Почему перегревается двигатель? Способы устранения. Последствия перегрева двигателя автомобиля

Статья о том, как предотвратить перегрев мотора машины. Причины перегревания мотора. В конце статьи - видео о том, что делать в случае закипания двигателя автомобиля.

Причины перегрева мотора



Так что же происходит с двигателем во время перегрева? Почему он в итоге приходит в негодность?

Все дело в том, что любая деталь мотора весьма чувствительна к перемене температуры, особенно к ее повышению. Прежде всего, высокая температура негативно воздействует на маслосъемные колпачки, а затем достается и поршневым кольцам – и в этом нет ничего хорошего.

Всем известно, что при нагревании любые металлические предметы начинают расширяться, а при охлаждении возвращаются в свое исходное состояние. Если части двигателя нагреваются в пределах нормы, ничего страшного не происходит. А вот когда двигатель начинает перегреваться, его детали от высокой температуры расширяются настолько, что приобретают размеры, превышающие норматив конструкции.

Результат такого перегрева, как правило, плачевный - увеличившиеся в размерах детали уже не возвращаются к своим первоначальным габаритам, а от этого деформируются головка блока и поршневая система.


Причина перегревания автомобильного мотора не может быть одна. Однако водителю надо знать, что двигатель может перегреваться и снаружи, и внутри. Внутреннее перегревание хуже во всех отношениях, в том числе и потому, что его трудно определить.

В результате такого перегревания снижается мощность мотора, возникает возможность появления калильного зажигания, а также детонация зажигания, а на поверхности поршней могут появляться характерные повреждения в виде пресловутых задиров.

Разновидности перегревания мотора



Перегревание мотора стоит рассматривать как в первой, второй и третьей степенях. От этих видов перегревания зависит и степень возникающих неисправностей двигателя. Например, если по длительности двигатель был в перегретом состоянии не более десяти минут, то такой перегрев мотора считается перегреванием первой степени . Серьезных неприятностей он вряд ли доставит - в самом крайнем случае могут оплавиться поршни. Но, если при таком условии вы обнаружили клубы дыма, возникающие из-под капота, то тогда не стоит рисковать и лучше отправить машину на проверку специалистам.

О второй степени перегрева можно говорить при длительности перегрева на протяжении двадцати минут. Негативные результаты перегревания здесь будут посерьезнее: деформирование ГБЦ (головки цилиндрического блока), появление внутри цилиндров расколов, которые способны сместить посадочное гнездо клапанов. Кроме того, признаком второй степени перегревания могут быть пробитые прокладки головки блока, сальники, переставшие держать масло, вышедшие из строя перегородки между кольцами и масса иных неполадок.

Перегрев третьей степени – это катастрофа для автомобиля, сопоставимая с инфарктом для человека. В результате сильного перегрева возникает цепная реакция из неисправностей, не щадящие сердце машины. Начиная от камер сгорания, перегрев высокой степени выводит из рабочего состояния почти все составляющие части мотора.

В таком состоянии двигатель не имеет возможности работать полноценно, потому что начинают прогорать поверхности поршней. Кроме того, алюминий в расплавленном состоянии прикипает к внутренней поверхности цилиндров, вызывая торможение поршней.

Под высокими температурами масло теряет функцию смазки, в результате чего трущиеся части ломаются и прекращают работу. К коленвалу пригорают расплавленные шатунные и коренные вкладыши, и под давлением поршня он разваливается надвое. И в заключение катастрофы поршень разбивает стенку блока цилиндров, после чего двигатель прекращает свое существование.

Внешний и внутренний перегрев двигателя



Основные причины, ведущие к внешнему перегреву:
  1. Охладительная жидкость опустилась ниже допустимого уровня. Это обстоятельство может послужить причиной наружного перегрева. Жидкость для охлаждения способна проходить сквозь самые маленькие отверстия, образуя подтеки под машиной. Хуже, если она проникает в масло и в цилиндры – от этого может заклинить коленчатый вал.
  2. Неправильная работа термостата. Эта неисправность возникает в основном из-за блокирования такого свойства подвижного элемента, как упругость. Причина - скопления осадков в системе охлаждения. Когда термостат дает сбои, охладитель начинает идти по малому кругу, то есть работать в режиме прогревания двигателя тогда, когда требуется режим охлаждения. Поэтому перегрев здесь неизбежен.
  3. Недостаточное охлаждение генератора воздухом. В качестве причины может быть загрязнение ребер генератора, а также сбои в работе вентилятора. Если вентилятор работает от электричества, необходимо сделать ревизию температурного датчика. А в случае, если генератор получает вращение от коленвала, стоит осмотреть натяжку ремня и, если потребуется, подтянуть его специальным натяжителем.
  4. Долгая работа мотора с ненормативными нагрузками, например, в условиях буксировки, может стать причиной внешнего перегревания. Но даже при условии холостого хода во время длительной работы мотор может перегреться. Так бывает, если мотор заведен, а машина не осуществляет движения, например, в пробках. В таких условиях отсутствует встречное движение воздушных масс, а для необходимого охлаждения действия одного вентилятора недостаточно.
  5. Долгая работа мотора при детонации. Такое может быть только у двигателей, работающих на бензине. Это довольно опасный режим, который помимо перегревания может стать причиной большого количества неисправностей.
  6. Не отрегулированные зажигание и подача топлива тоже могут оказаться причиной наружного перегрева двигателя. Это происходит таким образом: очередная порция топлива еще не сгорела, а клапаны уже производят выпуск отработанных газов. Но температура этих газов становится критической, отчего накаляется головка блока. Охладитель начинает закипать.
  7. Прогорел выпускной клапан. Через место прогара начинают сквозить газы. Обладая максимально большой температурой, они в свою очередь повышают температуру мотора.
Основных причин внутреннего перегрева три:
  1. Загрязнилась камера для сгорания топливной смеси. Эта неполадка весьма распространена у автомашин с чрезмерным показателем пробега. Если двигатель слишком долго эксплуатируется, он начинают поглощать больше масла, которое не обладает высокой горючестью. В результате оно сжигается не до конца, оставляя в камере соответствующие отложения. Дым из глушителя идет сизого цвета, но при этом температурный датчик не срабатывает. В результате наступает перегревание двигателя. Кстати, такого рода масляные отложения особо нежелательны для машин, работающих на бензине, потому что провоцируют калильное зажигание, которое может быть либо поздним, либо ранним.
  2. Солевые осадки от воды и тосола, которые остаются в путях охлаждения. Иногда такие отложения могут в определенной степени блокировать большую часть диаметра каналов, в результате чего расход охладителя значительно сокращается. От этого двигатель также перегревается.
  3. Иногда с целью улучшить качество масла автолюбители добавляют в него так называемые присадки. Не все, но некоторые из них могут давать осадок на внутренней поверхности цилиндров в виде металлокерамического слоя. Этот слой – мощный теплоизолятор, благодаря которому двигатель может перегреваться.

Признаки перегрева двигателя



Формально принято считать, что о перегревшемся двигателе водитель узнает благодаря специальному датчику. Однако в действительности наблюдать за датчиком, будучи за рулем, не только трудно, но и опасно. А это значит, что водитель зачастую либо вообще не замечает показаний датчика, либо замечает слишком поздно.

Следовательно, каждому автолюбителю лучше знать естественные признаки, свидетельствующие о том, что двигатель перегрелся. Зная об этих признаках, можно не отвлекаться от управления автомобилем. Итак…

  1. В холодное время года система отопления прекращает подачу теплого воздуха. Это внешний признак, а причина заключается в падении объема охладительной жидкости. Важно знать, что горячий воздух перестает поступать именно перед закипанием охладителя.
  2. Появление признаков детонации. Опытные водители при этом различают специфический стук в двигателе, который свидетельствует о чрезмерном нагревании охладителя. Сама детонация возникает при нарушении режима сгорания горючей смеси. Это происходит за счет большого скачка температуры на стенах камеры сгорания.
  3. Периодический стук и сильное понижение мощности двигателя также свидетельствуют о том, что мотор перегрелся. В это случае, как минимум, нужно остановиться и дать возможность двигателю остыть. Иначе последствия могут гарантировать дорогой и продолжительный ремонт автомобиля.
  4. При подозрении на перегрев нужно прекратить движение и обследовать головку блока. Если на ней обнаружатся визуальные трещины или другие виды повреждений – перегрев очевиден.

Как не допустить перегревания мотора



Есть несколько правил, соблюдая которые водитель может защитить двигатель от перегревания. Прежде всего, необходимо систематически контролировать уровень охладителя. При обнаружении падения уровня следует долить охладительную жидкость до пределов нормы. Иначе могут возникнуть серьезные проблемы.

Работу термостата нужно периодически контролировать. В принципе это несложно – определяется на ощупь. Для этого достаточно радиатор потрогать рукой. Охлажденный термостат – верный признак его неработоспособности. Здесь можно провести диагностику своими руками.


Демонтируйте термостат и опустите его в воду. Затем нагрейте воду до 80 градусов по Цельсию. При нагреве воды до заданной температуры клапан должен отреагировать. Если этого не произошло, термостат нужно заменить на новый.

Необходимо иногда подвергать ревизии проходные каналы. В них не должно быть отверстий, трещин и других повреждений. Сужение этих каналов чревато нарушением качественного отвода тепла от поверхности мотора. Также надо учитывать, что даже самые микроскопические отверстия в каналах охладителя могут стать причиной утечки охладительной жидкости.

Для охлаждения не стоит пользоваться жесткой водой - в ней содержится много минеральных солей. В этих целях безопаснее применять тосол либо дистиллированную воду, которая является идеально мягкой. Кроме нее мягкой может быть дождевая вода. Морская или грунтовая вода – это типичные примеры жесткой воды.

Хотя бы изредка стоит проверять герметизацию охладительной системы, верхнюю ее часть – в первую очередь. Воздух туда попадать не должен, иначе упадет давление, что приведет к снижению напора циркуляции жидкости.


Нельзя оставлять без внимания работу вентилятора. В результате его повреждения и остановки мотор начнет перегреваться со всеми указанными ранее последствиями.

Теперь вы знаете, каким образом может перегреваться двигатель вашего автомобиля, как определить эту неприятность, и какие меры предосторожности нужно применять. Соблюдайте эти нехитрые правила, и счастливого вам пути!

Что делать, если закипел двигатель - смотрим видео:

Перегрев двигателя - это серьезная проблема, с которой можно столкнуться в любое время года. Особенно часто это случается летом - под солнцем становится жарко людям в салоне и двигателю под капотом.

При стоянии в пробках мотор перегревается гораздо чаще. Это может иметь свои последствия для рабочих частей, они могут быть искажены и могут требовать замены. Не обратив внимания на эту проблему вовремя, можно потом долго разбираться с ее последствиями.

Почему перегревается двигатель?

Автолюбители называют различные причины перегрева двигателя, попробуем разобраться в наиболее распространенных:

1. Недостаток охлаждающей жидкости невысок. Обратите внимание, на мокрые пятна под машиной, которые говорят о лопнувших патрубках. Причиной данной проблемы может быть внешнее загрязнение радиатора из-за пыли, возможно и внутреннее засорение по причине низкокачественного антифриза.



2. Неисправный электровентилятор охлаждения радиатора может служить виной перегрева. На его правильную работу влияет состояние моторчика вентилятора, реле или датчик температуры. Загрязненный датчик может работать ошибочно.

3. Неисправный термостат может привести к перегреву.

4. Крышка на радиаторе, которая не удерживает давление антифриза, приводит к выплескиванию и закипанию его.

5. У водяной помпы иногда встречается пластмассовая крыльчатка, которая не выполняет свою функцию, жидкость, в свою очередь, циркулирует не так, как должна. Это приводит к плохой работе двигателя.

6. Неправильно отрегулированное зажигание может привести к перегреву.

Главная дорога. Перегрев двигателя

7. Появление воздушной пробки в радиаторе при нарушении герметичности системы. При понижении давления во время остывания подсасывается воздух, который, образуя пробку, не дает жидкости охлаждать радиатор.

8. Нарушение целостности прокладки блока головки цилиндров также может вызвать перегрев. Горячие газы в системе охлаждения могут сильно нагревать антифриз.

Что нужно сделать, если перегрелся двигатель?

Что же делать если стрелка температурного датчика внезапно очутилась в красной зоне? Сразу же включите печку, это выведет горячий воздух в салон.



Лучше сразу заглушить машину и проверить уровень охлаждающей жидкости. Если он близок к нулю, то ее нужно срочно долить. Она могла выбежать через один из патрубков, поврежденный можно замотать изолентой. Для замены элементов, вышедших из строя обратитесь в автомастерскую.

Методы профилактики двигателя от перегревания

Методы профилактики сводятся к предупреждению причин перегрева двигателя. Использование качественного антифриза и своевременная его замена, промывка охладительной системы предохраняют от внутреннего загрязнения.

Самое простое - это предупредить ситуацию заранее: контролируйте температуру, отраженную на датчике. В этом случае перегрев двигателя (если он случится) не доставит вам таких хлопот.

Что делать если закипел двигатель?

Редакция Uznayvse.ru советует вам желает вам долгой и безаварийной езды и предлагает познакомиться со статьей, которая поможет вам принять нужные меры, если будет

Перегрев в принципе возможен в любое время года - и зимой, и летом. Но, как показывает практика, на весну приходится наибольшее число подобных случаев. Объясняется это просто. Зимой все системы автомобиля, в том числе и система охлаждения двигателя, работают в весьма тяжелых условиях. Большие перепады температур - от "минусовых" по ночам до весьма высоких рабочих после непродолжительного движения - негативно действуют на многие агрегаты и системы.

Как обнаружить перегрев?

Ответ, вроде бы, очевиден - посмотреть на указатель температуры охлаждающей жидкости. На самом деле все куда сложнее. Когда движение на дороге интенсивное, водитель не сразу замечает, что стрелка указателя сдвинулась далеко в сторону красной зоны шкалы. Однако есть ряд косвенных признаков, зная которые можно уловить момент перегрева и не глядя на приборы.

Так, если возникает из-за малого количества антифриза в системе охлаждения, то первым на это отреагирует отопитель, расположенный в высокой точке системы, - горячий антифриз перестанет туда поступать. То же произойдет и при кипении , т.к. оно начинается в самом горячем месте - в головке блока цилиндров у стенок камеры сгорания, - а образовавшиеся паровые пробки запирают проход охлаждающей жидкости к отопителю. В результате подача горячего воздуха в салон прекращается.

О том, что температура в системе достигла критического значения, точнейшим образом свидетельствует внезапно появившаяся детонация. Поскольку температура стенок камеры сгорания при перегреве значительно выше нормы, это непременно провоцирует возникновение ненормального горения. В результате перегретый двигатель при нажатии на педаль газа напомнит о неисправности характерным звонким стуком.

К сожалению, и эти признаки нередко могут остаться незамеченными: при повышенной температуре воздуха отопитель выключают, а детонацию при хорошей шумоизоляции салона можно просто не услышать. Тогда при дальнейшем движении автомобиля с перегретым начнет падать мощность, и появится стук, более сильный и равномерный, чем при детонации. Тепловое расширение поршней в цилиндре приведет к увеличению их давления на стенки и значительному росту сил трения. Если же и этот признак не будет замечен водителем, то при дальнейшей работе двигатель получит основательные повреждения, и без серьезного ремонта уже, к сожалению, не обойтись.

Отчего возникает перегрев

Внимательно присмотритесь к схеме системы охлаждения. Практически каждый ее элемент в определенных обстоятельствах может стать отправной точкой перегрева. А его первопричины в большинстве случаев такие: плохое охлаждение антифриза в радиаторе; нарушение уплотнения камеры сгорания; недостаточное количество охлаждающей жидкости, а также негерметичность в системе и, как следствие - уменьшение избыточного давления в ней.

Первая группа, помимо очевидного наружного загрязнения пылью, тополиным пухом, листвой, включает еще неисправности термостата, датчика, электродвигателя или муфты включения вентилятора. Встречается и внутреннее загрязнение радиатора, однако не из-за накипи, как бывало много лет назад после длительной эксплуатации двигателя на воде. Тот же эффект, а иной раз намного более сильный, дает применение различных герметиков для радиатора. И если последний действительно забит таким средством, то прочистить его тонкие трубки - довольно серьезная проблема. Обычно неисправности этой группы легко обнаруживаются, а чтобы доехать до стоянки или СТО, достаточно бывает пополнить уровень жидкости в системе и включить отопитель.

Нарушение уплотнения камеры сгорания - тоже довольно распространенная причина перегрева. Продукты сгорания топлива, находясь под большим давлением в цилиндре, через неплотности проникают в рубашку охлаждения и вытесняют от стенок камеры сгорания охлаждающую жидкость. Образуется горячая газовая "подушка", дополнительно нагревающая стенку. Подобная картина возникает из-за прогара прокладки головки, трещин в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока, - чаще всего вследствие предшествовавшего перегрева. Определить, что подобная негерметичность имеет место, можно по запаху выхлопных газов в расширительном бачке, вытеканию антифриза из бачка при работе двигателя, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана негерметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя.

Явная негерметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Отметим, что течь радиатора часто появляется после "разъедания" трубок так называемым " " неизвестного происхождения, а течь уплотнения насоса - после длительной эксплуатации на воде. Установить, что охлаждающей жидкости в системе мало, визуально так же просто, как и определить место утечки.

Негерметичность системы охлаждения в ее верхней части, в том числе из-за неисправности клапана пробки радиатора, приводит к падению давления в системе до атмосферного. Как известно, чем меньше давление, - тем ниже температура кипения жидкости. Если рабочая температура в системе близка к 100 градусам С, то жидкость может закипеть. Нередко кипение в негерметичной системе возникает даже не при работе двигателя, а после его выключения. Определить, что система действительно негерметична, можно по отсутствию давления в верхнем шланге радиатора на прогретом двигателе.

Что происходит при перегреве

Как отмечено выше, при перегреве двигателя начинается кипение жидкости в рубашке охлаждения головки блока цилиндров. Образующаяся паровая пробка (или подушка) препятствует непосредственному контакту охлаждающей жидкости с металлическими стенками. Из-за этого эффективность их охлаждения резко уменьшается, а температура значительно возрастает.

Такое явление носит обычно местный характер - вблизи области кипения температура стенки может быть заметно выше, чем на указателе (а все потому, что датчик устанавливается на наружной стенке головки). В результате в головке блока могут появиться дефекты, в первую очередь - трещины. В бензиновых двигателях - обычно между седлами клапанов, а в дизелях - между седлом выпускного клапана и крышкой форкамеры. В чугунных головках иногда встречаются и трещины поперек седла выпускного клапана. Трещины возникают также в рубашке охлаждения, например, по постелям распределительного вала или по отверстиям болтов крепления головки блока. Такие дефекты лучше устранять заменой головки, а не сваркой, которую пока не удается выполнить с высокой надежностью.

При перегреве, даже если трещин не возникло, головка блока часто получает значительные деформации. Так как по краям головка прижата к блоку болтами, а перегревается ее средняя часть, происходит следующее. У большинства современных двигателей головка изготовлена из алюминиевого сплава, который при нагреве расширяется больше, чем сталь крепежных болтов. При сильном нагреве расширение головки приводит к резкому возрастанию усилий сжатия прокладки по краям, где расположены болты, в то время как расширение перегретой средней части головки болтами не сдерживается. Из-за этого происходит, с одной стороны, деформация (провал от плоскости) средней части головки, а с другой - дополнительное обжатие и деформация прокладки усилиями, значительно превышающими эксплуатационные.

Очевидно, после охлаждения двигателя в отдельных местах, особенно у краев цилиндров, прокладка уже не будет зажата должным образом, что может вызвать течь. При дальнейшей эксплуатации такого двигателя металлическая окантовка прокладки, потеряв тепловой контакт с плоскостями головки и блока, перегревается, а затем прогорает. Особенно это характерно для двигателей со вставными "мокрыми" гильзами или если между цилиндрами слишком узкие перемычки.

В довершение всего деформация головки приводит, как правило, к искривлению оси постелей распределительного вала, расположенных в ее верхней части. И без серьезного ремонта эти последствия перегрева устранить уже не удастся.

Не менее опасен перегрев и для цилиндро-поршневой группы. Поскольку кипение охлаждающей жидкости распространяется постепенно от головки на все большую часть рубашки охлаждения, то резко снижается и эффективность охлаждения цилиндров. А это значит, что ухудшается отвод тепла от нагреваемого горячими газами поршня (тепло от него отводится в основном через поршневые кольца в стенку цилиндра). Температура поршня растет, одновременно происходит и его тепловое расширение. Поскольку поршень алюминиевый, а цилиндр, как правило, чугунный, то разница в тепловом расширении материалов приводит к уменьшению рабочего зазора в цилиндре.

Дальнейшая судьба такого двигателя известна - капитальный ремонт с расточкой блока и заменой поршней и колец на ремонтные. Перечень работ по головке блока вообще получается непредсказуемым. Лучше все-таки мотор до этого не доводить. Открывая периодически капот и проверяя уровень жидкости, можно в какой-то степени себя обезопасить. Можно. Но не на все 100 процентов.

Если двигатель все-таки перегрелся

Очевидно, надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот - так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь.

Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут "Never open hot" - никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка - на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости - пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен - струя кипятка ударяет в капот и рикошетом - в водителя!

К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая "внутри" двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым, снижая ее в наиболее перегретых местах.

Это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям.

Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость.

Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин.

Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор, и нет ли утечек жидкости.

Самое, может быть, неприятное - отказ термостата. При этом, если клапан его "завис" в открытом положении, - беды нет. Просто двигатель будет медленнее прогреваться, поскольку весь поток охлаждающей жидкости направится по большому контуру, через радиатор.

Если же термостат остается закрытым (стрелка указателя, медленно достигнув середины шкалы, быстро устремится к красной зоне, а шланги радиатора, особенно нижний, останутся холодными), движение невозможно даже зимой - двигатель тут же снова перегреется. В этом случае нужно демонтировать термостат либо хотя бы его клапан.

Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, ее желательно устранить или хотя бы уменьшить до разумных пределов. Обычно "течет" радиатор из-за коррозии трубок на ребрах или в местах пайки. Иногда такие трубки удается заглушить, перекусив их и загнув края пассатижами.

В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта.

Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на "максимум" отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В будет "немножко" жарко - не беда. Как известно, "пар костей не ломит".

Хуже, если отказал термостат. Выше мы уже рассмотрели один вариант. Но если вы не можете справиться с этим прибором (не хотите, не имеете инструментов и т.п.), можно попробовать еще один способ. Начните движение, - но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры.

При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало. В свое время автору удалось таким образом одолеть около 30 км., не причинив двигателю заметного вреда.

Любой современный автомобиль, который можно встретить на дорогах страны представляет собой сложнейший механизм. Благодаря корректной работе всех его узлов агрегатов, возможно безопасное движение автомобиля. Без сомнений одной из основных деталей конструкции является двигатель, являющийся сердцем машины и неотъемлемой его частью. Все механические процессы, проходящие внутри двигателя, как раз и приводят автомобиль в движение. Сложность конструкции влечет за собой постоянный контроль за его нормальной работой и постоянным техническим обслуживанием, что позволит значительно продлить время эксплуатации автомобиля.

Двигатель перегрелся, последствия перегрева, какие детали страдают от перегрева

К сожалению, в летний период времени, когда столбик термометра превышает отметку в 30 градусов Цельсия, очень часто автовладельцы сталкиваются с неприятной проблемой, которая называется перегрев двигателя. Самым проблематичным в этом случае является то, что даже стоит один раз перегреть двигатель, как следом потянется множество различных неполадок. Это заставляет автовладельца не только потратить много времени на решение проблем на месте с перегревом, но чаще всего — ремонт «влетит в копеечку».


Несмотря на то, что двигатель во время работы находится постоянно в горячем состоянии, множество деталей в нем имеют высокую чувствительность к повышенным температурам. На первых этапах перегрева двигателя могут повредиться маслоотражательные колпачки клапанов, которые являются неотъемлемой и важной деталью любого современного двигателя. Изготавливаемые из эластомеров, они чаще всего производятся из резиновой смеси на основе фторкаучука и имеют ограниченный ресурс — примерно 170.000 км. Значительное повышение температуры в двигателе ведет к их быстрому износу и выходу из строя.


После маслоотражательных колпачков клапанов, повреждаются поршневые кольца, в которых маслосъемные кольца от повышенных температур теряют свою упругость. Такое механическое повреждение повлечет за собой значительное увеличение расхода топлива и соответственного ускоренный износ деталей двигателя.


Однако , стоит заметить , что и это не самая большая проблема при нежелательном превышении температуры в двигателе . Во время нагревании происходит постепенное расширение любого металла , а он возвращается к прежней температуре — приходит к нормальному состоянию . Во время сильного перегрева двигателя расширяются те детали , которые согласно конструкции не превышают установленных размеров . Такой эффект может негативно отразиться на работе двигателя , вплоть до механических повреждений головки блока , цилиндров , а также приведет к «расточке » цилиндров.

Причины перегрева двигателя

Существует ряд причин, которые могут приводить как к нагреву двигателя автомобиля, так и его частичному либо полному повреждению. Перегрев может быть не только внешний от суммарной температуры окружающей среды и самого двигателя, но так же внутренним, что влечет за собой дополнительную и более весомую опасность. Если внешняя отслеживается за счет увеличения рабочей температуры антифриза, то внутренняя зачастую на первых этапах незаметна и может проявится до того, как приведет к неприятным последствиям.


Следствием внутреннего перегрева двигателя автомобиля является резкое уменьшение его мощности и появление заметной детонации при воспламенении топливовоздушной смеси. Любому автовладельцу стоит знать некоторые симптомы внутреннего и внешнего перегрева и понимать, что к этому привело.

недостаток антифриза, причины, как устранить

Является одной из основных, что позволяет поддерживать рабочую температуру двигателя как в летний период (дабы избежать перегрева двигателя), так и в зимний период (позволяет быстрее прогревать сам мотор и салон автомобиля). Зачастую может произойти так, что некоторые факторы приведут к изменению уровня охлаждающей жидкости в системе. Происходит это по разным причинам, как из-за повышенной температуры воздуха, интенсивной работы двигателя, не герметичности системы и т.д.


Именно недостаток охлаждающей жидкости в СОД является одной из основных причин перегрева двигателя автомобиля и возможного выхода его из строя. Если система охлаждения двигателя не полностью герметична и имеет повреждения, то это можно заметить визуально, путем ее осмотра. Под моторным отсеком могут образовываться следы охлаждающей жидкости, или потеки на самой системе, состоящей из множества патрубков и частей конструкции — радиаторной батареи, помпы, термостата и т.д. Через маленькие дырочки при повышенном давлении в СОД может быстро вытечь большое количество антифриза.


В том случае, если визуально обнаружить повреждение в СОД не удалось, а уровень антифриз продолжает снижаться, тогда следует обратить на внутридвигательную утечку. В этом случае охлаждающая жидкость может попадать в масло либо цилиндры двигателя, что может привести к гидроудару и клину коленвала автомобиля.


Чтобы избежать этих неприятностей, необходимо проводить обязательное техническое обслуживание автомобиля и проверять уровень жидкости в системе охлаждения. Это позволит значительно увеличить ресурс работы автомобиля и избавить автовладельца от неприятностей.

не работает термостат, причины, как устранить

Термостат — важная деталь любого автомобиля, охлаждения двигателя которого происходит за счет охлаждающей жидкости. Правильная работа этого устройства позволяет не допустить попадание охлаждающей жидкости в радиаторную батарею до того, пока двигатель автомобиля не прогреется до рабочей температуры. До момента срабатывания термостата жидкость в СОД движется по малому кругу и позволяет двигателю равномерно набирать рабочую температуру, что значительно увеличивает время эксплуатации автомобиля. После нагрева двигателя до 95 градусов, термостат автоматически открывает путь к радиатору.


Поскольку в термостате есть некоторые подвижные элементы, которые закрывают и открывают проход антифриза от мотора к радиатору, то чрезмерный перегрев может привести к потере их упругости. Причина этого проста — высокие температуры ускоряют процессы окисления жидкости и на отдельных элементах начинают образовываться отложения. Результатом этого становится то, что термостат не будет срабатывать при достижении пороговой температуры антифриза в двигателе. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому, либо большому кругу, что приводит к перегреву двигателя, или его плохому прогреву.


Чтобы избежать такой поломки, автовладельцу следует заливать в систему охлаждения специально предназначенные жидкости, а также мягкую воду, количество солей и других примесей в которой значительно меньше.

не охлаждается радиатор, причины, как устранить

Радиатор является важной частью системы охлаждения двигателя. После того как термостат перевел прохождение охлаждающей жидкости с малого круга на большой, радиатор начинает выполнять свои непосредственные функции — охлаждение антифриза.


Одной из основных причин, по которым охлаждающая жидкость в СОД плохо остывает, является загрязнение ребер радиаторной батареи. Снижение эффективности охлаждения антифриза происходит как раз из-за того, что радиатор забивается пылью и прочим мусором, которые попадает извне. Во время движения автомобиля на большой скорости мелкие пылинки с быстрой скоростью забивают радиатор, а под действием высоких температур затвердевают. Это приводит к постепенному увеличению температуры охлаждающей жидкости и в последствии самого двигателя автомобиля.


Помимо забитых ребер радиаторы, одной немаловажной причиной неэффективного охлаждения антифриза является вентилятор, выполняющий функцию дополнительного охлаждения радиатора и выгона горячего воздуха из моторного отсека. Его неисправность приведет к ухудшению охлаждения антифриза.


Основными причинами неисправностей в работе вентилятора является нерабочий датчик температуры, который не включает обдув при достижении порогового значения. В том случае, если вентилятор приводится в действие ремнем, подсоединенного к коленчатому валу, то вся неисправность может хранится в разрыве либо слабом натяжении самого ремня.

двигатель работает с перегрузкой длительное время, причины, как устранить

Каждый современный автомобиль оборудован специальным прибором, который позволяет отслеживать количество оборотов двигателя. Это устройство называется тахометром и на нем, как и на других приборах контроля, выделено красной зоной предельно допустимое количество оборотов. В разных моделях автомобилей она может варьироваться в разных пределах.

Длительная эксплуатация автомобиля в пределах красной зоны не рекомендуется производителем, поскольку именно она сможет привести к стремительному росту внутренней температуры двигателя. За счет интенсивной работы мотора на предельно высоких оборотах может появится масляное голодание, а также перегрев поршней. Такой перегрев на протяжении длительного времени может значительно снизить ресурс двигателя, а также привести к его клину из-за расширения металлических подвижных частей.


Для того чтобы избежать перегрева двигателя и выхода его из строя следует обращать внимание на показания тахометра и не допускать эксплуатации его на предельно высоких оборотах длительное время.

длительная работа с детонацией бензинового двигателя, причины, как устранить

Такое явление как детонация бензинового двигателя в нынешнее время стало привычным явлением. Наиболее часто детонация происходит из-за плохого качества бензина, поскольку октановое число не соответствует указанному заводом-производителем. Бензин плохого качества значительно быстрее сгорает, плюс к этому происходить это будет неравномерно. Помимо металлического стука внутри двигателя, будет происходить ускоренный нагрев деталей конструкции. Такая проблема значительно ускорит процесс перегрева двигателя и выхода из строя его отдельных элементов.


Дабы избежать перегрева двигателя из-за длительной работы с детонацией, следует заправлять автомобиль лишь на проверенных автомобильных заправках и только качественным топливом.

система впрыска и зажигания неправильно отрегулирована, причины, как устранить

Еще одной неисправностью двигателя, что приводит к быстрому его перегреву, является неправильная регулировка системы впрыска и зажигания. Такая неисправность может привести не только к быстрому внутреннему перегреву мотора, но и сокращенному периоду эксплуатации автомобиля.


При неправильно отрегулированной системе зажигания смещается момент начала сгорания топливовоздушной смеси и времени окончания его горения. Таким образом процесс сгорания топливной смеси еще не заканчивается, когда происходит открывание выпускных клапанов. Такой сдвиг приводит к значительному увеличению температуры отработанных газов.


Учитывая тот фактор, что максимальную температуру нагрева головка блока цилиндров берет именно от отработанных газов, то двигателю будет значительно сложнее остывать. Температура охлаждающей жидкости будет очень быстро подниматься, что приведет к закипанию антифриза в системе охлаждения двигателя.

Чтобы избежать перегрева из-за такой неисправности, следует вовремя обратиться на станцию технического обслуживания для регулировки системы впрыска и зажигания.

выпускной клапан перегорел, причины, как устранить

Неисправность, связанная с перегоревшим выпускным клапаном, похожая на проблему с неправильно отрегулированной системой впрыска. Перегоревший клапан может стать последствием работы двигателя на запредельных оборотах на протяжении длительного времени.


В результате перегорания выпускного клапана через небольшое отверстие, во время воспламенения топливовоздушной смеси, выходят газы со значительно высокой температурой. Такая неисправность двигателя любого современного автомобиля чревата значительным увеличением температуры отработанных газов. Впоследствии этого температура всех деталей двигателя существенно возрастает, что приводит к уменьшению их времени эксплуатации.


Чтобы избежать закипания охлаждающей жидкости в результате прогорания выпускного клапана, следует избегать езды на предельно высоких скоростях, а также отслеживать изменения температуры охлаждающей жидкости. Вовремя устраненная мелкая неполадка позволит существенно сэкономить на последующем техническом обслуживании автомобиля.

в камерах сгорания большое количество нагара, причины, как устранить

Еще одной из причин перегрева двигателя автомобиля является появление в цилиндрах большого количества отложений. Такие проблемы зачастую появляются в поддержанных автомобилях с большим пробегом. Нагар в камерах сгорания чаще всего появляется из-за большого количества масла, которое поступает туда из-за выработки цилиндров и маслосъемных колец.

Моторное масло плохо горит, поэтому попадая в камеры сгорания оно и образовывает тот самый нагар. Большой проблемой для раннего обнаружения наступающего перегрева двигателя является то, что датчик температуры двигателя не может реагировать на такие изменения. Единственным симптомом появление нагара в камерах сгорания является белый дум, выходящий из выхлопной трубы.


Постепенное увеличение нагара может привести к появлению раннего либо позднего калильного зажигания. Этот процесс является очень опасным и вовремя не устраненная проблема обязательно приведет к плохим последствиям. Нагар в камере сгорания приводит к значительному увеличению внутренней температуры. Это может привести к тому, что топливная смесь будет воспламеняться раньше появления искры на свече. Таким образом появляются перебои в работе двигателя, что приводит к выходу его из строя.

Чтобы избежать появления нагара, необходимо заправлять автомобиль топливом с рекомендованным октановым числом. Это позволит избежать перегрева двигателя и увеличить срок его эксплуатации.

забита система охлаждения рубашки двигателя, причины, как устранить

Рубашка двигателя является специальной системой охлаждения, которая состоит из канала с проходящим по нему антифризом. Рубашка позволяет охлаждать головку блока двигателя и цилиндра. Она состоит из эластичных патрубков, которые подходят к радиатору. В ней горячая жидкость, охлаждаясь передает свое тепло воздуху, который проходит через сердцевину радиатора.


При нагреве охлаждающей жидкости в СОД создается высокое давление, которое сбрасывается через специальный клапан в крышке горловины радиатора. Однако, если рубашка охлаждения двигателя будет забита, тогда давление в системе будет постепенно подниматься. Чрезмерное повышенное давление в системе приведет к тому, что не будет возможности аварийного сброса давление, что приведет к закипанию двигателя.


Чтобы избежать закипания двигателя из-за забитой рубашки необходимо проводить техническое обслуживание СОД. Это позволит избавиться от накипи и постепенного образования нежелательного налета на стенках эластичных патрубков системы.

отрицательное воздействие присадок, причины, как устранить

Еще одной из причин закипания двигателя любого автомобиля является использование всевозможных присадок, которые массово добавляются владельцами автомобилей в моторное масло. Отдельные виды присадок создают на поверхности цилиндров специальный защитный слой.


Этот слой по своей функции напоминает отложения и являются хорошим теплоизолятором. Таким образом, вместо того чтобы охлаждать двигатель, они самостоятельно накапливает внутреннюю температуру, последствием которой будет закипание двигателя.

Признаки перегрева двигателя

Перегрев двигателя — одна из основных причин его поломки, которая сможет повлечь за собой массу других более серьезных проблем. Существует много признаков перегрева двигателя, которые способны негативно повлиять на его работоспособность.

слабый перегрев, короткий (10 мин) цикл работы с перегревом, последствия для автомобиля

Слабым перегревом является непрерывная работа двигателя на протяжении 5-10 мин при температуре выше рабочей. Такое случается после выхода из строя термостата, когда он не пускает охлаждающую жидкость на большой круг, или при отказе вентилятора.


Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.

Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.

В этом материале мы расскажем о самых распространенных причинах, по которым перегревается двигатель. А внизу страницы смотрите видео о том, что делать, если двигатель перегрелся.

За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать .

Элементы системы охлаждения, которые могут вызвать перегрев двигателя


Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких важных узлов и элементов, которые вы можете рассмотреть на рисунках выше и ниже. От их слаженной работы зависит правильная работа силового агрегата. Неисправности некоторых частей системы охлаждения приводят к перегреву двигателя.

  1. Охлаждающая жидкость . Современные автомобили оснащаются жидкостной системой охлаждения закрытого типа. В качестве охлаждающей жидкости используют тосол или антифриз , которые должны отводить тепло от мотора и отдавать его окружающей среде.
  2. Рубашка охлаждения. Наиболее «горячими точками» в моторе становятся камеры сгорания, в которых происходит воспламенение топлива. Поэтому для отвода тепла в блоке цилиндров и головке блока цилиндров делаются полости, по которым проходит охлаждающая жидкость, унося с собой излишки тепла.
  3. Радиатор. Эта деталь автомобиля осуществляет теплообмен антифриза. По трубкам радиатора проходит горячая охлаждающая жидкость, а снаружи поток воздуха его обдувает, охлаждая жидкость в радиаторе.
  4. Насос или водяная помпа . Она предназначена для того, чтобы охлаждающая жидкость постоянно циркулировала в системе. Помпа заставляет перемещаться антифриз от двигателя к радиатору и обратно.
  5. Вентилятор. Когда автомобиль медленно движется в городской пробке или вообще стоит, потока воздуха не хватает для охлаждения мотора. В этом случае включается вентилятор, который увеличивает обдув радиатора и тем самым снижает температуру антифриза, не позволяя двигателю перегреваться.
  6. Термостат . В холодное время года разогрев двигателя происходит дольше, чем летом. Ускорить прогрев мотора до рабочей температуры призван термостат. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при определенной температуре охлаждающей жидкости. Именно неисправный термостат является наиболее частой причиной, по которой перегревается двигатель.
  7. Паровой клапан. В пробке радиатора или расширительного бачка монтируется паровой клапан. Он регулирует давление в системе охлаждения, срабатывая при превышении допустимого предела.

Как только автомобиль будет заведен, в системе охлаждения начинается непрерывная циркуляция жидкости. Принцип работы этой системы хорошо виден на рисунке ниже.


  • Горячий антифриз из рубашки охлаждения проходит по металлическим и резиновым патрубкам, достигая термостата.
  • Пока температура жидкости не достигнет требуемой отметки, от термостата антифриз снова отправляется к мотору, циркулируя по малому кругу.
  • Как только температура жидкости достигнет 80-90 °С, за работу принимается радиатор.
  • Если же антифриз продолжает нагреваться, достигая отметки 95-98 °С, то включается вентилятор.
  • Благодаря клапану на расширительном бачке или радиаторе, уровень жидкости при нагревании увеличивается, а при охлаждении возвращается в первоначальную точку.

Таким образом, если система охлаждения функционирует исправно, то двигатель не перегревается и работает в нормальном рабочем температурном режиме.

Основные причины по которым перегревается двигатель


Нарушение в работе системы охлаждения часто становится причиной перегрева двигателя. Некоторые из них водитель может устранить самостоятельно. В конце этой статьи вы найдете видео с инструкцией, что нужно делать, если перегревается двигатель.

И так, семь самых распространенных причин, почему перегревается двигатель:

  1. Недостаток антифриза. Эта проблема выявляется при ежедневном осмотре уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Необходимо выявить причину снижения уровня (возможно, необходим ремонт радиатора или потёк шланг) и после её устранения долить антифриз до требуемой отметки.
  2. Заедание термостата. Определить эту неисправность можно по показаниям прибора в салоне. Если стрелка постоянно отклоняется, не останавливаясь на отметке 80-90 °С, то, скорее всего, не исправен термостат. Вторым доказательством вероятной поломки станет холодный патрубок, соединяющий мотор с радиатором. Придется снимать термостат для ремонта или замены.
  3. Не работает водяная помпа. Отсутствие циркуляции антифриза приводит к нагреванию жидкости в рубашке охлаждения, при этом и патрубки, и радиатор остаются холодными. Насос подлежит срочной замене.
  4. Не включается вентилятор. Эта проблема возникает при длительной езде в пробках. Причиной часто бывает неисправный датчик температуры, реле или электромотор вентилятора. Опытный автомобильный электрик быстро найдет причину неполадки и заменит неисправный прибор.
  5. Пробой прокладки головки блока цилиндров. Частой причиной перегрева двигателя становится нарушение целостности прокладки ГБЦ, в результате горячие газы проникают в систему охлаждения, сильно нагревая антифриз. Это очень серьезная поломка, при которой двигатель подлежит разборке и ремонту. Подробности здесь: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ .
  6. Попадание масла в систему охлаждения. В некоторых автомобилях для охлаждения моторного масла используются радиаторы, по которым циркулирует антифриз. Нарушение герметичности в таком радиаторе, а также пробой прокладки ГБЦ иногда приводят к появлению масла в охлаждающей жидкости. Смесь масла и антифриза превращается в густую массу, которая забивает трубки радиатора, что приводит к перегреву двигателя. В таком случае охлаждающую жидкость нужно заменить, предварительно устранив причину появления масла.
  7. Паровой клапан не держит давление. В результате температура антифриза превышает допустимый максимум и двигатель перегревается. Клапан нужно промыть или заменить.

Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимального температурного режима двигателя станет залогом долгой и безотказной работы силового агрегата. Достаточно затратить несколько минут своего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение относительно ремонта.

Видео о том, что делать, если перегревается двигатель