Географические открытия древности и средневековья. Географические открытия средневековья Какое путешествие совершил Марко Поло7
Географические
открытия древности
и Средневековья
1 . Для чего люди изучают Землю?
2
. Какие географические открытия совершили
люди в древности?
В Восточном Средиземноморье жил удивительный на
род - финикийцы.
Они смело плавали по Средиземному морю
, выходили в
Атлантический океан
. Именно они
открыли Азорские и Канарские острова.
В VI в.
до н. э. египетский фараон Нехо поручил им изучить, велика ли страна Ливия
(так
в древности называли Африку
). Почти
три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть
Африку.
Путешествие показа
ло, что Африка очень большая и со всех
сторон окружена морями.
Финикийцы жили
на восточном
побережье
Средиземного моря,
где создали ряд
торговых городов-
государств, из которых
наиболее известны
Тир и Сидон
.
Великие географы древности.
Геродот
(V в. до н. э.)
Историк и путешественник, давший описание многих стран, истории и быта народов.
Он посетил
Скифию
(южная часть
России
), где жили племена ски
фов и сарматов.
Описал климат
Египта
, разлив
Нила
.
Скифы
- народы, обитавшие в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы - Скифия
Пифей
В IV в. до н. э. древнегреческий учёный и мореплаватель Пифей
выйдя из Средиземного мо
ря, он обогнул берега Испании и Франции и достиг Ирландии
и
Великобритании
.
Затем он посетил земли
германцев
, богатые
янтарём.
Пифей первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи.
Путешествия Пифея
Пифей
около 325 года до н.э.
совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы, достиг берегов Ирландии и Великобритании
Эратосфен
Эратосфен впервые употребил термин «география».
Эратосфен
Древнегреческий учёный
Эратосфен
во II в. до н. э.
измерил
длину экватора и вычислил
размеры земного шара,
впервые выделил на нашей планете
климатические пояса
Карта, составленная Эратосфеном
3
. Географические открытия Средневековья
В Средние века много сделали для развития географии арабские мореплаватели.
Они освоили воды Индийского океана
, основали свои
колонии
на
побережье Восточной Африки, побывали в Индии и Китае.
Путешествовали по
Индийскому
океану, исследовали берега
Африки и Аравии.
В 1721 г. отправился со своей семьёй в далёкое торговое путешествие на Восток Марко Поло провёл в своих странствиях в общей сложности 22 года и, вернувшись на родину, описал увиденное в своей книге «О разнообразии мира»
: особенности климата, обычаи разных стран, архитектуру городов, их жителей.
В 1487 г. экспедиция под руководством Бартоломео Диаша (ок. 1450-1500) достигла самой южной точки Африкан
ского материка, которая была названа мысом
Бурь
. Позднее его
переименовали в мыс Доброй Надежды, так как это открытие по
давало надежды на открытие морского пути в Индию.
Доплыть до Индии, обогнув Африку, удалось лишь в 1498г.
мореплавателю
(ок. 1469-1524).
Эратосфен
Первыми обогнули Африку.
Путешественник, который посетил Скифию (южную часть России).
Первым установил зависимость между длиной дня и ночи и широтой и долготой.
Измерил длину экватора и вычислил размеры Земли
Геродот
Пифей
Финикийцы
Побывал в Индии.
Первым достиг южной точки Африки.
Первым обогнул Африку с юга.
Марко Поло
Пифей
Восстановите первоначальный текст, подбирая имена, предложенные после текста.
Потерявшиеся” имена (даны в алфавитном порядке):
Геродот, Марко Поло, Пифей, Эратосфен.
Эратосфен
География – наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый _________. Выдающимися путешественниками были древние греки ___________и _________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии _________со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция _________отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки.
Геродот
Пифей
Марко Поло
Финикийцы первыми обогнули Африку.
Геродот оставил описания многих стран
Пифей нашёл путь к Британским островам.
Эратосфен дал название науке - «география», измерил окружность Земли.
Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай.
Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло.
Какие географические открытия совершили люди в древности?
Слайд 1.
Подготовка класса к работе.
Самоопределение: внутренняя пози-ция школьника.
Регулятивные: целеполага-ние; коммуникативные: планирование учебного сотрудничест
ва с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний
Рассказ учителя
Финикийцы первыми обо-
гнули Африку. Геродот оставил описания многих
стран. Пифей нашел путь к Британским островам.
Эратосфен дал название науке - «география», из-
мерил окружность Земли. Арабские мореплавате-
ли освоили воды Индийского океана, посещали
Индию и Китай. Удивительное путешествие со-
вершил венецианский купец Марко Поло. Барто-
ломео Диаш достиг самой южной точки Африки,
а Васко да Гама доплыл до Индии.
Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Основы системы научных знаний.
3.самоопределение(целепологание)
Изучение нового материала
Упражнение на целеполагание.
Работа с учебником:
Плавания финикийцев.
Выписать в тетрадь путь финикийцев
Записывают в рабочую тетрадь
Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразова
ние: учебная мотивация.
Формирование умения давать определения понятиям
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
4.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоения материала.
Изучение нового материала
Итак,
давайте
А) назовём великих географов древности, их открытия, используя пункт 2 на стр.28
Б) Назовите географические открытия Средневековья, используя пункт 3 на стр.28
Ответы учащихся.
Дети читают на стр.27-28
Учащиеся проговаривают и записывают вывод в тетрадь.
Отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы
Находят нужную информацию в тексте.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Формирование готовности и способности к самообразованию.
Формирования умения логически мыслить, приводить примеры
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью
Опыт «предметной» деятельности по получению знаний.
Овладение основными навыками нахождения информации
5. Физминутка
6.
Проверка полученных результатов. Коррекция.
Учитель:
Работа с электронным приложением
«Проверь свои знания»
Практическая работа №1
Важнейшие открытия древности
и Средневековья
2.
Подпишите на контурной карте названия
всех материков и океанов. Материки, известные в
древности и в Средние века, подчеркните зеленым
3.
Обозначьте на контурной карте маршруты
путешественников Средневековья.
Формулируют свои ответы в соответствии с требованиями учителя
Формирование экологического мышления. Осознанность единства и целостности окружающего мира.
Умение на практике пользоваться географическими знаниями.
7.
Рефлексия
Что вы узнали на уроке?
Что вы узнали интересного?
Что запомнилось?
Синквейн
Сегодня на уроке: я узнал… я научился… я не понял…
Осуществляют самооценку деятельности
Владение основами самооценки
8. Оценивание результатов
Подводит итог игры, урока в целом. Объявляет оценки.
Выставляют отметки
9. Д/зад.
§ 5, используя текст § 5 учебника, заполните таблицу (Ученый,
путешественник
Где побывал и когда
Географические открытия)
Эратосфен
Марко Поло
Бартоломео
Васко да Гама)
Уч-ся выбирают и записывают задания в дневник
Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению географичес
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6
Тип урока
: урок «открытия новых знаний»
«Географические открытия древности и Средневековья»
Цель
Содержательная (формирование системы понятий)
– познакомить с историей географических открытий древности и Средневековья.
Деятельностная (формирование умений новых способов действий)
– умение работать с контурной картой.
Задачи
Образовательные:
сформировать представление развития географии через историю географических открытий.
Развивающие:
создать условия для развития познавательных интересов
к предмету.
Воспитательные:
формирование культуры общения при работе на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
-
учащийся научится:
называть
основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
называть
наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать
по карте маршруты;
- учащийся получит возможность научиться:
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
Метапредметные:
1)
Регулятивные:
ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
2)
Познавательные:
Логические:
решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные
: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические:
работа с иллюстрацией, географическими картами.
3)
Коммуникативные:
кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные:
формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Основные понятия и термины
Персоналии: Геродот, Пифей, Эратосфен, марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гамма.
Формы учебной деятельности
: индивидуальная, групповая, фронтальная. Практическая работа №1.
Методы и приёмы:
беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой
Технология
«Технология, основанная на создании учебной ситуации».
Учебной ситуацией является выполнение задания - практической работы.
Дидактическая технологическая карта
Этапы урока
Базовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания
Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы)
УУД
1 . Самоопределение к деятельности.
Мотивационный
Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.
Включает музыку с песней
«Веселый ветер»:
А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей.
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей!
Ни одна наука так не богата захватывающими приключениями, как география. Романы Жюля Верна, Майн Рида, Александра Дюма блекнут перед реальными историями великих экспедиций и открытий. Да и как могло быть иначе, если эту науку создавали не кабинетные ученые, всю жизнь проводившие в стенах лабораторий. Среди известных путешественников можно найти пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков, ученых смелых и отважных. Конечно, многие отправлялись в путешествия и экспедиции, гонимые желанием увидеть и узнать Землю, на которой они живут.
Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Личностные:
мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные:
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. Для чего люди изучают Землю?
2. Какие географические открытия совершили люди в древности?
Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. Люди изучали свою планету сообща. Память об этом сохранилась на картах: многие географические объекты названы в честь путешественников, мореплавателей, землепроходцев, ученых.
Много удивительных открытий совершили люди.
Сформулируйте тему урока.
3.
Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
4. Какой ожидаете результат?
Высказывают предположение о том, как люди постепенно учились объяснять природные явления, исходя из опыта и знаний.
Выходят с помощью учителя на тему «
Географические открытия древности и Средневековья
», записывают в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные:
формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные:
ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные:
общеучебные –
освоение начальных форм познавательной рефлексии.
Коммуникативные:
кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации
1. Какую ставим цель урока?
2. Для достижения цели урока, необходимо:
Рассмотреть
важнейшие открытия древности и Средневековья;
Обозначить на контурной карте маршруты путешественников Средневековья
.
Определяют цель урока –
познакомиться с
историей географических открытий древности и Средневековья.
Называют задачи:
Изучить
Определить
Повторить
Составить…
Личностные:
воспитание культуры на уроке.
Регулятивные:
контроль ответов сверстников.
Познавательные:
общеучебные –
выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные:
выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
ситуации затруднения
Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.
Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
Регулятивные:
планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала)
Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.
Начинает работать «Школа географа-следопыта». Сейчас мы отправляемся в путешествие по следам путешественников древности и Средневековья.
Для начала определим временные рамки древности и Средневековья:
-
Древний мир:
от начала бронзового века до низложения последнего римского императора в 476 г.н.э.);
-
Средневековье:
476-1492 гг. – до открытия Америки.
Запишите в тетрадях.
Работаем в парах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.
Используя § 5 учебника, заполните бортовой журнал (таблицу): «Важнейшие открытия древности и Средневековья».
Познавательные:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений)
Организует проверку по эталону практической работы.
Практическая работа оценивается учителем и сравнивается с оценкой ученика.
Использование индивидуальной формы работы:
оценивание своей самостоятельной работы по алгоритму:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).
3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
5. Какую себе поставишь отметку? (Максимально 13 баллов:
6-9 баллов – «3»;
10-12 баллов – «4»;
13 баллов – «5».
«Открытия древности»
От 1 балла до 3 баллов
«Важнейшие открытия Средневековья»
От 1 балла до 7 баллов
«Маршруты путешественников»
От 1 балла до 3 баллов
Регулятивные
: умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знаний в систему
и повторение
(рефлексия содержательная)
Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Составь
те текст СМС от имени финикийца или путешественника Средневековья
об интересных событиях плавания.
1. Включение новых знаний в систему знаний.
Коммуникативные:
построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные:
самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные:
формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
Рефлексия эмоционального состояния
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
2. Какие действия вы совершили на уроке
, чтобы доказать следующее утверждение…
3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?
На уроке Я…(+ или -)
2.
Своей работой в группе (паре) я доволен
3.
Для меня не было подходящего задания
4.
Урок для меня показался коротким
5.
За урок я устал
6.
Мое настроение улучшилось
7.
Материал урока мне был интересен
8.
Материал урока мне был полезен
9.
Сегодня на уроке мне было комфортно
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
Ответы обучающихся.
Письменная рефлексия, на уроке я:
Располагают каравеллы на настенной карте.
Регулятивные:
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли; формулировать
собственное мнение и позицию.
Личностные:
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
10. Домашнее задание
1.
Обязательное для всех:
- §5, вопросы после §.
2.Дополнительное
(по желанию или на выбор):
А) Задания
электронного приложения и рабочей тетради;
Б)
Презентация (сообщение) о жизни путешественника Средневековья.
Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.
Записывают д/з в дневник.
Регулятивные
: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Задание № 1.
На карте на с. 54-55 покажите маршрут первой русской кругосветной экспедиции, укажите, в чем, на ваш взгляд, состояло ее значение для науки.
Это плавание внесло значительный вклад в изучение Тихого и Северного Ледовитого океанов. Были открыты новые острова, составлены описания и нанесены на карту малоизученные и неисследованные районы Тихого океана, побережье Дальнего Востока, Аляски, Алеутских островов. Все это обогатило географию и естественные науки сведениями о странах, мало известных, а описание путешествия и атлас были переведены на многие европейские языки. Помимо этого, значение для российской географии и флота состояло в том, что изменилось отношение к морским экспедициям, сделав их непрерывными.
Задание № 2.
На карте на с. 54-55 покажите маршруты путешествий Г. И. Невельского и Е. В. Путятина по Дальнему Востоку. Отметьте, в чем вы видите их значение.
В результате экспедиций Г. И. Невельского было установлено, что Сахалин - остров, открыт отделяющий его от материка пролив Татарский, а также ряд новых территорий. Установлена возможность входа судов в Амур и основан г. Николаевск-на-Амуре.
Результатом экспедиции Е. В. Путятина стало открытие неизвестных ранее островов, установление дипломатического контакта с закрытой от европейцев Японией.
Помимо географических открытий эти экспедиции имели значение для укрепления позиций России на Дальнем Востоке и закрепления за ней Приморья.
Задание № 3.
На карте на с. 54-55 покажите маршрут кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Какое мировое открытие было совершено ее участниками? В чем состоит его значение?
16 января 1820 года экспедиция открыла шестой континент планеты - Антарктиду, что до этого не удалось сделать великому английскому мореплавателю - Дж. Куку. За время плавания экспедиция обошла вокруг всего материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.