Как регулируется рейка. Регулировка рулевой рейки – как обойтись без помощи СТО? Как устранить неисправность: основные способы

Современный автомобиль представляет собой сложную совокупность узлов и механизмов, которые, к сожалению, подвержены износу. Особенно быстро изнашивается система управления рулевого колеса из-за того, что большинство ее узлов работают в экстремальных условиях, возникает неисправность, как люфт в рулевом управлении. В первую очередь нужно иметь в виду, что ее устранение не стоит откладывать в долгий ящик, так как речь идет о повреждении, связанном с опасностью для жизни не только водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения. И так, рассмотрим причины, из-за которых возникает данная неисправность, а также узнаем, как убрать суммарный люфт в рулевой колонке.

Конструкция рулевого управления

Конструкция системы рулевого управления движением в современных автомобилях практически одинакова для большинства выпускаемых моделей; имеются только непринципиальные отличия.

  1. Рулевое колесо.
  2. Промежуточный шарнир карданного типа.
  3. Рулевой механизм.
  4. Левая и правая тяги.
  5. Внутренние и наружные наконечники.
  6. Регулировочные тяги.

Принцип работы

Чтобы понять, что такое люфт руля, рассмотрим принцип работы систем рулевого управления в современном автомобиле. Рулевое колесо через карданный шарнир соединено с механизмом, представляющим собой полую (как правило, дюралюминиевую) трубу, внутри которой расположена зубчатая рейка, перемещаемая шестерней, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка через внутренние наконечники соединена с тягами, которые через наружные шарниры соединяются с рычагами поворотов на передних стойках подвески. Таким образом, всякое перемещение рейки приводит к повороту колес и любой люфт в рулевом управлении может привести к серьезным последствиям от запаздывания реакции на движение до полной потери управления автомобилем.

Причины, от которых возникает люфт в рулевом управлении:

  • плохая затяжка гайки крепления рулевого колеса;
  • износ шлицевых соединений;
  • износ карданных соединений промежуточного вала;
  • ослабление крепления рулевого механизма к кузову;
  • повышенный зазор между зубчатой рейкой и шестерней в механизме;
  • износ наконечников;
  • износ резинометаллических шарниров, крепящих тяги к механизму или ослабление их болтов крепления;
  • ослабление затяжки регулировочных тяг.

Люфт может сопровождаться стуком в рулевой колонке , что может говорить об износе деталей.

Причины люфта рулевого управления

Самостоятельно определить причины люфта автолюбителю довольно несложно. Для этого надо установить машину на ровную площадку, открыть капот, установить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению и резко поворачивая руль в обе стороны на небольшой угол (для этого Вам понадобится помощник) рукой прощупать все узлы, из-за неисправности которых возникает люфт в рулевом управлении. Ваша рука сразу почувствует неисправный узел по характерному сдвигу во время покачивания колеса.

Ослабление затяжки гайки

Самой «безобидной» причиной появления допустимого люфта руля является ослабление крепления рулевого колеса из-за отворачивания гайки его крепления. Для устранения этой неисправности достаточно снять его декоративную обшивку и торцовым ключом соответствующего размера затянуть гайку рекомендуемым моментом. На большинстве современных автомобилей в обшивке руля установлен модуль подушки безопасности, который надо будет демонтировать, чтобы обеспечить доступ к гайке крепления. Поэтому все работы необходимо проводить с особой тщательностью, отключив клеммы от аккумулятора.

Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса ведет за собой более неприятную проблему – из-за проворачивания его на оси начинается износ шлицов в месте соединения, что приводит к потере управления. Ремонт, заключающийся в обязательной замене поврежденных деталей, в этом случае надо проводить незамедлительно. Износ карданных шарниров на промежуточном валу приводит к так называемому «эффекту зубчатого колеса», проявляющегося тем, что при вращении руля имеет место его периодическое затирание. Такая неисправность приводит к ухудшению управляемости машиной, особенно на высоких скоростях. В этом случае необходима замена промежуточного вала.

Еще одной причиной, вызывающей люфт руля является ослабление крепления рулевого механизма к кузову или осадка резиновых прокладок между рулевым механизмом и кузовом. При возникновении данной неприятности необходимо произвести подтяжку гаек крепления механизма, либо заменить изношенные резиновые детали. Повышенный зазор в шестернях рейки тоже не сулит ничего хорошего. Он появляется вследствие выработки поверхностей соприкосновения зубчатой рейки и шестерни. Также в этом механизме сравнительно часто увеличиваются зазоры между рейкой и направляющими. Причем процесс износа ускоряется в разы в случае нарушения целостности защитных пыльников.

Износ наконечников тяг


Особенно опасен люфт в рулевом управлении, причиной которого, является износ наружных наконечников тяг. Наконечники тяг, это, пожалуй, самое уязвимое место во всей системе управления. Происходит это оттого, что они работают в непростых условиях, постоянно подвергаясь воздействию воды, грязи и т.п.

Серьезность неисправности заключается в том, что в результате происходит значительное увеличение осевых и радиальных зазоров в шаровом сочленении наконечника, и, в конце концов, он разрушается, вследствие чего автомобиль теряет управление. Предсказать последствия такой неисправности, особенно на большой скорости, нетрудно. В таких случаях необходимо немедленно обратиться в автомастерскую для замены наконечников.

Внутренние концы тяг крепятся к рулевому механизму через запрессованные в их концы резинометаллические шарниры. В случае износа этих шарниров при поворачивании руля слышен характерный металлический стук. Для устранения этой неисправности нужно запрессовать в тяги новые. Эта работа требует наличия прессового оборудования, поэтому ее лучше проводить в условиях автосервиса. Либо происходит откручивание болтов, крепящих тяги к механизму. В этом случае, для уменьшения и устранения люфта достаточно эти болты затянуть моментом указанным изготовителем.

Как отрегулировать люфт руля

Ну и наконец, еще одной причиной вызывающей люфт в рулевом управлении является ослабление затяжки регулировочных тяг, которые предназначены для регулировки схождения колес автомобиля. Это есть следствие плохой затяжки болтов на этих тягах после регулировки угла схождения, и может привести к выскакиванию регулировочной тяги из наконечника.

На некоторых моделях современных автомобилей поворотные рычаги не приварены к стойкам подвески, а сочленены с помощью болтового соединения. Ослабление этих соединений также приводит к появлению описываемой неприятности. Чтобы исключить этот вариант при определении причины, приведшей к ней, нужно поднять переднюю часть автомобиля и сняв колеса проверить затяжку вышеуказанных соединений, тем самым будет выполнена регулировка рулевого управления.

Заключение

Как видно, подавляющее большинство причин, вызывающих появление люфта руля могут привести к очень серьезным, а подчас, даже фатальным последствиям. Чтобы предупредить возникновение такой неисправности необходимо периодически проводить осмотр всех узлов и механизмов рулевого управления. При этом особое внимание при осмотре нужно уделять проверке целостности резиновых пыльников на механизме и наконечниках тяг. Если выяснилось, что эти пыльники порваны, то надо как можно быстрее заменить их. Ну, а если окажется, что момент упущен, и исправить люфт уже нельзя, то мы не рекомендуется пытаться устранять его самостоятельно, Лучшим решением будет обратиться в автосервис, в котором профессиональные мастера проведут все необходимые работы.

За безопасность езды, вместе с другими важными системами, отвечает и рулевое управление. В интересах водителя следить за состоянием системы и не допускать неисправностей.

Производители автомобилей утверждают, что рулевая рейка - один из основных элементов рулевого управления - без проблем служит 10-15 лет. Естественно, при определенных условиях:

Выполнить первые два требования абсолютно по силам сознательному автовладельцу. А вот третье от него не зависит. Что может сделать водитель в этой ситуации?

Как минимум, не летать по ямам, аккуратно переезжать рельсы и заезжать на бордюры.

Неисправности рулевой рейки

Рулевые механизмы реечного типа считаются наиболее безопасными и надежными, но и они не вечны. Первые “звоночки”, говорящие о поломке, - стук в области передней оси и люфт рулевой рейки. Эти неполадки возникают из-за:

  • выработки штока и золотникового механизма;
  • износа втулки поддержки справа;
  • износа рулевых тяг и наконечников.

Проверка состояния рулевых тяг

Кроме того, увеличивается люфт руля, в нейтральном положении нет усилия, машина становится неуправляемой.

В большинстве случаев от люфта, стука и ощущения разболтанности при управлении авто помогает избавиться регулировка рулевой рейки.

Нужно ли подтягивать рулевую рейку? Однозначно, да.

Усилие от руля к колесам передается через передающую пару: шестерню (золотник), которая взаимодействует с зубчатой рейкой (штоком).

В передающей паре “рейка-золотник” подвижные элементы прижаты друг к другу прижимными пружинами без зазора в определенном положении. При этом прижим должен быть умеренным, чтобы в процессе работы механизма зубья штока и золотника эффективно сцеплялись, но не разрушались.

Если передающая пара разболталась, рейка начинает греметь и люфтить, шток и золотник разбивают друг друга во время движения автомобиля. Если детали “пережаты”, колеса поворачиваются слишком туго. В обоих случаях стоит отрегулировать рейку.

Регулировка рулевой рейки

Подтянуть можно самостоятельно. Для этого нужен гараж с ямой, напарник, руки “из плечей” и инструмент:

  • автомобиль нужно установить так, чтобы было удобно добраться до рейки: загнать на яму или эстакаду, в крайнем случае, поддомкратить;
  • закрепить машину, колеса выставить ровно;
  • люфтмером (если он у вас есть) или “по плотности” измерить люфт переднего колеса - зазор не должен быть более 10 градусов;
  • отпустить контргайку (если она присутствует в вашем автомобиле), под ней будет регулировочная гайка. Ее нужно медленно крутить по часовой стрелке на 10-15 мин и проверять люфт и ход руля - для этого и нужен напарник. Если руль вращается слишком туго, гайку нужно немного отпустить.

Регулировка рулевой рейки своими руками

Обычно достаточно повернуть гайку на 20% от полного оборота, чтобы избавиться от проблемы. Если стук и люфт рулевой рейки все же не исчезли, вероятно, шток или золотник износились окончательно.

Регулировка может не дать результатов, если разрушился прижимной подшипник. В этом случае нужно ехать в автосервис, где механизм разберут, осмотрят все детали и точно определят причину неисправности.

Регулировка рулевой рейки своими руками - вполне осуществимая задача, но не панацея. Если возникли первичные проблемы, готовьтесь к тому, что вскоре придется ремонтировать узел. Если у вас возникнет потребность в покупке автозапчастей добро пожаловать в интернет магазин автозапчастей Мастер Сервис.

Рулевая рейка соединяется с колесами автомобиля посредством шаровых наконечников. В зависимости от типа управления – гидравлического или механического – определяются особенности той или иной рулевой рейки. Так, механический тип чаще всего встречается в автомобилях отечественного производства, а также на некоторых иномарках прошлого века. Гидравлический тип является распространенным только в конструкциях импортных транспортных средств.

Нужно учесть, что все автомобильные детали рано или поздно выходят из строя или изнашиваются. Основным элементом, который чаще всего подвергается различным неисправностям, является механизм рулевой рейки. Именно механизм данного устройства принимает на себя все наезды в глубокие ямы, все удары, которые возникают по причине низкокачественных отечественных дорог. Как бы осторожно водитель не водил свое транспортное средство, рано или поздно поломка данного узла случается.

Для того чтобы выявить поломку в рулевой рейке, а также определить необходимость данного узла в ремонте, нужно убедиться, что вся остальная ходовая часть транспортного средства не имеет изъянов. Такого рода диагностику можно произвести в ближайшем специализированном автосервисе. Если в процессе проверки были выявлены те или иные причины поломок в ходовой части автомобиля, следует устранить их на месте, а не откладывать в долгий ящик.

Для того чтобы хоть немного облегчить свое пользование автомобилем, нужно досконально изучить все устройства и все его узлы. Тоже самое относится и к причинам поломок, которые рекомендуется зазубрить, как дважды два, так как данные познания могут уберечь автомобилиста от множества неблагоприятных моментов. Так, основным признаком неисправности данного узла является значительное увеличение усилий автомобилистом при непосредственном повороте руля. Для автомобилей гидравлических нужно постоянно держать под контролем определенный уровень жидкости, при возникающей необходимости доливать недостающую в бачек.

В том случае, когда автомобиль имеет управление гидравлическое, при непосредственных поворотах может возникать достаточно сильный посторонний шум или звук в самом насосе гидроусилителя. В моменты самого передвижения может возникнуть особый стук, который будет достаточно сильно отдавать в руль. При вращении рулевого колеса также может возникать небольшой люфт. Он возникает в независимости от направления поворота руля.

Самым распространенным признаком неисправности в данном узле является небольшое вытекание масло. Данный признак характерен для обоих типов управления автомобилем. Причина данной поломки заключается в износе сальника рулевой рейки. Если возникает такого рода неисправность, то следует незамедлительно произвести ремонт. Это делается для того, чтобы обезопасить механизм управления транспортного средства от вывода из строя в период передвижения по дороге.

1. Какую функцию выполняет рулевая рейка?

По способу привода рулевые рейки могут быть нескольких видов: гидравлическими , механическими или электрическими. В большинстве автомобилей установлены гидравлические зубчатые рейки. Такого рода конструкция производит обеспечение быстроты и точности передачи поворотов руля на достаточно высоких скоростях, оптимальный заезд и выезд с парковки. Помимо этого, данное устройство способствует совершению разворотов на достаточно маленьких площадях. Для того, чтобы снизить усилия, которые прилагаются на ведущее колесо, производители оборудуют механизм гидроусилителем.

Следовательно, из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что за удобство, а то и за безопасность передвижения транспортного средства, будет отвечать один из основных узлов автомобиля рулевое управление. В интересах автолюбителя содержать данную систему в рабочем состоянии, а также постоянно прислушиваться к потенциальным неполадкам. Все ремонтные работы по рулевым рейкам должны выполняться с применением особого спецоборудования, которое позволит произвести оптимальную подгонку и реставрацию.

2. Как подтянуть рулевую рейку и можно ли не допустить люфтов?


В большинстве случаев поломки в узле рулевой рейки возникают впоследствии регулярного передвижения автомобиля по неровным и пыльным дорогам. Особой проблемой стали лежачие полицейские в городских условиях, которые не всегда устанавливаются работниками по технологии. Так, может быть, что въезд на них будет очень резким, или так, что высота будет очень большой, от чего пострадает транспортное средство. Чем чаще используется такого рода режим передвижений, тем скорее появится стук рулевой рейки. Данный признак является самым выраженным симптомом, который будет означать неисправность детали. А для того, чтобы обезопасить себя и намного реже ремонтировать рулевое управление автомобиля, следует избрать самый щадящий режим вождения своего транспортного средства, при этом, притормаживать при каждой даже небольшой неровности. Так, передвижение по таким участкам должно сопутствоваться низкой скоростью автомобиля.

Иные причины по которым выходят из эксплуатации данные узлы могут быть частые наезды на бордюры, резкий набор скорости, когда рулевое колесо располагается а граничном положении. Именно из-за этого значительно увеличивается нагрузка на редуктор и все остальные конструктивные составные рулевой рейки. При таких условиях уже и гидроусилитель автомобиля может «посыпаться». Поломки в рейках достаточно подобны другим поломкам, именно поэтому для тотальной и точнейшей диагностики данная деталь может требовать тотальной разборки.

3. Регулировка рулевой рейки – как это сделать у себя в гараже?

Довольно часто возникает вопрос о том, каким образом подтянуть рулевую рейку своими руками, а также произвести другие регулировки данного узла. В таком случае нужно понять, что обычное подтягивание данной детали не всегда до конца решит возникшую проблему люфта или вообще не решит ее. Это объясняется тем, что передающая пара, к которой и относится шестерня и зубчатая рейка, имеет определенную степень износа, который не является доступным для созерцания. Регулировочные работы по своей сути вовсе не являют собою какие-то сложные процессы. Их может выполнить любой автомобилист, который умеет обращаться с нужным инструментом.

Из-за того, что степень износа является неизвестной, невозможно с идеальной точностью поставить правильный диагноз, при этом, без вскрытия рулевой рейки. В таком случае нужно обратиться к специалистом. Для того, чтобы произвести обычную регулировку и подтяжку понадобится напарник, а также гараж с ямой и ключ, который предназначается для непосредственной регулировки рулевой рейки. После того как все было подготовлено нужно выполнять все действия поэтапно и с особой точностью. Перед тем как приступить к подтяжке транспортное средство должно быть надежно закреплено, а колеса должны стоять в положении «прямо». При помощи специального механического прибора для определения зазора – люфтометра – определяется люфт переднего колеса (в том случае, если оно отвечает за управление). Данный люфт не должен превышать 10-ти градусов.

Для того, чтобы осуществить подтяжку нужно использовать регулировочный винт, который располагается в торцевой крышке рулевого механизма. Для того, чтобы его найти, следует воспользоваться паспортом автомобиля, так как для каждой марки и модели существует и разное местоположение винта. Подтяжка должна происходить медленно. При этом нужно постоянно проверять ход и движение рулевого колеса, наличие стука в колонке и значение люфта.

После того как устройство было отрегулировано следует провести ходовые испытания. Если же ход у ведущих колес будет очень тяжелым, то нужно будет немного отпустить регулировочный винт. Именно посредством таких проведенных работ регулировочный процесс рулевой рейки будет успешным, когда люфт или стук полностью пропали, а само колесо теперь может свободно вращаться в стандартное центральное положение.

Хотя в официальных инструкциях автопроизводителей зачастую можно встретить информацию о том, что эксплуатационный срок рулевой рейки машины составляет около 10-15 лет, в реальных условиях все не так радужно.

Конечно, если регулярно обслуживать данный элемент, понимая , а также ездить по нормальным дорогам, все может быть нормально. Но, к сожалению, в нашем случае регулировка рулевой рейки нужна достаточно часто, причина чего кроется в неудовлетворительном состоянии большинства дорог. В связи с этим в данной статье мы поговорим о том, как подтянуть рулевую рейку самостоятельно.

Это достаточно простая процедура, поэтому вы сможете выполнить её своими руками. Длительность регулировки рейки не превышает даже 60 минут. Однако сначала необходимо разобраться, когда может понадобиться подтяжка рулевой рейки.

Для чего делать регулировку рулевой рейки

Следует напомнить, что передача усилия водителя к колесам происходит с помощью специальной шестерни, которая монтируется на подшипнике. Именно эта шестерня взаимодействует с рейкой, на поверхности которой есть соответствующие зубцы.

Использование прижимных пружин обеспечивает надежное сцепление зубчатой рейки и шестерни.

Как правило, владельцы автомобилей сталкиваются со стуком либо люфтом рулевой рейки. Эти проблемы возникают по следующим причинам:

  • Ослабление крепления корпуса рулевой рейки, крепежного элемента картерного рычага либо рулевой сошки.
  • Неправильно настроенное зацепление шестерни и рейки.
  • Изнашивание рейки и шестерни.
  • Изнашивание шарниров рулевых тяг и пр.

Если зацепление в передающей паре (шестерня-рейка) настроено неправильно, вы не сможете с легкостью вращать рулевое колесо. В таких ситуациях выполняется регулировка рулевой рейки, в процессе которой в картер данного элемента добавляется специальная смазка (масло).

Процедура регулировки шаг за шагом

Необходимо понимать, что далеко не во всех случаях обычная подтяжка рулевой рейки приводит к решению возникшей проблемы. Никто не может точно сказать, каким является уровень износа зубчатой рейки и шестерни. Узнать это можно лишь с помощью вскрытия. В нашей статье идет речь о подтяжке рулевой рейки, которая проводится в первый раз.

Если вы подтянули рулевую рейку, однако посторонние звуки не исчезли, необходимо ехать на специализированный сервис. Однако до этого можно попробовать сделать все своими силами, воспользовавшись помощью товарища.

Самостоятельная подтяжка рулевой рейки

  • Для настройки необходимо подтянуть специальный винт регулировки, который расположен в рулевом механизме.
  • Все работы рекомендуется осуществлять на эстакаде либо в гараже с ямой. В противном случае подойдут также домкраты. Машина должна быть хорошо закреплена с помощью «козлов».
  • Прежде чем поднять кузов автомобиля с помощью домкратов, необходимо выровнять передние колеса.
  • Для определения рулевого люфта применяют люфтомер (желательно использовать электронный вариант). Согласно действующему ГОСТу, максимальный допустимый люфт рулевого колеса – 10?.
  • Регулировочный винт надо подтягивать неспешно, периодически проверяя присутствие стука либо люфта в рулевой колонке.
  • Если вы считаете, что смогли решить проблему, необходимо обязательно проверить работу рулевого управления во время движения. Если во время езды руль вращается очень туго, необходимо немного ослабить винт регулировки.

Как видите, регулировку рулевой рейки и её подтяжку могут выполнить даже новички. Во многих случаях эта процедура помогает избавиться от стука и люфта.

Рейка является одной из ключевых деталей в рулевом механизме, и за ней закреплена задача по передаче через шарниры и тяги поворотного усилия на колеса при движении руля в сторону. В современных автомобилях для облегчения процесса поворота руля механизм оснащается гидроусилителями, но от этого меньшей роли рейка играть не начинает. По различным причинам рулевая рейка может выйти из строя или разболтаться, что приведет к возникновению сложностей при управлении автомобилем, а также появлению посторонних звуков при повороте рулевого колеса.

Признаки неисправности рулевой рейки

Если с рулевой рейкой возникли проблемы, водитель это ощутит сразу по «поведению» машины. Можно выделить следующие основные признаки неисправности рулевой рейки:


Симптомы могут проявиться как все сразу, так и по отдельности. В большинстве случаев причиной неисправной работы рулевого механизма является именно разболтанная, а не вышедшая из строя рейка. Соответственно, подтянув рулевую рейку, удастся решить возникшие проблемы.

К чему приводит подтяжка рулевой рейки

Чтобы понять необходимость подтяжки рулевой рейки, нужно разобраться немного в конструкции механизма. На колеса усилие после поворота рулевого колеса передается при помощи шестерни, которая может быть косозубой или прямозубой. Она находится на подшипнике и взаимодействует с зубчатой рейкой. При этом прижимные пружины обеспечивают зацепление зубчатой рейки и шестерни без зазора.

Если зацепление в передающей паре отрегулировано неправильно, поворот рулевого колеса будет требовать дополнительных усилий от водителя. В такой ситуации потребуется ослабить крепление и выполнить замену смазки в рулевой рейке.

Если сильно разболталось крепление картера рулевой рейки, кронштейна крепления рычага картера или рулевой сошки, возникнет стук при повороте рулевой рейки и будет ощущаться люфт. Соответственно, в такой ситуации подтяжка рулевой рейки исправит ситуацию.

Важно: Не только из-за расшатавшейся рулевой рейки могут возникать люфт и стук. Причинами подобных неисправностей могут являться износы компонентов соединения «рейка-шестерня», рулевых тяг или другие проблемы в зацеплении передающей пары.

Как подтянуть рулевую рейку

Подтяжка рулевой рейки не всегда устраняет люфт и стук в ее работе, но в большинстве случаев это помогает исправить ситуацию. Если первая подтяжка рейки помогла решить проблему, но через несколько тысяч километров пробега проблема проявилась вновь, в такой ситуации нужно обратиться в сервисный центр, поскольку во второй раз подобный «фокус» не пройдет. Дело в том, что подтяжка в большинстве случаев помогает устранить люфт, возникающий из-за деформации или повреждения пластмассовых втулок, находящихся внутри механизма. Втулки выполнены из пластмассы, и первое подтягивание позволит компенсировать лишнее образовавшееся пространство, а повторное уже приведет, вероятнее всего, к полному крошению втулок.

Чтобы подтянуть рулевую рейку автомобиля необходимо:


Решив проблему с люфтом и стуком в рейке путем подтяжки регулировочной гайки, следует готовиться к тому, что вскоре потребуется выполнить полноценный ремонт рулевого механизма. В инструкции по эксплуатации машины часто можно встретить запись, что рулевой механизм должен, в среднем, прослужить около 10 лет, но эти значения указаны для Европы и Америки, в условиях российских дорог рейка и другие детали рулевого управления выходят из строя гораздо быстрее.