Divinity: Original Sin II - Рецензия. Divinity: Original Sin II - Рецензия Без привычных штампов

Спустя почти год после релиза на PC до консолей добралась одна из самых интересных изометрических ролевых игр - в улучшенном издании , которое бесплатно достанется обладателям оригинала. В свое время мы так и не написали обзор, а поэтому в этой статье рассмотрим игру со всем ее контентом.

Сюжет

Первая была почти во всех отношениях идеальной изометрической ролевой игрой, совмещающей фэнтезийную тематику, крутой юмор и очень глубокий геймплей. Единственное, что не хватало игре, чтобы дотянуться до звезд, нормального сюжета, поскольку тот что был, явно написан на коленке одного из разработчиков. В Divinity: Original Sin 2 - Definitive Edition ситуация резко противоположная. Сюжет здесь теперь не просто фон для чего-то более интересного, а один из столбов, на котором стоит игра.

Сюжет начинается стандартно для подобного жанра игр. Однажды из-за Истока (магия) в мир проникли демоны Пустоты, которые нещадно убивали всех, кто попадется им под руку. После этого волшебство оказалось под запретом, а всех, кто пытается продолжать пользоваться Истоком, ждет принудительное «очищение», после которого человек теряет свое сознание. Игра начинается на корабле, движущемся на остров с заключенными.

Главный герой, вне зависимости от выбора, является одним из тех, кого поймали магистры, чтобы провести свой ужасный обряд по избавлению от Истока. Чтобы никто не смог колдовать, магистры надевают на каждого специальный ошейник, блокирующий магию. Из-за этого наш персонаж поначалу не может выполнять сложные заклинания.

Как и подобает хорошей ролевой игре, мотивацию героя мы пишем сами, общаясь с персонажами и выполняя квесты. На выбор доступно шесть героев со своей предысторией (при желании можно создать собственного персонажа без бэкграунда): Красный Принц (ящер), Себилла (эльфийка), Иван без Мезд (мужчина), Зверь (гном), Лоусе (женщина) и Фейн (нежить). У каждого персонажа есть своя цель в сюжете. К примеру, Фейн желает узнать свое истинное предназначение и что произошло с его родом; Красный Принц был изгнан из своей империи, но хочет вернуться и получить корону; Себилла желает отомстить всем, кто когда-то над ней издевался и оставил на теле ужасные шрамы. Все персонажи получили неплохую озвучку. Чувствуется, что актеры хорошо влились в свои роли и передали эмоции героев.

По мере прохождения каждого героя можно будет встретить и узнать его историю. Кроме того, Divinity: Original Sin 2 - изометрическая партийная RPG, а поэтому управлять нам предстоит сразу четырьмя персонажами. При желании, конечно, можно пройти игру в одиночку. Чтобы не отходить далеко от сюжета и не раскрывать важные спойлеры, хочется заметить, что игра разделена на несколько актов, в каждом из которых герои попадают в новые локации, знакомятся с персонажами и раскрываются в новом обличье. К примеру, поначалу вообще будет трудно понять, кто все эти существа, о которых говорят персонажи в диалогах, но постепенно лор игры становится понятным даже без насильственного изучения.

Диалоги прописаны так, что их нескучно читать. Там мы видим забавную шутку, там персонаж рассказывает нам о своем прошлом, а еще где-то узнаем, что кот, который повсюду за нами бегал, на самом деле делал это неспроста. Сюжету удается удивлять ровно столько, сколько требуется чтобы полностью пройти игру и захотеть все повторить.

Геймплей, графика и управление

Игровой процесс в игре совмещает исследования обширных локаций в реальном времени и пошаговые партийные бои. Карты действительно стали гораздо больше, чем в первой части. Сюда относится также внимание к деталям. В каждой локации есть что-то, что таит в себе интересные приключения. Divinity: Original Sin 2 не стоит пробегать в спешке. Это та игра, которую нужно изучать. Время от времени герои будут находить скрытые сокровища, ведущие в различные подземелья и темницы. В них при этом содержится еще несколько развилок, из-за чего за одно прохождение найти весь контент вряд ли у кого получится.

К героям подошли креативно. Помимо стандартных классовых распределений и рас, они имеют некоторые другие особенности. К примеру, ящер может находить тайники даже без лопаты, а эльф способен узнать о человеке все, если съест его тело. Такие вот детали отлично обыгрываются геймплеем и заставляют постоянно удивляться. Некоторые вещи и вовсе открываются ближе к концу, хотя были доступны с самого начала.

Даже после полного прохождения у игры есть несколько козырей. В многопользовательском режиме «Арена» игроки могут сразиться по сети или локально со своим другом на множестве карт со всеми знаковыми персонажами из Ривеллона. Бои проходят в форматах «Убей всех» или «Убей первым короля». В первом случае нужно просто одолеть всех противников, в то время как убийство короля чем-то похоже на шахматы. Игроки должны защищать определенного персонажа из своей команды и пытаться убить враждебного.

Divinity: Original Sin 2 - Definitive Edition - хардкорная игра. Даже на среднем уровне сложности есть риск застрять уже в самой первой локации. Здесь важно не только вспоминать все, что мы делали в олдскульных RPG начала 2000-ых, а и научиться новым вещам. Головоломки приходится решать не так как в других играх. Порой правильное решение оказывается самым неочевидным.

Бои в силу своей пошаговости вовсе не кажутся однотипными. Даже в последнем акте битвы заставляют с интересом готовить магические скиллы в инвентаре и прокачивать персонажей. Геймплей можно описать одним словом - вариативность. В Divinity: Original Sin 2 есть сотни различных навыков, заклинаний и предметов. Все это можно объединить в совершенно непредсказуемый коктейль. Кому-то понравится превращать врага в курицу, а кто-то, возможно, заинтересуется стихийной магией. Каждая деталь важна для геймплея. Окружение часто приходится использовать в боях с врагами. К примеру, можно заманить врага к бочкам с нефтью, а затем пульнуть туда огненную сферу, после чего с улыбкой наблюдать, как все горит. Важно только успеть увести своих героев подальше, чтобы они не получили увечья.

Отличной вышла у разработчиков и картинка. Все выглядит волшебно и в то же время непохоже ни на что, что есть в других изометрических RPG. Дизайн локаций, внешность героев и даже красивые пейзажи - в Divinity: Original Sin 2 - Definitive Edition есть все это и чуточку больше. Местами хочется приблизить камеру на максимум и просто посмотреть, чем живут жители Ривеллона. Разработчики не поскупились добавить в игру разнообразные картины с необычными рисунками и другие мелкие детали, которыми любуешься в паузах между битвами и диалогами.

Музыкальное сопровождение в игре осталось на уровне оригинала - такое же фантастическое и погружающее в атмосферу веселой сказки. В темных локациях мы слышим мрачную музыку, говорящую об опасности, а в солнечный день у моря наслаждаемся пением птиц и шумом ветра.

Управление на геймпаде в изометрических RPG очень редко удается сделать таким, чтобы оно не вызывало вопросов. В Divinity: Original Sin 2 - Definitive Edition на PS4 чуда не произошло. Работать с инвентарем на контроллере поначалу очень непривычно, а в битвах может отпугнуть выбор целей. Видно, что разработчики пытались как можно сильнее оптимизировать свой продукт для консолей, но местами можно наблюдать небольшие погрешности. Часто можно наткнуться на неприятный баг. К примеру, в нашем случае в одной важной битве камера резко отъехала вверх, из-за чего ее нельзя было вернуть обратно. Пришлось загружать последние сохранения и начинать сначала. Благо быстрые сохранения есть. На русский язык в Divinity: Original Sin 2 - Definitive Edition перевели только текст. К счастью, грубых ошибок не замечено.

Итоги

Чем же отличается Definitive Edition от оригинальной игры 2017 года? На первый взгляд в игре не появилось чего-то кардинально нового, но при тесном знакомстве понимаешь, что работы было проведено очень много. Там диалог изменили, тут добавили дополнительные фразы, а еще где-то открыли новые линии. Больше всего изменений в диалогах приходится на третий акт.

Definitive Edition теперь полностью поддерживает HDR. На PS4 Pro в 4K-режиме игра выглядит вполне симпатично даже при максимальном масштабировании. Режим «Арена» имеет 16 героев и 13 карт с каждого акта. Появились новые заклинания, случайные события и возможности по взаимодействию с окружением. Играть в Definitive Edition можно с другом на одной консоли через сплитскрин. Были изменены настройки сложности. Теперь игроки, которые хотят меньше хардкора, могут в самом начале выбрать соответствующий режим.

Когда ты работаешь над продолжением игры, которой как диванные эксперты, так и профессионалы в один голос ставят 87 баллов из ста — главное, не увлечься. Не переборщить с новшествами, не заиграться с механиками и не сломать то, что отлично работало изначально. В случае с , у разработчиков это получилось на отлично. — действительно божественна. В сиквеле Larian Studios исправили все, за что ругали первую часть, выбросили ненужное, улучшили нужное и добавили так много нового, что разобраться во всем за одно прохождение не получится. Наиграв почти 30 часов, мы успели пройти лишь два огромных акта из четырех, и пока что без глубокого анализа попробуем ответить на главный вопрос: действительно ли Divinity: Original Sin 2 — лучшая РПГ последнего десятилетия.

Взять, например, расы. В Original Sin мы играли исключительно за людей, из-за чего окружающий мир воспринимался однобоко. Сиквел же предлагает целых пять рас, и различия между ними не ограничиваются внешностью и бонусами к характеристикам. К примеру, отыгрыш эльфа-некроманта полон ксенофобии и безудержной жестокости, а странствие нежити — сплошные осторожность и скрытность. Потому что мертвецов боятся все, и среди живых голым скелетом лучше не светить, а то можно быстро и тесно познакомиться с топором.

Пять рас — это пять абсолютно разных Divinity, к тому же можно выбрать одного из персонажей с уже готовым бэкграундом, и тогда история станет еще более эгоцентричной. Ваша биография будет переплетаться с основным сюжетом, ветками напарников и даже опциональными квестами. Например, Divinity за ящера Красного принца — это «Игра престолов» имени Дейенерис. Оба стремятся вернуть себе трон огнем и мечом, а их постоянно преследуют наемные убийцы. Правда, в отличие от пафосной блондинки, наш пресмыкающийся рабовладелец сам себе «Дракарис». Он познает свою божественность, буквально прожигая себе дорогу.

Спутники в Original Sin 2 — это не кучка философов из . Здешние напоминают скорее , где боевые товарищи могли насмерть сцепиться из-за расхождения во взглядах. Их мало убедить присоединиться, надо помнить о конфликте интересов, а он будет всегда и везде. Larian не зря увеличила число сценаристов с одного до девяти. Такой РПГ давно не видели фанаты жанра.

Причем, дело не только в радикальном улучшении системы отношений между персонажами и глубоком взаимодействии героя с миром. Сценарий тоже стал лучше, по крайней мере, на первый взгляд. Первые две главы хороши, но не стоит забывать, что оригинальная Original Sin начинала сюжетно проседать именно во второй половине игры.


За сторонние квесты Original Sin 2 можно и нужно хвалить уже сейчас. Larian явно переняла опыт саги о ведьмаке, сделав задания вариативными и глубокими. За что ни возьмись, все интересно и, что важнее, может привести к неожиданным последствиям. Взять, например, просьбу эльфийки Сахейлы, которая умоляет спасти ее сородича. Можно убить всех недругов — это самый простой и одновременно самый сложный метод, так как здешние сражения тяжелы, а порой и вовсе безжалостны к игроку. Можно начать расследование — это более длинный и интересный путь. Найти условного «рядового Райана» легко, а вот вытащить его из клетки — нет. Спасая бедолагу, успеешь вникнуть в местные порядки, подружиться или поссориться с местными авторитетами и побыть детективом. Такая глубина присуща едва ли не каждому второму квесту. Банальный заказ на поиск исчезнувших магистров может привести к раскрытию заговора, цепочке предательств и финалу, который бы одобрил сам Ганнибал Лектер.

Глубина и свобода действий — такой подход реализован абсолютно везде. В Original Sin 2 добавлены десятки механик, серьезно влияющих на геймплей. Одно лишь заклинание телепортации дает массу возможностей. И доступ к заныканному луту — лишь верхушка айсберга. Перенос хрупкого мага к союзному бойцу, отправка опасного противника прямиком в огонь или размещение лучника на возвышенности для получения бонуса — вот неполный перечень, как заклинание можно использовать. А ведь речь идет про довольно классическую способность. Вещи менее ординарные, вроде Магии Истока, позволяют менять действие целых стихий! А метаморфу вообще живется замечательно: у него на любой случай жизни припасен какой-нибудь фокус. Надо попасть на отвесную скалу — отрастил крылья. Окружили враги — слился с пейзажем аки хамелеон. Напрягает злой маг — превратил его в курицу. В общем, море веселья, особенно в кооперативе.


Кстати, в Original Sin 2 вместе могут играть уже не два, а целых четыре человека. Учитывая разные истории и мотивы персонажей, совместное прохождение должно быть очень интересным. Ссоры, интриги, предательства — это самое простое, что ждет игроков. А ведь они могут действовать параллельно, что лишь повышает увлекательность прохождения. По сравнению с оригиналом в сиквеле стало гораздо больше неловких ситуаций, когда, например, один игрок убивает персонажа, нужного другому. Упс!

Подводить итоги пока не будем: мы не рассказали и половины того, чем прекрасна игра. Larian Studios создала одну из лучших в истории ролевых песочниц, где реально осуществить если не все, то очень многое. Общение с животными, поедание трупов и претензии на трон. В случае с Divinity: Original Sin 2 сотни возможных геймплейных ситуаций — не преувеличение. Как и тот факт, что серия ближе всех приблизилась к идеалу классической, но современной ролевой игры. Финальный же вердикт мы вынесем во второй части нашего ревью. Stay tuned!

Зачем выходить из дома, когда можно стать Божественным, сидя за компьютером?

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Что ж, мы наконец прошли сюжетную кампанию. Как и обещали в первых впечатлениях , выкатываем полноценную рецензию на Divinity: Original Sin 2 . Даже сейчас, после финальных титров, нам сложно поверить, что всё это было не сном.

Планы Larian на сиквел своего неожиданного хита, Divinity: Original Sin , были без малого утопичными. Новые расы и возможности, озвучка, проработанный мир, несколько игровых режимов — и всё это должно было как минимум не уступать по качеству первой части. А как максимум — превосходить её.

Армия фанатов доверилась Larian и полностью профинансировала игру на Kickstarter всего за двенадцать часов при изначальной цели в полмиллиона долларов. За месяц же пользователи собрали больше двух миллионов, разблокировав все дополнительные цели кампании. Но уж слишком масштабным казался проект. Мы до последнего сомневались: ну не может всё быть настолько хорошо, не бывает такого. Что-то должно пойти не так.

Трейлер про особенности геймплея

Горизонт событий

Первая Original Sin до сих пор подкупает невероятной свободой действий. Она была чем-то бóльшим, нежели просто тактика в духе классических ролёвок. И в бою, и в разговоре всегда было несколько способов выйти из положения. В ход шли и банальное убеждение, и стихийные эффекты, и неочевидные хитрости. Например, можно было построить вокруг босса «домик» из взрывоопасных бочек и подорвать гада до того, как он решит, с каким соусом нас сожрать.

Любители настольных ролевых игр тоже нашли здесь нечто знакомое: то забытое чувство, когда вы с игрой действуете по одним и тем же правилам. Разрешено всё, что не запрещено, и никто не мешает нарушать местные запреты, если подвернулась возможность. Далеко не всегда это просто, но в этом и состояла прелесть Original Sin — она приглашала изучать принципы, по которым работает.

Судя по всему, Larian оценили, насколько аудитории понравилась «настольная» свобода. Поэтому Original Sin 2 не просто напоминает НРИ — она полностью спроектирована как настолка. Нет, бросать виртуальные кубики и каждые пару минут что-то выискивать в списке заклинаний не придётся. Речь о философии разработки и принципах, на которых строятся настольные ролёвки.

У истоков фэнтези

Хорошая кампания в той же D&D начинается с грамотного сюжета. По иронии судьбы, именно сюжет стал самой слабой частью предыдущей игры. Он обеспечивал предлог для приключений, но был напрочь неинтересным. Иногда в нём появлялись яркие персонажи, вроде мага Арху, но они не делали этот апофеоз фэнтезийных штампов лучше.

Вторая часть тоже черпала вдохновение во множестве источников, от Мартина и Толкина до всё тех же Джордана и Пратчетта. Но вот литературные тексты уже не похожи на коммерческий продукт. Теперь их будто бы писала не команда сценаристов, а один игровой мастер. И не чтобы продать игру, с опорой на статистику и фокус-группы, а чтобы было интересно — и ему, и игрокам.

Мир Ривеллона почти ничем не ограничен. Нас ждут мириады ситуаций: непростых, забавных, мрачных и просто необычных. Тон повествования тоже постоянно меняется. В один момент мы (без шуток) пытаемся помочь черепахе завоевать сердце юркого крыса, а сразу после этого размышляем о геноциде, падении морали, нигилизме и судьбе. При этом оба события прописаны одинаково хорошо. Larian настолько умело играют с тоном рассказа, что переходы и смены настроения не вызывают никакого отторжения.

А ещё D:OS 2 элегантно обходит один из самых надоевших штампов фэнтези — деление мира на чёрное и белое. Поначалу всё предельно ясно: есть очевидные «злодеи» и «герои», мы и они. Но чем глубже мы погружаемся в паутину интриг, тем яснее видим, что правых в этой истории нет вообще. Только виноватые.

В сюжете замешано множество персонажей, фракций и исторических событий. Но их количество не утомляет, а только разжигает любопытство. Имена и места запоминаются, повороты сюжета вправду способны удивить. А из крупиц информации складывается чёткий след, и мы идём по нему добровольно. Не потому, что нет выбора, и не от назойливой экспозиции, а потому что история правда интригует.

Сценаристы серьёзно проработали предысторию — и не для галочки, а чтобы всё тайное стало явным. Чтобы игрок живо заинтересовался сюжетной подоплёкой. Снимаем шляпу — в нашем случае им удалось. Но в силу объёмистости сценария крохотные просчёты иногда встречаются. Игра изредка забывает наш пол или расу, не знает, что у нас уже есть та или иная информация... Эти мелочи разработчики потихоньку исправляют патчами.

Мы совсем не ожидали, что сюжет D: OS 2 будет так хорош. К тому же все персонажи обрели голоса. Озвучка очевидно бюджетная, но по-хорошему удивляет: актёры звучат очень живо — вероятно, потому что им позволили по-своему интерпретировать своих персонажей. Отдельное спасибо за появление Рассказчика — его присутствие усиливает атмосферу настольных посиделок. А голосом и интонациями он ничуть не уступает тому же Логану Каннингему, который играет эту роль в проектах Supergiant Games .

Наши напарники тоже преобразились, и в лучшую сторону. С каждым из них есть о чём поговорить, а их личные истории напрямую связаны с основным сюжетом. Теперь они не просто довесок к главному герою, рыцарю в сияющих доспехах. Они стали независимыми личностями. Побочные задания братьев по оружию не только раскрывают их характеры, но и перекликаются с судьбой Ривеллона — и порой довольно неожиданным образом.

Что посеешь, то и пожнёшь

Самая противоречивая черта настольных ролёвок в том, что они требуют от игрока гигантских инвестиций. Время, внимание, силы, деньги. Всеми этими дорогими любому взрослому человеку вещами мы жертвуем во имя увлекательного времяпрепровождения.

Смешно, но при непомерных размерах и тоннах контента Divinity: Original Sin 2 уважает время игрока. Она понимает, что силы, вложенные в прохождение, должны окупаться и приносить дивиденды в виде удовольствия. Она возводит в статус кредо простую истину: «Никто не хочет тратить драгоценное время на скучную ерунду».

Прежде всего, в игре нет проходного контента. Квестов, которые добавили «чтоб было». Любая, даже самая незначительная ситуация так или иначе наградит за внимание к себе. Ценным лутом, деньгами, информацией, забавным диалогом или запоминающейся сценой. Всё, что угодно, только чтобы не вызывать у вас ощущения зря потраченных сил.

Ещё два трюка игра использует, чтобы снизить время простоя, когда непонятно, куда двигаться дальше. Во-первых, занятные возможности и задания разбросаны чуть ли не повсюду — за приключениями далеко ходить не придётся. Во-вторых, враги в D:OS 2 по-прежнему не возрождаются. Значит, и опыт нафармить не получится.

Игрокам придётся искать проблем на свою голову, если они хотят стать сильнее. Это немного жестоко, но почти все квесты того стоят.

Пути геройства неисповедимы

Главным успехом первой Original Sin был интерактивный мир, и он никуда не делся. Свобода действий только выросла, и D: OS 2 старается учитывать все возможные варианты событий. Всё, у чего есть полоска здоровья, может умереть. Всё . И игра об этом помнит.

Добыть нужную информацию мы можем множеством способов. Говорить с людьми. Расспрашивать животных, если у нас есть соответствующий навык (и разговоры с ними радуют даже больше, чем в первой части). Рыться в сундуках. Читать записки. Говорить с призраками… в том числе призраками животных.

Персонажи разных рас могут по-разному решать одни и те же проблемы. Физиология здесь тоже реализована не просто так: уникальные расовые свойства играют роль и в бою, и в социальных взаимодействиях. Скажем, ящеры могут раскапывать тайники без лопат, а эльфы пожирают чужие останки и таким образом получают важную (и не очень) информацию из памяти умерших.

Головоломки тоже радуют разнообразием: зачастую ради решения приходится присматриваться даже к деталям интерьера.

Larian создали мир, в котором даже пирамидки из ящиков строить не скучно. Правда, иногда разработчики заходят слишком далеко: некоторые паззлы или ключевые действия для квестов могут быть умопомрачительно неочевидными. Особенно в последней трети игры.

А из-за детализации мира немного страдает темп повествования. Здесь очень много мелочей, которые не хочется пропускать, а сюжет, напротив, частенько торопит события во имя эффектной развязки. И если переход из форта Радость в Дрифтвуд проходит безболезненно, то отбытие на Безымянный остров, а затем и в Аркс кажутся уже не такими безукоризненными. Возможно, Larian попытались применить к игрокам шоковую «терапию». Но конкретно нас этот ход не зацепил.

Ещё один нюанс: во многих ситуациях D:OS 2 полагается на метагейминг. В настолках это значит, что игрок решает проблему с помощью собственных знаний, полученных вне игры, а не мыслей или знаний его персонажа. При должном старании добрую треть квестов D:OS 2 можно «сломать», просто обойдя задуманный разработчиками путь с помощью какого-нибудь трюка. Чаще всего — телепортации или маскировки. В такой вседозволенности, безусловно, есть свой шарм, и Larian сами призывают эксплуатировать подобные лазейки. Но нам кажется, что не каждому ролевику понравится такой подход.

Постоянного отыгрыша не получается. Мы то погружаемся в роль, то отходим от неё в припадке зубодробительного манчкинизма.

Кстати, в бою вам пригодится не грамотный отыгрыш персонажа, а именно знание боевой системы. Без этого никакой Божественности не достичь.

Кидайте инициативу!

Пошаговая тактика из первой части в D:OS 2 почти не изменилась. Схватки по-прежнему сложны, требуют хорошей подготовки и грамотных решений. Ролевой движок работает по тем же принципам, но стал чуть более опрятным.

Прокачка характеристик и навыков теперь приносит заметные и понятные бонусы, а не абстрактные очки в генераторе случайных чисел. Прокачиваем силу — больнее бьём тяжелым оружием. Ловкость — лучше стреляем и орудуем кинжалами. Школы навыков тоже получили бонусы, так что теперь их нужно развивать не только для того, чтобы научиться определённым заклинаниям. Гидрософистика повышает эффективность лечения, военное дело — весь физический урон, а некромантия даёт «врожденный» вампиризм.

Про новые школы мы уже рассказывали в «первых впечатлениях» . Некромантия, как следует из названия, привлекает мертвецкими прелестями вроде бессмертия и кровавых дождей. Призыв позволяет создавать, прокачивать и контролировать полезных в бою существ, а полиморф — физически перестраивать себя, товарищей и врагов ради преимущества в бою. Превратить врага в курицу может оказаться куда приятнее, чем можно себе представить.

К тому же стихийных и статусных эффектов в сиквеле стало в несколько раз больше. Как и умений, которые их вызывают, — попробуйте на досуге объединить две пустые книги навыков из разных школ. Как будто этого мало, почти всё вокруг можно благословить или проклясть, что кардинально меняет базовые свойства обработанной поверхности.

Скажем, прóклятое масло получает замечательное свойство взрываться без всякой на то причины. «Проклятая кровь» звучит брутально, выглядит отвратительно, а эффект оказывает вообще мерзкий. Только не увлекайтесь: движок с надрывом выдерживает большое количество воздействий. Держите себя в руках, если не хотите «уронить» FPS до 20—22 кадров.

Но не стоит предвкушать фейерверки из спецэффектов и по дюжине статусов на одном враге. В боевой системе появилось новшество, о котором можно сказать много хорошего и ещё больше плохого.

Пробы и ошибки

Отныне у всех персонажей есть физическая и магическая броня. Механика была в серии и прежде, но в Original Sin 2 броня — это фактически дополнительная полоска здоровья. Каждый предмет одежды так или иначе влияет на неё. Она уменьшается, когда персонаж получает урон соответствующего типа, вне зависимости от специфики. И пока броня не истощится, этот тип урона не будет наносить вред здоровью противника.

Звучит не так уж и плохо, но есть одно «но»: броня полностью защищает от статусных эффектов. Забудьте про перманентное оглушение и цепочки контролирующих заклинаний. Пока на враге магическая броня, все ваши выкрутасы пропадут втуне.

С одной стороны, это добавляет новую переменную в тактику боёв. Тут не просто важно иметь все нужные способности — ещё важнее использовать их в подходящий момент. Беречь козыри до последнего или начинать битву с самых мощных приёмов и ждать, пока они не восстановятся? Оценивать шансы придётся под совсем иным углом. С другой стороны, броня вредит той самой вариативности схваток, которую мы так ценили раньше. Весь ваш контроль толпы, игра со стихиями и находчивость пойдут насмарку, если на враге есть броня. Статусы вроде как должны вносить разнообразие в процесс... Но про них забываешь, когда большая часть боя уходит на то, чтобы сбить с противника защиту.

Из-за этой же механики страдает и разнообразие билдов. Вы по-прежнему можете строить красивые гибриды магических и физических умений, но отныне это попросту невыгодно. Ведь если маг и боец будут драться с одним врагом, то защищаться он будет двумя разными полосками здоровья. Раньше маги были машинами смерти, но теперь заклинания долго перезаряжаются, а до эффектов дело доходит только к концу боя. На первый план выходят воины и разбойники — их клинки бьют больнее молний.

Баланс уровней сложности тоже немного лихорадит. Как и раньше, если прийти куда-то на уровень раньше, чем надо, босс раскатает нас катком. На уровень позже — битва станет до скучного лёгкой. В сюжетной кампании есть несколько потенциальных развилок, но к каждой «привязан» свой уровень. Разумеется, вы можете наведаться куда и когда хотите. Но враги точно так же могут показать вам, как сильно вы ошиблись в этом решении.

Не была идеальной, но потерпеть мелкие несуразности ради шикарных битв и хитроумных задачек было не так уж сложно. Понятно, что речь шла о свежих впечатлениях от редкой для нынешней индустрии птицы: пошаговой изометрической RPG с очень симпатичной графикой и солидной вариативностью. Потому, честно признаюсь, поначалу разочаровала меня излишним сходством с предшественницей. Оригинальность-то вроде как улетучилась.

Важное нововведение в сюжетном плане — персонажи с предысториями. Каждого из них можно выбрать в качестве главного героя. По смыслу напоминает , даром что последняя предлагала особые варианты пролога, а щеголяет гигантскими квестами, красной нитью проходящими через все повествование. Мне, например, приглянулась артистка Лоусе, сопровождаемая таинственным голосом… в ее голове. Кому он принадлежит, естественно, до поры до времени не говорят, но перспектива привести к божественности одержимую зловещей тварью даму выглядела очень заманчиво. Приятный бонус – шутливый характер, из-за которого Лоусе в и без того великолепных диалогах может выкинуть что-нибудь эдакое.

Тот, кто почему-то очень хочет пропустить значительную часть веселья, может заполнить весь отряд на четыре персоны обычными статистами разных рас и классов. На деле же лучше обратить внимание на уникальных спутников из числа созданной шестерки авантюристов. Задушевные беседы между ними, увы, не возникают, зато у ящера, планирующего стать императором, и эльфийки Себиллы могут быть дела совершенно разного рода к одному и тому же NPC. Особняком стоит нежить, в том числе и ворчливое детище Авеллона по имени Фейн, которого местная публика не очень-то жалует. Если что-то лежит в зоне, покрытой «туманом смерти», то отправлять туда нужно именно ходячего скелета. Ядовитые лужи его лечат, а вот обычные «лечебные» заклинания – калечат.

Многие наверняка помнят, как во второй половине постепенно сдувалась, подменяя необычные ситуации боями, боями и боями, а также нашей главной задачей, которая скорее раздражала, нежели интриговала. По , поделенной сценаристами на 7 глав, а дизайнерами – на 4 (именно столько здесь крупных «песочниц», соединенных в определенном порядке, причем каждую можно исследовать так, как вам заблагорассудится), интересные события и встречи распределены равномерно. Финальная карта – большой город, полный скандалов, интриг и расследований. Будто мало сходства с , где повсюду кандидаты в боги, а тут еще и пускай не Балдурс Гейт, но тоже просторная и густо заселенная локация с мрачными подвалами, канализацией, напичканной ловушками, и ответами на все вопросы.

Как правило, насущные проблемы можно решать различными способами. Главное – понимать, что дилогия Original Sin по-прежнему не может соперничать в нелинейности с или : пройти игру торговцем, который в руках ничего тяжелее ложки не держал (как в первой), или болтливым ворюгой с копьем, со старта бегущим красть крутые пулеметы и бронекостюмы (как во второй), не удастся. Тем не менее, вас не накажут, если убьете «кого-то не того», вы можете выполнить поручение до того, как его получите (и это нормально – зачем два раза туда-сюда ходить?!), а во многие места можно проникнуть с неожиданных сторон. Мой любимый пример со времен первой части – деревянный сундук или дверь, которые можно отпереть ключом или отмычкой, разломать топором или просто сжечь. Жаль, что препятствия еще бывают несгораемыми… И защищенными магией.

Горела хата у Кондрата, а вместе с ней горел Кондрат

Другое дело, что легко разогнать оппозицию все равно не выйдет. Почти у любого NPC или чудовища есть как магическая, так и физическая броня, защищающая от соответствующих типов урона и особых эффектов (заморозки, нокдауна, превращения в бестолковую птицу и т. п.). Бойцы обычно лучше выдерживают удары мечами и дубинами, а чародеи дольше могут стоять в костре и не гореть. Из-за этой особенности авторы многих негативных отзывов в Steam ворчат, мол, заставляет игроков формировать узкоспециализированные отряды.

Временами и правда проскальзывает перекос в балансе: первая половина мне показалась заметно сложнее (местами – несправедливее ) второй, а очков Истока часто так мало, что они выполняют функцию того самого зелья из какой-нибудь : бережем его на крайний случай, бережем, бережем… драконы умрут, демоны падут, а мы все бережем, бережем… и потом игра заканчивается. Не помешал бы более деликатный подход к подобным вещам. Впрочем, количество комбинаций умений в и без того внушает искреннее уважение, поэтому безвыходных ситуаций при достаточной «прокачке» отряда здесь не бывает. Ничто не мешает любителю поджигать всех вокруг выучить заклинания школы превращения – ему еще и бесплатный балл на развитие основных характеристик за каждый уровень соответствующего умения дадут! Щупальце, наносящее физический урон и обезоруживающее врагов, – прекрасный довод в пользу разнообразия в партии.

Некромант натравит на латников рой москитов (они тоже наносят физический урон, а потом еще и лечат своего хозяина), призыватель же создаст маленького элементаля, чьи тип урона и способности зависят от поверхности, на которой он появится. Арсенал трюков, зачастую просто отсутствующих в других RPG, воистину огромен. Если вам и этого мало, то можно попробовать скомбинировать учебники разных навыков. Вывести «суперотравляющее мегаоблако всеобщей погибели», пожалуй, не дадут, но что-нибудь точно получится. Рукопашников тоже не ограничивают в «прокачке», да и разнообразные «стихийные» гранаты с поверженных врагов выпадают не просто так. В плане тактики дает столько свободы, сколько вы сможете унести.

Самые яркие и запоминающиеся бои длятся долго. Бесконечные всполохи, взрывы, дождь, град, демоны, оскверняющие лужи и пламя, благословения, снимающие эту порчу… Такое буйство красок, такую высокую цену ошибки сейчас редко встретишь. Как и в первой , заслуживает аплодисментов уже хотя бы за впечатляющую реализацию эффектных и глубоких пошаговых боев в фэнтезийном антураже.

Страшная тайна пустой комнаты

Несмотря на некоторую прямолинейность, постоянно предлагает поломать голову над загвоздками совершенно неожиданного характера. Дилеммы возникают постоянно: кем играть, каких спутников выбрать, погладить бродячего пса или пнуть сапогом, на чью сторону встать, кому верить, предпочесть ли слабую перчатку с «вшитым» заклинанием телепортации новой стрелонепробиваемой варежке без каких-либо волшебных фокусов внутри… Самое сложное – удержаться от ненужного убийства, за которое наверняка наградят опытом! Тут даже над обещаниями, данными конченым подонкам, иной раз задумаешься. , правда, частенько оставляла мои грешки без внимания, из-за чего у меня сложилось впечатление, что не так уж внимательно следит за п(р)оступками. Тем не менее, без периодических отсылок к событиям давно минувших часов приключение не обошлось.

Самая распространенная проблема знакома еще по : ну, пришел я куда послали (хорошо, если вообще послали), а дальше что? «Пазлы» по-прежнему представлены всеми категориями задачек от «нажмите вот на эту большую кнопку» до «а теперь догадайтесь, что мы для вас придумали». В последнем случае, бессмысленно простояв полчаса в маленькой «пустой» комнате, где явно что-то должно быть, поскольку в смежном помещении за массивной дверью навалены горы золота, я представлял себе лучезарно улыбающегося Свена Винке , который снова обвел вокруг пальца зазнавшегося игрока. Не беда. В Ривеллоне образца 2017 года мне удалось раскрыть множество тайн, однако какие-то секреты он все равно утаил. Что ж… Тем больше удовольствия было от того, с чем все-таки удалось разобраться.

Невозможность сразу исследовать мир на 100% (ведь как минимум 2 из 6 стартовых персонажей со своими скелетами в шкафах будут лишними на вашем празднике жизни) хороша не только потому, что дает стимул снова пройти . Она порождает желание как следует изучить каждый камень, куст, карман и книжную полку в поисках подсказок и откровений. Ощущение, что этот мир правдоподобен – одно из важнейших достоинств , которое в сиквеле стало еще весомее благодаря безграничной свободе в принятии решений и тесному переплетению судеб NPC. Еще не уровень , да и масштабы скромнее, но уже близко.

Игра не водит нас за ручку и не рисует пунктиром оптимальную дорожку к сокровищам, зато при найме персонажа она спрашивает, какого класса подопечный нам нужен. Извечная проблема многих RPG – «человек интересный, но зачем мне в отряде третий паладин» – устранена легко и изящно. Более того, почти в любой момент можно прибежать к волшебному зеркалу на вашем личном корабле и перераспределить баллы характеристик, навыков и т. п. С одной стороны, это узаконенное «читерство». С другой – сам я корректировал параметры лишь однажды и очень рад, что такая возможность вообще была.

Разработчики изрядно облагородили интерфейс: когда нужна важная безделушка, ключ или денежная сумма, соратники автоматически передают их активному персонажу, все четыре вещмешка открываются на одном экране, прицениваться к новой одежке удобно, бесполезный хлам легко помечается как товар на продажу… От завалов в рюкзаках все это не спасает, хотя чего еще ожидать от игры, в которой можно украсть большинство активных объектов и потом еще многие из них комбинировать? На самом деле, неизлечимых болезней у нет. Техническая часть достойная: у меня случился всего один «вылет» уже на финальных титрах. Хватает ошибок другого рода, периодически ставящих в тупик. Скажем, журнал заданий. Поручение выполнено, но не отмечено выполненным. Или отмечено, но висит среди активных. Или я достиг важного этапа его выполнения, а NPC почему-то никак на это не реагирует. Или запись в дневнике не соответствует действительности. Подобное бывает относительно часто и портит не прохождение, а настроение.

Если вы вдруг не играли в первую часть, то вам стоит знать, что Divinity: Original Sin - это RPG, события которой происходят во вселенной, очень похожей на миры Терри Пратчетта. Здесь все серьезно, но при этом все немного идиоты, поэтому перед вами постоянно разворачивается своеобразная трагикомедия.

В Divinity: Original Sin 2 вам предстоит взять на себя роль мага Источника - избранного богами чемпиона, наделенного немалыми силами. Мир изменился. Зло вырвалось наружу в виде диких чудовищ, судя по всему, обладающих единым разумом. Начинается игра довольно буднично: вас, заключенного мага, отправляют на специальный остров-тюрьму, где царит полное беззаконие и все предоставлены сами себе. Во время путешествия на корабль нападет гигантский монстр, а вас вместе с другими заключенными выбросит на берег. Дальше делайте все, что хотите. Главное - выбраться с острова.

Для этого вам предстоит собрать команду натуральных зэков, поскольку других на острове не держат. Тут вам и Красный Принц - опальный повелитель ящеров, которого хотят убить все кому не лень. Зверь - дворф, замешанный в каких-то криминальных делах на континенте. И даже девушка по имени Лосе, которую сразу несколько демонов и духов используют как отель. Самый замечательный среди этой команды - представитель нежити Фейн. Это очень эрудированный и саркастичный скелет, шутливо отрывающий у живых лица, чтобы использовать их в качестве масок. С Фейном даже можно будет переспать вне зависимости от вашего пола - это самые странные отношения в видеоиграх вообще. Переспать со скелетом, ага.

У каждой расы есть свои уникальные умения. Ящеры, например, могут дышать огнем. Нежить восстанавливает здоровье при помощи яда, но получает урон от обычного лечения. Можно сначала не сориентироваться и случайно убить Фейна какой-нибудь припаркой. С этими же умениями связаны и некоторые квесты. Одно из важных сюжетных заданий и вовсе будет гораздо проще пройти с мертвяком в команде. Вы же можете быть кем угодно: ящером, дворфом, эльфом, человеком или умертвием любой из этих рас. Но лучше все же взять один из нескольких доступных пресетов. Так вы будете глубже чувствовать персонажа. Тем более что вам это практически ничего не будет стоить - развивать героя можно как угодно.

В игре есть классное нововведение. В первом же разговоре с потенциальным сопартийцем вы можете выбрать его будущую специализацию. Больше не нужно таскать с собой еще одного воина просто потому, что у вас нет выбора.

Костяк ролевой системы Divinity во многом остался прежним. За каждый уровень вы будете получать по два очка характеристик и одно очко специализации. Но к старым «пиромантиям» и «геомантиям» добавилось так называемое «превращение», которое позволит вам, к примеру, отращивать крылья, чтобы с их помощью летать. Или рога, дающие возможность тарана. Есть и совсем экзотические варианты вроде стального сердца, перекачивающего по венам героя сталь, дающую броню каждый ход. Также каждые несколько уровней будет возможность получить перк, дающий немалые преимущества, но и добавляющий некоторые недостатки. Хотите сильнее бить огнем? Получите уязвимость к воде. Самый полезный из перков - умение разговаривать с животными. Зверей в Divinity много, и практически всем им есть, что вам сказать. Часто это позволяет увидеть ситуацию с неожиданного угла. Более того, некоторые животные даже выдают задания.


Вообще, в Divinity: Original Sin 2 можно пообщаться практически с каждым встречным. И это вполне полноценные диалоги, многие из которых заканчиваются предложением расследовать какое-то дело. В результате местный мир хоть и не слишком большой, но чрезвычайно насыщенный событиями. За каждым углом может скрываться что-то важное. Обычный петух может оказаться настоящим фениксом, а повстречав безумца с нечленораздельной речью, вы можете наткнуться на весьма трагическую историю о любви и предательстве.

Пожалуй, лучшее в Divinity: Original Sin 2 - то, что она не перестает удивлять до самого конца. Когда, казалось бы, весь окружающий мир уже исследован, в невзрачной пещере может отыскаться целое подземной царство с гигантскими, висящими в воздухе корпусами кораблей в духе «Пиратов Карибского моря».

После двух десятков часов, проведенных на острове-тюрьме, вы смахиваете пот со лба и нажимаете на кнопку «уплыть». Кажется, что вы уже матерый маг или воин, которому любое дело по плечу. Может даже сложиться впечатление, что до финала же рукой подать, и сейчас можно идти убивать богов голыми руками. В этот момент вам показывают новый континент, и вы понимаете, что все приключения только начинаются, а остров - это так, разминка.


Если вы зайдете куда-то «не туда», вас как и прежде вобьют лицом в землю или сотрут в порошок, даже если вы будете играть на самом легком уровне сложности. Большую часть поздней игры вы чувствуете себя ничтожным перед ведьмами, демонами и порождениями тьмы. Они плюются в вас кислотой, поджигают землю под вашими ногами и выливают лаву вам на голову. Вам нужно будет находить эффективные способы противостоять им. Вы, как и ваши противники, можете комбинировать разные стихии. Например, можно наложить проклятье на пламя и обжигать врагов мертвым огнем. Или наоборот, можно благословить его, и вы и будете восстанавливать здоровье, бегая по синеватым язычкам пламени. Под конец драки все поле может превратиться в ад из смеси яда, грязи и льда. И чем дальше в лес, тем больше волки. Если на острове-тюрьме в зарослях вас будут ждать какие-то скелеты, то на континенте можно случайно попасть под горячую руку тролля, убивающего команду персонажей довольно высокого уровня с одного удара. Впрочем, большинство подобных проблем подразумевают альтернативные способы решения. Например, с мощным противником можно договориться или ослабить его перед боем.


Но лучше, конечно, еще и сохраняться каждые пять минут. Нередки ситуации, когда можно доверчиво сесть в лодку, а приплыть к цели уже мертвым. Ну а что - вам же никто не обещал быть честным? И это очень хорошо.

Divinity: Original Sin 2

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Глубокий игровой мир.
  • Проработанные персонажи.
  • Юмор.
  • Огромная вариативность в битвах.
  • Атмосфера настоящего приключения.

Минусы:

  • Мелкие баги.