Напутствие паломникам. Напутственное слово паломникам. Тем, кто едет на Соловки

Настоятельница обители во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в архангельском селе Суре - на родине Всероссийского пастыря - о «духовном туризме» и о том, как настроить себя на паломничество и как прожить путь к святыням, чтобы это принесло наибольшую духовную пользу.

«Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест)», - вспомнились слова из «Евгения Онегина», в этом случае довольно язвительные, когда в храме было объявлено об очередной поездке к святым местам в этом году, третьем, отмеченном экономическим кризисом. Израиль уже был, Кипр тоже, святыням Бари также успела поклониться на удивление сплоченная и немногочисленная группа православных путешественников, имеющих какое-то отношение к приходу. Кажется, «спонсорское», как стало принято называть этот род деятельности в некоторых епархиях. Рассказы участников группы о своих путешествиях были скупы и касались по большей части описания уровня сервиса в гостиницах, ассортимента миланских бутиков, то есть ни интереса, ни почтения к такому паломническому подвигу не вызывали…

В Суре нет пятизвездочных отелей, нет аквапарков и супермаркетов. Нет даже горных курортов. Нечем похвастаться, не «привлечь среднестатистического туриста». Тем не менее люди сюда едут. По признанию и опыту многих - «за теплом и добротой, с которыми к тебе относятся здесь». «Не чувствуешь себя чужаком, понимаешь? Ты здесь свой, тут о тебе молятся не “по запискам”, а по велению сердца. Один раз побудешь здесь, помолишься по-настоящему - и потихоньку начнешь понимать, что такое христианская любовь. Я говорю коряво… но вот ко мне, простому электрику, который приехал сюда вроде бы по делам, в монастыре относятся так, что я, похоже, начал понимать, в Кого они верят. И этот Кто-то, похоже, очень меня любит, да и нас всех», - говорил мне пожилой мужик, командированный в Суру из Карпогор, когда мы с ним растапливали печь в монастырском домике для паломников в морозный вечер.

Печь мы растопили, но чай пить пошли в трапезную обители: уж там-то он настоящий, с травами, не пакетики какие-нибудь. Еще и варенье предлагают - как, спрашивается, отказаться? Матушка Митрофания вгляделась в нас и пригласила сесть поближе: «Похоже, вы о чем-то хотите спросить. Как раз есть немного времени - давайте побеседуем!» Конечно, я хочу спросить!

- Матушка, есть паломничество, а есть «духовный туризм». Последнее явление как вы опишете?

Духовный туризм - это явление, которое, на мой взгляд, имеет место как в среде людей, еще не пришедших к вере, так и в среде тех, которые уже воцерковлены и живут церковной жизнью. Выражается он, похоже, в том, что люди - воцерковленные или нет - посещают святые места под действием рекламы, предлагаемой туристическими агентствами, из интереса, где-то даже из любопытства.

- А это представляет собой какую-то проблему, трудность?

Скорее еще одну возможность для проповеди Христа.

- Вот как? Но, согласитесь, миряне - воцерковленные или нет - все-таки нарушают привычный спокойный строй монастырской жизни.

Чтобы посещение монастырей такими группами было без лишних искушений и неприятных ситуаций, нужно, чтобы и гости обители, и обитель были готовы к встрече друг с другом. Чтобы посетители не нарушали течение монастырской жизни, должен быть выделен человек или несколько людей, скорее всего даже из среды мирских людей, прихожан монастыря, которые бы рассказали гостям о святом месте.

Дело в том, что обители, которым Господь Своей милостью вверил дар и послушание быть хранительницами святыни, не имеют духовного права закрывать двери храма для посещения его людьми. Конечно, принимать человека, не ведущего духовную жизнь и далекого от нее, всегда непросто. Порой и хочешь ему что-то рассказать, но как будто уста сомкнуты и слова не произнести. Но мы не знаем путей Господних, не знаем, для чего человек попал в эту поездку, и может, Господь Сам скажет ему гораздо больше, и скажет то, что развернет его жизнь на 180 градусов.

Большая задача по подготовке туристов к посещению монастыря лежит на человеке, который сопровождает группу. Быть руководителем группы - очень ответственная задача. В его власти настроить людей на нужный лад уже во время дороги. Донести до них, что называется, «правила поведения».

Постарайтесь в паломничестве забыть себя! Отправляйтесь в паломничество не чтобы получить, а чтобы отдать

- Хорошо, предположим, правила поведения донесены и восприняты. Что это даст?

Когда обе стороны подготовлены, остальное остается предать только в руки Божии и действию благодати. Только благодать способна преобразить человека. И даже сделать из туриста, торопливого и рассеянного, паломника, мирного и глубокого.

Боюсь, среди людей, называющих себя паломниками, многовато «духовных туристов», для которых понятие «духовность» не вмещает понятие «христианская».

Духовный туризм в среде верующих христиан - это недуг, который требует внимательности от «зараженного» им, чтобы осознать его и пересмотреть взгляды на некоторые вещи.

- И что это за вещи, на ваш взгляд?

Зачастую верующие начинают «охотиться» за духовными впечатлениями и пускаются в путешествия от монастыря к монастырю. Таким людям стоит понять, что Господь всегда рядом с нами и слышит нас везде. Что главная святыня дана нам во святом Причастии. И причаститься Господу Иисусу Христу мы можем за Литургией в своем городе в том храме, прихожанами которого мы являемся, и для этого не нужно далеко ехать. Все ответы, решение всех вопросов - здесь.

- Что вы пожелаете людям, готовящимся к паломничеству?

Я лучше попрошу: если ваша душа чувствует острую потребность вырваться из круга повседневности и совершить паломничество, то наши пожелания потенциальным паломникам таковы: постараться в паломнической поездке забыть себя. Забыть себя и тот вопрос, который подвиг тебя на поездку, - нужно отдать себя Богу, хотя бы на это время. Жить теми ситуациями, которые тебе открываются в этой поездке, и отдавать себя им. Заболел ли кто-то из твоей группы - послужи этому человеку и не угнетай себя мыслью, что, сидя с ним, ты не посетишь часовню твоего любимого святого. Попросили тебя помочь в монастыре - потрудись и не думай, что пропустишь вечернюю исповедь, а утром не будет времени в полном объеме изложить священнику свою проблему. Господь ведает твои нужды. Доверься Богу!

Надо сказать, что высший пилотаж - ехать в паломническую поездку не чтобы получить, а чтобы отдать. Тогда Небо пошлет тебе «мешок благодати», как сказала одна из наших паломниц. Выражение бесхитростное, но, по-моему, точное. «Не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3: 34).

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи» ? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

Как подготовиться:

  • посоветоваться с духовным наставником;
  • взять на себя обеты, поститься;
  • иметь нательный крест;
  • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»);
  • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

ВНУТРИ ХРАМА

Входя на паперть, ещё раз осеняем себя крестным знамением, так как здесь уже есть святые иконы. Оставляем все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви за порогом; нужно ощущать себя как в святом месте.

Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

ВНЕШНИЙ ВИД

Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если Вы не знаете имени священника, то скажите просто - "батюшка". Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, "отец Олег". Фамилии в церкви не употребляются.

Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить "Владыко". Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

К монаху имеющему постриг, обращаются "отец", к послушнику - "брат", к схимнику, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например, "отец схиархимандрит".

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

К наместнику обращаются "отец наместник" или с употреблением его имени - "отец Павел". К благочинному: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени.

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней "мать игуменья". В обращение к монахиням говорят "мать Серафима", к послушницам "сестра".

Едем в поездку!

Что взять с собой:

  • благочестивую одежду;
  • удобную обувь на низком каблуке;
  • предметы личной гигиены, аптечку;
  • бутылочки для Святой воды из целебных источников;
  • предметы личной гигиены;
  • паспорт и полис медицинского страхования;
  • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге;
  • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях;
  • на паломнике должен быть нательный крест.

«Поболтать в дороге – не грех...»

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

1. МОЛИТЕСЬ . Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ . «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

«Мясо - в сумку, сигареты – в карман…»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

«Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще "с головой"» . Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

«Хочу все сразу...»

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

«О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

  • воздержитесь от суеты;
  • сдержите осуждение ближнего;
  • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры;
  • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

Паломничество - это не развлекательное путешествие и наши благочестивые предки усердно трудились над душой своей, чтобы иметь возможность посетить православные святыни. Чтобы Господь, видя их старание и труд, простил их согрешения вольные и невольные и дал им возможность исправить жизнь свою, преодолевая все трудности, которые человек испытывает в своей жизни.

Ангела вам в дорогу!

С наступлением благословенного месяца Зуль-хиджа главная святыня мусульман принимает миллионы паломников со всего мира, в том числе и от Украины. О том, как наши соотечественники готовятся выполнить пятый столп ислама, рассказал генеральный директор туристической фирмы «Космос тревел стар» Амро Ясер, которая в этом году организовывает поездку в хадж из Украины.

- Скажите, г-н Ясир, ваша тур-фирма впервые организовывает хадж?

Мы занимаемся этим вопросом впервые, но выступаем гарантом для каждого отдельно взятого паломника с момента его вылета и до возвращения на родину. Наша тур-фирма заключила договор с агентством по Хаджу и Омре, которое находится в Мекке. Другими словами, мы являемся их представителями на Украине.

- Как идет подготовка, ведь осталось всего несколько дней?

Уже все готово, недавно я вернулся из Москвы, где в посольстве Саудовской Аравии нам поставили визы, заказаны билеты, на месте нас ждет, соответственно транспорт и гостиничные номера. Каждый паломник-представитель нашей тур-фирмы получит сумку с необходимыми для совершения хаджа вещами.

- Сколько человек отправится от Украины?

Я могу вам привести статистику. По воле Всевышнего, 131 человек поедут в хадж, среди них 34 женщины. Отправятся туда 7 семей, некоторые едут с пожилыми родителями, их около 20 человек.

- А какой регион Украины лидирует по количеству паломников?

Приблизительно все равны, но большинство из Киева и Крыма, где-то по 30 человек. Из Одессы – 23, Донбасса – 15. Слава Богу, мусульмане сейчас живут в каждом регионе, соответственно в нашей группе есть представители севера и юга, востока и запада страны.

- В этом году, в разгар новой пандемии, грипп не стал помехой для паломников?

Согласно законодательству, мы отправили запрос в МИД Украины со всеми необходимыми документами еще месяц назад, откуда нам пришло официальное письмо с разрешением на выезд. Плюс каждый паломник прошел медосмотр и на руках имеет справку. Мы, со своей стороны, закупили марлевые повязки и антибактериальный гель для рук. Главное это предосторожность, но все по воле Аллаха.

- Вам что-то известно о мерах предосторожности со стороны властей Саудовской Аравии?

Конечно, все на должном уровне, ведь в один момент будет такое скопление людей. Я сам совсем недавно вернулся из королевства, мне несколько раз делали компьютерный осмотр, который сканирует весь организм. Медпункты стоят по всей территории Мекки, Медины и других районах.

- Есть ли какие-либо изменения в организации хаджа в этом году?

Модернизация происходит из года в год, Что касается самой мечети и прилегающих к ней территорий, на них ведутся застройки постоянно. Честно говоря, власти должным образом ухаживают за священными местами и ежегодно выделяют большие средства.

Изменена, также, система оформления документов, если раньше, все заполнялось вручную, то теперь за людей это делают компьютеры.

- Как будет проходить перелет, для этого предусмотрен специальный чартерный рейс?

У нас договор с турецкой и иорданской авиакомпаниями. Оба рейса в один день, четверг, только разное время. У первой группы вылет в 11:45, второй в 15:30. Самолеты делают посадку в Мединском аэропорте, который открывается только во время хаджа, откуда паломники пересядут в автобусы и отправятся в гостиницу.

- Где будут проживать наши паломники?

Выбирая гостиницу, мы стремились найти такой вариант, который предусматривал бы высокий сервис и минимальное расстояние к главной мусульманской святыне. Слава Всевышнему, мы нашли подходящий нам вариант, хотя долго мучились с этим вопросом. Гостиница, в которой будут проживать наша делегация паломников, построена год назад, а до мечети «Аль-Харам» всего 3 километра. Также, в нашем распоряжении 3 автобуса на протяжении всего пребывания в Саудовской Аравии.

- Кто будет сопровождать украинскую делегацию по святым местам?

За все организационные вопросы отвечаю я, для этого у меня специальный бейджек, который власти королевства выдают представителю каждой делегации. Также с нами будет имам Киевского исламского культурного центра шейх Имад Абу Аль-Руб, который, по нашей просьбе, будет нести ответственность за духовную и культурную программу.

- Во сколько обошлась путевка паломника в этом году?

Я думаю, цена устраивает всех. Со всеми организационными вопросами, перелетами, жильем и перевозками паломнику путевка обошлась в 3000 тыс. долларов. Стоит отметить, что через посредника, то есть российские или турецкие фирмы, цена бы выросла в полтора раза.

- И, напоследок, ваши пожелания паломникам?

Я бы хотел начать свои пожелания с благодарности (улыбается) . В первую очередь, благодарю Всевышнего, который даровал мне шанс организовать такое достойное дело. Благодарю всех, с кем я сотрудничал на протяжении всего этого времени, это ДУМУ «Умма», Крымский муфтият, Ассоциация «Альраид», посольство Саудовской Аравии в Москве и посол Украины в Саудовской Аравии Петр Голос. Они вместе с нами участвовали во многих вопросах, искренне помогали и поддерживали.

А всем паломникам я бы хотел посоветовать оставить все свои заботы и проблемы здесь в Украине, и с чистой, как белый лист, головой посвятить себя всего нашему Создателю. Ведь, действительно, такой шанс может выпасть только один раз за всю жизнь.

Инфо. отдел ВАОО "Альраид"

В 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II в Иоанновский женский монастырь, что находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля, была прислана женщина, принявшая монашеский постриг с именем Досифеи. Это была Августа Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746 ¬ 1810)

Долгие годы монахиня Досифея находилась в затворе, ее могли увидеть только игумения, духовник и келейница. Жила затворница в одноэтажном каменном корпусе, примыкавшем к восточной ограде монастыря. Коридор и старая крытая лестница от ее келий вели в надвратный храм, где иногда совершались богослужения, на которых присутствовала только она одна.

Все время своей затворнической жизни монахиня Досифея посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию.

Во время царствования императора Александра I режим ее содержания стал менее строгим, и верующие смогли увидеть те изобильные духовные плоды, которые она стяжала в годы полного затвора. Слава о ее духовной опытности быстро разнеслась по первопрестольной, старица пользовалась большим почитанием богомольного люда. Многие верующие стали приходить к окнам ее кельи, прося ее наставлений и молитв. Некоторых же она допускала в свою келью.

Прп. Моисей Оптинский

Как-то в ее келью вошли двое молодых людей. Это были братья Путиловы - Тимофей и Иона, ставшие впоследствии настоятелями двух великих обителей: Тимофей, в монашестве Моисей, - Оптиной Пустыни и Иона, в монашестве Исаия, - настоятелем Саровской пустыни. В то время братья жили в Москве и служили у купца Карпышева. Все свое свободное время они употребляли на богомолье и чтение книг. Почувствовав в своем сердце тягу к иноческой жизни, они спросили на то совета у мудрой старицы. Она посоветовала им обращаться к наместнику Новоспасского монастыря иеромонаху Александру (Подгорченкову) и иеромонаху Филарету (Пуляшкину), которые находились в духовном общении с преп. Паисием (Величковским).

По совету богомудрых наставников, братья утвердились в своем намерении посвятить свою жизнь служению Богу, и 13 мая 1805 года прибыли в Саровскую пустынь. Тимофей писал монахине Досифее: «Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище».

Игумен Исаия (Путилов) настоятель Саровской пустыни

«В послушании о Христе почтеннейшему Тимофею и братии мир и Божие благословение.

Приятное письмо ваше <…> имела удовольствие получить и, читав оное, не могла не вспомнить слов, что всуе путь, аще не благословит Бог. Вы, направя стопы ваши на путь мирен к необуреваемому пристанищу, благополучно достигли, настигше на пути старца, хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна, коего древний посох указывал вам путь к вечно тихому пристанищу в Саровском Иерусалиме. Сие напутствие Божие весьма сходно с принятым вами намерением. И должно заметить, что на путь правый указует идущим не скитающийся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переход из града в другой, но напутствуемый чрез Христа старец, хотя в раздранном рубище и хладный телом, но теплый верою и, безмолвствуя языком в мире, отверст устами в обители внутренней, затворивший уста, как бы дверь хижины теплой от охлаждения и дабы не вшел тать похитить сокровище, еже даде ему Господь. Сего старца, напутствующего вас, увидя из письма, не могла я не чувствовать истинной веры, что севший с вами, сей провожающий на служение Богу, - избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь; дабы доказать верующим, что избравших лучший конец жития и преходящих путь остатки жизни в вере и неленостном послушании для достижения спасения будет благословлять Сам Отец Небесный, яко напутствующий вас старец, от коего все мимоидущие смиренно просят Божия благословения, яко слабые суть в мире, во брани плоти и крови и в духе злобы.

<…> Видев же вас, не сетующих и без уныния, благодарящих Господа нашего, прошу вас смиренно писать мне впредь при случаях о продолжении жития вашего. Я же при молитве как духовно, так и телесно здрава. И прошу читать письмо вместе, дабы цепь дружества вашего была тверже. Впрочем, желая вам душевного и телесного здравия и Божия благословения, имею честь быть, грешная монахиня Досифея».


Раки с мощами прпп. Моисея и Антония (братьев Путиловых) Оптинских в Казанском храме Оптиной пустыни

Духовная связь со старицей сохранилась у братьев Путиловых до самой ее кончины, последовавшей в 1810 году. Всю жизнь они с благодарностью вспоминали ее наставления и считали, что по ее благословению и молитвам вступили на путь иноческой жизни.

В марте 1859 года, незадолго до своей кончины, преп. Моисей вспоминал: «…жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания…»

Стихира преподобному Моисею за праздничным вечерним богослужением

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам...

На фотографии Ярослава Харкевич польские православные паломники поднимаются по лестнице к храму. На вершине Секирной горы. Соловки-2005.

Слово в дорогу на Соловки...

Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Автор не известен . Слово напутствия. )

Тот... ходит или странствует по святым местам благоразумно, с мудростию, кто находит в этих местах средства или побуждение... устроять душу свою и жизнь свою для будущего века... Как часто эти... бесконечные суеты мирские опутывают людей сетьми своими до последней крайности! К стыду людей, должно сказать, что подчас они забывают Самого Бога, виновника жизни и всякого блага, вовсе не радят о своей душе... о суде и будущем воздаянии и живут как бессловесные, неразумные, немудрые...

Благоразумно, мудро поступают те, кои [еще в пути]... вдали от мятежа человеческого - наедине только с собою, - усердно беседуют со своею совестию, - беседуют о жизни, во грехах проведенной, о Боге - Судие и Мздовоздаятеле... Мудро поступают эти странники, когда, достигнув святых мест, ознаменованных особенным присутствием благодати Божией или прославленных подвигами жизни и чудотворениями святых мужей, дорожат здесь каждою минутою, каждым обрядом и священнодействием Церкви, чтобы употребить их во благо своей души, привлечь на себя благодать, даруемую свыше. Благо вам... если, исполняя здесь свои обеты, прославляя или благодаря Господа за Его милости к вам временные, молясь о своих родных и близких - живых и умерших, вы умеете изливать притом душу свою пред лицем Господа Всеведущего, умеете высказать пред Ним все горе томящейся души вашей... Эти внутренние тяжкие стенания сердца, происходящие от живого сознания "множества содеянных" вами "лютых", не отвергнутся здесь милосердым Господом...

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам... Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Очевидно теперь и то, кто из странников "ходит якоже немудрый". Это тот, кто странствует, не имея в виду содействовать спасению души своей, без мысли о Боге, о грехах своих... тот, кто странствует из пустого любопытства, для развлечения, от скуки, по охоте к праздности, по привычке к жизни на чужой счет и по другим недостойным причинам. О да помилует Господь благодатию Своею и этих странников... и да наставит их ими же весть судьбами на путь истины и спасения.

К вам же, странники богоугодные... обращаемся еще со словом предостережения. Как вам поступать далее, чтобы сохранилась крепость и возрастала начатая вами здесь новая жизнь?.. Садовник огораживает свое деревцо молодое, а иногда и прикрывает, дабы неблагоприятные действия внешних стихий не повредили его... Вы положили твердое намерение не грешить... Оградите же это намерение... измените ваши прежние обычаи... обуздайте владевшие вами страсти, дайте новый строй вашей жизни... бегите от всего, что возбуждало в вас греховные желания, - от соблазнительных предметов, лиц и вещей... иначе росток новой, духовной жизни заглохнет в вас, как растение под вредным влиянием жара, холода или росы злокачественной. Садовник, огородив свое молодое растение, поливает его, питает... Питайте и вы новый росток жизни вашей чтением и слушанием слова Божия и писаний отеческих... искреннею беседою с единомысленными вам, опытными в жизни духовной людьми... частым... хождением в церковь Божию на Божественные службы, питайте молитвою усердною и дома, в молитвенном уголке вашем. Питайте деланием добра при всяком случае ближним вашим, питайте всеми подвигами терпения, самоотвержения, любви. О, тогда ваша жизнь духовная будет как древо, насажденное при исходищах вод... В противном случае она заглохнет и замрет вовсе, как древо - на сухой и песчаной земле... Рассеянность, пристрастие и многозаботливость - три злейших врага души нашей, скоро повергающие ее в самозабвение, нерадение, беспечность. В недоумениях обращайтесь к духовным отцам своим - "вопросите старцы - и рекут вам". Паче же обращайтесь с теплою молитвою к главному Вертоградарю и Питателю нашего духовнаго сада - Господу нашему Иисусу Христу и предайте Ему души свои всецело. Молитесь и предайтесь также Пречистой Его Матери, Заступнице христиан, и святому ангелу-хранителю и всем святым. Они вас не оставят: они знают, как и каким путем вести нас к совершенству в христианской жизни, и если пойдем за ними, то они же введут нас и в вечное Царство Божие. Аминь. (Автор не известен . Слово напутствия. Духовная беседа. 1865. № 19. С. 513-519. Цит. Соловецкий календарь. 1999. )

Проблемы Соловецких паломников

"Возникающие недопонимания между представителями Церкви и государства на Соловках, на мой взгляд, объясняются тем, что сегодня государство поощряет главным образом организацию туризма. При этом развитие паломнического сектора не включено в федеральную программу. Получается, что на государственном уровне нет координации развития туризма и паломничества. Подобная ситуация уже привела к привнесению на острова духа, чуждого самобытности монастырской жизни и памяти пострадавших в ГУЛАГе. Кроме того, программы, нацеленные на развитие туризма , ведут к созданию индустрии "эстетических развлечений". Ориентация туризма на богатых людей уже сегодня приводит к поднятию цен на транспортные услуги и проживание. Это создает дополнительные препятствия для малоимущих граждан России, которые желают совершать паломничество и ознакомительные поездки к общенациональной святыне". (. Из Обращения к министру культуры РФ М.К.Швыдкому)

Тем, кто едет на Соловки
Туризм Паломничество Транспорт на Соловки Как добираться? Рассказы туристов
Истинным пилигримам

"Настоящий паломник вряд ли назовет себя туристом... он меньше всего интересуется многообразием окружающего мира, и путь к святым местам для него - больше явление внутренней географии, чем внешней...

"Истинные" паломнические путешествия организуются в Москве при некоторых православных церквях (как "Святая Русь" при Николе в Хамовниках) или организациях - при газете "Православная Москва", например, эти маршруты существуют уже 5 лет... Большую программу весной-летом этого года предлагает и паломническая служба "Радонеж" - около 50-ти маршрутов, начиная от четырехчасовой экскурсии "Чудотворные иконы Москвы" (40 руб.) до восьмидневного путешествия в Соловецкий монастырь - от 1.671 рубля " (Леонид Тарасов . Паломники. "Iностранец", Москва, 14.04.1999 ).

Не иссякает поток паломников в Соловецкий монастырь

Не иссякает поток паломников на Соловки. "Едут посмотреть святые для русского человека места не только обеспеченные иностранцы из Европы, Америки и Азии. Накануне праздника всех соловецких святых, отмечаемого ежегодно прихожанами 22 августа, в Кемь специальным автобусом прибыла большая группа верующих из Крыма . Проделав трехтысячный путь с юга на север, паломники из Одессы и Севастополя 18 августа благополучно высадились на именитых островах." (Александр Гапонов . Не зарастает народная тропа. "Карелия", Петрозаводск, 25.08.1999 ).

Памяти Соловецких узников

"Памяти узников ГУЛАГа посвятила свое путешествие на Соловецкий архипелаг группа питерских паломников , многие из которых когда-то сами этими узниками и были . На теплоходе "Онего" они отправились по Беломорско-Балтийскому каналу через Медвежьегорск, Сандормоху , Заонежье, Беломорск и другие города Карелии к Соловецким островам в Белом море. Акцию благословил епископ Карельский и Петрозаводский Мануил. По пути следования на двух шлюзах они водрузят поклонные кресты в память о мучениках за веру Христову и всех узниках ГУЛАГа, чьим каторжным трудом в 30-х годах строился Беломорско-Балтийский канал". (Людмила Безрукова . Дорогой мучеников. "Труд", Москва, 27.08.1999 ).

Рассказывают, что...

В старые времена, когда паломники плыли на Соловки для поклонения соловецким святыням, они останавливались в Кижах. Это было место, где отдыхали, пополняли силы и снова плыли дальше на Соловки...

В Государственном Эрмитаже есть стенд, посвященный паломническим поездкам: удивительные святыни, привезенные православными путешественниками из далеких и близких святых мест: из Палестины и с Соловков. Кстати, есть в музее и макет Соловецкого монастыря, выполненный в начале прошлого века мальчиком-обетником, трудившимся в святой обители. Монастырь, изготовленный талантливыми детскими руками, вполне узнаваем. (Архангельский епархиальный вестник. 13.04.2004)

Новые кресты на Соловках

Справки Вы можете получить в Паломнической службе Соловецкого монастыря

164070, Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь.
Тел/Факс: +8.818.359.0298 (спросить паломническую службу)
Моб. +7.911.575.8310
[email protected]

Соловецкое подворье в г. Кемь
186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Портовая, д. 8.
Тел: +8.814.583.5368
Возможен ночлег на подворье за пожертвование.

Путь к Богу...

Непросто рассказывать о глубоко личных, сокровенных переживаниях - даже хорошему другу, еще сложнее писать об этом на газетных страницах... Богатырев Михаил. "Соловецкий магнит" . 2010 год. Соловки.