Скачать проект тему мое имя. Проект в старшей группе «Я и мое имя. Максим – черты характера

Проектная работа «Моё имя»

Работу выполнил:

Вершков Максим, ученик 2 класса

МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»

Руководитель:

Казакова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»


Нет меж живущих людей,

да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый,

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

от родимых своих получает...


«Имена, имена, имена – В нашей речи звучат неслучайно: Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна» (А.Бобров)


Цель: - изучить значение имен; - проанализировать изменение популярности имён; - исследовать изменение моды на имена

Задачи:

  • изучение и анализ литературных источников;
  • собрать информацию об именах;
  • исследовать значение моего имени - Максим.

Актуальность работы заключается в следующем:

  • человеческое имя с древнейших времен обладает

магической силой, является объектом различных

теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны.

Это таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы…


История имен

  • Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Добрава

Умник

Несмеяна

Досада

Первой

Старшой

Были имена, отражавшие порядок появления детей:

Вторуня

По характеру:

Храбр


  • Имена бывают различные:

- прекрасные и неблагозвучные,

- экзотические,

- обширно распространенные.

  • В нашей стране мужские и женские имена давались детям по церковному календарю.
  • Сейчас выбор имени зависит от предпочтения родителей. Иногда ребенка называют:
  • согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого человека;
  • из-за красивого звучания, сочетания с отчеством;
  • потому что редкое;
  • по совету родителей;
  • потому что модное, актуальное.

А что же обозначают моё имя МАКСИМ?

  • Мужское имя Максим пришло к нам из латинского языка, от слова «максимус», что в переводе означает – «максимальный, величайший».
  • В России имя начало распространяться в 60-х годах ХХ столетия, причем рост осуществлялся бурными темпами.
  • Максим является одним из канонических имен Русской православной церкви, которая чтит многих святых с данным именем.

Максим – черты характера

  • Растет Максим спокойным ребенком, его практически

невозможно вывести из себя. Предпочитает сидеть часами и играть в гордом одиночестве, редко плачет, считая, что слезы – удел слабых. К учебе мальчик подходит со всей ответственностью, в жизнедеятельности школы мало участвует. Максим – на удивление, справедливый, не по годам мудрый ребенок, он честолюбив и всегда борется за правду.

  • Максим – добрый и энергичный человек, крепко держащий

вожжи своей судьбы. Из него получается прекрасный руководитель. Он объективен и разделяет четкую грань между личной жизнью и работой, однако расслабляться и «сесть на шею» не позволит.

  • Максим всегда сдержан, порой, создается впечатление, что у него стальные нервы. Отчасти это так! Строгость идеальным образом переплетается с мягкостью, поэтому Максим будет

идеальным отцом.


Знаменитые люди с именем Максим

  • М. Аверин – режиссер, актер театра и кино,
  • М. Березовский – композитор,
  • М. Воробьев – знаменитый художник,
  • М. Венгеров – скрипач,
  • М. Галкин – артист, телеведущий,
  • М. Концевич – выдающийся математик,
  • М. Маринин – фигурист-чемпион,
  • М. Леонидов – музыкант, певец.

Интересные факты об имени

  • зодиакальная принадлежность – Козерог;
  • планета-покровитель – Плутон;
  • цвет имени – красный, малиновый, синий;
  • камень-оберег – аметист;
  • растения – фуксия, ясень;
  • животное-символ – норка.

Максим с детства отличается безупречным здоровьем, рано мужает и от природы наделен хорошей интуицией.



Вывод:

Из своей работы я сделала вывод что, зная тайну имени

человека, мы можем лучше понять своих друзей, родных и

близких, называя ребенка, каким-либо именем, родители

наделяют его характером, энергетикой, кармой. Ведь имя

способно влиять на человека.

Раньше я не задумывалась над тем, какие черты характера объединяют людей, которых одинаково зовут. Что имеют общего в себе Марии или Александры, Анастасии или Николаи? У каждого имени своя мелодия, свои вибрации, влияющие на личность человека, который носит его с рождения.




«Моё имя»

Работу выполнила

ученица 4 «А» класса

Мамышева Валерия

Руководитель проекта

учитель начальных классов

Козел Вера Владимировна

2015-2016 учебный год

Введение

Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.

/Маршак Самуил Яковлевич /

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Это таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы…

То, что имя влияет на жизнь человека, замечено уже давно. При этом существует мнение, что имя, выбранное с любовью, обязательно поможет в жизни своему обладателю.

Много факторов заставило меня задуматься о моем имени, и я задалась вопросом: « Почему меня так назвали?»

Самый простой способ узнать ответ - задать вопрос. Поэтому я обратилась к маме. Мама рассказала мне, что во времена учёбы в институте в конце 90-х годов прошлого века ей очень нравилось творчество певицы Валерии. Тогда такое имя для девочки было редким и маме оно очень понравилось. Поэтому она загадала, что когда у нее появится дочка, назовет её Валерией. Мама и папа долго спорили по поводу моего имени, папа сначала не соглашался. Но потом они договорились, что дочку называет мама, а если сынок, то его называет папа. Впоследствии папа привык к мысли, что будет дочка Валерия. Сейчас он даже представить не может меня с другим именем. Из разговора с мамой я сделала вывод, что зовут меня в честь певицы Валерии, но все-таки решила посмотреть об имени в различных источниках информации.

Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а так же привлечения внимания одноклассников к истории возникновения и значения своего имени.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

Цель исследования: выяснить, почему меня назвали Валерия?

Задачи:

- изучение и анализ литературных источников;

Собрать информацию об именах;

Исследовать значение моего имени - Валерия.

Гипотеза: меня зовут Валерия, потому что мама поклонница певицы Валерия?

План, этапы работы:

2. Найти информацию в Интернете.

3. Обобщить собранную информацию и сделать вывод.

Из истории…

В библиотеке я узнала, что «Имя - личное название человека, даваемое при рождении».

Имя человека возникло очень давно.

Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. В древние времена имена скрывали от врагов.

О возникновении имён сложено много легенд и преданий. По одной версии, с того времени, как Высший разум даровал людям способность говорить, считалось, что каждое слово давало власть над тем предметом или явлением, которое оно означает. Все люди захотели иметь власть. Тогда жрецы придумали другие названия для всего в мире, и возникло множество языков. Первоначальный язык скрыли от обычных людей и забыли о нем. Имена постигла та же участь.

В современном мире люди стали сами придумывать себе имена. В настоящее время список современных имен очень обширный, хотя исконно русских среди них осталось очень немного. Основная масса имен имеет происхождение от древних языков: греческого, германского, египетского и многих других.

Имена в Древней Руси давали необычно.

По внешним признаками: Светлана, Чернава, Кудряш

По черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок

По очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой

По явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка.

По времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога.

По профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка.

Самые необычные имена: Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

Какими бывают имена?

Имена бывают различные: прекрасные и неблагозвучные, экзотические и обширно всераспространенные. В нашей стране мужские и женские имена давались детям по церковному календарю. Сейчас выбор имени зависит от предпочтения родителей. Иногда ребенка называют:

  • согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого человека;
  • из-за красивого звучания, сочетания с отчеством;
  • потому что редкое;
  • по совету родителей;
  • потому что модное, актуальное.

В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Имя человека во многом определяет его характер и судьбу.

Что же обозначает мое имя?

В интернете я нашла, что имя Валерия — женская форма мужского латинского имени Валерий, происходит от латинского слова valeo, что в переводе означает «сильная», « крепкая», «здоровая».

Основные черты характера: энергичность, лидерство, непредсказуемость, уступчивость, доброта, чувствительность, решительность, целеустремлённость, обаятельность, исполнительность, трудолюбие, пунктуальность, ответственность.

Также я прочитала, что маленькая Валерия обладает непредсказуемым характером. Поведение ее зависит от того, с какой ноги она встала. Без видимой причины может обидеться на что-то и долго быть не в духе. Спустя какое-то время она станет веселой и беззаботной, и трудно понять, отчего произошла такая перемена. Взрослея, Валерия остается все такой же сложной и мало предсказуемой. Постоянно меняет свои планы, по-разному оценивает через некоторое время одних и тех же людей. К такому характеру трудно приспособиться. В основе такого изменчивого поведения Валерии лежит легкая ранимость и повышенная чувствительность. С незнакомыми людьми Валерия держится настороженно и недоверчиво. Но человек, который будет терпеливо завоевывать ее расположение или неожиданно понравится ей, станет для нее преданным другом, в котором Валерия будет видеть только хорошее, даже если он этого не заслуживает. Валерия - хорошая хозяйка, дома у нее все в полном порядке. Предпочитает домашнюю тихую обстановку, общение с родными и близкими. Вот такие непростые, оказывается, люди с именем Валерия. Но пока что, в силу своего возраста, я не могу оценить по перечисленным определениям себя и свой характер. Хотя мама говорит, что в чем-то описание моего имени мне соответствует.

Среди моих знакомых немного девочек с таким именем. Мне очень нравится мое имя, оно красиво звучит. Существует множество уменьшительных и ласкательных форм моего имени: Лера, Лерочка, Леронька, Лерушка, Леруша, Леруня, Валя, Валечка, Валенька, Валюша. Многие из этих имен я и не примеряла к себе!

Камень - талисман

Камнями-талисманами Валерии являются гранат и изумруд.

Гранат

Этот камень символизирует дружбу и любовь, страсть и преданность.

В христианской традиции гранат ценили как камень, способствующий примирению друзей и укреплению любовных, а также семейных уз.

Интересный факт! Из-за своего красного цвета считалось, что гранат стабилизирует кровяное давление. Кроме того, считается, что данный камень успокаивает нервную систему, бодрит и придает человеку оптимизм, способствует благополучным и придает жизненные силы.

Изумруд

Этот самоцвет символизирует надежду, свежесть и радость.

Изумруд способен открывать тайные знания, помогая развить ар пророчества.

Интересный факт! Наши предки считали, что этот камень может улучшить сон. Однако неискренним людям изумруд приносит неудачу.

Изумруд помогает человеку хорошо ориентироваться на местности и избегать катастроф, поэтому его носят с собой моряки в морских походах.

Цвет: В алериям подходит фиолетовый цвет.

Цветок Валерии : лилия.

Число: счастливое число для Валерии - 8.

Планета: имени Валерия покровительствует планета Меркурий.

Стихия: стихией Валерии является Вода.

Интересное об именах

  1. "Имя" по-гречески - "онома ", поэтому во всем мире наука об именах

называется ономастика .

  1. В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца ресторана, имя

которой не помещалось в классном журнале.

Оно состояло из 102 букв и звучало по - гавайски примерно так: Напу-Амо-Хала-Она-Она-Анека-Вехи-Вехи-Она-Хивеа-Нена-Вава-Кехо-Онка-Кахе-Хеа-Леке-Еа-Она-Ней-Нана-Ниа-Кеко-Оа-Ога-Ван-Ика-Ванао.

(что значит: многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием).

  1. У дельфинов есть имена. Причём каждый дельфиненок получает своё

имя при рождении. Этот факт доказали ученые, записав свист-сигнал, означающий имя, на который откликался один и тот же дельфин.

  1. Во Франции запрещено давать поросятам имя «Наполеон».
  1. Помимо людей и дельфинов, уникальными именами в животном мире

обладают попугаи. Птенцы получают имена, которые заключаются в особом способе чириканья, от родителей. В каждой такой сигнатуре содержится не только уникальный позывной конкретной птицы, но также отражены её пол и принадлежность к определённой семье попугаев.

  1. Древнеримские женщины не имели личных имён. Они получали

лишь родовое имя, например, Юлия, если она родилась в роде Юлиев. Если в одной семье было несколько дочерей, к их родовым именам добавляли порядковые особенности: Секунда (вторая), Терция (третья) и т.д.

Заключение

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Я очень довольна тем, что выбрала именно эту для исследования. Благодаря этому, я много узнала о своём имени, его значении, о происхождении, узнала талисманы и покровителей моего имени, понаблюдала за своими поступками и определила личные качества, сравнила свои личные качества с полученными значениями своего имени, сделала вывод.

После исследования своего имени, я поняла, какое оно красивое, с хорошим значением, оно только моё, и так распорядился Господь, что именно это имя было дано мне при рождении. Есть люди, которые в процессе жизни изменяют свое имя. Я люблю своё имя и никогда не поменяю его на какое-то другое. Моё имя полностью мне соответствует и меня устраивает.

Елена Козлова
Проект в старшей группе «Я и мое имя»

«Я и мое имя»

«Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна наша страна –

Так и имя – загадка и тайна»

Александр Бобров

Участники проекта:

воспитатели старшей группы;

дети старшей группы;

родители воспитанников

Актуальность темы:

Как известно, моде подвержено всё на планете, в том числе и имена. В древние времена новорождённого называли именем святого, день памяти которого совпал с днём рождения малыша. Под этим понималось, что святой будет небесным покровителем ребёнка, защищая его от невзгод и помогая по жизненному пути. День рождения тогда не считался праздником, отмечались именно только именины. В начале прошлого века мода на имена поменялась. Детям стали давать имена – аббревиатуры, например в честь Владимира Ленина – Владлена. Советский человек постепенно забыл, что существует такое понятие, как тайна имени. В последнее время при выборе имени ребёнка родители стали интересоваться значением, происхождением того или иного имени. И конечно важно, чтоб дети знали, почему их так назвали мамы и папы. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени, познакомить с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

Цель проекта:

Формировать у детей понятие «Моё имя»

Расширение представления о разнообразии имен и их значении. Воспитание уважения к именам других людей, позитивного отношения к своему имени.

Задачи проекта:

Дать детям представление о праве каждого человека на имя, значении имени;

Развивать интерес и желание узнать историю происхождения своего имени;

Воспитывать уважение к своему имени и имени другого человека.

Формировать уверенность в себе.

Вид проекта:

Информационно - познавательный

Продолжительность проекта:

краткосрочный (1 месяц)

Сроки реализации: 3.10.2017г. – 31.10.2017г.

Предполагаемый результат:

Будут сформированы представления детей о многообразии имен и их значении, знания об истории их происхождения.

У детей начнет развиваться познавательный интерес к себе «Мое имя хорошее, я его люблю»

Повысится общий эмоциональный фон и улучшится психологический климат группы

Установятся взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что будет способствовать улучшению качества реализации образовательного процесса МБДОУ.

Итог проекта:

Газета «Наши имена»

1этап – подготовительный

1Сбор информации из различных источников по теме.

Цель: формирование компетентности педагога.

2 Разработка диагностического материала по теме. Диагностика уровня знаний детей.

Цель: выявить уровень знаний детей о своем имени: что оно означает, кто выбрал это имя и почему.

3. Разработка анкет для родителей. Анкетирование родителей.

Цель: выявить уровень знаний родителей об имени своего ребенка: что оно означает, почему выбрали именно это имя.

4. Разработка и составление конспектов бесед, оод. Подбор книг для чтения, подбор стихов, логопедических игр отвечающих теме проекта и игр на эмоционально – личностное развитие, знакомство с литературой о знаменитых людях.

Цель:

5. Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности детей.

Цель: создать условия для реализации проекта.

2 этап – основной

1 блок: информационно – познавательный

1. Беседы:

«Права ребенка в современном мире».

Цель: сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении».

«Наши имена».

Цель: познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека.

«Не имя красит человека, а человек – имя»

Цель: Подвести детей к правильному пониманию пословицы: «Не имя красит человека, а человек – имя»: имя может быть любым. Главное, чтобы человек был хорошим. Ведь только о хорошем человеке говорят: «У него доброе имя».

Презентация историй о своём имени.

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Расширить кругозор детей, дать знания о значении их имён.

2. Рассматривание иллюстраций и просмотр фильмов

Рассматривание иллюстраций, характеризующих права детей.

Цель: дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение.

Рассматривание бланка свидетельства о рождении

Цель: познакомить с документом «Свидетельство о рождении»

Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка сочинял стихи»)

Цель: подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя, и обидное изменение этого имени будет нарушением права.

3. Чтение художественной литературы:

Н. Носов «Мишкина каша»

А. Барто «Вовка – добрая душа»

Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»

Э. Успенский «Ты и твоё имя»

Б. Житков «Чудесное имя»

Э. Фарджен «Имена девочек»

Э. Фарджен «Имена мальчиков»

Сказка «Похищенное имя»

Заучивание стихов об имени

Цель: знакомить с произведениями, сказками, стихами про имена, детей, носящих конкретные имена. Формировать способность анализировать содержание: определять основных героев, на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним.

Отгадывание загадок об имени

Заучивание пословиц и поговорок об имени

Цель: помочь понять смысл пословиц и поговорок.

4. Дидактические игры:

«Четвертый лишний»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, умение классифицировать, сравнивать. Закрепить знания о том, что имена бывают мужские, женские

«Я знаю 5 имен…»

Цель: обогащать и активизировать словарь детей именами мальчиков и девочек.

«Назови соседа ласково»

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, умение образовывать от имени уменьшительно - ласкательную форму

«Взрослое имя»

Цель: формировать умение называть себя по имени и отчеству.

«Дополни имя сказочного персонажа»

Цель: закрепить знание имен сказочных персонажей.

5. ООД:

«Мое имя»

Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени; вспомнить известных людей, которые прославили свои имена.

6. Взаимодействие с семьей:

Консультация «Об именах, фамилиях, отчествах».

Консультация «Права ребенка и соблюдение их в семье»

Совместная работа детей и родителей над материалами к книжке «Наши имена»

2 блок: продуктивный

1. Аппликация

«Ромашка»

Цель: продолжать учить детей вырезать округлую форму, закругляя углы у квадрата; упражнять в составлении из вырезанных частей ромашки.

«Таких, как я - больше нет!»

Цель: Развивать мелкую моторику, украсить свое «Я» (ладошку): звёздочками, цветочками, лучами.

(осознание личности).

2. Совместная работа детей и родителей:

Оформление ромашек «Как меня называют дома»

Оформление презентаций «Я и мое имя»

Цель: вовлечь детей и родителей в совместную деятельность.

3 этап - заключительный

Создание альбома «Наши имена»

Электронная презентация проекта для родителей и педагогов.

Подведение итогов, анализ.

Беседа на тему: «Я и моё имя»

Программные задачи:

    Формировать у детей представления о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей; объяснить, что каждый ребёнок имеет право на имя, индивидуальность, право на жизнь и здоровое развитие;

    Грамматическую правильность речи;

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.

Материал:

фотография новорождённого, поросёнок Наф-Наф, бумажные цветы, корзинка, колокольчик, кассета с записями музыкального сопровождения.

Ход беседы с детьми

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, зачем ребёнку нужно имя

Взрослые должны соблюдать интересы ребёнка в первую очередь», «Ребёнок имеет право на своё собственное мнение и свободное его выражение».

Проблемно-игровая ситуация «Незнайка в волшебном лесу».

Раздаётся плач.

В. Ой, а ты кто? И что с тобой случилось?

Поросёнок. Это я, поросёнок Наф-Наф. Всё лето я трудился, строил свой прекрасный дом. А теперь решил отдохнуть, погулять в волшебном лесу, но меня туда не пускают. Говорят, законов не знаю, которые стоят на волшебной полянке в заколдованных цветочках (показывает на ширму). Ответишь правильно, зазвенит колокольчик. Это значит, что цветочек сорвать можно, а если соберёшь целый букет, попадёшь в волшебный лес.

В. Твоему горю легко помочь! Мы с ребятами такую дорогу преодолеем!

Поросёнок. Ура! Молодцы! Оказывается, это так просто, нужно только позвать на помощь друзей.

Выполнение заколдованных заданий на волшебной полянке.

Звучит фрагмент из «Музыкальной шкатулки» (звонят колокола). Воспитатель показывает фотографию, как на свет появился ещё один гражданин нашей страны.

В. Что означает в Законе о правах ребёнка статья «Ребёнок имеет право на жизнь и здоровое развитие»?

Дети. С первых минут жизни о малыше и его здоровье заботятся родители и врачи.

Звенит колокольчик, подтверждая правильный ответ. Дети срывают один цветок и кладут в корзинку.

В. Мы все похожи. А что отличает нас друг от друга?

Дети. Имя.

В. Правильно. Следующее право в законе о правах ребёнка - «Право на имя».

Звенит колокольчик, дети срывают один цветок и кладут его в корзинку.

В. Ребята, имя - это особое слово. В старину люди верили в могущество имён и к выбору имени относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя малыша в тайне, чтобы силы зла не могли ему навредить. Всем родителям хотелось видеть своего ребёнка крепким, здоровым, добрым, милым. В соответствии с этим появились имена Добрыня, Людмила.

А что означают ваши имена? (Ответы детей.)

В. Имена детям давали и по церковному календарю, когда крестили ребёнка.

В Законе о правах ребёнка закреплено право на «сохранение индивидуальности».

Звенит колокольчик, дети срывают цветок и кладут в корзинку.

В. Вот видишь, Наф-Наф, и букет готов. Можешь идти гулять в волшебный лес, где исполнятся все твои желания.

Наф-наф благодарит детей и уходит.

Физкультминутка «Имена».

Дети под музыку ходят по кругу. С окончанием музыки тот, к кому обратится кукла, называет своё имя (имя и фамилию).

Дидактическая игра «Назови имя».

В. С первых дней жизни ни одно слово человек не слышит так часто, как своё имя. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы - уменьшительно-ласкательное и наоборот.

Поздравление именинников, которые родились в этом месяце. Хоровод «Каравай».

Цель: формирование представления о важности права на имя.

Задачи:

Знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;

Познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;

Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;

Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;

Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.

Материал: - документ «Конвенция о правах ребенка»;

Иллюстрации: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;

Фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

- «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

Картинки с изображением сказочных героев;

Произведение Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Предварительная работа с детьми: - беседа «Зачем человеку имя?»;

Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Предварительная работа с родителями: - составление с ребенком рассказа на тему «Мое имя»;

Использованная литература: 1. Г.Квита, В.Миронов. Словарь имен. Москва,1998.

2. С.В.Вялкова, Н.М.Давыдова. Беседы об ответственности и правах ребенка.- М.:ТЦ «Сфера», 2008.

3. Документ «Конвенция о правах ребенка».

Ход занятия:

1.Решение проблемы.

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу в детском уголке.

Ребята, прежде чем начать сегодняшнюю беседу я хочу загадать вам одну загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Правильно. Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

2.Беседа. Имена.

Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:

Добрыня - делающий добро.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Святослав - святая слава.

Владимир - владеющий миром.

Тихомир - тихий и мирный.

Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры)

По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Илюшенька», а к другому «Эльвира Александровна»? Кто они?

Ответ: «Илюшенька» - это мальчик, а «Эльвира Александровна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.

Если ребенка позвали «Илья», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?

Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени.

Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

3.Разгадывание ребусов.

Ребята, не случайно я сегодня начала свою беседу с этого уголка. Здесь у меня для вас спрятаны сюрпризы. Давайте мы их поищем. (Дети ищут сюрпризы. Их - 3). Эти сюрпризы непростые - их надо разгадать. Это ребусы, которые мы очень любим разгадывать. Только сегодня здесь не просто слова, а расшифровать надо имена.

Дети расшифровывают имена: Валя, Настя, Наташа.

Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали. А теперь я предлагаю немного размяться.

(Дети выходят из уголка и встают в круг на физкультминутку)

4. Физкультминутка.

Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)

Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)

Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена,)

И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)

А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)

В этом доме мы живем! (руки вверху)

5.Беседа. Тёзки . (Беседа проводится на ковре, стоя)

Ребята, а вы знаете - что такое тезки?

Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей) Тезки - это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Катя:

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду - Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Ответ: Может быть по фамилии?

Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

Ответ: В этом случае поможет отчество.

Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки?

Ответ: Тезки у нас 2 Ромы (Шалтынов и Андреев), 2 Ани (Сизова и Слонимская),

2 Ильи (Елков и Махонин), 2 Даши (Васильева и Зайцева), 2 Вани (Петров и Филиппов)

Вот и хорошо, разобрались в тёзках.

6. Игра «Шифровальщики».

У меня для вас и здесь есть сюрпризы. Давайте их разберем (дети разбирают листочки-шифровки) и каждый из вас расшифрует на своем листе имя . (Каждый ребенок расшифровывает имя)

Молодцы, ребята. Все имена расшифровали правильно. А теперь я предлагаю подойти к нашей выставке. (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)

7. «Право на имя»

Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Ответ: Может быть новое право - это право на имя?

Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; ф.и.о. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

- «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Вопросы к детям: А вам нравятся ваши имена?

Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Адэлины)

В честь кого тебе дали имя? (Рассказ Тимофея)

Как называют тебя в семье?(Рассказ Леры)

Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Ответ: Нет, имя расти не может.

Воспитатель показывает свои фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Оксаночка, Оксанка, Оксана. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Оксаночка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оксана. А в детском саду я для всех Оксана Виталиевна.

Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Тимоша в школе станет Тимофеем. Катюшенька-Екатериной. Лерочка-Валерией.

Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)

8.Разгадывание загадок.

Ребята, когда я готовилась к сегодняшней беседе, я попросила вас найти загадки про имена. Давайте послушаем, какие загадки вы приготовили и попробуем их разгадать:

Дети по очереди загадывают загадки:

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая - просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик - маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

9. «Найди имена»

Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз. Каждый берет себе одну бумажку и закрашивает рамочку, а там вас ждет сюрприз . (Дети закрашивают заранее воском написанные имена, получая надпись. Чтение детьми имен.)

10. Беседа по отрывку из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Ребята, мы с вами вчера посмотрели отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей».Мы с удовольствием посмотрели вчера этот мультфильм, а вот сейчас у меня к вам есть несколько вопросов по этому отрывку.

У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.

Цветика, потому что он любил цветы.

Торопыжку, потому что он всегда торопится.

Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Ответы: Нет, мне его стихи не понравились.

А мне эти стихи понравились.

А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Ответы: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.

Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

11.Итог занятия.

Сегодня мы с вами узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям - носителям имен.