Buick история автомобильной марки Бьюик. История компании Buick Архив моделей марки Buick

Дэвид Данбар Бьюик, будучи паяльщиком по профессии, разработал способ соединения фарфора с металлом. Это изобретение было чрезвычайно важным для производства изделий для кухонного оборудования и сантехники, и Бюик, вероятно, мог бы сделать на этом намного больше денег, чем те 100 ООО долларов, которые он получил за изобретение. На эти деньги он создал компанию «Бюик Ото-Вимэнд Пауэр Компани», из которой в 1903 году образовалась «Бюик Мотор Компани».
Автомобили Дэвиду Бюику не принесли успеха, поэтому он с радостью продал фирму в 1904 году Джеймсу Уайтингу. Президентом новой компании стал Вильям Крэпо Дюран, который сумел добиться успеха, сделав компанию «Бюик» прибыльной и заложив основу компании «Дженерал Моторс».
Компания «Бюик» вновь появилась на рынке автомобилей после Второй мировой войны, представив в 1946 году, подобно большинству других производителей, последнюю довоенную модель. Вместе с тем фирма была в лучшем положении, чем многие, поскольку запустила в производство модель 1942 года, пользующуюся большой популярностью. В 1946 году компания «Бюик» продала более 156 000 этих автомобилей. Спрос постоянно возрастал, и в 1951 году было продано уже 404 675 экземпляров.
Прежний восьмицилиндровый мотор с рядным расположением цилиндров в 1953 году был заменен новым двигателем V8, который устанавливался в автомобилях Бюик в 1953-1954 годах. Компания «Бюик» стала третьей на автомобильном рынке США в 1955 году, продав 781 296 экземпляров. Восьмимиллионная машина, сошедшая с конвейера 5 апреля 1955 года, одновременно оказалась 3,5-миллионным послевоенным автомобилем этой марки! В 1961 году компания «Бюик» представила малогабаритный автомобиль. Этот Бюик Спешиал имел 3,5 - литровый алюминиевый двигатель V8, который также устанавливался в Олдсмобилях и поныне используется компанией «Ровер». В 1962 году фирма «Бюик» вернулась к своему заслужившему доверие чугунному двигателю V6. Учитывая растущий спрос на спортивные машины, в частности на модели Импала компании «Шевроле» и Тандербсрд - «Форд», фирма «Бюик» разработала модель Ривьера. Она была снабжена 6,5-литровым двигателем V8, который в 1966 году был заменен семилитровым мощностью 340 л. с. В 1971 году Ривьера обновила кузов, который приобрел столько же поклонников, сколько и противников. Пятиместный автомобиль, сконструированный Дональдом Лэски, был привлекателен с любой точки зрения. Заднеприводной автомобиль имел двигатель V8 рабочим объемом 7468 см3, развивавший мощность 269 л. с. Модель выпускалась только с трансмиссией «Турбо-Хайдра-Матик» и была самым дорогим автомобилем в своем классе. В 1975 году клиенты компании «Бюик» могли выбирать из девяти различных моделей: от небольшой модели Скайларк с двигателем рабочим объемом 3,8 литра до модели Ривьера с мотором рабочим объемом 7,5 литра. В 1997 году самым маленьким автомобилем был Скайларк с мотором рабочим объемом 2392 см3, а Ривьера имела двигатель V6 рабочим объемом 3791 см3. Как меняется время!

Buick GS

ГОД ВЫПУСКА: 1972 ВЫПУЩЕНО: 8575 автомобилей

ОСОБЕННОСТИ. Модель Бюик-GS была спортивной версией модели Скайларк, способной поспорить с «мускулистыми» автомобилями конкурентов компании «Бюик». Выпускались машины с кузовами купе и кабриолет, продавшиеся под обозначениями GS350 и GS455. Цифры указывали объем цилиндров в кубических дюймах.

Buick Riviera

ГОДЫ ВЫПУСКА: 1971-1973 ВЫПУЩЕНО: 101 618 автомобилей

ОСОБЕННОСТИ. Этот автомобиль с кузовом купе имел колесную базу 3100 мм и полную длину 5520 мм. Несмотря на вес более 2000 кг, машина развивала скорость 210 км/ч.
Пятиместный Бюик Ривьера, несомненно, был одним из самых привлекательных купе, выпускаемых в Детройте в 1971 году.

Buick Special

ГОД ВЫПУСКА: 1962 ВЫПУЩЕНО: 110 970 автомобиля

ОСОБЕННОСТИ. В 1962 году компания «Бюик» продала 110 970 компактных автомобилей модели Спешиал, менее половины которых составляли Делюкс. Эта модель имела дополнительные аксессуары, например, пепельницу сзади и ковер на полу.

Buick Century

ГОД ВЫПУСКА: 1957 ВЫПУЩЕНО: 65 964 автомобиля

ОСОБЕННОСТИ. Автомобиль Бюик Сенчури очень напоминал Бюик Спешиал, но был узнаваем по четырем накладкам на передних крыльях. Рабочий объем двигателя V8 составлял 5957 см3, а развиваемая мощность 253 л. с. при 4400 об/мин.

Buick Roadmaster Skylark

ГОДЫ ВЫПУСКА: 1953-1954 ВЫПУШЕНО: нет данных

ОСОБЕННОСТИ. В 1953 году Роадмастер Скайларк был самым дорогим автомобилем Бюик в своем классе. Кабриолет Скайларк украшали спицованные колеса и любые мыслимые аксессуары, которые могла предложить компания «Бюик». Автомобиль выпускался только в 1953 и 1954 годах.

Buick Super (1951)

ГОДЫ ВЫПУСКА: 1951 ВЫПУЩЕНО: 169 226 автомобилей

ОСОБЕННОСТИ. Из почти 170 000 автомобилей Бюик Супер, проданных в 1951 году, 92 886 седанов и 8116 кабриолетов. Восьмицилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров рабочим объемом 4315 см3 развивал мощность 129л. с. при 3600 об/мин.

Buick Super (1947)

ГОДЫ ВЫПУСКА: 1947-1948 ВЫПУЩЕНО: 277 134 автомобиля

ОСОБЕННОСТИ. Поскольку компания «Бюик» выпустила принципиально новую модель в 1942 году, то после войны ей было нетрудно выбрать направление деятельности. Двигатель представлял собой восьмицилиндровый верхнеклапанный силовой агрегате рядным расположением цилиндров, который потреблял 30 литров бензина на 100 км.

Статья об истории бренда Buick - успех и неудачи Дэвида Бьюика, модели, интересные факты. В конце статьи - видео об истории концерна Бьюик.


Содержание статьи:

Старейшая американская автомобильная компания. Автопроизводитель, не испытавший ни единой неудачи, падения, банкротства. Автомобили, более века являющиеся культовыми для американцев как по облику, так и по надежности и неприхотливости. Это все о легендарном бренде Buick.


Юный шотландец Дэвид Бьюик начал зарабатывать деньги, еще будучи подростком: отправлялся на сезонные работы на сбор урожая, продавал газеты, чистил обувь. В 15 лет ему повезло устроиться механиком в сантехническую компанию, где начали проявляться инженерные таланты молодого человека.

Современники, сами того не подозревая, сейчас пользуются «изобретениями» отца-основателя именитого автомобильного бренда: системой автоматического полива газонов, сливным механизмом в бачке унитаза, эмалированными ваннами, которыми он заменил чугунные.


Когда у фирмы наметились проблемы, Бьюик взял на себя ответственность по их разрешению и вскоре стал главой предприятия. Вместе со своим школьным приятелем Уильямом Шервудом он быстро поставил сантехнический бизнес на ноги, превратив его в процветающую компанию, предоставляющую новейшие, качественные продукты и современные технологии.

И мог бы безвестный шотландский паренек обеспечить себе безбедное существование до конца жизни, однако принцип «горе от ума» действует и в Америке.

2. Горе-предприниматель


Дэвид Бьюик не единственный талантливый инженер и автопроизводитель, которого абсолютно не интересовала ни слава, ни прибыль. Его пытливый ум требовал открытий, а технический прогресс предоставлял все больше возможностей для разного рода разработок, экспериментов и испытаний.

Достаточно усовершенствовав сантехническую отрасль, Бьюик заскучал и обратил внимание на последнюю моду – изучение двигателей внутреннего сгорания . Разрабатывать их не пытался разве что ленивый, и Дэвид не хотел от них отставать. Не задумываясь, он пошел на конфликт с партнером и продал свою долю в бизнесе и патент на технологию покрытия ванн эмалью, чтобы заняться моторами.

После создания опытного образца первой мыслью Бьюика было его практическое применение, например, для техники в сельском хозяйстве. Но это было бы слишком просто для столь увлекающейся натуры и столь гениального ума, тогда как только появляющиеся на дорогах первые автомобили волновали воображение.

Создав свою собственную компанию, он сначала взялся за выпуск ДВС-агрегатов, затем, не наладив толком серийное производство, переключился на проектирование автомобиля. По разрозненным сведениям, модель в целом получилось неплохой, надежной и достаточно мощной, но в процессе своего создания «съела» весь капитал фирмы.


В поисках инвестора Бьюик обратился к бизнесмену из Детройта, на чьи средства он планировал дойти все-таки до стадии массового производства. И снова он настолько увлекся самим процессом, что стремительно потратил полученные деньги, не принеся инвестору прибыли. Детройтский предприниматель отказался от дальнейшего сотрудничества, и компанию Бьюика снова постигла реорганизация , и снова пришлось начать поиски средств.

Следующий бизнес-партнер – производитель железнодорожных вагонов – тоже потерял терпение через год и всего 37 выпущенных машин, и не узнал бы мир творения Бьюика, если бы не счастливый случай.


Перед тем, как разорвать отношения с Бьюиком, его компаньон показал производимые автомобили своему приятелю. По иронии судьбы им оказался человек, чье имя навсегда вошло в анналы автомобильной истории.

Уильям Дюрант в то время имел весьма опосредованное отношение к автомобилям – он торговал повозками. Но увиденный им «самодвижущийся экипаж» настолько повлиял на него, что сделал тем, кем его знает весь мир. Дюрант стал владельцем двух автогигантов – General Motors и Chevrolet.

Он сразу же влил в компанию «новую кровь»: финансовые вложения, новейшее оборудование, расширенный штат специалистов и рабочих. По сравнению с 37 экземплярами Бьюика, при Дюранте предприятие начало выпускать по 750, а затем и вовсе до полутора тысяч машин в год.

А что же идейный вдохновитель компании? Дэвид Бьюик хотя и значился официально директором предприятия, фактически был отстранен от дел. Он попал в непривычную для себя среду, когда нужно было не творить, а работать на массовый выпуск. Каждая его идея, все попытки модернизации моделей наталкивались на непонимание нового владельца.

Дюрант получал отличную прибыль и всё возрастающую популярность, а любые усовершенствования повлекли бы за собой затраты времени, трудовых ресурсов при сомнительной итоговой выгоде.


Надо отдать должное Уильяму Дюранту – он никоим образом не притеснял и не пытался избавиться от Бьюика. Тот сам осознал, что больше ничего не может дать этому предприятию, которое начало жить своей жизнью.


Талантливый инженер, энтузиаст, предприниматель Дэвид Бьюик просто обязан был направить свое свободное время и энергию на новое дело. Но удача отвернулась от него. Дело по выпуску карбюраторов продержалось всего пару лет. Еще больше средств он потерял на фондовой бирже, где неумело пытался поиграть с акциями.

Решив кардинально изменить сферу деятельности, Бьюик занялся недвижимостью во Флориде, но и эти инвестиции не окупились.

Наконец, конструктор, основатель успешного автомобильного завода, ставшего американской классикой, пошел работать…сторожем. Когда Дэвид Бьюик шел на свою новую работу, не имея лишнего доллара, чтобы добраться на метро, мимо него проезжали созданные его руками машины, носящие его имя.

Умер он от рака кишечника, в бедности и забвении - единственный автопроизводитель, не заработавший богатства или славы.


Сейчас автолюбители мало что знают о бренде Buick, а ведь когда-то они были самыми новаторскими автомобилями Америки. Именно эти машины первыми стали выпускаться с полностью закрытыми кузовами. Именно команда Buick впервые разработала сверхбыструю технологию окраски кузова, сократив ее с 4 недель до всего лишь 6 часов.

Затем был модернизирован двигатель - рядный 8-цилиндровый вместо устаревшего 6-цилиндрового, все колеса получили тормоза, а коробку передач оснастили синхронизатором.

После Великой депрессии Buick поразил автомобильный мир автоматическим зажиганием, а затем и первыми моделями с указателями поворота, которые у прочих брендов появились даже не годами, а десятилетиями позже.


В 50-х годах Buick решает коренным образом изменить заднюю оптику, заменив маленькие лампочки на полноразмерные фонари.

Следует заметить, что на протяжении более 100 лет своего существования Buick хотя и шел в ногу со временем и даже нередко опережал его, но никогда не «прогибался» под модные тенденции . Учитывая пожелания автолюбителей, он, тем не менее, сохранял свою яркую индивидуальность, поддерживая уникальный баланс современности, технологичности и старой доброй классики.


Отдельно стоит выделить модель GNX образца 1987 года, которая стала самой быстрой американской машиной. При мощности в 300 лошадиных сил он преодолевал сотню километров за 4,7 секунды, что даже для современных машин является нормальным показателем, а для 80-х годов – просто феноменальным.

Сразу после его появления на свет эксперты причислили его к категории коллекционных. Один из таких экземпляров, выпущенных ограниченным числом в 547 машин, в 2017 году в идеальном состоянии с минимальным пробегом в 362 мили ушел с аукциона за 165000 долларов.


За свою долгую историю существования автопроизводитель сменил немало логотипов, руководствуясь отчасти периодом становления компании, отчасти эгоцентризмом владельца.

Так, первые 2 года Бьюик давал понять, что его предприятие будет самым передовым в стране и в мире. Поэтому на эмблеме красовался дядя Сэм, который шел по земному шару, таща за собой тележку с двигателем.


С 1905 по 1930 годы логотип пережил несколько вариаций имени основателя : «Buick» выделялось белым курсивом на черном фоне, затем одна большая «В» вмещала в себя остальные буквы, потом фон сменили на синий, а имя сделали крупнее и четче. После того, как выпускаемые модели получили 8-цилиндровые силовые агрегаты, к слову Buick присоединилась цифра 8.

Кардинальные изменения произошли в 1937 году, когда предприятием уже владел гигант GM. Дизайнер Ральф Пью с уважением отнесся к заслугам Бьюика и изучил его историю. Оказалось, что Дэвид Бьюик принадлежал к древнему шотландскому роду, имеющему собственный герб. В нем присутствовали все элементы традиционной рыцарской эпохи: алый фон, диагональная линия, словно бы перевязь на плече, оленьи рога в одном углу и золотой крест - в другом.

Иллюстрации того герба в изучаемой дизайнером литературе не оказалось, поэтому он воспроизвел его так, как прочитал и прочувствовал.

Впоследствии герб несколько раз видоизменялся, пока к 1959 году не разделился на 3 отдельных щита – красный, белый и синий. Они символизировали те модели, которые производила на тот момент компания.

Год 1975-й ознаменовался разработкой новой линии, названной Skyhawk – ястреб, который и появился на обновленной эмблеме. Продержался он всего 5 лет, пока привычные щиты не вернулись на свое место.


Пусть сейчас они не окрашены ни в какой цвет, избавились от героического символизма и вписаны в простой металлический круг, они все равно позволяют не забывать историю простого шотландского юноши, мечтавшего о машинах.


Типично американский «большой» автомобиль не мог не привлечь внимание режиссёров и писателей. Так, кабриолет 1949 года выпуска с 8-цилиндровым двигателем и 2-ступенчатой автоматической трансмиссией стал чуть ли не главным героев драматической ленты «Человек дождя» . Именно на нем братья колесили по Америке, размышляя о нормальности и ненормальности человеческой натуры.

Не менее колоритная модель Regal Grand National или GNX приобрела мировую известность благодаря сходству с Дартом Вейдером из «Звездных войн». Благодаря этому автомобиль не только стал неофициальным транспортом главного антагониста героического эпоса, но и получил титул «самого крутого американского автомобиля 80-х».


Пусть эпизодической, но достаточно яркой ролью запомнился роскошный Grand National, на котором Доминик Торетто крадет топливо в Доминиканской республике.

Наконец, даже при отрицании руководством GM каких-либо аналогий и совпадений злобный Чико из мультфильма «Тачки» очень здорово напоминает модель Regal, выпускаемую в начале 80-х годов.

Самым заметным следом в литературе следует назвать посвященную именитому бренду книгу мастера ужасов Стивена Кинга «Почти как бьюик» . Писатель не впервые использует для своих историй автомобили – стоит вспомнить Кристину или Грузовик дядюшки Отто. Вдохновение для данного романа пришло из сферы музыкальной, от культового автора-исполнителя Боба Дилана и его песни «From a Buick 6».


Модель Y-Job не произвела фурор ни в одном автосалоне, не пошла в массовое производство, не стала раритетной. Но на момент создания в 1938 году она стала первым концептуальным автомобилем в мире. Черный кузов, с мягкой откидной крышей, футуристическими обтекаемыми формами, горизонтальная радиаторная решетка по своей стилистике опередили время лет этак на 15, а потому не были поняты автолюбителями. Поэтому сначала машина отправилась в личное пользование дизайнера GM Харли Эрла, а затем в музей в качестве почетного экспоната.

После успеха автомобилей Бьюика амбиции Уильяма Дюранта стремительно возросли и его охватила «гигантомания». Он начал создавать свою глобальную корпорацию, купив Oldsmobile, Cadillac, Oakland, компанию, производящую автомобильные комплектующие, затем лакокрасочное производство и завод по выпуску колесных дисков.

Он хотел удовлетворять потребности каждого клиента, обеспечивать максимально широкий выбор марок любой комплектации и ценовой категории. Но на фоне всех этих дополнительных подразделений именно Buick всегда оставался флагманом General Motors, самым продаваемым брендом на протяжении многих лет, целой культовой вехой в истории Америки.

Видео об истории Бьюик:

Buick (русск. «Бьюик») - автомобильное подразделение американского производителя General Motors. На североамериканском рынке компания была известна как производитель машин премиум сектора. Buick является старейшей действующей американской маркой автомобиля, и даже сама General Motors основана в 1908 на краеугольном камне Buick Motor Company. Весь модельный ряд Бьюик .

История Buick

Компания создана в 1899 году, как производитель автомобилей и двигателей внутреннего сгорания. В период 1899-1902 годов, были построены два опытных образца. В середине 1904 года для проверки надёжности был построен другой прототип. Архитектура этого авто послужила образцом для первого авто сделанного году для продажи — в 1904 модель В была выпущена тиражом в 37 машин. Логическим продолжением ее стала модель F(1909). Эти машины имели двухцилиндровый двигатель и верхнее расположение клапанов.

В 1911 году Buick представила свои первые закрытые кузова. В 1930 году она выпустила революционную для того времени КПП с синхронизаторами всех режимов. Автоматическое вакуумное управление опережения зажигания было ещё одной новинкой. Buick была первой, установившей на свои машины указатели поворотов ещё в 1939 году.

В 1930-х Бюик был популярен у британской королевской семьи, в частности, у Эдуарда VIII. Георг VI использовал одну из машин для совершения королевского турне — от побережья до побережья в Канаде в 1939 году.

Бьюик продавал свои авто во многих странах. С 1921 по 1962 год машины фирмы успешно экспортировались в Мексику, а с начала 90-х была начата сборка автомобиля Century в Мексике, на заводе в Рамос Ариспе. Через семь лет производство было закрыто. Бьюик некоторое время производили в Новой Зеландии. Однако во время Второй мировой войны производство свернули и больше не возобновляли. С началом 2000-х была налажена продажа машин бренда в Израиле.

Успехи в Китае

Китай является крупнейшим рынком Бьюика, продажи там больше, чем даже в Соединенных Штатах. В 2007 году General Motors продала более 330 000 авто в Китае, это более чем вдвое превысило продажи в Соединенных Штатах.

Начиная с 1999 года, китайская версия Buick Regal производились и продавались в Китае, сделав Buick одним из самых популярных автомобильных брендов в Китае. Кроме того, Buick Китая также выпускает компактный Excelle (в основе конструкции которого лежит модель Daewoo Lacetti / Nubira), пятидверный хэтчбек под названием HRV и модифицированную версию первого поколения Pontiac Montana, микроавтобус GL8.

Многие машины, предназначенные для местного рынка, комплектуются более экономичными двигателями по сравнению моделями, предназначенными для американского внутреннего рынка. Некоторые двигатели, изначально предназначенные для китайских версий, стали устанавливать на продукцию General Motors предназначенную для других регионов. В июне 2005 года компания заявила, что Китай является для нее вторым после США по величине рынком сбыта. Всего в стране было продано свыше двух миллионов автомобилей фирмы. На то, чтобы продать первый миллион потребовалось восемь лет, второй был продан за три года.

Полное название: Buick Motor Division
Другие названия: Buick (Бьюик)
Существование: 1902 г. - наши дни
Расположение: США: Детройт, штат Мичиган.
Основатели: Дэвид Данбар Бьюик
Продукция: Легковые автомобили, мотоциклы.
Модельный ряд:

Buick – еще одна крупная компания американского автомобилестроения, подразделение концерна General Motors, расположенная в городе Флинт (близ Детройта).

Компания была создана в 1902 году Дэвидом Бьюиком на вложения, полученные от продажи прежнего предприятия (порядка 100 тыс. долларов).

Первый автомобиль, по собственной, оригинальной конструкции был собран в 1903 году. Заручившись финансовой поддержкой Дж.Уайтинга и У.Дюранта, Бьюик хотел улучшить положение своей компании на рынке, однако это ни к чему хорошему не привело, поскольку Бьюик был умелым конструктором, но никак не управляющим. На протяжении пяти лет его влияние понемногу уменьшалось, а к 1908 году он и вовсе выпустил свою компанию из рук, заняв место одного из членов совета директоров.



В 1904 году фирма выпустила модель “B” с интересной компоновкой. Двигатель располагался под передним сидением, а капот с решеткой радиатора выполнял чисто декоративную функцию.

Buick одним из первых присоединился к концерну General Motors, но при этом не растерял свою административную самостоятельность.

Удачные конструкторские решения Дэвида Бьюика способствовали росту продаж. К 1908 году было удачно реализовано свыше 8 тысяч машин. В этом же году стартовал выпуск новой, десятой модели, которая также снискала популярность у покупателей.

Технологический прогресс не стоит на месте. В 1914 году появилась первая модель с 6-ти цилиндровым двигателем, а уже к 1931 абсолютно все машины этой фирмы оснащались двигателем V8. Модели компании Buick, наряду с Chevrolet и Pontiac были иконами стиля автомобилестроения США того времени.



С 1925 года фирма произвела плавный преход на шестицилндровые двигатели. Неплохой популярностью пользовалась модель «25» на шасси Standart Six.

В 1931-36 годах обновляется модельная линейка автомобилей компании. К ней добавляются новые семейства: Special, Limited, Roadmaster и Century.

Buick неплохо преуспел в производстве спортивных автомобилей, вот например 66S («S» трактуется как «Sport»), выпущенный в 1934 году, поражал неискушенную публику мощным 100-сильным двигателем V8, а также независимой подвеской передних колес.

В 1939 компанией была выпущена флагманская модель Buick 39-L (серии Limited), восьмиместный, роскошный лимузин был самой длинной и престижной машиной этой марки.



В 1940 году ассортимент автомобилей дополнился новый семейством – Super с префиксом 50.

Отличительной особенностью послевоенных «Бьюиков» была радиаторная облицовка и упрощенная отделка бортов. Впрочем, была еще и новая эмблема - «бомбочка в кольце».

В 1953 году выпущена модель Skylark. Свое пятидесятилетие компания «отметила» выпуском совершенно новых двигателем V8 мощностью 164 л.с. для серии Super и 188 л.с – для серии Roadmaster.


С 1954 года и по 1961 происходит обновление модельных рядов Buick.

Особенное место в компании занимали автомобили Special, они были компактными и оснащались более слабыми двигателями. Однако, со временем, они почти сравнялись по своим габаритам со своими собратьями.

В 1979 году появляется еще одно семейство компактных автомобилей Skylark. Спустя пару лет также появляются модели Skyhawk и Century.

В 1984 году успешно проходит показ модели Riviera Coupe на Парк Авеню.

С 1997 года выпускается новое поколение модели Century, а в 1998 году состоялась презентация модели Signia.

С 2001 года основной продукцией компании являются полноразмерные переднеприводные автомобили среднего класса, предназначенные, в первую очередь, для американского рынка.

19 мая американскому автомобильному бренду Buick исполнилось 110 лет. В честь юбилея мы решили вспомнить добрым словом основателя одной из старейших автомобильных компаний мира - Дейвида Данбара Бьюика, человека, повлиявшего на жизнь каждого из нас.

Большой прорыв

Поздравляю, мистер Бьюик! Теперь вы очень-очень богатый человек, - представитель компании Standard Sanitary крепко пожал руку своему визави. - Чем теперь собираетесь заняться?

Дейвид Данбар Бьюик вместо ответа лишь хитро улыбнулся в усы, мол, у каждого свои секреты. Конечно же, у шотландца был план, и разумеется он нисколечко не сомневался в успехе нового предприятия. Когда за дело берется один из лучших изобретателей Америки, разве может быть иначе?

Дейвид родился в Шотландии в семье простого столяра. Правда, когда ему было два года, родители в поисках лучшей доли иммигрировали в Штаты, обосновавшись в Детройте. Работы по плотницкой части здесь было вдоволь, но счастья переселенцам это не принесло. Всего через три года после переезда отец Дейвида - Александр Бьюик - неожиданно умирает, а вдове, чтобы прокормить сына, придется вкалывать за гроши помощницей пекаря. Неудивительно, что Бьюик-младший рано понял: жизнь далеко не сахар. Сразу по окончании средней школы 15-летним подростком Дейвид устроится на свою первую работу - подмастерьем в небольшой фирме по ремонту трубопроводной арматуры. Тут-то молодой человек впервые заявил о себе. Пытливый ум и редкая смекалка сделали его отличным изобретателем. Среди множества приспособлений и рацпредложений авторства Бьюика стоит отметить, прежде всего, систему для автоматического полива газонов. Дальше - больше. После серии экспериментов Дейвид совершил настоящую революцию в сантехнике, придумав недорогой и эффективный способ эмалировки железных ванн, принцип которого используется и по сей день. Так что сегодня, забираясь в ванну, попомните добрым словом шотландского эмигранта.

Эмалированные ванны стали его настоящей удачей. К тому времени Бьюик вместе с компаньоном - школьным товарищем Уильямом Шервудом - уже сам заправлял делами трубопроводной мануфактуры. И дела Buick & Sherwood, которые и до сих пор шли очень неплохо, расцвели буйным цветом. Пока Дейвид занимался творческо-техническими вопросами, его способный в коммерческих предприятиях компаньон удачно рулил бухгалтерией. Но идиллия продолжалась недолго.

Проблема была в том, что пытливый ум Дейвида постоянно искал себе новое применение, требовал новых вызовов, почивать на лаврах - это уж точно было не для него. И в начале 90-х годов 19 века Бьюик поддался новому модному в инженерно-технических кругах увлечению - двигателям внутреннего сгорания. Для начала он сконструировал такой мотор сам и пришел к выводу, что подобные агрегаты можно вполне эффективно использовать. Пока, правда, только в агропромышленных целях. Но когда Бьюик впервые услышал об автомобилях, сельхозтехника тут же ушла на второй план. Самодвижущиеся экипажи - вот дело, достойное увлеченного человека! В конце концов, не заниматься же эмалировкой ванн всю жизнь?! И мистер Бьюик принял решение. Разругавшись со старым приятелем, он продал свою часть бизнеса и патент на эмалированные ванные предприимчивым дельцам из Standard Sanitary за $100 000 - огромные по тем временам деньги.

Кто бы мог предположить, что в тот момент Бьюик променял богатство и безбедное будущее для себя и своей семьи всего лишь на всемирную славу...

Пошел по рукам

К большому сожалению, Дейвид, как и многие талантливые люди, был слегка рассеян, а главное - абсолютно беспомощен как бизнесмен. Напрочь отсутствовавшая коммерческая жилка стала настоящей ахиллесовой пятой изобретателя. Впрочем, в глобальную проблему это превратится позже, пока же, в 1899-м, Бьюик организовывает фирму Buick Auto-Vim and Power, специализирующуюся на выпуске стационарных моторов внутреннего сгорания. Но, толком не наладив производство, Дейвид все свое внимание переключает на автомобили - это же сложнее и интересней! В 1902-м вместе с весьма способным инженером Уильямом Мэрром и бывшим конструктором Olds Motor Works Юджином Ричардом он создает свой первый автомобиль.

О том раннем прототипе известно немногое. Фотографий, увы, не сохранилось, равно как и достоверных сведений. Говорят, конструктивно та самобеглая коляска походила на Oldsmobile Curved Dash, особенно открытым кузовом и рукояткой рулевого управления. Нижнеклапанный мотор первого Buick, по рассказам, оказался на удивление хорош: надежен и достаточно тяговит, чтобы заезжать на достаточно крутые холмы - качество, особо ценившееся на заре автомобильного века. Машина, другими словами, получилась неплохой, вот только долгий и кропотливый процесс разработки сжег весь уставной капитал молодой компании.

В поиске средств для продолжения автомобильного бизнеса Дейвид вышел на детройтского коммерсанта Бена Бриско, торговавшего прокатным листом. Но и его деньги были благополучно потрачены, а компания едва ли приблизилась к массовому выпуску - единственному способу отбить уже сделанные инвестиции.

В мае 1903-го, после очередной реорганизации, фирма Дейвида получила новое имя - Buick Motor Company, под которым, к слову, известна и по сей день, а вскоре вновь перешла в другие руки. Бен Бриско, уставший ждать прибыли, ловко всучил неладное автомобильное хозяйство успешному фабриканту фургонов Джеймсу Уайтингу. Владелец компании Flint Wagon Works первым делом решил перенести производство из Детройта в областной городок Флинт. Но хлопотный переезд только отсрочил долгожданное начало серийного производства. Только через год Buick Motor Company, наконец, предложила рынку первый автомобиль - модель B.

До конца года было собрано лишь 37 машин - скромные финансовые возможности не позволяли форсировать производство. Хуже того, фургонный фабрикант начал терять терпение - изначально автомобильное предприятие представлялось ему делом более простым и выгодным.

К бабке не ходи, все бы кончилось банально и печально, но совершенно случайно мистер Уайтинг предложил Buick B своему знакомому бизнесмену по имени Уильям Дюрант. Автомобилями и автопромом будущий основатель General Motors в то время еще не интересовался, но добротная машинка изменила решительно все. Совершенно очарованный добротностью и возможностями Buick B, Дюрант, один из самых ушлых, дальновидных и смелых коммерсантов начала 20 века, понял - автомобили именно то, что ему нужно. Понял и немедленно принялся за дело.

Уже 1 ноября 1904-го Уильям стал владельцем Buick Motor Company, заварив кипучую деятельность. Он увеличил уставной капитал фирмы с 75 тысяч до полутора миллионов долларов, заказал новые станки и оборудование, расширил штат сотрудников, а главное - стал активно наращивать производство. Уже в 1905-м выпуск вырос до 750 автомобилей, по итогам следующего года удалось реализовать 1400 машин. Дальше все шло только по нарастающей. Вскоре Buick превратится во вторую после Ford крупнейшую автомобильную компанию США, а затем станет фундаментом в основании General Motors, в состав которой входит и по сей день.

Вот только все успехи Buick к самому Бьюику имели весьма опосредованное отношение.

Прежде всего, инженер и изобретатель, он оказался лишним в команде, которая стремилась выпускать больше, еще больше и немного сверх того. Не будем забывать, к тому времени Дейвид занимал в компании достаточно формальную должность директора - реальное руководство же вполне логично осуществлял владелец и главный инвестор Дюрант. К чести Уильяма, он и не думал выживать Бьюика из фирмы, носившей его собственное имя, но тот и сам чувствовал себя не в своей тарелке. Все его предложения по модернизации автомобилей наталкивались на решительное нет - как можно, если это приведет к усложнению и удорожанию производства?! Неудивительно, что в 1908 году Дейвид Данбар Бьюик покинул Buick Motor Company по собственной инициативе, получив в качестве выходного пособия $100 тысяч лично от Уильяма Дюранта.

Бессмертие

С его именем, талантом, опытом и средствами Бьюик, казалось, без труда найдет вызов, достойный собственных амбиций. Но фортуна отчего-то уверенно повернулась к нему спиной. Дейвид организовал фирму по производству карбюраторов, но потерпел неудачу. Затем решил поиграть на бирже с акциями нефтяных компаний. Как раз в тот период многие делали на этом целые состояния, но Бьюик, наоборот, только потерял деньги. Неудачными оказались и его инвестиции в недвижимость во Флориде... Кончилось тем, что основателю суперуспешного автомобильного бренда пришлось работать... сторожем. По улицам ездили тысячи автомобилей, названных в его честь, но сам Бьюик не мог позволить себе и поездку на такси!

Неудачник не тот, кто все время падает, а тот, кто, упав, остается лежать, не пытаясь вновь прыгнуть выше своего роста, - философски оценил свои злоключения Дейвид в одном из поздних интервью. Увы, прыгнуть выше головы он уже никогда не сможет. В 1928-м Дейвид Данбар Бьюик умрет от рака кишечника, оставшись в истории едва ли не единственным основателем крупной автомобильной компании, которому машины не принесли ни богатства, ни славы.

С другой стороны, именно автомобили обессмертили имя этого замечательного шотландца. Немногие же могут похвастать тем, что их фамилия красуется на радиаторах 45 миллионов автомобилей - примерно столько машин марки Buick выпущено за 110 лет.

Данила Михайлов

10 лучших Buick по версии Aвто@Mail.ru

1. 10 (1907-1910)

«Десяточка» — далеко не самый первый автомобиль в истории бренда, но первый по-настоящему удачный. Секрет успеха модели 10 прост, как все гениальное, — дизайн, надежность, доступная цена. Для начала, Buick весьма недурно выглядел: радиатор, декорированный латунью, элегантный светло-серый, почти белый кузов, из-за которого все «десятки» получили прозвище «белая молния». 4-цилиндровый 22-сильный мотор, разработанный Уильямом Мэрром, отличался редкой по тем временам неприхотливостью и надежностью, в паре с 2-ступенчатой планетарной трансмиссией уверенно разгоняя машину до 60 км/ч. Наконец, базовая 3-местная модель стоила дешевле $1000. Неудивительно, что «десятка» сразу стала хитом. По итогам 1908-го было продано порядка 8100 автомобилей, а Buick закрепился на второй строчке в списке крупнейших автопроизводителей США.

2. Roadmaster (1936–1937)

Безусловно, самый известный из предвоенных «Бьюиков» стал большой удачей для всей компании. Совершенно новый дизайн, полностью цельнометаллический кузов, модернизированный мотор, гидравлические тормоза и, наконец, имя собственное в названии вместо скучных цифровых индексов. Roadmaster 1936 модельного года не являлся самым дорогим Buick, расположившись на ступеньку ниже топового Century, однако по размерам, уровню оснащения и мощности «Хозяина дороги» сравнивали аж с базовым Cadillac 60 series! При длине почти в пять с половиной метров Roadmaster был автомобилем немаленьким, но 120-сильная рядная «восьмерка» вполне справлялась с нешуточными габаритами и снаряженной массой под две тонны. В первый же год удалось продать свыше 16 тысяч «роудмастеров», а в следующем, несмотря на весьма впечатляющее и нечастое для американского рынка повышение цены (прайс-лист Roadmaster вырос сразу на 20 с лишним процентов), этот темп удалось сохранить.

3. Y-job (1938)

Сегодня, когда на любом более-менее приличном автосалоне публику удивляют десятки концепт-каров, кажется, будто они существовали всегда. Однако это не так. Вплоть до второй половины 30-х годов прошлого века все экспериментальные машины оставались внутренним делом автомобильных компаний — публика ничего не знала о самых смелых идеях и проектах. Но в 1938-м General Motors сделала тайное явным, представив первый в истории концепт-кар. Перспективный Buick Y-job не предназначался для продажи, зато многие его характерные черты впоследствии появятся на серийных моделях. Это и скрытые передние фары с сервоприводом, утопленные дверные ручки, электропривод стекол, бамперы, заходящие на боковины кузова. Любопытно, что первый концепт-кар был полностью действующим автомобилем — его создатель, знаменитый дизайнер GM Харли Эрл, на протяжении нескольких лет использовал Y-job как персоналку.

4. M18 Hellcat (1943)

Ни для кого не секрет, что во время Второй мировой все без исключения автомобильные компании США перешли на выпуск военной техники. В цехах Ford, скажем, собирали стратегические бомбардировщики, Chrysler отгружал фронту зенитные пушки, а Buick запомнился выпуском противотанковых самоходок. Причем M18 Hellcat («Ведьма») был не простой самоходкой, а самой быстрой ПТ САУ Второй мировой войны! Благодаря 9-цилиндровому радиальному двигателю Continental мощностью 340 л.с. и низкой снаряженной массе Hellcat разгонялся до максимальной скорости почти в 100 км/ч — уникальная особенность для гусеничного танка. Расплатой за супердинамику служила поистине картонная броня — в некоторых местах толщина бронелиста не превышала 4 мм, а также открытая рубка башни. Впрочем, американские танкисты, успешно воевавшие на М18 в Западной Европе, использовали сильнейшие стороны машины: скорость и маневренность. Благодаря отличной динамике экипажи быстро меняли позицию после выстрела и часто заходили во фланг более бронированным, но не столь поворотливым и быстрым немецким танкам.

5. Roadmaster Skylark (1953–1954)

Золотые 50-е — пора истинного расцвета американского автомобиля. Здесь куда не ткни — в любом случае попадешь в шедевр! Вот и в модельной гамме Buick в то время было немало интересных конструкций. Ну а Roadmaster Skylark мы выбрали исключительно по юбилейным соображениям — ведь этот двухдверный кабриолет построили аккурат к 50-летию бренда. По сути, модель представляла собой слегка переработанную в дизайнерском плане версию Roadmaster Convertible с оригинальным стилистическим решением задних крыльев. Обратите внимание, что задние колесные арки выполнены полностью открытыми — редкость для той поры. Skylark Anniversary Convertible красили только в два цвета — белый или красный. И он изначально комплектовался полным набором допоборудования. Даже несмотря на это, цена на юбилейную машину представлялась чересчур высокой — порядка $5000, более чем в полтора раза дороже упакованного Roadmaster Convertible. Тем не менее, все 1 690 экземпляров модели были проданы и ныне считаются истинно коллекционными.

6. Electra 225 (1959)

Если вам не по душе эпоха расцвета детройтского барокко, пришедшаяся на вторую половину 50-х, то и эта машина, возможно, оставит вас равнодушным. Для утонченного европейского вкуса Electra 1959 года может показаться вульгарным сборищем стилистических излишеств: от чрезмерности хрома до неуместных плавников. Нам же кажется, что немного найдется автомобилей, столь однозначно выражающих вкусы и стилистические пристрастия покупателей своей эпохи. В этом смысле роскошная пятиметровая Electra, построенная на так называемой платформе C-body, безусловный шедевр. Ну разве не красотища?!

7. Riviera (1963)

Мы уже подробно рассказывали об этой модели , возможно, самом известном из всех Buick в истории. Riviera первого поколения стала ответом General Motors «фордовскому» Thunderbird, причем сначала появился весьма импозантный концепт-кар, а уже потом эту машину в буквальном смысле разыгрывали главы «джиэмовских» филиалов. Chevrolet и Cadillac отказались от Riviera сразу, а наиболее настойчивым из троицы Pontiac, Oldsmobile и Buick оказались представители последнего. Вряд ли хоть кто-то впоследствии пожалел об этом решении. По мнению многих экспертов, дизайн Riviera первого поколения считается образцовым для первой половины 60-х. Большой и харизматичный хардтоп, в чертах которого можно обнаружить влияние таких моделей, как LaSalle, Rolls-Royce и даже Ferrari, заслужил лестные эпитеты по обе стороны океана. И даже базовый 6,7-литровый V8 мощностью 325 л.с., что называется, в одни ворота обыгрывал Ford Thunderbird в плане динамики. Правда, таким же коммерческим успехом, как «Птице Грома», хардтопу от Buick стать не удалось, но в зал славы американского автопрома он попал более чем заслуженно.

8. GSX Gran Sport 455 (1970)

Несмотря на многочисленные победы в гонках на заре собственной истории, особым уклоном в спортивные модели Buick никогда не отличался. Более того, премиальный бренд умудрился чуть было не проспать золотой век «мускул-каров», пришедшийся на славную декаду с 1963-го по 1973-й годы. Ведь свой ответ Pontiac GTO и Oldsmobile 4-4-2 Buick представил только через два года после конкурентов — у среднеразмерной модели Skylark появилась версия Gran Sport, подразумевавшая V-образную «восьмерку» объемом 6,5 литра и мощностью 325 л.с. Позже название Skylark Gran Sport сократили до Gran Sport, а потом и просто до GS. Ну а самой заряженной из самых заряженных Buick стоит считать версию GSX Stage 1 1970 года, под капотом которой ревели все 360 «лошадей». На дороге это означало меньше 6 секунд разгона до сотни и четверть мили с места, пройденные быстрее 15 секунд. Серьезные цифры, с которыми вынуждены были считаться абсолютно все конкуренты.

9. Riviera (1971-1973)

После успеха модели первого поколения http://сайт/article.html?id=38733 Riviera надолго вошла в портфолио Buick. Но еще лишь один раз модель заставила с придыханием говорить о себе всю Америку — сенсацией стала Riviera третьей генерации, дебютировавшая как машина 1971 модельного года. К тому времени самый престижный Buick выпускался на переднеприводной «джиэмовской» А-платформе, а чтобы освежить облик машины и придать ему индивидуальности, дизайнер Джери Хиршберг наградил ее остроконечным V-образным килем, напоминающим корму корабля. Новую Riviera сразу же окрестили boat-tail, то есть «корабельная корма», а Штаты разделились на два лагеря: тех, кто был в восторге от смелого стилистического решения, и тех, кто на дух не переносил его. Тогда «ненавистников» оказалось поболе — коммерческие результаты Riviera нельзя назвать триумфальными. В первый год продали чуть меньше 34 тысяч машин — худший на тот момент результат среди всех «ривьер». Признание к машине, как водится, пришло задним числом — сегодня boat-tail заслуженно считается одним из лучших, если не лучшим американцем 70-х.

10. Buick GNX (1986)

Не секрет, что 80-е годы — мягко говоря, не самое славное время для автопромышленности США. Просто более-менее удачных моделей в тот период появилось немного, а уж знаковые и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Возможно единственным достойным отдельного упоминания «бьюиком» бесславной эпохи стал Regal Gran National, названный в честь гоночного сток-кара, чемпиона серии NASCAR сезонов 1981-1982 годов. Самой-самой оказалась последняя версия этой семейки — модель GNX, дебютировавшая в 1987-м. Созданный при помощи специалистов инжиниринговой компании McLaren Performance Technologies, к английскому McLaren, не имеющий, к слову, никакого отношения, GNX оснащался 3,8-литровым V8 с турбонагнетателем Garrett-T3, выдавшим 276 л.с. мощности и, что важнее, почти 500 Н∙м крутящего момента. При снаряженной массе в 1535 кг до сотни GNX даже при наличии допотопного по нынешнем временам 4-ступенчатого «автомата» долетал за 5 секунд. Это до сих пор самый быстрый Buick в истории.