Как лучше промыть радиатор печки. Как и чем промыть радиатор печки автомобиля. Почему радиатор забивается

Приятно в морозный день садиться в тёплый салон автомобиля. Но как же он нагревается? Что для этого нужно? Какие проблемы могут быть у системы обогрева? Какая нужна для автомобильной печки промывка?

Система обогрева автомобиля

Обогрев любого авто, называют попросту - печка. Принцип работы у всех одинаков. Охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя, нагретая до большой температуры. Одной из точек, где находится охлаждающая жидкость, является радиатор отопителя. Это маленький радиатор с расположенным рядом с ним специальным электрическим мотором для нагнетания через соты радиатора горячего воздуха в салон.

Загрязнение печки

Со временем на внутренних стенках трубок радиатора печки образуется налёт. Это вроде накипи в чайнике. Теплопроводность обогревателя уменьшается и, следовательно, ухудшается обогрев салона. Как же прочистить радиатор печки автомобиля? И важнее - как промыть печку в автомобиле не снимая? Здесь всё зависит от типа установленного нагревателя отопителя и используемой для системы охлаждения жидкости.

В настоящее время уже практически никто не заливает обычную воду в систему охлаждения. Как и предписано, большинство водителей используют антифриз и тосол. Тем не менее следует знать, что в системе охлаждения образуется два вида загрязнения: накипь и жировой осадок антифризов. Отмываются они различными очистителями. Щелочными и кислотными. Также существуют нейтральные промывки.

Типы печечных радиаторов

Радиаторы печки в основном в плане промывки отличаются материалом изготовления. Большинство современных радиаторов изготовлены из пластика и алюминия. То есть боковые бачки ёмкости сделаны из пластмассы, а соты из тонких алюминиевых трубочек.

Однако, иногда ещё встречаются радиаторы старого образца, выполненные из меди. Окислы меди смываются намного труднее, чем обычный налёт. Поэтому промывка медного радиатора вопрос отдельный.

Средства для промывки

В настоящее время на рынке присутствует множество различных средств для промывки радиатора печки автомобиля. Их выпускают как общеизвестные брендовые производители такие, как: Lique Moli или Hi Gear. И менее известные торговые марки, например, российский «Лавр».

По типу воздействия они подразделяются на:

  • нейтральные;
  • щелочные;
  • кислотные;
  • двухкомпонентные.

Самыми лучшими считаются именно двухкомпонентные варианты заводских промывок. Повышенный спрос на жидкость для промывки системы охлаждения автомобиля, соответственно заставляет производителей работать в нужном направлении.

Народные средства для очистки

Однако различные присадки и жидкости для очистки системы охлаждения появились относительно недавно. Как раньше владельцы машин самостоятельно чистили систему охлаждения. Оказывается, некоторые привычные нам бытовые вещества тоже довольно неплохо могут промыть все патрубки системы охлаждения. Раньше неплохо себя показали:


Как можно заметить и здесь работают кислотные и щелочные вещества. Лучший способ чередовать кислотную и щелочную среду. Сначала промывается система кислотой, а потом щёлочью.

Стандартные алюминиевые радиаторы

Чем лучше промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля может решить только хозяин машины. Конечно при столь богатом выборе средств трудно остановиться на чём-то одном. Выбирать нужно в зависимости от срока эксплуатации автомобиля и степени загрязнения. Например, если регулярно промывать систему с самого начала, то можно обойтись даже дистиллированной водой. Просто каждые 10 000 километров аккуратно сливать антифриз и, залив дистиллированную или хотя бы хорошо прокипячённую воду, дать машине поработать на ней 15 минут. Потом слить. Повторять процедуру несколько раз, пока сливаемая вода не станет чистой.

Важно! Заливать именно дистиллированную или сильно кипячёную воду! Нельзя пытаться промыть систему охлаждения простой водой из-под крана. Содержащиеся в обычной воде взвеси ещё больше загрязнят всю систему.

Наименее сложный способ промывки радиатора печки самостоятельно, это с помощью фирменных нейтральных присадок к антифризу от известных фирм. В этом случае определённый объём жидкости добавляется в расширительный бачок, и эксплуатация продолжается в штатном режиме. Через 2-3 дня антифриз сливается и заливается свежий. Смываемый налёт в этом случае превращается в гелевый компонент, и легко вымывается водой. Однако это не очень эффективно при сильном засоре радиатора печки.

Промывка застарелой накипи системы охлаждения

Если машина не новая и есть подозрение что радиаторы не промывались - лучше всего воспользоваться двухкомпонентной присадкой. Либо использовать по очереди кислотную, а следом щелочную, жидкости для прочистки радиаторов без снятия с машины. Лучше этот процесс рассмотреть на примере промывки системы охлаждения ВАЗ.

Промывать радиаторы автомобиля не снимая, желательно на смотровой яме. Это обеспечит свободный доступ к сливным отверстиям и позволит провести работу чисто. В первую очередь необходимо слить охлаждающую жидкость из системы в подставленные ёмкости. На всех автомобилях обычно имеются две точки слива, в радиаторе и блоке двигателя. В радиаторе пробка обычно выполнена в виде барашка, в блоке - болт с головкой на 13.

Тщательно слить ОЖ и залить половину нормы воды, добавить первый компонент присадки либо кислотную промывку. Залить воду до уровня и запустить двигатель.

Внимание! При заливке остатков воды обязательно снять один из верхних патрубков системы с подогрева карбюратора или узла дроссельной заслонки. Иначе именно в радиаторе печки образуется воздушная пробка.

Запустить двигатель и дать поработать 10 -15 минут. Заглушить мотор. Дать постоять ещё столько же. Слить промывку. Залить опять половину нормы воды и добавить второй компонент или щелочную среду. Долить систему до нормального уровня. Снова запустить мотор и дать поработать 20 минут. Слить промывку и залить дистиллированную или кипячёную воду. Дать поработать двигателю, чтобы промыть систему охлаждения и слить воду.

При необходимости повторить процедуру несколько раз.

Промывка медных радиаторов

Радиаторы печки старого образца, изготовленные из меди, рекомендуется промывать 15% раствором серной кислоты. Но эта процедура требует особой осторожности. Кроме того, что работа с серной кислотой опасна сама по себе, существует опасность при промывке радиатора отопителя повредить кислотой резиновые и пластмассовые детали системы охлаждения. Поэтому медный радиатор отопителя всё же лучше промывать, сняв его с машины. Это избавит владельца от ненужных рисков.

Сказки о Кока-коле

Существует распространённая версия о неплохих результатах, которые даёт промывка системы охлаждения и печки знаменитым напитком «Кока-Кола». С одной стороны, вроде бы верное заявление. В этом напитке содержится множество активных веществ, разрушающих засоры. Однако надо помнить, что также «Кока-Кола» имеет в своём составе очень много сахара. И при нагревании есть риск вместо прочищения радиатора печки получить ещё более жёсткий засор. Сахар, превратившись в карамель убьёт систему напрочь.

Здесь вариант также снимать радиатор отопителя и замачивать в напитке. Но проще всё-таки взять обычный раствор пищевой лимонной кислоты и прочистить радиатор печки, не снимая с автомобиля описанным выше способом.

Хотя на приведённом ниже видео, ребята всё же рискнули и промыли радиаторы автомобиля с помощью «Колы»:

Меры предосторожности при работе с химическими промывками

В первую очередь необходимо защитить глаза. Все активные вещества способные промыть патрубки радиаторов очень едкие. И поэтому попадание их в глаза грозит серьёзными неприятностями. Лучше всего использовать защитные очки. Не очень хорошо и попадание этих веществ на кожу. Поэтому при работе одеваются резиновые медицинские перчатки.

Ну и само собой нужно стараться как можно меньше вдыхать пары, испаряющиеся от промывки. Эти испарения негативно воздействуют на лёгкие. В этом случае не помешает одеть обычный бытовой респиратор, если есть такая возможность.

Также необходимо помнить, что при работе с серной кислотой нельзя лить воду в кислоту . Только наоборот - кислоту в воду.

Посмотреть процесс промывки системы охлаждения на автомобиле с помощью фабричной присадки можно посмотреть на видео, приведённом ниже:

Обогрев любого авто, называют попросту – печка. Принцип работы у всех одинаков. Охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя, нагретая до большой температуры. Одной из точек, где находится охлаждающая жидкость, является радиатор отопителя. Это маленький радиатор с расположенным рядом с ним специальным электрическим мотором для нагнетания через соты радиатора горячего воздуха в салон. В зимнее время без обогрева в салоне просто не обойтись. Поэтому в преддверии холодов водитель должен позаботиться об исправности системы отопления в машине. Часто эта проблема застает автовладельцев врасплох. Но не стоит отчаиваться. Проблему можно решить самостоятельно, не потратив большую сумму денег. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как и чем промыть радиатор печки автомобиля в домашних условиях. Как известно, в машине используется несколько элементов. Это основной, радиатор кондиционера и печки. Последний практически не отличается от первого по своей конструкции. Он также являет собой набор трубок со специальной фольгой, благодаря которым увеличивается площадь охлаждения. Работает данный прибор от основного элемента. В качестве рабочей жидкости здесь используется тосол или антифриз. Стоит отметить, что в отличие от радиатора кондиционера печной элемент не защищен салонным фильтром. Поэтому чаще загрязняется. Причем как снаружи, так и внутри.

Почему загрязняется радиатор печки?

Со временем на внутренних стенках трубок радиатора печки образуется налёт. Это вроде накипи в чайнике. Теплопроводность обогревателя уменьшается и, следовательно, ухудшается обогрев салона. Как же прочистить радиатор печки автомобиля? И важнее – как промыть печку в автомобиле не снимая? Здесь всё зависит от типа установленного нагревателя отопителя и используемой для системы охлаждения жидкости. В настоящее время уже практически никто не заливает обычную воду в систему охлаждения. Как и предписано, большинство водителей используют антифриз и тосол. Тем не менее следует знать, что в системе охлаждения образуется два вида загрязнения: накипь и жировой осадок антифризов. Отмываются они различными очистителями. Щелочными и кислотными. Также существуют нейтральные промывки. Специалисты рекомендуют производить замену тосола раз в два года. Со временем охлаждающая жидкость теряет свои свойства.

Антикоррозионные присадки перестают так эффективно работать, как раньше. В результате магистрали системы забиваются ржавчиной и прочими составляющими. Также элемент забивается из-за герметиков, которые используют при борьбе с течью. Чтобы устранить эту проблему и вернуть герметичность, достаточно затянуть хомуты или заменить патрубки. Но некоторые используют для этого герметик, который в итоге оседает внутри радиатора и забивает его. Следующее – это грязь. Она проникает в систему охлаждения через негерметичную крышку расширительного бачка или основного радиатора.

Типы радиаторов

Радиаторы печки в основном в плане промывки отличаются материалом изготовления. Большинство современных радиаторов изготовлены из пластика и алюминия. То есть боковые бачки ёмкости сделаны из пластмассы, а соты из тонких алюминиевых трубочек. Однако, иногда ещё встречаются радиаторы старого образца, выполненные из меди. Окислы меди смываются намного труднее, чем обычный налёт. Поэтому промывка медного радиатора вопрос отдельный.

Чем промывать радиатор

В настоящее время на рынке присутствует множество различных средств для промывки радиатора печки автомобиля. Их выпускают как общеизвестные брендовые производители такие, как: Lique Moli или Hi Gear . И менее известные торговые марки, например, российский «Лавр ». По типу воздействия они подразделяются на: нейтральные; щелочные; кислотные; двухкомпонентные. Самыми лучшими считаются именно двухкомпонентные варианты заводских промывок. Повышенный спрос на жидкость для промывки системы охлаждения автомобиля, соответственно заставляет производителей работать в нужном направлении. Народные средства Однако различные присадки и жидкости для очистки системы охлаждения появились относительно недавно. Как раньше владельцы машин самостоятельно чистили систему охлаждения. Оказывается, некоторые привычные нам бытовые вещества тоже довольно неплохо могут промыть все патрубки системы охлаждения. Раньше неплохо себя показали: лимонная кислота; пищевой 9% уксус; каустическая сода; пищевая сода. Как можно заметить и здесь работают кислотные и щелочные вещества. Лучший способ чередовать кислотную и щелочную среду. Сначала промывается система кислотой, а потом щёлочью.

Промывка радиатора печки без снятия

Важно! Заливать именно дистиллированную или сильно кипячёную воду! Нельзя пытаться промыть систему охлаждения простой водой из-под крана. Содержащиеся в обычной воде взвеси ещё больше загрязнят всю систему.

Наименее сложный способ промывки радиатора печки самостоятельно, это с помощью фирменных нейтральных присадок к антифризу от известных фирм. В этом случае определённый объём жидкости добавляется в расширительный бачок, и эксплуатация продолжается в штатном режиме. Через 2-3 дня антифриз сливается и заливается свежий. Смываемый налёт в этом случае превращается в гелевый компонент, и легко вымывается водой. Однако это не очень эффективно при сильном засоре радиатора печки. Самый простой и быстрый способ - промыть радиатор печки, не снимая его с креплений. Что для этого требуется? Нам необходимо приготовить раствор из дистиллированной воды и лимонной кислоты. В каких пропорциях разбавлять? Специалисты рекомендуют использовать 100 грамм кислоты на весь объем СОД, то есть 8-10 литров. Старый антифриз при этом сливается. На его место мы льем раствор. Ездить на нем следует 4-5 дней. После этого сливаем жидкость вместе с грязью, которую вымыла наша кислота. Далее спокойно заливаем тосол (желательно новый) и радуемся теплом в салоне и чистым радиатором. Кстати, так промывает не только он, но и патрубки системы. Обратите внимание, что температура замерзания дистиллированой воды намного меньше, чем у тосола. Поэтому не рекомендуется производить процедуру в холодное время. Так вы рискуете повредить элементы СОД. Ледяная вода расширяется, разрушая все элементы системы. При выполнении подобных операций температура воздуха должна быть не ниже +10 градусов Цельсия. Это требование не относится к методу очистки теплообменника со снятием.

Второй способ Для этого нам понадобятся следующие инструменты и материалы: Шланги с переходниками. Их диаметр должен соответствовать тем, что выходят из печки. Компрессор (водяной насос). Емкость и хомуты для промывочной жидкости. Сам раствор (о нем расскажем далее). Фум-лента. Итак, чем промыть радиатор печки автомобиля? Стоит отметить, что средство подбирается исходя из материала, из которого изготовлен элемент. Чем промыть алюминиевый радиатор печки? Щелочные растворы будут вредны для него. Можно обратить внимание на профессиональные средства от компании «Маннол». Если это медный радиатор, здесь все наоборот. Чем больше щелочи, тем лучше. Автомобилисты применяют подручные средства в виде «Кока-Колы» или жидкости для очистки труб «Крот». Для удаления накипи и грязи отлично подходит «Антинакипин», отмечают отзывы. Но самым лучшим вариантом будет использование лимонной кислоты (для алюминиевых изделий). Чем лучше промыть радиатор печки из меди? Для этого применяют раствор каустической соды. Прежде чем промывать радиатор печки, следует найти два шланга, которые к нему идут. Далее отсоединяем их и наращиваем при помощи переходников. Закрепляем стыковочные места хомутами и обматываем фумлентой для большей надежности. Включаем компрессор на «обратку» и выводим старую жидкость из радиатора. После этого заливаем раствор лимонной кислоты или каустической соды. Время действия – от 30 до 60 минут. В запущенных случаях можно увеличить время до 2 часов, пока раствор полностью не очистит стенки от накипи. Для большей эффективности рекомендуется залить уже нагретую до рабочих 80 градусов жидкость. Если это «Кока-Кола», ее следует вскипятить, избавив от газов. Далее, по прошествии нужного срока, выливаем жидкость в заранее подготовленную канистру или другую емкость. Вы увидите, как из шланга льется грязная вода. Для лучшего эффекта следует повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной.

Далее подключаем насос и под давлением повторно промываем печку чистой водой. Отсоединяем хомуты с переходниками, подсоединяем обратно шланги и доливаем охлаждающую жидкость. На этом наша операция завершается. Так нам удалось промыть радиатор печки, не снимая с машины. Но стоит помнить, что такой метод устраняет загрязнения лишь частично. Если после промывки из дефлекторов воздуховода продолжает идти еле теплый или холодный воздух, придется использовать более эффективный метод. Он предполагает полный демонтаж радиатора.

Промывка со снятием

Для этого нужно выделить отдельный день. Демонтаж радиатора – весьма трудоемкий процесс. Но таким образом вы с уверенностью прочистите теплообменник. Также, если радиатор дает течь, вы сможете выяснить, откуда пошла разгерметизация. Устранить пробой можно при помощи «холодной сварки». Крупные трещины ремонтируются аргонной сваркой. Итак, прежде чем промывать радиатор печки, необходимо разобрать переднюю панель. После демонтажа торпеды отсоединяем патрубки, которые идут к блоку отопителя. На некоторых автомобилях придется открутить патрубки системы кондиционирования (где расположен испаритель). Далее откручиваем блок и достаем его наружу. Для внешней очистки достаточно использовать теплую проточную воду. Можно просто помыть его под краном. Будьте аккуратны – не повредите хрупкую фольгу на трубках. Чем промывать радиатор печки внутри? Для этого следует применить те же средства, что и в предыдущем случае.

Пойдет раствор лимонной кислоты или соды в зависимости от материала, из которого изготовлен теплообменник. Заливать нужно заранее подогретую жидкость. Для удобства используйте лейку с тонким носиком. Закройте выходные отверстия теплообменника. Через полчаса поменяйте его положение. Стоит отметить легкость такой промывки, за исключением демонтажа панели. Также здесь не потребуется дополнительно насос, хомуты и переходники. Полезные советы. При промывке радиатора рекомендуется проверить состояние резиновых патрубков.

Они должны быть мягкими, без трещин. Если таковые имеются либо он жесткий, рекомендуется заменить его на новый. То же самое касается и патрубков, что идут на основной теплообменник. Изношенный элемент может спровоцировать течь в салоне или разгерметизацию системы, из-за чего образуется воздушная пробка. Ремонтировать герметиком или другими средствами патрубки нельзя – только замена. Также меняются и хомуты. В следующий раз вы просто не открутите элементы. А во избежание последующих загрязнений используйте качественный антифриз и придерживайтесь регламента замены. Работая со щелочью, помните о мерах безопасности. Используйте резиновые перчатки. Не дышите парами раствора, особенно когда он будет кипеть. Чтобы не сталкиваться с проблемой холодной печки в дальнейшем, для продувки внешних частей радиатора включайте периодически вентилятор на полную мощность. В осенний период очищайте воздуховоды от опавшей листвы. Нередки случаи, когда в трубке застревает один или несколько листьев. Ухудшается поток воздуха. Появляются непонятные шуршащие звуки. Итак, мы выяснили, как и чем промывать радиатор печки. Как видите, процедуру можно произвести своими руками. Необходимые средства продаются в любых хозяйственных магазинах.

С наступлением холодов владельцы автомобилей нередко обнаруживают, что система отопления салона их авто работает неэффективно. Вроде бы все исправно, вот только поступающий из дефлекторов воздух недостаточно теплый. Такая проблема может быть свидетельством того, что радиатор отопителя машины засорился и не может пропускать через себя положенное количество нагретой охлаждающей жидкости.

Как же быть в подобной ситуации: заменить отопитель или попытаться его отремонтировать? Не спешите прибегать к радикальным мерам. Если теплообменник не течет, его можно восстановить.

В этой статье мы поговорим о том, как осуществляется печки без снятия ее с автомобиля. Кроме этого, обсудим, какие средства подойдут для этой процедуры лучше всего.

Почему забивается радиатор

В современных автомобилях используют два типа радиаторов отопителя: медно-латунные и алюминиевые. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но все они подвержены окислению и коррозии. Со временем каналы любого радиатора утрачивают свои пропускные способности из-за отложений на внутренних стенках. Ускорить этот процесс также могут:


Последствия непроходимости радиатора отопителя

Кроме того, что теплый воздух перестанет поступать в салон в нужном количестве, забитый радиатор может стать причиной:

  • перегрева двигателя;
  • повышения давления в системе охлаждения;
  • разгерметизации элементов системы охлаждения;
  • выхода из строя предохранительного клапана расширительного бачка и др.

Как с этим бороться

Самым простым способом избавиться от этой проблемы является промывка радиатора печки. Ее суть заключается в том, чтобы прогнать через него специальное средство, способное растворить и вымыть всю накипь и грязь. Существует два способа радиатора печки без снятия его с автомобиля и со снятием. Первый способ не предусматривает демонтажа отопителя. Его достаточно просто отключить от системы охлаждения. Во втором случае теплообменник демонтируется, и вся процедура может быть успешно проведена даже в ванной комнате. Мы остановимся на первом варианте, так как промывка радиатора печки без снятия осуществляется намного проще. А учитывая, что в некоторых автомобилях добраться до отопителя не так просто, еще и быстрее.

Эффективные средства для промывания печки

Теперь разберемся в том, чем же можно эффективно промыть каналы радиатора. Простая вода для этого, согласитесь, вряд ли сгодится. Промывка радиатора печки предусматривает заливание в него средств, которые способны разрушить образовавшуюся и отложившуюся на стенках накипь. Этими средствами могут быть:

  • специальные жидкости для промывки системы охлаждения (заводского изготовления);
  • бытовые и устранения накипи («Крот», «Комет», «Тирет», «Калгон» и др.);
  • кислотные растворы (лимонная, уксусная кислота);
  • щелочные растворы (каустическая или ;
  • напитки типа «Фанты» или «Кока-колы»;
  • молочная сыворотка.

Не навреди

Самостоятельная промывка радиатора печки без снятия ее с автомобиля или со снятием - не суть важно, должна учитывать свойства материала, из которого изготовлен промываемый элемент. Ни в коем случае нельзя использовать щелочные растворы для очистки алюминиевых отопителей. Металл мгновенно начнет окисляться, и ситуация только ухудшится. То же самое случится, если залить кислоту в Поэтому для алюминия - кислотные средства, для меди - щелочные.

Если у специальных жидкостей для промывания системы охлаждения есть инструкция по применению, то с бытовыми порошками, лимонной кислотой и содой нужно быть предельно осторожным и знать пропорции для приготовления раствора.

Как приготовить раствор

Промывка радиатора печки «Кротом» предусматривает приготовление жидкости на его основе. Для этого потребуется 10 литров воды и 100 г указанного порошка. Порошок засыпают в подогретую воду, после чего тщательно перемешивают. После этого полученную жидкость рекомендуется процедить (можно через ненужный женский чулок). Такие же пропорции необходимы и для содового раствора.

Чтобы промывка радиатора печки лимонной кислотой была максимально эффективной, ее потребуется не менее 300 г на 10 л воды (30 пачек по 10 г). После растворения полученную жидкость также необходимо процедить.

Как промыть радиатор печки, не снимая его с автомобиля: инструкция

Для начала сливаем охлаждающую жидкость с системы, предварительно прогрев двигатель. Затем находим входящий и выходящий патрубки радиатора отопителя и, ослабив крепления хомутов, отсоединяем от них резиновые шланги. На их место присоединяем заранее приготовленные шланги, через которые мы будем заливать, и сливать наш чистящий раствор.

Перед тем как промыть радиатор печки, не снимая его с автомобиля, из него нужно выгнать всю грязь, которая еще не успела осесть на стенках. Сделать это можно обычной водопроводной водой. Для этого в один из шлангов заливаем воду (10-20 литров), давая ей возможность вытекать с другого конца.

Только после этого можно приступать к очистке радиатора отопителя от накипи.

В первый шланг через лейку начинаем заливать жидкость. Конец второго шланга немного приподнимаем, а после того как из него потечет раствор, перекрываем его. Когда печка будет полностью заполнена, перекрываем и первый шланг. Оставляем радиатор на 2-3 часа, чтобы накипь успела откиснуть. После этого его снова нужно промыть водой. При необходимости процедуру можно повторить.

Проведя очистку радиатора печки, присоедините к нему коммуникационные шланги. Залейте охлаждающую жидкость (лучше новую) в систему. Запустите двигатель и проверьте работу отопителя. Если ситуация не улучшилась, значит, пришло время заменить радиатор.

  1. Не используйте воду, особенно неочищенную, в качестве охлаждающей жидкости. В составе обычной водопроводной воды слишком много различных солей, которые впоследствии осядут на стенках радиатора.
  2. Не покупайте дешевые охлаждающие жидкости сомнительного происхождения. Неизвестно, какие вещества входят в их состав и как они «уживутся» с металлом, из которого изготовлен радиатор печки.
  3. Своевременно производите в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

Неисправная система отопления салона автомобиля в зимнее время может стать причиной некоторых неудобств, особенно если за бортом минусовая температура. И дело здесь не только в холоде, но и в нарушении обзора из-за обмерзшего стекла. Чтобы избежать подобных неприятностей, систему отопления необходимо систематически проверять, в том числе и в теплое время года.

Одной из наиболее распространенных причин нарушения нормальной работы обогревателя салона является непроходимость его каналов. О причинах этой неисправности, а также о том, как промыть радиатор печки и чем, мы и поговорим в данной статье.

Симптомы неисправности

Холодный воздух из дефлекторов при рабочей температуре охлаждающей жидкости и включенном обогреве свидетельствует о том, что система отопления работает в аварийном режиме. Определить причину неисправности несложно. Здесь может быть лишь два варианта: либо сломался кран отопителя, либо же забился его радиатор. И в том и в другом случае симптомы одинаковы. Входящий патрубок радиатора будет горячим, выходящий - холодным. Но как же точно определить проблему?

И здесь ничего сложного. Если трос привода крана целый, а сам кран нормально работает и не течет, значит, проблема в радиаторе. Можно, конечно, обратиться на станцию техобслуживания и заменить его. Этот вариант гораздо проще, автомобиля самостоятельно, однако дороже. Но зачем же выбрасывать деньги зря, если ситуацию можно исправить, не покупая новой запчасти.

Причины неисправности

Причинами непроходимости радиатора отопителя могут быть:

  • длительный срок эксплуатации, вследствие чего на трубках (алюминиевых или медных) откладывается своеобразная накипь;
  • использование некачественной охлаждающей жидкости или воды с большим количеством солей в составе;
  • несоответствующий техническим требованиям состав металла, из которого изготовлен радиатор;
  • попадание в систему охлаждения химически активных веществ (масло, топливо) или различного мусора (грязи).

Простой выход из ситуации

Если печка вашего авто засорилась, исправить ситуацию можно путем ее промывания. Сделать это можно двумя способами: демонтировав радиатор и не снимая его с авто. Первый вариант, конечно, предпочтительней, так как более удобен, однако в некоторых автомобилях, особенно отечественного производства, демонтаж занимает слишком много времени.

В этом случае можно промыть радиатор печки, не снимая ее. Достаточно лишь отключить его от системы охлаждения. Мы рассмотрим оба варианта.

Популярные в народе промывочные средства

Теперь остается решить главный вопрос: "Чем промыть радиатор печки автомобиля?" Здесь вариантов множество. Кто-то пользуется специальными жидкостями для чистки системы охлаждения, которые в изобилии присутствуют во всех магазинах автозапчастей, а кто-кто применяет старые народные средства, которые по эффективности ничем не уступают покупным. Рассмотрим популярные средства, применяемые для очистки внутренней поверхности радиатора отопителя.


Задаваясь вопросом о том, чем лучше промыть радиатор печки, и выбирая для этого необходимое средство, желательно отдать предпочтение специальным жидкостям. Их состав способен максимально очистить каналы отопителя, не подвергая их вредному химическому воздействию. Кухонные средства типа «Крот» и «Комет» вполне по эффективности могут составить им конкуренцию, однако никто не даст гарантии, что они не навредят.

Многие десятилетия доморощенные автомастера используют для промывания элементов системы охлаждения лимонную кислоту, каустическую соду и молочную сыворотку, восхваляя их действие. А в последние годы очень популярным средством стала обычная «Кока-кола», способная растворять даже самые прочные отложения.

Материал радиатора

Как бы там ни было, выбор всегда останется за вами, однако следует помнить, что перед тем, как промыть радиатор печки, нужно точно знать, из какого материала он сделан. Суть в том, что в алюминиевый в коем случае нельзя лить щелочной содовый раствор. Здесь необходима исключительно кислота. В противном случае алюминий окислится, и ситуация станет еще хуже. Примерно то же самое произойдет, если залить кислоту в Для меди использование щелочи намного предпочтительней.

Что касается кухонных средств и «Кока-колы», то их воздействие на металл может быть разным. Наиболее щадящим очистителем и для меди, и для алюминия считается молочная сыворотка. Поэтому из имеющихся подручных средств лучше всего использовать именно ее.

Чистим отопитель без демонтажа

Как промыть радиатор печки, не снимая его с автомобиля? Казалось бы, этот процесс достаточно сложный и трудоемкий, но на самом деле все не так сложно. Для начала автомобиль нужно установить на яму или эстакаду, и слить всю охлаждающую жидкость из системы. Перед этим желательно прогреть двигатель до рабочей температуры. Так ОЖ стечет быстрее. После этого необходимо отсоединить шланги от входящего и выходящего патрубков радиатора, ослабив отверткой крепление хомутов.

Теперь нам потребуются два шланга, которые нужно будет таким же образом подсоединить к патрубкам. Прежде чем промыть радиатор печки автомобиля заранее приготовленным или купленным средством, желательно прополоскать его обычной водой. Такое решение позволит избавиться от мягкой грязи, еще не успевшей отложиться на стенках.

Промывать, естественно, нужно проточной водой. Для этого подключите к входному патрубку радиатора один шланг, к выходному - другой. Воду подайте на первый. Промывайте отопитель не менее 5-7 минут.

Только после этого можно приступать к заливке Предварительно перекрыв выходной патрубок, залейте раствор в радиатор, пока он не заполнится полностью. Теперь дайте отопителю некоторое время, чтобы грязь могла откиснуть. Через несколько часов жидкость необходимо слить, а печку снова промыть проточной водой.

Как промыть радиатор отопителя, сняв его с автомобиля

Этот способ чистки намного эффективней предыдущего. Кроме этого, очистить демонтированную печку от накипи гораздо проще, чем промыть радиатор печки автомобиля без демонтажа. И вот почему. Во-первых, нет необходимости подключать водопровод. Достаточно подставить радиатор под падающую струю воды в ванной. Во-вторых, не нужно никаких шлангов, леек и других приспособлений. А в-третьих, залив в отопитель средство для чистки и выдержав его некоторое время, радиатор можно потрясти, тем самым способствуя отделению накипи от внутренних стенок каналов. И еще один плюс - снятый радиатор можно очистить и снаружи. В его ламелях грязи и пыли не меньше, чем внутри отложений. Во всем остальном процесс очистки аналогичен предыдущему.

Напоследок приведем несколько полезных советов, которые позволят отопителю вашего авто работать максимально долго:

  1. Решая вопрос о том, как и чем можно промыть радиатор печки, обратитесь к руководству пользователя авто и уточните, что на этот счет думают специалисты завода-изготовителя.
  2. Не заливайте в систему дешевые охлаждающие жидкости. Именно они способствуют быстрому образованию накипи. Не стоит также использовать в качестве охлаждающей жидкости воду, особенно неочищенную.
  3. Ни в коем случае не смешивайте в системе тосол с антифризом. Они вступают в химическую реакцию, что приводит к образованию специфического осадка и потере полезных способностей.
  4. Меняйте охлаждающую жидкость не реже, чем через 20 тыс. км пробега, и не забывайте промывать систему перед заменой.
  5. Периодически проводите замену шлангов, по которым охлаждающая жидкость подводится и отводится от радиатора отопителя.

Обогрев в машине не прихоть, а одна из функций обеспечивающая комфортную и безопасную езду. Если образовавшийся на стеклах иней уменьшает обзор, то недолго угодить и в аварийную ситуацию.

Как всегда, в нашей стране, морозная пора приходит неожиданно. Если в очередной поездке, нажав на кнопку включения обогрева вместо теплого воздуха, из воздуховода дует холодный, значит наступил момент, когда нужна чистка радиатора печки. Для эффективности проведения этого процесса нелишним будет понять: как работает система отопления автомобиля, какими способами и средствами можно ее почистить.

Система отопления

Печка и перепускающий кран, интегрированные в систему охлаждения машины, являются основными элементами отопления. Нагрев радиатора печки происходит за счет высокой температуры охлаждающей жидкости двигателя, которая поступает и в теплообменник.

Так что если помпа в порядке, термостат работает, вентилятор печки не перегорел, воздуховоды не забиты, уровень антифриза в норме и в системе охлаждения нет воздушной пробки, то причиной плохого обогрева является загрязнение радиатора печки. Это происходит оттого, что вся грязь, курсирующая по системе, в итоге оказывается в радиаторе отопителя, постепенно закупоривая его ячейки. Это со временем приводит к уменьшению температуры воздуха, попадающего в салон автомобиля.

Для прочистки теплообменника есть два способа: промывка радиатора печки без снятия с машины и эта же процедура, полностью демонтируя его.

Промывка радиатора печки без демонтажа

Первый и самый легкодоступный способ – промывка радиатора, не прибегая ни к какой разборке системы.

Делаем раствор из лимонной кислоты и дистиллированной воды исходя из пропорции 100 грамм лимонки на весь объем системы охлаждения вашей машины. Сливаем старый антифриз и заливаем раствор. Далее ездим на нем 5–6 дней. После этого срока сливаем жидкость, вместе с которой выйдет вся растворенная грязь и накипь. Заливаем новый антифриз и наслаждаемся теплом в салоне. Второй способ требует небольшой подготовки и незначительной разборки составляющих отопительной системы автомобиля. Для этой процедуры понадобятся:

  • Компрессор или водяной насос.
  • Пара шлангов с переходниками. Один конец которых, соответствует диаметру шлангов, выходящих из печки.
  • Хомуты, емкость для промывочной жидкости, фумлента.
  • Средство, которым будет промываться теплообменник.

Читайте также: Как провести промывку системы охлаждения двигателя автомобиля подручными средствами

Средства, которые используются, чтобы прочистить радиатор отопителя стоит осветить подробнее. В подборе таких субстанций, нужно исходить из какого материала, изготовлен теплообменник. Если радиатор алюминиевый, то недопустимо промывать его щелочными растворами, в этом случае подойдут средства с некоторым процентом кислоты в их составе. С промывкой медно-латунного теплообменника все обстоять должно с точностью наоборот. Для процедуры промывки можно использовать профессиональные средства, такие как специальная жидкость Mannol, или подручные средства.

В выборе подручных жидкостей советы разнятся, для некоторых панацеей стал «Ксилит» или «Антинакипин» для снятия накипи в бытовых кофеварках и чайниках, другие советуют использовать обычную «Кока-колу» или молочную сыворотку, третьи нахваливают «Крот» для прочистки труб.

Но лучше использовать проверенный метод – промывку лимонной кислотой, а если отопитель медный – каустической содой.

Приступаем к процессу промывки

Для начала, подняв капот, находим два шланга обеспечивающие подвод и отвод жидкости к печке. После чего:

  • в пластинах радиатора. Отсоединив эти шланги, наращиваем их, закрепив места стыков хомутами и для герметичности обмотав их фумлентой.
  • Включив компрессор, выдуваем старый тосол из теплообменника.
  • Заливаем разбавленной лимонной кислотой или другой выбранной очищающей жидкостью радиатор, даем ей время, до получаса, растворить грязь и отложения. В порядком запущенных случаях допускается это время увеличить до нескольких часов. Некоторые советуют, перед тем как залить, для большего эффекта нагреть раствор до рабочей температуры тосола, а в случае использования «Кока-колы», вообще, ее вскипятить.
  • Слить по прошествии выбранного отрезка времени жидкость в подготовленную емкость.
  • Повторять эту процедуру нужно до момента, когда из сливного шланга не пойдет, чистая жидкость.
  • Подсоединив насос к одному из шлангов промыть печку под давлением чистой водой.
  • Подсоединив шланги обратно, и долив тосол, нужно устранить завоздушивание системы.