История «Жигулей»: символ минувшего века. Легендарная "копейка" или как делали первые "жигули" Великая итальянская революция

45 лет назад, в 1970 году с конвейера в Тольятти сошел автомобиль, который изменил ход автомобильной истории на просторах СССР. Это – ВАЗ-2101, "Жигули" или – просто "Копейка". Я до сих пор с нежностью вспоминаю свою "Копейку" - мой первый автомобиль, рабочую лошадку.



Идея строительства небывалого по масштабам автомобильного завода родилась на самом верху. Ее инициатором был председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин, которого поддержал сам Брежнев. В стране росло количество не обеспеченных товарами денег, и массовый автомобиль мог стать необходимой палочкой-выручалочкой: граждане охотно отдали бы за него свои накопления. Кроме того, современный, имеющий спрос за рубежом автомобиль должен был поправить экспортные позиции страны, которая больше покупала за валюту, нежели продавала.


Советская делегация осматривает модельный ряд ФИАТ, 1966 год

Поиски партнеров вели без лишней огласки. К этой деятельности привлекли даже КГБ, в частности Л. Колосова – корреспондента «Известий» в Италии, а по совместительству сотрудника всесильного комитета. Выбор пал на концерн ФИАТ – он предложил самые выгодные условия. В Италии с ее традиционно сильным левым движением в это время шла всеобщая забастовка, и контракт с Советами сильно помог выправить финансовое положение концерна. В СССР учли, конечно, и то, что в 1966 году ФИАТ-124 стал автомобилем года в Европе


ФИАТ-124

Генеральное соглашение было подписано 8 августа того же года в Москве. Подписи под документами оставили глава ФИАТ Витторио Валетта и министр автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасов. Завод решили возвести на берегу Волги (наличие реки решало многие транспортные проблемы), в молодом городе Тольятти. Раньше здесь находился частично затопленный после возведения ГЭС Ставрополь-на-Волге – но город при автогиганте строился практически заново. Одной из причин выбора площадки как раз и было наличие мощных строительных организаций.

Вскоре в СССР привезли несколько автомобилей ФИАТ-124, которые пошли на всесторонние испытания. Их гоняли по всей стране, от Крыма до Воркуты, куда их, разумеется, доставляли по железной дороге. Работы вели и на не до конца отстроенном Дмитровском полигоне. В результате стал рождаться ФИАТ-124R (R значит Russia), заметно отличающийся от стандартного "итальянца".


Усовершенствованные образцы Fiat 124 прошли на полигоне НАМИ с 17 ноября по 10 декабря 1966 года по 12 тыс. км (8 тысяч – легкий булыжник, 2 тысячи – тяжелый и еще 2 тысячи – грунтовые дороги)

Предприятие ВАЗ имело для СССР такое значение, что его гендиректором назначили зам министра автомобильной промышленности. Строительство АВТОВАЗа и наполнение его оборудованием государство потратило от 4 до 5 миллиардов рублей. Почти все комплектующие для автомобилей ВАЗ производились на месте. Для этого было закуплено оборудование у своих – 844 советских заводов, на 900 предприятиях в странах СЭВ (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии), а также в Италии, ФРГ, Англии, Франции и США

Для своего времени автозавод в Тольятти стал одним из самых современных и передовых предприятий в Европе. Плановый объем производства выглядит немаленьким и сегодня – 600 тыс. авто в год. Хотя, даже такие цифры не ликвидировали в СССР дефицит. За ВАЗом надо было отстоять в очереди лет 5. А стоили первые ВАЗ-2101 - 5500 советских рублей

Зато в названии автомобиля – "Жигули" ничего политического не было. Так называются горы недалеко от Тольятти. Его предложил конструктор по фамилии Черный. Чтобы появилось это родное для многих автомобилистов название, выписанное оригинальным шрифтом на корме автомобиля (к слову, шрифт тоже придумали итальянцы), журнал "За Рулем" объявил читательский конкурс. Было подано около 55 тысяч предложений, среди которых новую модель предлагали назвать даже "Фиалка", "Мемориал", "Перворожец" и "Директивец". Было среди предложений и название "Лада", которое впоследствии спасло советский экспорт. Иностранцы не только не могли правильно произнести слово "Жигули", но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках. Например, в арабских странах оно было созвучно слову "вор", а в Испании – "жиголо".

Уже 19 апреля 1970 года с конвейера ВАЗа сошли первые ВАЗ-2101. За рулем первого авто сидел итальянский конструктор Бенито Гуидо Савоини, но это не был Fiat 124 в чистом виде, хотя среди владельцев ВАЗов до сих пор ходят байки о том, что это и был "настоящий Фиат". На самом деле, настоящий Fiat 124 на советских дорогах развалился бы достаточно быстро. Тесты Fiat 124, которые в 1966-м проводились на Дмитровском полигоне под Москвой, показали, что итальянцы начинали конкретно сыпаться всего-то после 5000 км советского бездорожья

Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим.


На рисунке ФИАТ-124 и ВАЗ-2101. Как говорится найдите 10 отличий

Именно поэтому, в ВАЗ-2101 итальянские инженеры, по просьбе советских внесли около восьми сотен изменений. А с 1966 по 1970 годы 9 серий и 35 образцов будущих ВАЗ-2101 прошли всесторонние тесты в НАМИ и больше 2,5 миллиона километров испытаний. По их результатам кузов стал намного прочнее, изменилась конструкция подвески и до 170 мм увеличился клиренс (фактически пакет "плохие дороги"), вместо дисковых, сзади поставили барабанные тормоза, появилось наружное зеркало заднего вида, а спинки передних сидений стали раскладываться. Двигатель из нижневального стал верхневальным

ВАЗ-2101 стал автомобилем европейского уровня. Об этом говорит и тот факт, что эту модель экспортировали не только в соцстраны: Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и ГДР. Экспортные варианты "Копейки" продавались в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Египте и Нигерии. Эти экспортные экземпляры были мечтой многих советских автомобилистов. Ведь помимо более богатой комплектации, экспортные ВАЗы были надежнее и качественнее. Они проходили в Центре Импорта 39 стадий дополнительной промежуточной проверки. А потом – еще проверки у местных дилеров за границей. Не случайно, в Западной Европе до сих пор еще функционируют клубы любителей ВАЗ-2101

Экспортный вариант ВАЗ-2101 назывался Lada 1200 и, например, для Великобритании выпускали авто с тюнинговой крышей, мотором 1,3 л, декоративными полосами по бокам, кузов был из утолщенного металла с антистатической и антикоррозионной обработкой, трансмиссия – усилена, стартер – сверхнадежный, аккумулятор - повышенной емкости

Советские автомобилисты смогли воплотить свою мечту об экспортных ВАЗах только после распада Советского Союза в 90-е годы прошлого века. Из бывших соцстран потоком перегонялись подержанные ВАЗы. В Европе их уже считали «мамонтами» и поговаривали, что "мамонты умирать уходят на родину"

Производство ВАЗ-2101 (модификации ВАЗ-21011) прекратили в 1982 году. За это время было выпущено 2 700 000 экземпляров этой модели. Всего же по данным АвтоВАЗа было выпущено 4,8 млн. разных модификаций "копеек". И среди них было немало очень интересных. А иногда и уникальных

"Копейка" была массовым, народным автомобилем, но некоторые модификации ВАЗ-2101 все же не рекламировали. Больше того – многие из них были защищены государственной тайной
Например для милиции делали ВАЗ-2101-94 с 1,5-литровым мотором

В начале 1971 года в рекламно-спортивных целях была выпущена гоночная серия ВАЗ-2101, которая участвовала в "Тур Европы-71" и даже завоевала серебро. А в "Тур Европы-73" ВАЗы завоевали золото и серебро. Доступность автомобиля в Европе давала возможность использовать его в местных спортивных соревнованиях. В Англии даже организовали Lada Challenge. Правда, подавляющее большинство спортивных версий ВАЗов тюнинговались дорогущими импортными деталями, которые порой полулегально завозили в СССР из-за границы

Для заводских нужд из бракованных кузовов традиционно делали пикапы, грузоподъемностью 200-300 кг. Они курсировали между цехами огромного завода в Тольятти

На Кубе из ВАЗ-2101 на полупромышленной основе делали лимузины, и они использовались там, как маршрутные такси

ВАЗ-2101 для многих стал первой машиной, память о которой они пронесли сквозь годы. 2101 еще называют золотой копейкой советского автопрома. Этот автомобиль дал мощный импульс всей индустрии на многие десятилетия. Фактически, 70-е, 80-е и 90-е и 2000-е АвтоВАЗ пожинал плоды удачной конструкции и лишь в 2012 году снял с производства последнюю "классику" ВАЗ-2107, в котором было много деталей с маркировкой 2101. Эра "копейки" закончилась, но до сих пор этот автомобиль востребован на вторичном рынке и его ежедневно можно встретить в городском потоке. А ведь прошло уже 45 лет!

Источники

www.zr.ru/content/articles/484752-istori ja_zhigulej_ochevidnyje_i_neverojatnyje/
www.zr.ru/content/articles/356531-istori ja_zhigulej_simvol_minuvshego_veka/
www.autoconsulting.com.ua/article.php?si d=33254
www.ria.ru/photolents/20150907/118000062 3_1179995653.html
www.drive2.ru/b/288230376151808281/

Смотрите также посты из серии

Всем известно, что ВАЗ 2101, или в простонародье «Копейка», скопировала внешние признаки и технические особенности от итальянской модели Fiat-124 1966 года. Конечно, все материалы для производства использовались только советские.

В первой очереди завода было принято в эксплуатацию 24 марта 1971 года и была рассчитано выпустить 220 000 автомобилей в год. Следующий год удвоил производственные мощности АвтоВаза.

ВАЗ-2101 создавался как маломощный автомобиль (объем четырехцилиндрового двигателя составлял 1,2 л; мощность – 62 л.с. при 600 об/мин; максимальная скорость – 140 км/час) и с относительно низкой ценой, для того, чтобы каждый смог позволить себе приобрести легендарный авто.

Если сравнивать с итальянским прототипом, ВАЗ-2101 обрел задние барабанные тормоза (вместо дисковых), которые были более долговечные и стойкие к загрязнениям. Согласно особенностям наших дорог, также был увеличен дорожный просвет, усилены кузов и подвеска. Все последующие годы модель ВАЗ дорабатывалась и подвергалась модификациям. Но даже в таком (первозданном) виде ВАЗ-2101 выпускался до 1982 года и стал поистине «народным» автомобилем.

Характеристика ВАЗ 2101

Отечественные автоконструкторы уделяли особое внимание доработкам ВАЗ 2101 для более комфортных условий эксплуатации именно в нашей стране. Как известно, дорожное покрытие в России существенно отличается от Италии, поэтому были значительно усилены кузов и подвеска, что позволило улучшить технические характеристики ВАЗ 2101. Задние дисковые тормоза от Fiat были заменены на барабанные. Это объяснялось их долговечностью и стойкостью к пыли и грязи, которыми славились советские дорожные пути.

Изменений коснулось практически все, а главное - конструкция двигателя. Автомобильные конструкторы увеличили расстояние между цилиндрами (это давало возможность растачивать диаметр цилиндров), перенесли распредвал в головку цилиндров. Изменения коснулись также сцепления, коробки передач, задней подвески. В итоге вес автомобиля увеличился на 90 кг. Всего насчитывалось более 800 изменений и отличий в конструкции ваз 2101.

С 1970 по 1986 годы завод выпустил почти три миллиона автомобилей ВАЗ 2101. Когда прошло 19 лет после выпуска автомобиля, музей АвтоВаза пополнился новой достопримечательностью - ВАЗ-2101.

Технические параметры ВАЗ 2101

Двигатель

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Колесная база, мм

Колея передняя, мм

Колея задняя, мм

Клиренс, мм

Объем багажника минимальный, л

Тип кузова/кол-во дверей

Расположение двигателя

Спереди, продольно

Объем двигателя, см3

Тип цилиндра

Количество цилиндров

Ход поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Cтепень сжатия

Количество клапанов на цилиндр

Система питания

Карбюратор

Мощность, л.с./об. мин.

Крутящий момент

Тип топлива

Тип КПП / кол-во передач

Передаточное отношение главной пары

Тип передней подвески

Двойной поперечный рычаг

Тип задней подвески

Винтовая пружина

Тип рулевого управления

Червячный редуктор

Объем топливного бака, л

Максимальная скорость, км/ч

Снаряженная масса автомобиля, кг

Допустимая полная масса, кг

Время разгона (0-100 км/ч), с

Расход топлива в городском цикле, л

Расход топлива в загородном цикле, л

Расход топлива в смешанном цикле, л

Модификации ВАЗ-2101

Массовый выпуск ВАЗ-2101:

ВАЗ-2101 «Жигули» - первоначальный вариант, двигатель 1,2 л. (1970-1983);

ВАЗ-21011 «Жигули-1300» - так называемая «ноль одиннадцатая» - основные изменения пришлись на модификацию кузова. Этот автомобиль оснащался отличной решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прорези, для лучшего воздухопритока к радиатору системы охлаждения. Бамперы лишились «клыков» и получили взамен по периметру резиновые накладки. На стойках кузова ВАЗ-21011 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решётками, стоп-сигналы и указатели поворота получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать фонарь заднего хода (1974-1983). Изменениям подвергся и салон, ставший более комфортным, а также пепельницы, для которых нашли новое место на панелях дверей. Гофрированные серебристые вставки на приборной панели уступили место вставкам "под дерево", а руль лишился хромированного кольца. В дополнение к этому модификация получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объёмом 1,3 л.

ВАЗ-21013 «Lada-1200s»- отличается от ВАЗ-21011 двигателем ВАЗ-2101 меньшей мощности (рабочий объём 1,2 л) (1977-1988);

Праворульные ВАЗ-2101:

Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух версий «Жигулей» - ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 (на базе ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011). Они отличались усиленной пружиной подвески правого переднего колеса, так как при переносе органов управления на правую сторону распределение массы машины оказывалось неравномерным. Автомобиль производился в течение 1974-1982.

Малосерийные ВАЗ-2101:

ВАЗ-21015 «Карат» - модификация для спецслужб, оборудованная двигателем.

ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком, пружинами задней подвески от ВАЗ-2102, точками для установки спецоборудования.

ВАЗ-21018 - роторный двигатель ВАЗ-311 (односекционный), 70 л. с.;

ВАЗ-21019 - роторный двигатель ВАЗ-411 (двухсекционный), 120 л. с.;

ВАЗ-2101 пикап - вариант с кузовом пикап, имевший грузоподъёмность 250-300 кг.

Специальные ВАЗ-2101:

ВАЗ-2101-94 - данная модификация представляла собой ВАЗ-2101, укомплектованный двигателем рабочим объёмом 1,5 л от ВАЗ-2103. Автомобиль в первую очередь предназначался для милиции и спецслужб.

ВАЗ-21016 - кузов ВАЗ-2101 с 1,3 л двигателем ВАЗ-21011.

Экспортный вариант автомобиля назывался Lada 1200. Более 57 000 автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества. Производство автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 было прекращено в 1983 году, в связи с увеличением производства новой модели ВАЗ-2105. Далее стали изготавливать только модификацию ВАЗ-21013, производство которой завершилось лишь в 1988 году.

Заднеприводный седан малого класса и, по совместительству «первенец» Волжского автозавода – ВАЗ-2101 – «появился на свет» 19 апреля 1970 года – именно тогда с конвейера тольяттинского предприятия сошли первые шесть экземпляров новоиспеченной модели…

Но ее история началась куда раньше – еще в 1966-м Министерство автомобильной промышленности СССР подписало генеральное соглашение с компанией Fiat, позаимствовав у них четырехдверку Fiat 124 для своей «копейки». Правда, перевоплотившись в ВАЗ-2101, итальянский «донор» подвергся значительным изменениям: ему доработали экстерьер и интерьер, отделили новые моторы, увеличили клиренс, усилили подвеску и кузов, а также внесли массу других «правок».

В 1974 году дебютировала модель ВАЗ-21011, которая (по сравнению с базовым «собратом») получила подправленную внешность, более удобный салон и двигатель увеличенного (до 1.3 литра) объема.

«Жизненный» цикл трехобъемника продолжался до 1988-го, и за этот период он разошелся в количестве свыше 2.7 миллионов штук.

Снаружи ВАЗ-2101 обладает весьма симпатичным, лаконичным и сбалансированным, но устаревшим (по современным меркам) обликом, в котором отсутствуют какие-либо запоминающиеся дизайнерские ходы.

Дружелюбный передок с круглыми фарами-глазами, между которыми «прописалась» решетка радиатора, и хромированной «балкой» бампера, классический трехобъемный силуэт с высокой линией крыши, плоскими боками и длинным «отростком» багажника, незатейливая корма с узкими фонарями и аккуратным бампером – экстерьер автомобиля прост и непримечателен.

По своим габаритам «копейка» относится к «B-сословию» (по европейской классификации): в длину она вытянута на 4043 мм, в ширину достигает 1611 мм, в высоту не превышает 1440 мм. База колес занимает у четырехдверки 2424 мм, а ее дорожный просвет насчитывает 170 мм.

В снаряженном виде машина весит как минимум 955 кг, а ее полная масса равняется 1355 кг.

Интерьер ВАЗ-2101 оформлен в полном соответствии с внешним видом – смотрится он скромно по всем фронтам, но при этом отличается неплохо продуманной эргономикой. Крупный двухспицевый руль с тонюсеньким ободом, предельно простая комбинация приборов, предоставляющая лишь необходимый минимум информации, крайне сдержанная передняя панель с круглыми дефлекторами вентиляции, двумя «ползунками» отопительной системы, пепельницей и радиоприемником – по современным меркам убранство седана устарело целиком и полностью.

Формально салон «копейки» имеет пятиместную компоновку, однако на втором ряду смогут усесться лишь два человека, да и они не ощутят переизбыток свободного пространства. И спереди, и сзади автомобиль снабжен аморфными сиденьями без подголовников, которые обладают плоским профилем (даже без намека на боковую поддержку) и мягким наполнителем.

Багажник у ВАЗ-2101 – аскетичный: у него замысловатая форма, и практически везде наблюдается неприкрытый металл. Объем грузового отделения у четырехдверки составляет 325 литров, но это с учетом полноразмерного запасного колеса, которое закреплено внутри по левому борту.

Советский седан предлагается с двумя четырехцилиндровыми бензиновыми «атмосферниками» с вертикальной компоновкой, верхним распредвалом, карбюраторным впрыском горючего и 8-клапанным строением ГРМ:

  • ВАЗ-2101 (Lada-1200) оснащается мотором рабочим объемом 1.2 литра, который генерирует 64 лошадиные силы при 5600 об/минуту и 89 Нм вращающего потенциала при 3400 об/минуту.
  • ВАЗ-21011 (Lada-1300) приводится в движение 1.3-литровым двигателем, развивающим 69 л.с. при 5600 об/минуту и 96 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту.

По умолчанию трехобъемник комплектуется 4-ступенчатой «ручной» коробкой передач и ведущими колесами задней оси.

С места до 100 км/ч автомобиль разгоняется по истечению 18-22 секунд, а его максимальные возможности «упираются» в 140-145 км/ч.

В комбинированном режиме движения четырехдверка потребляет от 8.2 до 9.2 литров горючего на каждую «сотню» в зависимости от модификации.

В основе ВАЗ-2101 находится заднеприводная «тележка», позаимствованная у модели Fiat 124, которая подразумевает продольное расположение силовой установки в передней части и наличие несущего стального кузова.

Спереди седан снабжен независимой подвеской на сдвоенных поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами, витыми пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади – зависимой конструкцией с жесткой балкой, прикрепленной к остову одной поперечной и четырьмя продольными штангами. Автомобиль оборудован рулевым механизмом с двухгребневым роликом и глобоидальным «червяком», а также тормозной системой с дисковыми передними и барабанными задними устройствами.

На вторичном рынке России в 2018 году ВАЗ-2101 можно приобрести по цене от ~15 тысяч рублей, однако стоимость некоторых экземпляров (близких к оригинальному состоянию) может доходить и до миллиона рублей.

Среди достоинств седана владельцы обычно выделяют: простую и надежную конструкцию, высокую ремонтопригодность, доступное содержание, в меру тяговитые двигатели, большой дорожный просвет, хороший уровень сборки, неприхотливость к качеству топлива и многое другое.

Хватает у автомобиля и недостатков: устаревшая техническая «начинка», невысокие динамические и скоростные характеристики, низкий уровень безопасности и прочие моменты.

Об этой машине можно много чего написать, но в то же время… о ней и так все знают. Еще бы, ведь в своё время «копейка» была машиной – мечтой для десятков миллионов советских автовладельцев, как тех, кто уже ездил на других автомобилях, прежде всего старых Москвичах, Запорожцах, «Победах», так и тех кто мечтал впервые сесть за руль новой «советской иномарки», ведь «копейка» в своё время, как потомок итальянского Фиата привнесла в советский автопром множество новшеств.

Шли годы, одна эпоха сменила другую, «Копейка» перестала быть автомобилем мечтой, но для многих людей моего возраста, кому от 30 до 40 лет сейчас, она стала первой машиной, первой собственной машиной с которой связано множество воспоминаний, ну а найти человека, который ни разу бы не ездил на этой машине, я уверен, в нашей стране, просто невозможно. Если Москвич 412 и его многочисленные рестайлинги можно назвать народными автомобилем в СССР, то «Копейка», без всяких сомнений, автомобиль – эпоха, ведь для её выпуска пришлось строить гигантский автозавод.

Интересный факт. Городов – претендентов на строительство автозавода было несколько – Ярославль, Горький, Белгород, Минск, и даже город спутник Киева – Бровары. Города определялись по соответствию ряду требований – хорошо развитой транспортной инфраструктурой, близости к источникам большого количества строительных материалов, и наличию в регионе уже действующих машиностроительных заводов, в таких городах уровень осведомлённости народа к технике повыше, следовательно, проще проводить кадровую подготовку. Но победителем конкурса на строительство автогиганта стал Ставрополь-на-Волге, позже переименованный в Тольятти, в честь тогдашнего генсекаитальянской компартии Пальмиро Тольятти. Во многом появление ВАЗа обязано именно хорошим дружеским отношениям советской партийной элиты с итальянскими коммунистами.

Выбор в пользу Фиата произошел по ряду многих причин, и дружба советских коммунистов с итальянскими - лишь одна из них. Фиат предложил более выгодные, по сравнению с французами условия, а сам предшественник «Копейки», FIAT-124 стал в 1966 году автомобилем года в Европе. Стройка автозавода началась в 1967 году и шла ударными темпами, вместо плановых шести лет завод возвели за три года.

Для конца 60-х годов FIAT-124 был машиной вполне современной, а в чем-то даже и передовой. Вот только задний привод, в те времена когда в Европе продвинутым считался передний, да двигатель с нижним положением распредвала выдавали в машине старую добрую классику. Но в первозданном виде FIAT на Волжском автозаводе в производство не пошел, несмотря на сильное внешнее сходство машин, у «Жигулей» от своего итальянского предшественника множество отличий.

Пока строился завод, итальянские машины проходили испытания на выносливость в СССР, в разных дорожных условиях, в разных климатических зонах от Крыма до Воркуты, правда, ехали они в такую даль не своим ходом, а на поезде. Итальянские машины не выдерживали испытаний, сыпалисьуже после 5 тыс. километров наших дорог и направлений, и по результатам испытаний в конструкцию «Копейки» было внесено множество изменений. Значительное количество изменений было внесено в конструкцию кузова, его пришлось усиливать во множестве мест, изначально ведь FIAT-124 разрабатывался с расчётом на европейские дороги, а не на наши реалии.

Изменения коснулись подвески, на Фиате сзади амортизаторы были внутри пружин, усилили шаровые опоры, диаметр диска сцепления был увеличен с 182 до 220 мм, к сожалению, задние дисковые тормоза уступили место более простым и неприхотливых в наших условиях барабанным. Следует, впрочем, отметить, что на Фиате с задними дисковыми тормозами тоже поспешили, они хоть и были эффективнее барабанных но требовали большего внимания и частого обслуживания, и некоторое время последующие модели Фиатов сходили с конвейера с барабанными задними тормозами. Редуктор заднего моста и коробка передач так же подверглись изменениям. Серьёзным изменениям подвергся двигатель, распредвал переместился в головку блока, были изменены система смазки, система охлаждения. В сумме, в конструкцию FIAT-124 было внесено около 800 изменений, перед тем как он стал привычной нам машиной, «Жигулями», «копейкой». Над внесением изменений в конструкцию работали итальянские инженеры.

С 1966 по 1970 год было собрано 35 различных образцов автомобиля, для проведения всесторонний испытаний. Пока строился завод, предсерийные образцы «копейки» намотали по советским дорогам и бездорожьям 2.5 миллиона километров.

Серийное производство «копейки» началось 19 апреля 1970 года. Выйдя из ворот нового автозавода, новый автомобиль произвел настоящий фурор на советском авторынке. Машина была динамичная, несмотря на относительно небольшую мощность 1.2 литрового двигателя в 62 л.с. Машина была элегантна, пробуждала интерес даже у прекрасной половины, мотивируя её представительниц идти в автошколу, если конечно у семьи была возможность приобрести этот ставший вмиг популярным и дефицитным автомобиль. Машина подарила советским автовладельцам доселе невиданное удобство – зимой не нужно было сливать из системы охлаждения воду при простое машины, в системе охлаждения был антифриз, известный нам под торговой маркой «Тосол». А еще, «копейка» подарила советскому автолюбителю автосервис. Создание сети СТО для обслуживания автомобилей было одним из основных требований итальянцев, согласно контракта. В общем, без каких либо преувеличений, с появлением «копейки» у советских автовладельцев началась новая эпоха…

Технические характеристики и устройство ВАЗ-2101, я думаю, описывать нет смысла. Их многие уз нас узнали на собственном опыте, с гаечными ключами в руках, познавая тонкости автомеханики. Много нареканий вызывает рулевое управление, оно очень простое – червячно-роликовый редуктор, лишенный каких либо усилителей, и поворот руля на вазовской классике требует немалых усилий. Но причина тугого руля кроется не только в конструкции редуктора.

С завода «копейка» шла на узкой резине 155 R13, это штатные, родные для «Лады» колёса. И при этом диаметр рулевого колеса был немаленький. Сейчас же всё с точностью до наоборот, стандартной для вазовской классики считается 175 R13, а руль ставят «спортивный», малого диаметра. Вот из-за этого и тяжело рулить, особенно когда машина стоит на месте. Включение передач четырёхступенчатой механической коробки отличается четкостью даже по прошествии многих лет и десятков тысяч километров пробега, чего увы, нельзя сказать о «Москвичах».

По паспорту разгон машины с нуля до ста занимает 22 секунды, что соответствует действительности на хорошей ровной трассе, хорошо отрегулированном карбюраторе, живом, бодром моторе и отсутствии сильного встречного ветра. Максимальная скорость – 140 км/час. Расход топлива по паспорту в городском цикле около 9.5 литров на 100 км, плюс-минус литр это тоже соответствует действительности.

Салон можно назвать лаконичным, передние сидения можно было разложить, образовав спальные места, удобными их, как и сами сидения, назвать не получается. Вообще, по эргономике места водителя «копейка» отставала от Москвича 412, но это тема отдельной статьи.

За время производства ВАЗ-2101 и её модификация ВАЗ-21011 с двигателем 1.3 литра, с 1970 по 1988 год было выпушено 2.7 миллиона машин. «Копейка» пользовалась популярностью не только внутри страны но и за рубежом, куда экспортировалась под красивым названием «LADA», причем не только в страны соцлагеря, но и во Францию, Британию, Швецию, Австрию, поставлялась в Африку и на Кубу, где «копейки» ездят до сих пор.

У нас же «копейку» можно встретить и сейчас, наверное, в любом уголке страны, по большей части, конечно, в глубинке, где не простота конструкции, неприхотливость и доступность запчастей в ближайшем сельском магазине ценятся больше, чем топовая комплектация разных новых европейских и корейских представителей автомобильного масс-маркета. В то же время, несмотря на распространённость «Жигулей», найти сейчас достойный экземпляр ВАЗ-2101, в оригинале, с кузовом не подвергавшимся переварке и перекраске в 10-й раз, очень сложно. Хорошо сохранившиеся ВАЗ 2101 – полноценные янгтаймеры, представляющие собой уже коллекционную ценность, и стоят уже соответствующих такой ценности денег, а обычную «копейку» можно купить за 10-25 тыс. рублей.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.

или попросту «Жигули» - это один из известнейших автомобилей советского производства, потомки которого выпускались аж до 2012 года. За время своего существования он претерпел достаточно серьезные изменения и получил несколько наград и премий, так что давайте расскажем о том, каким был жизненный путь этого автомобиля.

Откуда берет корни ВАЗ 2101


Самый первый ВАЗ 2101 был выпущен на Волжском автомобильном заводе в 1970 году. Это произошло благодаря подписанию в 1966 году соглашения между итальянской фирмой Fiat и Советским «Внешнеторгом» о сотрудничестве в области разработке легковых автомобилей. Именно в рамках этого соглашения и был принят проект строительства завода для автомобилей на территории СССР. По предварительным договоренностях на этом заводе должны были выпускаться сразу несколько автомобилей. Это должны были быть 2 автомобиля с кузовом седан в комплектации норма, и один автомобиль универсал в комплектации люкс. Если говорить о том, откуда вообще взялся концепт автомобилей класса норма, то в качестве прототипа был определен Fiat 124, который буквально в следующем году получил звание «Автомобиля года»

Чем не устроил FIAT 124 Российских инженеров

Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101. В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью. Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля.

После глубокой модернизации

Итальянские инженеры учли все пожелания советских исследователей и будущие Жигули обзавелись барабанными механизмами тормоза на задней оси, улучшенной передней и принципиально новой подвеской на задней оси и улучшенной коробкой передач. Это далеко не полный список доработок, которые были внесены в Fiat124R – русифицированную модель итальянского Фиата. Всего изменений насчитывалось более 800 и часть этих замечаний впоследствии использовалась лично компанией Фиат при разработке новых автомобилей своей серии. Эти требования советских инженеров и исследователей помогли компании Fiat собрать уникальные сведенья о надежности и проходимости автомобилей своей марки в условиях бездорожья.

Первые Автомобили сошедшие с конвейера

Самые первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, так что именно этот день можно назвать Днем Рождения «Жигулей». Стоит заметить, что первые автомобили были всего в двух цветовых вариантах и было выпущено 2 синих и 4 красных авто. Эти первые 6 прототипов показали отличные результаты на тестах и доработки оказались минимальными, так что уже в августе 1970 года завод заработал в полную мощность. А мощность завода действительно впечатляла. Уже до конца года на новопостроенном заводе в Тольятти было выпущено 21530 автомобилей Завод постепенно наращивал обороты и уже к 1973 году успевал за год выпускать 379 007 «Жигулей.

Откуда название «Жгули»

На самом деле название у ВАЗ-2101 могло быть и совсем другим. По одной версии названия родилось на заводе, и было утверждено еще в 1976 году, а по другой - придумывалось оно на конкурсной основе. О промежуточном итоге конкурса в 1970 года написал журнал «За рулем». Там же был опубликован и список из 1812 названий, которые были отобраны комиссией для рассмотрения. Всего же было прислано около 55 000 названий, часть их которых была забавной, часть смешной, а часть просто нелепой.

Как мог бы называться ВАЗ-2101:

  • Фиалка
  • Сокол
  • Перворожец
  • Мемориал
  • Юность
  • Мечта
  • Директивец
  • Сокол

Так или иначе, но итоговым названием стали именно «Жигули», а чуть позже в народе это авто прозвали не иначе, как «Копейка» за единицу в конце номера модели.

Классификации и нумерации

Стоит сказать и о том, что кроме существенных доработок по сравнению с итальянским прообразом, отечественные Жигули стали первым автомобилем, выпускаемым на территории СССР, который получил такой документ, как нормаль ОН 025370-66. Этот документ регламентировал классификацию и систему обозначения подвижного состава. Теперь каждому новому автомобилю серии или прицепа присваивался четырехзначный номер, две первые цифры которого обозначали класс авто или прицепа, а последние две – его модель. Иногда использовалась и пятая цифра, которая говорила о том, что этот автомобиль – модификация определенной модели и можно было сразу понять, какие изменения внесены в конкретно этот автомобиль. Также порой использовались и дополнительные цифры в номере. Шестая цифра могла показывать для какого климата предназначен автомобиль и предназначался ли он для импорта. В редких случаях через дефис дописывались и дополнительные цифры, которые показывали, что этот автомобиль является промежуточной модификацией авто.

Существующие модификации копейки

Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических.

ВАЗ- 2101 . Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.

ВАЗ-21011. Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра. Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора. Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.

ВАЗ-21013. Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013. Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества. В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин. Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.

ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей. В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса. Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.

ВАЗ-2101 пикап. Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода. Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг. Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».

«Лимузин» ВАЗ 2101. Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.


Факты о ВАЗ-2101

Много интересных историй ходит об этом автомобиле, который успел полюбиться отечественным автомобилистам, но самые необычные из этих фактов стоит описать отдельно, ведь Копейка хоть уже и снята с производства, до сих пор частенько встречается на наших дорогах. Стартер и пусковая рукоятка Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку. Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки. По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

Стартер и пусковая рукоятка копейки

Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку. Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки. По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

Иностранные запчасти в ВАЗ-2101

Естественно, что не все детали, используемые для выпуска первых Жигулей были отечественными. Под капотами некоторых Копеек можно было найти карбюраторы от Weber, некоторые авто оснащались не разборными амортизаторами иностранного производства, которые были намного надежнее и долговечнее отечественных. Та же ситуация бывала и со свечами зажигания.

Не обошлось и без курьёзов

Всего существовало три вида эмблем для Жигулей. Самой известной из них была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года. Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом. Автомобиль с таким логотипом – это настоящий раритет. Однако, еще более редким логотипом является ошибочно изготовленный логотип с замененной буквой кириллической буквой «Я» на латинскую «R». Произошло это по причине того, что первую партию эмблем заказали на заводе Фиат в Турине и там Итальянцы по недосмотру попросту перепутали буквы. Все эмблемы, а было их около 30 штук, сотрудники ВАЗа попросту разобрали на сувениры и сейчас эта эмблема очень ценится, но достать ее практически невозможно.