Биография. Старец Служение в Иркутске

Евсевий (Саввин Николай Афанасьевич)

Родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловка Липецкой области. В 1956 году окончил среднюю школу. В 1961 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1965 - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского». В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры.

В 1964 году пострижен в монашество с именем в честь мученика Евсевия, епископа Лаодикийского (память 4/17 октября) и рукоположен во иеродиакона архиепископом Донатом (Щеголевым).

В 1965 году рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом и командирован в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим в должности секретаря.

В 1969 году назначен секретарем Воронежского епархиального управления. С 1971 года состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 году окончил аспирантуру при МДА. В 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

С 1982 года по март 1984 года - Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Посетил Иорданию, Грецию, Кипр, Святую Гору Афон, Болгарию, Египет. В 1982 году был почетным гостем на Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы".

1 апреля 1984 года архимандрит Евсевий (Саввин), в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе г. Москвы рукоположен во епископа Алма-Атинского и Казахстанского.

В 1990 году Епископ Евсевий (Саввин) назначен на Самарскую кафедру.

С февраля 1993 года Архиепископ Евсевий (Саввин) возглавляет Псковскую и Великолукскую епархию.

В своей деятельности Владыка большое внимание уделяет созданию условий для удовлетворения духовных потребностей верующих, укреплению позиций Православия, которое занимает особое место в истории Псковщины, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром Псковской епархии и проводит огромную работу по сохранению и распространению культурного наследия, ведет миссионерскую деятельность, занимается благотворительностью. Налажен выпуск вестника Псковской епархии "Благодатные лучи" и нескольких приходских церковных газет. В Мирожском монастыре открыта иконописная школа. Каждый год Владыка посещает до 60-ти храмов епархии, во многих бывая по несколько раз. За время своего пребывания на Псковской Кафедре Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий совершил около 200 рукоположений во пресвитеры и во диаконы.

Памятники истории и культуры, находящиеся в пользовании Псковской епархии, содержатся в хорошем состоянии, и на них ежегодно выполняется большой объем ремонтно-восстановительных работ. Обустроены места связанные с именем Ольги, Великой княгини Российской, уроженки Псковщины и основательницы города Пскова. Сегодня приходы Русской Православной Церкви действуют во всех городах и районах области, принимая во главе со своим правящим Архипастырем активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России. Совместно с образовательными, культурно-просветительными учреждениями и воинскими подразделениями проводят огромную работу по патриотическому, нравственному воспитанию населения и особенно молодежи.

25 февраля 2008 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий возведен в сан Митрополита.

За прошедшие восемнадцать лет управления Псковской епархией Митрополитом Евсевием было совершено более 3000 богослужений, и за каждым неутомимо произносились поучения на Евангельские и другие темы, в которых разъяснялось содержание и значение праздников, и неустанно звучал Архипастырский призыв к миру и доброделанию.

В мае 2018 года ушел на покой.

Награды церковные:

орден прп. Сергия Радонежского I степени;
орден прп. Сергия Радонежского III степени;
орден прп. Сергия Радонежского II степени;
орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.

Светские: государственный орден Почета.

Евсевий, митрополит . В миру Евгений Иванович Никольский .
Родился в 1860 или в 1861 году в селе Серебряки Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника. День Ангела 22 июня.
Закончив в Туле Духовное училище и семинарию, поступил в Московскую Духовную академию. В 1885 году окончил ее со степенью кандидата богословия (магистрантом).
В 1885 году, по окончании Духовной академии молодой человек определен в Могилевское Духовное училище учителем русского и славянского языков.
С 1888 года - помощник смотрителя Могилевского духовного училища.
Одновременно проходил должность члена Могилевского уездного отделения епархиального Училищного совета и исполнял обязанности делопроизводителя Училищного правления.
3 августа 1893 года пострижен в монашество под именем Евсевий (в честь Евсевия, епископа Самосатского). 5 августа рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, - в сан иеромонаха. Таинство хиротонии совершал Преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский .
11 сентября 1893 г. назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита.
Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской Духовной семинарии.
В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества.
26 (24?) января 1897 года хиротонисан в Иркутске в Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершали: архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин), епископ Рязанский и Зарайский Мелетий (Якимов), епископ Забайкальский и Нерчинский Георгий (Орлов), епископ Якутский и Вилюйский Никодим (Преображенский).
26 января (или 4 октября) 1897 года Преосвященный Евсевий назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске.
4 февраля 1898 года прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился Владыка к богослужению. Истово проповедовал. Он блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью. Ни на минуту не оставлял попечения о пастве.
1 января 1899 года назначен первым епископом учрежденной Владивостокской и Камчатской (Владивостокской и Приморской) епархии.
За 20 лет своего пребывания на этой кафедре Владыка немало потрудился на пользу обширнейшей окраины России. Служение его совпало со временем усиленного заселения Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с русско-японской войной, то есть с тем временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении. Перед прибытием в епархию в 1899 году в первую неделю Святой Четыредесятницы Владыка прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там целую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. Так, в монастырской тиши и уединении, постом и молитвой подкреплял себя пастырь на предстоящее служение.
Новая епрхия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных верст. Ко времени ее образования в ней насчитывалось 69 церквей: 43 в Южно-Уссурийском крае, одна во Владивостоке и одна в Свято-Троицком Шмаковском монастыре; на Сахалине - десять тюремных церквей, две приходские церкви - Удская и Аянская: две на Камчатке и три северные, причем две из них были миссионерскими. Кроме того, к новой епархии было причислено 17 часовен в Южно-Уссурийском крае, часть из которых имели алтари. Священников не хватало. Зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и Владыка поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей. Однако, уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. Было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковноприходских школ.
Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский («на Первой Речке»), школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров. Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.
12 июля 1908 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.
Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, Владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине. Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон.
Священники и учителя церковноприходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них.
Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 году по его инициативе было начато издание Владивостокских епархиальных ведомостей. В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература. Причем распространялась она не только в своей епархии, но и за ее пределами.
Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками - китайцами, корейцами, малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту.
По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привел он к Таинству Святого Крещения.
С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей.
Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа. А в 1912 году ему была вручена Высочайшая грамота. В ней говорилось: «Продолжительное святительское служение Ваше на дальневосточной окраине нашего Отечества ознаменовано трудами и подвигами ревности вашей о славе святой Христовой веры и духовном благе ввереной вам паствы. Вашими заботами умножены храмы Божии, ширится и крепнет основанное на началах любви к Православной Церкви и преданности царю и Родине религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвышается миссионерское делание среди многочисленных стремящихся к познанию Истины инородцев. По мысли Вашей учреждено Православное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, возбудившее глубокий интерес к духовным нуждам далекой Камчатки и привлекающее жертвы на их удовлетворение».
Во внимание к выдающимся церковным заслугам Владыка Евсевий был награжден орденом святого благоверного великого князя Александра Невского. В ноябре того же года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участововал в прославлении Святителя Патриарха Ермогена. Назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку святых икон по водным путям.
В 1915 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1917-1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при Святейшем Патриархе, для чего вновь выехал в Москву.
По окончании срока его деятельности в Священном Синоде в 1919-1920 гг., не имея возможности по причине гражданской войны возвратиться в свою епархию, архиепископ Евсевий был временно назначен управлять Смоленской епархией.
В 1920 году Святейший Патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия Наместником Патриаршего престола в Москве. 18 февраля 1920 года избран митрополитом Крутицким.
Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию.
В последующие годы до своей кончины проживал в Москве.
Скончался 18 января 1922 года .
За сутки до кончины служил Божественную литургию.
Заупокойное богослужение совершил Святейший Патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре , с северной стороны Смоленского собора.
В частной жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.

Публикуется по:

  • соответствующей странице сайта Фонда «Русское Православие» (с незначительными изменениями ).

    Могила:
    Митрополит Евсевий (Никольский) скончался 18 января 1922 года
    в Москве.
    Погребён в Новодевичьем монастыре в городе Москва . Могила рядом со Смоленским храмом; к северу от его паперти. В период с 2006 по 2010 год, по какой-то причине, с надгробия пропал крест (осталось только основание с надписью).

  • Особое место в духовном возрастании и монашеском служении игумении Елисаветы (Беляевой) занимает митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, с которым будущая игумения познакомилась под сводами Святой Троице-Сергиевой Лавры. Им она была пострижена в монашество. По благословению владыки Евсевия она принялась за непомерно тяжелый труд -восстановление Спасо-Елеазаровского монастыря и возвращение в духовно-государственную жизнь России теории Москва-Третий Рим.

    Митрополит Псковский и Великолукский (в миру — Николай Афанасьевич Саввин) родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловка Липецкой области.

    В 1956 году окончил среднюю школу.

    В 1961 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1965 — Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского". В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры.

    В 1965 году рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом (Ротовым, + 1978) и командирован в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим в должности секретаря.

    В 1969 году назначен секретарем Воронежского епархиального управления. С 1971 года состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 году окончил аспирантуру при МДА. В 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

    С 1982 года по март 1984 года — Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Посетил Иорданию, Грецию, Кипр, Святую Гору Афон, Болгарию, Египет. В 1982 году был почетным гостем на Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы".
    1 апреля 1984 года архимандрит Евсевий (Саввин), в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе г. Москвы рукоположен во епископа Алма-Атинского и Казахстанского.

    Со дня своей архиерейской хиротонии, шесть с половиной лет Владыка Евсевий трудился на Алма-Атинской кафедре в Казахстане. Первые годы служения проходили в условиях гнета коммунистической идеологии. Церковная деятельность была во всем ограничена. В ту пору молодежь в храмы не пускали, у приходящих на богослужения, проверяли документы. Владыке неоднократно приходилось возвышать свой голос в защиту прав верующих, доказывая, что такие ограничения не правомерны. "И дети, и молодежь, и люди старшего возраста, — говорил тогда Владыка, — все должны свободно приходить в храмы".

    После 1988 года давление со стороны властей на Церковь прекратилось. Началось восстановление духовных ценностей и традиций. Епархии передавались отобранные в советское время здания храмов. С этого момента все силы Владыка положил на восстановление полноценной церковной жизни в Епархии.
    Благодаря усиленным трудам Владыки Евсевия был возвращен Православной Церкви Кафедральный собор города Уральска, в Чимкенте (Казахстан) был построен и освящен Петропавловский собор. Удалось открыть и, после многих слов и убеждений, зарегистрировать женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". В Целинограде (ныне столица Казахстана — Астана) было также открыто несколько храмов, для служения в них рукополагались новые священники.

    "С приездом епископа Евсевия в 1984 году в Алма-Ату, — вспоминают духовные чада Владыки, — епархия вдохнула благоуханный аромат молитв Лавры аввы Сергия Радонежского. Взращенный монашеским подвигом у мощей преподобного, где подвизался большую часть своей жизни, Владыка принес с собой традиции этой дивной Обители. Словно сам преподобный Сергий, в лице Архипастыря, исполнил своим благословением Казахстанскую паству».

    Служение Владыки Евсевия было поистине равноапостольным. Безбрежные дали обширного Казахстана, где многие приходы находились в то время на расстояние тысячи, а то и более километров, самоотверженно преодолевались неутомимым Архипастырем, неоднократно посещавшим даже самые отдаленные приходы, где совершались удивительные по своей торжественности и благолепию архиерейские богослужения. Владыка проповедовал неукоснительно за каждым своим служением, призывая народ Божий к покаянию.

    Видя его отеческую любовь и пастырское попечение о своей пастве, люди очень сильно полюбили своего Святителя. Двери дома, а более всего его сердце было отверсто для каждого приходящего. Люди находили и добрый совет, и утешение в скорби, и молитвенное заступление, и милостыню. «Не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14).

    Богослужения Владыки в Кафедральном соборе или приходском храме собирали огромное количество людей. Удивительной чертой Владыки была особая любовь к богослужениям, которые совершались практически ежедневно. Каждую неделю совершалось пять-шесть архиерейских служений во всех трех (в то время действующих) храмах города Алма-Аты. Эти богослужения и пение акафистов собирали почти все и городское, и из ближайших с городом селений духовенство, воодушевленное примером своего Архиерея, что придавало особое благолепие службе.

    Нельзя было не заметить особенной подлинно монашеской черты Владыки в почитании Царицы Небесной, дни празднования икон Которой непременно освящались служением Божественной литургии. До сегодняшнего дня в Никольском соборе города Алма-Аты (в пору пребывания Владыки Евсевия в Казахстане — Кафедральном) бережно хранится традиция пения всем народом акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю, начало которой положил Владыка. Акафист обязательно совершался архиерейским служением, являя собой подлинное торжество Небесного покровителя Алма-Аты. За очень короткое время своего служения на Казахстанской земле Владыка оставил о себе очень много доброго.

    Многое, из щедро посеянного им, успело принести благие плоды на ниве Христовой. Храмы, открывшиеся его усердием и благословением, благоукрашаются и несут свою спасительную миссию в океане людских сердец, пробужденных к вечной жизни добрым пастырем, душу свою полагавшим за овцы — Епископом Алма-Атинским и Казахстанским Евсевием.

    В 1990 году Епископ Евсевий (Саввин) назначен на Самарскую кафедру.

    Тогда еще город Самара назывался Куйбышев. Не без участия нового Архиерея городу вернулось историческое имя. И здесь Владыка полностью погрузился в работу, наряду со служением занимаясь вопросами открытия, восстановления и строительства храмов, рукоположения духовенства, учреждением церковных образовательных организаций, как то: духовное училище, воскресные и церковно-приходские школы и т.д.

    Им также осуществлялась регистрация и открытие церковных печатных органов — газеты "Благовест" и "Самарские ведомости".

    За время служения владыки на Самарской кафедре число храмов выросло от 30 до 80.

    Был открыт Иверский женский монастырь. В момент открытия этой святой обители и было объявлено о переводе Владыки Евсевия на Псковскую кафедру. По храму прошла волна вздохов: самарские верующие очень полюбили своего Владыку и не желали с ним расставаться, но послушание есть послушание. Старые связи сохраняются и поныне: к дням юбилеев самаряне приезжают целыми автобусами поздравлять своего Архипастыря, шлют подарки и поздравления.

    С февраля 1993 года Архиепископ Евсевий (Саввин) возглавляет Псковскую и Великолукскую епархию.
    В своей деятельности Владыка большое внимание уделяет созданию условий для удовлетворения духовных потребностей верующих, укреплению позиций Православия, которое занимает особое место в истории Псковщины, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

    За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен.

    Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях.

    Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром Псковской епархии и проводит огромную работу по сохранению и распространению культурного наследия, ведет миссионерскую деятельность, занимается благотворительностью.

    Налажен выпуск вестника Псковской епархии "Благодатные лучи" и нескольких приходских церковных газет.

    В Мирожском монастыре открыта иконописная школа. Каждый год Владыка посещает до 60-ти храмов епархии, во многих бывая по несколько раз. За время своего пребывания на Псковской Кафедре Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий совершил около 200 рукоположений во пресвитеры и во диаконы.

    Памятники истории и культуры, находящиеся в пользовании Псковской епархии, содержатся в хорошем состоянии, и на них ежегодно выполняется большой объем ремонтно-восстановительных работ. Обустроены места, связанные с именем Ольги, Великой княгини Российской, уроженки Псковщины и основательницы города Пскова.

    Сегодня приходы Русской Православной Церкви действуют во всех городах и районах области, принимая во главе со своим правящим Архипастырем активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России.

    Совместно с образовательными, культурно-просветительными учреждениями и воинскими подразделениями проводят огромную работу по патриотическому, нравственному воспитанию населения и особенно молодежи.

    25 февраля 2008 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий возведен в сан Митрополита.
    За прошедшие восемнадцать лет управления Псковской епархией Митрополитом Евсевием было совершено более 3000 богослужений, и за каждым неутомимо произносились поучения на Евангельские и другие темы, в которых разъяснялось содержание и значение праздников, и неустанно звучал Архипастырский призыв к миру и доброделанию.

    Награды:

    Церковные:

    2009 г. — орден прп. Сергия Радонежского I степени;
    орден прп. Сергия Радонежского III степени;
    орден прп. Сергия Радонежского II степени;
    орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
    орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.

    Светские:

    Государственный Орден Почета.

    Высокопреосвященнейший Е В С Е В И Й

    Митрополит Псковский и Великолукский

    (в миру Николай Афанасьевич Саввин) родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловка Липецкой области. В 1956 году окончил среднюю школу.

    В 1961 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1965 - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского". В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры.

    В 1964 году пострижен в монашество с именем в честь мученика Евсевия, епископа Лаодикийского (память 4/17 октября) и рукоположен во иеродиакона архиепископом Донатом (Щеголевым, + 1979).

    В 1965 году рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом (Ротовым, + 1978) и

    командирован в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим в должности секретаря.

    В 1969 году назначен секретарем Воронежского епархиального управления. С 1971 года состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 году окончил аспирантуру при МДА. В 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

    С 1982 года по март 1984 года - Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

    Посетил Иорданию, Грецию, Кипр, Святую Гору Афон, Болгарию, Египет. В 1982 году был почетным гостем на Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы".

    1 апреля 1984 года архимандрит Евсевий (Саввин), в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе г. Москвы рукоположен во епископа Алма-Атинского и Казахстанского.

    Со дня своей архиерейской хиротонии, шесть с половиной лет Владыка Евсевий трудился на Алма-Атинской кафедре в Казахстане. Первые годы служения проходили в условиях гнета коммунистической идеологии. Церковная деятельность была во всем ограничена. В ту пору молодежь в храмы не пускали, у приходящих на богослужения, проверяли документы. Владыке неоднократно приходилось возвышать свой голос в защиту прав верующих, доказывая, что такие ограничения не правомерны. "И дети, и молодежь, и люди старшего возраста, - говорил тогда Владыка, - все должны свободно приходить в храмы". После 1988 года давление со стороны властей на Церковь прекратилось. Началось восстановление духовных ценностей и традиций. Епархии передавались отобранные в советское время здания храмов. С этого момента все силы Владыка положил на восстановление полноценной церковной жизни в Епархии.

    Благодаря усиленным трудам Владыки Евсевия был возвращен Православной Церкви Кафедральный собор города Уральска, в Чимкенте (Казахстан) был построен и освящен Петропавловский собор. Удалось открыть и, после многих слов и убеждений, зарегистрировать женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". В Целинограде (ныне столица Казахстана - Астана) было также открыто несколько храмов, для служения в них рукополагались новые священники.

    "С приездом епископа Евсевия в 1984 году в Алма-Ату, - вспоминают духовные чада Владыки, - епархия вдохнула благоуханный аромат молитв Лавры аввы Сергия Радонежского. Взращенный монашеским подвигом у мощей преподобного, где подвизался большую часть своей жизни, Владыка принес с собой традиции этой дивной Обители. Словно сам преподобный Сергий, в лице Архипастыря, исполнил своим благословением Казахстанскую паству». Служение Владыки Евсевия было поистине равноапостольным. Безбрежные дали обширного Казахстана, где многие приходы находились в то время на расстояние тысячи, а то и более километров, самоотверженно преодолевались неутомимым Архипастырем, неоднократно посещавшим даже самые отдаленные приходы, где совершались удивительные по своей торжественности и благолепию архиерейские богослужения. Владыка проповедовал неукоснительно за каждым своим служением, призывая народ Божий к покаянию. Видя его отеческую любовь и пастырское попечение о своей пастве, люди очень сильно полюбили своего Святителя. Двери дома, а более всего его сердце было отверсто для каждого приходящего. Люди находили и добрый совет, и утешение в скорби, и молитвенное заступление, и милостыню. «Не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14). Богослужения Владыки в Кафедральном соборе или приходском храме собирали огромное количество людей. Удивительной чертой Владыки была особая любовь к богослужениям, которые совершались практически ежедневно. Каждую неделю совершалось пять-шесть архиерейских служений во всех трех (в то время действующих) храмах города Алма-Аты. Эти богослужения и пение акафистов собирали почти все и городское, и из ближайших с городом селений духовенство, воодушевленное примером своего Архиерея, что придавало особое благолепие службе. Нельзя было не заметить особенной подлинно монашеской черты Владыки в почитании Царицы Небесной, дни празднования икон Которой непременно освящались служением Божественной литургии. До сегодняшнего дня в Никольском соборе города Алма-Аты (в пору пребывания Владыки Евсевия в Казахстане - Кафедральном) бережно хранится традиция пения всем народом акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю, начало которой положил Владыка. Акафист обязательно совершался архиерейским служением, являя собой подлинное торжество Небесного покровителя Алма-Аты. За очень короткое время своего служения на Казахстанской земле Владыка оставил о себе очень много доброго. Многое, из щедро посеянного им, успело принести благие плоды на ниве Христовой. Храмы, открывшиеся его усердием и благословением, благоукрашаются и несут свою спасительную миссию в океане людских сердец, пробужденных к вечной жизни добрым пастырем, душу свою полагавшим за овцы - Епископом Алма-Атинским и Казахстанским Евсевием.

    В 1990 году Епископ Евсевий (Саввин) назначен на Самарскую кафедру

    Тогда еще город Самара назывался Куйбышев. Не без участия нового Архиерея городу вернулось историческое имя. И здесь Владыка полностью погрузился в работу, наряду со служением занимаясь вопросами открытия, восстановления и строительства храмов, рукоположения духовенства, учреждением церковных образовательных организаций, как то: духовное училище, воскресные и церковно-приходские школы и т.д. Им также осуществлялась регистрация и открытие церковных печатных органов - газеты "Благовест" и "Самарские ведомости". О результатах говорят цифры: Владыка принял 30 храмов, а, уезжая через два с половиной года, оставил 80. Был открыт Иверский женский монастырь. В момент открытия этой святой обители и было объявлено о переводе Владыки Евсевия на Псковскую кафедру. По храму прошла волна вздохов: самарские верующие очень полюбили своего Владыку и не желали с ним расставаться, но послушание есть послушание. Старые связи сохраняются и поныне: к дням юбилеев самаряне приезжают целыми автобусами поздравлять своего Архипастыря, шлют подарки и поздравления.

    С февраля 1993 года Архиепископ Евсевий (Саввин) возглавляет Псковскую и Великолукскую епархию

    В своей деятельности Владыка большое внимание уделяет созданию условий для удовлетворения духовных потребностей верующих, укреплению позиций Православия, которое занимает особое место в истории Псковщины, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

    За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром Псковской епархии и проводит огромную работу по сохранению и распространению культурного наследия, ведет миссионерскую деятельность, занимается благотворительностью. Налажен выпуск вестника Псковской епархии "Благодатные лучи" и нескольких приходских церковных газет. В Мирожском монастыре открыта иконописная школа. Каждый год Владыка посещает до 60-ти храмов епархии, во многих бывая по несколько раз. За время своего пребывания на Псковской Кафедре Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий совершил около 200 рукоположений во пресвитеры и во диаконы.

    Памятники истории и культуры, находящиеся в пользовании Псковской епархии, содержатся в хорошем состоянии, и на них ежегодно выполняется большой объем ремонтно-восстановительных работ. Обустроены места связанные с именем Ольги, Великой княгини Российской, уроженки Псковщины и основательницы города Пскова. Сегодня приходы Русской Православной Церкви действуют во всех городах и районах области, принимая во главе со своим правящим Архипастырем активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России. Совместно с образовательными, культурно-просветительными учреждениями и воинскими подразделениями проводят огромную работу по патриотическому, нравственному воспитанию населения и особенно молодежи.

    25 февраля 2008 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий возведен в сан Митрополита

    За прошедшие восемнадцать лет управления Псковской епархией Митрополитом Евсевием было совершено более 3000 богослужений, и за каждым неутомимо произносились поучения на Евангельские и другие темы, в которых разъяснялось содержание и значение праздников, и неустанно звучал Архипастырский призыв к миру и доброделанию.

    Награды:

    Церковные:

    • 2009 г. - орден прп. Сергия Радонежского I степени ;
    • орден прп. Сергия Радонежского III степени;
    • орден прп. Сергия Радонежского II степени;
    • орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
    • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.

    Светские:

    • государственный орден Почета.

    Высокопреосвященный Евсевий (Никольский), митрополит Крутицкий, был первым епископом и строителем самостоятельной Владивостокской епархии с 1899 по 1918 годы.

    Владыка Евсевий родился 21 января 1860 года в семье священника Тульской епархии Иоанна Никольского, получив в святом крещении имя Евгений. Когда подошло время, Евгений Никольский поступил в Тульское духовное училище и затем в духовную семинарию. По ее окончании он продолжил свое богословское образование в стенах Московской Духовной Академии, которую в 1885 году закончил со степенью кандидата богословия. Выпускника академии направили в Могилевское духовное училище преподавателем русского и славянского языков. В 1888 г. он назначен помощником смотрителя того же училища, одновременно исполнял обязанности делопроизводителя училищного правления. 3 августа 1893 г. Евгений Никольский в возрасте 33 лет принимает монашеский постриг с именем Евсевий в честь священномученика Евсевия Самосатского. 5 августа того же года монаха Евсевия рукоположили в сан иеродиакона, 6 августа - в сан иеромонаха, таинство хиротонии совершал преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский. 11 сентября 1893 г. молодого иеромонаха назначили членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, а 18 октября - новое назначение: ректором Иркутской духовной семинарии. 6 ноября 1893 г. возведен в Петербурге в сан архимандрита. В Иркутске помимо ректорства и преподавания в семинарии архимандрит Евсевий являлся редактором "Иркутских епархиальных ведомостей", преподавателем училищного совета, деятельным членом Иркутского миссионерского общества.

    26 января 1897 г. архимандрита Евсевия хиротонисали во епископа Киренскаго, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершил архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин) в сослужении епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова), епископа Забайкальского и Нерчинского Георгия (Орлова), епископа Якутского и Вилюйского Никодима (Преображенского).

    4 октября 1897 года владыку Евсевия назначают епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. 4 февраля 1898 г. он прибыл в кафедральный город Благовещенск и управлял епархией до 1 января 1899 года, когда произошла реорганизация огромной епархии: она была поделена на Благовещенскую и Владивостокскую указом Императора Николая II от 24 декабря 1898 г. Владыку Евсевия назначили епископом Владивостокским и Камчатским. Преосвященный прибыл в кафедральный город Владивосток 7 марта 1899 г.

    Вновь учрежденная Владивостокская епархия заняла обширную территорию площадью 1 200 000 кв. верст, объединяя город Владивосток, Приморскую область (Южно-Уссурийский край, Чукотка, Камчатка) и остров Сахалин. В те времена началось активное освоение и заселение необжитых земель Дальнего Востока переселенцами из центральной России. Приезжавшие сюда люди нуждались в духовном попечении. О состоянии Владивостокской епархии в это время можно судить по путевым заметкам протодиакона В. А. Островидова во "Владивостокских епархиальных ведомостях": "В строительстве русской далекой окраины видим массу несообразностей, потому что в нем отсутствовал твердый духовный фундамент. Ко времени открытия Владивостокской епархии в ней было всего пятьдесят пять церквей и приходов. Вот в такую необитаемую и дикую страну прибыл строить "дело Божие" епископ Евсевий". Первое время владыке даже негде было жить, поэтому, по любезному приглашению генерал-губернатора Гродекова и губернатора Чичагова, он проживал в губернаторском доме.

    Ясно, что требовались неустанные труды по организации епархиальной жизни. С этой целью владыкой Евсевием была открыта Духовная Консистория, образовано Епархиальное попечительство, учреждены религиозно-просветительное Уссурийское Братство Пресвятой Богородицы и Епархиальный миссионерский комитет.

    Владыка не чурался выезжать по глухим местам не только Приморья, но дважды был и на далекой Камчатке. Вместе со всеми он нес тяготы неустроенной жизни. Господь благословил труды епископа и его паствы добрыми плодами.За все время пребывания на кафедре владыки Евсевия в епархии возведено свыше 170 церквей, открыто более 100 церковно-приходских школ: владыка особенно пристальное внимание уделял развитию просвещения и народного образования. Высокопреосвященный Евсевий издал специальный Указ "О введении всеобщего обучения в пределах Владивостокской епархии" (1910 г.), который позволил устроить школы в таежной глубинке, улучшить их содержание и охватить общеобразовательный уровень всего населения городов и сел области. Он благословлял открывать библиотеки и братства, миссионерские станы для корейцев. В 1910 г. создано Православное Камчатское благотворительное братство, которое возглавил иеромонах Нестор (Анисимов), будущий архиерей и камчатский миссионер.

    Под управлением епископа Евсевия основан и полностью благоустроился Южно-Уссурийский женский Рождество-Богородицкий монастырь. Стал центром духовно-просветительной жизни Приамурского края Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь на р.Уссури, получивший известность и за пределами Приморья благодаря налаженной работе типографии и изданию в ней духовной литературы. В пригороде Владивостока на Седанке владыкой было устроено архиерейское подворье с домовой церковью. Во Владивостоке открыта церковь-школа в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". В 1903 г. по инициативе владыки Евсевия было начато издание "Владивостокских епархиальных ведомостей". Многообразными были труды архипастыря…

    Указом Государя Императора Николая II от 6 мая 1906 г. (по старому стилю) епископ Владивостокский Евсевий был возведен в сан архиепископа. 12 июля 1908 г. состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а в январе 1909г. архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле.

    Владыка немало сил отдавал миссионерскому служению. В 1910 году в Иркутске состоялся Всероссийский миссионерский съезд. В его работе принял участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. И в 1912 году архимандрит Павел (Ивановский) был хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. По инициативе епископа Павла во Владивостоке с 5 по 8 июня 1913 года прошел первый миссионерский съезд Владивостокской епархии, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской службы в епархии. Был организован переводческий комитет. В 1914 году владыкой Евсевием был учрежден епархиальный миссионерский совет, в который входило кроме епископа Павла еще 6 человек. В 1912 г. в Никольске-Уссурийском была создана викарная кафедра, управляющий ею епископ Павел занимался миссионерской деятельностью среди корейцев.

    Владыка Евсевий был близок к простому народу, недаром архипастыря так любило местное население. К нему шли со всякой нуждой, со всякой скорбью. Он благословил создание Южно-Уссурийского общества детского приюта. Под его благословляющую руку притекали приамурские генерал-губернаторы, военные губернаторы, видные российские военачальники: Куропаткин, Гродеков, Чича, Линевич, сотни и тысячи русских патриотов русско-японской войны. При нем во Владивосток прибыла благословенная Порт-Артурская икона Пресвятой Богородицы.

    Во Владивостоке владыка Евсевий имел постоянное жительство у моря, среди таежной растительности на Седанке в Архиерейском подворье, которое выросло на пустом месте, и стало замечательным ансамблем каменного зодчества.

    В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствования в Священном Синоде, участвовал в прославлении святителя Ермогена.

    В июле 1917 г. архиепископ Евсевий и епископ Павел выехали в Москву, где приняли участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Принимал участие в интронизации новоизбранного Патриарха Тихона 21 ноября (4 дек.) 1917 года. После завершения работы Поместного Собора (1918 г.) вернулся в епархию, но вскоре был назначен в состав Священного Синода и вместе с епископом Павлом выехал в Москву. По окончании срока своей деятельности в Священном Синоде, не имея возможности вернуться в родную епархию из-за гражданской войны, архиепископ Евсевий был временно назначен на управление Смоленской епархией, а в мае 1920 года - на московскую митрополичью кафедру с возведением в сан митрополита Крутицкого. В Москве он стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. Общение с Первосвятителем Русской Православной Церкви - человеком удивительной чистоты и силы духа - утешало владыку Евсевия в разлуке с домом, ибо домом для него навсегда осталось Приморье.

    Служение владыки Евсевия было высоко оценено Церковным Священноначалием: в 1912 г. ему вручена была Высочайшая грамота и Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, он был удостоен нагрудного знака "За содействие церковному и школьному строительству". Митрополит Евсевий награжден многими российскими медалями и орденами, в т.ч. орденом Св.Анны I степени.

    В феврале 1922 г. Высокопреосвященнейший Евсевий - первый Епископ Владивостокской епархии. Преставился ко Господу и упокоен на кладбище Новодевиьчего монастыря в Москве. Отпевание владыки совершил Святейший Патриарх Тихон со многими иерархами и богомольцами в храме Христа Спасителя.