Проводка на зажигание иж планета 5. Схема электрооборудования мотоцикла иж планета спорт. Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5 производится с 1985 года по настоящий период на ОАО «Ижевские мотоциклы». Основой такой популярности модели является конструкция, хорошие технические характеристики и удачная схема электропроводки ИЖ Юпитер 5, позволяющая в отличие от предыдущего поколения использовать большое количество разнообразного электрооборудования.

Пятая модель Юпитера относится к среднему классу дорожных мотоциклов, может передвигаться по дорогам с различным покрытием и что очень важно, комплектоваться грузовым или пассажирским прицепом грузоподъемностью до 100 кг, немного уступая по загрузке с коляской. К другим положительным свойства ИЖ Юпитер 5 следует отнести:

  1. Мощный двигатель.
  2. Ремонтопригодность (возможен ремонт своими руками даже в сельских условиях).
  3. Экономичность в эксплуатации.
  4. Доступная стоимость.
  5. Качественная электрическая схема с мощным генератором.

Среди технических параметров мотоцикла следует выделить основные:

  • мощность – 25,0 л. с.;
  • объем мотора – 348 куб. см;
  • вид смазки – совместный;
  • наибольшая скорость – 125 (95 с прицепом) км/ч;
  • топливо – бензин А76;
  • охлаждение – воздушное;
  • конструкция рамы – сварная трубчатая;
  • напряжение электрооборудования – 12 вольт (источники АКБ, генератор).

Зажигание на ИЖ Юпитер 5 выполнено в контактном варианте через коммутатор с подключением к АКБ.

Электрооборудование ИЖ Юпитер 5


Важным элементом устройства мотоцикла является большое количество электрооборудования. В состав электросхемы ИЖ входят следующие элементы:

  • АКБ; — 12 вольт
  • генератор: — 12 вольт
  • коммутатор;
  • фара;
  • щиток приборов;
  • электропроводка;
  • звуковой сигнал;
  • реле поворотов, указатели поворотов;
  • стоп-сигнал;
  • реле зарядки;
  • комбинированный переключатель;
  • катушка зажигания, свеча зажигания;
  • реле регулятор;
  • выпрямитель, предохранители.

При наличии такого большого количества электрического оборудования в проводке на ИЖ Юпитер 5 было применено много специальных клемм для фиксации соединений, что позволило в случае обнаружения неполадок быстро отсоединять неисправный элемент для ремонта или замены.

Для правильного отключения неисправных деталей владельцы чаще всего пользовались цветной схемой проводки ИЖ Юпитер 5 с подробным описанием, по которой также в случае необходимости можно было определить, как подключить те или иные элементы схемы.

Основной неполадки в электропроводке мотоцикла


На ИЖ Юпитер 5 проводка имела большое количество контактных клемм. Поэтому основной причиной неисправностей в электросхеме было нарушение целостности соединений. Это приводило к таким моментам как, нет зарядки для АКБ, генератор не обеспечивает необходимым 12-ти вольтовым напряжением систему, коммутатор не в состоянии сформировать необходимый заряд для катушки зажигания, потеря работоспособности всеми световыми приборами и к ряду других.

Причиной утраты соединения в клеммах служило загрязнение и окисление контактов. Особенно это было характерно для мотоциклов, выпущенных в начале серийного производства. Основным способом решения данной проблемы было исключение из проводки ИЖ Юпитер 5 данных клемм.

Для этого использовалась спайка проводов напрямую между собой (по аналогии с ), а также герметизация клемм на подводящих проводах к следующим основным элементам:

  • АКБ;
  • генератор;
  • катушка и свеча зажигания;
  • коммутатор;
  • световые приборы.

Это повышало надежность соединений и как следствие обеспечивало работоспособность указанных деталей, а также позволяло включать зарядку для аккумулятора с целью последующего уверенного запуска двигателя мотоцикла ИЖ Юпитер 5.

Дорожная версия мотоцикла ИЖ Планета 5 выгодно отличалась от других отечественных аналогов применением масляного насоса, что позволило отказаться от схемы предварительного смешивания топлива с маслом.

Кроме того, последующие модификации отличались своей бесконтактной системой зажигания, независимой от аккумуляторной батареи и измененной кинематикой.

Это позволяло:

  1. Приводить в движение мотоцикл «с толкача» – включив зажигание, владелец включал вторую передачу и собственными усилиями, толкая вперед мотоцикл, запускал двигатель;
  2. Эксплуатация без АКБ была возможной в светлое время суток (для работы габаритных огней и света фары все же требовался аккумулятор).

Согласно отраслевой нормали, мотоцикл имел буквенно-цифровой индекс:

  1. ИЖ 7.107-010 – базовая модель;
  2. ИЖ 7.107-020 уже оснащался новой системой смазки и улучшенной подвеской передней оси. Кроме того, схема электропроводки мотоцикла ИЖ Планета 5 имела бесконтактную систему зажигания, независимую от аккумуляторной батареи;
  3. ИЖ 7.107-030 оснащался пружинно-гидравлическим амортизатором и переработанным тормозным приводом заднего колеса;
  4. ИЖ 7.107-040 выпускался с измененной кинематикой и доработанным передним колесным тормозом. Схема электропроводки на ИЖ Планета 5 вплоть до 2008 года оставалась бесконтактной.

Кроме того, к мотоциклу можно были прицеплять боковой прицеп (коляску) или универсальную грузовую платформу (без посадочного места).

Электрооборудование ИЖ Планета 5

На мотоцикле применяется 12-ти вольтовое электрооборудование. Электропроводка мотоцикла ИЖ Планета 5 однопроводная, роль минусового провода выполняет металлическая рама.

Среди основных компонентов можно выделить:

  1. Источники питания;
  2. Систему зажигания;
  3. Головной свет;
  4. Габаритное освещение и повороты.

Справочно: как принято в авто и мото строении, модификация узлов и агрегатов позволяет уменьшить себестоимость изделий.
Для потребителей плюс в том, что цена невысока и ряд деталей взаимозаменяемы.

Генератор

На мотоцикле устанавливается трехфазный генератор переменного тока, имеющий схему электромагнитного возбуждения.

Принцип его работы заключается в следующем:

  1. Электрический ток с обмоток, расположенных на статоре, подается на выпрямитель;
  2. Тот преобразует его в постоянный ток;
  3. И подает через замок зажигания потребителям.

На представленной инструкции указаны следующие элементы:

  1. Регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10;
  2. Ротор генератора;
  3. Статор генератора с обмотками;
  4. Щетки токоснимателя;
  5. Кулачок системы зажигания (батарейной);
  6. Контактный узел системы зажигания

Справочно: на трехфазных генераторах мотоцикла ИЖ Планета 5 обмотки соединяются по схеме «звезда» либо «треугольник».
Выпрямитель устанавливается в виде отдельного блока, и уже к нему подключается электропроводка ИЖ Планета 5.

Головной свет

Справочно: с подобным генератором ИЖ Планета 5 не нуждался во внешнем источнике тока при запуске двигателя.
Поэтому, в состав электрооборудования аккумуляторная батарея не входила.

В цепь головного света входит:

  1. лампа головного света фары (35Вт);
  2. контрольная лампа синего цвета включения (2Вт);
  3. лампа стояночного света фары (4Вт);
  4. лампа заднего стоп-сигнала (15Вт).

Контрольные приборы

На мотоцикле установлены следующие контрольные приборы:

  1. спидометр со счетчиками суточного и общего пробегов;
  2. тахометр с контрольными лампами указателей поворотов и головного света;
  3. указатель температуры двигателя;
  4. вольтметр.

Особенности технического обслуживания

Нередко в процессе эксплуатации требуется правильно выставить зазор между контактами прерывателя. Для этого необходимы инструменты и схема, чтобы видеть какие элементы требуется демонтировать.

Алгоритм действий следующий:

  1. устанавливаем мотоцикл на подножку;
  2. включаем нейтраль;
  3. выкручиваем свечу зажигания из цилиндра;
  4. снимаем крышку картера двигателя;

  1. проворачиваем коленвал до тех пор, пока контакты не окажутся максимально разомкнутыми;
  2. с помощью отвертки ослабляем затяжку стопорного винта;
  3. используя специальный щуп, выставляем зазор 0,35-0,45 мм и фиксируем его винтом;
  4. собираем все обратной последовательности;

  1. включаем зажигание и запускаем двигатель. Его устойчивая работа на холостом ходу свидетельствует о правильно выполненной регулировке.

Вообще вся проводка ИЖ Планета 5 своими руками перебирается очень легко.

Необходимость в такой работе часто возникает при эксплуатации мотоцикла:

  1. в сырую погоду двигаясь под дождем длительное время (окисление или отсыревание электрических контактов);
  2. при поездках по пересеченной местности, изобилующей растительностью и кустарниками (механические повреждения проводки);
  3. при эксплуатации в зимнее время (снег и слякоть налипают на провода и могут их повредить).

Нередко при эксплуатации страдает и звуковой сигнал. Его неисправности проявляются сами в виде ухудшения качества звучания.

Чтобы восстановить его работоспособность необходимо выполнить следующую процедуру:

  1. ослабляем с помощью рожкового ключа контргайку;
  2. включаем зажигание;
  3. нажимаем на кнопку включения звукового сигнала;
  4. с помощью отвертки регулируем тональность;
  5. повторяем процедуру до тех пор, пока не получим чистого и громкого звучания;
  6. затягиваем контрольную гайку.

Выводы: выражаем уверенность, что данная статья поможет вам в обслуживании мотоциклов семейства ИЖ (см. также статью о ). И прилагаемые схемы, и описание позволят не совершить ошибок по время работы.

Принципиальная электрическая схема мотоцикла ИЖ Юпитер 3 со схемой реле указателей поворотов.

Условные обозначения:

В - батарея аккумуляторная; В1 - центральный переключатель; В2 - ключ зажигания; ВЗ- переключатель света (дальний, ближний); ,В4 и В5 - прерыватель цепи зажигания; Вб включатель контакта нейтрали; 07 - включатель стоп-сигнала; В8-включатель (кнопка) звукового сигнала; В9 - переключатель указателей поворота; Г - генератор; Д1 и Д2 - диоды полупроводниковые Д9В; Зв-звуковой сигнал; Л1- контрольная лампа; Л 2-лампа стояночного света; ЛЗ- лампа главного света двухнитевая (дальний, ближний); Л4 - лампа заднего фонаря и освещения номерного знака; Л5 - лампа
подсветки шкалы спидометра; Л6 - лампа нейтрали; Л7 -лампа сигнала торможения (стоп-сигнала); Л8, Л9, Л10, Л11 - лампы указателей поворота; ОВ- обмотка возбуждения генератора; ОК - обмотка компенсационная; ОС- обмотка сериесная; ОШ - обмотка шунтовая; ПР - предохранитель плавкий;
Р1 - реле-регулятор; Р2 - реле указателей поворота; РЗ - реле; Рр1 - Рр2 - свеч и зажигания; РН - регулятор напряжения; РОТ - реле обратного тока; С1 и С2 - конденсаторы генератора 0,25 мкФ х 400 В; СЗ, С4, С5 - конденсаторы 20,0 мкФ х 6 В; Т1, Т2, Т3 - транзисторы МП13; ТР1 и ТР2 - трансформаторы (катушки зажигания); Р1 - резистор 4,4 Ом; Р2 - резистор 1,2 оМ; РЗ и Р6 - резисторы 1 кОм; Р4 и Р5 - резисторы 18 кОм; Р7 - резистор 150 Ом; Р8 - резистор 3 Ом.

Принцип работы и ремонт реле-регулятора.

РОТ - реле обратного тока; РН - регулятор напряжения; ШО- шунтовая обмотка; СО - сериестая обмотка; КО- компенсационная обмотка; 1 и 2 - контакты РОТ; 3-якорек РОТ; 4-сердечник электромагнита; 5-контакты РН; 6 - якорек РН; 7 - сердечник электромагнита; 8-возвратная пружина якорька РН; 9 - ускоряющее сопротивление; 10 - добавочное сопротивление; 11 - обмотка возбуждения генератора; 12 - возвратная пружина якорька РОТ; 13 - ярмо РОТ; Б - батарея; Я - якорь; Ш - шунт; М - масса.

Реле обратного тока . В системе электрообо­рудования мотоцикла аккумуляторная батарея и гене­ратор соединены между собой параллельно. С увеличе­нием числа оборотов коленчатого вала двигателя повышается число оборотов якоря генератора, а следова­тельно, и его напряжение. Поэтому, если в цепи гене­ратор-аккумуляторная батарея не будет никакого регу­лирующего устройства, то аккумуляторная батарея при повышении напряжения генератора будет систематичес­ки перезаряжаться, что приведет к выходу ее из строя. Если же напряжение генератора будет ниже напряже­ния аккумуляторной батареи, то последняя будет раз­ряжаться через генератор, который при этом может также прийти в негодность.

Функции такого регулирующего устройства выпол­няет реле обратного тока (РОТ). Для обеспе­чения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального режима заряда аккумуляторной батареи в заданных пределах в один блок с реле обратного тока включен специальный при­бор- регулятор напряжения (РН).

Реле обратного тока состоит из сердечника электро­магнита 4, якорька 3 с пружиной 12, двух контактов 1, 2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкая шунтовая (ШО) и толстая сериесная (СО). В свободном состоянии и при холостых (малых) оборо­тах двигателя контакты находятся в разомкнутом со­стоянии и все потребители получают питание от акку­муляторов. При возрастании числа оборотов якоря ге­нератора повышается напряжение в сети. Соответствен­но повышается сила тока, проходящая через тонкую обмотку (ШО), сила притяжения сердечника преодоле­вает усилие пружины, якорек притягивается к сердеч­нику, контакты замыкаются, и электрический ток от ге­нератора идет на зарядку аккумуляторной батареи и к другим потребителям. Как только напряжение генера­тора станет меньше напряжения батареи, контакты реле под действием пружины разомкнутся.

Регулятор напряжения состоит из сердечни­ка электромагнита 7, якорька 6, неподвижных и под­вижного контактов 5, возвратной пружинки 8 и сопро­тивлений 9, 10. На сердечник регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунтовая - ШО, компенсаци­онная - КО и сериесная - СО. Когда якорь генерато­ра не вращается или вращается с малым числом оборотов, двухсторонний подвижный контакт регулятора напряжения усилием пружины якорька прижат к верх­нему неподвижному контакту, соединенному с массой. В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединяется с массой через компенсационную обмотку КО и контакты 5 регулятора.

С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягива­ет якорек 6 регулятора и его двухсторонний контакт 5 перемещается в среднее положение, то есть размыкает­ся. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и компенсационной обмотки включаются соединенные по­следовательно сопротивления 10 и 9 на 4,4 и 1,2 Ом. При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупре­ждения возрастания напряжения генератора сверх за­данного предела. Якорек 6 сильно притягивается к электромагниту и двухсторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая нако­ротко обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорек регулятора напряже­ния возвращается в среднее положение или замыкается с верхним неподвижным контактом. Вибрируя, якорек 6 с двухсторонним контактом поддерживает напряже­ние генератора в пределах 6,5-7 В.

При перегрузке генератора сериесная обмотка регу­лятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.

Возможные неисправности регулятора напряжения и уход за ним. Регулятор на­пряжения отрегулирован на заводе-изготовителе и на­рушать эту настройку без надобности не следует. Уход сводится к наблюдению за состоянием крепления про­водов к клеммам реле и содержанию его в чистоте.

Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей системы электрооборудования. Основными признаками неисправности являются: яркое горение ламп или перегорание их. Выкипание электролита и быстрый разряд аккумулятора, особенно при эксплуа­тации мотоцикла в ночное время. Во время эксплуата­ции мотоцикла контроль за работой регулятора осуществляется по красной контрольной лампочке, распо­ложенной в фаре.

Включение контрольной лампы на оборотах (1100 - 1200 об/мин) свидетельствует о неправильной работе регулятора или генератора.

Эксплуатация мотоцикла при включенной контроль­ной лампе ведет к разрядке аккумуляторной батареи. Реле-регулятор - очень чувствительное устройство и доверить регулировку его можно специалисту, имеющему высокую квалификацию.

Проверка и регулировка регулятора напряжения производится на холостом ходу генерато­ра, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому между контактами 1 и 2 реле обратного тока необходимо про­ложить изоляционную прокладку из бумаги. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккуму­ляторной батареи. К клеммам «Я» и «М» подсоединить вольтметр. Запустить двигатель. На средних оборотах двигателя напряжения должно быть в пределах 7,3- 7,8 в. Если напряжение выходит из этих пределов, то вначале следует зачистить контакты 5 стальной плас­тиной (лезвием бритвы), толщиной 0,05-0,1 мм, но ни в коем случае не наждачной шкуркой. Зачистку произ­водить только при неработающем двигателе. Если зачистка не дала положительных результатов, следует проверить зазор между якорьком и сердечником элек­тромагнита 7 (0,9-1,1,мм), а также между контакта­ми 5.

Величина зазора между контактами 5 проверяется следующим образом: между якорьком 6 и сердечником электромагнита 7 вставить щуп толщиной 1 мм и при­жать якорек к сердечнику. В этот момент зазор между контактами 5 должен быть 0,25-0,30 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо подогнуть держатель верхнего контакта. Снова проверить зазоры и напряжение. При необходи­мости напряжение можно отрегулировать, изменяя на­тяжение пружины 8 якорька путем подгибки нижнего держателя пружины. С увеличением натяжения пружи­ны напряжение в цепи будет увеличиваться, с ослабле­нием - уменьшаться. Подгибать держатель пружины надо при неработающем двигателе, а при проверке на­пряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах.

После окончания регулировки регулятора напряже­ния следует убрать изоляционную прокладку из зазора между контактами реле обратного тока.

Проверка и регулировка реле обратного тока. Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) нужен амперметр с нулевым положением стрелки в середине шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подсоединяется так же, как и при регулировке регуля­тора напряжения, а амперметр - последовательно к ак­кумуляторной батарее.

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо проверить соответствие зазоров, величина которых дол­жна быть: между контактами 1 и 2-0,25-0,35 мм и между якорьком 3 и сердечником электромагнита - 0,6-0,8 мм. При необходимости регулировки зазора между якорьком и сердечником следует сместить дер­жатель контакта при ослабленных винтах.

Зазор между контактами реле регулируется подгиб­кой стойки контакта. Для проверки напряжения надо запустить двигатель и, плавно, добавляя обороты, заме­тить напряжение, при котором контакты 1 и 2 замкнут­ся. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при напряжении в 6,0-6,4 в. Обратный ток включения ре­ле при правильно установленных зазорах и напряже­нии включения должен быть в пределах 0,5-4 А. Если замыкание контактов происходит при большем напря­жении, то нижний держатель пружины 12 надо подог­нуть вверх, ослабляя усилие пружины. Если при мень­шем, то держатель пружины отогнуть вниз. Регулиров­ка производится на малых оборотах.


Легко устраняя поломки механической части, мотолюбители испытывают затруднения, если отказала электрика. Совершенно зря, схема проводки планета Иж 5 несложная, разобраться просто.

Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.

Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Схема проводки Иж Планета позволяет легко найти оборванный провод или повреждение изоляции (например, плохой контакт всегда греется).

Но обратите особое внимание на то, что схема электрооборудования рассчитана не только на 12 вольт, есть еще высоковольтный кабель (соединяющий катушку и свечу) обычным омметром его не проверишь.

В этом случае смотрим - есть ли искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Рассмотрим подробно о главных узлах проводки Иж планета.

Генератор


Сердцем является генератор (иногда его называют магнето, но на Иж Планета они никогда не использовались). Три обмотки вырабатывают переменный ток. Для возбуждения используется вместо постоянного магнита дополнительная катушка. Поэтому невозможно завести мотоцикл с «раскачки» при полностью посаженном или отсутствующем аккумуляторе.

На генератор Иж Планета 5 монтируют диодной мост для выпрямления тока и регулятор напряжения собранные одним блоком (в руководствах по схемам электропроводки Иж Планета их даже не выделяют).

Возможные поломки в данном узле:

  1. Проверяется замером их сопротивления токоведущих жил и изоляции. При повреждении генератора он будет ощутимо греться.
  2. - на выходе напряжение будет значительно отличаться от номинального уровня или отсутствовать.
  3. Хотя электро-схема включает защиту от короткого замыкания, случается, что автоматика не срабатывает и чаще всего выгорает выходной транзистор.

Аккумулятор


Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.

Возможные неисправности батареи:

  1. - корпуса, пластин, вытекание электролита.
  2. - определяется замером с помощи ареометра.
  3. - выявляется замером сопротивления.
  4. минус не на корпус (раму) мотоцикла - не будет работать вся электроника.

Система зажигания


Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.

Основные неисправности данного узла:

  1. Обгорание контактов прерывателя - определяется визуально.
  2. Выход из строя датчика или элементов коммутатора - для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
  3. Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.

Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.

Лампы фонарей фар и сигнализации.


Используются обычные лампы накаливания, найти сгоревшую спираль нетрудно.

Элементы коммутации.

К ним относятся переключатели (дальний-ближний, повороты, стоп двигателя и т. п.) а также датчики тормоза и нейтрали и замок зажигания. Их легко можно «прозвонить» тестером, выяснив - какая контактная группа не работает.

К коммутации относится и электронное реле поворотов Иж. Его неисправность видна по отсутствию прерывания или вообще подачи напряжения на поворотники.

Как видно из всего вышесказанного проводка на Иж Планета без особых секретов и сложных элементов, все ее части легко диагностируются и ремонт не должен вызвать затруднений.

А теперь советуем посмотреть видео, в котором подробно и ясно показана сборка схемы иж планеты 5.

схема электрооборудования иж юпитер 5, электрическая схема иж юпитер 5 с обозначениями, схема электрооборудования иж планета 5, электрическая схема мотоцикла иж планета 5, электрическая планета 5-01

На последних моделях мотоциклов Планета 5-01, Планета 6 применена 12-вольтная система электрооборудования с генератором на постоянных магнитах и системой зажигания, независимой от наличия аккумуляторной батареи (рис. 5.2). Новая система зажигания обеспечивает также автоматическое регулирование опережения зажигания двигателя в зависимости от оборотов коленчатого вала.

За 50 лет производства мотоциклов ИЖ система электрооборудования принципиально менялась три раза.

Система электрооборудования напряжением 6 В с генератором постоянного тока мощностью 45 Вт применялась на мотоциклах с ИЖ350 до ИЖПЗ, ИЖЮЗ включительно.

Повышенная интенсивность транспортного потока и появление специальных требований к светосигнальным приборам мотоциклов потребовали перехода на систему электрооборудования напряжением 12 В с генератором переменного тока мощностью 100-140 Вт. Недостаток этой системы в сравнении с предыдущей - значительное усложнение как по количеству приборов, так и по коммутации. К тому же она требует наличия для пуска двигателя заряженной аккумуляторной батареи, что является ее недостатком как техническим, так и экономическим для потребителей мотоциклов. Такая система применяется на моделях ИЖЮ4, ИЖП4, ИЖЮ5, ИЖП5 (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Схема электрическая мотоциклов Планета 5, Юпитер 5:

1- лампа стояночного света А12-4; 2- лампа дальнего-ближнего света А12-45-40; 3- контрольная лампа работы генератора А12-1; 4- контрольная лампа давления масла А12-1; 5,6- лампы подсветки шкалы спидометра АМН 12-3; 7, 15, 16, 19, 22, 32- лампы указателей поворота мотоцикла и бокового прицепа А12-21-3; 8- переключатель правый; 9- включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 10- прерыватель; II- прерыватель; 12- блок выпрямитель-регулятор напряжения БПВ 14-10; 13- включатель стоп-сигнала ножного тормоза; 14 и 18- лампы габарита бокового прицепа А12-5; 17- лампа стоп-сигнала бокового прицепа А12-21-3; 20- лампа стоп-сигнала А12-21-3; 21- лампа заднего габарита мотоцикла А12-5; 23-батарея аккумуляторная;24- предохранитель; 25- датчик давления масла; 26-включатель лампы нейтрали; 27- катушка зажигания; 28- свеча зажигания; 29-замок зажигания; 30- звуковой сигнал; 31- переключатель левый; 33- прерыватель указателей поворота; 34- контрольная лампа дальнего света А12-1; 35- контрольная лампа нейтрали А12-1; 36- контрольная лампа указателей поворота АМН 12-3.

: О - оранжевый, Г - голубой, Ж - желтый, Кч - коричневый, Р - розовый, С - серый, К - красный, Ф - фиолетовый, Ч - черный, 3 - зеленый.

Условные обозначения на блоке БПВ 14-0 (поз. 12) : - XI - "минус" обмотки возбуждения; - Х2 - "минус" аккумуляторной батареи (масса); ХЗ - "плюсовой" вывод на контрольную лампу; Х4, Х5, Х7 - фазы статорной обмотки генератора; Х8 - "плюс" аккумуляторной батареи.

Примечание. На мотоцикле с боковым прицепом задний фонарь бокового прицепа подключается в разъемы зеленого и красных проводов, идущих к заднему фонарю мотоцикла (на схеме показано пунктиром). Провод от указателей поворота бокового прицепа подключается вместо правого заднего указателя поворота мотоцикла. Фонари-указатели поворота с правой стороны мотоцикла переставляются на боковой прицеп. На мотоциклах с совместной смазкой поз. 4, 25 не устанавливаются.

В зависимости от функциональных связей отдельных приборов и их целевого назначения электрооборудование мотоциклов можно условно подразделить на следующие основные системы:

1. Система электроснабжения (батарея аккумуляторная, генератор, блок выпрямитель-регулятор).

2. Система зажигания (катушки зажигания, свечи, наконечники свечные, прерыватели).

3. Система освещения, световой и звуковой сигнализации (фара головного света, фонари габаритных огней, сигналов торможения, указатели поворота, прерыватель указателей поворота, световозвращатели, сигнал звуковой).

4. Контрольно-измерительные приборы (спидометр, сигнализаторы светооптические).

5. Коммутационная и защитная аппаратура (переключатели, выключатели, предохранители).

6. Установочные электроизделия (наконечники, соединители электропроводов, электропровода).

На мотоциклах ИЖ-Планета, Иж-Юпитер применяется однопроводная схема электрооборудования, то есть вторым проводом, соединяющим потребителей с источниками питания, является масса мотоцикла. С массой соединяются отрицательные выводы источников питания и потребителей. Взаимосвязь всех приборов и агрегатов электрооборудования мотоцикла осуществляется согласно монтажной схеме (рис. 5.1).

На мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 выключатель (замок) зажигания обеспечивает включение в работу приборов электрооборудования согласно табл. 5.1.

Рис. 5.2. Схема электрическая мотоцикла ИЖ-Планета 5-01:

1, 13, 29, 34, 39- лампы А12-21-3 фонаря-указателя поворота мотоцикла и бокового прицепа; 2, 14, 28, 33, 38- фонари-указатели поворотов; 3- контрольная лампа А12-1 "Д. свет"; 4- лампа А12-4 стояночного света; 5- фара; 6- лампа А12-45-40 дальнего-ближнего света фары; 7- контрольная лампа АМН 12-3-1 указателя поворота; 8- контрольная лампа А12-1 “нейтраль”;- 9- контрольная лампа А12 "масло"; 10- лампа АМН12-3-1 освещения спидометра; 11- спидометр; 12- щиток приборов; 15- переключатель комбинированный; 16- включатель зажигания; 17- включатель стоп-сигнала тормоза переднего колеса; 18- прерыватель указателей поворота; 19- сигнал звуковой; 20- свеча зажигания; 21- наконечник свечной; 22- катушка зажигания; 27-коммутатор; 24- лампа А12-5 фонаря бокового прицепа; 25- фонарь передний бокового прицепа; 26- генератор; 27-датчик; 30- фонарь задний бокового прицепа; 31- лампа А12-5 габарита бокового прицепа; 32- лампа А12-21-3 стоп-сигнала бокового прицепа; 35- лампа А12-21-4 стоп-сигнала мотоцикла; 36- фонарь задний мотоцикла; 37- лампа А12-5 заднего габарита мотоцикла; 40- выключатель стоп-сигнала тормоза заднего колеса; 41- выпрямитель-регулятор напряжения; 42- предохранитель; 43- батарея аккумуляторная; 44- клапан-датчик подачи масла; 45- включатель лампы "нейтраль"; 46- переключатель сигнализации

Обозначение расцветки проводов : Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; Ф фиолетовый; Ч - черный Примечание.

На мотоцикле с боковым при цепом фонарь задний бокового прицепа подключается в разъем зеленого и красных проводов, идущих к фонарю заднему мотоцикла (на схеме показано пунктиром).

Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и переключатели. Напряжение питания ко всем потребителям подводится через выключатель (замок) зажигания.

С 1995 года на мотоциклах ИЖ вместо выключателя 14.3704 применяется выключатель зажигания 7.107-3704, имеющий 8 клемм подключения. При этом на мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 (кроме Планета 5-01 и Планета 6) клеммы 1 и 2 не задействованы, провод с клеммы 1 выключателя 14.3704 (по электросхеме) подключается к клемме 3 выключателя 7.107-3704, с клеммы 2- к клемме 5, с клеммы 3- к клемме 6, с клеммы 5- к клемме 7, с клеммы 6- к клемме 8 соответственно.

Батарея аккумуляторная и потребители электроэнергии на мотоциклах ИЖП5, ИЖЮ5 подключены параллельно к клемме Х8 выпрямителя-регулятора, то есть к общей точке регулируемого напряжения генераторной установки. Такое включение по раздельным цепям улучшает условия зарядки аккумуляторной батареи при эксплуатации мотоциклов. Цепь аккумуляторной батареи защищена плавким предохранителем, рассчитанным на максимальный ток 10 А. Предохранитель размещается в левом инструментальном ящике.

Система зажигания обеих моделей мотоциклов батарейная, контактная с механическими прерывателями.

Система оснащена аварийным выключателем двигателя, размещенным в правом комбинированном переключателе.

Основное отличие в электрооборудовании мотоциклов определяется количеством катушек зажигания, конструкцией прерывателей и схемой аварийного выключателя двигателей.

На мотоцикле Иж-Планета 5, оснащенном одноцилиндровым двигателем, устанавливается одна катушка зажигания и прерыватель Г36М1. Сб. 5 (рис. 5.3, 5.12). Аварийный выключатель двигателя подключается к отрицательному выводу катушки зажигания и к "массе" мотоцикла. При остановке двигателя аварийным выключателем низковольтная цепь катушки зажигания (первичная обмотка) соединяется с "массой", искрообразование при этом прекращается.

На мотоциклах Иж-Юпитер, оснащенных двухцилиндровым двигателем, устанавливаются две катушки зажигания и прерыватель Г36М2. Сб.З с двумя парами контактов (рис. 5.4, 5.13). Аварийный выключатель двигателя подсоединяется к отрицательным выводам катушек зажигания. При остановке двигателя аварийным выключателем, прерыватели зажигания электрически соединяются между собой, искрообразование при этом прекращается. Аварийный выключатель на "Юпитере" нормально функционирует при зазорах между контактами прерывателей в пределах 0,4...0,6 мм. При зазорах 0,7 мм и более остановка двигателя аварийным выклю чателем невозможна, так как электрическая связь между прерывателями в этом случае не обеспечивается.

Для соединения узлов электрооборудования в общую схему на мотоциклах применяются гибкие низковольтные провода типа ПГВА с сечением токопроводящей жилы 0,75, 1,0 и 2,5 мм в поливинилхлоридной изоляции следующих 10 цветов: голубой, желтый, зеленый, коричневый, красный, оранжевый, розовый, серый, фиолетовый, черный. Провода подключаются к узлам электрооборудования колодочными штекерными разъемами автомобильного типа, одиночными штекерами и наконечниками под винтовые зажимы.

Для подключения электрооборудования боковых прицепов к бортовой сети мотоциклов предусмотрены одиночные штекерные соединения, в разъем которых включаются провода фонарей бокового прицепа.

Особенностью монтажной схемы мотоциклов Планета 5-01, Планета 6 с генератором на постоянных магнитах является система зажигания, обеспечивающая работу двигателя независимо от аккумуляторной батареи (рис. 5.2). Переключатель зажигания на мотоциклах ИЖП5-01, ИЖП6 обеспечивает включение приборов электрооборудования согласно табл. 5.2. Особенность электросхемы мотоцикла ИЖП5-01- наличие дополнительных приборов: датчика и коммутатора зажигания, а также предельно упрощенная схема системы зажигания: генератор с датчиком - коммутатор - катушка - свеча зажигания. Выключатель зажигания имеет 8 клемм подключения (рис. 5.14).