Налог на земли общего пользования снт. Земельный налог в снт. Земельный налог в ДНП и ДНТ

Земли общего пользования в садоводческих некоммерческих товариществах - это дороги, проезды, подъездные пути, проходы, разворотные и детские площадки, используя которые, садоводы попадают на свои садовые участки. Также к землям общего пользования относят линии водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, охрана и организация отдыха и прочие общие для владельцев земельных участков потребности.

Часто возникает путаница между налогом на земли общего пользования в СНТ и налогом на земельный участок члена СНТ. Сами участки, принадлежащие членам СНТ, облагаются стандартным земельным налогом. С земель же общего пользования в СНТ также взимается свой сбор. Он делится на всех членов-владельцев земельных участков в СНТ равномерным образом.

Более конкретный нормативно-правовой акт в области налогообложения членов садовых некоммерческих товариществ - это Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Пункт 6 статьи 19 вышеназванного закона обязует членов СНТ своевременно платить членские и другие взносы, предусмотренные законом и уставом подобного объединения, налоги и платежи.

При ведении садоводства необходимо заключить договор с садовым товариществом на использование общего имущества. Порядок оплаты в таком случае должен быть обусловлен договором в соответствии с пунктом 2 статьи 8 вышеназванного законодательного документа.

Земельные налоги являются сборами в . Они устанавливаются Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов. Вводить их в действие и прекращать взимание допускается только в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

Кто должен платить налог?

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Какие налоги платит СНТ в 2019 году?

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое объединение, которое может создаваться гражданами РФ на добровольных началах для того, чтобы члены этой организации могли вместе решать определенные хозяйственные задачи в садоводстве. Следует понимать, что фактически любое СНТ является юридическим лицом, которое обязано платить налоги на общих основаниях, а для уплаты этих налогов обычно используются членские взносы участников СНТ. Но какие налоги платит СНТ в 2019 году? Любое садовое некоммерческое товарищество обязано платить 4 видов налогов:

  • Платит ли СНТ налог на имущество? Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет. Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством. Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%.
  • Земельный налог. Каждый владелец земельного участка также обязан платить налог на землю. Этот налог также является региональным. В среднем его размер составляет 0,1 - 0,5%, а налоговой базой в таком случае является кадастровая стоимость участка. В некоторых регионах налог может состоять из двух частей - какие-то объекты облагаются одним налогом, а другие объекты - другим налогом.
  • Налог на земли общего пользования в СНТ. Этот налог фактически является разновидностью земельного налога. Объектом налогообложения является земля, которая находится в коллективной собственности и не используется для садоводства (это могут быть дороги, парки, детские площадки и так далее). Правила тут все те же - налог является региональным, средний размер налога составляет 0,1 - 0,5% и так далее. Следует помнить, что в 2019 году вступит в силу закон, согласно которому коллективную собственность можно будет переводить в долевую. После перевода общей земли в личную собственность необходимо будет платить налог на эту землю на общих основаниях
  • НДФЛ. Если СНТ заключается с кем-либо трудовой , то после получения денег такой человек обязан заплатить НДФЛ на общих основаниях.
  • В некоторых случаях также придется заплатить водный налог. Впрочем, в большинстве случаев СНТ не платят налог на воду, поскольку использование воды для полива огородов и садовых участков не облагается налогом.


Подача деклараций

Теперь вы знаете о том, какие налоги должно платить СНТ в РФ и как устроено налогообложение СНТ. Узнаем, как СНТ должны подавать налоговые декларации:

  • СНТ в конце каждого налогового периода заполняет налоговую декларацию на общих основаниях. После этого декларации передается в ФНС России по месту . Если декларация не содержит ошибок, то ФНС подписывает ее и ставит печать. После этого председателю СНТ приходит оповещение о том, что Федеральная налоговая служба приняла декларацию. После этого нужно заплатить все налоги согласно данным, которые указаны в декларации.
  • Если в течение налогового периода у СНТ не возникает обязательств по уплате некоторых налогов, то СНТ должна отразить этот факт в налоговой декларации. Если этого не сделать, то СНТ может быть оштрафована.
  • Для покрытия налогов обычно используются целевые и членские взносы, которые делают участники СНТ.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

При рассмотрении нижеизложенной информации следует иметь ввиду один важный момент. Речь идёт о принадлежности земли в СНТ. Если, к примеру, в СНТ вся земля принадлежит собственникам (индивидуальные земельные участки на правах собственности, земля общего пользования передана собственникам в равных долях каждому без выделения в натуре, т.е. на ЗОП есть право общей долевой собственности) по решению местных органов власти, то у СНТ, как юридического лица земли нет. Как это ни странно звучит, но это именно так. И именно так в СНТ Калининградской области в 90-х годах была распределена земля. Соответственно, отсюда следует, что уплата земельного налога за землю в таких СНТ полностью перекладывается на плечи собственников участков, и бухгалтер такого СНТ земельным налогом не занимается. Согласитесь, что нельзя СНТ платить налог за то, чего у него нет.

Земельный налог в СНТ

1. Законодательство РФ о земельном налоге

Вопросы обложения земельным налогом садоводческих некоммерческих товариществ регламентировались до 1 января 2005 г. Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым начисление земельного налога производилось со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами. При этом льготы, предусмотренные ст. 12 Закона № 1738-1 в отношении граждан, на земли общего пользования, предоставленные садоводческому товариществу, не распространялись. После получения гражданами (членами садоводческих товариществ) свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками исчисление земельного налога производилось каждому из них налоговыми органами.

С 1 января 2005 г. в НК РФ Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" была введена гл. 31 "Земельный налог". В соответствии с этим же Законом признаны утратившими силу с I по IV разделы Закона № 1738-1, за исключением ст. 25.

В соответствии со ст. ст. 12 и 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В Москве земельный налог введен с 1 января 2005 г. Законом от 24 ноября 2004 г. № 74 "О земельном налоге". На остальной территории России (за исключением нескольких муниципальных образований, в которых земельный налог введен с 01.01.2005) налогоплательщики применяют нормы гл. 31 НК РФ с 1 января 2006 г., руководствуясь местным законодательством.

Садоводческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, после которой земельный участок предоставляется садоводческому товариществу бесплатно первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории данного товарищества членам садоводческого товарищества предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов садоводческого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого товарищества. Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (ст. ст. 6 и 14 Закона № 66-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве" местоположение границ земельных участков, используемых для гаражного строительства, садоводства, животноводства и огородничества, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов.

В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В этой связи обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения земельными участками членам садоводческих товариществ и гаражных кооперативов плательщиками земельного налога являются садоводческие товарищества и гаражные кооперативы, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу.

При исчислении земельного налога следует иметь в виду, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ) на одного плательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, указанных в пп. 1 - 7 п. 5 ст. 391 НК РФ. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
  • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Указанное уменьшение налоговой базы производится на основании подтверждающих это право документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (п. 6 ст. 391 НК РФ).

Документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы, для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы являются соответствующие книжки Героев и орденские книжки.
Инвалидам право на уменьшение налоговой базы предоставляется на основании Удостоверения инвалида, Пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица:
- принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий;
- проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

При исчислении земельного налога садоводческими товариществами и гаражными кооперативами следует иметь в виду, что исчисление этого налога производится со всей площади земельного участка садоводческого товарищества и гаражного кооператива, в том числе с площадей земель общего пользования. При этом уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в отношении членов садоводческого товарищества или гаражного кооператива, имеющих право на уменьшение налоговой базы в размере 10 000 руб., не применяется.

После получения членами садоводческих товариществ или гаражных кооперативов свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами, и члены садоводческих товариществ и кооперативов могут самостоятельно уплачивать земельный налог. В этом случае налоговая база будет уменьшаться на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. в отношении налогоплательщиков, которые указаны в пп. 1 - 7 п. 5 ст. 391 НК РФ.

Обратите внимание! На 10 000 руб. уменьшается не сама сумма земельного налога, а только налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка).

В случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю (п. 7 ст. 391 НК РФ). Иначе говоря, в этом случае налогоплательщику земельный налог платить не нужно, при этом ему ничего не возвращается и не засчитывается в счет будущих платежей по этому налогу.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится и в случае сдачи земельного участка (его части) в аренду, поскольку п. 5 ст. 391 гл. 31 НК РФ не ставит получение права на уменьшение налоговой базы в зависимость от использования земли.

Поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. ст. 35 и 36 Закона № 66-ФЗ . Так, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по местным налогам подрядным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях; вводить льготы по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных или дачных земельных участков и обратно; предоставлять средства на землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, восстановление и повышение плодородия почвы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от эрозии и загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований. Органы местного самоуправления и организации имеют право принимать на баланс дороги, системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи и другие объекты садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Кроме того, согласно ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований могут устанавливать по земельному налогу налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

По ранее действующему порядку налоговая декларация по земельному налогу предоставлялась организациями ежегодно. Гражданам налог исчисляли налоговые органы и вручали уведомление на его уплату. В соответствии с гл. 31 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели (в отношении участков, используемых в предпринимательской деятельности) должны самостоятельно исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и сумму налога по итогам года, представлять расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации. При этом представительные органы муниципальных образований и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга при введении земельного налога вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Отчётными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются один квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Форма расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждена Приказом Минфина России от 19 мая 2005 г. № 66н "Об утверждении формы Налогового расчёта по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по ее заполнению" (с изм. от 12 апреля 2006 г.), форма налоговой декларации - Приказом Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 124н "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения".

Декларации по земельному налогу представляются организациями и физическими лицами индивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности) в налоговый орган по месту нахождения земельного участка по истечении налогового периода (календарного года) не позднее 1 февраля следующего года.

Расчет представляется в налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения земельных участков.
В силу п. 2 ст. 6 ЗК РФ для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения он должен быть индивидуально определен: иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все эти данные учитываются в системе земельного кадастра.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").

В Едином государственном реестре земель содержатся следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельного участка; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); описание границ земельного участка, его отдельных частей; экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Каждому земельному участку, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, присваивается кадастровый номер. При этом несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера. Кадастровые номера присваиваются по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. Например, в г. Москве порядок доведения сведений установлен Распоряжением Правительства Москвы от 4 апреля 2005 г. № 522-РП. Согласно указанному порядку кадастровая стоимость доводится до сведения налогоплательщиков Департаментом земельных ресурсов г. Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

Налоговая база по нормам гл. 31 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, а размер налога рассчитывается как процент от этой кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5% их кадастровой стоимости (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Следует иметь в виду, что п. 2 ст. 394 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Пункт 7 ст. 396 НК РФ устанавливает, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ, то есть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим календарным годом (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Например, в Москве согласно ст. 3 Закона г. Москвы № 74 от 24 ноября 2004 г. "О земельном налоге" земельный налог, подлежащий уплате по истечении года, уплачивается не позднее 1 февраля следующего года, то есть в соответствии с вышеназванной нормой НК РФ.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Обратите внимание! Физические лица, своевременно не привлеченные к уплате налога на землю, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. При этом если налогоплательщик получил налоговое уведомление с опозданием по вине налогового органа (на практике бывает так, что уведомление присылают через два года после установленного срока и еще требуют за эти два года оплатить сумму пени), то он уплачивает только сумму налога, пени в этом случае платить не нужно.
Пени уплачиваются, лишь когда налогоплательщик вовремя получил налоговое уведомление, но своевременно не заплатил сумму налога либо уклоняется от получения налогового уведомления.

Если налогоплательщик уклоняется от получения уведомления, оно направляется по почте заказным письмом. Данное уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка России.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется с учетом коэффициента 2. Данный коэффициент применяется в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (например, документов о принятии объекта на кадастровый и технический учет), а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.

В случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. То есть он вправе зачесть ее в счет будущих платежей или вернуть.

Следует иметь в виду, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

Если у налогоплательщика есть недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, начисленным в тот же бюджет (внебюджетный фонд), возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Если жилищное строительство не закончено в трехлетний срок, то налог в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами, исчисляется с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).

2. Отражение земельного налога в бухгалтерском учете садоводческого товарищества

Если садоводческое товарищество является плательщиком земельного налога, его начисление и уплата должны быть отражены в бухгалтерском учете товарищества.

Если земельный участок (часть участка) используется некоммерческой организацией исключительно для осуществления предпринимательской деятельности, то сумму земельного налога (соответствующую часть) ей так же, как и коммерческой организации, следует учитывать в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В ситуации, когда садоводческое товарищество использует землю как в уставной некоммерческой деятельности, так и в предпринимательской, налоговая служба придерживается мнения, что налог следует уплачивать за счет целевых средств, поскольку распределение его суммы между некоммерческой и коммерческой деятельностью налоговым законодательством не предусмотрено.

В такой ситуации сумму налога на землю следует учесть в составе общехозяйственных расходов и как в бухгалтерском учете, так и в целях исчисления налога на прибыль распределить пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления. Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.

3. Компенсационные выплаты по земельному налогу

Учитывая, что оплата земель общего пользования производится непосредственно товариществом, гражданин независимо от того, является ли он членом этого товарищества или нет, не признается налогоплательщиком земельного налога в отношении указанных земель. Однако правлением товарищества может быть принято решение, предусматривающее компенсацию платы за земли общего пользования в виде взносов членов товарищества, а также лиц, не являющихся членами товарищества, но земельные участки которых территориально расположены в его границах.

Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю от 10.12.2003 N 22-33/8

Вопрос: Садоводческому товариществу (далее с.т.), приватизированному в 1995 г. на 44 собственника, передано в постоянное пользование 0,31 га. На данный момент по ряду объективных причин общество развалилось. 10 участков брошено, 7 участков при обороте земли в общество не вступили, на налоговый учет не встали, 9 членов с.т. посещают участки редко, государственной поддержки по ст. 38 Закона 66-ФЗ нет. Тем не менее 18 членов с.т. встали на налоговый учет в МИМНС N 12 и продолжают работу на участках.

Просим разъяснить порядок уплаты налога на земли общего пользования в конкретной ситуации.

Ответ: Статьей 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ определено, что использование земли является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Данное положение подтверждено статьей 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю».

В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы сводную налоговую декларацию по причитающемуся с них налогу по каждому земельному участку.

Статьей 12 Закона РФ «О плате за землю» установлен перечень льгот по взиманию платы за землю, в котором садоводческие товарищества как юридические лица отсутствуют. Перечень предусматривает льготы отдельным категориям граждан, владеющих или пользующихся земельными участками.

Порядок уплаты земельного налога садоводческими товариществами определен п. 26 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю», которым предусмотрено, что до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ налогоплательщиками земельного налога являются товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных товариществ (за исключением членов кооперативов и товариществ, получивших такие свидетельства).

Земельный налог с садоводческих товариществ взимается со всей площади земельных участков, состоящих как из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческого товарищества, так и из земель, находящихся в собственности или владении членов этих товариществ. Из площади земель, находящихся в собственности членов товарищества, исключаются земельные участки, закрепленные за физическими лицами, которым в соответствии со ст. 12 Законом РФ «О плате за землю» предоставлены льготы. Земли общего пользования льготированию не подлежат.

Когда члены садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами.

Если члены указанных выше товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного кооператива и товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно. Возмещение каких бы то ни было расходов товарищества их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога.

Гражданам — членам садоводческих товариществ на земли общего пользования не выдается свидетельство на право собственности или владения этой землей. Поэтому исчисление земельного налога за земли общего пользования в садоводческих товариществах должно производиться самими правлениями товариществ на основании правоустанавливающего документа на эти земли.

Исходя из изложенного и учитывая, что все члены товарищества оформили права собственности на землю, правление садоводческого товарищества обязано осуществлять уплату земельного налога только за земли общего пользования, принадлежащие ему.

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом МНС России от 12.04.2002 N БГ-3-21/197. К указанной форме налоговой декларации приказом МНС России от 02.09.2002 N БГ-3-23/470 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, которой установлен порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу.

Садоводческое товарищество должно заполнить и представить в ИМНС N 12 налоговую декларацию, включающую следующие листы:

— лист 2 «Сводный расчет налоговой базы и суммы земельного налога»;

— «Расчет налоговой базы и суммы налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами».

В связи с тем, что многие участки в товариществе являются брошенными, необходимо обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по месту нахождения товарищества для проведения инвентаризации земельного участка, занятого им.

Заместитель руководителя Управления
МНС России по Приморскому краю,
советник налоговой службы РФ I ранга
М.А.ИВАНОВ

Земельный налог. Кто обязан платить?

СНТ является юридическим лицом, которое владеет земельным участком, поэтому обязано платить земельный налог.

Земельный налог должны уплачивать не только юридические лица, владеющие земельным участком на праве собственности, но и те, кому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок в СНТ – имущество общего пользования, и оформлен он, как правило, в собственность или пользование товарищества как юридического лица или в коллективно-совместную собственность членов СНТ.

Если в свидетельстве о праве собственности не перечислены поименно лица, которые являются сособственниками земельного участка, то плательщиком налога является СНТ, а не физические лица – члены товарищества.

Земельный налог, как и иные текущие расходы, входит в состав членских взносов, которые должны оплачиваться каждым членом СНТ.

Общее собрание СНТ устанавливает размер членских взносов и порядок их оплаты. Оно же вправе рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по уплате членского взноса для некоторых категорий граждан – членов СНТ, например для пенсионеров, инвалидов или многодетных семей. Если такие льготы решением общего собрания или уставом СНТ не установлены, то льготные категории граждан обязаны уплачивать членские взносы на общих основаниях.

Помимо земель общего пользования, на территории СНТ расположены участки, принадлежащие гражданам – членам товарищества.

Плательщиками земельного налога за свои личные земельные участки являются их собственники, и в данном случае можно рассчитывать на предоставление налоговых льгот, если они положены по закону.

Льготы по земельному налогу делятся на три вида :

  • освобождение от уплаты земельного налога для отдельных категорий граждан;
  • уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. для отдельных категорий граждан;
  • льготы, которые устанавливаются законами городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
  • Освобождаются от уплаты земельного налога в полном объеме лишь физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов.

    Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, предусмотрено для инвалидов 1 и 2-й группы, ветеранов ВОВ, ветеранов и инвалидов боевых действий и других категорий льготников.

    Получить указанную льготу можно, если предоставить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на нее.

    Налоги на земли общего пользования в садовом некоммерческом товариществе (СНТ)

    Земли общего пользования в садоводческих некоммерческих товариществах - это дороги, проезды, подъездные пути, проходы, разворотные и детские площадки, используя которые, садоводы попадают на свои садовые участки. Также к землям общего пользования относят линии водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, охрана и организация отдыха и прочие общие для владельцев земельных участков потребности.

    Другими словами, земли общего пользования в СНТ - все недвижимое имущество, находящееся на территории садоводческого товарищества, предельных линиях земельных участков, за исключением имущества непосредственно принадлежащего конкретным садоводам.

    СНТ - это юридическое лицо, владеющее земельным участком. Земля в СНТ является имуществом общего пользования и оформляется в собственность либо во временное пользование товарищества как юридического лица. Отсюда и возникает налоговое бремя.

    Законодательные основы

    Статья 388 Налогового кодекса РФ признает налогоплательщиками земельного сбора организации и физические лица, у которых имеются земельные участки в собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Часто возникает путаница между налогом на земли общего пользования в СНТ и налогом на земельный участок члена СНТ. Сами участки, принадлежащие членам СНТ, облагаются стандартным земельным налогом. С земель же общего пользования в СНТ также взимается свой сбор. Он делится на всех членов-владельцев земельных участков в СНТ равномерным образом.

    Более конкретный нормативно-правовой акт в области налогообложения членов садовых некоммерческих товариществ - это Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Пункт 6 статьи 19 вышеназванного закона обязует членов СНТ своевременно платить членские и другие взносы, предусмотренные законом и уставом подобного объединения, налоги и платежи.

    Земельные налоги являются сборами в местную казну. Они устанавливаются Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов. Вводить их в действие и прекращать взимание допускается только в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

    Кто должен платить налог?

    Обязанность платить налог появляется с момента государственной регистрации прав на земельные участки, а именно права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения.

    Не признаются плательщиками сбора физические и юридические лица, у которых участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ).

    Садоводческое товарищество - это некоммерческий вид организации, соответственно прибыль она не извлекает из своей деятельности. Главный источник доходов СНТ - вступительные, членские и целевые взносы физических лиц, имеющих земельные участки в пределах такого садоводческого товарищества и использующих имущество общего пользования. Поэтому членам садоводческого товарищества необходимо уплачивать земельный налог на земли общего пользования.

    Как рассчитать размер налога?

    Размер налога на земли общего пользования можно посчитать так: кадастровую стоимость земельного участка общего пользования умножить на налоговую ставку земли. Рассчитывать налог на земли общего пользования по их кадастровой стоимости начали с 2006 года.

    Кадастровую стоимость можно узнать на сайтах управлений федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по интересующему вас региону.

    Кадастровая стоимость для расчета должна быть взята по состоянию на 1 января налогового периода.

    Ставки могут устанавливаться каждым муниципалитетом отдельно, однако главное правило - не более 1,5% для земельных участков всех назначений.

    Пример расчета

    Для того чтобы рассчитать налог на ЗОП, необходимо узнать кадастровую стоимость земель общего пользования. Кадастровая стоимость земель общего пользования (ЗОП) = площадь земель общего пользования умножить на усредненное значение кадастровой стоимости земли.

    Налог на ЗОП в СНТ = Кадастровая стоимость ЗОП * 0,003 (общая налоговая ставка). В результате получаем размер налога, необходимый для уплаты в местный бюджет.

    Как заплатить налог?

    Заплатить земельный налог можно несколькими способами:

  • Платежным поручением в банке на перечисление в местный бюджет на соответствующий расчетный счет Федерального казначейства денежных средств при наличии достаточного денежного баланса для списания налоговой суммы в день платежа;
  • Простым перечислением наличных денежных средств в банке, кассе местной администрации или в организации федеральной почтовой связи на расчетный счет Федерального казначейства бюджетной системы РФ;
  • Путем проведения операции по списанию с лицевого счета юридического лица суммы, необходимой для погашения суммы налога;
  • С помощью налогового агента, на которого может быть возложена обязанность исчислять и удерживать налог из денежных средств налогоплательщика;
  • Декларационным платежом согласно федеральному закону об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
  • Определение границ земельного участка проводится квалифицированным кадастровым инженером.

    Межевой план имеет утвержденную форму. Посмотреть, как она выглядит, а также скачать актуальный образец можно здесь.

    За неуплату земельного налога или его просрочку собственник обязан уплатить штраф. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

    Льготы и освобождения от уплаты налога

    Льготы по земельному налогу бывают трех видов:

  • Полное освобождение от уплаты земельного налога для конкретных категорий граждан;
  • Уменьшение на 10 тыс. рублей налоговой базы в отношении конкретных категорий граждан;
  • Льготы, устанавливаемые нормативно-правовыми актами городов федерального значения (Москва,Санкт-Петербург, Севастополь).
  • Налоговая база в отношении сбора на земли общего пользования в СНТ, как и на другие виды земельных налогов, уменьшается на сумму в 10000 рублей , не облагаемую земельным налогом, на одного налогоплательщика одной территории муниципалитета. То есть уменьшается не сам размер налога, а кадастровая стоимость объекта, от которой и производится расчет налоговой суммы.

    Действует льгота для определенных категорий налогоплательщиков, в которые входят:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • Инвалиды I и II групп инвалидности;
  • Инвалиды с детства;
  • Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • Граждане, имеющие право получать социальную поддержку по Законам Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • Граждане, принимавшие участие в работе подразделений особого риска по испытаниям ядерного и термоядерного оружия, ликвидациям аварий ядерных установок на вооружениях и военных объектах;
  • Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами из-за испытаний, учений и других работ, касающихся любых разновидностей ядерных установок, в том числе ядерное оружие и космическую технику.
  • Уменьшить налоговую базу по вышеназванной льготе возможно на основании подтверждающих документов принадлежности к одной из перечисленных категорий.

Документы подаются в любой орган налоговой инспекции по выбору налогоплательщика. Если налоговая база после отчисления льготы становится равной сумме менее 10000 рублей, то налог признается нулевым.

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам орденов Славы необходимо предоставить соответствующие орденские книжки и книжки Героев. Инвалиды могут уменьшить свою налоговую базу, предоставив удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение, справку врачебно-трудовой экспертной комиссии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами признают граждан:

  • Принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества или осуществлявших обеспечение воинских частей действующей армии в местах боевых действий;
  • Проходивших военную службу либо отработавших в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. не менее полугода, не включая время работы на оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в ходе Великой Отечественной войны.
  • Если подобные льготы общее собрание или устав СНТ не определили, то льготные категории граждан вносят членские взносы на общих условиях.

    Налог на земли общего пользования в садоводческом некоммерческом товариществе - обязательный вид платежа в местные бюджеты. Дороги, проезды, проходы, площадки общего использования, занятые одной организацией, должны облагаться налогом.

    Уплата земельного налога в садовом товариществе

    Вопрос-ответ по теме

    В садовом товариществе, в котором мне на праве собственности принадлежит участок, председатель собирает плату за все отчисления, связанные с содержанием, в том числе и налог на землю. Вопрос: как обоснованно убедить всех собственников товарищества и председателя в неправомерности двойного сбора налога на землю, т.е. я плачу сам в налоговую (как собственник приватизированного участка) и председатель собирает плату. 2. Каким документом урегулировать взаимоотношения с садовым товариществом на оплату эл. энергии, использование ЗОП, в общем разграничить платежи согласно закона. Дайте пожалуйста ссылки на ФЗ, Земельный кодекс и Налоговый кодекс.

    Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять свои обязанности по уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК РФ). То есть должен лично уплачивать все налоги. Причем уплачивать их в бюджет, а не председателю садового товарищества.

    Действующим законодательством не предусмотрена возможность уплаты налогов третьими лицами за налогоплательщика (письмо Минфина России от 22.12.14 № 03-02-08/66327). Садовое товарищество не вправе заниматься сбором земельного и других налогов. Даже если оно впоследствии действительно перечислит собранные суммы в бюджет. Скорее всего, эти суммы не будут признаны уплаченными налогоплательщиком.

    Таким образом, вы как собственник земельного участка обязаны самостоятельно уплачивать земельный налог в бюджет. Делать это нужно на основании уведомления, полученного из налоговых органов (п. 4 ст. 397 НК РФ). Вы вправе не исполнять незаконные требования председателя садового товарищества. То есть не обязаны повторно платить ему земельный налог.

    Второй вопрос не связан с налогообложением. Разграничение платежей внутри садового товарищества находится в компетенции его членов и осуществляется в порядке, предусмотренном уставом садового товарищества (ст. 16 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

    Обоснование

    1. Пункт 1 статьи 45 НК РФ:

    Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Поскольку обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика, исполнение этой обязанности должно быть подтверждено документами, содержащими информацию, позволяющую идентифицировать налогоплательщика, то есть по которым можно четко установить, что причитающаяся сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком .

    Поскольку в настоящее время Налоговым кодексом предусмотрено достаточно способов уплаты налогов самостоятельно налогоплательщиками, в том числе в электронной форме, представляется нецелесообразным внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих уплату налогов третьими лицами за налогоплательщиков.

    3. Пункт 4 статьи 397 НК РФ:

    Налогоплательщики — физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

    Налог за земли общего пользования

    В садовом товариществе 187 участков, обрабатывают землю на 20 участках, остальные заброшены (земля приватизирована).Налог за земли общего пользования платят эти 20 человек. Что делать? Можно ли заставить платить всех или можно ли их вывести из товарищества и этим уменьшить налог на землю общего пользования?

    Ответы юристов (1)

    Доброго времени суток!

    Платить налоги за землю общего пользования за других членов садового товарищества вы не обязаны! Этот налог платится всеми членами СНТ или в равных долях или пропорционально доле владения имуществом.

    Можно ли заставить платить всех или можно ли их вывести из товарищества и этим уменьшить налог на землю общего пользования?

    Киселева Наталья Владимировна

    Что касается исключения из членов СНТ.

    Исключение неплательщиков из членов СНТ, не уменьшит общее имущество товарищества, налогооблагаемая база останется прежней.

    Уменьшить налог на землю общего пользования путем исключения нескольких членов из СНТ не получится.

    Возможно исключить неплательщиков из СНТ на основании Решения общего собрания членов объединения и лишить их права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Основание и порядок исключения должны быть прописаны в Вашем Уставе СНТ.

    Однако стоит отметить, что членство в садоводческих товариществах и права гражданина на земельный участок, не рассматриваются как единый и неделимый комплекс прав.

    Закон допускает владение землей в садовом товариществе гражданином, который не является членом этого объединения. С таким человеком заключается индивидуальный договор. В любом случае, является человек членом СНТ или нет, у него останется обязанность нести бремя расходов за общее имущество СНТ, которым он продолжит пользоваться..

    Лишение (угроза лишения) права пользоваться какой-то частью инфраструктуры садового товарищества после исключения из СНТ может оказаться весьма болезненной и действенной мерой. Кроме того, лицо исключенное из СНТ также лишается права голоса при решении общих вопросов садового товарищества.

    Направить претензии неплательщикам, и потом взыскать задолженность с неплательщиков в судебном порядке, включая пени вполне решаемая задача, другого способа «заставить» заплатить налог на землю общего пользования я не вижу.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!
  • Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" […]
  • Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-I "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. […]
  • Приказ Следственного комитета РФ от 21 августа 2017 г. № 113 “О внесении изменений в приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 04.05.2011 № 76 «О порядке […]
  • Помимо работы на собственных огородах владельцы участков пользуются общей территорией: подъездными дорогами, парковочными площадками, местом для мусора и т.д. В материале разберемся, кто по закону обязан уплачивать налог на землю в СНТ.

    Налог на землю общего пользования: кто платит

    С 2019 г. в жизни частных огородников происходят серьезные перемены. На смену применявшемуся закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ пришел новый - от 29.07.2017 № 217-ФЗ .

    • в публичной кадастровой карте;
    • в разделе со Справочной информацией.


    Если общая земля зарегистрирована за членами товарищества, т.е. они являются плательщиками налога, все расчеты проводит налоговая. Гражданам остается просто оплатить сумму, указанную в уведомлении.

    Как видно по формуле, для определения нужно суммы важно, как оформлена земля:

    1. Если ЗОП приобретена на целевые взносы членов СНТ и считается по документам их совместной собственностью, базу определяют для каждого владельца в равных долях. Это правило прописано в п.2 ст.392 НК .
    2. С 2019 г. ЗОП можно приобретать в долевую собственность владельцев участков в СНТ. Тогда плательщиками налога будут физ. лица-собственники пропорционально их долям. Подробнее см. информацию .


    Пример 2

    У Сергея участок в СНТ. Всего в товариществе 50 собственников. ЗОП оформлена в совместную собственность. Сергей платит налог из расчета 1/50. Предположим, площадь ЗОП составляет 2967 кв. м., а ее кадастровая стоимость 650 050 руб. Ставку по налогу возьмем 0,3%. Занесем все данные в калькулятор:


    Итого получаем, что за общую землю Сергею нужно заплатить 39 руб. (650 050 × 1/50 × 0,3%). Эта сумма будет указана в налоговом уведомлении.


    Как платить налог на землю в садовом товариществе

    Если ЗОП оформлены в собственность СНТ или куплены на деньги из специального фонда, налог платит само товарищества как юр. лицо. Это подтверждает Минфин в сообщении .

    В ситуации со старыми объединениями, когда документы оформлены еще до 1997 г., плательщиком выступает тот, кто указан в них как собственник. При этом, СНТ платит налог на землю, если:

    • земля товариществу предоставлена в коллективно-совместную собственность без распределения между его членами;
    • в свидетельстве о праве собственности указано СНТ. Подробнее на эту тему высказался Минфин в .

    В описанных случаях деньги за оплату налога на земли общего пользования в СНТ взимаются в составе регулярных взносов.

    Важно!

    С 2019 г. действует только 2 вида взносов: членские и целевые. Первые направляются на содержание ЗОП. Вторые - на их приобретение.

    Земельный налог в ДНП и ДНТ

    Ст. 4 закона № 66-ФЗ разрешала несколько форм объединений граждан:

    • некоммерческое товарищество (НТ);
    • потребительский кооператив (ПК);
    • некоммерческое партнерство (НП).

    В этой же статье прописано, кому принадлежит общее имущество:

    • в товариществе земля, приобретенная на средства целевых взносов, принадлежит его членам, а купленная за счет спец. фонда - юр. лицу;
    • имущество, приобретенное на паевые взносы членов кооператива, принадлежит кооперативу;
    • ЗОП, приобретенные в партнерстве, также оформляются в собственность партнерства, т.е. земельный налог ДНП уплачивает самостоятельно.

    Важно! Ст. 4 закона № 217-ФЗ , действующего с 2019 г., оставляет только одну возможную форму объединения - товарищество, с долевой собственностью граждан на общее имущество. При этом выделяют 2 подкатегории товариществ:

    — садоводческое;

    — огородническое.

    По переходным положениям ст.54 закона № 217-ФЗ все ранее действующие объединения приравниваются к садовым или огородническим товариществам с 01.01.2019.

    Сроки уплаты земельного налога для СНТ в 2019 году

    Для обычных людей и для организаций эти сроки прописаны в ст.397 НК . Согласно абз.3 п.1 названной статьи, граждане перечисляют налоговый платеж не позднее 1 декабря будущего года. Это значит, в 2019 г. платежи начисляются за 2018 г., а за 2019 г. - в 2020 г.

    Важно! 01.12.2019 выпадает на воскресенье, нерабочий день. В таком случае крайняя дата оплаты переносится вперед. Значит, в 2019 г. оплачивать налог на землю в садовом товариществе физ. лица вправе вплоть до 2 декабря включительно.

    По-другому обстоят дела с организациями. Здесь точные сроки для перечисления самого налога и авансовых платежей устанавливают муниципалитеты. Однако дата уплаты налога не может быть раньше, чем 1 февраля следующего года. Т.о. в 2019 году земельный налог для СНТ как юр. лица нужно перечислять авансовыми платежами за текущий год и окончательным платежом за предыдущий 2018 г.

    Кто не платит налог на землю в СНТ

    Законом № 217-ФЗ введено важное новшество: теперь взносы в СНТ обязаны делать все владельцы участков в пределах территории товарищества. И не важно, вступили они в СНТ или нет. До 2019 г. такая обязанность была только у членов СНТ.

    Пример 3

    Валерий Петрович купил участок на территории товарищества, а вступать в него не стал. Законом это не запрещено. Наравне с другими собственниками Валерий Петрович пользовался дорогами и остальными коммуникациям, проведенными к участку, вот только членские взносы не платил. По новому закону правление будет брать с Валерия Петровича деньги за пользование общей землей наравне с остальными владельцами.

    В СНТ налог на участок общего пользования не взимается, если земля принадлежит государству или муниципалитету. Тогда за пользование ею платят арендную плату.