Митрополит самарский и тольяттинский. Самарская митрополия. До основания епархии

Названия

  • Самарская и Ставропольская (1850-1935)
  • Куйбышевская и Сызранская (1935 - 31 января 1991)
  • Самарская и Сызранская (31 января 1991 - 4 мая 2017)
  • Самарская и Тольяттинская (с 4 мая 2017)

История

На этой территории находилось 478 православных храмов (145 каменных и 333 деревянных), из которых 20 находилось в 7 городах губернии, действовало 50 молитвенных домов и часовен . Также имелось 3 единоверческих монастыря, 7 единоверческих храмов в Николаевском уезде и 1 молитвенный дом в Новоузенском уезде. В этих же уездах располагалось 17 церквей и 4 молитвенных дома католиков и 40 церквей и 3 молитвенных дома лютеран . Также на территории губернии находилось 217 мусульманских мечети (из них одна каменная), большинство из которых (111) действовало в Бугульминском уезде. Иудейские богослужения проводились лишь в Самаре, в арендованном помещении. В Ставропольском уезде имелся языческий храм - кереметь .

Управление

Центральным органом управления епархии была духовная консистория , под руководством правящего архиерея, осуществлявшая административные и судебные функции . В административные задачи консистории входило назначение на церковные должности; отчеты и характеристика кандидатов на такие должности; пострижения в монахи в монастырях епархии; надзор за ведением церковных книг; управление архиерейским домом, монастырями и храмами . Также ведению консистории подлежали вопросы церковного имущества и жалобы духовенства и на духовенство. Решения принимались коллегиально на совместных заседаниях, протоколы которых предоставлялись епископу. Епископ же мог вернуть дело обратно в консисторию. Последнее слово в спорных вопросах оставалось именно за ним .

Через духовный училищный совет консистория управляла духовно-учебными заведениями епархии. Также она занималась вопросами попечительства бедным лицам духовного звания, православного миссионерства и созданием церковно-приходских попечительств и советов. Высшей инстанцией для консистории был Святейший Синод.

В 1930-х годах епархия была переименована в Куйбышевскую и Сызранскую (Ставрополь в те годы был лишён статуса города , а Сызрань уже входила в состав Куйбышевской области).

Для эвакуации из Москвы ряда высших государственных и партийных учреждений и всех посольств был предназначен Куйбышев. Не случайно первой кафедрой, реально замещенной в РСФСР в дни войны, стала Куйбышевская, куда указом от 25 сентября 1941 года был назначен епископ Андрей (Комаров) , который к тому времени имел регистрацию в качестве настоятеля Покровского храма Куйбышева. Этот храм и стал кафедральным собором .

Послевоенное восстановление епархии шло медленно - в 1948 году в ней состояли 30 клириков (священники и диаконы без епископа и псаломщиков), в 1959 году - 46 клириков . Однако в 1954 году заработала своя свечная мастерская, которая только за 1958 год выпустила 35,3 тонны свечей .

В 1990 году, после переименования города Куйбышев обратно в Самару, епархия была переименована в Самарскую и Сызранскую.

В епархии на февраль 2010 года действовало семь монастырей и 298 приходов .

15 марта 2012 года решением Священного Синода из состава епархии были выделены Отрадненская и Похвистневская епархия и Кинельская и Безенчукская епархия ; Самарская, Кинельская и Отрадненская епархии были включены в состав Самарской митрополии. После этого в составе епархии остались: городские округа Самара , Тольятти , Жигулёвск , Сызрань , Новокуйбышевск и Волжский , Ставропольский , Сызранский , Шигонский муниципальные районы .

4 мая 2017 года решением Священного Синода из состава епархии была выделена Сызранская епархия , причём Богородичный Казанский монастырь с. Винновка Ставропольского района и духовно-просветительский центр Самарской митрополии при нем оставлен в канонической юрисдикции Самарской епархии .

Архиереи епархии

Монастыри

До основания епархии

Ранее на территории Самарской епархии действовали два православных монастыря в Самаре мужской и женский Спасо-Преображенские, закрытые по различным причинам в XVIII веке. В 1840-х годах были закрыты два женских единоверческих монастыря на Большом Иргизе : Средне-Успенский и Верхне-Покровский . К моменту основания Самарской епархии на её территории продолжали действовать ещё 3 единоверческих монастыря, расположенных в Николаевском уезде: мужские Иргизский Нижне-Воскресенский монастырь и Верхний Спасо-Преображенский монастырь и женский Средне-Никольский монастырь . Кроме этого действовали Бузулукская Тихвинская (с 1847 года) и Самарская Иверская (с декабря 1850 года) женские православные общины.

Российская империя

С созданием епархии началось и активное монастырское строительство. Уже в 1851 году было положено начало созданию Самарского Николаевского мужского монастыря , открытого в 1857 году. В 1853 году был открыт Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь . В 1860-м году появились Мойский Свято-Троицкий мужской и Самарский Иверский и Бузулукский Тихвинский Богородицкий женские монастыри. В 1865 году был основан Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь , в 1870 году - Николаевский Вознесенский женский монастырь . В 1874 году был создан Бугурусланский Покровский , а спустя два года, в 1876 году, был открыт Бугульминский Казанско-Богородицкий женские монастыри. В 1880 году открылся Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь , в 1885 - Чагринский Покровский женский монастырь , в 1886 - Раковский Свято-Троицкий женский монастырь . В 1893 году был утверждён Новоузенский Свято-Троицкий женский монастырь , наконец в 1901 - Свято-Троицкий Шихобаловский женский монастырь - ставший последним монастырём, открытым в епархии до установления Советской власти.

Только Николаевский монастырь получал средства на своё содержание из казны, Источниками дохода остальных являлось хлебопашество, скотоводство, садоводство, бахчеводство, а также пожертвования благотворителей. На монастырских полях обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, гречку, просо, горох и картофель. Заметная часть земель сдавалась в аренду. При некоторых монастырях имелись мукомольные мельницы, также становившиеся источником дохода . В женских монастырях дополнительным источником дохода было рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, в некоторых монастырях имелись и более экзотические мастерских. Так в Раковской обители действовала живописная мастерская. При некоторых монастырях действовали странноприимные дома, при двух женских монастырях были открыты богадельни, в восьми монастырях имелись больницы в общем количестве на 75 коек. При Иверском женском монастыре действовал сиротский приют. При всех монастырях действовали школы, обеспеченные хорошими помещениями и педагогическим составом .

С мужскими монастырями ситуация была иная. Управляющий Самарской епархией Михаил (Богданов) в своём отчёте Святейшему Синоду весьма негативно высказался в их отношении, указывая, что :

…совершенно отдалившись от цели их назначения - быть рассадниками благочестия и местами для подвигов и труда:… служат в большинстве случаев лишь убежищем для лиц, уклоняющихся от труда и ищущих дарового пропитания и спокойного препровождения времени… здесь положительно никто, начиная от иеромонахов и кончая молодым послушником, не только не занимается никаким физическим трудом, но даже считает для себя за унижение взяться за чёрный труд. Вся жизнь насельников монастырей проходит исключительно лишь в том, что они, отправив кое-как, с большой неохотой очередные службы, остальное время всецело предаются праздности: гуляют по монастырю и окрестностям, нередко предаются пьянству и развратной жизни… лень и праздность настолько обуяли всей монастырской братией, что она считает для себя обременением даже заняться чтением священных и других книг.. Однако в 1928 году на территории самарской епархии оказались некоторые монастыри, ранее принадлежавшие Сызранский Вознесенский монастырь (в селе Подгоры) монастыри. В 2007 году там же в Подгорах был открыт Заволжский в честь Честного и Животворящего Креста Господня мужской монастырь.

Миссионерство

После открытия епархии миссионерской деятельностью на её территории управлял вероисповедальный стол духовной консистории. По инициативе епископа Герасима 28 февраля 1871 года был создан епархиальный комитет православного миссионерского общества. Комитет должен был способствовать развитию миссионерства, за счёт государственных субсидий организовывать училища, библиотеки, больницы при пяти открытых миссионерских станах .

В конце 1880-х годов была введена должность епархиального миссионера, который занимался общим руководством противосектантской миссией и выполнял поручения епископа и консистории по делам миссии. В благочинных округах помощь ему оказывали окружные миссионеры, приходские священники, члены кружков ревнителей православия, а также рядовые миссионеры - обычно крестьяне, хорошо знавшие Библию . В секретном постановлении Самарской духовной консистории от 8 марта 1893 года указывались рекомендации по борьбе с сектантством, особо оговариваясь, чтобы духовенство не рассчитывало на помощь полиции и светские власти, а «старалось даже сектантам и раскольникам внушить доверие и расположение к себе кротостью, беспристрастием, участливостью к житейским нуждам и крайнею осторожностью, дабы и выражениями не оскорблять веру их, даже прегрешительную» .

В 1908 году был создан самарский епархиальный миссионерский совет, состоявший из председателя - правящего архиерея, ректора духовной семинарии, двух её преподавателей, двух протоиереев - членов духовной консистории, двух епархиальных миссионеров .

В 1915 году была введена должность книгоноши, который был обязан распространять (как продавать так и раздавать бесплатно) религиозную литературу. Также действовала крупная епархиальная миссионерская противосектантская и противораскольническая библиотека, инициатором создания которой выступил протоиерей Д. Н. Орлов. На местах, в центрах локального проживания сектантов, открывались локальные миссионерские библиотеки, действовавшие во всех приходах Самары и Новоузенска, а также ещё в 35 населённых пунктах 5 уездов губернии

25.04.2017

ТГУ посетил митрополит Самарский и Сызранский Сергий

24 апреля, в ознаменование завершения пасхальной недели, Тольяттинский государственный университет (ТГУ) посетил митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Владыка побывал на стройплощадке где возводится храм святой мученицы Татианы, и провёл для студентов опорного вуза «Урок истории».


Стройплощадку мемориального комплекса напротив главного корпуса ТГУ на ул. Белорусская оградили высоким забором. Однако с помощью видеовизитки ТВ-редакции молодёжного медиахолдинга ТГУ «Дорога к храму» гости и студенты Тольяттинского госуниверситета увидели

Напомним, Домовый храм при Тольяттинском госуниверситете войдет в состав мемориального комплекса, где также будет размещен памятный знак погибшим при взрыве автобуса в Тольятти 31 октября 2007 года.


Ректор ТГУ Михаил Криштал обозначил тему встречи - «Уроки истории» – и особо подчеркнул, что эти уроки начались как раз в видео о масштабном благотворительном проекте.


– Очень давно мы мечтали, чтобы у нас появился храм святой мученицы Татианы как символ всего российского студенчества. Уже очень давно мы обсуждаем в городе как сделать так, чтобы увековечить память тех, кто погиб 31 октября 2007 года при взрыве автобуса. Среди них было 3 наших студента. Мы это помним и хотим, чтобы все об этом помнили. Чтобы всегда было напоминание о том, в каком мире мы живем, насколько все зыбко и что нужно все это беречь. Каждый год мы 25 января отмечаем Татьянин день. Надо помнить, что этот теперь уже этот светский студенческий праздник имеет очень глубокую историю. В России мученица Татиана является символом российского студенчества вне зависимости от национальности и конфессий. Поэтому у такого мемориального комплекса будет консолидирующая роль, – отметил Михаил Михайлович.

Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий (Полеткин Виктор Моисеевич)

Родился 14 апреля 1951 года в маленькой деревне Ханино Клепиковского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье, был восьмым ребенком. В крещении получил имя Виктор.

В храм - Успения Божией Матери села Стружаны ходили с отцом двенадцать километров.

Первым духовником и наставником стал прекрасный батюшка, ныне покойный, архимандрит Серафим (Урбановский).

В 1969 году после окончания строительного техникума работал в строительно-монтажном управлении. В 1972 году был рекомендован назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону (Новикову) и служил год иподиаконом в Борисоглебском соборе города Рязани. Затем была учеба в Московской Духовной семинарии.

В 1981 году окончил семинарию, в 1981 году - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, был профессорским стипендиатом на кафедре «Основное богословие», преподавал в МДА. Защитил диссертацию на тему «Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия.

26 апреля 1981 года был рукоположен во диакона в состоянии целибата. Хиротония состоялась в академическом храме в честь Покрова Божией Матери.

С 20 июня 1983 года клирик Рождественно-Богородичного кафедрального собора города Ростова - на Дону. До 1988 года исполнял обязанности секретаря митрополита Владимира (Слободана) и делопроизводителя епархиального управления.

Дата пострига: 23 декабря 1984 года. Монашеский постриг совершил в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия наместник лавры архимандрит Алексий (ныне архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский).

На следующий день был возведен в сан архимандрита.

В 1988-89 годах заведовал канцелярией Московской Патриархии.

4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения во епископа, который совершили патриарх Пимен, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Алексий, Владимирский и Суздальский Валентин и епископ Можайский Григорий.

Хиротонисан во епископа Азовского, викария Ростовской епархии 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону. Возглавил хиротонию митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (+ Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).

23 февраля 1993 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен епископом Самарским и Сызранским.

15 марта 2012 года определением Священного Синода (журнал №6) назначен главой новообразованной Самарской митрополии.

За годы служения Преосвященного Сергия на Самарской кафедре было организовано свыше ста приходов, обустроена духовная жизнь в Иверской женской обители, открыты мужские монастыри - Вознесенский и Воскресенский в городах Сызрани и Тольятти. Ведется активная социальная работа в местах лишения свободы, в домах престарелых, в интернатах. Налажена просветительская деятельность в вузах, школах, подростковых центрах. Издаются журналы и газеты. Продолжают выходить в эфир еженедельные православные программы по каналам местного радио и телевещания.

К 1000-летию крещения Руси был награжден орденом святого Владимира второй степени.

Решением Международного фонда «Милосердие и здоровье» - Дипломом Милосердия, постановлением Президиума Академии Российской словесности - медалью «Ревнителю просвещения».

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году в Самарском кафедральном Покровском соборе из рук Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II принял орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий считает одним из самых главных дел своего архипастырского служения на самарской земле - духовное просвещение и воспитание подрастающего поколения на основе православной веры.

Награды

Церковные:

  • орден пр.Серафима Саровского второй ст.
  • орден свт.Макария Московского первой ст.
  • орден св. бл.кн. Даниила Московского второй ст.
  • орден свт. Иннокентия Московского первой ст.
  • орден Сергия Радонежского второй ст.

Светские - государственный орден Дружбы.

(г.р. 1951)

Родился в дер. Ханино Спас-Клепиковского р-на Рязанской обл. в крестьянской семье. В 1966 г. окончил среднюю школу-интернат, в 1969 г. строительный техникум в Москве, работал в строительно-монтажном управлении.

Текст предоставлен сайтом Русская Православная Церковь

В 1972-1973 гг. служил иподиаконом у еп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. В 1977 г. окончил МДС, в 1981 г. МДА со степенью кандидата богословия, оставлен при МДА профессорским стипендиатом, преподавал в МДС. 26 апреля 1981 г. в состоянии целибата рукоположен во диакона, 24 июля 1982 г. во иерея. 20 июня 1983 г. перешел в клир Ростовской епархии, служил в Рождество-Богородичном кафедральном соборе Ростова-на-Дону и до 1988 г. исполнял обязанности секретаря митр. Владимира (Сабодана, ныне митр. Киевский и всея Украины) и делопроизводителя епархиального управления. 5 августа 1984 г. назначен клириком Владимирского собора Ростова-на-Дону, 23 декабря в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита. В 1988-1989 гг. заведовал канцелярией МП.

5 мая 1989 г. в Рождество-Богородичном кафедральном соборе Ростова-на-Дону хиротонисан во епископа Азовского, викария Ростовской епархии. 23 февраля 1993 г. назначен епископом Самарским и Сызранским. 25 февраля 1998 г. возведен в сан архиепископа.

Автобиография

Родился я 14 апреля 1951 года в есенинских краях в маленькой деревне Ханино Клепиковского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье, был восьмым ребенком. В крещении получил имя Виктор.

Близость природы сильно влияла на мой внутренний мир. Я очень любил рыбалку. Когда подрос, помогал родителям. Поскольку старшие уже разъехались, рано начал работать, в 13 лет. Сенокос самая трудная пора, а так хочется и погулять, и покупаться со своими сверстниками. Но приходилось помогать. Жили мы скромно.

Ближайший храм Успения Божией Матери от нашей деревни был в двенадцати километрах, в селе Стружаны. Меня туда брал отец. Шли сквозь леса и гати. Весной через разлив. Там служил прекрасный батюшка, ныне покойный, архимандрит Серафим (Урбановский). Ему я впервые в жизни сознательно исповедался, и он стал моим первым духовным наставником. После окончания строительного техникума я был рекомендован отцом архимандритом только что назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону. Владыка определил меня иподиаконом, и год я прислуживал в Борисоглебском соборе. Затем поступил в Духовную семинарию. Там, в Троице-Сергиевой лавре, я и провел лучшие годы моей жизни. В 1981 году был рукоположен во диакона в состоянии целибата. Хиротония состоялась в академическом храме в честь Покрова Божией Матери. А в следующем году был рукоположен во пресвитера. И в течение последующего года состоял профессорским стипендиатом на кафедре «Основное богословие». По окончании Духовной академии защитил диссертацию на тему « Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия.

духовное просвещение. Необходимо обращение людей к нашей исторической православной вере, восстановление традиционных нравственно-религиозных ценностей нашего Отечества.

С 1983 года я служил в Ростове-на-Дону в кафедральном соборе и одновременно вел делопроизводство епархиального управления. 23 декабря 1984 года в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия состоялся мой монашеский постриг. Совершил его наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Алексий (ныне архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский). На следующий день я был возведен в сан архимандрита.

4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения меня во епископа, который совершили патриарх Пимен, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Алексий, Владимирский и Суздальский Валентин и епископ Можайский Григорий. 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону состоялась моя хиротония во епископа Азовского. В ней участвовали четырнадцать архиереев. Возглавил мою хиротонию митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).

В 1993 году 23 февраля Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода я был определен на Самарскую кафедру.

К 1000-летию крещения Руси был награжден орденом святого Владимира второй степени. Решением Международного фонда «Милосердие и здоровье» Дипломом Милосердия, постановлением Президиума Академии Российской словесности медалью «Ревнителю просвещения». В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году в Самарском кафедральном Покровском соборе из рук Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II принял орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

За годы служения на Самарской кафедре мною было организовано свыше ста приходов, обустроена духовная жизнь в Иверской женской обители, открыты два мужских монастыря Вознесенский в г. Сызрани и Воскресенский в г. Тольятти. Ведется активная социальная работа в местах лишения свободы, в домах престарелых, в интернатах. Налажена просветительская деятельность в вузах, школах, подростковых центрах. Издаются журналы и газеты. Продолжают выходить в эфир еженедельные православные программы по каналам местного радио и телевещания.

Считаю одним из самых главных дел моего архипастырского служения на Самарской земле духовное просвещение. Необходимо обращение людей к нашей исторической православной вере, восстановление традиционных нравственно-религиозных ценностей нашего Отечества. Люди должны знать подлинную историю своего народа, очищенную от всех домыслов и искажений. В наше время особенно важно воспитание чувства национального единства на основе православного мировоззрения.

Эти задачи побудили меня к открытию Самарской духовной семинарии, в которой я вижу основание для развития православной богословской мысли и укрепления нашей веры на Самарской земле.