Феодорит епископ скопинский и шацкий. Блаженный феодорит, епископ киррский. Споры относительно ереси Нестория

(386/93–~457)

Детство, юность. Первые шаги на монашеском поприще

Феодорит Кирский родился в 393 году в Антиохии — одном из виднейших культурных, экономических и политических центров древней цивилизации.

Его родители были людьми верующими, состоятельными, уважаемыми и благочестивыми. Имя Феодорит — дарованный Богом — было дано будущему Кирскому епископу в связи с тем, что он появился на свет после длительных ожиданий, благодаря молитвам двух преподобных подвижников, Македония и Петра: мать Феодорита долго не могла забеременеть. Кроме того, это имя связано с предварительным родительским обещанием, впоследствии исполненном, посвятить своего будущего сына на служение Богу.

На восьмом году жизни Феодорит, во исполнение священного обета, был отдан на воспитание в одну из обителей, располагавшихся в окрестностях Антиохии. Под наставничеством опытных сирийских богомольцев он возрос возрастом духовным, а затем сделал свой главный жизненный выбор: отрешился от суеты мира и вступил на монашеский путь.

Приблизительно в двадцатилетнем возрасте Феодорит был посвящен в должность чтеца при одной из Антиохийских церквей. Некоторое время спустя (к тому времени его родители уже умерли) удалился в монастырь, расположенный в окрестностях Апомеи и предался монашеским подвигам.

Дальнейшие подробности биографии блаженного Феодорита , вплоть до времени его поставления на епископскую кафедру Кира, нам неизвестны.

Епископское служение

В 423 году, в возрасте 30 лет, Феодорит был возведен на архиерейскую Кирскую кафедру. По его собственным воспоминаниям, хиротонию он принял неохотно: с одной стороны, его привлекала уединенная созерцательная жизнь; с другой стороны, как и многие выдающиеся, современные ему подвижники, он, по смирению сердца, не считал себя достойным архиерейского звания и облачения.

Вверенный под его окормление Кир слыл городом заштатным и бедным. Он находился вдали от центральных путей, в двух днях пути от Антиохии. Население города было немногочисленным. Жители, по мере возможности, старались переселяться в более развитые в экономическом отношении регионы страны.

Феодорит с детства был приучен к неприхотливому житию, и материальные трудности его не пугали. Вообще же за время свой деятельности на поприще архиерея он прослыл пастырем добрым и бескорыстным. В быту довольствовался самым необходимым, не домогался от жителей ни денег, ни ценных подношений. Находившиеся в его подчинении церковнослужители старались ему подражать.

Более того, Феодорит сам жертвовал из церковной казны на благоустройство города, улучшение быта горожан. Его личными усердиями в Кире было воздвигнуто два моста через реку, проложены водопроводы, возведены галереи, возобновлена деятельность общественных бань.

Заботясь о горожанах, блаженный не раз ходатайствовал перед императорской властью о даровании городу правовых льгот, приглашал в свою область художников, специалистов-ремесленников, докторов.

Само собой понятно, что административно-хозяйственная деятельность, связанная с преображением социально-общественной жизни кирчан, занимала хотя и не последнее, однако и не первое место в перечне главных задач, стоявших перед Феодоритом как перед правящим архиереем.

Как епископ он заботился об улучшений деятельности приходского священства, нравственном состоянии верующих, занимался просветительской и миссионерской работой.

Ко времени начала его епископства наряду с истинно верующими в городе обитало большое количество язычников и еретиков. Требовалось много усилий, чтобы переломить ситуацию к лучшему. И он, Божьей помощью, справился.

Отмечают, что в период его управления кафедрой в городе насчитывалось около 800 церквей. Стараниями Феодорита в епархии увеличилось число почитаемых святынь, в частности святых мощей.

Пламенная ревность, высокое чувство ответственности, безукоризненность жизни, учёность блаженного Феодорита способствовали тому, что со временем он сделался известным на Всем Православном Востоке.

На этом этапе своей земной жизни он прославился и как церковный писатель. Спектр его писательских трудов включал толкования на различные Книги Священного Писания , опровержение ересей и язычества, ответы на вопросы догматического характера.

Споры относительно ереси Нестория

Вскоре после того как представитель Антиохийской Церкви, Несторий взошёл на Константинопольский Патриарший престол, он объявил борьбу против ересей. Однако, вместо того, чтобы свято исполнить поставленную задачу, сам уклонился от чистоты веры и сделался ересеначальником.

Суть его заблуждения состояла в том, что будто бы Матерь Божью нельзя именовать Богородицей, но только Христородицей, так как Дева, являясь Творением Божьим, не могла родить Бога, существовавшего прежде Самой Девы и являющегося Её Творцом (см.: ).

Поначалу, некоторые Антиохийские пастыри отнеслись к идеям Нестория настороженно, но сдержанно, можно сказать — снисходительно, не предполагая, насколько далеко он может зайти в своём заблуждении. Несторий же обладал даром слова и легко мог увлечь в свои сети массы необразованных верующих.

Наиболее резкое противодействие Патриарху-еретику оказали клирики Александрийской Поместной Церкви. Между ними особенно выделялся святитель . Видя, что Несторий возводит хулу и на Богородицу, и на Её Божественного Сына, святитель в срочном порядке составил ряд специальных сочинений. В одном из них он изложил двенадцать так называемых анафематизмов — двенадцать развернутых положений, обнаживших обман и осудивших новое лжеучение.

Но как братья во Христе ни уговаривали Нестория одуматься, он всё стоял на своём. Блаженный Феодорит , желая успокоить нараставшее в Церкви волнение, стремился защитить ту часть учения Нестория, которая, по его разумению, соответствовала духу Евангелия. Вместе с тем он желал убедить его отказаться от тех соблазнительных мыслей, которые противоречили Преданию.

Тем временем споры лишь разгорались. Возникла необходимость созыва очередного Вселенского Собора.

III Вселенский Собор, собравшийся в Ефесе, осудил ересь Нестория и низложил самого ересиарха. Отцы Собора утвердили почитание Девы Марии как Богородицы.

Однако христологические споры (касавшиеся образа соединения двух природ во Христе) не утихли. Вскоре по завершении работы Собора Феодорит Киррский выступил против , чьё отношение к данному вопросу казалось подозрительным. Потребовалось время, много терпения и усилий, чтобы прийти к общему согласию, взаимному пониманию.

Осуждение и оправдание

На V Вселенском Соборе, состоявшемся через несколько десятилетий после его смерти, осудившем оригенизм, подверглись осуждению и некоторые сочинения Феодорита, составленные в видах полемики с Кириллом Александрийским.

Впрочем, сам Феодорит не был осужден. Он почитается в чине блаженного отца, по праву признаётся выдающимся христианским писателем и учителем.

Преосвященный Феодорит, епископ Скопинский и Шацкий

Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клиросе.

В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.

В 2002-2005 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую духовную академию.

В ноябре 2006 г. направлен на обучение во Францию. Обучался в магистратуре Практической школы высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже. В 2009 г., получив степень магистра, вернулся в Московскую духовную академию, где обучение экстерном совмещал с преподавательской деятельностью. Преподавал латинский и французский языки с 2009 по 2016 г.

16 марта 2010 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Феодорит в честь священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского.

1 апреля 2010 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 15 февраля 2012 г. ― в сан иеромонаха. Постриг и рукоположения совершил ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.

В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию.

В 2012-2016 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).

В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания:

преподаватель МДА (2009-2016);секретарь ректора МДА (2010-2016);помощник председателя Учебного комитета (2011-2016).

С этими должностями совмещал обязанности:

ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-2016);ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и Высшим Церковным Советом (2010-2016);члена инспекционных комиссий духовных семинарий;координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.

Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-2016), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-2016).

В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в Скопинскую епархию Рязанской митрополии.

В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.

В марте 2017 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.

В Скопинской епархии нес послушания:

благочинный монастырей Скопинской епархии;секретарь епархиального совета;председатель комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в Скопинской епархии;секретарь епархиального суда;секретарь межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии;секретарь ставленнической комиссии;заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии;преподаватель Рязанской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) избран Преосвященным Скопинским и Шацким.

8 августа 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофиемвозведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 18 августа 2017 г. в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Хиротонисан 19 августа за Божественной на Соборной площади г. Выборга Ленинградской области. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Блаженный Феодорит Кирский (387 - ок. 458) - один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века, ярчайший представитель Антиохийской школы богословия.

Родился в Антиохии в 387 году в благородном, богатом и благочестивом семействе. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага, почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца. Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков. Так он продолжал до 423 года, когда был взят оттуда против воли и рукоположен в епископа Кирского.

Его кафедра, расположенная в Евфратской Сирии, заведовала восьмьюстами приходов и требовала неослабной деятельности со стороны епископа, так как жители ее несли тяжкое бремя бедности, а также из-за обилия еретических обществ в кирском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, построил несколько портиков дли народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов, целые поселения евномиан и ариан, так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики ингода преследовали его с намерением забить камнями.

Владыка Феодорит также нередко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь внимала шесть лет при епископе Феодоте и тринадцать при епископе Иоанне, с которым, как и с Константинопольским епископом Несторием, он был в особенно тесных дружеских отношениях.

По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями веры обличал новые ереси. В одно время, когда он находился в Антиохии, к Антиохийскому епископу Иоанну принесли послание епископов Александрийского Кирилла и Римского Келестина с объявлением о неправоверии Нестория. Феодорит, бывший тогда при Иоанне, советовал Антиохийскому предстоятелю известить обвиняемого Нестория о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Между тем Александрийский епископ Кирилл уже написал самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых его догматических мнений. Копия этого послания была доставлена в Антиохию, и епископ Иоанн поручил Феодориту опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в 431 году в Ефесе составлялся уже Вселенский Собор для рассмотрения догматических мнений Нестория. Будучи приглашены на Собор, Иоанн и Феодорит не явились, за что, соборным определением, были лишены церковного общения.

Феодорит недолго оставался в разномыслии с александрийским святителем Кириллом. Когда последний написал послание Акакию Беррийскому и в нем ясно изложил исповедание своей веры епископ Феодорит убедился в его Православии и навсегда примирился с ним. При этом он не расторгнул однакож личного общения и с Несторием, хотя тот уже был лишен епископского престола и объявлен ересеначальником. За это, по указу царя, Феодорит лишен был права участвовать в соборном управлении Церковью и выезжать за пределы своей паствы.

Между тем, по поводу осужденной уже Собором ереси Несториевой, возник новый спор Константинопольского архимандрита Евтихия и Дорилейского епископа Евсевия о двух естествах в Иисусе Христе. В 448 году Поместный Собор в Константинополе осудил Евтихия, но в следующем году состоялся новый Собор в Ефесе, оправдавший Евтихия и низложивший его противников. Феодорит, как один из главных противников евтихианства, был также низложен, а император Феодосий Младший предписал ему оставить свою паству и жить безвыходно в монастыре, где он некогда получил воспитание. Здесь проводил Феодорит поздние годы своей жизни до самой смерти Феодосия, или до восшествия на царские престол Маркиана.

Император Маркиан возвратил Феодориту свободу, но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на Халкидонский Собор в 451 году. На восьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева. Ему отвечали что пересмотр писаний в этом отношении не нужен и что Феодориту остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему. Убежденный, блаженный Феодорит сделал это и был объявлен православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию, а император отменил касательно его указ Феодосия. После этого, прибыв в Кир, он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер около 458 года.

В 553 году V Вселенский Собор осудил некоторые смущающие Церковь писания блаженного Феодорита, но самого его как отказавшегося от ложных мнений и скончавшегося в мире с Церковью счел православным.

22 августа в Скопине встречали правящего архиерея – епископа Скопинского и Шацкого Феодорита. Его хиротония состоялась тремя днями ранее – на праздник Преображения Господня.

Нового архиерея на границе Скопина встречали главы городской и районной администраций, а в Сретенском кафедральном соборе его ожидало духовенство и миряне. В соборе владыка совершил свою первую общественную молитву – возглавил молебен в сослужении благочинных, руководителей отделов и других священнослужителей епархии.

От лица духовенства нового архипастыря приветствовал протоиерей Иоанн Звонов, настоятель скопинского Георгиевского храма. Батюшка пожелал новому предстоятелю епархии Божией помощи в трудах. «В свою очередь, мы, как пастыри, священники, как Ваши помощники, будем трудиться на ниве Христовой, нести служение перед Богом под вашим святым омофором», - заключил отец Иоанн.

В ответном слове епископ Феодорит подчеркнул, что с большим трепетом приступает к тому служению, которое Господь на него возлагает.

Владыка – уроженец поселка Октябрьский Скопинского района, его детские годы проходили в тех местах, где он теперь будет нести свои архипастырские труды. Новый глава епархии поделился воспоминанием, что с самого детства, когда он стал посещать храм, в молитвах всегда просил о том, чтобы принести пользу именно на родной земле.

«Управляющий епархией – это и архиерей, и епископ. Мы привыкли, что это синонимы, но на самом деле – это два разных служения. Епископ с греческого переводится как «тот, кто смотрит, надзирает над делами». То есть это – больше административная обязанность. И здесь, конечно, у епископа много трудов. Но эти труды будут тщетны, если не будет соработников», - особо отметил епископ Феодорит и добавил, что не будет пренебрегать советами священников, многие из которых старше его по возрасту и по священнической хиротонии.

«Другое служение – это архиерейство, то есть служение « первого иерея» , – продолжил епископ Феодорит. – И здесь управляющему епархией нужно смотреть за богослужением и быть самому примером, как его нужно совершать. По долгу своего служения, по обязанности епископской я буду смотреть, как благочинно проходят богослужения в храмах нашей епархии. Буду посещать приходы, общаться с настоятелями, выслушивать и их, и всех прихожан».

В заключение епископ Феодорит рассказал о многочисленных направлениях работы, которые предстоит активно осуществлять в епархии, и попросил молитвенной поддержки от духовенства и мирян, оговорившись, что и здесь он ожидает не формального, а искреннего подхода от каждого.

После молебна в Сретенском соборе владыка в сопровождении духовенства прибыл в Скопинское епархиальное управление.