Не пропустил машину со спецсигналом: штраф. Готовится законопроект, который ужесточит наказание за непропуск скорой, вплоть до уголовного Закон если не пропустил скорую

Размер штрафа ГИБДД в 2018 году за непредоставление преимущества автомобилю скорой помощи составляет 500 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.

Когда водитель должен уступать дорогу дорогу скорой помощи?

Получение приоритета в движении автомобиля скорой помощи, а также других автомобилей, оборудованных синими спецсигналами описан в пункте 3.1 Правил дорожного движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал . Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, для получения приоритета должны быть выполнены оба описанных условия. Звуковой сигнал должен быть специальным. Если автомобиль скорой помощи подает обычный монотонный сигнал преимущества в движении он не имеет.

Среди обязательных условий отсутствует требование, чтобы на автомобиле была нанесена специальная цветографическая схема.

Для получения штрафа ГИБДД за непропуск автомобиля скорой помощи на автомобиле должны быть включены синие маячки и специальный звуковой сигнал.

Как правильно уступать автомобилю скорой помощи

Порядок предоставления приоритета для скорой описан в пункте 3.2 Правил.

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Юридическая коллизия на примере видео

Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.

Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.

Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:

…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.

Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.

На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.

В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.

Небольшой отступ от темы. С другой стороны, если это грубо говоря «черный мерседес» с мигалками неизвестного происхождения и «крякалкой», но огромным административным ресурсом, можно просто остановиться в полосе и не трогаться с места, полностью выполнив требования. Однако «игру» придется продолжать до конца. Возобновлять и продолжать движение запрещено, и нарушение этого запрета грозит штрафом, правда значительно меньшим.

Посмотрите видео с проездом скорой помощи, в Южной Корее. Водители моментально освободили проезд в пробке в тесном тоннеле.

Такие действия нарушают Правила дорожного движения РФ.

Следующее видео послужило поводом для обсуждения ужесточения ответственности при непредоставлении преимущества скорой помощи, однако по ПДД РФ нарушения водителя — нет. Он стоит на месте и не продолжает движение, строго следуя правилам и выполняя требование «Уступить дорогу». Сюжет телеканала Рен-ТВ.

Будем надеяться, что такая неоднозначность в Правилах будет устранена, в свете грядущих увеличений штрафов за непропуск скорой помощи.

Закон, устанавливающий штраф за непропуск автомобиля скорой помощи.

Штраф за невыполнение требования уступить дорогу скорой помощи установлен частью 3 статьи 12.17.

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев .

При отсутсвии на транспортном средстве специальных цветогравических схем частью 1 этой же статьи 12.17

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

Отмечаем, штраф полагается только за непредоставление преимущества, то есть за невыполнение требования «уступить дорогу», за необеспечение беспрепятственного проезда штрафа нет .

Любые претензии от представителей «черных мерседесов» с мигалкам грозят штрафом максимум в 500 рублей.

Какие изменения штрафов ГИБДД ожидаются, за не предоставление преимущества скорой?

В статье сделан акцент на автомобили скорой помощи, так как в 2017 широкую огласку получили случаи именно с транспортом этой службы. Все описанное выше также распространяется и на другие автомобили спецслужб — (полиция, пожарные, мчс и прочие.)

Из последних новостей по данным РБК — есть заявление Министра здравоохранения России, о подготовке их ведомством законопроекта об установлении штрафа в размере 30000 рублей.

В Государственной Думе после 14 апреля 2017 года будет рассмотрен законопроект № 88389-7, где за непропуск автомобилей без цветографических схем штраф устанавливается от 500 до 1500 рублей, со схемами штраф 1500 рублей или лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.

На рассмотрение было внесено сразу несколько противоречивых и очень жестких по применяемым в них санкциям законопроекта касающихся непропуска кареты скорой помощи, спешащей на вызов или перевозящей больного в стационар. Оба законопроекта, как пишет газет Коммерсант, были внесены в Госдуму в апреле этого года и так или иначе были связаны одним или несколькими нашумевшими происшествиями на дороге непосредственно связанными с непропуском машины скорой помощи. В пример Коммерсант приводит случай в Петропавловске-Камчатском, где в начале года «бригада скорой помощи не смогла вовремя приехать на вызов из-за преградившего ей путь автомобиля, в результате пациент умер в дороге» .

Резонансное дело , которые наперебой начали предлагать адекватные по мнению законотворцев штрафы за воспрепятствование проезду скорой помощи. Таким образом Мосгордума предложила о необходимости введения штрафа в 40 тыс. рублей, Минздрав в 30 тыс. и лишение прав для тех водителей, которые препятствуют проезду карты скорой помощи.

Проекты законов, авторами которых стали депутаты Единой России- Ирина Яровая и Дмитрий Морозов подразумевают изменения нескольких законов, а именно, изменение статьи 12.17 КоАП РФ , в сегодняшней редакции по ней предусмотрена ответственность:

Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

После изменений, которые вероятнее всего будут внесены, ведь авторство числится за депутатами Единой России, будут предложены новые санкции:

В случае если скорая значительно задержалась в дороге, и медицинская помощь была оказана пациенту «с нарушением сроков» водитель-нарушитель получит штраф в размере 30 тыс. рублей и лишится прав на срок до двух лет (эта санкционная норма вошла по всей видимости из предложения Минздрава).

Помимо этого, в Кодекс об административных правонарушениях согласно проекту, будет внесена новая статья «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». По административной линии предполагается наложение штрафа в размере 4-5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток .

В УК РФ также войдет статья с таким же названием, что подразумевает уже уголовную ответственность водителей по данному виду правонарушений. Предположительно штраф по ней составит:

40 тыс. рублей штрафа, обязательные работы на срок до 360 часов или арест на срок до четырех месяцев , говорится в материале газеты Коммерсант, в том случае, если гражданин помещал «законной деятельности медработника путем удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, если это повлекло причинение средней тяжести вреда здоровью больного» .

Если пациент скорой умер по дороге, виновника в его смерти ждет до четырех лет лишения свободы .


Пока пакет изменений не принят и только рассматривается, однако у экспертов и юристов уже возник ряд важных вопросов, на которые законотворцам еще предстоит дать пояснения:

Автовладельцев, не пропустивших машину скорой помощи, будут лишать водительских прав на срок от полутора до двух лет. Применяться эта мера может в случаях, когда опоздание медиков к пациенту не привело к негативным последствиям. Если же они наступили (например, больной скончался), водителю будет грозить уголовная ответственность: наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет появится в новой статье УК РФ «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Соответствующий законопроект вице-спикера Госдумы Ирины Яровой («Единая Россия») и группы депутатов комитет по госстроительству Госдумы намерен завтра рекомендовать принять в первом чтении. Документ уже поддержали правительство и Верховный суд, однако эксперты отмечают, что в ситуации с непропуском спецтранспорта важен не размер штрафа, а неотвратимость наказания. Кроме того, пока неясно, как действовать в ситуации, когда водитель не может уступить дорогу «скорой» по объективным причинам.

Два собеседника «Известий» в профильном думском комитете пояснили, что речь идет об установлении ответственности за угрозы в адрес врачей и нападение на них при исполнении профессиональных обязанностей, а также за непропуск машины скорой помощи. Соответствующий законопроект в начале апреля внесли в Госдуму вице-спикер Ирина Яровая и глава комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов (оба - «Единая Россия»). Позже к числу авторов присоединились еще около 60 депутатов. Законопроект предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Согласно документу, административная ответственность устанавливается за воспрепятствование законной деятельности врачей. Так, если медика не пускают к пациенту, на нарушителя может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей или арест на 15 суток. Если же речь идет о непропуске «скорой», водителю грозит штраф в 30 тыс. рублей и лишение прав на полтора-два года (аналогичное наказание предусмотрено за управление автомобилем в нетрезвом состоянии). Сейчас, согласно КоАП, непропуск машины со спецсигналом наказывается либо штрафом в 500 рублей, либо лишением прав на 1–3 месяца.

Однако административная ответственность наступит только в том случае, если пациенту в результате действий третьих лиц не был причинен вред. Если же больной умер или его здоровью был нанесен тяжкий вред, нарушителям будет грозить уже уголовная статья. За причинение вреда средней тяжести предлагается ввести штраф в размере 40 тыс. рублей, обязательные работы сроком до 360 часов либо исправительные работы сроком до одного года. Четыре года заключения ждет нарушителей в случае смерти пациента или причинения тяжкого вреда его здоровью. Такие меры будут предусмотрены в новой статье 124.1 УК «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи».

В статьи 115 и 119 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» также предлагается включить ответственность за совершение аналогичных преступлений в отношении граждан при исполнении ими служебных обязанностей. В первом случае нарушителю закона может грозить лишение свободы до двух лет, во втором - до пяти.

Ранее правительство и Верховный суд РФ поддержали законопроект, однако указали на ряд его недостатков. ВС, в частности, обратил внимание на неопределенность понятия «создание препятствий доступа к больному». Оно «не имеет конкретного содержания», следует из отзыва суда, и может повлечь «широкое усмотрение» правоприменителя.

Пресс-служба Министерства здравоохранения, на данные которого авторы законопроекта ссылались при его внесении, не смогла предоставить «Известиям» оперативный комментарий. Председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия») сомневается, что в предложенном виде закон будет работать. Он напоминает, что КоАП уже предусматривает наказание за непропуск машин со спецсигналами и оно «вполне адекватно».

Проблема не в якобы недостаточных санкциях, а в отсутствии неотвратимости наказания, - сказал Вячеслав Лысаков. - Надо сделать так, чтобы существующие санкции достигали цели, а если они не работают сейчас, то и новые работать не будут.

Он также напомнил, что лишить водителя прав может только суд, однако нарушение должен зафиксировать инспектор, а не камера, работающая в автоматическом режиме. При этом сотрудников ГИБДД на дорогах недостаточно и такие случаи - единичны.

Практически нереально обеспечить мониторинг следования спецтранспорта из точки А в точку Б, - отметил депутат.

Водитель может не пропустить спецтранспорт и из-за отсутствия места для перестроения или по другой уважительной причине, подчеркнул он. Как рассматривать действия водителя в таких ситуациях, законопроект не поясняет.

Нужно начинать решать вопрос с тотального оснащения «скорых» видеорегистраторами, и по каждому случаю такого нарушения передавать файл в ГАИ, чтобы они штрафовали нарушителей, - заявил Вячеслав Лысаков. - Можно увеличить и сумму штрафа, но необходимо повышать неотвратимость наказания.

По словам парламентария, выделять в отдельную группу машины скорой помощи нецелесообразно, поскольку из-за опоздания пожарных или полиции тоже могут пострадать люди.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Статья 12.17 КоАП РФ гласит, что непропуск автомобилей с цветографическими схемами, включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом - к коим и относится «Скорая помощь » - карается штрафом в размере 500 рублей или лишением «прав» на срок от одного до трех месяцев.

Случаи, когда за преграждение пути машинам экстренных служб у рулевых забирали водительские удостоверения, можно пересчитать по пальцам. Как правило, правоохранители ограничиваются денежным взысканием.

На штраф за непропуск «неотложки» распространяется скидка. Успеешь оплатить его в первые двадцать дней с момента вынесения постановления - государство «простит» 250 целковых. Пропуск же кареты «Скорой помощи» - да-да, это не опечатка - может выудить из кошелька водителя либо столько же, либо гораздо больше: все зависит от того, насколько рулевой удачлив по жизни и где именно его настигнет врачебная бригада, спешащая на вызов.

Крайне неприятная ситуация приключилась с автомобилистом из Самары. Водитель покорно остановился у стоп-линии, когда на очередном перекрестке загорелся красный сигнал светофора . Через несколько секунд в зеркале заднего вида он приметил машину «Скорой помощи», которая требовала уступить ей дорогу сиреной и мигалками. Герой этой истории карету пропустил - он выкатился чуть вперед, зацепив передними колесами своего авто стоп-линию.

Какого же было удивление водителя, когда спустя энное количество дней ему «прилетел» штраф с камеры на сумму в 800 рублей. Да, разметку он действительно нарушил, но разве справедливо его наказывать, учитывая обстоятельства, при которых была допущена эта мелкая оплошность. Доблестные сотрудники местной ГИБДД посчитали, что справедливо: в аннулировании штрафа нашему герою отказали. В настоящее время он готовит документы в суд, рассчитывая на объективность Фемиды. Как вы думаете, чем закончится эта история?

К гадалке не ходи - и в суде водителю откажут, что прискорбно. Ведь есть законы, согласно которым нарушители должны нести соответствующие наказания . Нельзя пересекать стоп-линию, хоть ты тресни. А коль уж подперли тебя сзади полицейские, пожарные, медики, президент или инопланетяне - будь добр извернуться так, чтобы своими маневрами не создать аварийную ситуацию, соблюдая при этом еще и ПДД. Иначе лови «письмо счастья», а то и не одно.

Хотя на самом то деле у правоохранителей есть подсказка в виде статьи 2.7 КоАП, которая допускает нарушение Правил дорожного движения в случае крайней необходимости. Согласно ей, за руль может сесть даже глубоко пьяный водитель, доставляющий в больницу раненого человека - что уж говорить о каких-то пересечениях разметки. Почему ГАИ не считается с этим законом, нам непонятно. Полный непрофессионализм и махровое равнодушие к людям - других объяснений тому нет.

Наверняка, это не последний подобный случай и не последний автомобилист, который вынужден нести наказание за пропуск «Скорой». И пока механизм не отладят, водителям придется выбирать: человеческая жизнь или

Соцсети и Госдума

Обсуждения того, как пропускают скорую помощь в России, являются одними из самых горячих. Кто-то предлагает судить хамов по уголовной статье за убийство, если их поступок привел к трагедии и медики не успели помочь заболевшему или пострадавшему в ДТП.

Кто-то пытается найти оправдания, по традиции обвиняя медицину, – якобы медработники ни по каким вызовам не едут, а лишь пользуются служебным положением, чтобы без проблем передвигаться по загруженным дорогам.

А кто-то не устает демонстрировать, как тот или иной водитель не пропустил скорую помощь в видео, размещая ролики с регистраторов или смартфонов в пабликах и личных страницах. Кадры, надо признаться, вопиющие, – водители не уступают дорогу не из-за невозможности это сделать, а намеренно, специально притормаживая перед каретой скорой или даже «блокируя» ее прямо на дороге, чтобы выскочить из авто и наброситься на водителя-наглеца, сидящего за рулем машины с проблесковыми маяками.

Пока страсти накаляются, у Госдумы никак не дойдут руки рассмотреть законопроект, который приравнивает хамское поведение по отношению к транспорту со спецсигналами (скорой, пожарной, аварийной и пр.) к управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – самому серьезному преступлению на дороге.

Среди обсуждаемых предложений ужесточения наказания для автохамов:

    в тысячи раз поднять штрафы;

    пожизненно лишать прав;

    судить по уголовной статье за убийство, если из-за опоздания неотложки скончался человек.

Что есть и что будет с наказанием для автохамов?

Российский Минздрав настаивает: не пропустил скорую помощь – штраф 30 тысяч рублей или лишение прав за полтора года.

По действующему закону наказание для тех, кто не пропустил скорую помощь, – штраф в 2017 году составляет всего 500 рублей (ч.2, ст.12.17 КоАП). Нарушителя также могут лишить права управлять транспортным средством максимум на 3 месяца.

По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, подобное поведение не примета сегодняшнего времени. Хамы были всегда и «такие безобразия» происходили в ее практике еще в 1993 году, когда она работала в реанимации Первой градской больницы. Просто сегодня, благодаря соцсетям и интернету, об этом стали говорить чаще и масштабнее.

Если законопроект будет наконец-то принят, то для доказательства правонарушения достаточно будет:

    снять на смартфон госномер и марку автомобиля автохама;

    отправить информацию онлайн в ГАИ.

На заметку! Необходимость повышения ответственности начали обсуждать не вчера. Еще в 2015 думский комитет по транспорту предлагал поднять штраф до 10 тысяч рублей, но «воз остался и ныне там».

Применение силы в отношении водителя неотложки

Кроме «блокировки», некоторые водители пытаются «доказать» свою правоту находящимся в скорой людям. Обычно ситуацию разрешают другие участники дорожного движения, помогая шоферу неотложки.

После таких случаев звучит предложение оснащать спецмашины вооруженной охраной, но, по словам министра здравоохранения, подобная защита нецелесообразна и слишком дорога.

Что говорят Правила дорожного движения?

Пропускать скорую помощь правила обязывают и это закреплено в третьем разделе ПДД. В частности, там говорится, что увидев автомобиль с синими «мигалками» и услышав предупреждающее «кряканье», водитель:

    обязан уступить дорогу, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта;

    при приближении спецтранспорта снизить скорость;

    не совершать обгон неотложки, пожарной машины и пр.

В свою очередь, для получения преимущества водители спецсредств должны включить проблесковые маячки синего цвета и спецсигналы. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Как пропускают неотложку в Европе

Зеркальным отражением того, как ведут себя на дорогах российские водители, становятся ролики, как пропускают скорую помощь в Европе. Например, в одном из немецких городов для спешащих к месту ДТП машин создают абсолютно свободный коридор по центру дороги. Тоже происходит и в других европейских городах для спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками.

Спецтранспорт не обращает внимания на дорожную разметку и свободно движется перед быстро расступающимися влево и вправо автомобилями. И даже если дорога сильно загружена, скорой удается «просочиться» между рядами, потому что другие участники движения находят возможность убрать своё авто с пути.

На заметку! Другой вариант движения спецтранспорта в Европе – специальные линии для такси. Проезд по ним для спецмашин в экстренных случаях разрешен правилами.

И в заключение еще одно распространенное мнение из соцсетей: повышать надо не штрафы, а культуру, тогда никому и в голову не придет «запирать» на дороге автомобиль, который мчится спасти жизнь. И, вероятно, не придется ломать голову, какой штраф, если не пропустил скорую помощь, окажется действенным и поможет изменить удручающую ситуацию.