Возникли проблемы с ГУР? Гудит гур Проблемы гура

ГУР относят к важным элементам рулевого управления. Неисправности гидроусилителя руля могут привести к авариям на дороге, ведь система управления – одна из самых важных систем всего автомобиля. В этой статье я расскажу, как провести диагностику неисправностей ГУР и опишу как их устранить.

К признакам неисправности гидроусилителя руля относят множество факторов. Среди них попробую определить самые главные, которые часто встречаются. Выделяют два критерия, согласно которым можно разделить неисправности: неисправности насоса и редуктора ГУР.

  • Начнем с внешних проблем. Если удерживается руль и чувствуются толчки – это говорит о том, что слабо натянут приводной ремень. Если для поворота вправо или влево нужно прикладывать силу, то я советую обратить внимание на приводной ремень и осмотреть заправочной бачок (уровень жидкости и нет ли грязи). Возможно, причина в том, что мало оборотов холостого хода двигателя. Если недавно меняли ГУР, то проверьте, не завоздушили ли систему. Вернувшись к ситуации с поворотами, когда трудно повернуть в одну сторону руль, стоит посмотреть на масляный насос. Возможно, там скрывается неполадка. Вибрация чувствуется при плохом состоянии шин.
  • Если трудно или совсем легко поворачивать руль – нужно проверить электронное оборудование и спидометр. Не стоит забывать об уровне рабочей жидкости в бачке – если ее недостаточно, то система ГУР может перестать работать.
  • Если в машине шкив насоса отвинчивается без лишнего воздействия, то причина неисправности кроется в дефекте валов, на которых неправильно поставлен шкив. У меня, например, слышался свистящий звук – это свидетельствовало об ослаблении крепления шарниров руля. Возможно, что в гидроусилителе руля не полностью соприкасаются шланги с другими компонентами системы.
  • Если слышится шум в руле, тогда это очень плохой признак, поскольку трубки ГУР не надежно скреплены с кузовом, либо неверно поставлены наконечники рулевых тяг и ослабло само крепление.
  • Когда при езде ощущается трудоемкий возврат колес к плавному движению вперед (после) поворотов, тогда причина кроется в не плотном креплении руля с переключателем поворотов, в неточном выравнивании клапана контроля потоком, ослаблении рулевых тяг и шаровых шарниров.
  • Когда проворачивается руль – это свидетельствует о том, что гидроусилитель функционирует с недостаточным давлением в насосе, или заклинивает его клапан, который управляет потоком. Когда невозможно управлять автомобилем, а у меня был такой случай, я проверял систему управления на завоздушивание, потом колеса на износ или повреждение подшипников. Но, как оказалось, проблема скрывалась в ослаблении рулевых тяг и шаровых шарниров.
  • Если трудно парковать автомобиль (здесь не рассматривается неумение водителя), то причина может находится в дисфункции работы клапана управления потоком насоса ГУР или недостаточном давлении насоса.

Итак, когда мы выяснили, почему не работает гидроусилитель руля, можно приступать к ремонту и устранению неполадок. Работать придется над этим самому, если дисфункции мелкие, а если нет, то лучше обратится за помощь к специалистам в автосервис.

Что вы можете сделать самостоятельно? Отрегулировать или заменить приводной ремень, долить рабочую жидкость или заменить весь фильтр в случае загрязнения и недостаточном количестве последней. Несколько слов о жидкости – менять ее не стоит часто. Если уж делаете это, тогда нужно слить предыдущее масло и залить новое. Нужно быть осторожным с завоздушиванием системы.

Так как у меня часто встречалась течь жидкости, то принцип работы в такой ситуации несколько другой. Течь масла происходит через подшипники, валы, поэтому важно осматривать всю систему ГУР регулярно для своевременного обнаружения подтеканий из штуцеров, трубопроводов.

Отремонтировать или заменить гидроусилитель помогут на автосервисе. Что касается ремонта насоса ГУР, а именно он рассматривается на первом месте неисправности гидроусилителя руля, то для начала его нужно снять и разобрать, потом тщательно очистить от грязи и просмотреть все детали. Возможна выработка на внутренней стенке корпуса в виде ступеньки, избавиться от нее можно с помощью насадки на дрель.

Если изношенный подшипник или устарел сальник, то нужно их сменить. Как закрепить обратно новый подшипник? Делюсь опытом: делаю выточку у токаря на внешней стороне, затем просверливаю отверстия в стенке насоса, вставляю в него подшипник и закрепляю болтами, через отверстия и отпиливаю их.

Большинство моментов сводится к смене деталей, если все сделать правильно, то гидроусилитель в будущем будет работать, и порадует своей исправностью в качественных и легких поворотах и управлении автомобилем.

Перейдем к советам по эксплуатации, чтобы ГУР прослужил долго и вы даже не задавались вопросом о его местонахождении. Первое, на что я советую обратить внимание – это регулярное сравнение усилия на руле при поворотах с заглушенным двигателем. Если ощущается разница, тогда все в порядке.

Всегда нужно следить за уровнем рабочей жидкости, не допускать минимальной отметки, осматривать магистрали и узлы соединений, чтобы предотвратить утечку масла через подшипники.

Второе – проверка натяжения ремня привода, если он очень натянут, то вскоре придется ремонтировать насос, если ослабленный – быстро износится. Раз в год рекомендую менять фильтр, не держать повернутый руль в крайнем положение более минуты, так как в таком случае масло может закипеть.
Третье, призываю не ездить на машине с неработающим гидроусилителем руля, тогда можно полностью разрушить рулевое управление, как систему. И, конечно же, при первых признаках дисфункции обращаться за помощью в СТО.

Видео “Неисправности гидроусилителя руля”

Посмотрев запись, вы узнаете, что делать, если завыл насос ГУР у вашего автомобиля. Также на видео показано, как происходит процесс ремонта гидроусилителя руля и какие понадобятся для этого инструменты.


Евгений 40 -- 2005-03-25 08:28:28

Неожиданно начал плохо вращаться руль.Как бы вращается с рывками и при этом стоит свист.Подскажите пожалуйста в чем дело, и как это устранить.

Константин г.Орел -- 2005-03-25 10:27:31

Если плохо поворачивается руль, и слышен свист проскальзывающего ремня, то скорее всего это:

1) Подрастянулся ремешок ГУРа. Лечится подтягиванием (залезаешь на яме, находишь на навесном насосе натяжной болт, отпускаешь, упераешь любой упор в корпус насоса, оттягиваешь корпус (ремень натягивается (См.норму натяжки ремня в умных книгах по ремонту на твое авто)), затягиваешь натяжной болт. Все, ремень подтянут. Процедуру удобнее делать вдвоем (один оттягивает корпус насоса ГУРа, а другой затягивает натяжной болт. Я делал один (вместо второго помощника использовал для упора домкрат с куском трубы, подходящего размера). Если ремень ГУРа уже от старости порепанный, то лучше его поменять, стоит копейки.

2) Накрылась рулевая крестовинка на рулевом валу. Стоит в моторном отсеке в месте соединения рулевого вала с рулевой рейкой. В большинстве тойот они стоят открыто без какого-то резинового чехла и вся грязь попадает на эту крестовинку, выводя ее из строя.
Руль при вращении становиться “квадратным”. Быстро лечится проливкой крестовинки жидкостью WD-40. Но это временная мера. По хорошему надо менять. Есть три пути замены. Первый (и лучший)– купить оригинальную деталь. Обычно идет в сборе крестовинка, запрессованная в вилки (как одна деталь с одним каталожным номером). Стоит где-то 40-50 долларов. Второй- купить только одну крестовинку производства Японии или Кореи и заменить ее. Стоит импортная крестовинка около 450-600 рублей. Третий- купить отечественную крестовинку от рулевого механизма отечественных ВАЗ 2105-07. Стоит -50-150рублей. Подходит один в один и качество (у Тольяттинских) не хуже, а может и лучше, чем у Корейских.

3) Проблемы с жидкостью ГУРа. Проверь уровень жидкости в бачке и ее состояние. Я недавно у себя поменял жидкость (Декстрон 2), т.к. она была почти черного цвета, вместо красного и попахивала гарью. Заливать в бачек только то, что написано на крышке.
Описываю процедуру полной смены жидкости в гуре на моей Висте:
1.Вывешиваешь передние колеса (я не вывешивал).
2. находишь бачек:
к нему подходят 2 шланга:
если бачек отдельно стоящий то: шланга снизу и шланга сбоку.
Для SV32 и 3S-FE: отсоедини нижний шланг (незабрызгай ремни! - поставь например какую нибудь картонку), заведи двиг и убедись что из нее течет под давлением жидкость (в какую нибудь банку литровую).
3. Процесс промывки: Подожди немного (секунды 3) после того как все выбежало (трубка "плеваться" начала). Глуши двиг., трубку на место, заливай бачек выше меток, заводи двиг и крути руль от ограничителя до ограничителя (без усилия на ограничителях), как только жидкость ушла из бочка, долей.
п.3. пару раз повторить достаточно.
4. финальная заливка - выставить жидкость по верхней метке на заведенном двигателе
5. завести двигатель, покрутить рулем, загушить,
6. подождать от 5 минут (чтобы воздух вышел с жидкости) - наличие воздуха в системе недопустимо. Повторить.

В принципе все три проблемы могут возникать не только поодиночке, а букетом (как одни неприятные болезни). Поэтому начни устранение проблем по нарастающей от простой работы к более сложной и геморойной. Подтяни ремешок ГУРа, если не помогло, то пролей ВДшкой крестовинку, если не помогло, то замени жидкость ГУРа, если опять не то, то замени крестовинку.

А сколько ушло жидкости?
Баклажка литровая Декстрона 2 хватит впритык или может чуть даже останется. Есть еще нюанс с бачком. Бачек ГУРа был изнутри покрыт слоем грязи. Со стороны смотря, можно было подумать, что это уровень жидкости, на что я купился. Когда посмотрел внимательнее, то увидел, что реальный уровень жижи был ниже нормы. Снял бачек, принес домой и как следует промыл со всякими чистящими средствами. В горлышко бачка еле пролезает старая зубная щетка, но кое как ею оттер стенки. Теперь после установки наблюдаю реальный уровень жидкости. На дне бачка стоит сеточка для фильтрации до которой не доберешся нормально, с ней поакуратнее, не порвать бы при мытье. После промывки бачка надо его как следует просушить, чтобы не осталось влаги. Для этого применил бытовой фен, по тихому взятый у жены. 15 минут и бачек сухой. Ставим на место и подсоединяем трубки, стараясь поставить хомуты так, как они стояли до снятия бачка.

Евгений 40 -- 2005-03-25

Неожиданно начал плохо вращаться руль. Как бы вращается с рывками и при этом стоит свист. Подскажите пожалуйста в чем дело, и как это устранить.

Константин г.Орел -- 2005-03-25

Если плохо поворачивается руль, и слышен свист проскальзывающего ремня, то скорее всего это:

1) Подрастянулся ремешок ГУРа. Лечится подтягиванием (залезаешь на яме, находишь на навесном насосе натяжной болт, отпускаешь, упераешь любой упор в корпус насоса, оттягиваешь корпус (ремень натягивается (См.норму натяжки ремня в умных книгах по ремонту на твое авто)), затягиваешь натяжной болт. Все, ремень подтянут. Процедуру удобнее делать вдвоем (один оттягивает корпус насоса ГУРа, а другой затягивает натяжной болт. Я делал один (вместо второго помощника использовал для упора домкрат с куском трубы, подходящего размера). Если ремень ГУРа уже от старости порепанный, то лучше его поменять, стоит копейки.

2) Накрылась рулевая крестовинка на рулевом валу. Стоит в моторном отсеке в месте соединения рулевого вала с рулевой рейкой. В большинстве тойот они стоят открыто без какого-то резинового чехла и вся грязь попадает на эту крестовинку, выводя ее из строя.
Руль при вращении становиться "квадратным". Быстро лечится проливкой крестовинки жидкостью WD-40. Но это временная мера. По хорошему надо менять. Есть три пути замены. Первый (и лучший)- купить оригинальную деталь. Обычно идет в сборе крестовинка, запрессованная в вилки (как одна деталь с одним каталожным номером). Стоит где-то 40-50 долларов. Второй- купить только одну крестовинку производства Японии или Кореи и заменить ее. Стоит импортная крестовинка около 450-600 рублей. Третий- купить отечественную крестовинку от рулевого механизма отечественных ВАЗ 2105-07. Стоит -50-150рублей. Подходит один в один и качество (у Тольяттинских) не хуже, а может и лучше, чем у Корейских.

3) Проблемы с жидкостью ГУРа. Проверь уровень жидкости в бачке и ее состояние. Я недавно у себя поменял жидкость (Декстрон 2), т.к. она была почти черного цвета, вместо красного и попахивала гарью. Заливать в бачек только то, что написано на крышке.
Описываю процедуру полной смены жидкости в гуре на моей Висте:
1.Вывешиваешь передние колеса (я не вывешивал).
2. находишь бачек:
к нему подходят 2 шланга:
если бачек отдельно стоящий то: шланга снизу и шланга сбоку.
Для SV32 и 3S-FE: отсоедини нижний шланг (незабрызгай ремни! - поставь например какую нибудь картонку), заведи двиг и убедись что из нее течет под давлением жидкость (в какую нибудь банку литровую).
3. Процесс промывки: Подожди немного (секунды 3) после того как все выбежало (трубка "плеваться" начала). Глуши двиг., трубку на место, заливай бачек выше меток, заводи двиг и крути руль от ограничителя до ограничителя (без усилия на ограничителях), как только жидкость ушла из бочка, долей.
п.3. пару раз повторить достаточно.
4. финальная заливка - выставить жидкость по верхней метке на заведенном двигателе
5. завести двигатель, покрутить рулем, загушить,
6. подождать от 5 минут (чтобы воздух вышел с жидкости) - наличие воздуха в системе недопустимо. Повторить.

В принципе все три проблемы могут возникать не только поодиночке, а букетом (как одни неприятные болезни). Поэтому начни устранение проблем по нарастающей от простой работы к более сложной и геморойной. Подтяни ремешок ГУРа, если не помогло, то пролей ВДшкой крестовинку, если не помогло, то замени жидкость ГУРа, если опять не то, то замени крестовинку.

А сколько ушло жидкости?
Баклажка литровая Декстрона 2 хватит впритык или может чуть даже останется. Есть еще нюанс с бачком. Бачек ГУРа был изнутри покрыт слоем грязи. Со стороны смотря, можно было подумать, что это уровень жидкости, на что я купился. Когда посмотрел внимательнее, то увидел, что реальный уровень жижи был ниже нормы. Снял бачек, принес домой и как следует промыл со всякими чистящими средствами. В горлышко бачка еле пролезает старая зубная щетка, но кое как ею оттер стенки. Теперь после установки наблюдаю реальный уровень жидкости. На дне бачка стоит сеточка для фильтрации до которой не доберешся нормально, с ней поакуратнее, не порвать бы при мытье. После промывки бачка надо его как следует просушить, чтобы не осталось влаги. Для этого применил бытовой фен, по тихому взятый у жены. 15 минут и бачек сухой. Ставим на место и подсоединяем трубки, стараясь поставить хомуты так, как они стояли до снятия бачка.

Гидроусилитель – достаточно надежная и долговечная конструкция, если за ней ухаживать. Но случаются и поломки, зависящие как от водителя, так и от дорожных условий. Большинство из них несложные, и легко устраняются самими автомобилистами.

1 Гидроусилитель издает звуки – немедленно остановиться или ехать дальше?

Гидроусилитель помогает управлять машиной, увеличивая усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу. Удобное управление – не единственное преимущество автомобиля, оснащенного гидроусилителем. Он смягчает удары от ям и возвышенностей на дороге, повышает безопасность движения. Авто с ГУРом более маневренное, чем с обычным механическим управлением, отзывчивое. Разрыв передней шины на скорости при наличии ГУРа приведет к менее опасным последствиям.

Так можно ли ездить на машине, когда гудит ГУР? Да, конечно, можно, ведь механическая часть рулевого управления остается действующей. Снижается уровень комфорта, приходится прилагать усилия, как в автомобиле с обычным управлением. Звуки появляются при неисправностях, которые легко устранить, но если не обращать на это внимание и продолжать эксплуатировать машину, то они усугубятся. При малейшей возможности ГУР следует починить: ведь это не только комфорт, но и безопасность движения.

2 Почему слышно гудение – определение поломки по признакам

Опытные автовладельцы сразу определяют на слух и по прилагаемому к рулю усилию неисправности в гидроусилителе:

  • на небольших оборотах и холостом ходу к рулевому колесу требуется приложить большие усилия, если увеличить обороты, требуемые усилия уменьшаются;
  • вращение руля сопровождается неприятным посторонним звуком;
  • слышен шум, издаваемый насосом.

Когда появляются такие признаки, осматриваем всю систему, проверяем: не подтекает ли жидкость. Указанные признаки могут наблюдаться в самом насосе, но возможны и другие поломки. Прежде всего, жидкость: ее уровень должен быть в норме, а состояние работоспособным, без сторонних примесей и сгустков. Потеря технических качеств приводит к появлению гула. Шум может исходить и от ремня. Если в масле видны воздушные пузырьки, работа гидроусилителя нарушена.

Российский климат и зимние дороги, посыпанные солью и другими реагентами, вкладывают свою лепту в поломки ГУРа. Они оказывают губительное действие на пыльники и сальники, разъедая их. Гидроусилитель шумит, появляется подтекание.

3 Жидкость для ГУРа – возможные проблемы и устранение

С жидкостью может быть повязано несколько проблем. Самая простая – падение уровня: насосом перекачивает воздух, отчего он гудит. Срочно доводим жидкость до нормального уровня, выясняем причину утечки. Фактически это не просто жидкость ATF, а масло, которое бывает минеральным и синтетическим. В обычных легковушках применяется минеральное. Оно может быть разного цвета. Синтетическое в ГУР заливают на техмашины и отдельные модели легкового транспорта по рекомендации изготовителя. Минеральная жидкость предупреждает коррозию металлических деталей, трещины на резиновых уплотнителях.

Не следует смешивать между собой синтетическую и минеральную жидкость ATF, а также жидкости разных цветов.

Если ATF давно не меняли, она утрачивает свои технические свойства: не способна нормально смазывать детали, предохранять сальники и пыльники от растрескивания, в рулевой системе с гидроусилителем не создается нормальное рабочее давление. Если открыть бачок и посмотреть внутрь, то увидим жидкость, которая будет черная или чрезвычайно темная, в ней могут плавать какие-то крошки, чувствуется запах горелого. Жидкость просто отработала свое, упущен срок замены, оттого и гудит гидроусилитель.

Срочно меняем жидкость ATF. Вообще, менять следует через 8–10 тыс. км, а при работе в трудных дорожных условиях – раньше. Замена проводится не так часто, так что не следует экономить на этом. Покупаем продукцию известных фирм, сертифицированную. Стоимость не большая, а вот когда что-то сломается в насосе, придется отдать намного больше.

4 Завоздушило систему – как прокачать

В систему часто подсасывается воздух, иногда течи почти не заметно. Может просачиваться жидкость через трубки, шланги, датчики. Воздуха попадает немного, но начинает гудеть. Выгоняем его, по-другому прокачиваем. Простейший способ: открываем крышку бачка и проворачиваем руль до упора в обе стороны пять раз. Воздух выйдет и система начнет работать, если нигде нет течи. Если жидкость протекает, операцию через день придется повторить или устранить течь.

Другой способ прокачки. Выравниваем машину в положение движения по прямой, заводим мотор и даем поработать 15 секунд. Крутим руль до упора влево и вправо несколько раз. Доливаем жидкость, если ее мало, и заводим машину. Следим за уровнем: он должен понижаться, но не даем упасть ниже минимального, вовремя доливаем. Через минуту холостой работы двигателя вращаем рулем до упора несколько раз. Глушим, ждем, пока не успокоится жидкость. Заводим – шум должен исчезнуть.

Можно воспользоваться штуцером на гидроусилителе. Вывешиваем колеса, поворачиваем до упора. Немного откручиваем штуцер, чтобы пошел воздух, поворачиваем руль в другую сторону. Когда появится жидкость, закручиваем штуцер. Опускаем машину, заводим двигатель, крутим рулем в разные стороны, пока из бачка не перестанут выходить воздушные пузырьки – гул обычно исчезает.

5 Ремень – проверка натяжения и установка нового

Причиной гула может быть и приводной ремень, правда, не на всех моделях автомобилей. Ослабленный ремень издает свист при повороте руля, но сначала надо удостовериться, в нем ли причина. Проверяем натяжение, конкретный прогиб для каждого авто может быть разным, но в среднем 12 мм. Возможен износ, тогда ремень будет проскальзывать и свистеть. Если ремень натянут, проблема не в нем, а в насосе.

Чтобы натянуть ремень, выкручиваем руль до упора в любую сторону. Затем откручиваем болты, двигаем насосом, чтобы натянуть его. Сам процесс для каждой модели разный через разные конструктивные особенности системы. Следует отметить, что натягивать и менять ремень трудно, потому что неудобно, нет доступа. В отдельных моделях поставить новый ремень можно только специальным приспособлением, т.к ничто не откручивается и не регулируется.

Натягиваем ремень при колесах в выкрученном положении, пока не перестанет свистеть при вращении руля. Чрезмерное натяжение вызовет быстрое разрушение подшипника насоса.

6 Поломки в насосе – что можно сделать самому

Поломка в насосе – крайне неприятная вещь: дорого заменить, сложный ремонт. Но если есть желание и умение, отремонтировать можно и самому. Прежде чем снимать и разбирать его, следует убедиться, что неисправность именно в насосе. Проверку проводим на горячую: заводим двигатель, если чувствуется вибрация руля, причина найдена. Из строя выходят подшипники, крыльчатка, сальники. Понадобится ремкомплект, подшипник 6202, конечно, ключи.

Большим шприцом откачиваем жидкость из бачка: поворачиваем рулем влево-вправо на месте, чтобы вытеснить всю жидкость. Отпускаем болт между насосом и скобой. Откручиваем стопорную гайку натяжителя, снимаем ремень. Снимаем шланги. Чтобы снять шкив, полностью откручиваем осевой болт, вынимаем его и ставим на это место отвертку, застопорив шкив. Отворачиваем гайку, снимаем шкив.

Вытаскиваем агрегат, очищаем от грязи и масла и приступаем к разборке:

  • применяя съемник, освобождаем подшипник от стопорного кольца;
  • открутив болты на задней крышке, осторожно снимаем ее, чтобы не выпали лопасти;
  • вытаскиваем лопасти, каждую укладываем на пронумерованную бумажку;
  • снимаем пластину и детали под ней;
  • осторожно выбиваем вал и снимаем с него подшипник;
  • меняем его на новый.

Проверяем поверхности деталей на шероховатости, износы. Прочищаем мелкой наждачкой, удаляя грязь и другие наслоения. Простая очистка продлевает работу узла без замены деталей. Сборку проводим в обратной последовательности. Обязательно меняем сальник, прокладки, уплотнительные кольца на новые.

Особого внимания требует установка лопастей: заокругленная часть должна смотреть наружу.

7 Жизнь ГУРА – как сделать ее долгой

Обычно гидроусилитель способен выдержать пробег 150 тыс. км и даже больше. Соблюдая несложные правила, вы сможете продлить его жизнь:

  • не ленимся регулярно заглянуть под капот с проверкой уровня ATF в бачке, доливаем при необходимости;
  • соблюдаем периодичность замены, причем, только качественной жидкостью;
  • не держим руль более 10 секунд в крайнем положении, чтобы не перегружать насос;
  • на стоянке выравниваем машину для движения прямо, чтобы при трогании не нагружать рейку;
  • очень внимательны к пыльникам рейки, при малейшем повреждении немедленно меняем.

При сторонних звуках, которые издает гидроусилитель, проверяем его состояние сами или на СТО, не ждем, пока умрет окончательно.