Машины на параде победы газ зил. Военные, но мирные: все парадные автомобили ссср и россии. А что сейчас

20 апреля на полигоне в Алабино состоялась очередная репетиция Парада Победы. В репетиции принимали участие два автомобиля ЗиЛ с кузовом типа фаэтон и ещё один привезли в качестве запасного.


В техническом формуляре автомобилей, на которых принимали парад 9 мая 2011 года на Красной площади в Москве, записано: ЗиЛ-41041АМГ. Почему не 41044, ведь именно так обозначались кабриолеты, пассажиры которых принимали парады на Красной площади? На самом деле, с зиловским парадным кабриолетом новые машины роднит только внешность. Под знакомыми обводами скрывается шасси Chevrolet Suburban.

Как известно, отсутствие детальной информации способствует порождению слухов. Можно понять, почему те, кто ею обладает, не спешат с выдачей сведений. Крайне неосторожно было бы сегодня признать, что за парадные ЗиЛы выданы машины непонятной марки. И это после опрометчивого «слива» информации о заказе Кремлем новых правительственных лимузинов у завода ЗиЛ, после недавнего скандала с госзакупками Mercedes-Benz, наконец, после назревающего скандала, вызванного сегодняшним положением самого Завода имени Лихачева.

Впервые новые кабриолеты проехали по Красной площади на параде в ознаменование 65-летия победы над фашизмом в 2010 году. На данный момент известно, что автомобили в количестве трех экземпляров были построены ООО «Атлант Дельта», позиционируемым как транспортная внутрихолдинговая структура. Гараж «структуры» находится в Москве, на улице Обручева в двух шагах от станции метро «Калужская». Структура серьезная — ее водители проходят обучение в школе «Ауди кваттро», эксплуатируют бронированные автомобили, некоторые сотрудники когда-то работали в Гараже Особого Назначения. Подчинена данная «структура» компании «Базовый элемент» — российской финансово-промышленной группе, созданной для управления активами Олега Дерипаски. А Дерипаска, в свою очередь, владеет машиностроительным холдингом «Русские машины», куда входит «группа ГАЗ».

Именно это обстоятельство дало повод заговорить о предпочтениях заказчика парадных кабриолетов. Дескать, Дерипаска оказался гораздо ближе к Кремлю, чем Лужков. И поэтому ЗиЛ старательно «динамили» во всех инстанциях, от которых зависело принятие окончательного решения. Такие высказывания доносились с территории ЗиЛа, подготовившего собственные кабриолеты, которые были заказчиком отвергнуты. ЗиЛ построил четыре машины, практически сохранив конструкцию ЗиЛ-41044 еще советских времен. Машины обрели (в кои-то веки!) электронноуправляемый впрыск топлива (фирмы «Депо-ЗиЛ»). Московское ателье Cardi изготовило для них новые фары и задние фонари, зеркала заднего вида, интегрированные бамперы, а также детали усовершенствованного интерьера. Складной верх для машин закупили у одной немецкой фирмы (не Karmann!). Тент подошел плохо — выпирал над линией багажника. В преддверии парада 2010 года зиловцы даже совершили робкую попытку пиара своих новинок. Но, Министерство обороны предпочло самоделки из гаража «членовозов».

ООО «Атлант Дельта» до этого уже выполнило заказ МО на парадные фаэтоны ГАЗ-СП46 «Тигр» на шасси небезызвестного вездехода «Тигр». Три машины были разработаны за семь месяцев и поставлены заказчику точно в срок 28 февраля 2008 года. Таким образом, заказчик смог убедиться в предусмотрительности не совсем обычного подрядчика. Парадные «Тигры» поступили на снабжение с последующей гарантией сроком на 10 лет и техническим обслуживанием в течение 20 лет.

Здесь следует заметить, что такие автомобили обязаны отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования выработаны ГАБТУ МО РФ, 21 ЦНИИИ МО РФ и, в частности, 147-й автобазой МО РФ, эксплуатирующей парадные машины в Москве. Безотказности и надежности уделяется особое внимание. Парадные кабриолеты постройки ЗиЛ строгую приемку не прошли — на этом настаивают те, кто оправдывает выбор Минобороны. Имеется также и версия, что ЗиЛ, а, точнее, отдел оригинальных и специальных автомобилей под руководством Михаила Дамировича Сатарова, попросту не успел к сроку.

Кабриолеты ООО «Атлант Дельта» были построены на надежном, отработанном шасси, на котором корпорация General Motors выпускает целый ряд моделей (Chevrolet Tahoe и Suburban, GMC Yukon, пикапы...). Оставалось только разыскать кузовы от коротких седанов ЗиЛ-41041 (не прежних кабриолетов ЗиЛ-41044, которых сделано всего три), и подогнать их под размер. Именно поэтому в НАМИ машины проходили сертификацию как «ЗиЛ-41041 кабриолет», а не как ЗиЛ-41044. Завод имени Лихачева, также взявший для работы за основу для работы короткобазные ЗиЛ-41041, свои кабриолеты назвал ЗиЛ-410441.

Интерьер кабриолетов ЗиЛ-41041 был полностью разработан в ООО «Атлант Дельта». Автомобили, как и положено, оснастили аппаратурой связи «Репетиция», поручнем, позволяющим ехать стоя.

Сколь тщательно не была проведена работа, ее итог выглядит очередной «потемкинской деревней». В советские времена автомобили ЗиЛ не случайно называли «полпредами Автопрома». Полпред, если кто не знает, это «полномочный представитель», посол. Была индустрия, плохая ли, хорошая ли, — и были лучшие ее образчики, представители. А автомобиль парадный — представитель из представителей. Но что представлять, если уже нечего представлять? ЗиЛ с 1970-х годов не может наладить впрыск на своих машинах! Власть ездит на скандальных, но безотказных «мерседесах», а Завод имени Лихачева уже нарезают на наделы. Называть ЗиЛом то, что таковым ни в коей мере не является... Отсутствие понимания смысла происходящего сквозит даже в таких деталях, как выбор цвета для кабриолетов. Понятно, что министр обороны предпочитает черные костюмы... Однако исторически фаэтоны ЗиЛ были цвета парадной офицерской шинели. Необычный, благородный окрас. Черный не только идет вразрез с традициями армии-победительницы, в нем, как в кривом зеркале, выплыли все неизбежности ручной работы. Черный дешевит машину подобно тому, как мешковатый костюм не способствует репутации министра обороны среди строевых офицеров. Довершают абсурд боковины шин белого цвета — они так же смешны на машинах современной армии, как потешные кивера президентского полка. Хочешь возрождать старые традиции — нареки новый автомобиль «Руссо-Балтом»! Пусть это будет совершеннейший эксклюзив, штучная работа, сон коллекционера. А не «неЗиЛ». Интересно, а как эти кабриолеты поставят на снабжение МО, если для этого их положено обслуживать на заводе-изготовителе, коим формально является ЗиЛ? А ЗиЛ наверняка откажется их обслуживать — это же Chevrolet!

Уже давно не секрет, что черные кабриолеты, которые с 2010 года участвуют в параде Победы на Красной площади, только внешне похожи на классические ЗИЛы. Я же постараюсь рассказать о том, как эти машины появились на свет и почему сам Завод имени Лихачева не смог пропихнуть на службу собственные аналоги.

Впервые открытые машины приняли участие в параде 7 ноября 1953 года - тогда белых жеребцов на службе сменили фаэтоны ЗИС-110Б. Открытые версии были и у всех последующих моделей ЗИЛ, а последним парадным автомобилем советских времен стал ЗИЛ-41044 образца 1981 года. На заводе тогда сделали пять кабриолетов: один для испытаний, один для Мосфильма и три - для парадов. Кстати, а почему три? Ведь по Красной площади всегда ездят только два кабрика. Оказывается, для парадов с самого начала готовили по три автомобиля. Третий - резервный, он всегда скрыт от глаз и дежурит у Спасских ворот Кремля на случай поломки одной из основных машин. Говорят, за шестьдесят пять лет резерв так ни разу и не понадобился - оно и к лучшему, ведь в ином случае погоны с плеч полетели бы в тот же день.

А знаете, почему все парадные ЗИСы и ЗИЛы были окрашены в унылый серо-стальной цвет, хотя номенклатурные машины сплошь черные? Все просто: это цвет армейской шинели. Ведь при СССР основной парад проводили вовсе не в День Победы, а 7 ноября - на годовщину Октябрьской революции. Естественно, поздней осенью военные чины облачались в теплую одежду, под цвет которой и красили парадные машины.

Но после развала СССР канул в Лету и «день седьмого ноября», а парады начали проводить 9 мая. Пассажиры открытых ЗИЛов переоделись в более легкую военную форму, а в 2001 году министр обороны Сергей Иванов и вовсе сменил ее на традиционный черный костюм. Но сами машины все это время оставались прежними. Не просто той же модели, а именно те же кабриолеты 1981 года постройки!

Конечно, они были окружены заботой и вниманием, постоянно проходили техническое обслуживание, а их пробег за все время не так уж велик (с учетом двухмесячных репетиций парада открытые ЗИЛы ежегодно проезжают около 4000 км). Но когда в 2007-м на пост министра обороны был назначен Анатолий Сердюков, возраст серо-стальных парадников уже перевалил за четверть века - пора было на пенсию.

Именно Сердюков сразу после своего назначения инициировал замену парадных кабриолетов. Вот только исполнителем был выбран не ЗИЛ, а небольшая компания Атлант-Дельта, принадлежавшая Олегу Дерипаске. Изначально основанная в 2000 году, она занималась лишь обслуживанием машин из служебного гаража Дерипаски, но потом там начали реставрировать и переделывать старые автомобили. Генеральным директором Атлант-Дельты был назначен бывший начальник кремлевского ГОНа (Гаража особого назначения) Юрий Кружилин, а техническим директором - военный инженер Игорь Мазур, до этого работавший личным водителем Дерипаски.

Первоначальный план предполагал глубокую модернизацию шести «действующих» кабриолетов - московских (ЗИЛ-41044) и питерских (еще более древних ЗИЛ-117В). Но быстро стало понятно, что их переделка получится очень кропотливой и займет больше года, то есть к следующему параду военные могли остаться вообще без торжественных машин. О замене кабриолетов иномарками не могло быть и речи: Министерство обороны настаивало, что в День Победы на Красную площадь должны выезжать именно ЗИЛы. Вариант разработки новых кабриолетов с нуля тоже не рассматривался: для этого нужен совсем другой уровень инжиниринга и совсем другие затраты, что нам впоследствии доказал проект Кортеж.

Тогда Кружилин и Мазур предложили соломоново решение - строить кабриолеты с зиловскими кузовами, но на шасси зарубежных автомобилей-доноров. Понятно, что военные восприняли эту идею без энтузиазма, однако, как потом оказалось, это было верное решение. Создавать новые автомобили планировали только для Москвы, то есть в трех экземплярах. А на смену питерским «сто семнадцатым» впоследствии были построены , причем значительную часть работ по их переделке тоже взяла на себя Атлант-Дельта.

Парадный Тигр (ГАЗ-СП46)

Что касается парадников для Москвы, то техническое задание на автомобили в Атлант-Дельте разработали совместно с ГАБТУ (Главное автобронетанковое управление Министерства обороны): по габаритам и компоновке новые машины должны были полностью копировать прежние кабриолеты, но внешне соответствовать зиловским лимузинам последнего поколения - модели 41047. Черный цвет кузова и интерьера утвердил лично Сердюков - чтобы автомобиль подходил к его костюму (это уже его последователь Шойгу вернулся к военной форме). Техзадание было утверждено в июне 2007 года - менее чем через полгода после старта проекта.

Брошюра Атлант-Дельты с пометками Сердюкова

С донорами агрегатов определились довольно быстро: из США заказали три новых пикапа GMC Sierra 2500 с бензиновой шестилитровой «восьмеркой» мощностью 353 л.с., шестиступенчатым «автоматом» и задним приводом - по размерам шасси они подходили практически идеально, рамная конструкция здорово облегчала процесс замены кузова (тем более что и сами ЗИЛы рамные), а цены в США начинались всего от 30 тысяч долларов. А вот раздобыть зиловские кузова оказалось гораздо сложнее.

GMC Sierra 2500 образца 2006 года

Сначала Юрий Кружилин попытался купить их непосредственно на ЗИЛе - на тот момент на заводе находилось девять кузовов «короткой» модели ЗИЛ-41041 в разной степени готовности. Но о планах Атлант-Дельты тогда узнал фактический «хозяин» ЗИЛа Юрий Лужков. Естественно, в нем взыграла обида и собственная гордость. Продажу кузовов он запретил и приказал мобилизовать все оставшиеся силы шестого цеха (то есть «легкового подразделения») ЗИЛа, чтобы восстановить историческую справедливость и построить новые парадные кабриолеты самостоятельно. Так в Атлант-Дельте нажили себе конкурента.

После осечки с заводом Кружилин с Мазуром начали искать подержанные ЗИЛы, которые было бы не жалко отправить на «перепилку». Поиски заняли почти полгода, в итоге к концу 2007-го были куплены три «коротких» седана ЗИЛ-41041: один нашли в Московской области, второй - в Волгограде, а за третьим пришлось ехать в Черкесск. Все машины имели чистые документы, но были в плачевном состоянии - разукомплектованные, с прогнившими кузовами. Почти все внешние панели пришлось «выстукивать» заново, попутно превращая четырехдверные закрытые кузова в двухдверные открытые и подгонять их под новые шасси (понадобились новые точки крепления).

Впоследствии к работе подключился Александр Горчаков - бывший главный конструктор легковых ЗИЛов, который на момент постройки новых кабриолетов уже занимался специальными проектами на ГАЗе, тоже входящем в империю Дерипаски. Кстати, и сам ГАЗ поучаствовал в создании парадных машин: там были изготовлены все хромированные детали кузова.

А вот оформлением салона в Атлант-Дельте занимались самостоятельно. Приборы и основная фурнитура перекочевали с донорских пикапов GMC, но пластиковые панели созданы заново. Некоторые детали заимствованы у других автомобилей (например, дефлекторы вентиляции - от Волги ГАЗ-31105 последних выпусков), а кожаную обшивку вручную скроила специально нанятая супружеская пара портных. Она же занималась пошивом матерчатого верха.

Складная крыша вообще особая гордость Атлант-Дельты. По словам Юрия Кружилина, ее конструкция разработана самостоятельно. При этом механизм складывания с электроприводом получился простым (вручную нужно только отстегнуть два крепления на рамке лобового стекла), а сама крыша в сложенном состоянии - очень компактной: ее чехол едва выступает над поясной линией машины.

Но адаптацией американской техники в Атлант-Дельте не занимались: силовой агрегат и шасси оставили полностью стандартными - даже рессоры задней подвески, изначально рассчитанные на пикап полной массой 4,3 т, менять не стали. «Грузовые» 16-дюймовые высокопрофильные шины Wildcat Touring SLT тоже решили оставить - лишь заказали в Штатах точно такие же, но с белыми боковинами. По словам создателей, даже в таком виде шасси обеспечивает кабриолетам очень мягкий ход - то, что нужно для брусчатки на Красной площади.

На постройку трех кабриолетов у Атлант-Дельты ушло два года: первая машина была готова в ноябре 2009-го, вторая подоспела через месяц, а третья - в конце января. Тогда же всю троицу отвезли в Нижний Новгород на газовский полигон и провели короткий курс испытаний (по 1500 км), а к весне машины были официально зарегистрированы и получили заводской индекс ГАЗ-СП45, а для народа - ЗИЛ-41041 АМГ. Почему АМГ? Даже создатели не смогли объяснить. При этом под капотом у машин остались зиловские заводские таблички с индексом 41041, принадлежавшим донорским седанам.

А что же сам ЗИЛ?

Получив от Лужкова необходимое финансирование, в 2008 году на умирающем автогиганте начали работу над тремя собственными кабриолетами. Казалось бы, давняя проблема с отсутствием денег решена - что еще нужно? А нужны были люди, которых в шестом цехе ЗИЛа практически не осталось. Сохранился лишь костяк коллектива, причем средний возраст «заслуженных работников» приближался к пенсионному. В итоге своими силами удалось лишь «творчески переосмыслить» дизайн лимузина, которым занимались в компании Депо-ЗИЛ (автор его облика - Гера Калитин). Но именно внешность и стала, мягко говоря, самым спорным элементом новых кабриолетов. Задумка была неплохая - сделать светотехнику с отдельными круглыми секциями, как у внедорожников Range Rover. Однако исполнение получилось никудышным. Причем люди, имеющие отношение к проекту, утверждают, что другие предложенные варианты были еще хуже.

Общую конструкцию и размеры кузова оставили прежними, как у серо-стальных парадников восьмидесятых годов, - даже продольные лонжероны рамы усилили точно так же. Кузовные панели «выстукивали» заново (их рельеф отличается от старых зиловских машин), для чего пришлось реанимировать и без того поношенное оборудование. Двигатель (за исключением системы питания), ходовую часть и подвеску с торсионами и рессорами без изменений взяли с модели 41041.

Все остальное пришлось заказывать у сторонних фирм. Например, у Депо-ЗИЛ были заимствованы система распределенного впрыска топлива Bosch и «автоматы» Allison, которыми компания оснащала подержанные ЗИЛы взамен оригинальных компонентов. Причем денег за это в Депо не получили: оплата прошла в счет аренды помещений. Модернизированный двигатель V8 объемом 7,7 л развивает «не менее 340 л.с.» - дальше его крутить заводчане не стали, пожалев старенький моторный стенд. Светотехнику, зеркала и бамперы заказали в московском ателье Карди, а складную мягкую крышу - у малоизвестной немецкой фирмы FMS. Интересно, что поставить собственную крышу образца 1981 года на ЗИЛе попросту побоялись: никто не захотел брать на себя ответственность за возможные поломки устаревшей капризной конструкции. Но и немецкая крыша получилась неудачной - громоздкая, со сложным тросовым приводом складывания, который очень требователен к регулировке и смазке.

К концу 2008 года конструкция автомобиля сложилась практически полностью, открытым был лишь вопрос интерьера: оставлять старый салон родом из семидесятых нельзя, а «нарисовать» его заново на заводе не было никакой возможности. Сперва зиловцы обратились в Карди, но их услуги оказались слишком дорогими. Тем временем в одном из арендованных помещений ЗИЛа кипела работа над первым суперкаром Marussia - созданием прототипа занималась команда из ателье Визель-Дизайн во главе с выпускником строгановки Глебом Визелем. К нему и обратилось руководство завода с предложением сделать интерьер для парадных кабриолетов, которые получили отраслевой индекс ЗИЛ-410441.

За работу взялись сам Глеб и работавший у него Валерий Челноков, который имел за плечами пятнадцатилетний стаж работы макетчиком в НТЦ АвтоВАЗа. Работать пришлось в авральном режиме: Министерство обороны ждало новые машины к началу 2010 года, то есть на создание салонов для трех автомобилей с чистого листа у Визеля и Челнокова был лишь год. А на этапе сборки ребят ждала подстава.

Для создания посадочного макета салона и отработки эргономики дизайнеры сняли размеры с одного из уже сваренных кузовов. На этом макете были вылеплены детали интерьера, с которых потом сняли 3D-модель, - и по ней изготовили полиуретановые панели. Но ведь каждый зиловский кузов делается практически вручную и имеет свою собственную геометрию! В один автомобиль - тот самый, с которого снимались размеры, - интерьер встал как родной. А вот в двух других машинах зазоры и нахлесты достигали двух сантиметров! В результате уйма времени ушла только на подгонку.

Но сам интерьер получился неплохим. Сиденья и все панели обтянуты кожей наппа и Дайтона (пошивом занималась московская фирма Макситек). Вставки - из настоящего дерева, причем использован довольно редкий и дорогой кап африканской мадроны, тогда как у машин Атлант-Дельты все «дерево» сделано из пластика. Комбинация приборов изготовлена по заказу на заводе Автоприбор. Но не обошлось и без чужеродных элементов. Например, в глаза бросаются дефлекторы вентиляции от Audi, а в конструкции сидений использованы пружины и каркас от Мерседеса S-класса серии W140 - они идеально подошли по габаритам.

Однако некоторые идеи так и остались нереализованными. Например, блоки управления «климатом» у готовых машин - от вазовской Приоры, а на месте мультимедиасистем стоят заглушки. Собственный блок «климатики» разработан, но в последний момент успели изготовить только два экземпляра, а с покупкой мультимедии зиловцы оттягивали до последнего. И дотянули до того, что все это стало никому не нужно… Почему?

Причина вовсе не в том, что к началу 2010 года, когда уже готовился первый показ на автобазе Министерства обороны, Атлант-Дельта подготовила полный комплект из трех автомобилей, а у ЗИЛа был полностью закончен лишь один. И не в том, что с этой единственной машиной у зиловцев постоянно возникали какие-то проблемы - то двигатель откажется заводиться, то механизм крыши заклинит. Достаточно вспомнить, что изначально Министерство обороны разместило заказ именно в компании Атлант-Дельта. Военные попросту не ждали зиловские машины, они с самого начала были никому не нужны.

Взять хотя бы процесс «приемки» машин. По одной из легенд, Сердюков в сопровождении Дерипаски осмотрел уже готовый кабриолет Атлант-Дельты еще до официального конкурсного показа. После этого Сердюков привез машину на дачу к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, где они вдвоем как следует погоняли по окрестным дорожкам и остались очень довольны. Естественно, про заводские машины уже никто не вспоминал.

Костяк создателей кабриолетов ЗИЛ-410441 (слева направо): специалист по электрооборудованию Рудольф Левинсон (работал на заводе с пятидесятых годов), заместитель главного конструктора Михаил Попов, заместитель директора производства Андрей Овчинников, заместитель начальника шестого цеха Михаил Михайлов

Хотя зиловцы настойчиво пытались пристроить свои кабриолеты, используя сохранившиеся связи и знакомства в госструктурах. Сначала привезли машины прямо к зданию Министерства обороны, а позже приехали на полигон в подмосковное Алабино, где уже вовсю шли репетиции парада с участием новеньких машин Атлант-Дельты. Тогда в перерыве между заездами на зиловских машинах проехались «парадные» водители и вроде бы даже остались довольны. Но их мнение было уже не важно. Пропихнуть зиловские кабриолеты не смог даже Лужков, стремительно теряющий политический вес. Формальной причиной отказа от этих машин стал незавершенный цикл приемочных испытаний на военном полигоне в Бронницах.

Но, положа руку на сердце, стоит порадоваться, что на службу в итоге приняли именно автомобили Дерипаски. Ведь для парадной машины важна не мощность двигателя или оформление салона, а внешний вид. Во время парада на эти автомобили с экранов телевизоров смотрит не только вся Россия, но и зрители в других странах. И строгий зиловский облик атлант-дельтовских машин, освеженный лишь белыми рассеивателями поворотников, выглядит гораздо выигрышнее пошлых «тюнинговых» фар заводских автомобилей. А массивный «горб», прикрывающий сложенную крышу? Вдобавок у шасси GMC колея шире зиловской почти на 90 мм (1732 мм против 1643 мм), поэтому визуально кажется, что кабриолеты на американских шасси крепче стоят на колесах.

Позже один из трех построенных зиловских кабриолетов все же обрел хозяина: весной 2011 года его купил президент Украины Виктор Янукович. Машина ушла в его ялтинскую летнюю резиденцию, а впоследствии ее хотели использовать на параде Победы в Киеве и на открытии чемпионата по футболу Евро-2012, но на публике машина так и не появилась. Говорят, в гараже Януковича пришли в ужас от качества ЗИЛа: кузов кривой, двигатель работает неровно, бензонасос хандрит… Хотя специально для Украины на ЗИЛе полностью перетряхнули салон, установили передние сиденья от BMW со встроенными ремнями безопасности (на парадных машинах их нет) и сменили черную кожаную обшивку на кремовую, однако от аудиосистемы покупатели отказались.

Доработанный ЗИЛ-410441 перед отправкой Януковичу

Два оставшихся кабриолета еще долгое время стояли в шестом цехе ЗИЛа и даже пережили модернизацию электрооборудования. Зачем? Зиловцы прознали, что после первого же парада на Красной площади на машинах Атлант-Дельты появились трещины в порогах и днище кузова. Возникла надежда, что Министерство обороны все-таки возьмет заводские машины. Но люди Дерипаски свои автомобили доработали, усилили кузова - и выкатили на все последующие парады.

Так бесславно закончилась последняя попытка ЗИЛа реанимировать производство легковых машин. Впрочем, попытка кустарная и плохо подготовленная. По данным Авторевю, на разработку и производство трех кабриолетов было потрачено всего 8 млн рублей, то есть по 2 млн 660 тысяч на машину, - копейки для автомобилей такого класса.

Поначалу многие коллекционеры были готовы отдать за эти уникальные кабриолеты немаленькие суммы, но машины так и остались в собственности завода, пережили его кончину и вместе с шестым цехом перешли к частной фирме МСЦ6 АМОЗИЛ (Механосборочный цех №6). Уже под началом нового руководства заводчане в 2014 году достроили четвертый экземпляр кабриолета, который был заложен с самого начала лично для Юрия Лужкова, но так ему и не достался, простояв несколько лет в недособранном состоянии.

Примерно тогда же начали сборку пятого кабриолета - его показали на Московском автосалоне 2016 года. И эта машина уже имела классическую зиловскую светотехнику, хотя пластиковые фартуки бамперов изготовлены заново. Интерьер - с передней панелью как у стандартных моделей семейства 4104, но с современными передними сиденьями, которые имеют электропривод и встроенные ремни безопасности, и медиасистемой. А мотор вместо впрыска был оснащен карбюраторной системой питания.

По официальной версии, автомобиль с индексом ЗИЛ-41041 (изначально он принадлежал седану) изготовлен к 100-летию завода. Кабриолет сразу же выставили на продажу, однако сейчас он стоит в музее ЗИЛа в Сокольниках. Хотя предыдущие экземпляры, судя по сайту фирмы МСЦ6, еще можно купить.

Совсем недавно завершился парад Победы на Красной площади в Москве.
В Параде Победы 2015 года приняли участие свыше 16,5 тысячи военных. В том числе десять парадных расчетов стран СНГ и дружественных государств — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Индии, Монголии, Сербии и Китая.
По Красной площади прошли 194 единицы боевой техники как исторические, так и новейшие и перспективные образцы - боевые машины на платформах "Армата", "Курганец" и "Бумеранг", бронеавтомобили "Тигр" и "Тайфун" на базе КамАЗов и "Уралов", новейшая бронетехника ВДВ — боевые машины десанта БМД-4М и бронетранспортеры "Ракушка".
По брусчатке прошли оперативно-тактические, зенитные и стратегические ракетные комплексы "Искандер", С-400 "Триумф", "Ярс", самоходная артиллерия, включая новейшие установки "Коалиция-СВ".
В воздушной части парада Победы участвовали свыше 140 самолетов и вертолетов. Это в два раза больше, чем в 2014 году. Среди них стратегические бомбардировщики Ту-160, самый большой в мире военно-транспортный вертолет Ми-26 и легкие вертолеты "Ансат-У".

Но мы вспомним какие машины принимали парады в различные годы.
По традиции это были кабриолеты марки автомобильного завода им. Лихачева, правда в последние года два кабриолеты были не совсем ЗиЛовские. База и оснащение ЗИЛ-41041 АМГ взяты от американского пикапа и построены силами нижегородского ателье, которое располагается на территории Горьковского автозавода. Особенно нижегородцы гордятся складной крышей (механизм складывания приводится электроприводом).
На шасси иностранных пикапов GMC Sierra водрузили переделанные кузова от подержанных седанов ЗИЛ-41041...

1. Пример современных кабриолетов. Фото из интернета "Парад Победы 2014 года". В 2015 году на кабриолетах были иные номера. 0001МО77 и 0002МО77 соответственно.


2. В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие армией въезжали на Красную площадь на вымуштрованных конях. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина подготовили фаэтон ЗИС-102 на базе лимузина ЗИС-101.
Первое появление на параде было 1 мая 1941 года, тогда ЗИС-102 возглавил колонну бронетехники

3.Но автомобилем главнокомандующего кабриолет стал лишь в 1953 году, на параде, посвященном годовщине Октябрьской революции. Правда, это была уже открытая версия более современной модели ЗИС-110. Вообще, ЗИС без крыши на базе сто десятой был в двух версиях: с 1949 по 1954 год выпускались фаэтоны, а с 1955 года - кабриолеты.
Примерно с тех же пор появилась традиция красить военно-парадные кабриолеты и фаэтоны в серый цвет под цвет военной шинели.Серыми они оставались долгое время и на парадах 9 мая. Кабриолеты стали красить в черный лишь с 2010 года. В 2014 Сергей Шойгу впервые за долгое время принимал парад в военном мундире, однако перекрашивать автомобили в новый цвет пока не планируют.

4.В 1958 году в производство был запущен лимузин ЗИЛ-111 - с двигателем V8, который выдавал 200 лошадиных сил. Автомобиль обладал гидромеханической коробкой передач и электростеклоподъемниками. На его базе построили и открытые версии: ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д. Потом был ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и, наконец, ЗИЛ-4104 с кучей модификаций. Открытые версии носили индексы ЗИЛ-115В, ЗИЛ-117В и ЗИЛ-41044.
А три автомобиля ЗИЛ-41044, которые использовались для парадов перед появлением самого свежего ЗИЛ-41041 АМГ, участвовали в них еще с 1981 года.

5.С 1960 по 1962 годы было выпущено двенадцать кабриолетов, а затем производство и лимузинов, и кабриолетов ЗИЛ-111 было свёрнуто. Хрущёва поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди, на фоне которого советский ЗИЛ казался бедным родственником. Поэтому, «одиннадцатый» спешно обновили, создав ЗИЛ-111Г. Открытая версия машины получила индекс 111Д.

6. ЗИЛ-111В выезжали на Красную площадь до 1967 года! Новые кабриолеты сменили предшественников на параде, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, и несли службу до середины семидесятых. Затем трудовую вахту приняла очередная генерация правительственных кабриолетов, ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры — их тогда называли художниками, — получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки (вернее, почти без оглядки) на иностранных конкурентов, так что экстерьер получился самобытным, строгим и менее подверженным влиянию переменчивой моды, чем кузова предшественников. Другое нехарактерное для автомобилей марки «ЗИЛ» решение — наличие короткобазной (ЗИЛ-117) и длиннобазной (ЗИЛ-114) версий. Салон парадного ЗИЛ-117В — трёхместный. Вместо правого переднего сиденья — площадка для командующего парадом, который во время движения машины держится за ручку слева и отдаёт команды через микрофоны, закреплённые на массивной стойке

7. Еще раз 117.

8.К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачёва» решили подготовить «подарок» - обновить классические черты правительственных автомобилей. Немного изменились пропорции (капот стал длиннее, а багажник - короче), были подкорректированы оформление передней и задней частей кузова, элементы оперения... Машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой - ЗИЛ-4104. В 1981 году несколько укороченных седанов (историки продолжают спорить, сколько машин было создано) послужили основой для постройки очередной генерации парадных кабриолетов, которые внешне выглядели как представители семейства ЗИЛ-115, но получили менее мощный двигатель от предшественника, ЗИЛ-114.

8.1. Репетиция парада на Ходынке.
Эти кабриолеты прослужили «главными парадными автомобилями страны» больше четверти века. В 2006 году Министерство обороны задумало вывести на Красную площадь принципиально новые машины - внедорожники ГАЗ «Тигр». Буквально за полгода нижегородские инженеры «скроили» несколько двухдверных кабриолетов. По части механической начинки «парадный» внедорожник отличался от обычного только коробкой передач (вместо «механики» поставили «автомат») да оформлением салона. Вот только высокому армейскому начальству «Тигры» не приглянулись, и сейчас брутальные гиганты чёрного цвета несут службу... в Санкт-Петербурге.

Вот такие вот автомобили принимали парады в разное время в нашей столице. Жаль, что новые кабриолеты не серые, что они гибриды из американских пикапов, жаль завод... Надеюсь, что когда-нибудь у нас начнут принимать парады совершенно новые ЗиЛы в сером цвете, соответствующие всем нормам, ведь парады без кабриолета ЗиЛ будут какими-то неправильными.

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие въезжали на Красную площадь исключительно верхом. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался ЗИЛ) подготовили для «парадных» нужд фаэтон ЗИС-102, и 1 мая 1941 года он возглавил колонну бронетехники.

ЗИС-110Б

Впрочем, главнокомандующие «пересели» на автомобили значительно позже. Только в 1953-м тогдашний министр обороны СССР Маршал Советского Союза Николай Булганин впервые выехал принимать ноябрьский парад, посвященный годовщине Октябрьской революции, не на коне, а на новом фаэтоне ЗИС-110Б.

Под его капотом находился мотор мощностью 140 л.с. А главными «фишками» автомобиля были кожаная обивка и ручной механизм складывания тента. По центру салона находилась специальная ручка (тоже отделанная кожей), чтобы командующий парадом мог стоять при движении во весь рост, сохраняя при этом равновесие.

«Победа» на параде

Военные не прошли и мимо ГАЗ М-20 «Победа» — автомобиль быстро приспособили под разъездные и штабные нужды.

А в 1948 году, когда завод освоил выпуск кабриолетов М-20Б с мягкой складной крышей, выбор автомобиля для участия в парадах был решен. В специальных мастерских эти «Победы» «прокачивали» под армейские нужды: ставили ручки на раме «лобовухи» или же на спинках передних кресел, чтобы за них мог держаться офицер, которому выпала честь принимать парад.

Первые две парадные «Победы» появились в 1949 году. Кабриолеты собрали на подмосковном Опытном заводе № 38. У них отсутствовали боковые оконные рамы, механизм складывания крыши, но были поручни на спинках кресел. Чтобы не возникло проблем с жесткость кузова, заднюю левую дверь просто заварили. Правда, стать постоянными участниками торжеств у этих автомобилей не получилось. Они использовались по назначению лишь раз — на параде в Петрозаводске.

ЗИЛ-111 В и ГАЗ-24 «Волга»

Лимузин ЗИЛ-111 появился в 1958 году, а спустя несколько лет увидела свет и его парадная модификация, получившая букву «В» в индексе. Кабриолеты были оснащены гидроподъемниками окон, поручнями, микрофонами, а также складными брезентовыми тентами.

Всего было собрано три таких автомобиля. В парадах они участвовали до 1962 года.

Поучаствовал в создании парадных автомобилей и Горьковский автозавод. Там была собрана экспериментальная партия «парадных» ГАЗ-24 для стран Варшавского договора, Ближнего Востока и, конечно, Кубы.

А вот советским военным, особенно из отдаленных гарнизонов, приходилось стандартные «двадцать четвертые» превращать в кабриолеты собственными силами.

ГАЗ-13Б «Чайка» и «парадный» ГАЗ-3102

Для проведения парадов в провинции в начале 1960-х было собрано примерно полтора десятка кабриолетов ГАЗ-13Б. Их главной особенностью являлась гидравлическая система управления мягкой крышей. Кстати, несколько таких кабриолетов было передано ГДР в 1979 году.

В начале 1980-х роль первой скрипки в военной среде досталась мощному (количество «лошадок» варьировалось от 90 до 150) и комфортному ГАЗ-3102. Но в советское время на базе этих автомобилей парадные кабриолеты не делали. Их время пришло немного позже, сразу после развала СССР. Причем производство было налажено в отдаленных военных частях.

ГАЗ-14−05 «Чайка» и ЗИЛ-41044

В период с 1981 по 1988 год Горьковский автозавод произвел полтора десятка кабриолетов ГАЗ-14−05, созданных на базе «четырнадцатого» ГАЗа с двигателем в 220 «лошадок».

Эти автомобили получили в свое распоряжение два передних кресла, пару флагштоков, три антенны, поручни, микрофонную стойку и тент, который приходилось поднимать вручную.

Эти автомобили до сих пор изредка участвуют в военных парадах в отдаленных частях.

В 1981 году появились кабриолеты ЗИЛ-41044, выкрашенные в светло-серый цвет. В отличие от базового автомобиля, им укоротили базу (до 3 300 миллиметров), а под капот поставили мотор, выдававший 275 лошадиных сил.

Место переднего пассажира отсутствовало. Зато имелся подогрев не только заднего кресла, но и пола. В центре автомобиля разместились поручень и микрофон, а радиостанцию спрятали в багажник. Кроме этого, автомобиль оснастили комплексом спецсвязи «Репетитор».

Именно кабриолеты ЗИЛ-41044 участвовали в последнем Параде Победы времен СССР — в 1990 году. Затем о них вспомнили и «пригласили» на торжества в 2008 и 2009 годах.

ЗИЛ-41044 на Параде Победы, 2008 год (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

А что сейчас?

В современной России также есть место автомобилям для парадов. Таким, например, является ЗИЛ-410441. В 2009 году конкурс на создание «особых» автомобилей неожиданно выиграл Московский автозавод, который к тому времени уже дышал на ладан.

В итоге, спустя год, на свет появились 3 автомобиля, оснащенных моторами V8 мощностью в 280 «лошадок» и «автоматами» Allison. Но дальше дело не пошло, поскольку автомобили забраковали на государственной приемке.

А вот представителям дизайнерской компании «Атлант-Дельта» повезло больше. Нижегородские мастера взяли за основу американские GMC Sierra 1500 (2007 года выпуска), и на их базе создали свой продукт — СП45. Перелицевали интерьер, укоротили кузов, «прикрутили» новых механизм управления крышей — и вуаля. Любопытно, что маркировка при сертификации этому детищу досталась зиловская — ЗИЛ-41041 АМГ.

Этим автомобилем пользовался не только экс-министр обороны Анатолий Сердюков . Во время торжеств по случаю 70-летия Победы министр обороны РФ Сергей Шойгу также прокатился на ЗИЛ АМГ.

У «Атлант-Дельты» есть еще одна интересная «парадная» разработка — полноприводные автомобили ГАЗ СП46 «Тигр». Три таких машины построили на базе ГАЗ-2330 «Тигр» в 2008 году. Под капот поставили американский дизель мощностью в 205 л.с., а компанию ему составила автоматическая трансмиссия Allison.

Эти парадные внедорожники возглавляли военные торжества на петербургской Дворцовой площади.

З а мощью и грохотом автобронетехники на второй план отходят самые мирные военные автомобили – специальные открытые парадные легковые машины. Во все времена они представляли собой наиболее мощные, совершенные и элегантные фаэтоны и кабриолеты, которые сами по себе служили демонстрацией высших достижений государства.

Первые советские парадные легковушки появились с рождением скромной Победы, открывшей дорогу более мощным и эффектным машинам. Все автомобили такого назначения обычно собирают в нескольких экземплярах на шасси серийных седанов или лимузинов путем отрезания лишних элементов кузовов и насыщая их специальными парадными атрибутами. До недавнего времени их традиционно окрашивали в разные оттенки серого тона, напоминавшие зимние шинели высших военных чинов.

Парадная Победа

Серийный седан ГАЗ М-20 Победа сразу же привлек внимание военных, которые применяли его в качестве разъездных и штабных машин. В 1948 году заводскую программу дополнил кабриолет М-20Б с жесткими рамами боковых окон от седана и мягкой складной крышей, который за неимением ничего другого использовался в военных гарнизонах при проведении парадов. В местных мастерских на них впервые стали монтировать ручки на раме лобового стекла или на спинках передних сидений, за которые во время движения мог держаться принимавший парад офицер.

1 / 2

2 / 2

Первые два специальных парадных кабриолета собрали летом 1949 года на подмосковном Опытном заводе № 38. Они отличались отсутствием боковых оконных рам, механизмом укладки тента и поручнями на спинках передних сидений. Для обеспечения жесткости левая задняя дверь была приварена к кузову. Известно, что эти машины использовали только один раз на параде в Петрозаводске.

1 / 2

2 / 2

С середины 1950-х новая легковая машина ГАЗ-21 Волга широко применялась в вооруженных силах СССР как служебный автомобиль командного и офицерского звена. Единичные образцы парадных версий изготавливали только для собственных нужд в местных мастерских путем срезания крыши, задних и боковых стоек, а штатный тент на них вообще не предусматривался.

ЗИС-110Б

Олицетворением военного превосходства Вооруженных сил СССР и победы в Великой Отечественной войне стали грандиозные парады на Красной площади в Москве, на которые высшие военные персоны выезжали на открытых серебристых автомобилях ЗИС-110Б Московского автозавода имени И. В. Сталина. Созданные в 1949 году для представительских целей, через четыре года они превратились в первые советские специальные парадные автомобили, пришедшие на смену лошадям и ставшие гордостью всей страны.


Базой фаэтона ЗИС-110Б был эффектный 140-сильный лимузин ЗИС-110 с закрытым кузовом с опускавшейся внутренней перегородкой, служивший для доставки высших государственных, партийных и военных чинов Советского Союза. Особенностями открытой версии являлись практичная кожаная обивка и ручной механизм укладки тента. В центральной части салона была установлена рукоятка с кожаной отделкой, позволявшая командующему парадом и принимающему парад маршалам, стоя внутри машины в полный рост, сохранять равновесие во время движения. Машины разных выпусков снабжались остекленными брезентовыми боковыми вставками или стеклами с ручными подъемниками, радиосистемами с микрофонами и усилителями, хранившимися в багажнике.



Впервые два парадных ЗИС-110Б появились на Красной площади 1 мая 1953 года, когда парадом командовал маршал Н. А. Булганин. От этих машин пошла традиция на всех фаэтонах, участвовавших в московских парадах, в центре бампера устанавливать два хромированных спецсигнала и третью фару. Впоследствии ими пользовались маршалы Советского Союза, министры обороны Г. К. Жуков и Р. Я. Малиновский, маршалы К. Е. Ворошилов, К. С. Москаленко и другие, а также высшие военные руководители социалистических стран.


ЗИЛ-111В

В 1958 году Московский автозавод создал 200-сильный лимузин высшего класса ЗИЛ-111. В начале 1960-х на его базе собрали несколько кабриолетов ЗИЛ-111В со складными брезентовыми тентами и гидроподъемниками боковых окон, служившие для встречи важных гостей и первых советских космонавтов. Для военных церемоний были собраны три открытые машины с поручнями и микрофонной стойкой в салоне, которые участвовали в парадах до 1962 года.

1 / 2

2 / 2

Более солидный открытый вариант ЗИЛ-111Д на базе лимузина ЗИЛ-111Г применялся для обслуживания высших чиновников, встречи иностранных гостей и в военных парадах не участвовал.

Парадная Волга ГАЗ-24

В Советской армии новая 95-сильная Волга играла роль разъездной и персональной машины высшего офицерского звена. По заказам стран Варшавского договора, Кубы и Ближнего Востока Горьковский автозавод совместно с военными специалистами собрал опытную партию открытых парадных версий. В отдаленных гарнизонах Советской армии такие кабриолеты создавали в местных ремонтных мастерских кустарным способом срезания всего «лишнего» с серийных седанов.


Парадный вариант серийного легкового автомобиля ГАЗ-24 Волга (фото автора)
Открытые автомобили Волга местной сборки на параде в Новосибирске

По примеру «настоящих» парадных машин в центре салона размещались широкая поперечная регулируемая ручка и стойка с двумя микрофонами и индикаторами включения. На некоторых версиях снималось правое переднее сиденье, а микрофоны монтировали на раме лобового стекла. Радиостанция помещалась в багажнике, на обоих задних крыльях имелись телескопические антенны.

ГАЗ-13Б Чайка

В начале 1960-х на базе представительского автомобиля ГАЗ-13 Чайка с двигателем в 195 л. с. изготовили порядка 15 кабриолетов ГАЗ-13Б с электрогидравлической системой подъема и опускания мягкого верха. Обычно они служили для проведения парадов в провинциальных городах СССР и в отдаленных военных округах.

1 / 2

2 / 2

В 1979-м несколько отремонтированных машин отправили в ГДР, а с развалом СССР такие автомобили остались в бывших союзных республиках. Подобные машины на местных ремонтных базах переделывали из обычных седанов.

ЗИЛ-117В

При разработке семейства длиннобазных легковых автомобилей ЗИЛ-114 высшего класса с 275-сильным мотором был создан более компактный двухдверный парадный кабриолет ЗИЛ-117В с укороченной базой (3 300 мм). В 1973–1979 годах собрали лишь несколько таких машин, включая вариант ЗИЛ-117ВЕ с экранированным электрооборудованием.



В их комплектацию входили радиостанция, поручень центрального расположения, двухмикрофонная стойка на месте переднего пассажира и флагштоки на передних крыльях. Максимальная скорость достигала 200 км/ч.


Парадная Волга ГАЗ-3102

С 1981 года роль мощного и комфортного разъездного автомобиля высшего офицерского состава стала играть модернизированная Волга ГАЗ-3102 с двигателями мощностью от 90 до 150 л. с. О создании в советские времена ее открытых парадных версий неизвестно. Их многочисленные варианты местной сборки стали появляться лишь в демократической России и в канун празднования Дня Победы использовались на парадах в разных городах и военных округах Российской Федерации.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

ГАЗ-14-05 Чайка

В 1981–1988 годах Горьковский автозавод собрал 15 парадных кабриолетов ГАЗ-14-05, базировавшихся на шасси 220-сильного седана ГАЗ-14 Чайка. Машины оборудовали двумя передними индивидуальными сиденьями, низкой центральной перегородкой, двумя флагштоками, тремя высокими антеннами на крыльях и тентом на трубчатом каркасе, который натягивали вручную. На месте средних откидных сидений была смонтирована микрофонная стойка, на спинке правого переднего сиденья имелись два поручня. В ряде регионов их до сих пор используют для приема военных парадов.



Открытая Чайка ГАЗ-14-05 на торжественном параде в Хабаровске

ЗИЛ-41044

В преддверии времен застоя на ЗИЛе не утихали работы по созданию нового поколения представительских машин высшего класса. В 1976 году его основой был массивный длиннобазный лимузин ЗИЛ-4104, носивший заводской индекс ЗИЛ-115. В 1981 году единственными парадными машинами в этом многоликом семействе стали светло-серые кабриолеты ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с укороченной базой (3 300 мм). Их оснастили менее мощным 275-сильным агрегатом, складным тентом и сдвоенными круглыми фарами.



К специфическим особенностям относились отсутствие места переднего пассажира, подогрев заднего сиденья и пола, микрофонная тумба с поручнем в центре салона, радиостанция в багажнике и комплекс спецсвязи «Репетитор».


В 1990 году эти автомобили открывали последний советский военный парад в Москве, затем участвовали в возобновленных церемониях 2008–2009 годов, оставаясь без замены почти 30 лет.

ЗИЛ-410441

В 2009 году для создания нового парадного кабриолета был объявлен конкурс, в котором принял участие Московский автозавод, уже находившийся на грани развала. Через год с использованием сохранившихся агрегатов там собрали три открытых автомобиля ЗИЛ-410441 с двигателем V8 мощностью 280 л. с. и автоматической трансмиссией Allison, выполненных в традиционном заводском стиле с осовремененной облицовкой радиатора, прямоугольными световыми блоками и обновленным интерьером.


Объясняя условие черной окраски машины, заказчики ссылались на цвет гражданского костюма нового министра обороны А. Э. Сердюкова. Государственную приемку эта модель не прошла.

ЗИЛ-41041 АМГ (СП45)

Вторым претендентом на создание будущего парадного автомобиля стала дизайнерская компания «Атлант-Дельта». Не имея опыта подобных разработок, специалисты из Нижнего Новгорода решили построить свою машину СП45 обходным путем, сохранив ЗИЛовский стиль. Они выкупили три списанных представительских автомобиля, укоротили их кузова, заварили задние двери и покрасили всё в черный цвет. На них переделали интерьер, насытив его парадным оснащением, смонтировали новый механизм подъема и опускания тента. За основу машины были приняты подержанные американские пикапы GMC Sierra 1500 выпуска 2007 года со штатными моторами Vortec, трансмиссиями и японскими шинами. При сертификации машине присвоили маркировку «ЗИЛ-41041 АМГ».



В 2010 году на этом американо-нижегородском гибриде с эмблемой ЗИЛ парад принимал министр Сердюков. В 70-ю годовщину Победы той же машиной воспользовался новый министр обороны РФ Сергей Шойгу.


ГАЗ СП46 Тигр

Наиболее оригинальным творением фирмы «Атлант-Дельта» стали черные полноприводные парадные автомобили ГАЗ СП46 Тигр брутальной внешности. В 2008-м три открытых двухдверных образца собрали на шасси бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американским дизелем Cummins в 205 л. с. и трансмиссией Allison. На месте переднего пассажира была смонтирована двухмикрофонная стойка, с обеих сторон кузова имелись подножки, сзади крепилось запасное колесо в черном чехле. Полная масса автомобиля составляла 4,75 т.

Первоначально планировалось использовать эти вездеходы в Москве, но потом им доверили возглавлять военные парады на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, заменив давно устаревшие машины ЗИЛ-117В.


Парадный вариант бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американскими агрегатами
Машина СП46 Тигр на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. 2012 год

Что ж, видно, не пришло еще время «настоящего» отечественного парадного автомобиля привлекательной внешности и окраски с российскими агрегатами.