Определение ДТП в законодательстве: виды, участники, оформляемые документы. ДТП: общие понятия в правилах дорожного движения Видами дорожно транспортных происшествий являются

Происшествия и аварии, к сожалению, случаются в наше время очень часто. Это происходит из-за большого числа автомобилей, неопытности водителей, внешних причин и других факторов. Поэтому сегодня мы поговорим про понятие, анализ, классификацию, основные и иные виды на автомобильном транспорте, их характеристику, причины возникновения, последствия и виды ответственности.

Традиционное деление ДТП по видам

Итак, на сколько видов подразделяются ДТП и как их классифицируют? Различают следующие виды ДТП.

3 главных фактора ДТП

Столкновение

Этот вид ДТП, столкновение, один из распространенных случаев аварий. Механическое транспортное средство при таком ДТП сталкивается с другим МТС, с животным или с .

Столкновения двух МТС бывают следующими.

  1. Лобовые.
  2. Задние.
  3. Боковые.
  4. Касательные.

Важно знать:

  • Самыми опасными из них являются лобовые. Чаще всего они случаются из-за движения.
  • В заднем столкновении может участвовать несколько машин. Самая распространенная причина — .
  • Боковые столкновения считаются не такими опасными, но встречаются очень часто. Обычно случаются на перекрестках из-за .
  • Касательные столкновения бывают из-за невнимательности при . Из всех видов эти аварии наименее опасные.

При этом:

  • В столкновениях с железнодорожным транспортом в подавляющем большинстве виноват водитель автомобиля. Такие аварии почти всегда бывают с летальными исходами, ведь машинист не имеет возможности остановить состав.
  • Столкновения с животными чаще всего происходит за городом в темное время. В этих авариях машина может получить сильнейшие повреждения, иногда невосстановимые.

Более подробно о классических видах ДТП расскажет специалист в данном видео:

Наезд

В зависимости от объекта бывает следующих видов.

  • . Транспортное средство, находящееся в движении, наезжает на человека на проезжей части или тротуаре.
  • На препятствие. При этом столкновение происходит с неподвижным предметом.
  • На велосипедиста.
  • На стоящее МТС.
  • На гужевой транспорт. Автомобиль наехал на упряжное животное или на его повозку.

Наезды случаются по невнимательности как водителей, так и пешеходов и велосипедистов. Ухудшается ситуация с наездами в условиях плохой видимости.

Теперь погорим про опрокидывание как вид ДТП.

Опрокидывание

Чаще бывает на загородных трассах, где разрешена высокая . Эти аварии непредсказуемые. У пассажиров, в особенности , в результате удара машины могут быть сильные травмы, вплоть до летальных.

К тому же, возможно возгорание автомобиля. Урон от таких аварий значительный, часто машина уже не подлежит восстановлению.

О причинах образования разных видов ДТП расскажет специалист в видео ниже:

Падение

Падение с путепроводов и мостов происходит в результате форс-мажора, и в результате того, что водитель не справляется с управлением. Как правило, водитель (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). В таких авариях, даже при падениях с небольших высот, редко остаются в живых. Эти ДТП характеризуются тяжелыми последствиями, потому что погибнуть могут и случайные люди, оказавшие в месте падения.

Падение грузов может стать причиной . Грузы, которые плохо закреплены, представляют угрозу безопасности дорожного движения. Особое коварство являет внезапность ситуации. Груз падает с машины, едущей впереди, а водитель автомобиля, следующего сзади, просто не успевает среагировать.

Про виды травм и повреждений автомобиля при ДТП и подробную классификацию читайте ниже. Про виды топографического анализа ДТП мы рассказывали отдельно.

Статистика по разным видам ДТП

Определение ДТП указано в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  • ФЗ № 196 от 1995 года (далее – ФЗ №196);
  • Правила дорожного движения (далее – ПДД);
  • Правилам учета ДТП на дорогах РФ (далее – Правила учета).

Определение

Что такое ДТП? Все 3 документа сходятся к тому, что под термином ДТП словарь должен понимать происшествие, произошедшее во время движения автомобиля (иного транспортного средства) по дорогам общего пользования и с его участием. Обязательным условием считается наличие повреждений, к которым относится:

  • Нанесение травмы людям;
  • Гибель людей;
  • Повреждение транспортного средства (в том числе и скрытые повреждения);
  • Повреждение перевозимого груза;
  • Повреждение зданий и сооружений.

Виды

Пункт 3 приложения к Правилам учета установил следующие виды ДТП:

  1. Столкновение . Происшествие во время которого столкнулись 2 движущихся автомобиля (иных ТС) или же ТС столкнулось с движущимся железнодорожным составом. Столкновением может быть признано только то происшествие, во время которого движение осуществляли оба участника аварии. Однако третий абзац пункта 3 сделала оговорку, что к этому виду следует также причислить столкновение с резко остановившимся автотранспортом (из-за поломки, из-за экстренного торможения и т.д.) или столкновение железнодорожного состава с ТС стоящим на путях.
  2. Опрокидывание . Переворот ТС на бок или на крышу во время движения.
  3. Наезд . Существуют следующие подвиды наезда:
  • На ТС. Столкновение движущегося ТС со стоящей техникой (автомобилем, мотоциклом, прицепом). К наезду не относятся случаи ДТП, основные признаки которого указывают, что это столкновение (наезд на резко остановившееся ТС).
  • На препятствие. Удар автомобиля, мотоцикла или любой другой техники о недвижимое препятствие: дом, забор, столб, дерево и т.д.
  • На пешехода. Столкновение ТС с человеком по вине водителя либо пешехода. К этому виду следует также отнести получение повреждений от груза, перевозимого по дороге: доски или трубы, торчащие из прицепа и т.д.
  • На велосипедиста. Ситуация аналогичная наезду на пешехода.
  • На гужевой транспорт. Столкновение с повозкой либо животным, запряженным в эту повозку, а также наезд на животное, не запряженное в повозку.

  1. Падение пассажира . Падение пассажира во время движения ТС, независимо от причин такого падения. Однако если аварию можно отнести к другому виду (столкновение, наезд и т.д.), ДТП не следует считать падением пассажира. Также, падением пассажира не считается падение с (из) остановившегося ТС.
  2. Иные ДТП . Сюда включаются все остальные возможные ситуации: падение груза на человека (автомобиль), отрыв колеса (иной части автотранспортного средства) и т.д. Отдельно выделяют бесконтактное происшествие, когда участник дорожного движения своим действием или бездействием создал ситуацию, приведшую к материальному ущербу, или нанесению вреда жизни и здоровью третьих лиц, но при этом непосредственного контакта не произошло. Например, когда действия велосипедиста вынудили водителя совершать резкое маневрирование, из-за чего автомобиль съехал в придорожный кювет.

Участники

В российском законодательстве четко очерчено определение понятия ДТП. Однако ни один нормативно-правовой документ не содержит в себе определения понятия об участниках происшествия. Но если взять всю имеющуюся информацию, то под понятием «Участники ДТП» следует понимать всех лиц, которые, так или иначе, участвовали в аварии. Законодательство делит участников на 2 основные категории:

  • Виновники, из-за которых произошла авария;
  • Потерпевшие, которые получили ущерб в аварии не по своей вине.

Виновником и потерпевшим может стать любое лицо, являющееся участником дорожного движения. Статья 2 ФЗ № 196 относит к таковым пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Следует знать, что к водителям приравниваются лица, управляющие гужевой повозкой, а также погонщики скота, перегоняющие животных через дорогу (по дороге).

Отдельно разделяют участников происшествия по степени полученных повреждений:

  • Раненные.
  • Погибшие. Погибший при ДТП – это лицо, которое умерло от полученных ран в течение 30 дней после их получения.

И ранеными и погибшими могут быть как виновники, так и потерпевшие.

Порядок действий водителя при аварии

Если водитель транспортного средства попал в дорожно-транспортное происшествие, то согласно пунктам 2.5 и 2.6 ПДД, он должен:

  1. Остановить свое ТС и включить аварийный световой сигнал. Продолжать движение на авто нельзя, равно как и нельзя отъезжать в сторону с места происшествия. Однако пункт 2.6 ПДД определил, что если машина полностью перекрыла дорожное полотно, то водитель должен по возможности убрать автомобиль на обочину, предварительно зафиксировав место происшествия. Если это возможно, фиксация производится посредством фото и видео.
  2. Оказать требуемую помощь пострадавшим и вызвать бригаду медицинской помощи. Если этого требует ситуация, пострадавшего необходимо отправить в больницу на попутном автотранспорте.
  3. Установить знак остановки. Знак выставляется на дороге по ходу движения. Минимальное расстояние знака от ТС: в населенных пунктах – 15 метров, за чертой города – 30 метров. ПДД определили, что расстояние от знака до ТС должно позволять иным водителям вовремя заметить препятствие, притормозить и совершить маневр для объезда.
  4. Вызвать сотрудников ДПС и дождаться их на месте.

Оформляемые документы

Прибыв на место аварии, сотрудники ГИБДД составляют следующие документы:

Постановление о происшествии, где указывается причина ДТП, основные обстоятельства, дата и точное время, описание повреждений всех ТС. К протоколу прикладывается:

  • материалы фото и видео фиксации, подготовленные сотрудниками ГИБДД, самими участниками аварии или очевидцами;
  • схема происшествия, нарисованная сотрудником ГИБДД от руки;
  • свидетельства очевидцев аварии и ее участников.

Протокол об административном правонарушени и, где указывается виновник аварии и пункт ПДД, который был нарушен. Составляется несколько копий: сотрудникам ГИБДД для передачи на хранение, виновному для ознакомления и пострадавшему для передачи в страховую компанию.

Если виновник не установлен, составляется постановление о возбуждении административного дела. Если виновника аварии нет, составляется постановление об отказе в возбуждении административного дела.

Если того требует ситуация, участника ДТП (одного или нескольких) отвозят на медицинское освидетельствование для установления факта опьянения (алкогольного, токсического или наркотического) и для определения количества промилей алкоголя, находящихся в крови.

Оформление по европротоколу

Пункт 2.6 ПДД, установил, что при одновременном соблюдении следующих условий участники могут не вызвать сотрудников ГИБДД:

  • Участниками происшествия является только 2 ТС;
  • Каждый из водителей имеет действующий полис ОСАГО;
  • Материальный ущерб причинен только транспортным средствам (одному или двум);
  • У водителей нет разногласий в определении обстоятельств происшествия.

В таком случае водители самостоятельно должны заполнить бланк европротокола, выданного страховой компанией. Европротокол составляется только на бланке и по образцу, утвержденными страховщиком. Достаточно одного экземпляра для заполнения, поэтому на свое усмотрение водители могут взять европротокол виновного или пострадавшего. В документе отображается следующая информация:

  • Место и дата аварии;
  • Количество ТС, которым причинен ущерб;
  • Свидетели;
  • Информация о пострадавшем ТС;
  • Информация о собственнике;
  • Место первого удара;
  • Перечень повреждений;
  • Обстоятельства происшествия и схема;
  • Подписи.

С 1 июня 2018 года максимальная сумма возмещения по европротоколу составляет 100 000 рублей. Даже если ущерб, нанесенный ТС, будет превышать эту цифру, страховая компания не выплатит больше этой суммы. Если повреждения автомобиля явно превышает указанную сумму, водителям рекомендуется вызвать на место аварии сотрудников ДПС.

Содержание публикации:

  • ДТП. Определение понятия
  • Учет ДТП Росстатом
  • в ОДМ 218.6.015-2015
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ , утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта" (данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди .

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП ". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие " (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения , в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога " понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что "поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения , то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая , предусмотренного договором добровольного страхования".

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? "Ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП , - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

При определении виновника дорожно-транспортного происшествия, а также при оценке ущерба, нанесенного имуществу или здоровью людей, очень важно правильно классифицировать и определить вид ДТП. Зная, к какому виду относится данное ДТП, можно установить причины, приведшие к его возникновению.

Любой согласится с утверждением, что основная причина ДТП - нарушение правил дорожного движения. Хотя часто столкновения происходят по причинам, не связанным напрямую с участниками дорожного движения. Яркий пример - появление животных на дороге, или попадание на проезжую часть посторонних массивных предметов, например, веток деревьев. Водитель вынужден резко изменять траекторию движения, тем самым провоцируя аварии или наезды на пешеходов.

Очень часто ДТП происходят из-за безответственного отношения дорожных служб к своим обязанностям: дорожные знаки скрыты за деревьями, качество покрытия оставляет желать лучшего, и водителям приходится объезжать ямы и выбоины.

Список можно составить очень длинный.

Если же подходить более масштабно к вопросу, то ДТП бывают следующих видов:

  • столкновение двух или более механических транспортных средств;
  • столкновение различных типов транспортных средств, например, велосипедист врезается в автомобиль;
  • наезды на пешеходов;
  • наезды на различные помехи и препятствия: заборы, опоры ЛЭП, здания, канализационные люки;
  • наезды на животных;
  • опрокидывание автомобилей;
  • иные виды аварий.

Каждый из этих видов может быть разделен на огромное количество подвидов, поэтому постараемся разобраться с ними более детально.

Кроме того, ДТП классифицируют по тяжести нанесенного урона:

  • со смертельным исходом;
  • телесные повреждения;
  • материальный ущерб.

Последние являются наиболее часто встречающимися. Тем не менее, согласно отчетам ГИБДД статистика смертей на дорогах в целом по России не утешительная - в год погибает 25-27 тысяч человек, а прямой материальный ущерб достигает огромных сумм в триллионы рублей.

Столкновение автомобилей

Столкновение автомобилей — это один из наиболее часто встречающихся видов ДТП, которые бывают:

  • лобовыми;
  • боковыми;
  • задними.

Чаще всего автомобили сталкиваются при совершении различных маневров и ряде следующих причин: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее.

Понятно, что наиболее тяжкими являются столкновения лобовые, когда один водитель идет на обгон, не замечая движущиеся машины по встречной полосе. Боковые столкновения тоже приводят к серьезным последствиям, например, на перекрестках, когда автолюбители не соблюдают поочередность проезда.

Превышение скорости - это еще одна частая причина ДТП. На больших скоростях автомобилист не успевает адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку. Кроме того, зачастую сказывается невладение основными навыками вождения, из-за чего автомобиль может уйти в занос или опрокинуться. Особенно часто это наблюдается на трассах, покрытых снегом и гололедом.

Если говорить конкретно о причинах всех этих ДТП, то они, к сожалению, будут весьма банальными:

  • элементарное незнание правил дорожного движения;
  • недисциплинированность;
  • водители садятся за руль в состоянии опьянения;
  • несоблюдение режимов сна и работы;
  • нарушение правил эксплуатации авто, из-за чего оно находится в неудовлетворительном состоянии;
  • слабая подготовка курсантов;
  • рассеянность, невнимательность.

Очень часто можно увидеть картину, когда по центральным улицам городов на огромной скорости проносятся тонированные иномарки, из которых доносится громкая музыка. Внимание автовладельцев может отвлекаться от дороги на поведение пассажиров в салоне. То есть пассажиры тоже могут провоцировать ДТП. Например, молодая мать отвлекается на ребенка, сидящего в детском удерживающем устройстве, и не замечает переключение сигналов светофора или другое транспортное средство, несущееся по пересекаемой дороге.

Основные причины возникновения аварий:

  • нарушение правил обгона и опережения;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение требований дорожных знаков и сигналов светофора;
  • неправильное маневрирование на проезжей части;
  • несоблюдение дистанции.

Чтобы избежать всех этих ДТП, необходимо использовать весь тот багаж знаний, которые были получены во время обучения в автошколе. Часто же водители демонстративно нарушают ПДД, пользуясь тем, что в данный момент за их поведением не наблюдают сотрудники ГИБДД.

Стоит отметить, что после широкого внедрения в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах камер фото и видеофиксации, а также стационарных установок для измерения скорости, ситуация с аварийностью и количеством ДТП изменилась в лучшую сторону.

Наезды на пешеходов

Очень распространенная причина ДТП - наезд на пешехода. К сожалению, во многих случаях виноваты сами пешеходы, поскольку они, как правило, плохо разбираются в правилах дорожного движения. Однако, согласно тем же ПДД, водитель всегда обязан соблюдать бдительность на дороге, вне зависимости от того, где в данный момент находится: на оживленной городской улице, или на безлюдном шоссе.

Чаще всего отмечают следующие обстоятельства наезда на пешехода:

  • человек пересекает проезжую часть с права налево, по ходу движения транспорта;
  • внезапное появление людей на проезжей части, например, в зоне остановки общественного транспорта или под знак «Дети на дороге»;
  • переход дороги не по зебре;
  • несоблюдение пешеходами сигналов светофора.

Когда человек едет по городской улице, лучше всего он просматривает проезжую часть и тротуар слева. Справа же имеется «слепая зона», образованная правой стойкой. Соответственно, когда человек быстро выходит на дорогу справа, у него зачастую не остается времени, чтобы среагировать и нажать педаль тормоза.

Именно поэтому пешеходы обязаны, перед пересечением дороги, оценить ситуацию, дождаться пока автомобили остановятся, и лишь после этого ступать на проезжую часть. Если расстояние до автомобиля менее сотни метров и скорость автомобиля не снижается, лучше не рисковать, а переждать на тротуаре.

Также очень часто наезд осуществляется, когда пешеход резко появляется на дороге из-за припаркованных вдоль тротуара транспортных средств. Недаром старая поговорка гласит, что самый опасный автомобиль - стоящий, поскольку он перекрывает обзор как людям, так автомобилистам.

В данном случае пешеход обязан сначала оценить дорожную обстановку, и лишь потом переходить дорогу. Это же касается и водителей - в зоне парковки вдоль тротуара нужно внимательно следить за передвижением прохожих и придерживаться оптимального скоростного режима.

Постоянная обстановка с ДТП складывается в зоне остановок маршрутного транспорта, особенно трамвая, если он останавливается непосредственно по центру проезжей части. Также не редки случаи наезда на людей при разъезде на нерегулируемых перекрестках: поворачивая налево или направо, шофер пропускает другие автомобили, при этом они перекрывают обзор в выбранном направлении движения. Если в данный момент человек переходит дорогу, его могут попросту не заметить.

Очень часто страдают пешеходы, идущие по обочине по ходу движения транспорта. Согласно ПДД по обочине нужно двигаться против общего потока, чтобы сохранялась хорошая видимость дорожной обстановки.

К сожалению, дети и пенсионеры становятся жертвами наездов, и это несмотря на то, что при обучении в автошколах огромное внимание уделяется именно детской психологии поведения на дороге. Одним словом, автовладельцы должны быть бдительным в любой ситуации.

Иные виды ДТП

Как мы писали выше, видов дорожно-транспортных происшествий есть огромное множество.

Опрокидывание

Основная причина - плохая теоретическая и практическая подготовка. Причины опрокидывания:

  • не снижение скорости при заезде двумя правыми колесами на грунтовую или скользкую обочину;
  • торможение на спуске при движении на большой скорости;
  • неумение выйти из заноса на обледенелой трассе;
  • торможение двигателем на большой скорости;
  • езда по уклонам и спускам с выключенной КПП.

Как правило, все эти моменты рассматриваются на курсах водителей, однако владельцы авто не до конца понимают всю опасность пренебрежения полученными знаниями.

Наезды на препятствия

Например, если водитель попытается проехать лежачего полицейского на большой скорости, огромная нагрузка придется на подвеску. Последствия из-за данной причины могут быть непредсказуемые: уход в занос, вырванный задний мост, опрокидывание.

Столкновения с элементами ограждения мостов или скоростных магистралей происходят из-за неправильного маневрирования, превышения скорости, несоблюдения требований знаков.

Наезды на животных

Обычно на участках дороги, проходящей через леса или заповедники, имеются знаки «Осторожно, дикие звери». Здесь нужно придерживаться низкой скорости и внимательно смотреть на дорогу.

В городе чаще всего под колеса попадают бродячие кошки и собаки. Некоторые водители стараются резко затормозить или объехать их, однако это приводит к еще более плачевным последствиям. Сзади едущие автомобилисты не успевают затормозить и происходит заднее столкновение.

Столкновения с велосипедистами

Согласно ПДД велосипедисты должны передвигаться по крайней правой полосе, не далее метра от бордюра.Также они должны выполнять все требования дорожных знаков, чего, к сожалению, не выполняют.

Результаты ДТП с участием велосипедистов плачевны: в отличие от водителя, велосипедист защищен только шлемом. Так что переломы конечностей - не самый страшный вариант.

Заключение

Как видим, основная причина любых ДТП - несоблюдение правил дорожного движения. Единственное, что можно посоветовать всем без исключения участникам движения: учитывайте обстановку на дороге и никогда не спешите. Именно спешка зачастую заставляет нас идти на необдуманные поступки.

Также не помешало бы перечитать некоторые статьи КоАП и Уголовного кодекса. Так, штрафы и ответственность могут быть наложены не только на автовладельцев, но и на пешеходов. Если же ДТП со смертельным исходом, то предусмотрена уголовная ответственность. Имеются различные сроки тюремного заключения - от трех до десяти лет.

Не стоит забывать и о таких причинах, как о ремнях безопасности и детских удерживающих устройствах. Согласно многочисленным исследованиям, количество смертей многократно уменьшилось бы, если бы все собственники автомобилей и пассажиры не забывали пристегиваться ремнями безопасности.

Время чтения: 6 минут

Дорожно-транспортное происшествие - это не только столкновение автомобилей. Под данным термином понимаются и многие другие ситуации. Зная точный перечень инцидентов, относящихся к авариям, вы сможете правильно на них реагировать. А это принципиально важно для грамотного решения проблемы. О том, что такое ДТП, о его видах и причинах возникновения, читайте далее.

Определение понятия

Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС). При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП. А потому полезно знать не только, как расшифровывается ДТП, но и что данный термин под собой подразумевает.

В соответствующем федеральном законе, в Правилах дорожного движения (ПДД), а также в Правилах ОСАГО, Правилах учета дорожно-транспортных происшествий и в КоАП детально написано о том, что считается ДТП по закону. Подробнее рассмотрим определения, которые приводятся в этих официальных документах.

В федеральном законе и Правилах учета дорожных аварий дается следующее определение ДТП: это некое событие, случившееся в процессе движения транспортного средства и повлекшее причинение и/или , целостности других транспортных средств, грузов, недвижимых объектов.

В тексте ПДД расшифровка термина ДТП аналогична.

А вот Кодекс об административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку. Понятие ДТП в КоАП- это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей. Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести. В остальных случаях сведения о ДТП уже будут передаваться специалистам по уголовной практике.

Что именно относится к ДТП

Разбирательства, связанные с дорожными происшествиями, часто бывают трудоемкими, длительными и запутанными. А все потому, что далеко не всегда удается с первого раза оценить, является ли конкретная ситуация ДТП или нет.

Разбираясь в том, какое событие считается ДТП, в первую очередь необходимо исходить из самого определения понятия. В итоге становится понятно, что нельзя считать дорожной аварией ситуацию, когда:

  • транспортное средство не участвовало в нем.
  • ТС были статичными.
  • не был причинен ущерб ни транспорту, ни другим участникам движения.

Нужно уметь правильно оценивать, что является ДТП, а что нет, чтобы иметь возможность в сложившейся ситуации должным образом защитить свои права. Например, к дорожному происшествию можно отнести травму пассажира автомобиля, полученную вследствие резкого изменения скорости или траектории движения ТС. Согласитесь, мало кто из граждан, пострадавших таким образом от лихачества водителей маршрутных такси, знает об этом.

Определение участникам ДТП несложно дать и самостоятельно: ими считаются те участники движения, которые были в той или иной степени задействованы в аварии. То есть лица, относящиеся либо к категории виновников случившегося, либо к группе пострадавших.

Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некое лицо, которое принимает участие в движении в качестве пешехода, водителя транспортного средства или его пассажира:

  • Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидящий рядом со своим подопечным, который управляет машиной.
  • Пассажир. Им считается не только то лицо, которое находится в ТС вместе с водителем, но и то, которое заходит или выходит из авто. То есть участник ДТП - это, например, человек, который выходил из автобуса и пострадал из-за того, что водитель слишком рано закрыл двери и начал движение.
  • Пешеход. Это человек, который движется вне ТС по дороге или по расположенной вблизи нее пешеходной зоне. К пешеходам причисляются, в том числе, те, кто ведет за собой велосипед, мотоцикл или иное аналогичное транспортное средство. Те, кто едут на коньках, самокате или аналогичном приспособлении. Также пешеходами считаются лица, ведущие детскую или инвалидную коляску. Лица, управляющие инвалидной коляской, не оснащенной мотором.

В зависимости от ситуации может произойти как ДТП с одним участником (водитель врезался в столб), так и авария с несколькими десятками или даже сотнями сторон.

Причины ДТП

В первую очередь стоит сказать о том, что можно отнести к причинам ДТП. К ним причисляются все те факторы риска, которые имеют отношение либо непосредственно к действиям одного из участников движения, либо к внешнему воздействию среды.

При этом анализ причин возникновения ДТП, который регулярно проводится статистическими службами и научно-исследовательскими центрами, показывает, что чаще всего происшествия на дорогах происходят все же из-за некорректных действий водителей. В большинстве случаев они просто нарушают тем или иным образом Правила дорожного движения, что неминуемо приводит к авариям различной степени тяжести.

Принято выделять основные причины и условия возникновения ДТП, фактически выстраивающие ту негативную статистику дорожных происшествий, о которой мы сейчас говорим. Из года в год количественные показатели несколько меняются - то в большую, то в меньшую сторону, но качественные критерии остаются все же примерно одинаковыми. Это позволяет говорить об устоявшихся негативных тенденциях, с которыми и пытаются бороться на законодательном и исполнительном уровнях.

Так, главные причины возникновения ДТП в России в 2020 году остались такими же, как и в прошлые несколько лет:

  • нарушение ПДД;
  • физическая усталость автомобилиста;
  • факторы, снимающие акцент внимания водителя с дороги (например, телефоны);
  • негативные погодные условия;
  • проблемное покрытие дороги;

Виды ДТП

В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, принято выделять несколько категорий дорожных аварий.

Виды ДТП и их краткие характеристики:

  • Столкновение. Может быть столкновение двух движущихся транспортных средств или столкновение автомобиля с другим, который резко затормозил (перед препятствием, светофором). Также это может быть столкновение одно или нескольких машин с движущимся ж/д составом.
  • Опрокидывание. Речь идет про опрокидывание по той или иной причине именно движущегося транспортного средства.
  • Наезд на ТС, находящееся в статичном положении. Например, наезд на автомобиль, стоящий на обочине дороги, на ТС, припарковавшееся во дворе.
  • Падение пассажира в процессе движения ТС. Это может быть падение человека из салона транспортного средства на проезжую/пешеходную часть или же падение прямо в салоне по причине слишком резкого маневра водителя, резкого снижения скорости.
  • Наезд на некое недвижимое препятствие. Это может быть что угодно - дорожный знак, опора моста, столб, ограждение, дерево, объект недвижимости.
  • Наезд на пешехода. Сюда входят, в том числе, ситуации, при которых пешеход страдает от грузов, перевозимых транспортом. Например, когда человек получил травму от выпавшей из машины доски, кирпича, ящика с продуктами.
  • Наезд на гужевой транспорт, на животное. Это наезд на животных, передвигающихся в упряжке и/или на повозки, которые они передвигают.
  • Наезд на велосипедиста. Имеется в виду ситуация, когда ТС совершило наезд на человека, управляющего велосипедом, то есть также находящегося в движении.
  • Иной вид ДТП. Это различные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под одну из перечисленных категорий. Например, наезд на колесо, отлетевшее от другого автомобиля. Или наезд на некий крупный предмет, выпавший из другого авто.
  • Кроме этого, выделяют еще такие виды ДТП на автомобильном транспорте, как:

    • . Ситуация, когда водитель ТС стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения. Например, если водитель авто выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.
    • Учетное дорожное происшествие. Для того чтобы понять, что такое учетное ДТП, нужно обратиться к Правилам учета происшествий и вспомнить, что в статистической отчетности указываются ДТП, в которых получили травмы легкой, средней или тяжелой степени или погибли люди. То есть именно такие случаи является учетными. Если в аварии люди не пострадали, она учету не подлежит.
    • Скрытое происшествие на дороге. Далеко не каждый знает, что такое скрытое ДТП. Но здесь все предельно просто, так как расшифровка понятия следует уже из самого термина. Это такие ДТП, при которых виновник случившегося без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.

    Как видите, существует весьма детальная классификация ДТП, и виды анализа ДТП поэтому также применяются самые разнообразные. Так, используется ситуационная и корреляционная, статистическая и вероятностная методики. Задействуются юридическая и . Учитываются социокультурные и технологические факторы, абсолютные и удельные показатели.

    В целом можно говорить про анализ единичных ДТП, призванный понять характер каждой отдельной аварийной ситуации и причины ее возникновения. А также про анализ дорожных происшествий как массового явления. Именно он позволяет выявить основные виды ДТП и причины их возникновения. Полученные данные затем применяются для выработки грамотных превентивных мер, необходимых для снижения количества происшествий на дорогах как в каждом отдельном населенном пункте, регионе РФ, так и по всей стране в целом.

    Что делать при ДТП

    Во многом исход аварийного происшествия будет зависеть от грамотного поведения сторон конфликта. В особенности это касается пострадавшей стороны, ведь именно ей в большинстве случаев приходится принимать непосредственное участие в защите своих гражданских прав.

    Если говорить предельно кратко, то схема действий примерно такая:

    • Проанализировать состояние пострадавших в аварии лиц и/или машин.
    • Взять под контроль процесс возмещения материального, морального вреда со стороны виновника случившегося.

    На деле же каждый из этих пунктов можно расписать на несколько десятков чрезвычайно важных подпунктов. Знать о каждом из них должен любой водитель, потому что только в этом случае у него есть шанс на полноценное восполнение ущерба.

    Что такое ДТП: Видео