Машина включает нейтраль на ходу. Что будет, если при движении включить нейтраль на акпп? Движение накатом на нейтральной передаче с акпп

Стоит сходу развеять миф о том,
что существует экономия бензина на найтрале. Когда отпущена педаль акселератора, в
камеру сгорания направляется малое количество горючей консистенции, потому особенного
смысла перебегать на нейтральную передачу нет никакого. Скажем даже больше, это
утверждение животрепещуще не только лишь для машин с автоматической коробкой переключения
передач. На современных авто с ручной коробкой при переводе в ручки КПП в
нейтральное положение экономии не наблюдается.

Экономия бензина на нейтральной
передаче имеет место быть лишь на старенькых автомобилях с карбюратором, а с
возникновением «электронных систем» в моторе, утверждение об экономии потеряло собственный
смысл.

Охото отметить, что при маленьких
остановках, например, у светофора, переключать рычаг КПП на «нейтралку» не
советуют — это только только приведет к излишним переключениям самой коробки, что
уменьшает срок ее службы.

На данный момент хотелось бы коснуться устройства самой Коробка автомат.

Тщательно стоит разглядеть саму
работу автоматической коробки переключения передач в нейтральном режиме работы.

Напомним, что в Коробка автомат мощность
от мотора передается с помощью гидротрансформатора (конкретно он и является
собственного рода сцеплением) на входной вал коробки.

Для того чтоб образовались
разные передаточные числа, часто употребляют планетарные ряды – это
механизм, состоящий из некого количества шестерен — сателлитов, которые
крутятся вокруг центральной шестерни, при всем этом
все передаточные дела будут достигнуты методом фиксации различных
деталей друг к другу.

Конкретно само переключение
передач (фиксация разных частей) производится электрической либо гидравлической
системой управления. Автоматика беспрерывно считывает данные с выходного вала
Коробка автомат и мотора, анализируя их выбирает подходящую передачу.

Клапан выбора спектра соединен рычагом селектора Коробка автомат, а он, исходя из
положения рычага, не дает способности включения определенных передач.

Масляным насосом создается давление
масла для того, чтоб производилось управление Коробка автомат. Трансмиссионная жидкость либо
же просто масло как и в моторе, делает список функций в том числе функцию
отвода тепла и смазки.

Что произойдет,
если мы включим «нейтраль»? Для начала необходимо отметить
последующие моменты: для того, чтоб
переместить селектор автоматической коробки переключения передач в нейтральное
положение, первичный вал автоматической коробки отсоединяется от ведомого
(вторичного) вала.

Мотор начинает работать в
режиме холостых оборотов (750-850 об/мин), давление в системе смазки «автомата»
снижается кое-где в 2 раза, в отличие от давления в режиме езды.

На
нейтральной передаче можно передвигаться со скоростью менее чем 40 км/ч.

Поэтому как нет жесткой связи кручения
колес и оборотов мотора, вращающий момент от колеса передается на ведомый вал
коробки переключения передач, а если нейтральная передача была включена на
высочайшей скорости – ведомый вал будет вертеться существенно резвее ведущего. В
этот момент ведомый вал мотора и сопряженные с ним редуктор, подшипники,
шестерни будут подвергаться увеличивающимся со скоростью нагрузкам.

Из-за того, что в масляной
системе давление устанавливается наименьшим, то на большой скорости на ведомом
валу «автомата» и практически всем сопряженных с ним устройств возникнет и будет возрастать
масляное голодание. Как результат — локальный деформации, перегрев частей,
сокращение времени работы коробки.

Если вы будете часто
двигаться на больших скоростях со включенной нейтральной передачей, то коробка
скоро выйдет из строя.

Сейчас стоит обусловиться что
такое «большие скорости», а что ими не является. Для этого необходимо заглянуть в
аннотацию по эксплуатации вашей машины. Фактически во всех таких книжечках
обозначено, что буксировать машину с Коробка автомат можно менее 40 км со
скоростью менее чем 40
км/ч (время от времени эта цифра снижена до 30 кмч). На неких
моделях автомобилей буксировка совсем воспрещается.

Это происходит оттого, что
давление давления масла после 40 кмч будет уже не достаточно и недостаточно для смазки
устройств, а коробка станет очень нагреваться. Когда скорость не превосходит 40 км/ч — давление тоже будет малым, коробка будет
нагреваться, но 40 км
все таки сумеет преодолеть без значимых последствий. После этого необходимо дать
машине несколько часов отдохнуть и продолжать движение снова до 40 кмч.

Как следует, на нейтральной
передаче все таки двигаться можно (если в аннотации нет воспрещения этим
действиям), но скорость должна быть не выше 40 км/ч.

Что будет если
переключить рычаг в режим «драйв»

Если шофер автомобиля с
автоматической коробкой переключения передач едет конкретно на «нейтрале», рано
либо поздно нужно будет включить «драйв». Здесь опять нужно вспомнить разницу
скоростей вторичного и первичного вала коробки переключения передач.

Режим
«драйв» идеальнее всего включать автомобиль
находится в статичном положении.

Электрическое управление коробкой
передач, естественно, изберет подходящую передачу, которая будет соответствовать
скорости (но не нужно надежды на электронику, потому что она может включить и
1 передачу). Все, кто ездил на автомате, знают, что включение режима «драйв» на
стоящем автомобиле вызывает чуть осязаемый толчок – это входят в зацепление
шестерни.

Если же режим «драйв» после
режима «нейтрали» включить на авто, которое находится в движении, кроме того,
что момент вхождения в зацепление шестерней будет значительнее, возрастет и
нагрузка на КПП из-за того, что ей нужно будет согласовывать скорости вращения валов.

Потому «драйв» лучше
включать все-же на стоящем автомобиле.

Естественно, единоразовый перевод рычага меняя режимы на
передвигающейся машине навряд ли приведет большим последствиям, а вот если вы будете часто
«играться передачами», то полностью мозможно, что выведите Коробка автомат из строя (для
любителей попереключаться мы рекомендуем приобрести машину с механической КПП).

В конечном итоге
охото сказать:

  • «Нейтраль» не призвана стать
    панацеей в экономии горючего.
  • На «нейтрали» необходимо передвигаться
    на скорости ниже 40 км/ч,
    чем больше скорость, тем резвее наступит нехватка масла и перегрев КПП.
  • Режим «драйв» идеальнее всего
    включать на автомобиле которой находится в статичном положении (не едит).
  • «Нейтраль» на авто с Коробка автомат нужна
    только для буксировки машины (менее чем на 40 км и с обозначенной в аннотации по эксплуатации
    скоростью). Для других целей воспользоваться нейтральной передачей смысла нет.

Автоматическая коробка передач значительно упрощает процесс управления автомобилем, позволяя водителю сконцентрироваться на дороге, а не на включении/отключении сцепления и дергании рычага КПП. На стандартной автоматической коробке передач присутствует несколько режимов езды, среди которых имеется режим N – нейтраль.

Как известно, при положении рычага коробки передач в нейтральном положении, крутящий момент от двигателя не идет к колесам, вследствие чего машина не движется. Нейтральная передача на механической коробке используется водителем едва ли не на каждом светофоре, но на автомате ее роль значительно меньше, а сценарии использования строго ограничены.

Оглавление:

Для чего нужна нейтральная передача в АКПП

Многие водители автомобилей с автоматической коробкой передач могут за все время эксплуатации ни разу не переключиться на нейтраль. Несмотря на это, нейтральная передача (или другой режим АКПП, моделирующий ее) обязательно должна присутствовать в коробке передач. Это необходимо для буксировки машины.

Если ознакомиться с руководством по техническому обслуживанию автомобиля с автоматической коробкой передач, в нем можно обнаружить информацию о правилах буксировки машины. Производители рекомендуют при буксировке включать на буксируемом автомобиле с АКПП нейтральную передачу и двигаться со скоростью не более 50 километров в час. При этом чаще всего в рекомендациях по буксировке также указывается, что автомобиль с АКПП не должен буксироваться далее 50 километров, а если до точки назначения необходимо преодолеть расстояние более 50 километров, лучше использовать эвакуатор или буксировку с поднятыми ведущими колесами автомобиля.

Еще один сценарий, где может быть использована нейтральная передача АКПП, – это стоянка. Оставлять автомобиль на нейтрали с ручником на стоянке рекомендуется только в тех случаях, когда имеются проблемы с работой режима паркинга – P. Стоит отметить, что если машина стоит на нейтрали, для пуска двигателя потребуется выжать педаль тормоза.

Включать ли нейтраль на автомате на светофоре и в пробке

Пожалуй, одно из главных заблуждений водителей машин с автоматической коробкой передач, которые ранее управляли автомобилем на «механике», это необходимость переключения рычага передач на нейтраль во время остановки на светофоре. При управлении машиной с механической коробкой передач, водитель переключает рычаг в нейтральное положение, чтобы можно было убрать ногу с педали сцепления. Однако в автоматической коробке передач ее нет, как и нет необходимости переходить на нейтральную передачу.

Если разбираться в механике процесса, нужно сказать, что при включенном режиме D («драйв») гидротрансформатор автоматической коробки передач нагнетает давление, за счет которого передается крутящий момент. В данном режиме происходит активное смазывание элементов коробки передач. Если педаль акселератора не нажата, то гидротрансформатор находится в «зеленой зоне», при которой происходит его смазывание и более не выполняются никакие процессы. Переключившись на нейтральную передачу, водитель разомкнет входной и выходной валы, тем самым прервав смазывание элементов коробки передач. Когда загорится зеленый сигнал светофора, переключение обратно в режим «драйв» станет стрессовым для агрегатов коробки, поскольку изменится давление. Соответственно, элементам коробки придется выполнить лишние движения, что негативно на них скажется и приблизит момент выхода из строя.

Схожим образом следует рассматривать вопрос нахождения автомобиля в пробке. Нет необходимости в заторе переключать рычаг автоматической коробки с режима D на N. В крайнем случае, если движение в потоке полностью отсутствует, можно переключить рычаг в положение P («паркинг») или просто выключить двигатель.

Можно ли ехать накатом на автомате

В желании сэкономить топливо при движении с горки водители автомобилей с автоматической коробкой передач могут рассматривать вариант с переключением рычага в положение N. Делать этого ни в коем случае нельзя, по нескольким причинам:

  • В положении «нейтраль» агрегаты коробки передач не смазываются должным образом, что необходимо при движении машины;
  • У водителя существенно снижаются варианты маневрирования, при необходимости он не сможет увеличить скорость автомобиля, например, чтобы обойти препятствие;
  • Переключение в режим D из положения N при движении автомобиля строго запрещено из-за резкого перепада давления. Это может привести к выходу автоматической коробки передач из строя.

Двигаться накатом на автомобиле с автоматической коробкой передач следует в режиме D, чтобы избежать проблем со скорым выходом деталей АКПП из строя.

Нередко новичками, едва получившими права, поднимается вопрос, можно ли ездить на нейтралке на автомате. Сама по себе АКПП очень удобна: даже традиционалисты, пусть неохотно, но признают ее некоторые преимущества перед механикой. Но тот, кто долго ездил с прежним вариантом коробки передач, с трудом отказывается от въевшихся в сознание привычек.

Катиться с горки накатом кажется настолько естественным, что водитель пытается экстраполировать свои обыкновения и на автомат. И то и дело одергивает себя, боясь навредить непривычному механизму.

При этом остается надежда, что устоявшаяся манера езды является правильной и на АКПП. Опять же, считается, что нейтралка в накате обеспечивает значительную экономию топлива, что неизменно греет душу, особенно при нынешних ценах. Но если взглянуть на ситуацию еще с одной стороны, экономия может обратиться неприятной стороной: если применение нейтралки на дороге окажется труднопереносимым для АКПП, то ее ремонт обойдется куда дороже выигрыша на сэкономленном бензине.

Можно ли ездить на нейтралке на автомате, до сих пор считается спорным моментом. Во всех руководствах по эксплуатации указано, что переводить рычаг в положение N в процессе движения запрещается. Некоторые производители дополняют указание словами «это может быть очень опасно». Но многие водители это делают, и уверяют, что ничего страшного с АКПП не случается. Так ли это? Опытные владельцы, освоившие АКПП давно, приводят доводы в пользу того, что все же нужно прислушиваться к рекомендациям производителя.

Причина первая

Смазочная система коробки-автомата кардинально отличается от устройства ее механического собрата. Если МКП постоянно буквально купается в масле, то АКПП получает его непосредственно от движка. В стоящей машине и детали неподвижны; когда же она катится – запчасти принудительно вращаются и соприкасаются. Даже школьнику понятно, что с ними происходит в отсутствие смазки. Заклинивание коробки, работающей всухую, имеет единичные случаи. Однако ее быстрое изнашивание у любителей катиться на нейтралке – вещь весьма распространенная.

Поклонники наката могут обратить внимание на то, что даже буксировка на нейтралке разрешена только на расстояние, не превышающее 50 км. Причем в большинстве мануалов даже разъяснение присутствует, и связано оно как раз со смазкой. Если автосервис расположен дальше – извольте вызывать эвакуатор. Или готовьтесь к скорому капитальному ремонту коробки.

Причина вторая

Во многих моделях ресурс автоматической коробки передач рассчитан на определенное количество включений/выключений положения N. Чем чаще вы пользуетесь этим режимом, тем быстрее ресурс вырабатывается. Полностью АКПП, скорее всего, не посыплется, однако определенный набор ее узлов начнет по очереди выходить из строя. По отдельности ремонты будут не слишком дороги, но по совокупности влетят в немалую копейку.

Развеиваем мифы: Что касается экономии топлива, то рядом водителей были проведены любопытные замеры при содействии бортового компьютера. Выяснилось, что, катясь с горки в режиме D, но с отпущенной педалью газа, расход бензина равен 0. А вот если включить нейтраль, топливо все же подъедается, пусть и в небольшом количестве.

Неизвестно, работает ли экономия на механике: таких экспериментов владельцы машин с МКП почему-то не проводили (или не поделились наблюдениями). Но с автоматом установлено точно: помимо риска угробить коробку, накат обеспечивается еще и определенными топливными затратами.

Дополнительные нюансы

Хотя ерундой их назвать будет неправильно: эти мелкие подробности могут серьезно сказаться как на здоровье машины, так и на самочувствии ее ездоков.

Переключение с режима D на режим N во время езды происходит безболезненно. А вот обратное действие чревато уже серьезными повреждениями коробки. Для безопасности придется остановиться. И где в этом случае смысл использования нейтралки? Вы теряете во времени; к тому же застопиться не всегда предоставляется возможность.

Остается вероятность того, что внезапно заглохнет движок. При включенной скорости это нестрашно. На нейтралке же моментально отключается ГУР, и машина значительно теряет управляемость. Чем это может грозить, разъяснять не надо.

Возражения по поводу того, что если бы нейтралка была столь опасна, то ее заблокировали бы при спуске с конвейера или вовсе б не включали в набор, некорректны. Режим N необходим для сервисного обслуживания и раскачки застрявшей машины. В езде же он неприменим. Из всего вышесказанного можно сделать вполне определенные выводы.

Четкий ответ на вопрос, можно ли ездить на нейтралке на автомате – нет, если вы не готовы оплачивать регулярные ремонты. А если уж вам так дорог спуск накатом, то почему бы не поменять свою машину на аналогичную модель с механикой? На ней не придется выбирать другую манеру езды и привыкать к новым правилам, с которыми все же считаться приходится.

Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что происходит с автоматической коробкой передач, если во время движения включить «нейтралку».

Зачем включают режим «нейтраль» на автомобилях с АКПП? А затем, что, согласно распространенному заблуждению, при переключении в «нейтраль» - экономится топливо. «Нейтраль» также включают при подъезде к светофору, на спусках и пр.

«Нейтраль» не экономит топливо

Миф об экономии развеем сразу - при отпущенной педали газа в камеру сгорания поступает минимально возможное количество смеси, поэтому смысла переходить на «нейтраль» с этой точки зрения нет никакого. Более того, это актуально не только для автомобилей с АКПП - и на «ручке» на современных авто при переводе в «нейтраль» экономии нет.

Экономить при езде на «нейтрали» можно лишь на старых карбюраторных автомобилях, а с появлением «электронных мозгов» в двигателе, это утверждение потеряло свою актуальность.

И даже при кратковременных остановках, например, у светофоров, переводить рычаг в нейтральное положение не рекомендуется, так как это приводит лишь к излишним переключениям коробки передач и уменьшает ресурс ее работы.

А теперь коснемся устройства АКПП.

Немного об устройстве «коробки-автомат»

Мы уже писали об устройстве автоматических коробок передач в материалах « », « », в которых обсуждали процессы, происходящие во время движения автомобиля. Теперь более подробно остановимся на работе автоматической коробки передач в режиме «нейтраль».

Напомним, что в автоматической коробке передач мощность от двигателя передается через гидротрансформатор (который выполняет роль сцепления) на входной вал АКПП.

Для образования различных передаточных чисел чаще всего используются планетарные ряды - система, состоящая из нескольких шестерен - сателлитов, вращающихся вокруг центральной шестерни, а передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей друг относительно друга.

Переключение передач (фиксация того или иного элемента) осуществляется гидравлической или электронной системой управления. Автоматика считывает данные с двигателя и выходного вала АКПП, в результате чего - выбирает передачу.

С рычагом селектора АКПП соединен клапан выбора диапазона, который в зависимости от положения рычага, запрещает включение определенных передач.

Давление масла для управления АКПП создается масляным насосом. Масло (трансмиссионная жидкость), как и в двигателе, выполняет несколько функций - и функцию смазки, и отвода тепла.

Разрез АКП (Mercedes):

1 - Турбинное колесо гидротрансформатора,
2 - Вал реактора гидротрансформатора,
3 - Ведущий вал,
4 - Обгонная муфта гидротрансформатора,
5 - Ведущий фланец основного насоса,
6 - Реактор,
7 - Основной насос,
8 - Картер АКП,
9 - Передняя крышка,
10 - Муфта К1,
11 - Тормоз ВЗ,
12 - Сателлиты,
13 - Солнечное колесо среднего планетарного ряда,
14 - Эпицикл заднего планетарного ряда,
15 - Муфта свободного хода,
16 - Муфта К2,
17 - Сапун,
18 - Шестерня привода скоростного регулятора,
19 - Шестерня блокировки ведомого вала,
20 - Датчик частоты вращения ведомого вала,
21 - Фланец выходного вала,
22 - Нижняя часть картера,
23 - Собачка механизма блокировки ведомого вала,
24 - Штанга механизма блокировки ведомого вала,
25 - Скоростной регулятор,
26 - Поддон,
27 - Задняя крышка,
28 - Масляный фильтр,
29 - Ленточный тормоз В2,
30 - Сателлиты заднего планетарного ряда,
31 - Солнечное колесо заднего планетарного ряда,
32 - Клапанная коробка,
33 - Крышка клапанной коробки,
34 - Ленточный тормоз В1,
35 - Сливная пробка,
36 - Насосное колесо гидротрансформатора.

Что происходит при включении «нейтрали»

Итак, важно отметить следующее: при перемещении селектора автоматической коробки передач в положение «нейтраль», первичный вал АКПП отсоединяется от вторичного (ведомого) вала.

Двигатель начинает работать в режиме холостых оборотов (700-900 об/мин), давление в системе смазки АКПП снижается почти в 2 раза от величины давления в режиме «драйв».

На «нейтрали» можно двигаться на скорости не выше 40 км/ч

Так как нет жесткой связи вращения колес и оборотов двигателя, крутящий момент от колес передается на вторичный вал КПП, а если «нейтраль» была включена на большой скорости - вторичный вал будет вращаться гораздо быстрее первичного. При этом вторичный вал двигателя (и сопряженные с ним шестерни, подшипники, редуктор) будет подвергаться нагрузкам, растущим по мере увеличения скорости.

А так как давление в масляной системе устанавливается минимально допустимым, то на большой скорости на вторичном валу АКПП и большинстве сопряженных с ним элементов возникнет, и будет прогрессировать масляное голодание. В результате - локальный перегрев элементов, деформации, сокращение ресурса коробки.

При регулярном движении на больших скоростях при включенной «нейтрали» - АКПП со временем выйдет из строя.

Теперь определимся - что можно назвать «большими скоростями», а что - нет. Для этого заглянем в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Практически во всех инструкциях указано, что буксировать автомобиль с автоматической КПП можно на расстояние не более 40 км при скорости не более 40 (а то и 30) км/ч. А порой - буксировка запрещена вообще.

Почему так? А потому, что при скорости выше 40 км/ч давления масла будет уже недостаточно для смазки, и коробка будет сильно нагреваться. При скорости до 40 км/ч - давление тоже будет невелико, коробка тоже будет греться, но маршрут не более 40 км все же сможет одолеть без особых последствий (затем автомобиль должен «отдохнуть» несколько часов, пока температура АКПП снизится).

Следовательно, на "нейтрали" все-таки можно двигаться (если это прямо не запрещено инструкцией по эксплуатации), но на скорости ниже 40 км/ч.

Что происходит при переключении в «драйв»

Если водитель на автомобиле с АКПП все-таки движется в режиме селектора «нейтраль», придет время, когда будет пора уже включать и «драйв». И здесь опять стоит вспомнить про разницу скоростей первичного и вторичного вала коробки передач.

Режим «драйв» желательно включать на неподвижном автомобиле

Электронное управление КПП, конечно, выберет именно ту передачу, которая соответствует скорости (хотя не исключен вариант, что будет включена 1-я передача - все зависит от программы, заложенной в «электронный мозг»). Но все мы помним, что включение «драйва» даже на стоящей машине сопровождается едва ощутимым толчком - шестерни входят в зацепление.

Если же «драйв» после «нейтрали» включить на движущемся авто, кроме того, что момент сцепления шестерней будет более ощутим, возрастет и нагрузка на коробку передач из-за необходимости согласовывать скорости валов.

Поэтому «драйв» желательно включать все-таки на стоящем автомобиле.

Разумеется, однократный перевод рычага между режимами на движущемся авто вряд ли приведет к ощутимым последствиям, а вот привычка регулярно «играть селектором» - вполне может вывести АКПП из строя (для таких любителей можно посоветовать приобрести авто с механической коробкой передач).

Итог

  • «Нейтраль» не экономит топливо.
  • На «нейтрали» можно двигаться на скорости не выше 40 км/ч, чем выше скорость - тем раньше наступит масляное голодание и перегрев коробки передач.
  • Режим «драйв» желательно включать на неподвижном автомобиле.
  • «Нейтраль» предназначена лишь для буксировки автомобиля (на расстояние не более 40 км при скорости не выше 30-40 км/ч). И использовать автомобилисту «нейтраль» для других целей нет смысла.

Автомобиль в настоящее время - уже далеко не роскошь, а удобное и комфортное средство передвижения. При этом опция автоматического управления трансмиссией доступна не только в автомобилях премиум-сегмента, но и в самых простых малолитражках, таких как "Дэу Матиз", "Киа Пиканто" и др. Более того, даже российские производители начали серийный выпуск легковых автомобилей с роботизированными и автоматическими коробками передач. Отсутствие третьей педали в подрулевом пространстве значительно упростило управление транспортными средствами, особенно людям, далёким от понимания того, как и за счет чего автомобиль приводится в движение и управляется.

Как работает автомат?

И действительно, управление автомобилем стало намного проще. Нажал одну педаль - машина поехала, другую - машина остановилась. В самом простом варианте управление автоматической коробкой передач сводится к минимуму. Положение Drive (латинская буква D на селекторе) включает режим передвижения автомобиля вперёд, положение Reverse (латинская литера R) - назад, положение Parking (латинская буква Р) блокирует передачу крутящего момента от коробки на дифференциал и переводит механизм в режим парковки (постановки на стоянку). Однако даже на таких коробках присутствует режим включения нейтральной передачи Neutral (латинская буква N), в связи с чем у многих возникает вопрос: а нужно ли включать нейтралку на автомате и для чего она вообще нужна?

Механическая КПП

Для ответа на этот вопрос неплохо было бы разобраться, а что же такое опция автоматического переключения передач и на коробках каких типов она существует. В классическом варианте управления автомобилем водитель сам принимает решение о переходе на повышенную или пониженную передачу. В этом ему помогает педаль сцепления, разъединяющая ведущий и ведомый вал коробки на момент перехода на иную передачу, и рычаг КПП, который он переводит в соответствующее выбранной передаче положение. Нейтральная передача позволяет держать валы разъединёнными без постоянного выжимания педали сцепления. "Но то механика, а нужно ли включать нейтралку на автомате?" - вновь спросите вы.

Нейтраль на автомате

В классической переключение между передачами происходит автоматически, без прямого участия водителя. Этому способствует специальный гидротрансформатор, работа которого в современной коробке зависит от множества факторов, в том числе и от того, как часто вы переводите селектор в нейтральное положение управления трансмиссией. Практически все современные АКПП (АКП) являются адаптируемыми, то есть приспосабливающимися к определённому стилю езды водителя. Многие задаются вопросом: мол, а зачем нужна нейтралка на автомате, если уже есть три положения для управления (D, R, P)? Ответ довольно прост. Режим парковки блокирует колёса автомобиля, делая невозможным его передвижение в этом режиме, в то время как нейтраль просто отключает связь между коробкой передач и колёсами. При этом автомобиль можно катить, буксировать или пустить накатом с горки в целях экономии топлива.

Роботизированная КПП

В настоящее время существует несколько разновидностей автоматической коробки переключения передач. Интерфейс мало чем отличается от классического гидротрансформатора. Отличие скрыто внутри. Передачи в такой трансмиссии за водителя переключает специальный робот при достижении совокупности определённых факторов во время движения автомобиля. Нужно ли включать нейтралку на автомате такого типа? Если это необходимо, то да. Порядок действий такой же, как и на обычной АКПП. Разница между паркингом и нейтралью на автоматических коробках любого типа неизменна. В паркинге колёса автомобиля всегда будут заблокированы во избежание самопроизвольного отката.

Для чего нужна нейтралка на автомате?

К сожалению, автомобиль не всегда движется сам. Мелкие поломки, аварии и ДТП иногда вынуждают водителей пользоваться услугами эвакуатора-буксировщика. можно различными способами: прямой буксировкой (на гибкой или на жёсткой сцепке), а также методом полной или частичной погрузки. Однако, независимо от выбранного метода, на буксируемой машине с автоматической коробкой переключения передач необходимо разорвать прямую связь между колесами и коробкой до начала буксировки. В противном случае есть реальный шанс повредить трансмиссию, и окончательный счёт за ремонт любимой ласточки может вырасти на порядок. Ответ на вопрос о том, нужно ли включать нейтралку на автомате автомобиля при его буксировке, чётко прописан в инструкции по эксплуатации к каждому транспортному средству. Важно! Обязательно необходимо перевести селектор коробки в нейтральное положение. Иначе производитель снимает свои гарантийные обязательства в случае поломки.

Про стоимость топлива

Стоимость топлива, отпускаемого на АЗС, с каждым годом, к сожалению, только растёт. Несколько лет назад правительство пыталось связать ежегодный прирост его стоимости с отменой транспортного налога. Дескать пусть платят за износ дорожного полотна только те, кто автомобиль использует по своему прямому назначению. Причем чем чаще использовался бы автомобиль, тем больше бы платил его водитель, покупая больше бензина, необходимого для того, чтобы машина пришла в движение. Идея, в принципе, замечательная, но вот реализация подкачала. Хотели как лучше - получилось как всегда. В результате имеем то, что имеем, а именно повышенную стоимость топлива и всё тот же транспортный налог в придачу. Поэтому экономия топлива - важный момент при современной эксплуатации любого транспортного средства.

Ради экономии топлива

А как связана экономия топлива с нейтралкой и что будет, если при движении включить нейтраль на АКПП? Достаточно вспомнить хороший дедовский способ о свободном передвижении накатом с горки или с любого пологого спуска. На советских автомобилях с механической КПП для этого просто выключали передачу, переходя в нейтраль. На современных машинах с АКПП можно поступать соответствующе, то есть переводить селектор коробки в нейтральное положение (но только не в положение "Паркинг", запомните это). Если при движении по склону оставить режим "Драйв", то нерасключённая коробка передач продолжает вращать выходной вал двигателя, поддерживая средние (а иногда и довольно высокие) обороты его вращения. Это, соответственно, приводит к избыточному расходу топлива.

Можно, но очень осторожно

Соответственно, при размыкании непосредственной связи между коробкой и колесами, то есть при переключении в нейтраль, обороты вращения вала двигателя падают до минимальных установленных (обороты холостого хода). Вместе с этим снижается и расход топлива, что и приводит к экономии. Поэтому на вопрос, а нужно ли переключать автоматическую коробку в нейтральное положение при движении вниз по склону, можно смело отвечать утвердительно. Единственное, о чем не следует при этом забывать, - это о безопасности. При переходе с нейтрали обратно в "Драйв" следует внимательно переключать селектор коробки с целью избежать ошибочного переключения в режим "Реверс" или "Паркинг". Как минимум это приведёт к серьёзной поломке трансмиссии, а в худшем случае - к тяжёлому ДТП.

На светофорах

А можно ли включать нейтральную передачу на светофоре? Конечно, можно, вот только зачем? В этом случае, так же как и в "Драйве", водителю придётся держать ногу на педали тормоза для предотвращения отката автомобиля вперед или назад. Гораздо удобнее перевести селектор коробки передач в положение "Паркинг" и расслабить ногу, дав ей отдохнуть. Более того, современные иномарки предлагают опцию электронного ручного тормоза. Функция активируется нажатием кнопки и удерживает автомобиль на месте в режиме "Драйв" вплоть до того момента, пока водитель не нажмёт на педаль газа, чтобы продолжить движение. В таких машинах теоретически можно не переключать режимы движения вплоть до окончания маршрута.

В пробках

А нужно ли включать нейтраль в АКП на светофорах, особенно при движении в пробках? Теоретически это можно делать, особенно если дорога идёт вниз под уклон, вы не планируете перестроений из ряда в ряд и никуда особенно не спешите. Однако при этом придётся постоянно работать педалью тормоза, останавливая автомобиль, удерживая его на месте и после начала движения не давая ему разогнаться особенно сильно. Следует также иметь ввиду, что в этом случае автомобиль будет набирать скорость очень медленно (чем меньше уклон, тем медленнее), а более юркие водители будут иметь возможность вклиниться перед вами, вновь заставив вас притормаживать. Да и такой стиль езды вряд ли понравится некоторым вашим нетерпеливым соседям по пробке, особенно тем, кто находится за вами.

На стоянке

Многих начинающих водителей также интересует вопрос о том, можно ли ставить на нейтралку на автомате при постановке автомобиля на стоянку? Ответ на этот вопрос можно дать как утвердительный, так и отрицательный. Отвечая вопросом на вопрос, можно сказать следующие слова: "А зачем ставить машину на нейтральную передачу на парковке, ведь есть режим "Паркинг", который специально для этого и создан?" Люди со стажем, особенно сторонники езды на механике, ответят, что, мол, в "Паркинге" коробка находится под нагрузкой, а на склоне так и вообще держит весь вес автомобиля на себе. Для приверженцев этой теории существует положительный ответ. Да, можно парковать машину с коробкой в нейтрали, но при этом не забудьте выжать ручник, чтобы она не откатилась в соседа по парковке, в кювет или на проезжую часть, создав при этом аварийную ситуацию с возможным ДТП.

Уехать на нейтрале?

Часто задают вопрос: "В машине есть нейтральная передача, зачем нужна?" с включённой нейтралью? Однозначно можно ответить, что с включенной нейтралью на машине далеко уехать не получится. Можно скатиться с горки, пройти часть пути накатом, но в конце концов скорость упадёт до нуля и автомобиль остановится. Это законы физики, и обмануть их не получится. Нейтраль нужна лишь для возможности буксировки и свободного движения, как правило, с наклонной плоскости, а также для экономии топлива.