Стартер крутится, но не крутит двигатель. Почему стартер прокручивается. Стартер на «Девятке» не крутит: ищем причину и способ ее устранения Реле работает, но якорь вращается слишком медленно

В процессе эксплуатации транспортных средств независимо от типа установленного двигателя распространенной неисправностью является отказ стартера, в результате чего не получается запустить мотор после включения зажигания. Другими словами, стартер автомобиля не реагирует на поворот ключа в замке зажигания. В таких ситуациях после поворота ключа вместо прокручивания коленвала стартер полностью молчит, жужжит или издает щелчки, но не крутит двигатель. Далее мы рассмотрим основные неисправности, когда стартер никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания, а также другие причины, которые могут вызывать неработоспособность стартера.

Читайте в этой статье

Почему стартер не работает

Стартер автомобиля представляет собой электродвигатель, который питается от и предназначен для запуска или мотора. По этой причине данному устройству свойственны как механические поломки, так и проблемы в электрических силовых цепях или неполадки в области контактов. Если стартер автомобиля не реагирует на поворот ключа в замке зажигания и не издает звуков (при определенных проблемах стартер щелкает или жужжит), тогда проверку следует начать со следующего:

  • определить полноту заряда аккумуляторной батареи (АКБ);
  • произвести диагностику контактной группы замка зажигания;
  • осуществить проверку тягового реле (втягивающего)
  • проверить работоспособность бендикса и самого стартера;

Контактную группу замка зажигания можно проверить очень быстро. Для этого достаточно вставить ключ и включить зажигание. Загорание лампочек на приборной панели четко укажет на то, что контактная группа находится в рабочем состоянии, то есть искать неполадки в замке зажигания следует только в том случае, если на приборной панели указанные лампочки после поворота ключа не горят.

В случае с подозрением на АКБ будет достаточно включить габариты или фары, после чего оценить горение лампочек на приборной панели и т.д. Если указанные энергопотребители горят очень тускло или вовсе не включаются, тогда высока вероятность глубокого разряда аккумулятора. Также следует проверить клеммы АКБ и крепление «массы» к кузову или двигателю. Недостаточный контакт или его отсутствие на клеммах или на проводе «массы» приведет к серьезным утечкам тока. Другими словами, стартеру не будет хватать питания от аккумулятора для запуска двигателя.

Отдельное внимание следует уделить «минусовому» проводу, который идет от АКБ и крепится к кузову автомобиля. Распространенной неполадкой является то, что не постоянно, а с определенной периодичностью. Для устранения рекомендуется отсоединить массу в месте крепления к кузову, хорошо зачистить контакт, после чего повторить попытку запуска двигателя.

Чтобы проверить аккумулятор на автомобиле своими руками нужно снять минусовую клемму, после чего мультиметром замеряется напряжение на выходах АКБ. Показатель ниже 9В будет означать, что аккумулятор разряжен и его необходимо зарядить.

Присутствие характерных щелчков стартера при попытке запуска двигателя, которые также сопровождаются заметным снижением яркости или полным затуханием лампочек на приборной панели, говорит о том, что щелкает втягивающее реле. Указанное реле может щелкать как в случае с разряженным аккумулятором, так и в результате неисправностей самого втягивающего или стартера.

Другие причины, по которым стартер может не реагировать на включение зажигания

В отдельных случаях отмечаются (автосигнализаций, иммобилайзеров). Такие системы попросту блокируют подачу электрического тока на стартер после снятия режима охраны. При этом диагностика показывает полную работоспособность АКБ, силовых контактов и других элементов электрооборудования, которые задействованы при запуске мотора от стартера. Для точного определения необходимо напрямую подать питание от аккумулятора на стартер, то есть в обход других систем. Если стартер работает, тогда высока вероятность выхода из строя противоугонной системы или имммобилайзера автомобиля.

Следующим элементом для проверки является втягивающее реле. При его поломке стартер может:

  • полностью молчать, то есть не издавать никаких звуков после поворота ключа в положение «старт»;
  • жужжать и прокручиваться, но не крутить двигатель;
  • многоразово или однократно щелкать без прокрутки коленвала;

Бендикс и втягивающее

Указанные выше симптомы укажут на то, что неисправность локализуется во втягивающее реле или бендикс не входит в зацепление с маховиком. Отметим, что в случае с бендиксом более характерным признаком является то, что стартер хрустит и не крутит двигатель. Также распространенным признаком поломки стартера является то, что стартер жужжит, но не крутит двигатель.

Для проверки тягового реле следует осуществить подачу напряжения с АКБ на силовую клемму реле. Если двигатель начнет прокручиваться, тогда очевидна неисправность втягивающего стартера. Частой поломкой является подгорание пятаков контактов. Для устранения понадобится осуществить снятие реле для зачистки пятаков. После зачистки необходимо все равно быть готовым к скорой замене тягового реле, так как в заводских условиях контактные пятаки покрываются особой защитой, которая противостоит подгоранию в процессе эксплуатации. Зачистка будет означать, что указанный слой снимается, в результате чего сложно предугадать момент повторного подгорания пятаков втягивающего.

Теперь обратим внимание на бендикс стартера. Бендикс представляет собой шестеренку, через которую крутящий момент от электромотора стартера передается на . Бендикс установлен на едином валу с ротором стартера. Для лучшего понимания необходимо понимать, как работает стартер. Принцип работы заключается в том, что после поворота ключа зажигания в положение «пуск» происходит подача тока на втягивающее реле. Втягивающее передает напряжение на обмотку стартера, в результате чего происходит зацепление бендикса (шестерни) с венцом маховика (венцовая шестерня маховика). Другими словами, происходит совмещение двух шестерен для передачи крутящего момента стартера на маховик.

После запуска мотора (коленвал начинает вращаться самостоятельно) с исправным стартером ключ в замке зажигания отбрасывается назад, электрический ток на тяговое реле больше не поступает. Отсутствие напряжения приводит к тому, что втягивающее выводит бендикс из зацепления с маховиком, в результате чего стартер перестает крутиться.

Износ шестерни бендикса означает, что нормального соединения с венцом маховика не происходит. По этой причине может быть слышен треск во время запуска мотора, а также стартер может свободно крутиться без зацепления и жужжать. Аналогичная ситуация возникает в том случае, если сильно изношены зубья венца маховика. Ремонт предполагает разбор стартера для замены бендикса и/или снятие трансмиссии для замены маховика. Чтобы самостоятельно проверить бендикс, понадобится замкнуть два силовых контакта на тяговом реле. Электрический ток пойдет в обход реле, что позволит определить вращение стартера. В том случае, если стартер легко вращается и жужжит, следует проверять качество зацепления бендикса с маховиком.

Втулки стартера

Частой поломкой также является неисправность втулок стартера. Втулки стартера (подшипники стартера) находятся в передней и задней части устройства. Указанные подшипники необходимы для вращения вала стартера. В результате износа подшипников вала стартера тяговое реле щелкает, но стартер не крутится сам и не прокручивает двигатель. Такая неисправность заключается в следующем:

  • вал стартера не занимает правильного расположения по оси;
  • также происходит замыкание первичной и вторичной обмотки;

Подобная ситуация может привести к тому, что обмотки выгорают, силовые провода плавятся. Иногда возникает короткое замыкание в электроцепях автомобиля, которое вызывает возгорание. В том случае, когда стартер щелкает, но сам не крутится, нельзя длительно удерживать ключ в положении «старт». Рекомендуется осуществить несколько кратковременных попыток запуска, так как есть шанс, что вал сможет вернуться на свое место.

Обратите внимание, даже после удачного запуска ДВС стартер потребует обязательного и незамедлительного ремонта по замене подшипников. Помните, подклинивание вала стартера может привести к замыканию и пожару. Также добавим, что стартер с проблемными втулками может абсолютно исправно работать «на холодную», но отказываться крутить «на горячую».

Если стартер не крутит на горячую или плохо крутит двигатель после прогрева, тогда необходимо:

  • проверить АКБ, клеммы аккумулятора и силовые контакты. Если аккумулятор исправен и перед поездкой был 100% заряжен, но после разрядился, тогда следует проверить реле регулятор генератора, ремень генератора, натяжной ролик и сам генератор. Это позволит исключить разряд аккумулятора и его последующий недозаряд в движении;
  • затем следует уделить внимание системе зажигания и системе топливоподачи, проверить свечи зажигания. Отсутствие замечаний к работе указанных систем, которое сопровождается тем, что плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе, укажет на неисправность стартера.

Обратите внимание, устройство сильно нагревается вместе с мотором в подкапотном пространстве. Нагрев стартера приводит к тому, что происходит тепловое расширение определенных элементов внутри устройства. После ремонта стартера и замены втулок указанное расширение происходит с подшипниками стартера. Ошибка при подборе нужных размеров втулок может приводить к подклиниванию вала, в результате чего стартер не крутится или крутится очень вяло на прогретом моторе.

Так как стартер является электромотором, электродвигатель работает во время подачи напряжения на первичную обмотку от аккумулятора через щетки. Щетки выполнены из графита, в результате чего они стираются за довольно короткий промежуток времени.

Достаточно распространена схема, когда по достижении критического износа щеток стартера электричество не подается на втягивающее реле. В этом случае после поворота ключа зажигания стартер никак не будет реагировать, то есть водитель не услышит жужжания электромотора или щелчков тягового реле стартера. Для ремонта потребуется осуществить разбор стартер, после чего необходимо осмотреть щетки, которые могут отработать свой ресурс и требовать замены.

В конструкции автомобильного стартера также подвержены износу обмотки. Характерным признаком является горелый запах во время запуска мотора, который укажет на скорую поломку стартера. Как и в случае со щетками, стартер нужно разбирать, после чего производится оценка состояния обмоток. Сгоревшие обмотки темнеют, слой лака на них выгорает. Добавим, что обычно обмотка стартера горит от перегрева в том случае, если двигатель долго крутят при осложнении запуска ДВС.

Подводя итоги хотлось бы отметить, что стартер можно крутить не более 5-10 сек, после чего обязательна пауза на 1-3 мин. Игнорирование этого правила приводит к тому, что неопытные водители умудряются посадить АКБ и быстро спалить полностью исправный стартер в том случае, если мотор долго не заводится. В подобной ситуации стартер зачастую необходимо менять, так как качественно перемотать сгоревшие обмотки стартера по цене выходит не намного дешевле, чем купить новый стартер.

Читайте также

Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации.

  • Стартер щелкает и/или жужжит, но мотор не крутится. Главные причины поломок стартера, диагностика и устранение неисправностей своими руками.


  • В процессе эксплуатации машины одной из часто встречаемых проблем является отказ стартера. В результате чего, после включения зажигания не удается запустить двигатель, стартер не крутит. В таких случаях слышаться щелчки, жужжание или вовсе тишина. Причин, по которым стартер не крутит масса, но для начала давайте определимся точно, в чём конкретно проблема, возможно причина в другом?

    Итак, первым делом проверьте АКБ, так как при недостаточном заряде подающих «сил» просто не хватит на прокрутку стартера. Включаем габариты или сигнал, если они работают, ищем дальше. Попутно не забывая проверить клеммы АКБ и контакты минусового провода к мотору или кузову. Возможно, из-за недостаточного контакта будут происходить большие утечки тока, по этой причине стартеру банально не хватает «сил». Да и не забудьте проверить напряжение АКБ, откиньте клеммы и померяйте показатели вольтметром. Меньше 9В уже означает, что батарея посажена .

    Проверьте контактную группу, сделать это проще простого. Достаточно провернуть ключ в зажигании и убедится, что контрольные лампочки на «приборке» загорелись. В противном случае, искать первопричину стоит именно в контактной группе.

    Не работает стартер, в чем проблема?

    Перегорел питающий провод втягивающего реле.

    Пропал «минус», то есть контакт от стартера на кузов.

    «Глюки» сигнализации или .

    В первых трёх случаях проблема ясна, а вот, как на работу стартера влияет система безопасности? Всё до банальности просто, как сигнализация, так и иммобилайзер штатный, устроен для того, чтобы не позволить угнать или проникнуть в автомобиль. При активированном режиме, системы размыкают цепь питания стартера мотора. То есть, завести машину у вас не получится. Поэтому бывает, что «сигналка» или иммобилайзер «глючит», не отключается, остается в активированном режиме и не «дает» контакт на стартер. Самостоятельно вряд ли, что сумеете сделать, лучше обращаться к специалисту. В противном случае, владельцы авто имея даже базовые знания в электронике, могут прибавить «головняка». Лучше сразу к специалисту.

    На этом, в принципе, электрический блок проблем закончен. Другие проблемы по электронике, связанные с уровнем заряда АКБ, наличием контакта в зажигании и тому подобное. Напрямую к стартеру отношение не имеют.

    Механические проблемы

    Зачастую, проблемы встречаются именно смешанного характера механическо-электрического толка. Итак:

    Неисправности втягивающего реле и бендикса

    Нужно понимать, зачем нужно втягивающее? Из самого названия ясно, что оно, что-то втягивает, а именно втягивает две шестеренки при подаче на него тока, одна из них это бендикс, вторая шестеренка маховика. То есть одна шестеренка раскручивает другую и так происходит запуск двигателя. Если нет контакта с втягивающего (обломан, перегорел) на бендикс не будет подаваться ток. В другом случае проблема конкретно с бендиксом, стерлись зубья шестеренки.

    Износ щеток и обмотки

    Передача «момента» от электромотора на бендикс происходит как раз через щетки. Поэтому им не чужден износ. Более того, ресурс щеток на каждой модели стартера регламентируется заводом изготовителем (в среднем около 100 00-150 000 км). При изношенных щетках втягивающие будет щелкать, издавая характерный звук .

    Перегорела или замкнула обмотка «якоря», в таком случае о производстве электричества и речи быть не может.

    Износ втулок стартера

    Втулки - это те же подшипники, располагающиеся в верхней и нижней части агрегата. Они служат для нормально обеспечения вращения «якоря», то есть вала стартера. Если втулки разбиты или покосившиеся, вал не будет проворачиваться, или будет занимать неправильное положение по оси, будет происходить замыкание. При всём этом, «горит» обмотка «якоря», питающие кабеля, плавятся клеммы. Помните, подклинивающий вал, может привести к замыканию и последующему возгоранию автомобиля.

    Что делать?

    В зависимости от того, есть ли у вас навыки в ремонте или нет, если таковых нет, рекомендуем обращаться к специалистам. Но, если руки всё-таки из «нужного места», прислушайтесь к нашим советам. Итак, ищем проблему:

    Проверка контактов реле.

    Замеряем напряжение между «плюсом» мотора стартера и «землей». При повороте ключа, вольтметр должен показать максимальное напряжение, в противном случае, зачищаем контакты на реле и проверяем цепь. Зачастую горят «пятаки» контактов .

    Проверка бендикса.

    О неисправности расскажет доносящийся хруст при повороте ключа. Значит бендикс не входит в зацепление с шестеренкой маховика, изношены зубья на нём или на шестеренки, отходящей от маховика. Для проверки необходимо замкнуть два контакта на втягивающем реле. В таком случае, ток пойдет напрямую на «якорь». В случае если ротор будет легко вращаться и жужжать, но при этом двигатель не запускается, нужно проверять качества зацепления бендикса. Снимать деталь, а там уже видно будет, в чём проблема.

    Проверка обмотки и щеток.

    Отчетливо скажет о выходе из строя обмотки, запах горелого. Визуально проверить износ щёток, можно только разобрав стартер. Определить причину в щётках можно, если при повороте ключа, втягивающее щелкает, но ротор не прокручивается. Имейте виду, что при этом должен быть исправен бендикс.

    Проблема во втулках.

    Напрямую на неисправность втулок ничего не указывает, необходим разбор устройства, если все предыдущие причины были исключены. Но, о проблеме с втулками, может «намекнуть»:

    Сильный нагрев стартера;

    Проблема с запуском ДВС на «горячую», хотя на « » мотор запускается без проблем.

    Заключение

    Как видим, причин довольно много, почему может не работать стартер, поэтому важно вовремя исследовать устройство и выявить неисправность, не доводя до более плачевных последствий, чем просто замена одного стартера.

    Кстати, имейте виду, что стартер может крутиться, но не запускать мотор, ещё по причине обрыва ремня . Об этом говорит тот факт, что стартер увеличил количество оборотов, то есть попросту стал быстрей крутиться .

    В общем, если у вас имеется навык ремонта автомобиля, можно попытаться устранить проблему самостоятельно. Но, лучше, конечно, обращаться к специалистам, желательно проверенным.

    Самому приходилось сталкивать с проблемой на ВАЗ 2106, когда стартер отказывался работать при повороте ключа зажигания. И случалось это даже не один раз, и что самое интересное — всегда были совершенно разные проблемы. Причин, почему не крутит стартер, может быть множество и стоит рассмотреть их более подробно, а также пути их устранения.

    • Сел аккумулятор . Конечно опытные водители сразу поймут, когда аккумулятор разряжен, но некоторые новички вполне могут и не понять, что причина именно в разрядке АКБ. Достаточно просто включить ближний свет и посмотреть, насколько ярко светят лампы. Обычно, если аккумулятор сел достаточно сильно, то лампы могут светиться в пол накала, или же вовсе не загореться. В этом случае необходимо произвести зарядку аккумуляторной батареи.
    • Плохой контакт клемм АКБ . Бывает и такое, что вроде бы все приборы и лампочки на щитке приборов светятся, электроприборы работают, а вот стартер не крутит. Если контакт на одной из клемм будет плохим, но силы тока на прокрутку стартера может не хватить. Чтобы этого избежать, необходимо после каждого снятия и установки аккумулятора смазывать клеммы густой смазкой, типа литол, и такой проблемы не возникнет!
    • Неисправен замок зажигания . Думаю, что некоторым владельцам ВАЗ 2106 приходилось сталкиваться с такой проблемой, когда именно из-за замка зажигания стартер не крутил. То есть, вы поворачиваете ключ в положение запуска, но никакой реакции не происходит. Чтобы проверить эту теорию, достаточно перемкнуть нужные провода, идущие к замку, и если стартер заработал, значит причина именно в нем. В данном случае необходимо будет .
    • Неисправность втягивающего реле . Обычно при такой проблеме, при попытке запуска двигателя либо вообще ничего не происходит, либо слышны щелчки, но сам вал стартера не крутится! Проверить втягивающее можно следующим образом: замкнуть два контакта с гайками на стартере, если он заработал — .
    • Износ щеток, обрыв цепи в обмотке якоря . В таком случае признаков жизни устройства при попытке пуска мотора вы не услышите. А чтобы разобраться, в чем именно причина, поможет полная разборка механизма и его диагностика.

    Проблемы со стартером могут возникнуть независимо от того, какой марки у вас автомобиль и сколько ему лет. Что уж говорить о легенде советского автопрома ВАЗ «копейка» 2101, если последняя машина этой модели сошла с конвейера в 1984 году. Несмотря на почетный возраст, эти авто и сегодня колесят по дорогам бывшего Союза, а владельцы продолжают ремонтировать их в своих гаражах. В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой стартер ВАЗ-2101, какие неисправности чаще всего у него возникают, а также рассмотрим методы их устранения.

    Особенности конструкции «копеечного» стартера

    Первые «копейки» оснащались пусковыми устройствами СТ-221. Их конструкция состояла из:

    • корпуса, являющегося одновременно статором с обмотками возбуждения;
    • двух торцевых крышек;
    • якоря (ротора) с коллектором и приводом;
    • втягивающего реле.

    По сути, ССТ-221 - это классический четырехполюсный электродвигатель, потребляющий постоянный ток от аккумуляторной батареи. Особенностью этого устройства являлся коллектор с поперечно расположенными пластинами. В принципе, все электрические двигатели в то время имели такую конструкцию.

    Со временем ССТ-221 заменил новый стартер ВАЗ-2101 модификации 35.3708. Он, кстати, выпускается и сегодня. Практически все ВАЗ «классика» комплектовались именно им. Конструктивно он отличается от предшественника лишь наличием дополнительной обмотки продольным коллектором и усовершенствованным статором. Все остальные элементы остались прежними, что позволяло и позволяет без проблем менять устаревшую модель устройства запуска на новую без каких-либо доработок.

    Признаки неисправности стартера

    Неисправный стартер ВАЗ-2101 при попытке может подавать следующие признаки:

    • втягивающее реле не срабатывает (не щелкает), ротор не вращается;
    • реле работает, но якорь вращается слишком медленно;
    • тяговое реле срабатывает многократно, но якорь не крутит маховик;
    • реле работает, стартер крутит, но не вращает маховик;
    • работа пускового устройства сопровождается нехарактерным звуком;
    • стартер ВАЗ-2101 работает нормально, но при отпускании ключа зажигания не отключается.

    Теперь рассмотрим каждый из признаков более детально.

    Тяговое реле не срабатывает, якорь не вращается

    Подобные симптомы могут свидетельствовать о том, что:

    • неисправен или полностью разряжен аккумулятор;
    • пропал контакт на полюсных выводах АКБ или на соединении наконечника плюсового провода и клеммы стартера;
    • произошло или обрыв в обмотке (обмотках) втягивающего реле;
    • заедает якорь втягивающего устройства.

    Реле работает, но якорь вращается слишком медленно

    Если при запуске двигателя реле срабатывает, но стартер не развивает необходимые обороты, это может говорить о том, что:

    • аккумуляторная батарея разряжена;
    • имеет место окисление контактов на АКБ или на втягивающем реле;
    • подгорели пластины коллектора;
    • износились щетки;
    • какая-то из положительных щеток замыкает на «массу».

    Реле срабатывает многократно, но якорь не вращается

    Если втягивающее реле стартера ВАЗ-2101 срабатывает несколько раз подряд при повороте ключа, но якорь не вращает маховик, причиной этому может быть:

    • разряд аккумулятора;
    • в цепи из-за окисления контактов;
    • короткое замыкание или обрыв в удерживающей обмотке тягового реле.

    Стартер работает, но маховик двигателя не вращается

    В этом случае могут иметь место следующие неисправности:

    • сломан или сошел с оси рычаг включения муфты свободного хода;
    • пробуксовка муфты;
    • сломана буферная пружина;
    • повреждение поводкового кольца муфты свободного хода.

    Пусковое устройство работает, но издает необычный шум

    Работа стартера сопровождается нехарактерным звуком при:

    • ослабленном креплении и перекосе устройства;
    • повреждении крышки со стороны привода;
    • износе втулок подшипников или шеек вала;
    • нарушении крепления полюсов статора (контакт полюса с якорем);
    • повреждении зубьев привода или венца маховика.

    Стартер вовремя не отключается

    Причинами того, что стартер после запуска двигателя не отключается, могут быть:

    • заедание рычага привода;
    • ослабление пружин тягового реле или муфты свободного хода;
    • заедание якоря втягивающего реле;
    • заедание муфты на шлицах якорного вала.

    Прежде чем приступить к ремонту

    Обнаружив, что ВАЗ-2101, не спешите ехать на станцию технического обслуживания или демонтировать устройство. Для начала следует убедиться, что причина именно в нем, а не в АКБ или проводке. Первым делом проверьте состояние выводных Если на них имеются следы окисления, снимите с них провода и тщательно очистите их. Чтобы проверить исправность проводки, возьмите отрезок многожильного кабеля и с его помощью соедините плюсовой вывод на стартере с соответствующей клеммой аккумулятора. Так вы напрямую подключите пусковое устройство к источнику питания. Делать это, естественно, нужно при включенном зажигании и выключенной передаче. Если стартер сработает, и ваш ВАЗ «копейка» нормально заведется, причину необходимо искать в проводке или замке зажигания. В ином случае пусковое устройство нужно будет демонтировать для дальнейшей диагностики и ремонта.

    Снимаем стартер

    Для снятия стартера в «копейке» поднимите капот, отсоедините клеммы от аккумулятора и демонтируйте шланг отбора теплого воздуха, идущий от двигателя к воздушному фильтру. Далее необходимо отсоединить теплоизоляционный щиток. Сам стартер во всех без исключения автомобилях ВАЗ «классика» крепится к картеру сцепления тремя болтами на 13. Отворачиваем их соответствующим ключом. После этого откручиваем гайку крепления плюсового провода к клемме пускового устройства. Теперь стартер можно извлекать, сдвинув его немного вперед.

    Ремонт тягового реле

    Первым делом откручиваем гайку на втягивающем реле, которая находится ближе к корпусу электродвигателя. Снимаем со шпильки вывод обмоток. После этого отворачиваем три гайки крепления реле, отсоединяем его от статора.

    Открутив гайки на обеих шпильках, необходимо аккуратно отпаять два контакта обмоток, находящихся на задней крышке. После этого ее можно снимать. Внимательно осмотрите состояние всех элементов реле: пружины, контактной пластины, пятаков (контактных болтов). Последние, кстати, очень часто пригорают, поэтому их рекомендуется зачистить мелкой шкуркой до блеска. Также необходимо поступить и с пластиной. Если признаки неисправности стартера указывают на реле, обязательно проверьте (прозвоните) тестером его обмотки. Убедившись в работоспособности устройства, его можно собирать в обратной последовательности. В случае неисправности какой-либо из его деталей, потребуется ее замена либо же замена всей запчасти в сборе.

    Если вы чувствуете, что не в силах самостоятельно починить реле стартера ВАЗ-2101, можете просто его заменить. Тем более что стоит оно около 500 рублей.

    Разборка, диагностика и ремонт стартера

    Переходим к самому стартеру. Чтобы его разобрать, открутите отверткой с крестовой битой два винта задней крышки. Сняв ее, аккуратно подденьте стопорное кольцо вала и шайбу. Далее откручиваем ключом на 10 два болта, которыми стянут корпус устройства. После этого отверткой нужно отвернуть четыре винта, которые крепят выводы обмоток статора. Теперь можно извлекать якорь. Сделав это, отсоедините крышку от статора.

    Переходим к диагностике. Проведя ее, мы определимся, что нам предстоит: ремонт стартера ВАЗ-2101 или его замена. Начинаем со щеток. Они расположены в щеткодержателе задней крышки. Извлеките их из своих посадочных мест и оцените их состояние. При наличии трещин, сколов, следов на их поверхностях, щетки нужно заменить. При помощи линейки или штангенциркуля замеряйте высоту каждой из этих деталей. Она не должна быть меньше 12 мм. Если хоть одна из них имеет износ, превышающий указанный показатель, необходимо заменить весь комплект щеток.

    Внимательно осмотрите медные ламели (пластины) коллектора. Они не должны иметь следов повреждений. В противном случае менять придется весь ротор.

    Для проверки целостности обмоток статора нам потребуется омметр. Он подключается к общему выводу обмоток и корпусу стартера. При показаниях прибора сопротивления менее 10 кОм межвитковое замыкание налицо.

    Если у вас под рукой не нашлось омметра, тест можно провести с помощью отрезка изолированного провода с вилкой под стандартную розетку и обычной лампы накаливания на 220 В. Напряжение подается через нее на общий вывод и на массу (корпус устройства). При исправных обмотках лампа гореть не будет. Естественно, этот тест небезопасен, поэтому его не рекомендуется проводить людям, незнакомым с основами электротехники.

    Обратите внимание на детали привода стартера. Они не должны иметь следов износа или повреждений. Шестерня привода обязана легко вращаться в направлении проворачивания вала стартера. Напоследок осмотрите втулки крышек устройства. В случае их видимого износа, замените их новыми.

    При обнаружении серьезных неисправностей, как, например, обрыв или замыкание обмоток, повреждение корпуса статора, чтобы не заморачиваться с ремонтом, который обойдется в круглую сумму, проще купить новый стартер ВАЗ-2101. Цена на устройство, в зависимости от его модификации и производителя, варьируется в пределах 3000-3500 рублей. Ну, а чтобы он не ломался, придерживайтесь правил его эксплуатации, предусмотренных заводом-изготовителем.

    Причинами того, что не крутит стартер может быть неисправность втягивающего реле, слабый заряд аккумулятора, плохие электрические контакты в схеме, механическая поломка стартера и так далее. Каждому автовладельцу будет полезно знать, что делать в случае, когда стартер не крутит двигатель . Ведь в большинстве случаев ремонт можно выполнить собственноручно. Тем более что поломка обычно возникает в самый непредвиденный момент, когда нет возможности воспользоваться помощью автомастера. Далее детально рассмотрим причины неисправности и методы их устранения.

    Рассматриваемые случаи:

    Признаки неисправности стартера

    Причин того что на самом деле существует много. Однако неисправность стартера можно определить по появлению одного или нескольких перечисленных ниже признаков:

    • стартер не включается;
    • стартер щелкает, но не крутит коленчатый вал двигателя;
    • при включении стартера коленвал вращается очень медленно, из-за чего двигатель не запускается;
    • слышен металлический скрежет шестерни , которая не входит в зацепление с коленвалом.

    Причины почему стартера не крутит

    Зачастую причиной того что не заводится машина и стартер не прокручивает маховик, является разряженный аккумулятор . Эта причина не связана напрямую с поломкой стартера, однако перед диагностикой этого узла необходимо проверить заряд аккумуляторной батареи, и при необходимости дозарядить ее. Большинство современных автомобильных сигнализаций блокирует цепь стартера при условии, что уровень напряжения от аккумулятора равен 10 В и ниже. Поэтому вы не сможете запустить двигатель при таком условии. Чтобы этого не случилось следите за уровнем заряда аккумулятора и при необходимости периодически подзаряжайте его. Также помните о . Однако будем допускать, что с уровнем заряда АКБ все в порядке.

    Рассмотрим частный один частный случай… Владельцы автомобиля “Форд Фокус 2” 2007-2008 годов выпуска могут столкнуться с проблемой, когда стартер не крутит вследствие ошибки оригинального иммобилайзера. Диагностировать эту поломку очень просто - для этого достаточно запустить питание АКБ напрямую на стартер. При этом он работает без проблем. Как правило, официальные дилеры меняют иммобилайзер по гарантии.

    Причинами того, что стартер не крутит и “не подает признаков жизни”, могут быть следующие ситуации:

    • Ухудшение или исчезновение контакта в цепи стартера . Это может произойти вследствие коррозии или ухудшения болтовой затяжки проводов. Речь идет об основном контакте “массы”, закрепленном на корпусе машины. Также необходимо проверить, “массу” основного и втягивающего реле стартера. По статистике, в 80% случаев проблемы с неработающим стартером сводятся к неисправностям в электросхеме автомобиля. Поэтому чтобы устранить проблему, необходимо провести ревизию проводки, то есть, осмотреть цепь питания стартера, подтянуть болтовые соединения на колодках и клеммах. С помощью мультиметра проверьте наличие напряжения на управляющем проводе, идущем к стартеру, возможно он поврежден. Для его проверки можно замкнуть стартер “напрямую”. Как это сделать описано ниже.
    • Неисправность втягивающего реле стартера . Это может быть обрыв его обмоток, короткое замыкание в них, механическое повреждение внутренних узлов и так далее. Необходимо провести диагностику реле, найти и устранить неисправность. Дополнительную информацию о том, как это сделать вы найдете в соответствующем .
    • Короткое замыкание в обмотке стартера . Это достаточно редкая, однако критичная проблема. Она возникает чаще всего у стартеров, которые используются длительный срок. Со временем изоляция на их обмотках разрушается, вследствие чего возможно появление межвиткового короткого замыкания. Также это может произойти из-за механического повреждения стартера или при воздействии на него агрессивных химических веществ. В любом случае необходимо проверить наличие КЗ, и если оно имеет место, то решением будет не ремонт, а полная замена стартера.

    • Проблемы с контактной группой замка зажигания , которая может быть причиной того, почему не крутит стартер. Если повреждены контакты в замке зажигания, то через них не проходит ток на электродвигатель, соответственно, он не будет крутиться. Проверку можно осуществить с помощью мультиметра. Проверьте, подается ли напряжение на замок зажигания, и отходит ли оно от него при повороте ключа. Также нужно обязательно проверить предохранители контактной группы (обычно находятся в салоне, под “торпедой” с левой или с правой стороны).
    • Пробуксовка муфты свободного хода привода стартера. В этом случае ремонт невозможен, необходима замена механического привода стартера.
    • Привод туго ходит по резьбе вала. Для устранения необходимо разобрать стартер, очистить резьбу от мусора и смазать ее машинным маслом.
    • Несоответствие вязкости моторного масла температурному режиму. Такая ситуация может возникнуть, когда масло в двигателе на большом морозе сильно загустело, и не дает коленвалу нормально вращаться. Решением проблемы является на аналог с соответствующей вязкостью.
    • Разряд аккумулятора . Если он недостаточно заряжен, то энергии не хватает на то, чтобы с нормальной скоростью крутить коленвал посредством стартера. Выход - зарядить аккумулятор или заменить его в случае, если он плохо держит объем заряда. Особенно эта ситуация актуальна для зимы .
    • Нарушение контакта щеток и/или слабая затяжка наконечников проводов , идущих к стартеру. Для устранения этой поломки необходимо провести ревизию щеточного узла, при необходимости поменять щетки, почистить коллектор, отрегулировать натяжение пружин в щетках или поменять пружины.

    В некоторых современных машинах (например, ВАЗ 2110) электросхема создана таким образом, что при значительном износе щеток стартера напряжение вовсе не подается на втягивающее реле. Поэтому при включении зажигания оно не будет щелкать.

    Перечислим еще несколько нетипичных ситуаций, из-за которых не крутит стартер как на холодную, так и на горячую. Итак:

    • Проблема с проводом управления , который подходит к стартеру. В случае повреждения его изоляции или контакта невозможно будет запустить двигатель с помощью ключа. Рекомендуем вам провести его ревизию. Для этого вам понадобится помощь другого человека. Один из вас должен с помощью ключа зажигания пытаться запустить двигатель, а другой в это время дергает провод, пытаясь “поймать” положение, при котором возникнет необходимый контакт. Еще один вариант - подать на упомянутый провод управления прямой “+” с аккумулятора. Если двигатель заведется - искать причину необходимо в замке зажигания, если нет - в изоляции или целостности провода. Если проблема в поврежденном проводе, то лучшим вариантом является его замена.
    • Иногда в статоре стартера отклеиваются от корпуса постоянные магниты . Для устранения поломки нужно разобрать стартер и заново приклеить их на отведенные им места.
    • Выход из строя предохранителей . Это не частая, но вероятная причина того, что стартер не работает и не крутит двигатель. В первую очередь речь идет о предохранителях для контактной группы системы зажигания.
    • Слетает возвратная пружина на втягивающем реле стартера. Для устранения неисправности достаточно снять указанное реле и установить на место пружину.

    Стартер щелкает, но не крутит

    Ревизия щеток стартера на ВАЗ-2110

    Очень часто при неисправностях стартера виноват не сам этот механизм, а его втягивающее реле. Важно понимать, что при включении зажигания щелкает не стартер, а упомянутое реле. Неисправности заключаются в одной следующих причин:

    • Выход из строя силового провода, который соединяет обмотки стартера и тяговое реле. Для решения проблемы необходимо выполнить его замену.
    • Значительный износ втулок и/или щеток стартера. В данном случае нужно провести их замену.
    • Замыкание на обмотке якоря. Проверить это можно с помощью мультиметра. Как правило, обмотку не ремонтируют, а покупают и устанавливают другой стартер.
    • Замыкание или обрыв одной из обмоток стартера. Ситуация аналогичная предыдущей. Необходимо произвести замену устройства.
    • Вилка в бендиксе сломана или деформирована. Это механическая поломка, которую сложно исправить. Оптимальным решением в данной ситуации будет замена бендикса или отдельно вилки (при возможности).

    Не крутит стартер на горячую

    Запуск двигателя напрямую

    Иногда у автовладельцев возникают проблемы, когда стартер не крутит “на горячую”. То есть, при холодном двигателе, после длительной стоянки машина заводится без проблем, а при значительном нагреве возникают проблемы. В данном случае самой распространенной проблемой являются неправильно подобранные втулки стартера, то есть, имеющие меньший чем нужно диаметр. При нагреве происходит естественный процесс увеличения размеров деталей, из-за чего вал стартера подклинивает и не вращается. Поэтому выбирайте втулки и подшипники в соответствии с мануалом к вашему автомобилю.

    Также в сильную жару возможно ухудшение контактов в электросистеме автомобиля. Причем это касается всех контактов - на клеммах аккумулятора, втягивающем и основном реле стартера, на “массе” и так далее. Поэтому рекомендуем вам провести их ревизию, почистить и обезжирить.

    Замыкание стартера напрямую отверткой

    Методы аварийного запуска двигателя

    Когда стартер не щелкает и не издает вообще никаких звуков, то двигатель можно запустить, если замкнуть его “напрямую”. Это не самое лучшее решение, однако в тех случаях, когда вам нужно срочно ехать и другого выхода нет, можно воспользоваться им.

    Рассмотрим ситуацию как запустить двигатель напрямую на примере автомобиля ВАЗ-2110. Итак, последовательность действий будет следующей:

    • включить нейтральную передачу и установить машину на ручной тормоз;
    • включить зажигание путем поворота ключа в замке и открыть капот, так как дальнейшие действия будем проводить в моторном отсеке;
    • снять воздушный фильтр со своего посадочного места и отвести его в сторону с тем, чтобы добраться до контактов стартера;
    • отсоединить фишку, идущую к контактной группе;
    • металлическим предметом (например, отверткой с широким плоским жалом или куском провода) замкнуть клеммы стартера;
    • в результате этого при условии исправностей других перечисленных выше узлов и заряженного аккумулятора машина заведется.

    После этого установите назад фишку и воздушный фильтр. Интересным является тот факт, что в большинстве случаев двигатель будет в дальнейшем запускаться с помощью ключа зажигания. Однако следует помнить, что поломка все же осталась, поэтому ее необходимо искать самостоятельно или отправляться за помощью в автосервис с тем, чтобы устранить ее.

    Аварийный запуск двигателя

    Предлагаем для вас еще один метод, который пригодится вам в случае необходимости экстренного запуска двигателя. Он подходит только для переднеприводных легковых автомобилей с механической коробкой передач! Алгоритм действий следующий:

    • необходимо поддомкратить машину, вывесив любое из передних колес;
    • вывернуть вывешенное колесо до упора наружу (если левое колесо - то влево, правое - вправо);
    • намотать на поверхность покрышки буксировочный трос или крепкую веревку 3-4 раза, оставляя свободными 1-2 метра;
    • включить ТРЕТЬЮ передачу;
    • повернуть ключ в замке зажигания;
    • сильно дернуть за конец троса, пытаясь раскрутить колесо (лучше делать это не на месте, а с небольшим разбегом);
    • когда машина завелась, первым делом установите нейтральную передачу (делать это можно без нажатия на педаль сцепления) и подождите, пока колесо полностью остановится ;
    • опустите вывешенное колесо на землю.

    При проведении описанной процедуры будьте предельно осторожны и соблюдайте необходимые меры безопасности, чтобы не травмироваться самому и не повредить машину.

    Описанный метод с раскручиванием колеса переднеприводных машин напоминает метода запуска кривого стартера (с помощью заводной рукоятки), используемого в старых заднеприводных машинах (например, ВАЗ “классика”). Если в последнем случае стартер раскручивается с помощью рукоятки, то в переднеприводных он раскручивается от полуоси, на которой находится поднятое колесо.

    Заключение

    Стартер - несложный, но чрезвычайно важный механизм в автомобиле. Поэтому его поломка является критичной , так как не позволяет запустить двигатель. В большинстве случаев проблемы связаны с электропроводкой автомобиля, плохими контактами, обрывом проводов и так далее. Поэтому в случае, когда стартер не крутит и не запускает двигатель, первым делом рекомендуем вам провести ревизию контактов (основной “массы”, контактов реле, замка зажигания и т. п).