Скончался Петр Прусов – создатель легендарной «Нивы. Главный конструктор легендарной «Нивы» Петр Прусов отмечает семидесятилетие Награды и звания

В Тольятти в возрасте 75 лет скончался знаменитый советский и российский автомобильный конструктор Петр Прусов, создавший вездеход ВАЗ-2121 «Нива».

Знаменитый отечественный инженер-автомобилист Пётр Михайлович Прусов ушел из жизни в возрасте 75 лет, не дожив считанных дней до 40-летнего юбилея созданного им автомобиля - всемирно известного вездехода ВАЗ-2121 «Нива».

Об этом сообщает официальный сайт концерна АвтоВАЗ.

6 января создатель знаменитой машины отметил 75-летний юбилей, а до сорокалетия с начала серийного выпуска главного советского внедорожника, созданного 5 апреля 1977 года, он не дожил.

"Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом - легендарной ВАЗ 2121 «Нива», которая сегодня носит имя LADA 4x4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Весь коллектив АвтоВАЗа глубоко скорбит об этой потере. Завод берет на себя расходы, связанные с погребальной церемонией", - отметил президент ПАО АвтоВАЗ Николя Мор.

Церемония прощания с Прусовым пройдет 21 марта 2017 года в Спасо-Преображенском Соборе города в Самарской области, а похороны состоятся на Тольяттинском городском кладбище.

Пётр Михайлович Прусов родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР.

Он был пятым и последним ребёнком в семье.

Отец - Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трех войн, кавалер ордена Красной звезды.

Мать - Ольга Емельяновна Прусова (урождённая Лакисова), рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почёта» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

В 1958-1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области).

Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района.

Осенью 1962 года его призвали на службу в армию и в 1963 году оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире - на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение.

В 1965-1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод. В 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

С апреля 1972 года Петр Прусов - ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121 «Нива» .

К слову, в одном из интервью создатель «Нивы» рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова - Натальи и Ирины, а также детей первого главного конструктора ВАЗа В. С. Соловьёва: Вадима и Андрея (по первым буквам имен).

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он - начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1986 году защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР».

В 1988-1998 годах - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора Производственного объединения «АвтоВАЗ».

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

Имеет многочисленные награды и звания: Награждён орденом Знак Почёта (1976), медалями «За освоение целинных земель» (1959), «За трудовую доблесть» (1986) и «За заслуги перед Чеченской республикой» (2012), а также золотой (1984) и серебряными медалями ВДНХ СССР (1977, 1988, 1991); «Заслуженный машиностроитель РФ» (1984), «Заслуженный конструктор РФ» (1995); Почётный гражданин Тольятти (2012); Почетный гражданин Самарской области (2016).

Советский и российский инженер, автомобильный конструктор, главный конструктор АвтоВАЗа (1998-2003), доктор технических наук.

Родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР; был пятым и последним ребёнком в семье . Отец - Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трёх войн, кавалер ордена Красной Звезды. Мать - Ольга Емельяновна Прусова (урождённая Лакисова), рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почёта» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Образование

В 1958-1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области). Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 года его призвали на службу в армию, и в 1963 году он оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире - на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение .

В 1965-1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В. Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

АвтоВАЗ

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод; в 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 .

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода; в 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1986 году защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР».

В 1988-1998 годах - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора Производственного объединения «АвтоВАЗ».

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

Награды и звания

  • Награждён орденом Знак Почёта (1976), медалями «За освоение целинных земель» (1959), «За трудовую доблесть» (1986) и «За заслуги перед Чеченской республикой» (2012), а также золотой (1984) и серебряными медалями ВДНХ СССР (1977, 1988, 1991).
  • «Заслуженный машиностроитель РФ» (1984), «Заслуженный конструктор РФ» (1995).
  • Почётный гражданин Тольятти (2012).
  • Почётный гражданин Самарской области (2016).

Пётр Михайлович Прусов (1942 - 2017) - советский и российский автомобильный конструктор, главный конструктор АвтоВАЗа (1998-2003), доктор технических наук.

Биография

Родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР; был пятым и последним ребёнком в семье. Отец - Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трёх войн, кавалер ордена Красной Звезды. Мать - Ольга Емельяновна Прусова (урождённая Лакисова), рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почёта» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Образование

В 1958-1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области). Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 года его призвали на службу в армию, и в 1963 году он оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире - на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение.

В 1965-1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В. Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

АвтоВАЗ

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод; в 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121.

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода; в 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1986 году защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР».

В 1988-1998 годах - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора Производственного объединения «АвтоВАЗ».

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

Награды и звания

  • Награждён орденом Знак Почёта (1976), медалями «За освоение целинных земель» (1959), «За трудовую доблесть» (1986) и «За заслуги перед Чеченской республикой» (2012), а также золотой (1984) и серебряными медалями ВДНХ СССР (1977, 1988, 1991).
  • «Заслуженный машиностроитель РФ» (1984), «Заслуженный конструктор РФ» (1995).
  • Почётный гражданин Тольятти (2012).
  • Почётный гражданин Самарской области (2016).
  • В интервью журналу «Итоги» создатель «Нивы» Пётр Прусов рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова: Н атальи и И рины и детей первого главного конструктора ВАЗа В. С. Соловьёва: В адима и А ндрея.

Диана Стуканова

Пётр Прусов

Издательская серия «Творцы АВТОВАЗа»

Тольятти 2011

УДК 629.3(092)

ББК 65.305.424.3 ВАЗ

Книга подготовлена к печати

по заказу управления организации работы с персоналом ОАО «АВТОВАЗ» издательской группой ООО «Двор печатный АВТОВАЗ»

Редактор-составитель Александр Е. Степанов

Стуканова Д.Н. Пётр Прусов. Серия «Творцы АВТОВАЗа», выпуск 6, редак- тор-составитель А.Е. Степанов, Тольятти, 2011, 192 с. (+240 c. илл.).

Историко-биографическая книга посвящена жизни и деятельности третьего главного конструктора ОАО «АВТОВАЗ» (1998-2003), ведущего конструктора автомобиля ВАЗ-2121

«Нива» (Lada 4х4), руководителя рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской Республике, вице-президента Российской Ассоциа- ции автомобильных инженеров Петра Михайловича Прусова.

Книга иллюстрирована фотографиями из личного архива П.М.Прусова, Ю.М.Овчинни- кова, архивных фондов ОАО «АВТОВАЗ», фотокорреспондентов корпоративной газеты Ека- терины Сергеевой и Юрия Михайлина, рабочих архивов Вадима Котлярова и Геннадия Маслова (клуб ветеранов НТЦ «Рассвет»).

Издание рассчитано на массового читателя.

© Стуканова Д.Н., Тольятти, 2011

© ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти, 2011

© ООО «Двор печатный АВТОВАЗ», Тольятти, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Из любой ситуации можно выйти победителем. Главное – жела- ние победить». Эти слова – подходящий эпиграф для биографии моего героя. Пётр Михайлович Прусов – из поколения победителей. Ведь он родился в партизанской зоне. В Белоруссии, отчаянно сражавшейся с фашистами. В белорусской деревне, среди людей неунывающих. Чув- ство самоиронии хранило и хранит его. Силён духом тот, кто может по- смеяться над собой и не сдаваться в самой безнадёжной ситуации.

Монологи героя о детстве, юности, студенческой жизни, службе в армии, которые последуют ниже, раскрывают истоки его характера. Характера воинствующего оптимиста.

В жизни Прусова было немало испытаний – он выдержал их до- стойно.

Среди вершин, им покорённых, самая большая – ВАЗ.

Летом 1970 года в отдел главного конструктора ВАЗа пришел мо- лодой белорус – выпускник Запорожского машиностроительного института. Новичка бросили прямо в воду, то есть в глубины про- изводства. Он оказался бойким и настырным, сразу проявил характер. Благодаря незаурядным качествам, через два года был назначен веду- щим конструктором проекта Э2121, будущей «Нивы».

Когда Прусова называют отцом «Нивы», он спорит, не соглашаясь с такой однобокой точкой зрения. Его аргументы ясны: «Нива» – тво- рение командное. Прусов работал над проектом внедорожника вместе с коллегами – конструкторами, дизайнерами, испытателями, техно- логами.

Конструкция «Нивы» в 1970-е годы была революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы» (несущий кузов, независимая передняя подвеска, дисковые тормоза), была предложена впервые. «Нива» рождалась

в спорах, причем на всех уровнях. Однако игра стоила свеч. По кон- струкции она была признана одним из самых удачных проектов Волж- ского автозавода.

Вопреки стереотипу, Прусов причастен не только к рождению

«Нивы». Свою лепту Пётр Михайлович внёс в развитие таких проектов как «ЛАДА САМАРА» («восьмёрка», «девятка» и её модификации –

«93-я» и «99-я» модели), «ОКА», «ЛАДА 110», «ЛАДА КАЛИНА»,

«ЛАДА ПРИОРА»… Многие идеи воплотились в этих автомобилях при его поддержке и по его инициативе. Именно Прусову довелось прини- мать ключевые решения в ранге руководителя конструкторской службы: с 1983 по 1998-й он был заместителем главного конструктора, а с 1998-го по 2003 год – главным конструктором АВТОВАЗа.

Будучи главным конструктором АВТОВАЗа, он мечтал сделать

«проект развития». Но так сложилось, что всё время после «восьмёрки» приходилось делать «проекты выживания». Реалии производства под- резали крылья мечте.

И всё-таки Прусов сумел воплотить в жизнь незаурядные проекты, оставившие свой след в истории АВТОВАЗа и отечественного авто- мобилестроения. Масштабы деятельности Петра Михайловича давно пересекли пределы Тольятти и АВТОВАЗа.

В последние годы Петр Михайлович работал советником вице-пре- зидента ОАО «АВТОВАЗ» по перспективному развитию. А в настоящее время – ведущим инженером-конструктором. Спокойный заслуженный отдых не по нему. Тем более, что в 2007 году Прусов стал руководителем рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и авто- компонентов в Чечне. Создание там производства вазовских автомоби- лей – серьёзный шаг, который надо просчитать до мелочей. Поэтому регулярные командировки в Чеченскую Республику – важный пункт в его насыщенном до предела расписании сегодняшних дней.

Кроме того, до недавнего времени Прусов являлся президентом Российской Ассоциации автомобильных инженеров. Сейчас он – вице- президент этой авторитетной общественной организации. В сообще- стве российских инженеров авторитет Прусова очень высок.

А есть ещё семья – любимые жена, дочери, внуки и внучки. Есть масса друзей. Для всех открыто его сердце. Он по-настоящему любит людей. И помогает им бескорыстно.

Стремительная жизнь Петра Михайловича Прусова вместила не- мало ярких мгновений, легших как зёрнышки мозаики в бесконечное полотно истории АВТОВАЗа.

Глава I

ИСТОКИ ХАРАКТЕРА

На войне как на войне

Пётр родился в канун Рождества 6 января 1942 года в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области. Пятым и последним ребенком в семье Прусовых. Как вспоминала его мама, произошло это поздним вечером: « Уже дюже тёмно было». И ещё она припоминала одну деталь: как Петя родился – так сразу глазёнками уставился на го- рящую лампу. Словно младенец был любознательным от роду.

Рассказывает Пётр Прусов:

– Зубки я сам называю центропупом. Если вокруг моей родной де- ревни провести окружность радиусом 600 километров, то в ней ока- жутся Москва, Санкт-Петербург, Минск и Таллинн, Рига и пол-Киева. Получается, что все эти города – окрестности Зубков.

От редактора

Лиозненский район – живописный уголок на востоке Витебской обла- сти. Занимает площадь 1,4 тыс. кв. км. Граничит на севере и западе с Витебским и Сенненским, на юге – с Оршанским и Дубровенским рай- онами Витебской области, на востоке – с Руднянским районом Смо- ленской области Российской Федерации. Центр района – городской посёлок Лиозно – находится в 40 км от областного центра, города Ви- тебска, и в 270 км от столицы республики, города Минска. Районным центром городской посёлок Лиозно стал 17 июля 1924 года.

Лиозно появилось на карте в 1569 году. О происхождении названия су- ществует несколько различных версий. Считается многими, что посе- ление строили для князя Асовского мужики из села Микулино, и окрестные люди называли их лёзными, то есть, пришлыми, чужими.

«Лёзные люди – чужие, неместные, гулящие, лентяи, беглые кресть- яне». В документах 16 века неоднократно встречается выражение «лёз- ные люди». Если идти от немецкого «лёзе» – это вольный люд, освобождённый от цеховой зависимости. Наверное, так это и было. Эти люди селились здесь, потому и посёлок назван Лёзно. Другие полагают, что название произошло от слова «лозное», то есть, от места, где много лозы. Третьи убеждены, что первыми поселенцами этого места были братья Лиозновы, от чьей фамилии и произошло название местечка.

Существует и легенда о Лиозно. У одного купца были сын Андрей и красавица дочь Марыся, которая очень нравилась местному попу. Как-то купец с сыном уехали на торг, а поп в это время заявился к де- вущке и попытался её совратить. Та заманила его в баню, а когда он разделся, ошпарила его кипятком. Разозлился поп, и когда отец вер- нулся, наговорил тому гадостей: «Вот поймал я твою дочь в бане, да не одну, они меня раздели, кипятком облили». Разгневался купец и при- казал сыну убить дочь-развратницу. Но Андрей увёл Марысю из дому, и купили они за небольшие деньги «лозное место» – участок, порос- ший лозой, раскорчевали его, запахали, построили дом. И возникло здесь поселение Лозное-Лозно-Лёзно-Лиозно.

Лиозненщина находится на пересечении дорог и торговых путей. Здесь проходил древний торговый путь «из варяг в греки», здесь сходились дороги из Западной Европы в Восточную, и нередко решалась судьба государств. Здесь были Полоцкое княжество и Великое княжество Ли- товское (Витебское воеводство).

Поселенцы Лиозно занимались земледелием и животноводством, охо- той и пчеловодством, т...

На церемонии продажи первого автомобиля LADA 4x4 Urban присутствовал "крестный отец" ВАЗ-2121 "Нива" Пётр Михайлович Прусов. Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, которое главный конструктор "Нивы" дал главному редактору Официального ЛАДА Клуба Юрию Ефимову.

Петр Михайлович, у нас за спиной находится автомобиль ЛАДА 4х4 Урбан. Мнение неоднозначное вокруг этого автомобиля, в связи с тем, что у него появились пластиковые бампера. Любители внедорожников говорят, что это плохо для автомобиля, предназначенного для внедорожной эксплуатации. Любители городской езды, наоборот, говорят, что им нравится. Выскажите свое мнение, как человека, который много лет посвятил этому автомобилю ЛАДА 4х4, когда он еще назывался «Нива». Ваше мнение? Что Вы можете сказать об этом автомобиле?

Если бы этот автомобиль предлагался взамен «Нивы», я бы, в первую очередь, все остальное оставил, кроме бамперов. Бампера бы не «дергал». Но это ведь – модификация. Это дополнение, конечно. И поэтому, я думаю, это имеет место быть. Вы вспомните: когда было общее падение рынка (речь идет о постперестроечных годах - прим.ред.), мы тогда «родили» кучу модификаций на базе «Нивы» - и пикапы, и фургоны, и 5-дверные версии и 3-дверные. Сегодня время пришло и надо опять рынку предлагать различные варианты. Поэтому как вариант ЛАДА 4х4 Урбан вполне может существовать.

Я сейчас разговаривал с господином Москалюком, который вел до недавнего времени проект ЛАДА 4х4. Он расссказал, что в будущем (около полугода) может быть представлен автомобиль, который займет нишу экстремального варианта ЛАДА 4х4. Вы об этом знаете? Что-то слышали?

Знаю, я об этом слышал. Но я хочу сказать, что экстремальная «Нива» - это узкая ниша, поскольку у «Нивы» достаточно перспектив без этого. Это предложение (при этом Пётр Михайлович показывает на ЛАДА 4х4 Урбан, стоящую у него за спиной), по моему мнению, по количеству продаж на рынке будет больше, чем экстремальный вариант. Но я опять повторю, что я выступаю за то, чтобы сейчас, пока не вышел новый автомобиль, вариантов бы было как можно больше.

Как человек, который имел непосредственное отношение к рождению этого автомобиля, то есть к прототипу, по крайней мере, и к базовому автомобилю, скажите: оглянувшись на много лет назад, что бы Вы в нем изменили?

По крупному я бы изменил одну вещь: я бы не стал делать раздаточные коробки отдельно. Потому что, еще когда я занимался этим вопросом, меня уговорили на такой вариант, поскольку (все уже наверное забыли) первоначальная программа выпуска автомобиля была 25 тысяч. Потом она стала 50 тысяч, еще позже 75 тысяч. Но первоначально программа была рассчитана на выпуск 25 тысяч автомобилей, и это наложило свой отпечаток на мое решение. Сегодня, если бы этот проект начали с самого начала, я бы принципиально ничего не менял в «Ниве». Но я не стал бы делать вынесенные раздаточные коробки.

Когда вы и ваш коллектив занимались конструированием «Нивы, вы предполагали, что этот автомобиль проживет так долго?

Честно признаюсь – нет. По двум причинам нет. Во-первых, так долго не живут. Во вторых, я вам напомню, что «Шеви-Нива» - это «Нива», которая должна была заменить существующий автомобиль. Но так получилось, что название продали СП с General Motors. Я вам могу сказать, что по закону, когда был подписан контракт, эта «Нива» (нынешняя ЛАДА 4х4 - прим.ред.) должна была закончиться в 2005 году. Это потом мы подняли общественное мнение, подняли Ассоциацию автомобильных инженеров. Был там такой журнал, который назывался «4х4». Название осталось, но журнал, конечно совершенно другой. Подняли Союз товаропроизводителей, который возглавлял Рыжков. Мы обратились в антимонопольный комитет, и он признал эти пункты никчёмными. Поэтому она жива до сих пор. Но опять я повторяю, автомобиль, к великому сожалению, не коньяк. С возрастом он не становится лучше и поэтому менять его уже надо.