История. Советские электрички (8 редчайших фото) Когда появилась первая электричка

Электропоезд ЭР2 ЭР2 1290 «Карелия» на станции Невская Дубровка В эксплуатации с 1962 Производитель Рижский вагоностроительный, Рижский электромашиностроительный, Калининский вагоностроительный Серия … Википедия

Электропоезд С ряд серий электропоездов различных модификаций, строившихся и эксплуатировавшихся в СССР с 1929 года. Название серии говорит о том, что электропоезда создавались для работы на Северных железных дорогах. Электропоезд СМ3,… … Википедия

Электричка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. электропоезд сущ., кол во синонимов: 3 перемычка … Словарь синонимов

Моторвагонный подвижной состав, получающий энергию от контактной сети. Существуют электропоезда, питающиеся и от сети, и от аккумуляторов. Электропоезда используются в основном в пригородном сообщении и в метрополитене … Большой Энциклопедический словарь

электропоезд - электропоезд, мн. электропоезда, род. электропоездов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

электропоезд - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN electrical train … Справочник технического переводчика

Состоит из моторных вагонов, тяговые электродвигатели которых получают питание от контактной сети, и прицепных вагонов, два из которых – головные с кабинами машиниста (на обоих концах поезда). На крыше и под полом моторных вагонов электропоезда… … Энциклопедия техники

Моторвагонный подвижной состав (иногда составленный из отд. моторвагонных секций), получающий электроэнергию от контактной сети или электрич. аккумуляторов. Э. используются в осн. на пригородных ж. д. линиях н на метрополитене См. рис. Скоростной … Большой энциклопедический политехнический словарь

Разновидность мотор вагонного поезда, моторные вагоны которого получают энергию от электрической сети. Используются в основном на линиях с большим потоком пассажиров (пригородное ж. д. сообщение, метрополитен). В состав Э. могут входить… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Железная дорога "Ретро-Экспресс" (Т 10146) , . Электропоезд с набором рельсов. Настоящий дым. Светящийся прожектор. Звук движения поезда. Длина путей 75 х 75 см. Масштабная модель. В наборе 11 элементов. Для работы требуется 4 батарейки…
  • Железная дорога "Ретро-Экспресс" (Т 10143) , . Электропоезд с набором рельсов. Настоящий дым. Светящийся прожектор. Звук движения поезда. Дизайн состава вдохновлен ретро-поездами 20 века. В набор входят вагон - платформы для перевозки…

О первой в России электричке Москва - Мытищи, пущенной в 1929 году. В России, но не в СССР. Электрификация железных дорог Советского Союза началась не с Подмосковья, а с Азербайджана в 1926 году. Как же так получилось? А дело в том, что инициатива пошла не из Кремля, а «на местах», от Бакинского горсовета. И уж потом, заметив успешный опыт бакинцев, центральная власть взялась за Подмосковье.

Баку ещё до революции сложился, как центр добычи нефти. Город буквально окружали нефтяные вышки, в частности в ближайших пригородах Сабунчи, Сураханы, Забрат. Работников нефтянки надо было на чём-то возить из города к промыслам. Ещё в 1880 году была построена первая в Азербайджане железная дорога Баку - Сабунчи - Сураханы длиной 19 километров. В начале 1920-х по ней ходили пригородные поезда под паровозами с интервалами раз в полтора часа со средней скоростью 16 км/час.

1910-е. Пригородный поезд под паровозной тягой в окрестностях Баку.

К середине 1920-х такой «черепаший» транспорт уже не справлялся с растущей нагрузкой. В автомобильном веке добыча нефти стремительно росла, да и Баку разрастался, в итоге пассажиропоток рос, как на дрожжях. Вот и пришла кому-то светлая мысль электрифицировать местную железную дорогу.

А где взять подвижной состав? Кто мог изготовить электрические вагоны? Ведь опыта-то нет! Но есть опыт производства электрических трамваев. Есть опыт производства несамоходных пассажирских вагонов. И то, и другое выпускал в ту пору Мытищинский машиностроительный завод. Ему-то и поручили создать первую в СССР электричку.


1926-1932 годы. Электричка в пути. Виден головной и четыре прицепных вагона.

Электричка для Баку представляла собой моторный вагон и несколько прицепных. Моторный вагон был создан на базе трамвая этого же завода. Прицепные вагоны сделаны в Брянске на заводе «Красный Профинтерн». Электрооборудование было австрийской фирмы «Элин». Электричка была рассчитана на постоянный ток, напряжение 1200 вольт.
Электрификация первого участка Баку - Сабунчи длилась с 1924 по 1926 год. Поначалу электропоезда испытывались под «трамвайным» напряжением в 600 В, а 6 июля 1926 года открылось регулярное движение уже под напряжением 1200 В до станции Сабунчи. В том же году электрификацию продлили до станции Сураханы. Средняя скорость выросла по сравнению с паровозами в 2,5 раза.


1926 год. Станция Сабунчи.

О пуске электричек написала пресса.


1926 год. Пресса пишет об открытии движения электричек.

Как видим, уже в 1926 году звучит слово «электричка». В фильме 1939 года «Ошибка инженера Кочина» электрички называют просто поездами. А в расписании Горьковского направления 1946 года электрички называют моторвагонами.


1930 год. Прибытие электрички на вокзал Баку.

Прицепных вагонов могло быть от одного до четырёх. Вот примеры на фотографиях.


1938 год. Электричка едет по Сабунчам. Фото из журнала USSR in construction.


1930-е, станция Баку. Прицепных вагонов четыре.


1927 год, станция Сабунчи. Электричка с одним прицепным вагоном.


1930-е, станция Баку. Видны две электрички разной длины.

Иногда умудрялись вкорячить моторный вагон в середину состава.


1932 год, станция Сабунчи. Моторный вагон втиснут в середину состава. Один из прицепных - неродной.

И везде, заметьте, платформы низкие. На подмосковной же линии Москва - Мытищи платформы изначально были высокие.

В 1933 году электрифицировали ответвление Сабунчи - Забрат. А в 1940 году электрификацию продлили до станции Бузовна.


1940 год. Сабунчи. Расписание электричек. Кадр из кинохроники.

Как видим, в 1940 году были рейсы до станций Забрат, Бузовна, Маштага. Упоминается и станция Разино (ныне Бакиханов), как начальная.


1940 год. Привокзальная площадь в Сабунчах. Кадр из кинохроники.

Также мы видим, что в 1940 году в Сабунчах уже ходили автобусы. Для сравнения, Мытищам в те годы автобусы и не снились. То есть азербайджанские пригороды были цивилизованнее столичных.

В 1940 году линию Баку - Сабунчи - Сураханы с ответвлением на Забрат - Маштагу - Бузовну передали НКПС (Народному комиссариату путей сообщения - предшественнику МПС). К тому времени электропоезда сильно износились из-за недостаточного опыта их обслуживания, и решено их заменить на электропоезда серии Сд, выпускаемые в тех же Мытищах. Под них напряжение перевели на 1500 В, а старые электрички с оборудованием «Элин» были списаны. Линия стала заурядной, такой же, как и прочие линии с обычными электропоездами серии С (а таковые были в Московской, Ленинградской областях, Ставропольском крае). Уникальные же составы были утрачены.


1940 год, электропоезд серии Сд в пригороде Баку.

На фото даже видно, что вагон рассчитан под высокие платформы. Надо полагать, платформы были переделаны на высокие в том же году.

Сейчас по линии Баку - Сураханы ничего не ходит. Тотальные отмены пригородного движения захлестнули и Азербайджан. В 2010 году имелась одна пара электропоездов через Сураханы на Пираллахы. В сторону Забрата ходили две пары электричек в сутки до Сумгайыта. Все они имели начальный пункт не на центральном вокзале Баку, а на станции Кишлы. На 2015 год на всю страну (!) остался единственный пригородный маршрут Баладжары - Хачмаз через Сумгайыт. До Сумгайыта идёт напрямую, а линия на Забрат частично разобрана (в частности, не стало станции Бузовна). В том же году в Баку поступили три электропоезда из Эстонии и простаивали без дела в депо Кишлы. Но не всё так плохо: на 2016 год имеется движение от Баку до Сумгайыта новых двухэтажных электричек ЭШ2 производства Штадлер. Это расстояние около 42 километров, примерно как от Москвы до Пушкино. Видимо, это всё, что осталось от пригородного движения в Баку, а может и во всём Азербайджане.

Архивное фото ПКБ ЦТ

В этой статье представляем вашему вниманию редчайшие архивные фотографии ПКБ ЦТ, на которых изображены советские электрички. Некоторые из них до сих пор колесят по просторам бывшего Советского Союза.


Архивное фото ПКБ ЦТ

ЭР1 (Электропоезд Рижский, 1-й тип) - электропоезд постоянного тока, выпускавшийся с февраля 1957 г. по июнь 1962 года на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ) для железных дорог СССР. Заводское обозначение - 62-11. Является первой моделью из электропоездов нового семейства (ЭР). .


Архивное фото ПКБ ЦТ

ЭР7 (Электропоезд Рижский, 7-й тип) - первый советский электропоезд переменного тока. Заводское обозначение - 62-31. Выпускался с 1957 по 1962 гг. при совместном участии целого ряда заводов. Впоследствии был налажен крупносерийный выпуск его модернизированной версии - ЭР9. .


Архивное фото ПКБ ЦТ

ЭР10 (Электропоезд Рижский, 10-й тип) - опытный электропоезд постоянного тока, с электрическим торможением, увеличенной длиной кузова и тремя тамбурами в вагоне, предназначенный для эксплуатации на наиболее загруженных пригородных направлениях. Является по сути продолжением проекта ЭР5 и переходным звеном к электропоездам ЭР22. Заводское обозначение - 62-71. .


Архивное фото ПКБ ЦТ

ЭР2 (Электропоезд Рижский, 2-й тип) - серия электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с июня 1962 года по август - сентябрь 1984 года Рижским вагоностроительным заводом (латыш. Rīgas Vagonbūves Rūpnīca, RVR), который строил их совместно с Рижским электромашиностроительным (латыш. Rīgas Elektromašinbūves Rūpnīca, RER, поставлял электрооборудование) и Калининским вагоностроительным (КВЗ, поставлял тележки, а также одно время и кузова вагонов) заводами. .

Архивное фото ПКБ ЦТ

ДР1 (Дизель-поезд Рижский, 1-й тип) - серия советских дизель-поездов Рижского вагоностроительного завода. Дизель-поезд ДР1 базовой модели является первым серийным дизель-поездом, созданным в СССР.

В начале 60-х на железные дороги СССР поступили дизель-поезда серии Д венгерского производства. Изучив зарубежный опыт, СССР начал разработку отечественных дизель-поездов.

В 1963 году Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) построил первый отечественный дизель-поезд серии ДР1. Проект дизель-поезда был выполнен под руководством ведущего конструктора П. И. Курдюмова. В конце 1963 года был построен второй поезд серии, а в 1964-1965 годах ещё несколько дизель-поездов. .


Архивное фото ПКБ ЦТ

ЭР22 (Электропоезд Рижский, 22-й тип) - серия электропоездов постоянного тока Рижского вагоностроительного завода (РВЗ), предназначенных для эксплуатации на наиболее загруженных пригородных направлениях. Выпускалась (с модификациями) в 1964-1976 годах. Создана на базе серии ЭР10 - также включает вагоны Мг (моторный головной) и Пп (прицепной промежуточный), имеющие увеличенную длину и нетрадиционную компоновку с тремя дверями по бортам. Включает три варианта исполнения (модификации). .


Архивное фото ПКБ ЦТ

ЭР11 (Электропоезд Рижский, 11-й тип) - опытный электропоезд переменного тока, построенный в 1965 году. Сконструирован на основе механической части электропоезда постоянного тока ЭР22 с незначительными конструктивными изменениями. Как и ЭР22, имеет в составе четыре моторных головных вагона (Мг), выпущенных Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ), и четыре прицепных промежуточных вагона (Пп), выпущенных Калининским вагоностроительным заводом (КВЗ). Заводское обозначение - 62-75. .

Дизель-поезд ДР2


Архивное фото ПКБ ЦТ

ДР2 - Дизель-поезд рижский, вторая модификация. Был построен в единичном экземпляре Рижским вагоностроительным заводом в 1966 году.

С целью увеличения количества мест для пассажиров, в конце 1966 года Рижским вагоностроительным заводом был построен опытный четырехвагонный дизель-поезд ДР2, с подвагонным расположением силовых установок и вспомогательного оборудования, что позволило увеличить полезную площадь каждого моторного вагона на 24 места. Составность поезда - два головных моторных и два промежуточных прицепных вагонов; была предусмотрена эксплуатация поезда с одним прицепным вагоном и только в составе двух моторных. .

Исторический обзор о развитии техники и технологий, о том как создавались электропоезда. Обзор главных изобретений, сделавших возможным создание этого вида транспорта. Углубленный взгляд на этапность развития отечественных электропоездов.

Предыстория

Такие сложные виды техники, как электропоезда, не появляются вдруг. Их история - это история развития транспортных технологий от первых ключевых изобретений, таких как изобретение колеса или железной дороги, до применения электричества и электродвигателей.


Обзор ключевых изобретений челевечества до появления электрических железных дорог

Первые опыты по электрификации ж.д.

В середине 19 века железные дороги получили развитие во многих странах Европы и в США. Уже идут опыты с электричеством, созданы первые электродвигатели, электрифицируется промышленность и связь. Идея применения электрической тяги на железнодорожном траспорте уже витает в воздухе, работы ведутся параллельно в разных странах. Не важно, кто стал первым изобретателем электрического подвижного состава для железных дорог, во всех технически развитых странах этот вид транспорта появился практически одновременно с разницей в 1-2 года.


1879-1900 гг. Появление первых видов электрического подвижного состава

Первый электрический поезд Сименс и Хальске на выставке в Берлине. 1879 г.
Источник: Wikipedia.

Развитие электрификации ж.д. в СССР

Ключевой фактор в расширении применения электропоездов - электрификация железных дорог. Исторически в зависимости от уровня развития технологии менялись и подходы к выбору параметров системы электрификации. В СССР электрификация железных дорог привела к революционным изменениям в технологии работы транспорта, именно поэтому электрификация стала главным стратегическим ориентиром на многие годы и в области электротехнических технологий и в области создания подвижного состава. В настоящее время Россия ведущая страна в мире по развитию электрифицированных железных дорог, которые составляют более 43 000 км (50% сети).


1917-1924 гг. План электрификации РСФСР

Инфографика: Хронология и объемы производства вагонов электропоездов для железных дорог СССР и стран СНГ колеи 1520 мм (по состоянию на начало 2014 года). Рисунок в высоком разрешении.
Олег Назаров

Создание и развитие производства электропоездов в России

С 1991 года в СССР все изменилось, СССР вообще перестал существовать. Кризисные явления в экономике разрушили многие производственные связи. Поставки электропоездов из Латвии существенно снизились и затем практически прекратились. Перед отраслью встали новые задачи.