Оружие дао. Китайское холодное оружие гуань дао: описание, характеристики, история и интересные факты Как сделать меч дао из дерева размеры

Иероглифом «дао» обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с односторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф «да» — «большой»). Японские мечи китайцы тоже называли дао.

Меч-дао — это один из самых старых видов оружия в Китае. В «Исследованиях по древней истории» сказано: «Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао». (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). «Истинные записи о двоице образов» гласят: «Хуан-ди сделал меч-дао». Что же такое меч-дао? В «Изысканной красоте» говорится: «название меча произносится `дао’, когда разрубаешь полностью — это и есть удар этого меча». В «Истинных записях о двоице образов» разновидности меча-дао описаны так: «Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом». Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Меч-дао — это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия . Алебардой-дадао («большой меч») мог сражаться всадник, яодао («поясной меч») — пехотинец, а алебарду-пудао («простой меч») и шуаншоудай («двуручную ленту») могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

Наша сделали стилизацию этого оружия, исходя из требований движения исторической реконструкции и пожеланий заказчика.

Цуба:

сталь 3, диаметром 8 см

Навешие:

сталь 3, усечённый конус 4,5 см

Китайцы с незапамятных времен обозначают иероглифом Дао изогнутое, однолезвийное оружие. Вообще говоря так называются в Китае все клинки с изогнутым лезвием с односторонней заточкой, включая ножи, мечи и алебарды, но в случае длинного клинка обычно добавляют приставку да - большой. То есть Дадао - большой изогнутый меч с односторонней заточкой.

Мечи Дао известны в Китае с древнейших времен. До сих пор сложно сказать, какой именно тип меча появился ранее - Цзянь или Дао. По легенде мечи Дао научил китайцев делать их легендарный царь Суйхуан, первым отливший этот меч из бронзы. Вообще этот легендарный царь - аналог греческого титана Прометея, так же как и тот, он научил китайцев пользоваться огнем, плавить металлы - бронзу и получать из нее орудия труда и мечи.

Со времен династии Восточная Цзинь употребление меча Дао стало в Китае повсеместным. Мечи Дао были совершенно разные по своим размерам и назначению.

Большой меч или даже алебарда с короткой рукоятью Дадао - была принадлежностью конных воинов. Обычно ей вооружались немногочисленные тяжеловооруженные конные китайские всадники. Пехотинцы обычно использовали вместе со щитом яодао - поясной меч - клинок гораздо более скромных размеров.

Конница кроме Дадао использовала еще и пудао - аналог длинно древковой алебарды, с которой управлялась весьма ловко, не хуже, чем с копьем. Несколько отдельно стоит Шуаншоудай - длинно клинковая и длинно древковая алебарда с односторонне заточенным кривым лезвием.

Расцвет мечей Дао пришелся на династию Сун, когда появилось большое количество различных вариантов мечей Дао. Но все они делились на две основные группы - ручные мечи - одноручные и большие мечи - дадао - которые требовали владения ими двумя руками.

Во времена династии Мин китайцам пришлось познакомиться и с японскими боевыми мечами - с тати и нодати. Стоит заметить, что китайцы были очень неприятно удивлены тем, что японское оружие во всем превосходит их собственное. Китайский знаменитый полководец Ци Цзигуан отмечал, что японские мечи лучше и практичнее.

По длине тати был гораздо длиннее, чем яодао, при этом им было куда как сподручнее рубить. Он был легче и удобнее, чем китайские большие мечи - дадао.
Если же дело доходило до нодати, то и он был удобнее, чем пудао, он был короче, легче, им было проще управлять а раны он наносил ужасающие. Встретившись в Корее с вторгнувшимися японцами, во времена Хидэеси, китайцы на своей шкуре смогли убедиться, что позаимствовавшие в свое время из Китая изогнутый меч японцы, довели его до логического совершенства.

Генерал Ци Цзигуан решительно начал менять оружие китайских воинов. Он взял за основу японский тати, и совместил его с китайскими аналогами мечей дао, выработав в общем то новый тип китайского клинка - длинный, изогнутый, относительно легкий меч с односторонней заточкой. Китайский полководец создал так называемый «Меч семьи Ци» (цицзядао) - без ложной скромности присвоив мечу имя своей семьи.


Более короткий вариант, так же созданный на основе Дао - и очень популярный в прибрежных районах Китая получил название водао - меч лилипутов. Так его называли потому, что он в точности повторял размеры мечей тати японцев, которые по китайским меркам считались коротышками. Оба эти меча были крайне популярны во времена династии Мин и до самого ее падения во время крестьянского восстания и вторжения маньчжурских завоевателей.

После вторжения Маньчжуров и установления господства династии Цин (1611 - 1911 гг.)на смену господствовавшему до этого мечу цицзядао пришел другой тип меча - под общим названием «меч ивовый лист» (люедао). Это была длинная, односторонне заточенная сабля, с искривленным лезвием и рукоятью, и довольно длинным острым жалом. Некоторые экземпляры имели елмань - то есть утяжеление на конце клинка. Именно этим оружием, пригодным как к пехотному, так и к конному бою любили сражаться воинственные маньчжуры, правившие Китаем без малого 300 лет.

В Цинской армии этот вариант меча стал общеупотребимым, им были вооружены основные части армии Цинской Маньчжурской Империи.


Еще одним типом клинка дао, использовавшимся в Китае был меч пяньдао - рубящие мечи. Это в целом укороченный аналог европейской кривой сабли. За счет значительного изгиба удары таким оружием получались значительно более сильными, ими было хорошо резать противника в ближнем бою. Однако в армии такие мечи не прижились, оставшись уделом одиночек - искусных фехтовальщиков.

Очередной поворот в форме клинков китайских мечей произошел примерно в 1700 году, когда классический маньчжурский меч люедао начал преобразовываться в новую категорию мечей нювэйдао. Это как раз те устоявшиеся в нашем восприятии мечи дао, которые сейчас собственно и выдают за древние китайские образцы мечей. Нювэйдао обладали новыми признаками, которых не было у их предшественников.

Во первых, они имели расширяющиеся к концу лезвие с коротким жалом, и соответственно имели елмань на конце клинка. Они имели
относительно небольшой изгиб посередине, а рукоять изгибалась в противоположную от острия сторону, так что сам меч напоминал очень сильно растянутую букву «S». Как правило они имели круглую небольшую гарду, надежно закрывающую руку воина.

Эти мечи сразу пришлись по вкусу простым крестьянам, исконным китайцам, повстанцам всех мастей но не нашли широкого применения у маньчжурских захватчиков.

С мечами ньювэйдао китайские повстанцы воевали во время боксерского восстания. Они наголову разгромили бы маньчжур, если бы те не получили помощь от иностранных интервентов в лице Англии, Франции, Германии и России.

Как ни странно, но популярность мечей дадао вернулась в годы китайско -японской войны в 20 веке. Некоторые части китайской армии националистов Гоминьдань были вооружены такими длинными двуручными мечами.

Как оказалось, при массированных атаках японских солдат, вооруженных длинными винтовками Ариска с длинными штык ножами, противостоять китайцам с дадао в ближнем бою японцы просто не могли.

В узких переулках улиц китайских городов, в боях в траншеях массово выскакивающие на японцев китайские солдаты с мечами дадао наголо в ближнем бою получали громадное преимущество. Японцы успевали сделать один - два выстрела,как китайцы массами врывались в их порядки и начиналась кровавая бойня - защититься своими винтовками китайцы просто не могли. А мечи дадао рубили их наотмашь.

Генерал Чай Кайши уподоблял бойцов с дадао гранате с выдернутой чекой - чтобы поразить врага гранату надо бросить в гущу вражеских солдат, так и бойцы с дадао, должны были врываться в самую гущу японцев и разить направо и налево.

Деяния далекой старины Погребены в безвестности давно. Династий возвышенье или крах - Что мне до них? Не все ли мне равно!

Просто ни итальянцы, ни французы, ни даже немцы со швейцарцами не сходились в битве с настоящими воинами - а то ума у них всех заметно прибавилось бы.)

Преследуя Чжао Юня, Вэнь Пин достиг Чанфаньского моста. Там с копьем стоял
Чжан Фэй. Глаза его пылали гневом, усы ощетинились, как у тигра. К тому же
за рощей, к востоку от моста, Вэнь Пин заметил облако пыли. Боясь попасть в
засаду, он остановился.

Вскоре подоспели Цао Жэнь, Ли Дянь, Сяхоу Дунь, Сяхоу Юань, Ио Цзинь,
Чжан Ляо, Чжан Го и Сюй Чу. Грозный вид Чжан Фэя испугал и их. Опасаясь
какой-либо хитрости со стороны Чжугэ Ляна, они тоже остановились в
нерешительности. Построившись в линию к западу от моста, они отправили гонца
к Цао Цао. Тот лично приехал посмотреть, что здесь происходит.

Чжан Фэй, все еще неподвижно стоявший на мосту, заметил в задних рядах войск
противника темный шелковый зонт, бунчуки и секиры, знамена и флаги и, решив,
что это явился сам Цао Цао, зычным голосом крикнул:

Эй! Кто там хочет насмерть драться со мной? Я - Чжан Фэй из удела Янь!

Я слышал от Гуань Юя, - сказал Цао Цао своим приближенным, - что Чжан
Фэй может на глазах многотысячной армии противника снять голову полководцу
так же легко, как вынуть что-нибудь из своего кармана! Надо с ним быть
поосторожнее!

Чжан Фэй из удела Янь здесь! - снова донесся голос Чжан Фэя. - Кто
посмеет сразиться со мной?

Цао Цао совсем пал духом, и у него появилось желание поскорее убраться
восвояси. От зоркого взгляда Чжан Фэя не укрылось движение в задних рядах
противника.

Ну, что вы там возитесь? - крикнул он, потрясая копьем. - Драться не
деретесь, уходить не уходите!

Голос Чжан Фэя был так грозен, что стоявший рядом с Цао Цао Сяхоу Цзе от
страха замертво свалился с коня. Цао Цао бросился без оглядки, а вслед за
ним бежало и все его войско. Поистине, как желторотый птенец, испугавшийся
удара грома, или как беззащитный дровосек, услышавший вблизи рев тигра,
неслись воины Цао Цао неудержимым потоком, топча и сминая друг друга. Многие
из них побросали копья и шлемы.

Потомки воспели Чжан Фэя в стихах:

Опершись на копье, стоит он решимости полон
На Чанфаньском мосту и взор вперед устремил.
Мощный голос его подобен великому грому.
Миллионное войско он в бегство один обратил.

Устрашенный грозной силой Чжан Фэя, Цао Цао мчался на запад. Шапку он
потерял, волосы его растрепались. Чжан Ляо и Сюй Чу едва поспевали за ним.
От великого страха Цао Цао совершенно лишился присутствия духа.


刀 , пиньинь dāo , не путать с кит. 道 , dào (путь, Дао)) - «однолезвийное оружие»/«фальшион»/«палаш»/«сабля»/«нож»/«тесак» - китайское клинковое однолезвийное оружие, зачастую неграмотно передаваемое при переводе как «кривой меч ».

Чаще всего под дао (с указанием его типа - например, нювэйдао - дао «бычий хвост» или люедао - дао «ивовый лист») понимаются однолезвийные фальшионы , сабли и палаши, как одноручные, так и двуручные. Однако в качестве значащего элемента слово дао входит в состав названий древкового оружия - чуаньвэйдао , яньюэдао , дадао (кит. 大刀 ) и т. д.

В качестве значащего элемента этот же иероглиф входит и в название некоторых специфических видов оружия китайских боевых искусств (например, багуадао ), однако в данном случае он означает всего лишь наличие заточки по одному из краев данного предмета вооружения.

Японские катаны китайцы также называли дао.

См. также

  • Цзянь - другая разновидность китайского меча
аналоги
  • Фальшион - европейское оружие, похожее на классический дао
  • Палаш - европейское оружие, похожее на солдатский дао эпохи Хань

Напишите отзыв о статье "Дао (меч)"

Отрывок, характеризующий Дао (меч)

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.

23.11.2014 14:47

Страна происхождения мечей Дао (Dao) - Китай. Буквальное значение слова «дао» по китайски (刀) означает «нож». Только в Китае существовало несколько видов таких мечей. В ХХ веке европейцы сделали термин Дао обобщающим для мечей Китая и соседних стран. В Юго-Восточной Азии существует только один вид меча Дао, принадлежащий народам Нага и Качин, относящихся к одной Тибето-Бирманской этнической Группе. Качин проживают в горах на севере Мьянмы в штате Качин (Kachin), Нага на северо-западе Индии - Ассам (Assam) и Нагалэнд (Nagaland).
Праздничная церемония. В руках мужчин Нага мечи Дао.
До ХХ века среди Нага сохранялся зловещий обычай - охота за человеческими головами. Они считали, что эти мрачные трофеи принесут плодородие на землю их племени. После того, как отрубание голов было запрещено, Нага стали приносить в жертву домашний скот, обычно буйволов, отрубая ему голову. Воин Нага, сумевший отрубить голову буйволу одним ударом, пользовался почетом и уважением в племени. Считается, что этим он обрел магическую силу, которую он может передать полям и скоту. Меч Дао для Нага был основным оружием и они относились к нему с особым трепетом.
Мужчины Качин, вооруженные мечами Дао.
Имея конструкцию, рассчитанную на рубящие удары и кажущейся массивности, Дао совсем не тяжел. Зато лезвия по обеим сторонам клинка заточены, как острая бритва. Наиболее типичная особенность клинка нага - это его форма. Клинок немного сужается от основания к середине, значительнее расширяясь к окончанию. Окончание клинка абсолютно имеет квадратную/П-образную форму. Также клинок Дао имеет не значительно выступающее ребро.
Меч и окончания клинка Дао.
Рукоять Дао деревянная, иногда верхняя часть ее украшается костяной вставкой, а черен обматывается полосками ротанга.
Рукояти Дао Нага/Качин.
Ножны Дао всегда деревянные и имеют одну характерную особенность: с лицевой стороны они открыты, а меч держится в ножнах за счет нескольких ротанговых полос, перехватывающих ножны.
Дао Нага/Качин в ножнах.
Как правило Дао Нага имеют ремень, сплетенный из ротанговых полос, при помощи которого меч надевается на пояс. Носят его в основном спереди под наклоном в сторону рабочей руки.