Забвение корабля «Воронежский комсомолец» на нашей совести. Он поставил рекорд долголетия больших десантных кораблей не только на ЧФ, но и во всем ВМФ (фото) Корабль 1171 тапир

, по классификации НАТО - «Alligator» class - серия из 14 (БДК) больших десантных четырех модификаций, построенных в Советском Союзе в 1964-1975 годах. Четыре корабля из этой серии до сих пор стоят на службе Тихоокеанского и России. Остановимся на них поподробней, кстати по местам службы и морских походах можно отследить зоны интересов и влияния именно СССР, у России интересов не меньше, к сожалению возможности просто не сопоставимы.

  • Проект 1171 Тапир, БДК -69, переименованный в 2002 году в "Орск", спущенный на воду в 1968 и в том же году вступил в строй и вошел в под бортовым номером 148.

    БДК -69 переименованный в 2002 году в Орск

  • БДК-10, затем -69 под бортовым номером 150, с 18 августа 1966 г находится в составе Черноморского флота СССР, а сейчас России. «Воронежский комсомолец» в 2003 переименован в "Саратов". Первые годы службы базировался в портах Египта и Сирии, в 1999 году осуществлял переброску личного состава и техники миротворческих сил Российской Федерации в Грецию. В середине 2000-го осуществлял перевозку техники и вооружения российских войск из Батуми в Новороссийск.

  • БДК «Николай Фильченков» бортовой номер №152, в строю Черноморского флота с декабря 1975 года. В 1976, 1977, 1978 г.г, часть времени дислоцировался в портах Анголы. В августе - сентябре 2000 года, совместно с большим десантным кораблем "Саратов", этого же проекта 1171 Тапир, занимался переброской оружия и техники российских войск из Батуми в район Новороссийска.

  • БДК "Николай Вилков" под номером 081, единственный из БДК корабли проекта 1171 Тапир , находящийся на вооружении Тихо океанского флота России, в строю с 1974 года. БДК "Николай Вилков" совершил 7 боевых служб в Индийском океане. В девяностых принимал участие в совместных учениях "Галфекс-22" в зоне Персидского залива, совместно с Военно-морскими силами Англии, Франции и конечно же США. Во время землетрясения в районе Южных Курил, оказал помощь пострадавшему населению.

    Большой десантный корабль проекта 1171, Николай Вилков на параде на День ВМФ, фото 30 июля 2006 года

БДК корабли проекта 1171 Тапир фото можно было использовать как для военных, так и для гражданских целей, но из-за этого первоначальные характеристики проекта были изменены. Судно должно было: обладать высокой экономичностью, хорошими каютами для экипажа и одновременно нести разноплановое вооружение и специальное оборудование, обладать повышенной непотопляемостью, большой скоростью и использовать весь объем трюмов.
Внешне гражданские, корабли проекта 1171 использовались только в интересах военного флота.
БДК предназначены для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна (а плавающей техники - на воду) и для переброски морем войск и грузов.

Большой десантный БДК-182, высадка на побережье фото 90-е годы

На корабле класса 1171 можно разместить 20 или 45 (или боевых машин пехоты), или 52 грузовых автомобиля (типа ЗИЛ-131). Численность десанта (в зависимости от модификации корабля) составляет 313 или 440 человек. БДК может перевозить до 1000 т полезных грузов. На носу БДК находится десантная аппарель в виде раздвижных носовых и кормовых ворот. Класс «Тапир» вооружен одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установкой (АУ) калибра 57-мм, двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град-М» и двумя-тремя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Стрела-3».
БДК корабли проекта 1171 Тапир фото из истории создания
В конце 1950-х годов у советского военно-морского флота (ВМФ) появилась потребность в создании большого десантного корабля океанской зоны действия.

БДК «Саратов» перед высадкой морского десанта во время батальон-тактических учений морской пехоты

И в 1959 году руководство ВМФ сформулировало техническое задание (ленинградскому ЦКБ-50) на разработку БДК проекта 1171 с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными данными западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время можно было бы использовать как десантный. Оба проекта объединили в один под общим обозначением: проект 1171 «Тапир» . Но а решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных двигателях (ВМФ требовалась скорость до 17 узлов) становилась нерентабельной. Головной проекта 1171 «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года, спущен на воду - 1 июля 1964-го, а принят в боевой состав флота - 18 августа 1966 года.

Большие десантные корабли Черноморского флота ученья 1997 год

Корабли проекта 1171 строились в Калиниграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» с 1964-го по 1975 год. Всего было построено 14 кораблей (из 15 запланированных) в четырех вариантах. Четыре БДК данной серии до сих пор служат на Черноморском и Тихоокеанском флотах России смотри данные выше по тексту.
БДК корабли проекта 1171 Тапир фото , конструкция - это многопалубный типа Ro-Ro с твиндеком (длина которого - 90 м, ширина - 9 м), проходящим по всей длине корабля, с развитой надстройкой, в которой размещены помещения управления кораблем, каюты экипажа и т. п.

БДК типа 1171 «Тапир», вид сверху Николай Вилков у стенки Дальзавода

В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше - мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения. Надстройка корабля располагается только на корме, где имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса (при швартовке кормой). Отсек для бронетехники находится в носовой части, там же имеется десантная аппарель (закрытая раздвижными воротами). Погрузка техники может осуществляться своим ходом через носовое или кормовое посадочные устройства. В первом и в четвертом твиндеках расположены кубрики для размещения десанта. На судне имеются краны для погрузки грузов на верхнюю палубу либо в твиндек через люки в верхней палубе.

Большой десантный БДК-69 и корабль комплексного снабжения Березина (потребность есть, но его пустили на иголки) Севастополь фото 2000 г

Главная энергетическая установка (ГЭУ) БДК включает в себя два дизеля 58А суммарной мощностью до 18 000 л. с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Корабль оборудован навигационной радиолокационной станцией (РЛС) «Дон» и средствами радиосвязи.

Тем кому интересно судьба кораблей этой серии, смотри таблицу.

КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»

ТТХ БДК корабли проекта 1171 Тапир фото

  • Водоизмещение 3040/4650 т.
  • размерения длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
  • Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А, 2 винта
  • Вместимость 47 единиц техники и 313 чел
  • Вооружение 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела" 24 ракеты, 2х22 ПУ НУРС
  • Скорость хода 16/5 узла, дальность плавания 10000 миль при 15 узлах.
  • Экипаж 69 человек.

Развитием проекта 1171 стал большой десантный корабль 11711 «Иван Грен», строящийся с 2004 года для ВМФ России, "впечатляющими темпами" но пока еще так и не построен.

БДК проекта 11711 Иван Грен заложен к постройке в 2004 году, фото 2010 темпы строительства впячетляют

Корпус проекта 1171 также послужил прототипом для более крупного десантного корабля океанской зоны действия проекта 1174 (шифр «Носорог»).

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2 (1х2) - 57-мм орудие ЗИФ-31Б;
  • 4 (2х2) - 25-мм орудия 2М-3М.

Ракетное вооружение

  • 2х40 - 122-мм ПУ НУРС МС-73 «Град-М»;
  • 3х2 - ПУ ЗРК 9К34 «Стрела-3».

Радиолокационное вооружение

  • 1-2 НРЛС «Дон».

Построенные корабли

БДК-10, БДК-6, БДК-1, БДК-62 и др. - всего 14 ед.

Большие десантные корабли проекта 1171 - серия советских больших десантных кораблей , строившихся на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Корабли проекта предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Служили в ВМФ СССР и РФ. Развитием проекта стали большие десантные корабли проекта 11711, строящиеся для ВМФ РФ .

История

История разработки

Десантные возможности

Корабль может вмещать до 20 основных боевых танков , или 45 БТРов , или 50 грузовых автомобилей, и 300-400 человек десанта (два кубрика десанта, под первым и четвёртым твиндеками). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. В носовой части находится отсек для бронетехники, там же имеется десантная аппарель закрытая раздвижными воротами, а в корме для погрузочно разгрузочных операций оборудован откидной лацпорт.

Вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм - ЗИФ-31 Б. Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащены двумя пусковыми установками

Свое 50-летие отметил один из самых востребованных и плавающих кораблей Черноморского флота. Это большой десантный корабль (БДК) «Саратов», которым ныне командует капитан 2 ранга Виктор Марчишин. В подтверждение сказанного сообщу, что золотой юбилей корабль встретил в море. Он прошел Проливную зону и выполняет поставленные задачи в Средиземном море.

Мне не раз доводилось бывать на борту этого корабля. В том числе и во время погрузки и выгрузки боевой техники и оружия, личного состава отдельной бригады морской пехоты ЧФ. Некоторых командиров этого корабля знал лично, не раз с ними общался. Это капитаны 2 ранга Евгений Георгиевич Крылов, ставший со временем начальником штаба Новороссийской ВМБ, капитаны 2 ранга Олег Владимирович Починов (командовал кораблем более 12 лет, в том числе во время операции по принуждению Грузии к миру), Николай Николаевич Палий, который после трех с половиной лет передал командирский мостик Виктору Марчишину.


- БДК «Саратов» был построен Калининградским судостроительным заводом, - рассказывает заместитель командира бригады десантных кораблей по работе с личным составом капитан 1 ранга Сергей Дворников, - 1 июля 1964 года спущен на воду, а 5 декабря 1965 года на корабле подняли Военно-Морской Флаг СССР. Примечательно, что БДК «Саратов» проекта 1171 - первый корабль подобного класса в нашем Военно-Морском флоте. С 1967 по 1992 год он носил имя «Воронежский комсомолец», с 1992 по 2003 год был просто бдк «65», а в апреле 2003 года его переименовали в бдк «Саратов» и над кораблем взяла шефство администрация Саратовской области. С сентября 2006 года над кораблем шефствует городская администрация города Саратов.

Таким возрастом и такой боевой биографией может похвастать далеко не каждый корабль. Многие до такого почтенного возраста просто не доживают. За 50 лет боевой деятельности корабль совершил около трёх десятков дальних походов в Средиземном море, Индийском и Атлантическом океанах.

С 1991 по 1994 год бдк «Саратов» находился на консервации в порту Одессы. Летом 1994 года корабль вновь вошел в боевой состав Черноморского флота РФ и базировался в Донузлаве. В январе 1996 года бдк перешел в пункт постоянного базирования в Севастополь. 12 июня 1997 года на нем подняли Андреевский флаг. В июле 1999 года корабль осуществлял переброску миротворческих сил РФ в п. Салоники (Греция). Эта операция золотыми буквами была вписана в новейшую историю нашего флота. Операцию по переброске наших десантников возглавлял командир дивизии надводных кораблей контр-адмирал Владимир Васюков и получил за это орден, который ему вручал президент РФ. Отмечены были и члены экипажа бдк «Саратов».

В период с 2000 по 2003 год бдк «Саратов» выполнял боевую задачу по перевозке военной техники ГРВЗ из республики Грузия. В период с 2004 по 2008 год корабль принимал участие в перевозке военных грузов и техники с военных баз Российской Федерации. В августе 2008 года корабль принимал участие в миротворческой операции по принуждению Грузии к миру в зоне грузино-осетинского конфликта. Именно на этом корабле вышел в море заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Сергей , руководивший силами ЧФ в море во время операции по принуждению Грузии к миру.

- Это самый ёмкий БДК ЧФ, имеющий к тому же наибольшее количество кранов для погрузки и выгрузки боевой техники и военных грузов. Он грузит технику и оружие не только в твиндек, но и на верхнюю палубу, - говорит недавний командир «Саратова» Николай Палий.

Николай Палий



В последние годы корабль осуществляет систематические морские воинские перевозки в интересах флота в акватории Черного и Средиземных морей, принимает активное участие во всех учениях Черноморского флота. И это несмотря на то, что он самый великовозрастный БДК во всем Военно-Морском Флоте.