Зарядное устройство-автомат с асимметричным режимом работы. Зарядное устройство автомобильного аккумулятора Зарядное асинхронным током схема

ВАЛЕРИЙ ТЮМЕНЬ


  • OPEL MONTEREY 6VD1 3,2 л. 5 дв. 92, механика, черный+ГБО 4 поколения, nissan note 1.6 автомат,

Осталось выяснить - что есть "ассиметричный ток" в данном случае... Периодическое отключение... отключение с добавлениеи нагрузки типа "лампОчка" ... наличие переменной составляющей... мож еще есть какие-нить варианты и комбинации??? Хачу знать! и усё тут...

в данном случае.выпрямление тока з/у собрано на одном диоде(два в паралели.)на выходе из з/у добавлено сопротивление 30 ом.и мы имеем следующюю картинуща попробую и саму схему выложить...

У мну был зарядник с режимом десульфатации. Суть - зарядка автоматическая, мах 5А, далее по желанию включаем этот режим. 45 сек зарядка, 15 сек разрядка через подключенную параллельно лампочку на 10 Вт. Плотность он поднимал за пару суток до номинала. Но далее самое главное, все акки мрут как правило из-за высыпания активной массы на дно банки, как только эта масса достигает пластин - п-ец. Номинальная плотность электролита уже не спасает из-за дикого саморазряда.

современные аккумуляторы мало подвержены высыпанию пластин...технология изготовления такая...плотно пластины между собой и мешочки там всякие....высыпавшимися аккумами пренебрегаем..вот и схема...

110%, заряд-разряд-это тренировка и десульфатация, котировалась в глубоком совке, когда сало было не генномодифицированное в данный момент аккум можно попробовать догнать до максимума небольшим током 2-3А на пару суток, если после этого дохнет,то пациент скорее мёртв чем жив и не издевайтесь, похороните с миром

вот все и пытаются из нас сделать потребителей...разрядился..купил новый...сломался...к дилеру...меняем агрегат в сборе....и т.д.скоро детей сами делать не будем...


Давно уже известен тот факт, что заряд электрохимических источников питания асимметричным током, при соотношении Iзар: Iразр = 10:1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин в батарее, т.е. к восстановлению их емкости, что, в свою очередь, продлевает срок службы батареи. Не вcегда есть вероятность находиться около зарядного устройства и все время контролировать процесс зарядки, поэтому зачастую либо систематически недозаряжают батареи, либо перезаряжают их, что, конечно же, не продлевает срок их службы.

Из химии понятно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в аккумуляторной батарее составляет 2,1 В, что при 6 банках дает 2,1 х 6 = 12,6 В. При зарядном токе, равном 0,1 от емкости батареи, в конце заряда напряжение повышается до 2,4 В на одну банку или 2,4 х 6 = 14,4 В. Повышение зарядного тока ведет к повышению напряжения на аккумуляторе и повышенному разогреву и кипению электролита. Заряд же током ниже 0,1 от емкости не позволяет доводить напряжение до 14,4 В, однако продолжительный (до трех недель) заряд малым током способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, "проросшие" в сепараторах. Они и вызывают быстрый саморазряд батареи (с вечера зарядил аккумулятор, а утром не смог запустить двигатель). Вымыть же дендриты из сепараторов можно только растворением их в азотной кислоте, что практически нереально. Путем длительных наблюдений и опытов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет довериться автоматике. Опытная эксплуатация в течение 10 лет показала эффективную работу устройства. Принцип работы содержится в следующем: 1. Заряд производится на положительной полуволне вторичного напряжения. 2. На отрицательной полуволне происходит частичный разряд батареи за счет протекания тока через нагрузочный резистор. 3. Автоматическое включение при падении напряжения за счет саморазряда до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения на батарее 14.4 В. Отключение - бесконтактное, посредством симистора и схемы контроля напряжения на батарее. Важное достоинство метода содержится в том, что пока не подключена батарея (автоматический режим), блок не может включиться, что исключает короткое замыкание при замыкании проводов, подводящих зарядный ток к аккумуляторной батарее. При сильно разряженной батарее включение блока, быть может, посредством переключателя "АВТОМАТ-ПОСТОЯННО". Еще одно очень важное достоинство - отсутствие сильного "кипения", что в совокупности с автоматическими отключением и включением позволяет оставлять включенное устройство без присмотра на длительное час. Автор про-экспериментировал с двухнедельным режимом постоянного включения в режиме "АВТОМАТ". В целях пожарной безопасности надобно, чтобы зарядное устройство было в металлическом корпусе, сечение подводящих проводников к батарее - не менее 2,5 мм 2 . Обязателен также надежный контакт на клеммах батареи. Напряжение сети 220 В подается через предохранитель FU1 и симистор VD1 на первичную обмотку силового трансформатора. Со вторичной обмотки переменное напряжение U2=21 В выпрямляется диодом VD3 и через балластный резистор R8 сопротивлением 1,5 Ом поступает на клемму "+" батареи, к которой подключены вольтметр РА1 на 15 В, тумблер SA2 "ВКЛ. ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ" и схема контроля и менеджмента, представляющая собой триггер Шмитта с гистерезистором приблизительно 1,8 В, определяемым падением напряжения на диодах VD5, VD6 и переходе база-эмиттер транзистора VT2. Транзистор VT1 при напряжении на аккумуляторе 12,6 В включается, и через оптрон VD4 включает симистор VD1, что приводит к включению трансформатора Т1 и подаче напряжения на заряжаемый аккумулятор. Подключение тумблером SA2 резистора R5 обеспечивает асимметричность формы зарядного тока. Светодиоды VD8 и VD7 индицируют включение блока в режимы "ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ" и "ВКЛ." соответственно. Резистором R7 устанавливается момент отключения блока при напряжении на вольтметре 15 В (=0,5 В падает на подводящих проводах). Мостик VD2 обеспечивает включение симистора на обеих полуволнах сетевого напряжения и нормальную работу трансформатора. Тумблер SA1 служит для включения режима "ПОСТОЯННО". Детали. Силовой трансформатор - Р=160 Вт, U2=21 В, провод - ПЭВ-2-2,0. R8 - проволочный (нихром) диаметром 0,6 мм. R5 - ПЭВР на 10...15 Вт. Диод VD3 - любой из Д242...Д248 с любым буквенным индексом на радиаторе площадью S=200 см2. Остальные резисторы типа - МЛТ, СП; симистор - КУ208Н, без радиатора. S1 - любой, например МТ1. S2 - ТВ1-1. HL1 -любая лампа на 12 В. РА1 - измерительная головка на 15 В.

Благодаря этому способу удается снизить величину зарядного напряжения за счет периодической анодной и катодной поляризации электродов. Способ состоит в том, что циклически изменяют величину и направление тока через электроды аккумулятора.

I 3 = Q Н /10, А иI p = Qн/50, А, (6.48)

Достоинством способа заряда аккумуляторов асимметричным током является отсутствие необходимости в проведении КТЦ, поскольку не возникает необратимая сульфитация электродов.

Отсутствие обильного газовыделения при заряде способствует увеличению срока службы аккумуляторов.

В то же время сложная схема управления источником питания относится к недостаткам способа,

Заряд малыми токами проводится с целью компенсации энергии, потерянной в результате саморазряда аккумуляторной батареи, находящейся в не­рабочем состоянии.

Заряд малыми токами (0,025 - 0,1 А) проводится при нахождении аккумуляторных батарей в местах хранения или непосредственно на технике, а также работающих в качестве резервного источника питания.

Заряд может осуществляться в двух режимах:

При постоянном токе;

При постоянном напряжении.

Заряд малыми токами постоянной величины.

Для заряда применяются выпрямительное устройство без стабилизатора напряжения и распределительный щит, обеспечивающий подключение нескольких различных групп батарей.

Число батарей в каждой группе зависит О т требуемого подзаряда, который, в свою очередь, определяется емкостью и техническим состоянием АКБ.

Ток подзаряда поддерживается равным 0,025 - 0,1 А, в зависимости от технического состояния аккумуляторов. Так, один преобразователь ВСА-5А может обеспечить подзаряд 200 - 300 стартерных аккумуляторных батарей.

Заряд малыми токами при постоянном напряжении.

Для заряда применяется выпрямитель со стабилизатором напряжения, к которому подключают аккумуляторные батареи. Для того чтобы компенсировать саморазряд и не допустить частичной потери емкости аккумуляторной батареи, необходимо под­держивать напряжение в пределах 2,18 - 2,25 В на каждый аккумулятор. Окончательная величина напряжения обусловлена использованием конкретной батареи.

Для определения конкретной величины напряжения подзаряда производится наблюдение за плотностью электролига в аккумуляторе. Если в процессе подзаряда плотность электролита снижается, то это свидетельствует о превышении тока саморазряда над токами подзаэяда. При этом необходимо увеличить напряжение подзаряда. В противном случае аккумуляторы могут необратимо потерять электрическую емкость.

Значительно лучших эксплуатационных характеристик аккумуляторов можно добиться, если их зарядку производить асимметричным током. Схема устройства зарядки, реализующая такой принцип, показана на рисунке.

При положительном полупериоде входного переменного напряжения ток протекает через элементы VD1, R1 и стабилизируется диодом VD2. Часть стабилизированного напряжения через переменный резистор R3 подается на базу транзистора VT2. Транзисторы VT2 и VT4 нижнего плеча устройства работают как генератор тока, величина которого зависит от сопротивления резистора R4 и напряжения на базе VT2. Зарядный ток в цепи аккумулятора протекает по элементам VD3, SA1.1, РА1, SA1.2, аккумулятор, коллекторный перепад транзистора VT4, R4.

При отрицательном полупериоде переменного напряжения на диоде VD1 работа устройства аналогична, но работает верхнее плечо - VD1 стабилизирует отрицательное напряжение, которое регулирует протекающий по аккумулятору ток в обратном напряжении (ток разрядки).

Показанный на схеме миллиамперметр РА1 используется при первоначальной настройке, в дальнейшем его можно отключить, переведя переключатель в другое положение.

Такое зарядное устройство обладает следующими преимуществами: 1. Зарядный и разрядный токи можно регулировать независимо друг от друга. Следовательно, в данном устройстве возможно применять аккумуляторы с различной величиной энергоемкости. 2. При каких-либо пропаданиях переменного напряжения каждое из плеч закрывается и через аккумулятор ток не протекает, что защищает аккумулятор от самопроизвольной разрядки.

В данном устройстве из отечественных элементов можно применить в качестве VD1 и VD2 - KC133A, VT1 и VT2 - КТ315Б или КТ503Б. Остальные элементы выбираются в зависимости от зарядного тока. Если он не превышает 100 мА, то в качестве транзисторов VT3 и VT4 следует применить КГ815 или КТ807 с любыми буквенными индексами (расположить на теплоотводе с площадью теплорассеиваюшей поверхности 5...15 кв.см), а в качестве диодов VD3 и VD4 - Д226, КД105 тоже с любыми буквенными индексами.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
VT1, VT2 Биполярный транзистор

КТ315Б

2 КТ503Б В блокнот
VT3, VT4 Биполярный транзистор

КТ807А

2 КГ815 В блокнот
VD1, VD2 Стабилитрон

КС133А

2 В блокнот
VD3, VD4 Диод

Д226

2 КД105 В блокнот
R1-R3 Резистор

1 кОм

3 В блокнот
R4 Резистор

3 Ом

1

Устройства зарядки, реализующая такой принцип, показана на рисунке.При положительном полупериоде входного переменного напряжения ток протекает через элементы VD1, R1 и стабилизируется диодом VD2. Часть стабилизированного напряжения через переменный резистор R3 подается на базу транзистора VT2. Транзисторы VT2 и VT4 нижнего плеча устройства работают как генератор тока, величина которого зависит от сопротивления резистора R4 и напряжения на базе VT2. Укв схема Зарядный ток в цепи аккумулятора протекает по элементам VD3, SA1.1, РА1, SA1.2, аккумулятор, коллекторный перепад транзистора VT4, R4.При отрицательном полупериоде переменного напряжения на диоде VD1 рабо-та устройства аналогична, но работает верхнее плечо - VD1 стабилизирует отрицательное напряжение, которое регулирует протекающий по аккумулятору ток в обратном напряжении (ток разрядки). Показанный на схеме миллиамперметр РА1 используется при первоначальной настройке, в дальнейшем его можно отключить, переведя переключатель в другое положение. Такое зарядное устройство обладает следующими преимуществами:1. Зарядный и разрядный токи можно регулировать независимо товарищ от друга. Следова-тельно, в данном устройстве может быть применять аккумуляторы с различной величиной энергоемко...

Для схемы "Зарядка и восстановление аккумулятора"

При неправильной эксплуатации автомобильного аккумулятора пластины могут сульфатироваться, и он выходит из строя. Восстанавливают такие батареи зарядом "асимметричным" током, когда соотношение зарядного и разрядного токов выбрано 10:1. В этом режиме не только восстанавливают засульфатированные батареи, но и проводят профилактику исправных. ...

Для схемы "ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ АВТОМАТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ"

Автомобильная электроникаЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ АВТОМАТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВА.СОРОКИН, 343902, Украина, г.Краматорск-2, а/я 37.Давно уже известен тот факт, что электрохимических источников питания током, при соотношении Iзар: Iразр = 10:1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин в батарее, т.е. к восстановлению их емкости, что, в свою очередь, продлевает срок службы батареи.Не вечно есть вероятность находиться около зарядного устройства и все час контролировать процесс зарядки, поэтому зачастую либо систематически недозаряжают батареи, либо перезаряжают их, что, конечно же, не продлевает срок их службы.Из химии понятно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в аккумуляторной батарее составляет 2,1 В, что при 6 банках дает 2,1 х 6 = 12,6 В.При зарядном токе, равном 0,1 от емкости батареи, в конце заряда напряжение повышается до 2,4 В на одну банку или 2,4 х 6 = 14,4 В. Т160 схема регулятора тока Повышение зарядного тока ведет к повышению напряжения на аккумуляторе и повышенному разогреву и кипению электролита. же ниже 0,1 от емкости не позволяет доводить напряжение до 14,4 В, однако продолжительный (до трех недель) малым способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, "проросшие" в сепараторах. Они и вызывают быстрый саморазряд батареи (с вечера зарядил...

Для схемы "ИЗМЕРИТЕЛЬ ЕМКОСТИ"

Измерительная техникаИЗМЕРИТЕЛЬ ЕМКОСТИЭлектролитические конденсаторы из-за понижения емкости или значительного тока утечки нередко являются причиной неисправности радиоаппаратуры. Электронный тестер, схема которого приведена на рисунке, позволяет определить целесообразность дальнейшего использования конденсатора, явившегося предположительно причиной неисправности. Совместно с многопредельным авометром (на пределе 5 В) или отдельной измерительной головкой (100 мкА), тестером, можно измерять емкости от 10 мкф до 10 000 мкф, а также качественно определить степень утечки конденсаторов.В основе работы тестера лежит принцип контроля остаточного заряда на полюсах конденсатора, который был заряжен определенной величины в течение определенного времени. Например, емкость 1 Ф. получавшая 1 А в течение 1 с, будет иметь разность потенциалов на обкладках, равную 1 В. Схемы конвертера радиолюбителя Практически постоянный ток заряда испытуемого конденсатора С обеспечивается генератором тока, собранным на транзисторе V5. На первом диапазоне емкости можно измерять до 100 мкф (ток заряда конденсатора 10 мкА), на втором - до 1000 мкф (100 мкА) и на третьем - до 10 000 мкф (1мА). Время заряда Сx выбрано равным5 с и отсчитывается либо автоматически с помощью реле времени либо по секундомеру.Перед началом измерения в положении переключателя S2 "Разряд" потенциометром R8 устанавливают баланс моста, образованного базово-эмиттерными переходами транзисторов V6 и V7, резисторами R8, R9, R10 и диодами V3. V4 , используемыми в качестве низковольтного источника опорного напряжения. Затем переключателем S1 выбирают ожидаемый диапазон измерения емкости. Если конденсатор не маркирован или...

Для схемы "ЗАРЯДКА СТАБИЛЬНЫМ ТОКОМ"

ЭлектропитаниеЗАРЯДКА СТАБИЛЬНЫМ Существует несколько методов зарядки аккумуляторов: постоянным током с контролем напряжения на заряжаемом аккумуляторе; при постоянном напряжении, контролируя ток зарядки; по Вубриджу (правилу ампер-часов) и др. Каждый из перечисленных способов имеет как преимущества, так и недостатки. Справедливости ради следует отметить, что самым распространенным, да и надежным, остается все же зарядка постоянным током. Появление микросхемных стабилизаторов напряжения, позволяющих работать в режиме стабилизации тока, делает применение этого способа ещё более привлекательным. Кроме того, только зарядка постоянным обеспечивает наилучшее восстановление емкости аккумулятора, когда процесс разбивают, как правило, на две ступени: заряжают номинальным и вдвое меньшим.Например, номинальное напряжение батареи из четырех аккумуляторов Д-0,25 емкостью 250 мА-ч - 4,8...5 В. Каталок схема печатни плата золотаискателязе Номинальный зарядный ток обычно выбирают равным 0,1 от емкости - 25 мА. Заряжают таким током до тех пор, пока напряжение на аккумуляторной батарее не достигнет 5,7...5,8 В при подключенных клеммах зарядного устройства, а далее в течение двух-трех часов продолжают заряжать током приблизительно 12 мА. Зарядное устройство (см. схему) питают выпрямленным напряжением 12В. Сопротивление токоограничительных резисторов рассчитывают по формуле: R = Uст / I, где Uст - напряжение стабилизации микросхемного стабилизатора; I -зарядный ток. В рассматриваемом случае Ucт = 1,25 В; соответственно сопротивление резисторов - R1 = 1,25 / 0,025 = = 50 Ом, R2= 1,25/0,0125 =100 Ом. В устройстве можно применить микросхемы SD1083, SD1084, ND1083 или ND1084. Стабилизатор...

Для схемы "Немного об ускоренной зарядке"

В последнее час в продаже появилось большое количество различных зарядных устройств (ЗУ). Многие из них обеспечивают зарядный ток. численно равный 1/10 от емкости аккумулятора. Зарядка при этом длится12. ..18 часов, что многих прямо не устраивает. Для удовлетворения требований рынка разработаны "ускоренные" зарядные устройства.Например, ЗУ "FOCUSRAY". модель 85 (рис.1), представляет собой автоматическое зарядное устройство для ускоренной зарядки, смонтированное в корпусе с сетевой вилкой и позволяющее заряжать одновременно два аккумулятора типа 6F22 ("Ника") или четыре NiCd или NiMH аккумулятора типоразмеров AAA или АА (316) до 1000 мА. На корпусе ЗУ, напротив каждого аккумуляторного гнезда, в кассете имеется свой светодиод. индицирующий режим работы ЗУ. При отсутствии аккумулятора он не светится, при зарядке - мигает, по окончании зарядки светит постоянно.Естественно, наиболее полноценная работа батареи аккумуляторов происходит тогда, когда аккумуляторы одинаковые. Укв схема При этом и разряд происходят одновременно, и полностью используется их ресурс как источника питания. На практике такая идеальная ситуация почти не встречается, и приходится либо подбирать аккумуляторы для батареи, пользуясь приборами, либо "приучать" аккумуляторы к совместной работе. Для этого необходимо:- взять однотипные аккумуляторы с одинаковой емкостью и, желательно, из одной партии; - зарядить их и полностью разрядить на реальную нагрузку; - повторить заряд-разряд в составе батареи несколько раз, т.е. произвести ее "формовку".Подогнать аккумуляторы приятель к другу можно и при индивидуальной зарядке. Установив аккумуляторы в держатели батарейного отсека ЗУ. включаем его в сеть. Индикаторные светодиоды начинают мигать, сигнализируя об успешной зарядке. В противном случае нужно пров...

Для схемы "ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧНОСТИ ЛАМП-ВСПЫШЕК"

Бытовая электроникаПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧНОСТИ ЛАМП-ВСПЫШЕКОбычно для повышения экономичности ламп-вспышек используют срыв генерации преобразователя напряжения источника питания в момент достижения выходным напряжением заданной величины. Основным недостатком этого способа является то, что транзисторы преобразователя после срыва генерируемых колебаний остаются подключенными к источнику питания. Транзисторы в это пора закрыты, однако наличие начального коллекторного тока, который у мощных транзисторов, применяемых в преобразователе, достигает нескольких десятков миллиампер, приводит к неоправданному расходу энергии источника питания. Так, например, начальный коллекторный ток транзисторов П4Б может быть равным 20- 40 мА. В двухтактном преобразователе общий потребляемый ток при этом составит 40-80 мА, то есть при интервале между вспышками 30 мин бесполезно тратится 0,02-0,04 А-ч, то есть почти 10% емкости одной батареи 3336Л.Указанный недостаток можно устранить, собрав преобразователь по схеме, приведенной на рис.1. Особенностью его является то, что при заданном уровне выходного напряжения посредством реле Р1 происходит отключение преобразователя от источника питания.Puc.1При установке переключателя В1 в положение "Вкл" на каскад, собранный на составном транзисторе ТЗ, Т4, подается напряжение питания и оба транзистора открываются. Схемы на тс106-10 Через обмотку реле Р1 потечет ток, оно сработает и через контакты Р1/1 подаст напряжение питания на преобразователь, собранный на транзисторах Т1 и Т2. Накопительный конденсатор С1 начнет заряжаться. Когда напряжение на нем возрастет примерно до 300 В, зажжется неоновая лампа Л1 и с делителя R3R4 положительное напряжение через лампу поступит на базу транзистора ТЗ. Транзисторы ТЗ и Т4 закроются. Обмотка реле обесточится и контакты Р111 отключат преобразователь от источника питания. Как только напряжение на конденсаторе С1 за счет саморазряда упадет до такого уровня, ч...

Для схемы "Автоматическое разрядно-зарядное устройство (АРЗУ) Ni-Cd батареи"

Большое количество аппаратуры с автономными источниками питания, находящейся в эксплуатации у потребителя, требует от последнего затрат на батарейные источники питания. Гораздо выгоднее эксплуатировать Ni-Cd аккумуляторы, которые при правильном их использовании способны перенести до 1000 циклов разряд-заряд. Однако к аккумуляторному блоку питания (АБП) надобно дополнительно иметь и зарядное устройство, и тестер для быстрого определения годности элементов питания. За последнее десятилетие в популярной радиотехнической литературе появилось немалое количество описаний автоматических зарядных устройств. Используя минимальные материальные и временные ресурсы, радиолюбитель разрабатывает и изготовляет полуавтоматические зарядные устройства. Они не соответствуют полному технологическому циклу по обслуживанию АБП или его отдельных элементов (далее изделие), утвержденному ГОСТом , не обеспечивают их полный заряд, а также надежную и долговременную эксплуатацию, особенно в тех случаях, когда заканчивается по величине напряжения на выводах изделия. Реле поворотов на тиристоре схемы А как понятно, систематический недозаряд приводит к уменьшению активности электродов и уменьшению емкости изделия. Указанный ГОСТ требует сначала разрядить изделие нормативным разрядным до величины, при которой на элементе АБП будет напряжение 1 В, а потом заряжать током, равным десятой части его емкости в течение определенного времени. Указанные режимы позволяют заряжать АБП без опасности накопления избыточного заряда, без опасности недозаряда, без опасности перегрева или взрыва. Наиболее близко по выполняемым функциям предлагаемому устройство, описанное в , но в отличие от него оно выполнено на доступной элементарной базе, не требует настройки времязадающей цепи с помощью частотомера....

Для схемы "Генератор пилообразного напряжения"

Радиолюбителю-конструкторуГенератор пилообразного напряжения Генератор, принципиальная схема которого приведена на рисунке, позволяет получать пилообразное напряжение довольно высокой линейности. Он выполнен на двух операционных усилителях и одном полевом транзисторе с изолированным затвором. На первом операционном усилителе МС1 собран генератор прямоугольных импульсов, частота следования которых синхронизирована входными импульсами. Длительность импульса и паузы определяется временем заряда н разряда конденсатора С1. Заряд конденсатора происходит через резисторы R1 и R2, а разряд только через резистор R1 (резистор R2 зашунтирован диодом Д1). Диод Д2 и стабилитрон ДЗ ограничивают положительное напряжение, подаваемое на вход полевого транзистора Т1.На втором операционном усилителе МС2 выполнен интегратор, работой которого управляют импульсы, поступающие с генератора прямоугольных импульсов через электронный ключ (транзистор Т1)."Радио, телевизия, електроника" (НРБ), 1975. N 2Примечание. В генераторе пилообразного напряжение можно использовать операционные усилители К153УД1А и полевой транзистор КП301....

Для схемы "Детектор переменного тока"

Устройство предназначено для контроля проводника с протекающим по нему переменным током. Чувствительность прибора такова, что позволяет бесконтактным способом контролировать проводники с 250 мА и более.На рис. 1 приведена принципиальная электрическая схема прибора.Датчиком переменного электрического тока с частотой бытовой сети (50 Гц) является катушка индуктивности L1. L1 выполнена в виде U-образного сердечника диаметром 2,5см, на который намотано 800 витков провода из магнитного материала диаметром 0.15...0,25 мм (рис. 2).Сердечник катушки может быть взят от центральной части межкаскадных или согласующих трансформаторов НЧ, или малогабаритных электромагнитных звонков. Главное требование к сердечнику - при намотанной обмотке L1 через центр катушки должен свободно продеваться контролируемый проводник (ее диаметр может составлять несколько единиц, а то и десятков миллиметров). Т160 схема регулятора тока Следует отметить, что через датчик должен быть пропущен только один из исследуемых проводов (фазный или нулевой), так как в случае наличия двух проводников внутри датчика может предстать компенсация магнитного поля и прибор не отреагирует должным образом на протекающий в проводнике ток. При экспериментировании с прибором брался сдвоенный сетевой кабель, в котором делался продольный разрез изоляции, образуя при этом два раздельных проводника, один из которых и помещался в U-образный захват.В обмотке магнитного захвата (U-образный датчик) наводится, приблизительно, напряжение приблизительно 4 мВ при исследовании сетевого провода с 250 мА (соответствует мощности, потребляемой нагрузкой 55 Вт при напряжении сети 220 В). Сигнал с магнитного датчика усилив...