Применение икт в детском саду для развития речи детей. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи в детском саду Использование икт в развитии речи дошкольников

Организация: МДОУ Д/С №4 «Незабудка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Барыш

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедноты словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Начав работать по теме «Применение ИКТ в процессе НОД по речевому развитию дошкольников»я выдвинула гипотезу: применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Признавая, что компьютерные презентации- новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:

1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.

2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3-5 минут).

3. Во время показа следить за осанкой ребенка.

4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.

Применяя на практике мультимедийные презентации, также опираюсь на дидактические принципы:

1.Принцип активности: используя ИКТ, стимулирую познавательну. Активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования минимизированных анимационных эффектов.

2. Руководствуясь принципом научности, преследую цель- помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, звукозаписи).

3. Реализуя принцип доступности, отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Принцип систематичности и последовательности- усвоение учебного материала идет в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.

5. Принцип наглядности, который в полной мере соответствуют мультимедийные технологии.

Формы использования презентаций в качестве обучающего средства различны, находятся в прямой зависимости от формы организации педпроцесса по речевому развитию. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:

1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

4. Рассказы по цепочке.

5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»

6.Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию

7. Использование физкультурных минуток.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как поручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий- облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня- один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Список используемой литературы:

1.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.

2. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ.:ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.

4. Атемскина Ю. В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ.: ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012.

Использование икт в работе по развитию речи дошкольников.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы при объяснении нового материала, при закреплении и при обобщении материала. Принципиальное новшество использования компьютера - интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедиа - отражение объектов действительности во всех возможных формах. Мультимедийная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Использование компьютерных презентаций на занятиях имеет множество преимуществ: 1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала; 2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем; 3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста; 4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость; 5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память; 6) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха. Медиа занятия позволяют формировать у дошкольников речь в достаточно небольшие сроки.

Благодаря организации с ИКТ у детей происходит стимулирование речевой активности увеличение речевой деятельности появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия. Речь в процессе ИКТ - это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Эффективность применения подтверждают данные положительные факторы выраженное формирование у дошкольников устойчивой мотивации и произвольных познавательных интересов у детей увеличивается мотивация к учебе благодаря интересным мультимедийным эффектам: звуку, движениям, мультипликациям в памяти на длительный срок остаются полученные знания, их становится легче применить на практике после краткого повторения происходит более тесное взаимодействие с родителями, многие из них пользуются диском с презентациями для занятий с детьми дома. Это способствует закреплению знаний, которые были получены детьми на занятиях.

Следовательно, благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста. При условии постоянного использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:  зрительная;  слуховая;  моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала - самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка.

Попова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 07.04.2016
Раздел: дошкольное образование

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр

развития ребенка – детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях

МР «Горный улус» РС (Я)

Доклад на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий как

средство по развитию речи детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель Попова Ольга Васильевна

Содержание
I. Введение II. Теоретическая часть. Информационно-коммуникационные технологии 2.2. Использование ИКТ в ДОУ ………………………………………………..7 3
III. Основная часть. 3.1. Роль педагога в процессе внедрения ИКТ в ДОУ………………………….10 3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста…………………………….............14 Заключение………………………………………………………………………………19 Использованная литература…………………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир без информационных ресурсов. Включение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации – одна из актуальных задач для дошкольной педагогики. Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость.
Теоретический аспект.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н Иванова, Н.П. Чудова и др).
Основная идея -
заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи детей. 4

Практическая

значимость.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:  Предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей.  Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.  Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.  Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы.  Развивать у детей исследовательское поведение.  Расширять творческие возможности самого педагога. Практической значимостью выбранной темы является авторская разработка электронных пособий, мультимедийных презентаций.
Новизна
– использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми по развитию речи.
Цель:
развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Осуществление, которой мы видим через следующие задачи:
Изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми Создать банк (каталог) компьютерных дидактических и методических материалов (мультимедийные сказки, стихотворения, развития и обогащения словаря, упражнения для артикуляционного аппарата, речевого дыхания и.тд)

Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи дошкольников
I. Информационно-коммуникационные технологии

I.I.Использование ИКТ в ДОУ.
5
1. ИКТ как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые должны соответствовать программным требованиям. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. 2. ИКТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организация педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов. 3. Использование педагогами ЭОР (электронные образовательные ресурсы). Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению мотивации воспитанников. 4. Техническим средствам на базе ИКТ относят:  Компьютеры  Мультимедийные проекты  Интерактивные (электронные) доски  Планшеты  Сканер  Принтер  Цифровой аппарат  Камера При внедрении ИКТ, как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находиться за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. При сравнении с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;  компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 6
 постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;  компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.  Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха» Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Особого внимания требует организация занятий с использованием компьютеров. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагоналииспользование информационно-коммуникационных технологий 59-69 см. Высота установки 1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 мин. Гигиеническая рациональная организация рабочего места, соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Нельзя оставлять ребенка один на один с ПК. Необходимо чтобы партнером по игре дошкольника был взрослый, а компьютер только средством. В репертуаре ребенка-дошкольника не должно быть игр, сочетающих высокую динамичность с разрушительно-деструктивным содержанием. Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам школьной информатики и вычислительной техники. Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса. Таким образом, использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развития личности. Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют современной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии 7
внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
2.1.Роль педагога в процессе внедрения ИКТ технологии в ДОУ.
Мы в своей работе активно используем информационные технологии во всех направлениях работы ДОУ:  в управлении,  в воспитании и образовании,  во взаимодействии с родителями воспитанников. В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждается в обществе. «Использование компьютера в ходе образовательной деятельности в ДОУ» - тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители детей, представители науки и средств массовой информации. По данным опроса наших родителей, практически у всех семей имеются дома персональные компьютеры и ноутбуки. У 40% включены к сети Интернет дома. Дети с малых лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте от 3 лет ежедневно играют в компьютерные игры дома, сами включают и отключают ПК, умеют работать с планшетами, сотовыми телефонами. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются детям уже с 3-летнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и речь. И как бы, мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:  Идти в ногу со временем  Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий  Быть наставников в выборе компьютерных игр для детей и их родителей  С ф о р м и р о в а т ь о с н о в ы и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и (ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – знания и навыки эффективного пользования информацией – предполагает умение быстро находить и правильно применять нужную информацию). Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационных технологий. ИКТ становится 8
основным инструментом, который человек будет использовать не только в своей работе, но и в повседневной жизни. В нашей группе мы приобрели ноутбук, проектор с экраном, телевизор. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из презентаций не обходится без мультимедийной презентации. При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определенную среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно в строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок- дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91. Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволить избежать зацикливания дошкольников на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации». Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер – это средство решение основныхпсихолого–педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно – компьютерных технологий,их обучение по данной тематике организуется на разных уровнях. На уровне ДОУ работают творческие группы по различным проблемам. Я являюсь руководителем творческой группы по проблеме «Компетенция педагогов по ИКТ». Разработали план по обучению ИКТ, для педагогов, не владеющих компьютерной технологии. 9
В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разработали рекомендации, приобрели соответствующие пособия, проводим практические занятия. В итоге наши педагоги 80% владеют ПК. Так, в ИРОиПКобразования проводятся курсы и семинары по теме «Использование современных информационно – компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ», целью которых является знакомство практиков с методической применения в новых информационных технологий. В центре внимания педагогов на данных курсах и семинарах находятся следующие вопросы: 1. Компьютерный подход к использованию информационных технологий в системе традиционной работы ДОУ. 2. Компьютерно – опосредованная деятельность в сочетании с детской продуктивной деятельности. 3. Психолого – педагогические требования к компьютерным программам для дошкольников. В практике работы ДОУ мы используем разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ- компетентности, в частности: - мастер – классы; - обучающие семинары - педагогические мастерские и наставничество; - недели педагогического мастерства; - тематические семинары и др. Эффективной является деятельность творческой группы педагогов ДОУ по разработке методических рекомендаций, занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий. В современном мире предъявляются высокиетребование к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
II. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по

развитию речи детей дошкольного возраста.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам – дошкольникам 10
следует адаптироваться к новому информационному веку. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. Сегодня воспитатели используют компьютеры как для самообразования, поиска новой информации, обмена опытом, так и на занятиях для обучения детей. Одной из немаловажных целей работы воспитателя – это научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Хорошая речь ребенка – это залог успешного обучения в школе. Роль развития речи ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Любая задержка в ходе развития – это плохое понимание того, что говорят окружающие люди. Бедный запас словаря затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Высокий уровень сформированности речи является гарантом успешности общения и взаимопонимания. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением ФГОС. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует с необходимостью расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. На сегодняшний день необходимость использования ИКТ- технологий для самого педагога, для детей в работе с родителями актуальна. Информационно-коммуникационные технологии можно широко использовать в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как педагога, работающего с дошкольниками, большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи детей. Современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их в диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особойвыразительностью. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто, отсутствует интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации развития речи 11
дошкольников. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольника в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и современной. Поэтому одной из основных целей моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных технологий в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста. Психолог отмечают, что у современного ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, ДВД, СD, аудизаписей ит.д. В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую различные варианты:  Артикуляционная гимнастика  Классификация предметов  Обогащение словарного запаса  Составление рассказов по картинке  Рассказы сказок  Игры по звукопроизношению  Рассказы по серии сюжетных картинок Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей. Особое внимание в применении ИКТ уделяется на мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации. Информационно-коммуникационные технологии на непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи включают в себя:  Система мультимедийных презентаций  Компьютерные игры
Система мультимедийных презентаций
одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных 12
обучающих продуктов является программа PowerPoint – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой. В процессе работы мною созданы презентации «Чтение стихов с помощью картин», «Фрукы», «Овощи», «Времена года», «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательным, «Любимые сказки» итд.
Компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики: - подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшео развития ребенка; - делать «видимыми» проблемы развития ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. - посмотреть на работу педагога с позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и навыками. В процессе использования дидактических игр решаются следующие задачи: - развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков; - развитие мотивационной сферы: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах; - развитие эмоциональной сферы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные воспитательно-образовательный процесс, преодолевают интеллектуальную пассивность дошкольников. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний. 13
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Экран притягивает внимание, которого порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Заключение
Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий – облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес. Организация воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ по развитию речи может способствовать высокой степени развитию речи детей. Использование ИКТ в развитие речи детей позволит расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Компьютерные технологии можно использовать в разных видах деятельности с детьми. Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:  Индивидуальные занятия  Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)  Интегрированные (мультимедийные проекты) 14
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Педагогическую диагностику по программе «Радуга» каждый год отслеживаем развитие речи воспитанников. (См. приложение 1.)
Использованная литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. – М., 1994г 2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004 г 3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских М.В.. Барнаул: БГПУ 2006 4. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 5. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет сост. В. В. Баранова. – Волгоград: Учитель 2016. – 83 6. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для педагогов. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с. 7. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Габдуллина З.М.; Волгоград, 2010 г 8. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 9. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2014 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 10. Справочник старшего воспитателя № 11, ноябрь/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 11. Справочник старшего воспитателя № 5, июль/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 15

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) .

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Применение ИКТ усиливает:

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

Обеспечивает наглядность;

Привлекает большое количество дидактического материала;

Способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы:

1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой! » разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.


В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.

Вместе с тем, использование компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшнем образовании носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Однако уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса.

Обращаясь еще к одному нормативному документу. Согласно СанПина пункта 12.21. «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут».

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим .

Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.

Приоритетным направлением нашей работы является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель нашей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу.

С детьми ИКТ используем в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.

Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Обучение через игровую или практическую деятельность

5. Повышение интереса к проблеме.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:

Усилить образовательные эффекты;

Повысить качество усвоения материала;

Осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;

Организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:

Использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих программ;

Создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.

Необходимость в повышении качества наглядного материала - самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Одной из наиболее удачных форм является мультимедийная презентация.

Основная идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.

Поэтому главная цель нашей работы это: развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

Изучить нормативные законодательные документы, педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

Создать набор интерактивных игр, компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя по развитию речи.

Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.

2. Отбор речевого и наглядного материала.

3. Техническое исполнение презентации.

Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы:

· Звуковая культура речи.

· Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

· Формирование лексико - грамматического строя речи.

· Развитие связной речи.

Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

· обеспечивает наглядность;

· привлекает большое количество дидактического материала.

И в целом, способствует повышению качества образования.

Об эффективности использования ИКТ в совместной деятельности говорят следующие позитивные факторы:

1. У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.

2. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования.