Из каких частей состоит автобус. Компоновки автобусов. Скрытое в деталях


К атегория:

Автомобильные кузова



Кузова легковых автомобилей и автобусов и кабины грузовых автомобилей

Автомобильные кузова различаются главным образом по назначению и по конструкции. При классификации кузова обраща-’ ется внимание также на форму и название кузова (седан, кабриолет и др.), характеризующие его вместимость, устройство крыши, количество дверей и т. п. На рис. 1 приведена схема классификации кузовов по форме, предложенной Я. Павловским («Автомобильные кузова», изд-во «Машиностроение», 1977 г.). В этой схеме кузова в зависимости от формы делятся на два основных вида: классические, в которых отсек двигателя размещен за пределами помещения водителя и пассажиров и образует отдельный элемент формы, и вагонные, в которых двигатель размещен в помещении водителя и пассажиров.

По названию различают следующие основные типы кузовов легковых автомобилей, выпускаемых нашей промышленностью; «седан» четырехдверный закрытый («Волга», «Москвич», ВАЗ, ЗИЛ-117, ГАЗ-14 «Чайка»); «седан» двухдверный («Запорожец»); кабриолет с открывающимся верхом (УАЗ-469); универсал с вагонной компоновкой задней части кузова (УАЗ-452).

По назначению различают три основные группы кузовов: для перевозки людей (легковые автомобили, автобусы, грузо-пассажирские автомобили); для перевозки грузов (платформы, цистерны, фургоны, самосвалы и др.) и кузова специального назначения (санитарные, пожарные и др.).



Кузова легковых автомобилей

Все кузова легковых автомобилей массового производства цельнометаллические, сварные, несущей конструкции, изготовлены из листовой стали толщиной 0,6-1,2 мм.

Корпус кузова представляет собой сварную неразборную жесткую пространственную ферму. Основными несущими элементами фермы являются такие детали коробчатого сечения, как стойки боковины (рис. 2), лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и различные поперечины. Эти элементы в сочетании с несущими внутренними и наружными панелями и соединенными деталями обеспечивают требуемую жесткость кузова. В связи с тем что в автомобиле нет обычной рамы, все нагрузки, возникающие при движении автомобиля, воспринимает кузов.

Двери кузова легковых автомобилей выполнены в виде двух штампованных панелей: наружной и внутренней, соединенных между собой при помощи фланцев, соединителей и надставок.

Рис. 1. Схема классификации кузовов по форме

Рис. 2. Кузов легкового автомобиля: а - верхняя часть (надстройка):
1 - панель крыши; 2 - нижняя задняя панель: 3 - усилитель наддверной балки; 4 - усилительная рама заднего окна; 5 - наддверная балка; 6 - полка задней части кузова; 7 - усилительная рама ветрового окна; 8 - внутренняя панель средней стойки; 9 - задняя панель боковины, объединенная с задним крылом; 10 - средняя стойка; 11 - нижняя панель боковины; 12 - передняя стойка; 13- наружная панель передка; 14 - внутренняя панель передка; 15 - кожух переднего колеса; 16 - передний щит;
б - нижняя часть (основание):
1 - передняя поперечина основания; 2 - нижняя поперечина переднего щита; 3 - опора спинки заднего сиденья; 4 - панель пола багажника; 5 - наружный кожух заднего колеса; 6 - внутренний кожух заднего колеса; 7 - задняя продольная балка; 8 - подставка заднего сиденья; 9 - передний пол в сборе; 10 - порог; 11 - передний усилитель пола; 12 - передняя продольная балка основания; 13 - фартук кожуха колеса

Верхняя часть двери кузова автомобиля «Москвич» представляет собой П-образную рамку, сваренную встык из двух отрезков профиля, образованного прокатной стальной лентой на роликовом станке. Нижние концы рамки пропущены внутрь корпуса и соединены с ним сваркой. Применение дверей рамочного типа позволяет уменьшить толщину стоек двери и увеличить площадь дверного окна. В закрытом положении двери кузовов легковых автомобилей удерживаются замками роторного типа.

Кузов автомобиля ЛуАЗ-969М - металлический, полунесущей конструкции, двухдверный. Верх - мягкий, задний борт откидывается. Предусмотрены четыре сиденья, причем задние сиденья могут складываться на надколесные ниши, освобождая место под грузовую платформу размером 1300×1100 мм.

Кузов автомобилей семейства УАЗ-469 цельнометаллический, открытый, со съемным тентом, четырехдверный, с задним откидным бортом.

Съемными и заменяемыми в корпусе кузова выполнены двери и задний борт. Передние и задние двери взаимозаменяемы. На кузове установлено съемное оперение, состоящее из облицовки радиатора, крыльев брызговиков и крышки капота. Рама ветрового окна установлена на кузове на петлях и может быть откинута на капот (при снятии тента) и закреплена на нем ремнями. С тентом ветровое окно закрепляется запорами на петли приборов.

Кузова автобусов

Кузова автобусов подразделяют по видам пассажирских перевозок на городские, пригородные, районные (местного сообщения), междугородные, туристские, школьные и служебного пользования.

В городских автобусах, предназначенных для перевозок пассажиров в городах, применяют планировку пассажирского помещения с двумя или тремя рядами сидений и широким центральным проходом между сиденьями. Широкие двери и расположенные около них дополнительные площадки, небольшая высота подножек и уровня пола пассажирского помещения над поверхностью дороги повышают удобства входа в городской автобус и выхода из него.

Пригородные автобусы, используемые для сообщения города с пригородом, изготавливают на базе городских, но по сравнению с последними они имеют большее число мест для сидения.

Автобусы районного или местного сообщения применяют для перевозки пассажиров между небольшими городами и населенными пунктами, а также внутри населенных пунктов, для служебных перевозок сотрудников предприятий и учреждений, обслуживания санаториев и курортов, маршрутных таксомоторных перевозок и т. п.

Конструктивно автобусные кузова могут различаться по способу соединения основных элементов - разъемные и неразъемные; по способу изготовления профилей - гнутые профили открытого типа, прямоугольные стальные трубы, алюминиевые профили. В зависимости от материала, из которого изготовлены кузова, они бывают стальные, алюминиевые или алюминиевых сплавов, комбинированные (дерево-металлические) и из пластических масс.

Рис. 3. Каркас кузова автобуса ЛАЗ-695Е:
1 - поперечина буксирного прибора; 2 - каркас задней части кузова; 3 - дополнительная левая продольная балка; 4 - каркас крыши; 5 - каркас левой боковины; 6 - кар кас передней части кузова; 7 - передняя обвязка основания; 8 - левая продольная балка; 9 - правая продольная балка; 10 - каркас правой боковины; 11 - правая дополнительная продольная балка

Под разъемной понимается конструкция кузова, основные элементы которого (основание, борта и крыша) соединяются между собой болтами или заклепками. Это снижает трудоемкость ремонта кузовов, но при эксплуатации болтовые и заклепочные соединения ослабевают и требуется периодическая их подтяжка.

Основным эксплуатационным преимуществом сварных конструкций является отсутствие крепежных деталей и необходимость их подтяжки.

Кузова автобусов ЛиАЗ-677, ЛАЗ, ПАЗ-672, ПАЗ-Э201, Икарус, РАФ-697, РАФ-2203 представляют собой цельнометаллическую пространственную несущую систему вагонной компоновки (рис. 3).

Основным несущим элементом кузова ЛиАЗ-677, ЛАЗ и Икарус является их основание. Кроме основания, несущие функции выполняют также пол кузова и кожухи колес. Каркас кузова также является несущим элементом, воспринимающим частично нагрузки их кузова. У автобуса ПАЗ-672 кузов представляет собой жесткую сварную силовую конструкцию, усиленную наружными облицовочными панелями.

Кузов автобуса РАФ-2203 и РАФ-691 представляет собой жесткую ферму, сваренную из нескольких заранее собираемых элементов.

Все основные элементы кузова изготовлены штамповкой из малоуглеродистой листовой стали и сварены при помощи контактной точечной электросварки. Некоторые соединения усилены дуговой и газовой сваркой.

В несущей системе кузова нет болтовых соединений, требующих периодической проверки и подтяжки при эксплуатации автобуса.

Кузова автобусов состоят из основания, пола, боковин (левая и правая), крыши, передней и задней частей. Задняя часть кузова автобуса ПАЗ-672 образована закруглениями боковин и установленными при стыковке кузова двумя поясами (верхним и средним) и двумя средними панелями (наружной и внутренней). Все узлы кузова ПАЗ-672 соединены между собой электродуговой или электроконтактной сваркой.

Кузов автобуса КАвЗ-685 цельнометаллический, сварной, не несущий. Каркас кузова образуется из отдельно свариваемых узлов: основания с настилом пола, боковин, крыши, передней части кузова, передней части кабины автомобиля ГАЗ-53А. Основание является базовым узлом, на котором стыкуются все узлы каркаса. Снаружи каркас кузова облицовывается панелями. Соединение узлов между собой и обшивки с каркасом осуществляется сваркой. В сваренном состоянии кузов представляет жесткую пространственную систему, работающую совместно с рамой от грузового автомобиля FA3-53A. Соединение кузова с рамой полужесткое, с помощью стремянок и болтов через резиновые прокладки. Кузов в сборе с внутренним оборудованием автобуса свободно демонтируется с шасси.

Все элементы каркасов кузовов выполнены из тонкостенных стальных труб прямоугольного сечения (кузова автобуса ЛАЗ, Икарус, основание автобуса ЛиАЗ-677, крыша кузова ПАЗ-672) или из стальных омегообразных профилей (каркас боковины кузова до подоконного бруса и поперечные элементы - шпангоуты - каркаса крыши автобуса ЛиАЗ-677, боковины кузова ПАЗ-672 и др.).

Основание кузова автобуса ПАЗ-672 представляет собой раму, состоящую из двух продольных балок швеллерного сечения, соединенных семью поперечинами, из которых пять имеют закрытое коробчатое сечение, одна - омегообразное и одна - швеллерное.

Монолитный сварной каркас из прямоугольных или омегообразных стальных труб обеспечивает высокую прочность, жесткость и долговечность кузовов, что значительно снижает потребность в техническом обслуживании и ремонте.

Для вентиляции кабины водителя предусмотрен открывающийся люк в наклонной части пола, вентилятор и опускающееся стекло двери водителя, а для вентиляции салона - люки крыши.

Полы автобусов ЛиАЗ-677, ПАЗ-672 и ЛАЗ-699 выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 12 мм. Полы автобусов ЛАЗ-695Е в средней части, автобусов ЛA3-695M и ЛАЗ-697М по всей площади и панель пола водителя выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм. Боковые части пола автобусов ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-697Е, расположенные под сиденьями, выполнены из стальных панелей толщиной 1,2 мм, прикрепленных к основанию электроточечной сваркой. Пол автобусов Икарус выполнен из прессованных древесных плит. Колесные кожуха автобуса ЛАЗ-698 выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм и приклепаны к продольным балкам и боковине алюминиевыми заклепками. Колесные кожуха автобусов ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-697Е выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм. Пол кожуха колес и подножки закрыты резиновым ковром, закрепленным декоративными алюминиевыми уголками.

Наружная облицовка боковин кузовов автобусов ЛиАЗ-677, ЛАЗ и ПАЗ-672 выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 1,8 мм. Крепление ее к каркасу ЛиАЗ-677 и ПАЗ-672 осуществляется алюминиевыми заклепками, а к каркасу ЛАЗ - стальными пластинчатыми электрозаклепками электроточечной сваркой. Наружная облицовка передней и задней частей кузовов ЛиАЗ-677, ЛАЗ и ПАЗ-672 выполнена из стального листа толщиной 1,0 мм, прикрепленного к каркасу электроточечной сваркой. Наружная облицовка автобуса Икарус выполнена из стальных листов толщиной 1 мм. Внутренняя обивка кузовов ЛАЗ и Икарус до уровня окон изготовлена из декоративной фанеры, а потолок пассажирского салона - из слоистого пластика. Внутренняя облицовка боковин и крыши кузова автобуса ЛиАЗ-677 изготовлена из слоистого пластика, наклеенного на каркасный картон. Каркас крыши кузова ПАЗ-672 снаружи облицован стальным листом. Внутренняя (центральная) часть крыши автобуса ПАЗ-672, боковины кузова, стойки между окнами и дверь водителя облицованы крашеным каркасным картоном или слоистым пластиком. Детали обивки боковины этих автобусов крепятся алюминиевыми профилями и самонарезающими винтами. Полихлорвиниловые декоративные шнуры вставляются в пазы алюминиевых профилей и скрывают места крепления.

Передние и задние пассажирские двери на автобусах ПАЗ-672, ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-698 - четырехстворчатые, на автобусах ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М - передние двери трехстворчатые, а задние - четырехстворчатые, на автобусах КАвЗ-685 передняя пассажирская дверь одностворчатая. В кузовах автобусов ЛАЗ-697Е и ЛАЗ-697М имеются две двери: дверь водителя и дверь пассажирского салона. Все двери водителя на автобусах одностворчатые. Трехстворчатые и четырехстворчатые двери открываются при помощи пневматических механизмов, привод которых осуществляется с помощью крана управления дверьми, который расположен в кабине водителя. Пассажирские двери открываются внутрь кузова.

Каждая половина двери пассажирского помещения имеет отдельный механизм открывания дверей. Они установлены в кузове автобуса на уровне пола. Пневматические механизмы открывания дверей управляются водителем посредством электропневматического привода. Правая полость цилиндра механизма открывания дверей сообщается с воздушным баллоном пневмосистемы автобуса. В левую полость цилиндра воздух может быть впущен или выпущен из него при помощи электропневматического клапана.

Двери автобусов Икарус моделей 556, 180, 260 и 280 многостворчатые. Оси створок дверей вверху вращаются на подшипниках, а внизу - на поворотных пальцах, при помощи которых створки дверей можно поднимать или опускать. Количество створок дверей различное. Так, у автобуса Икарус-556 по одной двустворчатой, трехстворчатой и четырехстворчатой двери, у Икаруса* 180 две двустворчатые двери и по одной трехстворчатой и четырехстворчатой, у Икаруса-250 три четырехстворчатые, у Икару-са-280 четыре четырехстворчатые.

Открываются и закрываются двери в автобусах Икарус моделей 180, 556, 260 и 280 с помощью пневматических цилиндров и механизмов управления дверьми.

Кузов автомобиля РАФ-2203 имеет четыре одностворчатые двери, подвешенные каждая на двух петлях, одна из них - задняя- открывается вверх.

Две двери обеспечивают доступ в пассажирский салон, а две другие - в кабину водителя.

Для входа и выхода пассажиров служит дверь салона в правой боковине; задняя дверь служит для’ доступа к багажному отделению, расположенному в пассажирском салоне за задними сиденьями, к люкам топливного бака в полу, к инструменту водителя и принадлежностям, к запасному колесу. Дверь кабины водителя имеет наклонную переднюю оконную стойку и снабжена форточкой. Проем двери уплотнен резиновыми уплотнителями.

В дверях установлены безопасные замки. Фиксатор замка крепится двумя винтами и имеет возможность регулировки вследствие установки в стойках дверей плавающих бобышек. Фиксатор предохраняет дверь от провисания в петлях и от самопроизвольного открывания при частичной деформации дверных проемов.

Кузова и кабины грузовых автомобилей

Кузова грузовых автомобилей бывают открытые (платформы, самосвалы и др.) и закрытые (фургоны, цистерны и др.).

На автомобиле-тягаче КамАЭ-5320 установлена металлическая бортовая платформа, состоящая из основания, шести бортов и каркаса с тентом.

Основание платформы выполнено в виде металлического каркаса, состоящего из двух крайних профилей, обвязок и трех продольных усилителей, связанных семью поперечными балками. Обвязки, усилители и балки изготовлены из листовой стали толщиной 2,8-3 мм.

Борта платформы состоят из металлического каркаса и профилированной панели, изготовленной из листовой стали толщиной 1 мм. Боковые и задние борта откидные. Передний борт жестко прикреплен к основанию платформы. Между боковыми бортами имеются откидные стойки, закрепленные шарнирно в кронштейнах основания. Стойки фиксируются в вертикальном положении специальными болтами. Кроме того, стойки стягиваются между собой цепью с натяжным устройством. Борта запираются угловыми и боковыми запорами. К поперечным балкам каркаса прикреплены болтами и хомутами два продольных деревянных бруса.

На каркасе платформы установлено восемь деревянных щитов, которые изготовлены из досок толщиной 34 мм, соединенных между собой металлическими профилями. В бортах платформы имеются гнезда для установки каркаса тента, который состоит из шести стоек, устанавливаемых в соответствующие гнезда.

Кабины грузовых автомобилей массового производства закрытого типа, двух- или трехместные. Кабины грузовых автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53, МАЗ-500 и КамАЗ цельнометаллические, двухдверные; закрытые корпуса этих кабин сварены из заранее собранных крупных узлов: боковых панелей, панели крыши, задней панели, верхней панели и каркаса. Необходимая жесткость панелей обеспечивается ребрами различной формы: каркаса кабины - коробчатыми замкнутыми сечениями, образуемыми при сопряжении панелей после сварки; крыши - куполообразной ее формой.

Основные детали кабины изготовлены из листовой стали толщиной 0,8-1,2 мм.

Кабина грузового автомобиля КрАЗ закрытая, полуметаллическая (каркас деревянный, облицовка металлическая). Кабины автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-500, КрАЗ и КаМАЗ - трехместные (отдельно - одноместное сиденье для водителя и двухместное для пассажиров). Положение сиденья водителя можно регулировать в горизонтальном направлении, а также по наклону сиденья и спинки.

Двери кабин, как и двери легковых автомобилей, собраны из наружной и внутренней панелей и навешены на кабину на двух петлях. В закрытом положении двери кабин удерживаются на месте замком и фиксатором. Благодаря наличию на упоре замка двери кабины автомобиля КрАЗ двух гребней двери могут удержаться на месте в двух положениях: в плотно закрытом состоянии и в неплотно закрытом положении, когда остается небольшой зазор.

Обслуживание двигателя, его систем и других узлов, расположенных под кабиной автомобилей МАЗ-500 и КамАЗ, обеспечивается путем опрокидывания ее вперед на передних опорных шарнирах.

Оригинальной конструктивной особенностью кабины автомобиля КамАЗ является передняя облицовочная панель, при подъеме которой открывается свободный доступ к отопителю, устройствам очистки и обмывки ветровых стекол, к приборам электрооборудования, монтажным схемам электрических и пневматических систем, передним опорам кабины и т. д. Облицовочная панель состоит из двух частей, верхней и нижней, соединенных между собой болтами. Нижняя облицовочная панель имеет решетку для подвода воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя и отверстия под фары. В подтянутом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, состоящими из стойки, обоймы и защелки, фиксирующей упоры при поднятой облицовке. В опущенном положении облицовочная панель запирается двумя замками, которые винтами крепятся к нижней части облицовки.

Современный уровень развития автомобильных перевозок обусловливает непрерывно растущую потребность в выпуске большого количества автомобилей с кузовами специального назначения (рефрижераторами - для перевозки скоропортящихся продуктов; кузова для перевозки сыпучих грузов - зерно, песок, цемент, походные мастерские и др.).

Разнообразие перевозимых грузов и различные требования к их транспортировке нашли отражение в конструктивных особенностях моделей ряда кузовов, разработанных в ПКБ Главмосавто-транса. Эти кузова специализированы по виду перевозимого груза и типу шасси, для которых они предназначены. Все кузова - типа «закрытый фургон». К ним относятся: изотермические кузова моделей У94, У127 и У125П, кузова с подъемной крышей моделей У122, У123 и У124, установленные на соответствующие шасси, и др.

Сиденье и остекление автомобилей и автобусов

Сиденья в автомобилях типа «седан», кроме ГАЗ-14 «Чайка», установлены в два ряда. Для обеспечения наиболее удобной посадки водителя и пассажира (в соответствии с ростом) положение каждого переднего сиденья (рис. 4) можно регулировать по длине пола кузова. Для продольного перемещения переднее сиденье установлено. на салазках. Пассажир, сидящий на сиденье, поворачивает рукоятку / и, упираясь ногами в пол, устанавливает сиденье в удобное положение. Опуская рукоятку, фиксирует сиденье в выбранном положении.

Спинка сиденья прикреплена к подушке при помощи двух шарниров, позволяющих изменять ее наклон.

Для посадки на передних сиденьях трех человек в кузове ГАЗ-24 устанавливается съемный вкладыш между подушками, а проем между спинками заполняется приставкой, увеличивающей спинку правого сиденья. При посадке на первом сиденье двух человек приставку спинки можно повернуть и использовать как средний подлокотник.

Для отдыха или ночлега в салоне кузова сиденья могут быть использованы для устройства спальных мест. Для этого продвигают переднее сиденье вперед до отказа, поднимают рычаг 2,опускают спинку до горизонтального положения и опускают рычаг. При совпадении спинки переднего сиденья с подушкой заднего сиденья рычаг поджимают вниз.

Конструктивно передние и задние сиденья выполнены в виде отдельных металлических каркасов для подушек и спинок, на которые установлены зигзагообразные пружины, связанные по периметру наружной поверхности легкой проволочной рамкой. Пружины обтянуты мешковиной, пронизанной проволокой. Затем установлены прокладка из губчатого блока и верх обивки.

Сиденья в автобусах применяются двух видов - регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые по углу наклона спинки одноместные пассажирские сиденья, имеющие подушки и спинки, повышенной мягкости, устанавливаются в автобусах междугородного и туристского назначения (автобусы Икарус-250, -255 и др.). Нерегулируемые пассажирские сиденья устанавливаются в автобусах городского назначения. Сиденья состоят из каркаса, подушки и спинки.

Пассажирские сиденья автобуса ЛиАЗ-677 - полужесткие, нерегулируемые, на трубчатом каркасе. В качестве амортизирующего элемента подушки и спинки применяется формованная губчатая резина. Подушки и спинки обивают винилискожей с прерывистым покрытием на кирзе. Заменителями могут служить пористый текстовинит и обивочная винилискожа с прерывистым покрытием на молескине.

Рис. 4. Переднее сиденье легкового автомобиля

Рис. 5. Сиденье водителя автобуса Икарус

Подушка и спинка нерегулируемых сидений автобусов ЛАЗ представляют собой деревянную рамку, на которой установлены специальные плоские пружины, покрытые упругим элементом из губчатой резины. Подушка сиденья автобуса ПАЗ-672 состоит из фанерного основания, к которому прикреплена резиновым клеем мягкая прокладка из латексной губки. Сверху подушка покрыта обивкой из искусственной кожи. На всех отечественных автобусах, кроме автобуса КАвЗ-685, сиденья водителя регулируются в горизонтальной и вертикальной плоскостях, возможна также регулировка угла наклона спинки для удобного положения тела водителя. Наклон спинки сиденья водителя на автобусе Икарус (рис. 5) регулируется рычагом, подушки сиденья - рычагом, положение сиденья по высоте - рычагом, амортизация подушки сиденья в зависимости от массы водителя - рычагом и спинки в горизонтальной плоскости - рычагом. При регулировке амортизации сиденья фиксатор рычага должен быть переставлен в передние отверстия, если масса водителя 70 кг. При массе водителя 70-90 кг фиксатор рычага 4 должен быть переставлен в средние отверстия, а при массе водителя свыше 90 кг - в задние отверстия.

На всех автобусах ЛАЗ сиденье водителя (рис. 6) имеет гидравлический амортизатор, который служит для смягчения динамического воздействия и гашения колебаний, возникающих при движении автобуса.

На автобусе ЛиАЗ-677 амортизирующим элементом спинки сиденья водителя является губчатая резина, опирающаяся на резиновые ремни. Подставка представляет собой пружинно-гидравлический амортизатор с механизмом регулировки сиденья водителя по высоте.

Все сиденья салона автомобиля РАФ-2203 по конструкции не отличаются друг от друга. Сиденье водителя состоит из подушки и спинки, собранных на штампованных каркасах и соединенных при помощи болтов через штампованные элементы. В качестве упругого элемента применяется латекс или пенополиуретан специального состава. Обивка выполняется из легко моющихся качественных кожзаменителей. Сиденье водителя имеет регулировку наклона спинки и положения вдоль оси кузова.

Сиденья установлены при помощи болтов на сварные подставки из квадратных труб и штампованные ножки, прикрепленные к полу болтами.

Сиденье водителя автомобиля КамАЗ (рис. 7) имеет механизм подрессоривания торсионного типа с гидравлическим амортизатором. Жесткость подвески регулируется в зависимости от массы водителя. Подрессоривание осуществляется пластинчатым торсио-ном, установленным в трубе.

Подушка и спинка сиденья водителя автомобиля КамАЗ выполнены из губчатой резины толщиной 50-70 мм. Основания подушки спинки изготовлены из листовой стали и имеют чашеобразную форму для удобства посадки водителя. Подушка и спинка обиты искусственной кожей с поролоновой обивкой.

Рис. 6. Сиденье водителя автобуса ЛАЗ-695Е
1 - кнопка фиксатора регулировки наклона спинки; 2 - кнопка фиксатора подушки сиденья; 3 - рама основания; 4 - подвижная часть подставки сиденья; 5 - гидравлический амортизатор: 6 - гайка; 7 - фиксирующий рычаг продольного перемещения; 8 - рычаг

Рис. 7 Сиденье водителя автомобиля КамАЗ:
1 -рукоятка механизма регулировки; 2 - боковина сиденья; 3 - рычаг гребенки; 4 - указатель регулировки жесткости подвески; 5 - амортизатор: б - труба торсиона; 7 - остов сиденья; 8 и 9 - рычаги подвески; 10 - нижние направляющие; 11 - гребенка; 12 - возвратная пружина; 13 -- тяга; 14-стопор; 15 - рычаг стопора; 16 - верхние направляю-: щие

Угол наклона спинки сиденья изменяется при помощи механизма регулировки угла наклона. Спинка может занимать три фиксированных положения с наклоном от вертикали на угол от 9 до 19°.

При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический телескопический амортизатор, установленный за спинкой сиденья и укрепленный одним концом на основании сиденья, а другим - в поперечине остова сиденья. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами. Подвеска рассчитана на массу водителя от 50-130 кг.

Продольное перемещение водителя осуществляется передвижением верхних направляющих вместе с механизмом подрессорива-ния и сиденьем по неподвижным нижним направляющим, прикрепленным к полу кабины.

Среднее пассажирское сиденье унифицировано с сиденьем водителя, но не имеет подвески и не регулируется. Правое пассажирское сиденье имеет металлический пружинный каркас. Механизм регулировки продольного перемещения сиденья аналогичен механизму продольного перемещения сиденья водителя. Угол наклона спинки изменяется от 12 до 27°. Спинка может занимать пять фиксированных положений. Подушки и спинки выполнены из губчатой резины толщиной 60-75 мм на металлическом каркасе и зигзагообразных пружин. Спинка увеличенной высоты с подголовником. Двухместное сиденье автомобиля-самосвала КамАЗ-5510 устанавливается на трех штампованных подставках, которые болтами крепятся к полу.

Рис. 8. Окно боковины автобуса РАФ-2203:
1 - направляющая подвижного стекла; 2 - скоба крепления направляющих; 3 - рамка; 4 - уплотнитель подвижного стекла; 5, 7 - уплотнители неподвижного стекла; 6 - вкладыш рамки; 8 - стойка; 9 - неподвижное стекло; 10 подвижное стекло

Спальное место, которым оборудуется часть автомобилей-тягачей КамАЗ-5410, расположено сзади за сиденьями водителя и пассажиров и оборудовано матрацем из поролона толщиной 100 мм с обивкой из искусственной кожи, двумя ремнями безопасности и раздвигающимися шторками.

Остекление кузовов. Все стекла дверей легковых автомобилей в отличие от стекол прежних моделей имеют не прямолинейную поверхность, а гнутую в соответствии с формой поверхности дверных панелей. Опускные стекла перемещаются в специальных направляющих ворсистых желобках при помощи стеклоподъемников.

Боковые окна автобусов прямоугольные с раздвижными или откидными форточками. В задней части кузова автобусов имеют ся глухие окна. Раздвижные окна боковин автобуса РАФ-220; (рис. 8) снабжены “запорами, они могут свободно открываться и фиксироваться в требуемом положении.

Для всех окон кузовов применяются безопасные, закаленные, высокопрочные стекла, которые при разрушении растрескиваются и распадаются лишь на мелкие осколки, не имеющие острых клиньев. Для ветрового и заднего окон применяются безопасные панорамные стекла. Стекло ветрового окна полированное, трехслойное, заднее закаленное. Полированное стекло исключает какие-либо оптические искажения. Для остальных окон допускается применение неполированного стекла. В нижней части каждой двери имеется по две щели для стока воды, попадающей между панелями.

Остекление кабины автомобиля КамАЗ состоит из ветрового окна, двух задних окон и окон дверей. Стекла ветрового окна плоские, трехслойные типа «Триплекс». Два задних окна кабины имеют неполированные стекла. Двери имеют опускаемые стекла и поворачивающиеся форточки. Стекла дверей закаленные, неполированные. Форточка двери поворачивается в проеме на двух осях. Нижняя ось и гнездо верхней оси форточки приварены т. в. ч. к стеклу форточки. К стеклу также приварена ручка запора форточки. Опускные стекла дверей перемещаются вверх и вниз при помощи рычажных или тросовых стеклоподъемников по направляющим, в которые установлены резиновые уплотнители.

К атегория: - Автомобильные кузова

Наиболее приемлемой классификацией автобусов по назначению следует считать их деление на три класса: I - городские; II - междугородные; III - дальнего следования.

Для отечественных автобусов можно выделить еще дополнительный класс ведомственных автобусов, предназначенных для доставки людей к месту работы.

К автобусам класса I относят городские автобусы, обладающие наибольшей вместимостью (наличие большого числа стоячих мест) и высокими параметрами пассажирообмена (большие площадь пола и ширина дверей, низкий уровень пола и др.), и максимально

Характеристики легковых автомобилей с кузовами различных типов

Таблица 2.1

Внешний вид

Название

Характеристика

Закрытый кузов

Удлиненная база, четыре боковые двери, два (три) ряда сидений, застекленная перегородка за первым рядом

Седан (хэтчбек, салун, берлина)

Нормальная база, четыре или две боковые двери, два (три) ряда сидений

Купе (берлинетта)

Укороченная база, две боковые двери, один (два) ряда сидений

Полностью открывающийся кузов

Фаэтон (устаревшее - Торпедо)

Удлиненная или нормальная база, число дверей и рядов сидений зависит от базы

Родстер (слайдер)

Укороченная база, две боковые двери

Грузопассажирские кузова

Универсал (стейшен вэгон, фамильяле, эстейст, бреак)

Закрытый кузов со складывающимся задним рядом сидений, за счет чего можно увеличить помещение для груза

Закрытая кабина с одним (двумя) рядами сидений и грузовая платформа

Хэтчбек (комби, лиртбек, свинчбек)

Занимает промежуточное положение между универсалом и седаном, имеет две (четыре) боковые двери и дверь в наклонной задней стенке

с ними унифицированные пригородные автобусы, предназначенные для пассажирского сообщения города с ближним пригородом.

Автобусы класса II предназначены для обеспечения междугородных перевозок районного и областного масштабов, сообщения городов с дальним пригородом, местных перевозок в сельской местности. Они отличаются от автобусов класса I большей долей числа мест для сидения, наличием в основном четырехрядной планировки, отсутствием накопительных площадок с размещением стоящих пассажиров только в проходе, уменьшенным числом служебных дверей, повышенными параметрами геометрической проходимости, комфортабельностью для пассажиров и т.д.

Автобусы класса III предназначены для перевозки только сидящих пассажиров в условиях высокого комфорта на дальние расстояния и в туристических или экскурсионных целях. Они снабжены багажными отделениями и рядом дополнительного оборудования: радио- и телеустановками, местом для гида, гардеробом, баром, туалетом, индивидуальными освещением и вентиляцией, системой кондиционирования и т.д. Автобусы класса III могут быть выполнены повышенной этажности, с наклонно расположенным салоном для улучшения обзорности и иметь разнообразные компоновочные схемы.

По размерам автобусы подразделяют на особо малые, средней размерности, большие, особо большие или сочлененные.

Особо малые автобусы можно классифицировать следующим образом. К классу I могут быть отнесены особо малые автобусы, выполняющие функции маршрутных такси, т.е. осуществляющие перевозки на внутригородских коротких маршрутах.

К классам II и III можно отнести автобусы особо малой категории, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров с различной степенью комфортабельности, определяемой планируемой продолжительностью поездки.

Большинство выпускаемых в мире малых автобусов относится к классам II и III. Малыми автобусами класса II являются отечественные ПАЗ-3205, имеющие в основном четырехрядную планировку салона, одну или две служебные двери, поручни для стоящих в проходе пассажиров и предназначенные для перевозок пассажиров на местных маршрутах. Малые автобусы в зависимости от класса назначения имеют полную вместимость 25-50 пассажиров и полную массу в наиболее характерных диапазонах: 5,3-6,5 и 8,2-8,8 т.

Автобусы средней размерности , как правило, унифицированы с большими автобусами, чему в значительной мере способствует приобретающая популярность модульная конструкция кузова. Средние автобусы производят многие европейские фирмы, но их выпуск относительно невелик. В отечественной промышленности средние автобусы классов II и III представлены семейством ЛиАЗ. Средние автобусы имеют вместимость 55-75 пассажиров и полную массу 9,5-13,5 т.

Большие автобусы составляют наибольшую долю в мировом производстве автобусов, кроме особо малых. Эта размерность автобусов характеризуется наибольшим разнообразием конструкций и компоновочных схем. Наибольшую часть выпуска составляют автобусы класса I с различными вариантами планировок салона. При наиболее типичных схемах планировки автобусов для внутригородских перевозок число пассажиров можно определить осредненно как произведение длины автобуса (м) на 10, т.е. при длине автобуса 9,5 м - 95 пассажиров. Большое число планировок салона, применяющихся ведущими автобусостроительными фирмами, приводит к определенному стиранию граней между автобусами классов I и II. Автобусы классов I и II имеют вместимость 80-120 пассажиров и полную массу 14-18,5 т. Большие автобусы класса III конструктивно представляют собой наиболее разнообразную группу: их выполняют двух- и трехосными, одно-, полутора- и двухэтажными, с большим ассортиментом дополнительного оборудования. Следует отметить, что европейская классификация распространяется лишь на одноэтажные автобусы.

Особо большие или сочлененные автобусы производятся на тех же предприятиях, что и большие автобусы, и максимально унифицированы с ними. В подавляющем большинстве они представляют собой автобусы класса I, за исключением единичных моделей сочлененных автобусов классов II и III. Особо большие автобусы выпускаются длиной 16,5-18 м, имеют вместимость 145-184 пассажира и полную массу 24-28 т. Эти автобусы предназначены для осуществления перевозок на наиболее напряженных городских, реже - на пригородных и междугородных маршрутах.

Троллейбусы выпускаются только большой и особо большой размерности для осуществления внутригородских перевозок большого числа пассажиров. Определилась тенденция в унификации троллейбусов с автобусами вплоть до применения полностью унифицированных кузовов, комплектуемых либо дизелем, либо тяговым электродвигателем в комплекте с управляющим и токопередающим электрооборудованием. В последнем случае троллейбус может дополнительно оснащаться дизелем для обеспечения автономного движения.

Описанная классификация автобусов предполагает возможность дальнейшего ее расширения по размерности и более мелкого деления по назначению, например категорией «сверхбольших» автобусов (троллейбусов), выполненных в виде трехсекционных сочлененных автобусов, таких как автобусы Х1Ъ1 (Франция), 280# (Германия), или типа «омнибус-бан».

Большинство автобусов имеют несущий кузов каркасного типа, изготовленный из прямоугольных труб и штампованных стальных элементов, соединенных между собой заклепками или сваркой и облицованных стальными листами или листами из алюминиевого сплава. Внутри кузова размещаются сиденья для пассажиров и водителя. Тип кузова автобуса определяется его назначением и компоновкой (рис. 19.8).

Рис. 19.8.

Капотный кузов применяется при использовании стандартного шасси автомобиля, при этом водитель и пассажиры находятся в отдельном отсеке от двигателя, а двигатель размещается в отдельном отсеке кузова под капотом. Таким образом, капотный кузов является двухобъемным.

Кузов вагонного типа является однообъемным (рис. 19.9). Здесь двигатель хоть и находится в отдельном отсеке, но этот отсек объединен с пассажирским салоном и находится в передней или задней его части. Преимуществом вагонной компоновки является то, что до 90 % габаритной площади автобуса используется для размещения пассажиров.

Каркас является основной частью кузова автобуса. Он состоит из основания 1, боковин 2, крыши 4, передней 5 и задней 3 частей. Двери автобуса выполняются, как правило, раздельными для пассажиров и


Рис. 19.9. Каркас кузова автобуса: / - основание; 2 - боковина; 3 - задняя часть каркаса;

4 - крыша; 5 - передняя часть каркаса

водителя. Для водителя двери, как правило, одностворчатые, а для пассажиров - двухстворчатые. Открытие и закрытие дверей для пассажиров управляется водителем с помощью пневматического механизма.

Окна автобуса разные по форме и конструкции. Боковые окна делают прямоугольными с раздвижными форточками, а ветровые и задние - глухими с выгнутыми стеклами, что улучшает обзорность.

Сиденье водителя регулируется в продольном направлении, по высоте и углу наклона спинки, при этом оно часто снабжается гидравлическим амортизатором для гашения колебаний, возникающих при движении по неровностям дороги. Пассажирские сиденья городских автобусов - нерегулируемые. В междугородних автобусах они, как правило, регулируемые и выполняются в виде полуопальных кресел с изменением угла наклона спинки и подушками повышенной мягкости.

Кузова городских автобусов делятся на кузова внутригородских и пригородных автобусов. Кузова внутригородских автобусов имеют сокращенное число сидений для пассажиров, но увеличенную площадь центрального прохода между сиденьями и накопительных площадок, а также широкие двери. Это позволяет увеличить пассажировместимость автобуса, обеспечивает быстроту и безопасность входа, прохода и выхода пассажиров. Пол в кузовах делается низким, что повышает удобство входа в автобус и выхода из него. Кузова пригородных автобусов отличаются большим числом мест для сидения, небольшими накопительными площадками, уменьшенным размером дверей.

Кузова междугородних автобусов имеют улучшенную вентиляцию и отопление, радиофицированный пассажирский салон и багажное отделение. В некоторых случаях имеются отдельные бытовые помещения (гардероб, туалет и др.). Высокий уровень пола кузова позволяет размещать под ним отделения для багажа, двигатель и трансмиссию, тем самым улучшая изоляцию салона.

Кузова туристических автобусов делятся на кузова нормальной, повышенной и высокой комфортабельности. Кузова нормальной комфортабельности рассчитаны на туристские поездки на ближние расстояния и отличаются от пригородных автобусов наличием места для экскурсовода и радиоустановкой. Кузова повышенной и высокой комфортабельности рассчитаны на экскурсионные поездки на дальние расстояния, поэтому они сделаны на базе кузовов междугородних автобусов, но имеют дополнительное место для экскурсовода, радиоустановку и другое дополнительное оборудование.

Кузова специальных автобусов предназначены для размещения специального оборудования (медицинского, радиотехнического и т. п.).

Устройство автобуса

Внешний вид типичного городского автобуса -- вид сбоку, спереди и сзади.

Классификация

По назначению

Вахтовый школьный автобус в ГДР

  • городские -- автобусы, предназначенные для использования в качестве городского общественного линейного (т. е. маршрутного) пассажирского транспорта. Городской автобус делает частые остановки, на которых высаживает и принимает на борт большое количество пассажиров. Такой автобус должен иметь широкие двери и проходы, накопительные площадки, поручни для стоящих пассажиров.
  • междугородные -- автобусы, предназначенные для перевозки людей на дальние расстояния. Такие автобусы должны иметь удобные кресла с откидной спинкой, большой объём багажного отделения, места для ручной клади.
  • ? спальные -- разновидность междугородных автобусов -- автобусы, оснащённые спальными местами
  • пригородные -- в отличие от междугородних не предназначены для перевозок на дальние расстояния, а от городских их отличают редкие остановки: нередко промежуточные остановки и вовсе могут отсутствовать. Такие автобусы обычно не имеют багажных отделений, но имеют места для ручной клади. В них обычно отсутствуют накопительные площадки, но могут присутствовать поручни для стоящих пассажиров. Но основной способ проезда пассажиров в них все же -- сидя в пассажирских креслах. (Яркий пример таких автобусов автобусы MAN, с недавнего времени используемые сетью торговых центров «Мега». И хотя «Мега» использует эти автобусы в качестве городского транспорта для экспресс-проезда покупателей к торговым центрам «Мега» и от них, тем менее эти автобус технически являются именно пригородными автобусами.
  • перронные (аэродромные) -- предназначены для доставки пассажиров от аэровокзала к самолётам и от самолётов каэровокзалу. (В современных крупных аэропортах используются в основном как вспомогательное средства транспортировки пассажиров к самолётам и от них. Например к самолетам ближнего следования.)
  • школьные -- автобусы, предназначенные для перевозки детей. Такие автобусы должны оснащаться техническими средствами для повышения безопасности перевозки детей: ремнями безопасности, специальными световыми и звуковыми сигналами (развитые системы безопасности можно отметить в школьных автобусах США). Также такие автобусы оснащают более низкими подножками, поручнями на небольшой высоте, полками для ручной клади.
  • экскурсионные -- предназначенные для экскурсионных поездок.
  • вахтовые (экспедиционные) -- предназначенные для перевозки рабочих к местам проведения строительных, ремонтных и прочих работ. Технически это могут быть самые разнообразные пассажирские автотранспортные средства, но довольно часто такие автобусы строятся на грузовой базе. Т. е. вместо грузового кузова (фургона) на шасси грузовой машины устанавливается пассажирский салон.
  • вездеходы -- для перевозки людей при сложных дорожных условиях (в том числе по бездорожью).
  • грузовые (грузопассажирские).
  • почтовые (автобусы связи) -- для перевозки почты
  • ритуальные -- предназначенные для перевозки умершего и похоронной процессии к месту погребения (или ритуальной кремации) усопшего.
  • клубные (служебные)
  • шахтные (подземные)
  • специального назначения

Mеждугородный автобус Autosan A1012T Lider

  • особо малые (до 5 м)
  • малые (7,0--7,5 м)
  • средние (8,0--9,5 м)
  • большие (10,5--12,0 м)
  • особо большие (16,5 м и более)

По конструкции и компоновке

  • переднемоторные
  • заднемоторные
  • центральномоторые
  • капотной компоновки
  • бескапотной (вагонной) компоновки
  • низкопольные
  • высокопольные (высокопалубные)
  • одиночные
  • сочленённые (англ.)
  • полутораэтажные
  • двухэтажные (Даблдекеры)
  • челночные (двухпостовые)
  • терминальные
  • полуприцепы
  • прицепы

По типу и технической схеме двигательной установки

  • бензиновые (на, как правило, карбюраторных бензиновых ДВС) -- исторически самые первые автобусы.
  • дизельные (на дизельных ДВС) -- наиболее распространенный тип современных автобусов.
  • электрические (аккумуляторы не и суперконденсаторные) -- довольно молодой вид автобусов, но довольно перспективный в качестве городского автобуса.
  • автобус на топливных элементах -- в качестве топлива чаще всего используется водород, реакция которого с атмосферным кислородом в топливных элементах генерирует электроэнергию, питающую тяговые электромоторы такого автобуса. Довольно перспективен практически везде где в настоящее время используются дизельные автобусы.
  • дуобус -- технически гибрид троллейбуса и обычного (а именно дизельного) автобуса. Использует два основных источника питания: может как использовать троллейбусную контактную сеть так и двигаться за счет, как правило, собственного дизеля. (Конкурентами дуобуса могут стать троллейбусы, оснащаемые системами автономного хода.)

До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей.

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. В отраслевой нормали номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая -- номер модификации.

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «Анто-Рус» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Называют автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие 9 и более сидений. Бывают малой и большой вместимости. Техника большой вместимости, в которой имеется 22 и более сидячих мест, разделяется на классы: городская, междугородная, туристическая. Пригородные автобусы, не выделяемые в отдельный класс, имеют признаки городского и междугородного типов.

Авто малой вместимости разделяют на 2 класса, предназначенных для перевозки сидячих и стоячих или только сидячих пассажиров. Внутренняя комплектация пассажирских автомобилей может изменяться для их переоборудования в специализированный транспорт, предназначенный для перевозки детей, аварийных бригад, использования в качестве мобильных штабов и лабораторий, для оказания ритуальных услуг.

Из чего состоит автобус?

Существует несколько типов кузовов автобусов: капотный, вагонный, полутора- и двухэтажный. Большинство кузовов имеет вагонный тип. Общая компоновка автобусов может быть различной, но можно выделить несколько основных частей технического устройства.

Двигатель

С его помощью техника приходит в движение. Работает на бензиновом, дизельном или газовом топливе.

Существует несколько вариантов расположения двигателей:

  • Спереди - в автобусах вагонного типа. Недостатки - присутствие газа в салоне, шум.
  • Под полом - в зоне колесной базы. Преимущество - ровный пол в салоне, минусы - малый дорожный просвет, невозможность использования такой техники в плохих дорожных условиях.
  • Сзади. Расположение двигателя в этом случает может быть горизонтальным или вертикальным, вдоль или поперек оси автомобиля. Минус - потребность в нестандартном заднем мосте.

Шасси

В состав шасси входят: ходовая часть, управляющие механизмы, трансмиссия.

Устройство трансмиссии:

  • Сцепление. В некоторых автобусах его функции выполняют гидротрансформатор и гидромеханическая коробка передач.
  • Коробка передач. Обеспечивает возможность менять тяговую силу на передней колесной паре, давать задний ход, держать двигатель включенным в технике, стоящей на месте.
  • Карданная и главная передачи. Карданная передача передает крутящий момент от КП к главной передаче, от которой он передается к полуосям.
  • Дифференциал. Благодаря дифференциалу, колеса вращаются на поворотах с разной скоростью.
  • Полуоси. Передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам.

Состав ходовой части:

  • основание несущего кузова;
  • передние и задние мосты;
  • колеса;
  • рессоры;
  • амортизаторы.

Механизмы управления - рулевые и тормозные с ножным и ручным приводом.

Кузов

В его состав могут входить стальные сварные трубчатые каркасы, алюминиевые несварные, смешанные алюминиево-стальные, частично сварные каркасы. Современные автобусы в основном изготавливаются с применением стальных профилей. Для обшивки используют листовой прокат из прочных алюминиевых сплавов или холоднокатаной низкоуглеродистой стали, способной к холодному штампованию.

Двери - передние и задние - могут иметь различное количество створок: от одной до четырех. Пневматические механизмы, открывающие и закрывающие двери, управляются краном, находящимся в кабине у водителя. Окна, расположенные сбоку, имеют раздвижные элементы, задние окна - глухие. Стекла - закаленные полированные, безосколочные. Для облицовки потолочной части используют листовые слоистые полимерные материалы. Пол изготавливают из стального или алюминиевого листа, влагостойкой бакелированной фанеры. Сверху располагают резиновые коврики с нескользящей поверхностью.