большого торгового или офисного центра. Хорошо, если она будет находиться возле железнодорожного и автовокзала, потому что многие клиенты приезжают из соседних городов. Еще один вариант - это аренда машиномест на платной перехватывающей парковке.

Следующий этап - реклама , о вашей фирме должны узнать люди. Сейчас принято считать, что лучший способ продвижения малого бизнеса - это создание рекламного сайта. Конечно, красивый сайт станет хорошим подспорьем, но в небольшом городе большинство людей (в том числе и мой муж) в случае необходимости первым делом смотрят раздел «услуги» в местной рекламной газете.

Подайте объявление в газету, которую каждую неделю разносят по почтовым ящикам, оплатите вип-объявление с фотографией в «Из рук в руки» (большинство новых клиентов приходят к нам оттуда) и на «Авито». Еще один эффективный способ продвижения - это регистрация во всевозможных местных «желтых страницах». По крайней мере, когда я забиваю в поисковике «прокат авто в городе N», первыми показываются городские отраслевые справочники.

Теперь, когда клиенты к вам пошли, необходимо принять меры по минимизации рисков. Для этого ответьте на несколько вопросов.

  • Во-первых , будете ли вы сдавать машины жителям других областей? Многие прокаты отказываются обслуживать иногородних клиентов, мотивируя решение нежеланием впоследствии искать свою машину в отдаленных регионах. На мой взгляд, это опасение из серии «дую на воду». Я сама, приезжая к родителям или на отдых, беру автомобиль в аренду, для этого подобные сервисы и предназначены. Законопослушный человек будет придерживаться условий договора при любых условиях, а потенциального правонарушителя вопрос регистрации не остановит.
  • Во-вторых , какой суточный лимит пробега вы установите? Стандартное ограничение - 200 км. Эта граница помогает отсеять таксистов, которые берут автомобиль, чтобы бомбить. Впрочем, об этом они обычно предупреждают сразу. Нужны ли вам такие клиенты? Если машина старая, а человек готов платить по повышенному тарифу, то почему бы и нет? Еще один нюанс - территориальное ограничение. По умолчанию машина эксплуатируется только в одном регионе. Если клиент сразу предупреждает, что ему нужно съездить в соседнюю область, то мы идем ему навстречу, не повышая расценок.
  • В-третьих , будете ли вы сдавать автомобили молодым водителям, то есть лицам младше 21 года и с водительским стажем менее 3-х лет?

Последний вопрос связан с залогом . Обычно прокатная фирма, предоставляя автомобиль, удерживает с клиента определенную сумму (5-10 тыс. руб.), которая служит залогом на случай мелких повреждений по вине водителя и необходимости оплаты штрафов ГИБДД. Если клиент просит, мы соглашаемся предоставить машину без залога, повышая тариф на 20%.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения - это отдельный разговор. У нас были клиенты, после которых за день приходило по три уведомления. Включите в договор пункт об обязанности арендатора уплатить штраф в течение 10 дней (иначе возникает обязательство по оплате неустойки в размере 300%).

При наличии договора по поводу штрафов можно вообще не волноваться. Административный кодекс гласит , что собственник транспортного средства не несет ответственности, если в момент совершения нарушения ПДД за рулем находилось другое лицо.

Автомобиль в России, как и во всем цивилизованном мире, давно стал просто транспортным средством, необходимым инструментом для решения, как личных, так и деловых задач. Однако в отличие от других необходимых вещей таких, например, как мобильный гаджет, автомобиль не всегда бывает под рукой особенно в различных путешествиях, командировках. Для решения этой проблемы существует целая индустрия проката автомобилей, оборот которой в мире составляет миллиарды долларов.

В основу концепции создания бизнеса по предоставлению услуг автопроката (аренды автотранспорта) положены следующие: фундаментальные экономические и социальные факторы:

  • рынок автоаренды в России недооценен по сравнению с его аналогом в Европе, как минимум, в несколько десятков раз. Так, сейчас на рынке автопроката в России используется примерно 50-70 тысяч единиц автотранспорта, в то время как в европейских странах эта цифра имеет значение порядка 2 млн. авто. Т.е. потенциал роста рынка автоаренды в нашей стране имеет неплохие перспективы, что, в частности, доказано его темпами расширения - по 15-20% в год.
  • начиная с 2014-2015 гг. в России наметилась четкая тенденция роста интереса российских граждан и иностранных туристов к маршрутам и путешествиям по бескрайним просторам страны. Это выражено всплеском автомобильного туризма, как по традиционным российским туристическим кластерам - столичные города, южные курорты, так и расширения географии автомобильного туризма вплоть до Камчатки, Чукотки, Якутии, Приморского края и Сахалина. Это тенденция повлекла за собой рост рынка аренды специального туристического автотранспорта - в первую очередь внедорожники, джипы, а также транспорта для встречи туристов, трансфера из аэропортов и т.п.
  • появление новых информационных технологий позволяет выйти на рынок таким новым форматам предоставления услуг автоаренды, как каршеринг. Такой тип услуги может стать не только конкурирующим бизнесом для традиционных автомобильных рантье, но и частью их бизнес-схемы. Например, можно временно простаивающий транспорт сдавать на условиях краткосрочной аренды или открыть отдельный каршеринговый бизнес на имеющейся материальной базе.

Ко всем перечисленным факторам также следует добавить, что кроме роста услуг по ренте пассажирских автомобилей, существенно растет парк арендуемой специальной автомобильной техники - начиная от грузовых машин и заканчивая автокранами, автовышками, экскаваторами и даже снегоуборочной, ремонтной, дорожной и коммунальной техникой.

Срок окупаемости составляет 27 месяцев.

Первоначальные вложения будут равны 11 220 000 руб.

Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы автопрокатной фирмы.

Средняя ежемесячная прибыль 421 254 рублей в месяц.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Основной услугой компании, рассматриваемой в рамках данного бизнес-плана является предоставление в аренду автомобилей без водителя. В качестве предлагаемых для клиентов автомашин планируется использовать три основных типа:

1. Автомобили представительского класса - «Мерседес».

2. Автомобили среднего класса - типа «Тойота Камри» и «Фольксваген Поло»

3. Автомобили общего пользовательского класса - типа «Киа Рио».

Базовая тарификация услуг - посуточно.

Тарифные ставки проката имеют следующий вид.

1. «Toyota Camry» - 7000-8000 руб. в сутки

2. «Mercedes» - 15 000 руб. сутки

3. «Solaris» - 3000 руб. в сутки

4. «Kia Rio» - 2800 руб. в сутки

5. «Polo» - 3200 руб. в сутки.

При расчете общей схемы дохода применяется средний оптимальный вариант загрузки автопарка - 75 %,

В качестве дополнительных услуг корпоративным клиентам будут предлагаться услуги по индивидуальному заказу - в частности, доставка в гостиницу из аэропорта и обратно, сопровождение каких-либо частных или корпоративных мероприятий. Базовая ставка тарифа индивидуального трансфера - 3000 руб/час.

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • постоянный растущий спрос на аренду;
  • большой выбор каналов продаж и поставок услуг;
  • быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку;
  • возможность формирования индивидуального подхода к запросам корпоративных клиентов по ассортименту услуг и их объему.
  • конкуренция со стороны локальных бизнесов, сетевых автопрокатных корпораций;
  • некачественная работа персонала, нарушения технологического регламента обслуживания авто;
  • риски частого повреждения и выхода из строя автомобилей;

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • расширение бизнеса за счет увеличения линейки сдаваемого в аренду автопарка, предоставление водителей, гидов- переводчиков;
  • возможность работы с корпоративными клиентами;
  • возможность создания сопутствующих видов бизнеса - например, автокемпинг, организация автотуров;
  • относительно высокая конкуренция на рынке;
  • повышение цен на автомобильные запчасти и топливо;
  • Повышение арендной платы или расторжение договора аренды места автостоянки, офиса;
  • Снижение покупательной способности, как населения, так и коммерческого сектора, общее снижение спроса на услуги аренды автомобилей.

3. Описание рынка сбыта

Для того, чтобы полностью реализовать концепцию и практическую схему бизнес-плана компании по прокату автомобилей, как минимум, необходимо знать основные характеристики рынка, на котором придется оказывать услуги.

К таким базовым характеристикам рынка автомобильного проката в России относятся следующие типы данных:

1. Объем рынка автопроката, его динамика и региональная специфика .

Российский рынок проката автомобилей берет свое начало в самом начале 2000-х гг.

За более чем 15 летний период рынок проката автомобилей превратился из узко сегментированной ниши, ориентированной на состоятельных клиентов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, в развитую сеть специализированных сервисных фирм, как отечественных брендов, так и компаний, работающих по франчайзинговым договорам иностранных прокатных корпораций во многих городах страны.

На текущий момент общий объем рынка услуг автопроката составляет не менее 150 - 200 млн. долларов в год. Причем динамика развития этого сегмента транспортных услуг растет последние несколько лет темпами не ниже 15-20%. Такие темпы обусловлены тем, что рынок пока еще имеет небольшую капитализацию, и сказывается, как говорят специалисты, эффект низкой базы. Т.е. это ситуация, когда даже в крупных российских городах работает не более десятка прокатных фирм, имеющих парк более 10-20 машин, каждая. Общая же оценка парка автомобилей в России, работающих в сфере автопроката, составляет пока не более 50-70 тысяч автомобилей, что в десятки раз меньше чем, например, в Европе, где прокатный парк составляет не менее 2 млн. единиц автотранспорта.

Спецификой рынка автопроката в России является и тот факт, что географическая концентрация компаний, оказывающих подобные услуги, в основном сосредоточена в Москве и г. Санкт-Петербурге (почти 70% рынка), а также в традиционных туристических регионах - Краснодарский край, Сочи, районах, прилегающих к туристическим кластерам: Байкал, Алтайский край, Камчатка, Приморский край. Здесь надо отметить, что в регионах, где в основном туризм представлен как экологический (природный), сектор спроса на услуги аренды сконцентрирован на предоставлении в прокат автомобилей высокой проходимости - джипы, а также сервис автокемпинга (включая аренду автодомов).

2. Структура рынка. Структура рынка проката автомобилей строится на основных категориях клиентов. Это люди, ездящие в деловые командировки, туристы, корпоративные клиенты. Большую долю занимают клиенты, у которых нет своего автомобиля в данный момент, и туристы.

Поскольку рынок автопроката в России пока еще слабо развит, он имеет сильно сегментированный характер. Т.е. нет пока что достаточного количества сильных игроков, способных как-кто структурировать и окончательно сформировать рынок. На рынках автопроката, особенно региональных, есть большое количество мелких игроков, которые либо работают на очень узкий сегмент клиентов, либо оказывают услугу автопроката как дополнительную (это больше всего относится к гостиницам, туристическим базам и кемпингам).

Кроме того, во многих крупных городах России активно стали появляться представительства мировых автопрокатных компаний, таких, например, как Avis, Herz, Europcar, Rental Cars, Сar Booking и других. Наиболее востребованные услуги - аренда автомобиля без водителя в деловых и личных целях, в т. ч. с выездом за границу, а также аренда представительских машин с водителем.

Здесь также надо отметить, что все большую конкуренцию стандартному формату проката автомобилей представляют каршеринговые компании, которые могут в то же время являться и обычными прокатными фирмами, активно диверсифицирующими свой бизнес. Например, если принять в расчет данные исследований, проведенных аналитиками банка Морган Стенли, то к 2030 году каршеринг займет минимум 25% всего рынка автопроката.

В качестве наглядного примера можно привести статистику по г. Москве - в системе столичного каршеринга уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется 8 клиентов за период 24 часа. По данным аналитического агентства «Делимобиль», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.

Таким образом, можно сделать вывод, что постепенно прокатный бизнес будет смещаться в сторону применения комбинированной бизнес-схемы, как органичного сочетания традиционного формата предоставления автомобиля в аренду, так и использования каршеринговых схем предоставления услуг клиентам.

К этому также следует добавить, что сфера услуг автопроката в России будет в немалой степени расширяться за счет увеличения потока внутреннего туризма, где лидирующее место будет занимать именно автотуризм, сочетая в себе, как предоставление автотранспорта в аренду, так и услуг гостеприимства, сопровождение групп туристов гидами и инструкторами.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

6. Организационная структура

7. Финансовый план

8. Факторы риска

Рынок проката автомобилей в России относительно молод, и ему еще далеко до полного насыщения и появления настоящих крупных игроков и жесткой конкуренции. Тем не менее, существует ряд рисков, которыми не стоит пренебрегать при открытии фирмы по прокату автомобилей. Среди таких рисков в первую очередь следует отметить следующие негативные факторы:

  • рыночные риски, которые связаны с такими неблагоприятными экономическими условиями, как снижение потребительской активности среди групп потенциальных клиентов, экономические кризисы, уменьшение потока туристов как внутри страны, так и прибывающих из других стран. Способов нейтрализации таких рисков немного и они весьма ограничены. Можно использовать, например варианты работы с малобюджетным автопарком, или простаивающие автомобили задействовать частично для оказания таксомоторных услуг;
  • конкуренция со стороны новых сервисных транспортных технологий. Особенно это касается таких форматов как каршеринг, где идет фактически распределение времени пользования автомобилями по минутам. Также часть конкуренции приходится на такие сервисы как Uber или Яндекс.Такси, которые в некоторой степени будут перехватывать часть клиентов фирмы по прокату авто. Единственной эффективной мерой противодействия подобным рискам - это целенаправленная работа с определенными группами клиентов, например - это постояльцы гостиниц, туристические группы, свадебные кортежи или сопровождение различных праздничных или официальных мероприятий (эвент-индустрия)
  • автопрокатный бизнес характеризуется высокой капиталоемкостью, финансовый порог входа на него достаточно высок. Кроме этого, и техническое содержание, обслуживание автопарка, и его юридическое сопровождение (страхование, уплата налогов) тоже стоит значительных средств (почти 25% от объема оборота капитала компании). Поэтому существует риск, что при значительном повышении цен на бензин, запчасти или автомобильное страхование, может заметно и одномоментно снизиться операционная прибыль компании. Для предотвращения подобных рисков, следует иметь определенный финансовый резерв и вовремя восполнять потери прибыли (не доводя дело до банкротства бизнеса) до тех пор, пока бизнес и клиенты не адаптируются к новой экономической реальности.

Кроме этих системных рисков также не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что уже на горизонте появляются более серьезные конкуренты - беспилотные автомобили и такси. И пусть это пока еще дело будущего, все же в перспективе нескольких лет в крупных городах России можно ожидать появления первых компаний, оказывающих услуги проката беспилотных авто с помощью современных информационных технологий.

Бизнес по прокату автомобилей - интересная и довольно необычная для России идея, которая может принести своему владельцу внушительную прибыль при минимуме физических и временных затрат. А вот вложить в это дело придется немало, так как деньги потребуются для создания собственного автопарка. Чтобы деятельность была выгодной и быстро окупилась, нужно начать хотя бы с 10 - 15 машин.

Оценка рынка

Автопрокат - интересная услуга. Она очень востребована за границей, особенно в тех городах, где количество туристов велико. В России же ниша проката авто развита слабо. В основном, услугами таких компаний пользуются в крупных городах. Так, больше половины дохода от автопроката приходится на Москву и Санкт-Петербург. Куда более скромные результаты у других городов-милионников.

Чем крупнее населенный пункт, тем больше денег предприниматель сможет заработать. А вот открывать собственный бизнес в небольшом городке нет смысла. Там услуга окажется невостребованной. Можно разве что сдавать свой автомобиль в аренду, разместив бесплатные объявления в газетах, досках объявлений.

Конкуренции в сфере проката автомобилей как таковой нет. Этот сегмент рынка почти не занят. Исключение составляют крупные города. Но и там рынок не переполнен - новичок сможет занять свою нишу и получать прибыль.

Чтобы определить, какие автомобили закупать, необходимо оценить спрос на услугу. Чаще всего люди берут машину в прокат по следующим причинам:

  • временно нет своего автомобиля (находится в ремонте, например);
  • во время отдыха;
  • для командировки.

Куда реже машины берут в аренду перед непосредственной покупкой автомобиля, чтобы оценить удобство и другие свойства транспортного средства.

Мало оценить спрос на услугу. Важно в ходе этого исследования понять, какую именно машину хотел бы получить потенциальный покупатель. При выборе автомобиля люди оценивают следующие параметры:

  • удобство;
  • внешний вид;
  • стоимость;
  • наличие дополнительных опций;
  • статус транспортного средства.

Исходя из этого, можно определить три группы потенциальных покупателей:

  1. Те, кто хочет арендовать дешевую машину. Сюда относятся средние слои населения. Еще несколько лет назад таким гражданам было выгодно предлагать отечественные автомобили. Но сейчас цена их резко возросла, а стоимость услуг осталась на прежнем уровне. Поэтому имеет смысл закупать недорогие иномарки. Лучше остановиться на Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos или Renault Logan. Эти автомобили относятся к числу бюджетных транспортных средств, но на дороге они ведут себя неплохо.
  2. Люди, желающие взять в прокат недорогую машину, но обязательно с автоматом. Это чуть более высокая ценовая категория автомобилей. Спросом они пользуются у женщин и молодежи. Количество таких клиентов возрастает. Люди все чаще предпочитают автомат, а некоторые из них просто не умеют пользоваться механикой. Для таких клиентов нужно предусмотреть отдельную категорию автомобилей. Например, можно купить одну из моделей Hyundai.
  3. Клиенты, предпочитающие дорогие автомобили. Таких людей в разы меньше. Они составляют порядка 10% всех потребителей. Поэтому и покупать много машин премиум сегмента нет смысла. Но хотя бы несколько вариантов большой автопарк должен иметь. А вот в небольшом бизнесе покупать его бессмысленно, зачастую машина просто не окупает понесенных затрат.

Стоит рассмотреть возможность закупки подержанных машин для своего автопарка. Возраст транспортных средств в этом случае должен составлять около 2 - 3 лет. Такая машина обойдется почти в 2 раза дешевле, чем новая, зато стоимость ее аренды будет практически такой же. Это существенно увеличит рентабельность, а срок окупаемости может сократиться в 2 раза.

Почему стоит открывать бизнес по прокату машин?

Идея создания бизнеса по прокату машин подойдет не только опытному предпринимателю, но и новичку. Заняться этим делом можно хотя бы потому, что оно имеет ряд следующих преимуществ:

  • Не требует серьезных вложений . Действительно, Если у бизнесмена нет большого капитала, он может начать с покупки всего нескольких подержанных машин. А вот опытным предпринимателям лучше обзавестись сразу 10 автомобилями. Это позволит выйти на высокий уровень прибыли.
  • Минимальные текущие расходы . После покупки автомобиля существенные издержки исключаются. Бензин оплачивает сам клиент, поломки возможны, но в большинстве случаев они не предполагают больших денежных вливаний. А наличие страховки на автомобиль позволит исключить необходимость восстанавливать его за свои деньги в случае аварии. Все, что нужно будет оплачивать, это техосмотр и страховка.
  • Возможность получения дополнительной прибыли . Когда машина окупит свою стоимость, ее можно будет продать. Это увеличит уровень дохода и рентабельности.
  • Не нужны серьезные затраты времени . Необязательно посвящать этому делу все свое время. Достаточно отвечать на поступающие звонки, выдавать и принимать автомобили. Такой формат ведения бизнеса позволяет человеку трудиться на обычной работе и заниматься собственным делом.
  • Не нужны никакие умения и навыки . Действительно, сдать машину в прокат можно без каких-то особых личностных качеств или профессионализма. Даже креативное мышление в этой сфере необязательно, ведь автомобиль будет продавать себя сам. Нужно лишь разместить объявление об услуге в местных газетах, на бесплатных досках объявлений.

Правовые аспекты

Важным моментом открытия собственного бизнеса по прокату автомобилей является то, что здесь вести предпринимательскую деятельность без регистрации не получится. Ведь нужно документально оформить договор аренды, предусмотреть страховку, позволяющую получить компенсацию, даже если за рулем был не владелец автомобиля. Действовать нужно так:

  1. Выбор наиболее подходящей организационной формы. Небольшой прокат можно зарегистрировать как ИП . Если же владельцев бизнеса несколько, то имеет смысл открыть ООО. Но в этом случае нужно быть готовым к более строгой проверке регистрационных документов. К тому же, ООО имеют определенные требования к проведению кассовых операций. Бухгалтерский учет для таких фирм тоже более сложен, чем у ИП, которые и вовсе могут освобождаться от учета.
  2. Выбор кода ОКВЭД. Тут достаточно выбрать из нового справочника 2017 года код 77.11 - «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств» . Его необходимо указать при подаче заявления на регистрацию. Указанный код позволяет сдавать в аренду автомобили, как с водителем, так и без него.
  3. Выбор режима налогообложения. Тут есть три доступных варианта - УСН «доходы», УСН «доходы минус расходы» и ПСН. При покупке автомобилей лучше выбирать первую схему. А вот при приобретении машин в лизинг выгоднее будет вариант уплаты налогов от разницы между доходами и расходами. В этом случае лизинговые платежи можно будет принять к учету и уменьшить на их сумму налогооблагаемую базу.

Целесообразность приобретения патента нужно определять самостоятельно. Стоимость его в каждом регионе своя. Перед покупкой патента стоит произвести расчет его цены, предполагаемой прибыли и налога, который пришлось бы платить на УСН.

Важно определить каналы продвижения своего бизнеса. Все чаще люди стараются создать собственный сайт. Такое решение целесообразно для крупных компаний или прокатов, расположенных в больших или курортных городах. А вот в более мелких населенных пунктах этот вариант может не принести должного эффекта.

Поэтому имеет смысл озаботиться размещением рекламы в местных газетах. Можно развесить объявления вблизи крупных общежитий, гостиниц, около вокзалов.При выборе газет для размещения объявлений лучше отдавать предпочтение тем из них, которые еженедельно разносят по почтовым ящикам.

Дополнительно стоит внести организацию в отраслевой справочник своего города. Так люди смогут быстро найти, где можно взять в прокат автомобиль.

Минимизация возможных рисков

Чтобы дело оказалось прибыльным, нужно учесть возможные опасности и минимизировать риск их наступления. Особенно важно решить следующие вопросы:

  • Возрастная группа . Можно ограничить минимальный возраст или необходимый водительский стаж.
  • Лимит суточного пробега . Это позволит исключить вероятность аренды машины таксистами. Для таких категорий клиентов можно предусмотреть повышенную стоимость на услуги.
  • Риск кражи, повреждений машины . Важно определить размер залога. Суть заключается в получении некой суммы (обычно, порядка 5 000 - 10 000 рублей). Возврат ее осуществляется только после приемки автомобиля. Можно пойти и другим путем - увеличить стоимость проката без залога, например, на 15 - 25%.
  • Неуплата штрафа . Чтобы клиент взял на себя обязательства по уплате штрафа, соответствующий пункт нужно предусмотреть в договоре. Еще лучше, если за несвоевременный платеж будет предусмотрена серьезная неустойка.

Финансовые результаты

Если предприниматель откроет прокат с 100 машинами, то в число первоначальных расходов будет включена стоимость автомобилей, GPS-навигаторов, видеорегистраторов и прочей атрибутики. Незначительные расходы будут связаны с рекламой, закупкой оргтехники и регистрацией бизнеса. Всего понадобится не меньше 6 000 000 рублей.

Сумма расходов за один год будет включать в себя следующие статьи затрат:

  • страховка - 600 000 рублей;
  • реклама - 50 000 рублей;
  • ремонт, ТО, мойка авто, стоянка - 550 000 рублей;
  • аренда офисного помещения - 100 000 рублей;
  • заработная плата работникам (включая страховые платежи) - 900 000 рублей;
  • решение юридических вопросов и споров (без юриста будет не обойтись) - 200 000 рублей.

Итого: 2 400 000 рублей.

Если предположить, что 300 дней в году будет использоваться 60% машин, то средний размер дохода составит (2 500 рублей - стоимость проката в сутки) 4 500 000 рублей. С учетом затрат прибыль будет равна 2 100 000 рублей в год. Получается, рентабельность составляет порядка 40 - 50% даже при неполной нагрузке на автопарк. Окупить свои расходы получится только через 3 года.