Россиянам грозит резкое подорожание бензина. Неизбежное сбудется: когда и как подорожает бензин Поднятие цен на бензин

О возможности резкого роста цен на бензин в 2019 году администрацию президента предупредил Евгений Аркуша – представитель владельцев независимых АЗС, занимающий должность президента РТС (российского топливного союза), направив 16 августа письмо Кириллу Молодцову.

Причины роста цен

Уже в начале 2019 г. может повториться весенний бензиновый коллапс, который вынудил в 2018 г. правительство предпринимать экстренные меры по «ручному» регулированию рынка.

Принятые решения и искусственное сдерживание цен правительством привели к ситуации, когда поставлять топливо на экспорт стало выгоднее, чем на внутренний рынок.

Резкий скачок экспортного паритета, а также падение курса национальной валюты стало причиной того, что розничные цены на бензин стали на порядок выше оптовых.

Справка! Экспортный паритет – это разница между конечной экспортной стоимостью топлива и надбавками: экспортной пошлиной, затратами на транспортировку.

На фоне такого дисбаланса и искусственного удерживания стоимости владельцы заправок понесли существенные убытки. Только за май, по данным Независимого топливного союза, в который входят трейдеры и собственники АЗС, убытки составили 12 млрд руб.

Тенденция роста экспортного паритета, несмотря на предпринятые правительством налоговые маневры, сохраняется. Предпосылками для его увеличения в 2019 г. являются:

  • увеличение налоговой нагрузки, которая ляжет на субъекты топливного рынка;
  • рост цен на нефть в мире;
  • ослабление российского рубля, вероятность чего увеличивается на фоне введения .

Также на бензиновом рынке может отразиться остановка ряда НПЗ осенью для проведения плановых ремонтных работ и ослабление или полное прекращение административного «искусственного» регулирования стоимости бензина, что связывают с окончанием выборной компании.

Но одномоментный скачек цен на бензин в начале 2019 г. может произойти прежде всего на фоне увеличения налоговой нагрузки:

  1. Увеличения акцизов с 1 января 2019 г.

Примечание! На бензин 5-го класса акциз будет увеличен до 12 314 руб. за тонну, то есть рост составит 4 101 руб.

Какие меры предприняты

О несовершенстве параметров налогового маневра, предпринятого для урегулирования цен на топливо на внутреннем рынке, также сообщает Дмитрий Махонин, занимающий должность начальника управления регулирования ТЭК ФАС. Однако работы по регулированию не прекращаются.

Так, за первые 5 месяцев 2018 г. рост составил 7,7%, только в июне стоимость бензина выросла на 2–3 руб., что вынудило правительство предпринимать экстренные меры.

Рост цен на топливо на порядок выше фактической инфляции вынудил правительство предпринимать экстренные меры:

  1. С 1 июня было отменено плановое повышение акцизов.
  2. Удержать розничные цены согласились и крупнейшие поставщики для стабилизации оптового рынка, что было подтверждено на совещании 30 мая у Дмитрия Козака – вице-премьера.

Кстати, повышение акцизов на бензин в начале 2018 г. спровоцировало волну слухов об , что в итоге оказалось фейком.

Также президентом РФ Путиным В.В. было принято решение о повышении вывозных тарифов. 19 июля было подписано постановление, на основании которого разрешается повышать стоимость нефтепродуктов, которые отправляются на экспорт, до 90%.

Отрегулированы параметры налогового маневра, касающегося нефтяной отрасли, в котором предусмотрено:

  1. Обнуление на протяжении 6 лет пошлин на нефтепродукты и нефть.
  2. Повышение до 2024 г. пропорционально налогу на добычу полезных ископаемых.

В результате нефтеперерабатывающие предприятия лишатся бюджетной дотации, которая образуется искусственно за счет разницы пошлины на экспорт нефтепродуктов и нефти.

Для поддержки нефтеперерабатывающих компаний предусмотрено введение с 1 января 2019 г. надбавок и обратного акциза, которые будут получать прежде всего НПЗ. Так, запланировано в 2019 г. покрыть 60% экспортной премии, в дальнейшем дотация составит ее половину.

На сколько вырастут цены на бензин

Однако, по мнению экспертов, «ручное» регулирование рынка не спасет от бензинового коллапса.

Как показывают статистические данные, на протяжении всего лета наблюдалось снижение цен на бензин. Но на фоне нестабильности рубля, что связано с , только за неделю с 10 по 17 августа стоимость бензина взлетела на 7%. На скачке также сказался повышенный спрос, связанный с предстоящими ремонтами НПЗ, а также рост экспортного паритета. После стабилизации рынка стоимость бензина начала незначительно снижаться с 20 августа.

Но предпосылки для увеличения цен сохранились. Только рост акцизов и НДС может привести к резкому скачку стоимости на топливо на 10%, то есть цены на бензин в начале года могут вырасти на 4,4 руб. за литр в рознице.

Но если не будут предприняты дополнительные меры по балансировке внутреннего и экспортного рынка, увеличение стоимости может начаться еще раньше – осенью 2018 г. По худшим прогнозам, цены вырастут уже к концу года, а общее повышение может достигнуть в среднем 7 руб.

Для предотвращения бензинового коллапса необходимо вмешательство на правительственном уровне. Спасение Евгений Аркушин видит в:

  • балансировке внешнего и внутреннего рынка.
  • увеличении объемов продаж нефтепродуктов;
  • либерализации цен на бензин;
  • снижении налоговой нагрузки, в том числе акцизов.

Но будут ли предприняты меры по урегулированию цен на бензиновом внутреннем рынке, неизвестно – запрос РБК по поводу обращения Аркушина к Молодцову, по состоянию на 22 августа 2018 г., остался без ответа и комментариев.

Не верю. Никогда еще государство (не только наше) не проявляло себя эффективным управленцем - за исключением тех функций, которые являются прерогативой именно государства (охрана границ, поддержание общественного порядка, освоение космоса и т. д.).

По двум очевидным причинам: цéны на мировом рынке значительно выше, чем у нас, а в цене литра бензина гораздо больше налогов, нежели затрат на его производство.

Нефтедобывающим компаниям (они же перерабатывающие) выгоднее гнать топливо на экспорт. Государству - тоже! При продаже тонны нефти в России казна в виде акцизов получает около 16 долларов, а при продаже той же тонны на экспорт - уже 31 доллар. В случае с бензином эта разница еще выше.

Если ограничить цену на бензин, очень скоро мы столкнемся с его дефицитом. Нечто подобное мы уже видели на примере ряда лекарственных препаратов, цéны на которые тоже взяты под госрегулирование: эти лекарства просто стали исчезать с прилавков, поскольку производителям оказалось невыгодно их выпускать.

В цену бензина зашито несколько налогов, включая НДС, акциз, налог на добычу полезных ископаемых и другие. Если в 2014 году, по данным Российского топливного союза, в цене литра АИ‑92 налоги и акцизы составляли около 62%, то в мае 2018 года этот показатель вырос до 70%, и в результате розничные сети по продаже автомобильного топлива стали - именно это отражает наша инфографика. (В США доля налогов в цене бензина не превышает 12%.) Государство не откажется от столь надежного механизма пополнения бюджета. С 1 января 2019 года планируется новое повышение акцизов, которое приведет к подорожанию бензина еще на 5–10%.

Бензин может быть дорогим или дешевым - отнюдь не его цена определяет благосостояние людей и возможность вести прибыльный бизнес. Например, в нефтедобывающей Норвегии «девяносто пятый» бензин продается, в пересчете на наши деньги, по цене 120 рублей за литр - почти втрое дороже, чем у нас.

Не тратить меньше надо, а больше зарабатывать. По оценке агентства Bloomberg, норвежец тратит на галлон (3,79 л) бензина около 3,5% своего дневного заработка, американец - примерно столько же, а россиянин - 9,2%. По дешевизне топлива мы находимся на десятом месте в мире (Норвегия - на 60‑м, США - на 19‑м), а по покупательной способности в пересчете на тот же галлон бензина - лишь на 34‑м месте (Норвегия - на 11‑м, США - на 10‑м).

Законопроект не пройдет. Поскольку бензин будет лишь дорожать год от года, перед многими автомобилистами встает вопрос: с учетом мощностных параметров и расхода топлива? Журнал «За рулем» дает ответ: Кирилл Милешкин провел масштабные исследования, включая замеры на динамометрическом стенде, результаты - в сентябрьском выпуске. Читайте - и не переплачивайте!

За время новогодних каникул на российских АЗС начали расти цены на бензин. Как рассказали «Коммерсанту» участники рынка, стоимость топлива растет как на заправках крупных сетей, так и на независимых АЗС.

в западной части России и на Урале рост цен уже составил 65-80 копеек за литр, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области стоимость топлива выросла в среднем на 50-70 копеек. Также бензин подорожал в Татарстане, Воронежской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Пензенской и Волгоградской областях.

В Башкирии бензин и дизтопливо выросли в стоимости на 65-80 коп. за литр. В Москве и области в среднем цены на дизельное топливо увеличились на 0,5% — до 46,84 руб. за литр. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), бензин марки Аи-92 подорожал на 0,19% до 42,31 руб. за литр, Аи-95 вырос в цене на 0,2% до 45,99 руб.

В первый день после праздников выросли биржевые цены на бензин. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи , стоимость Аи-92 подскочила почти на 4%, а 95-й бензин подорожал на 5,9%.

До этого, в декабре, цены на бирже падали вслед за снижением нефтяных котировок .

Эксперты связывают нынешний рост цен на бензин с ростом НДС — с 18% до 20%. Кроме того, с 1 января увеличились акцизы на нефтепродукты. С начала года они выросли в 1,5 раза — до 12,3 тыс. руб. за тонну бензина и до 8,5 тыс. руб. за тонну дизельного топлива соответственно. В октябре вице-премьер договорился с нефтяниками о сдерживании цен на топливо на внутреннем рынке. Тогда было условлено, что после повышения НДС нефтяные компании смогут поднять цены на АЗС на 1,7%. Рост акцизов на топливо, как предполагалось, будет компенсирован введением демпфирующего механизма в рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли.

Банк России ранее отмечал, что наиболее значительный рост акцизов в 2019 году ожидается на бензин и дизельное топливо. Но он не в полной мере будет перенесен в цены соответствующих видов топлива, считает ЦБ.

«В соответствии с соглашениями с правительством о стабилизации ситуации на топливном рынке крупнейшие нефтяные компании взяли на себя обязательства по поддержанию розничных цен на топливо до конца», — говорилось в материалах .

С 1 января по 1 февраля 2019 года темпы прироста розничных цен на нефтепродукты должны быть не выше 1,7%, в феврале-марте — соответствовать прогнозному среднегодовому уровню инфляции на 2019 год.

«В целом за 2019 г. моторное топливо в среднем подорожает не более чем на 4,6%», — прогнозирует Банк России.

Текущее повышение цен в самих нефтяных компаниях называют компенсацией за повышение налога.

«Еще в декабре всех предупреждали, что цены вырастут, никакого сюрприза тут нет,— сказал владелец сети АЗС «Калина Ойл» в Черноземье .— Если посмотреть на декабрьские цены , рост составил ровно 1,7% — копеечка к копеечке, как и говорил Козак. Мы пока свои цены не поднимали — и без того были выше других. Ближе к середине января решим, посмотрим, что на бирже будет происходить».

В конце 2018 года в ходе ежегодной пресс-конференции президент РФ отмечал, что рост цен на бензин в начале 2019 года из-за НДС не превысит 1-1,5%.

«Да, возможна какая-то корректировка, связанная с ростом НДС в начале января. Я не думаю, что она будет значительной — в районе 1-1,5%, не более того. А дальше правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на внутреннем рынке, на мировом рынке. Надеюсь, что это будет работать и дальше, и правительство не допустит никаких скачков цен на нефтепродукты в следующем году », — сказал он.

Повышение НДС не является ключевым фактором повышения цен в рознице, отмечает аналитик Алор Брокер Алексей .

По факту мы сейчас наблюдаем коррекцию, своим существованием которая обязана тем, что правительство начало постепенно отпускать цены на топливо, которые были пусть и условно, но заморожены с конца весны 2018 года,

поясняет аналитик.

Сдерживание цен в 2018 году привело к существенным убыткам НПЗ и АЗС,

отмечает аналитик Vygon Consulting Анна Львова. Средняя маржа переработки в 2018 г. близка к нулю, а заправки в отдельные месяцы получали чистый убыток от торговли. Для упреждения подобных ситуаций с 2019 г. будет введен демпфирующий механизм, направленный на сглаживание оптовых цен при резких изменениях макропараметров. При высоких ценах на нефть он мог бы компенсировать до 95% убытков НПЗ, но при низких - он будет изымать их дополнительную прибыль от продаж на внутреннем рынке, поясняет эксперт.

Если нефтяные котировки будут сохраняться на уровне $60 за баррель в течение 2019 г., то без демпфера НПЗ и АЗС смогли бы компенсировать убытки, понесенные в 2018 г. Но с учетом нововведения заводы лишатся премий от продаж на внутреннем рынке и возможности возместить потери. В итоге, разработанный в условиях высоких нефтяных цен демпфирующий механизм сработает во вред при низких котировках, предупреждает Львова.

Надо понимать, что это лишь начало роста, подчеркивает Антонов. С учетом повышения НДС инфляция в целом уже имеет все основания для ускорения, с учетом, что с 1 января уже подняты акцизы на 3,7 тысячи рублей за тонну бензина и на 2,7 тысячи рублей за тонну дизеля, просто взять и отпустить цены на топливо значило бы поставить население в очень сложную ситуацию. Цены будут отпускать понемногу и постепенно, сглаживая последствия уже свершившихся событий, таких как повышение акциза и ставки НДС за счет субсидий участникам рынка, добавляет аналитик.

Стоит также отметить, что глава рассказал в интервью « » о новой системе контроля качества бензина, которая может появиться в России.

По его словам, в рамках новой системы, пилотный проект которой планируется запустить в Северо-Западном федеральном округе в первой половине 2019 года, эксперты будут отслеживать количественные и качественные характеристики бензина от нефтеперерабатывающего завода до бензобака. Таким образом планируется снизить число случаев подмешивания самодельного топлива к качественному продукту.

«Система прослеживаемости как раз и покажет, где произошло подмешивание — на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже непосредственно в резервуарах АЗС», — сказал Мантуров.

Он подчеркнул, что выявление подобных случаев станет ключевым индикатором для контролеров, а также поводом для внеплановой проверки всей цепочки.

В Счётной палате считают, что с января правительству может потребоваться намного больше усилий для того, чтобы сдержать рост цен на топливо. С 1 января акцизы на бензин вырастут с 8,213 тыс. до 12,374 тыс. рублей за тонну, а на дизельное топливо - с 5,665 тыс. до 8,541 тыс. рублей за тонну. Этот шаг вызвал немало дискуссий среди автомобилистов, которые опасаются нового скачка цен. Весной этого года топливо резко подорожало. Чтобы сдержать рост цен, в правительстве предприняли целый ряд довольно жёстких мер. К примеру, отменили запланированное повышение акцизов с 1 июля. Более того, существующая ставка была снижена - на 3 тыс. рублей за тонну для бензина и 2 тыс. для дизельного топлива. В таком контексте грядущее повышение акциза уже не выглядит таким неожиданным.

- Резкого роста цен я бы не ждал: максимум на 1–2 рубля, - считает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв. - Крупные производители нефтепродуктов опасаются, что если сильно повысят цены, то правительство пойдёт на куда более серьёзные регулирующие меры. Вплоть до установления обязательного потолка цен на бензин.

По его словам, обсуждался и вопрос введения более жёстких квот на продажу топлива именно для внутреннего рынка. Чтобы компании не гнали столько нефтепродуктов за рубеж, на экспорт, куда продавать намного выгоднее. Они получают от экспорта сверхприбыли. В Европе бензин в пересчёте стоит дороже 100 рублей за литр.

- И что, нам ждать, когда "рыночные условия" нас подравняют с европейскими ценами? Нет, ничего страшного не произойдёт, если на внутреннем рынке будут более жёсткие правила работы. Высокие цены на бензин подстёгивают инфляцию во всех других секторах экономики. Это делает выше накладные расходы, мешает более быстрому росту экономики России. Нефть и нефтепродукты должны регулироваться как национальное достояние, а не как частный бизнес. Свобода предпринимательства в таких сферах должна ограничиваться потребностями всего общества, остального бизнеса и граждан. И в этом отношении позиция правительства понятна, - говорит Пушкарёв.

Сейчас ситуация складывается таким образом, что рост цен сдерживает в основном госрегулирование. В противном случае бензин может подорожать до уровня западноевропейских стран. Как отмечает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов, если ориентироваться на европейские цены, то нужно готовиться как минимум к двукратному росту цен. Правда, в ближайшее время этого не произойдёт. По словам Блинова, глобального скачка цен мы не увидим. Но небольшое плавное повышение, скорее всего, будет. Размер повышения цен во многом будет зависеть от позиции правительства. Если цены на бензин будут формироваться исключительно по законам рынка, то нефтяные компании смогут ощутимо повысить цены.

- Акцизы составляют 15–25% в конечной стоимости бензина, - рассказывает старший аналитик ГК "Альпари" Роман Ткачук. - Ещё порядка 30–40% приходится на другие налоги - НДС, налог на прибыль, НДПИ в зависимости от сорта, заправки и ряда других факторов. Соответственно, увеличение акциза в 1,5 раза приведёт к росту затрат АЗС на 10%. Если компании традиционно переложат эти расходы на потребителей, а не пойдут на уменьшение своей маржи, то и бензин может подорожать на 10%.