Кто должен устанавливать знаки дорожного движения. Знак «Шипы» и ПДД — что должен знать каждый водитель? Зачем нужен знак шипы

Недостаточно просто купить дорожные знаки в Нижнем Новгороде , следует также понимать, что существуют особые правила их установки . Это необходимо для обеспечения безопасности движения.

Дорожные знаки устанавливаются в соответствии с требованиями и нормами, утвержденными ГОСТ Р 52289-2004. Соответствующие службы решают вопросы относительно применяемых в каждом конкретном случае видов, их количества и дислокации.

Размещение производится исключительно по разрешению соответствующих органов. При этом применяются следующие принципы:

    установка должны быть обоснована;

    их минимальное количество на дороге;

    сезонные, кратковременные устанавливаются только на момент действия причины установки.

Как определяется место размещения

Важное значение имеет выбор места установки. При этом учитываются следующие факторы:

    характер передаваемой информации;

    специфика зрительного восприятия водителями;

    интенсивность и скорость движения на данном участке.

Если водителю необходимо выполнить определенное действие, например, остановиться, то расстояние видимости должны быть адекватным для анализа содержания, принятия решения и выполнения определенных действий при управлении автомобилем.

ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает расстояния размещения для разных видов:

    предупреждающие - 150-300 м (до начала опасного участка);

    запрещающие и предписывающие - непосредственно перед участком, на котором регулируется порядок движения или предусматриваются какие-либо ограничения;

    предварительного указания направлений - расстояние определяется стандартом.

Где размещать

ГОСТом определено, что в одном поперечном сечении дороги разрешается расположение трех знаков. При этом в расчет не берутся дублирующие и дополнительной информации.

Их нужно размещать по горизонтали или по вертикали на опорах и столбах или же на одном уровне на тросах-растяжках, рамах и кронштейнах, которые находятся над проезжей частью.

Если устанавливают вне населенных пунктов, то они располагаются за пределами обочин или над ними. ГОСТ определил расстояния от проезжей части до знака - 0,5 - 2 метра. Исключение допускает на горной дороге (не менее 1 метра).

В населенных пунктах необходимо размещать на индивидуальных опорах, кронштейнах и пр. Стойки допустимо изготавливать из различных материалов. Основное требование - обеспечение их устойчивости под воздействием ветра, при мойке. Обычно на практике применяются стойки из трубы диаметром 76 мм. Длина опор должна быть не меньше 2- 2,5 м над проезжей частью.

Дополнительно применяются следующие правила расположения:

    от поверхности дорожного покрытия до знака - 1,5-2 метра (вне населенных пунктов), 2-4 метра (в населенных пунктах);

    от осветительной сети - 1 метр.

Допускается размещение над обочиной в следующих ситуациях:

    нет возможности расположить на обочине;

    только таким образом можно добиться хорошей видимости;

    движение регулируется на отдельной полосе;

    интенсивное движение крупногабаритных ТС.

Очередность установки

Если на одной опоре устанавливаются указатели разных видов, то применяется следующая очередность:

    приоритета;

    предупреждающие;

    предписывающие;

    запрещающие;

    информационно-указательные;

Когда они относятся к одной группе, то очередность определяется номером.

Правильная эксплуатация автомобиля является сложным организационный случай. Здесь переплетены сотни составляющих, на которые постоянно необходимо обращать внимание. Это и технические особенности и неисправности, это и правовая чистота регистрационных документов, это и знание ПДД и обладания навыками вождения, да в конце концов даже то, как закреплен ваш знак на автомобиле является нормативом для автолюбителей. Именно о том, где и как должен быть закреплен государственный регистрационный знак мы и поговорим в данной статье.

Какой документ регламентирует установку государственного регистрационного знака

Основным документом устанавливающим нормы для самих знаков и в том числе распространяющимся на способ и место крепления знака, является ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования»

Как и где правильно установить государственный регистрационный знак на автомобиле

Сам ГОСТ в первую очередь распространяется на производственно- технологические вопросы, так как в нем приведен перечень требований к государственным регистрационным знакам. Кроме того, в ГОСТе имеется и приложение, которое регламентирует установку государственных регистрационных знаков на автомобиль. Таким приложение является приложение 3 «Требование к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах» Требований довольно много, далее мы их и приводим согласно действующего стандарта – ГОСТа 50577-93. Сразу скажем, что знаки типа 16-18, это знаки типа транзит (на бумаге).
Итак, цитируем документ, а вы попытайтесь вникнуть во все тонкости установки знаков на вашей машине, согласно установленных правил. (текст ГОСТа курсивом далее)

3.1 На каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков (кроме знаков типов 16 - 18):
одного переднего и одного заднего - на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах;
одного заднего - на прочих транспортных средствах.

3.2 Места для установки регистрационных знаков должны представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение его прочтения.
При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.

Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.

Место установки заднего регистрационного знака должно обеспечивать выполнение следующих условий.

Регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения.

Регистрационный знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства с отклонением не более 30°.

Регистрационный знак на транспортном средстве должен располагаться перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства с отклонением не более 15°.

Высота нижнего края заднего регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должна быть не менее 300 мм, высота верхнего края знака должна быть не более 1200 мм.

Примечание
1 В случае если конструкция транспортного средства не позволяет обеспечить высоту расположения верхнего края регистрационного знака на высоте не более 1200 мм, допускается увеличение размера до 2000 мм.
2 Измерение высоты размещения регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должно проводиться на транспортном средстве снаряженной массы. Регистрационный знак должен быть видным в пространстве, ограниченном следующими четырьмя плоскостями: двумя вертикальными и двумя горизонтальными, касающимися краев знака в пределах углов видимости, указанных на рисунке 3.1.


Рисунок 3.1

Относительное расположение регистрационного знака и фонаря (фонарей) освещения регистрационного знака на транспортном средстве должно соответствовать ГОСТ Р 41.4

3.4.7 Регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем освещения знака транспортного средства.

Примечание - Требование не распространяется на надписи “RUS” и “Транзит”, а также изображение Государственного флага Российской Федерации.

Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.

Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись “RUS”, изображение Государственного флага Российской Федерации, буквы, цифры или окантовку.

Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях.

С января 2019 года в России водителям будут разрешать сверление дополнительных отверстий в знаке, однако они не должны затрагивать символы, флаг и код RUS.

В случае несовпадения координат посадочных отверстии регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков должно осуществляться через переходные конструктивные элементы, обеспечивающие выполнение требования 3.2 - 3.4. 3.6

Регистрационные знаки типа 16 -18 должны устанавливаться: - на легковых автомобилях и автобусах - один на переднем и один на заднем ветровых стеклах внутри салона (кабины) справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства; - на грузовых автомобилях и тракторах - один знак на переднем ветровом стекле внутри кабины справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства;

Регистрационные знаки, выданные на мотоцикл и прицепы, должны находиться у водителей.

Резюмируя документ регламентирующий правильную установку государственного регистрационного знака на машине

Итак, как вы поняли, ряд требований для крепления знаков согласно ГОСТа довольно обширный и в тоже время лимитирующий, то есть ограничения на ваши конструкторские фантазии по поводу установки знака. Если говорить кратко, то, во-первых, высота установки для большинства машин автолюбителей будет от 300 до 1200 мм (в отдельных случаях для спец. техники до 2000 мм). Во-вторых, передний знак устанавливается строго перпендикулярно оси машины, на вертикальной площадке (погрешность не оговорена), а вот задний знак может иметь некую погрешность установки, согласно рисунка 3.1 (приведен выше)
Также стоит сказать о том, что знак должен крепится крепежом под цвет знака или с помощью специальных рамок. Нельзя сверлить дополнительные отверстия для крепления знака. Выполняя все выше описанные требования, вы можете рассчитывать на то, что у вас не будет проблем с законом и соответсвенно не настанет административная отсветсвенность за то, что у вас не так закреплен государственный регистрационный знак на вашей машине.

Все мы становимся полноправными участниками дорожного движения, как только закончим обучение у инструкторов автошколы и . А вот готовы ли мы ко всему, что ожидает нас на трассе? Нет, конечно же. Опыт вождения приходит только со временем. И чем дольше водитель проводит за рулём, тем больше опыта получает. Поэтому давайте разберёмся детально, чем же является знак начинающий водитель - помехой или помощью.

Причины введения и правовые нормы

Официально положение действует с 01.03.2009. По данным статистики, каждая третья аварийная ситуация происходит по вине новичков. Недостаточное умение правильно произвести манёвр при сложной ситуации относит неопытных владельцев автотранспорта к группе риска. После того как участились случаи дорожно-транспортных происшествий при участии новичков за рулём, и было принято решение ввести знак .

Немного о ПДД

Пункт 8 «Основных положений по допуску к эксплуатации» гласит: «На транспортных средствах управляемых водителями, имеющими право на управление ТС менее 2 лет должен быть установлен опознавательный знак «Начинающий водитель» в виде квадрата жёлтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака чёрного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (исключая самоходные машины, тракторы, мотоциклы)…»

Наказания за нарушение

Использование символики входит в обязанности каждого новичка, но наказаний, если он отсутствует, в нормах не оговорено. Их попросту нет. Так что применять жёлтый квадрат или нет - вопрос о сознательности начинающих автовладельцев.

Использовать или нет знак «Начинающий водитель» — решать самому автовладельцу

Бывает конечно, всё же пытаются применить взыскание, если не приклеен восклицательный знак для начинающих водителей. Руководствуются они в этом случае частью 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Это «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» и тут ни слова не сказано о знаке «Начинающий водитель». Следовательно, такие действия ГИБДД - законных оснований под собою не имеют.

Время использования знака

Когда снимать знак начинающий водитель? По истечении двух лет после обязанности по применению «новичка» снимаются с водителя. Но в случае неуверенности автолюбителя в своих возможностях, можно ездить с восклицательным и дальше. За это также штрафов никаких не предусмотрено.

Некоторые автовладельцы с многолетним водительским стажем так и продолжают ездить с «новичком». Не без основания считая его хорошей помощью на дороге. Посудите сами - кто рискнёт подрезать, когда наклеен знак на машину начинающий водитель, всегда пропускают вперёд от греха подальше.

Оздоровление климата на дороге и другие подробности о знаке

Все без исключения находящиеся на трассе как для себя, так и для остальных. И восклицательный символ на заднем стекле авто способствует снижению сложных ситуаций на трассе, что повышает уверенность малоопытных управленцев автомобилем, а также их способность к адекватным действиям.

К машинам с атрибутом «новичок» проявляют повышенное внимание, стараются оставить им больше простора для манёвров, не сигналят при медлительности и т. д. И это верные действия со стороны профессионалов по отношению к неопытным водителям.

Необходим при ТО

Если вы начинающий водитель, но знак не приклеили, никто вас за это не оштрафует. Но вот без него вы не пройдёте. Так как отсутствие «желтяка» - это несоблюдение требований, при которых ТС может быть допущено к эксплуатации.

Место для знака

Итак, где клеить знак начинающий водитель? В ПДД оговорено, что знак нужно крепить сзади машины, а вот в каком именно месте - об этом умалчивается. Но все без исключения автоинструкторы рекомендуют , как площадку для установки. А именно его верхние углы. Правый или левый, это особого значения не имеет. Главное то, что квадрат на этих местах лучше всего виден едущим сзади.

Как с этим у соседей

Характерное отношение к новичкам в автовождении существует во многих странах. Также в большинстве государств установка знака начинающий водитель обязательна, а за нарушение (отсутствие обозначения «новичок») и немалые.

У чехов новичка символизирует рисунок шляпки, наклеенный на автомобиль. Литва - атрибутика выполнена на белом в форме кленового листка.

Левый верхний угол гос. номера - место для красной символики неопытности. А Италия - это «P» чёрного цвета на белом фоне квадрата, здесь неопытному автовладельцу первые три года нельзя ездить со скоростью выше 100 км/ч по трассе, а в черте города не более 90 км/ч.

Как было раньше у нас

Ещё во времена СССР соискателю прав на управление ТС после на два года выдавалось временное удостоверение. И ездить он мог со скоростью не более 70 км/ч.

По истечении двух лет в случае отсутствия нарушений автовладелец получал уже постоянный документ. Ну а если правонарушения всё же присутствовали, нерадивый автолюбитель подвергался процедуре полной пересдачи.

Краткое подведение итогов

  1. Обязателен ли знак «Начинающий водитель»? Да, согласно ПДД, каждый владелец транспорта, имеющий стаж вождения менее двух лет, обязан установить жёлтый квадрат . Но наказание за неустановку отсутствует. А заставить вас его наклеить может только прохождение техосмотра.
  2. Почему именно два года? Считается, что столько времени нужно для того, чтобы водитель обрёл уверенность и набрал достаточно опыта вождения. Период естественно условный, у каждого эти процессы протекают по-разному. Кому-то требуется меньше времени, а кому-то и больше. Но как бы там ни было, вероятность аварии у неопытного водителя гораздо больше, чем у тех, кто имеет стаж, превышающий два года.
  3. Как у нас, так и применение символики «новичок» только облегчает и делает безопаснее движение по дорогам. Установка знака - у нас это вопрос только сознательности водителей, за границей же контролируется жёсткой системой штрафов.

Видео о необходимости использования знака «Начинающий водитель»:

  1. Рекомендации психологов, если вы действительно ездок неопытный: чтобы обезопасить себя и окружающих на дороге, нужно переступить внутреннюю гордыню и осознать свою неопытность в полной мере, установив «новичок» на своё авто.
  2. По ПДД знак начинающий водитель, крепится сзади, лучше всего наклеить на один из верхних углов заднего стекла, так достигается лучшая его обзорность.

И помните, новичок вы или законченный профи, при любой сложной ситуации на дороге, важно не терять самообладания.

Удачи на трассе! Участвуем в обсуждении статьи!

Все движение в области дорог напрямую связано с дорожными указателями.

Именно они показывают, что будет при дальнейшем движении , а также обозначают опасные места на дороге.

Их правильное расположение способствует сокращению аварий.

Ведь значение знаков должны знать не только люди за рулем авто, но и пешеходы.

Так как переход дороги в не соответствующем месте может привести к серьезной аварии. Правила установки знаков дорожного движения регламентируются законодательством. Она должна быть осуществлена так, чтобы указатели беспрепятственно видели все участники .

При необходимости они должны дублироваться по второй стороне дороги. Монтируют дорожные указатели специальная дорожная инспекция с согласования ряда инстанций. Самостоятельная установка знаков может привести к ответственности.

Навигация по статье

Общие положения


Все дорожные указатели должны стоять в строго определенных законом местах.

Нельзя допустить, чтобы они запутали малоопытного водителя.

Поэтому дорожный указатель устанавливаться так, чтобы водитель его хорошо видел.

В общих правилах четко обозначено, что никакие рекламные щиты и растяжке не должны загораживать их.

При этом видимость должна соответствовать стандартам. Оптимальное расположение за сто метров до указателя. Также там присутствует пункт о расположении по правой стороне дорожного полотна. Это связано с тем, что таким образом водителю удобнее обращать на них . Если необходимо знак продублировать, сделать это можно по левой стороне дороги.

Еще одним важным показателем, при установке знаков является их высота. Он должен быть расположен на уровне от полутора до трех метров. Когда он крепится над дорожным полотном, высота должна быть от пяти до шести метров. Именно с этой высоты знак лучше всего виден.

Согласно общим правилам расположения и рекомендуется все указатели устанавливать на одном уровне, это помогает восприятию. Водитель всегда знает, где может находиться тот или иной знак. Это экономит его время и способствует быстрому решению, как проехать участок .

Иногда на одном столбе устанавливается несколько знаков. В этом случае должно соблюдаться условие, они располагаются на расстоянии от пятидесяти до двухсот миллиметров. Согласно правилам установки знаков дорожного движения ГОСТ в одном поперечном сечении можно расположить только три знака. Но, дублированные указатели, при этом, в расчет не берутся.

Указатели на дорогах должны устанавливаться:

  • на дороге вне населённого пункта
  • в горах вдоль дорог, за обочиной или над ними
  • на обочинах
  • на разделительной полосе, с целью дублировать
  • по правой стороне дороги либо над ней

На обрывах и выступах можно возводить дополнительные опоры. Стоит учесть, край указателя должен располагаться на расстоянии одного метра от края дороги.

Дорожные знаки ставят на специальных Г – образных стойках. Кроме того могут располагаться на других опорах вдоль дороги и над ней.

Категорически нельзя устанавливать знаки там, где их сложно увидеть. Но, не всегда при их установке люди задумываются, что они могут быть прикрыты листвой рядом стоящего дерева. Именно в этих местах и происходит большинства аварий и происшествий. Поэтому согласно правилам установки знаков дорожного движения в , лучше делать это вдали от кустов и деревьев. Тем не менее, в жизни, это не всегда соблюдается. Но, привлечь дорожные службы к ответственности практически невозможно.


Любой дорожный указатель должен заранее сообщать о ситуации на дороге.

Человек за рулем должен заранее понимать, что его ждет при дальнейшем движении.

Это может быть опасный участок дороги либо поворот.

Отсутствие указателя в положенном месте может привести к непоправимым .

Кроме правильности расположения указателей, правила регламентируют состав, из которого они изготавливаются.

Он должен предохранять от повреждений, а также иметь отражающее свойство. Это способствует хорошей видимости в темноте.

Установка каждого указателя должна иметь свои обоснования. Просто так поставить его в любом месте не получится. Знак должен решать либо предупреждать человека о том, что будет на том или ином участке дороги.

Кто занимается

Люди ошибочно считают, что за установку и расположение знаков отвечает ГИБДД. Для этого существуют специальные организации, отвечающие за дорожное движение:

  • Работники ГИБДД отвечают только за их техническое состояние и правильность установки.
  • Монтаж дорожных знаков осуществляется на основании схемы движения на дороге.
  • Перед установкой обязательно каждое место должно быть согласовано с различными инстанциями. Конечно, первой инстанцией для этого выступает ГИБДД.
  • Эта схема находится в городской дирекции по организации движения на дороге. Именно здесь хранится реестр, который включает каждый установленный указатель в .
  • Если в нем какой-то знак отсутствует, значит, он установлен в неположенном месте.

Важно! Незаконная установка указателей карается административной ответственностью.

Незаконно поставленные указатели

Сейчас очень актуален вопрос о неправомерной установке указателей на дорогах:

  • Зачастую компании монтируют возле личной территории специальные знаки, типа «стоянка для сотрудников». Именно такие действия ведут к административной ответственности. Подобные действия, без согласования, не правомерны, тем более, что они ограничивают права .
  • На практике даже встречались ситуации, когда жители дома сами устанавливали знак «въезд запрещен». Обычно его можно сразу определить, так как он не будет соответствовать ГОСТ.

Если на дороге обнаружен подобный знак, об этом необходимо немедленно сообщить в дорожную инспекцию. Они приедут на место расположения знака, снимут его, найдут виновников и будут содействовать привлечению к ответственности.

Временные указатели


Иногда из-за погодных условий на дороге плохо различима разметка.

Пока состояние дорожного полотна не будет приведено в порядок, могут устанавливаться дополнительные знаки.

Временные дорожные знаки могут устанавливаться на время ремонта либо из-за сезонных .

Такие знаки, а также светофоры могут накрываться специальными непрозрачными чехлами, на время, когда в них отсутствует необходимость. Обычно, это происходит при ремонте дорожного полотна.

Знаки, которые устанавливались на период ремонтных работ, должны быть ликвидированы после устранения причины их появления.

Если знак стоит в неположенном месте, инспектор вправе выписать штраф?

Очень часто можно встретить незаконную установку знаков. Обычно обнаружить это можно только, когда водителя остановил инспектор. Случалось, что человек за рулем автомобиля не понимает, за что ему был выписан протокол.

Конечно, подобные действия человек вправе оспорить в судебной инстанции, но сделать это очень сложно. Первое, что затребует суд, это доказательство того, что указатель находился в неположенном месте.

Поэтому, сразу после происшествия рекомендуется сразу сделать фото и видео, которое может засвидетельствовать наличию в этом месте знака. При этом на нем должно быть видно время. Оно должно совпадать с моментом привлечения предполагаемого нарушения и привлечения к .

Только при наличии веской доказательной базы можно рассчитывать на понимание судьи и возможность признать протокол недействительным. В идеале заручиться помощью юридически грамотного человека.

Так как практика показывает, что судья даже не посмотрев материал, говорит о том, что нарушение имело место.

Подробнее об установке дорожных знаков, можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

УСТАНОВКА И ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ ЗНАКОВ
Место установки. При выборе места установки знака учитывают характер передаваемой им информации, особенности зрительного восприятия знака водителями, а также интенсивность и скорость движения транспортных средств на этом участке. В зависимости от значения знака водитель может совершать различные действия, вплоть до остановки автомобиля. Поэтому расстояние видимости и расстояние от знака до места, о котором он предупреждает, должны быть достаточными для оценки его содержания, принятия решения и выполнения водителем определенных действий по управлению автомобилем.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров и разметки» предупреждающие знаки (за редким исключением) устанавливают на автомобильных дорогах на расстоянии 150-300 м от начала опасного участка, а в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м. При этом учитывают, что скорость движения в первом случае выше, чем во втором.
Все запрещающие и предписывающие знаки, а также знаки приоритета (кроме знаков 2.3.1-2.3.7) устанавливают непосредственно перед участками дорог, на которых изменяется порядок движения или вводятся какие-либо ограничения. Знаки 2.3.1 -2.3.7 выполняют функцию предупреждения, поэтому их устанавливают так же, как и предупреждающие знаки.
Большинство знаков особых предписаний, информационных и все знаки сервиса устанавливают перед началом участка дороги с характерными условиями движения или перед объектом, о которых эти знаки информируют. Исключения составляют знаки предварительного указания направлений, которые (как и предупреждающие знаки) должны быть установлены заранее. Расстояние их установки до ближайшего пересечения в каждом случае оговаривается стандартом.
Зона действия . Предупреждающие знаки информируют об определенном участке дороги повышенной опасности, протяженность которого определяет сам водитель. Если дорожная обстановка не дает четкого представления о протяженности участка, то предупреждающие знаки целесообразно применять с табличкой 8.2.1.
Ограничения, вводимые запрещающими и предписывающими знаками, распространяются, как правило, до ближайшего перекрестка (при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта). Это объясняется возможностью выезда из бокового проезда на дорогу с введенным ограничением водителя, который об этом ограничении не знает. При необходимости зону действия можно уменьшить с помощью соответствующих табличек или знаков. Увеличить ее можно только путем их повторения после каждого перекрестка. Наряду с этим среди запрещающих и предписывающих имеются знаки локального действия. Вводимые ими ограничения распространяются лишь на то пересечение или то сечение дороги, перед которым они установлены. К ним относятся знаки 3.1, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 4.1.1-4.2.3, причем знак 4.1.1, установленный в начале улицы (после перекрестка), также действует до ближайшего пересечения.
Среди знаков приоритета локальный характер носят знаки 2.4 и 2.5. Их устанавливают непосредственно перед местом, где нужно уступить дорогу (без остановки или с остановкой транспортных средств). Знаки 2.6 и 2.7 действуют только на узкий участок дороги, устанавливая очередность проезда. Знаки 2.3.1-2.3.7 предупреждают о пересечении второстепенной дороги, поэтому зона их действия - до ближайшего перекрестка.
Действие знаков особых предписаний, информационных и знаков сервиса обычно распространяется на конкретный участок дороги, где установлен определенный порядок движения, либо до объекта, о котором эти знаки информируют. Зона действия знака 6.2 «Рекомендуемая скорость» распространяется до ближайшего перекрестка.
Особое место занимают знаки, информирующие об определенном порядке движения на дороге или в населенном пункте. Информация о порядке движения на дорогах осуществляется с помощью знаков 2.1, 5.1, 5.3, 5.5, 5.8 и 5.11. Зона действия этих знаков (независимо от встречающихся на пути следования перекрестков) заканчивается лишь после установки соответствующих знаков 2.2, 5.2 и т. д. Разумеется, водители, выезжающие из боковых проездов на дороги, должны быть проинформированы о порядке движения на этих дорогах. Это обеспечивается путем установки знаков 5.1 и 5.3 с табличками 7.1.3-7.1.4 или специальными знаками, предусмотренными стандартом.
Зона действия знаков 5.21, 5.23, 5.25, 5.27, 5.29, 5.31 так же, как и в предыдущих случаях, заканчивается после установки соответствующих знаков 5.22, 5.24, 5.26 и т. д. Они вводят определенный порядок движения или в пределах зоны действия этих знаков, или в пределах всего населенного пункта. Поэтому эти знаки устанавливают на всех въездах в зону или населенный пункт. Место установки знака 5.23 не обязательно должно совпадать с административной границей населенного пункта. Его целесообразно устанавливать после этой границы там, где фактически требуется вводимое знаком ограничение скорости (начало жилой застройки, пешеходного движения).
Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. В практике организации движения нередко возникает необходимость в установке двух и более одинаковых знаков. При этом один из них является основным, а остальные выполняют роль повторных, дублирующих или предварительных знаков (рис. 8.2). Основным является знак, устанавливаемый у объекта, на который распространяется действие или информация этого знака. Основной знак, кроме специально оговоренных случаев, устанавливают справа по ходу движения.
Повторение знака - это установка знака, одноименного с основным, на некотором расстоянии за ним по ходу движения.
Дублирование знака - это установка знака, одноименного с основным, в одном створе слева от дороги, на разделительной полосе (островке) или над проезжей частью.
Предварительная установка знака - это установка знака, одноименного с основным, на некотором расстоянии до него.
Повторение знака является необходимым, если в зоне его действия находится пересечение дорог. Повторный знак устанавливают сразу за перекрестком (если не вводится зональное ограничение) или реже перед ним. Это зависит от характера передаваемой знаком информации.
Перед каждым перекрестком повторяют знак 2.1 при основном знаке, устанавливаемом в начале дороги. Необходимость в этом диктуется характером знаков 2.5 или 2.4. Их устанавливают перед выездом на главную дорогу с боковых улиц, но они не информируют водителя, что эта дорога главная, а требуют лишь уступить дорогу с обязательной остановкой или без нее. Вместо повторного знака 2.1 можно применять одну из разновидностей знака 2.3. Однако, учитывая, что его устанавливают не непосредственно перед перекрестком, а на определенном расстоянии до него (что не всегда возможно в условиях города), применение знака целесообразно вне населенных пунктов.
После перекрестка с табличкой 8.1.1 повторяются предупреждающие знаки, если перекресток находится между местом установки основного знака и опасным участком дороги, о котором этот знак предупреждает. При большой зоне действия запрещающих знаков они повторяются после каждого перекрестка (или после населенного пункта), находящегося в этой зоне. Чаще всего такая необходимость возникает при ограничении скорости, обгона, остановки и стоянки автомобилей. Типичной ошибкой в этих случаях является установка одного знака с табличкой 8.2.1, где указана зона большого протяжения, в пределах которой встречаются перекрестки или даже населенные пункты. Избежать повторения после каждого перекрестка знаков ограничения стоянки или максимальной скорости можно путем введения зонального ограничения с помощью соответственно знаков 5.27 или 5.31. Знаки запрещения остановки и стоянки целесообразно повторять с табличкой 8.2.4 на перегонах между перекрестками, устанавливая их после мест разворота, для информирования водителя о том, что после разворота он попадает в зону их действия.
Знаки особых предписаний 5.5 и 5.8 целесообразно повторять после сложных пересечений с тем, чтобы водитель мог своевременно определить продолжение дороги с односторонним или реверсивным движением. Знак 5.14 необходимо обязательно повторять после каждого перекрестка, устанавливая его над полосой, выделенной для маршрутных транспортных средств. Отсутствие повторного знака 5.14 после перекрестка означает, что указанная полоса может быть использована всеми водителями, так как применяемая для тех же целей разметка 1.23 может быть не видна из-за грязи или снега на дорожном покрытии.
Исключительным случаем является обязательное повторение знаков 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23, 1.25 на дорогах вне населенных пунктов. Они предупреждают водителя об особо опасных условиях движения и повторяются независимо от наличия перекрестка после установки основного знака. Повторный знак в указанных случаях устанавливают за 50-100 м до начала опасного участка, поэтому применение совместно с ним таблички 8.1.1 не обязательно. Знаки 1.23 и 1.25 повторяются и в населенных пунктах.
Дублирование знака применяют в тех случаях, когда имеется опасение, что основной знак может быть не замечен водителем. Такая ситуация возможна при достаточно широкой проезжей части и интенсивном движении. При наличии двух и более полос для движения в одном направлении обязательно дублируют знаки, ограничивающие левый поворот или разворот транспортных средств, так как эти маневры совершаются из крайней левой полосы.
Предварительная установка знака является для водителя предупреждением о предстоящем ограничении или изменении порядка движения, вводимом основным знаком. Необходимость в установке предварительного знака отпадает, если стандартом предусмотрен соответствующий предупреждающий знак. Например, перед кольцевой развязкой, обозначенной знаком 4.3, может быть в необходимых случаях установлен знак 1.7 или знаку 5.6 предшествовать знак 1.21. Однако многообразие подобных случаев в практике организации движения потребовало бы значительно увеличить группу предупреждающих знаков. В этом нет необходимости, учитывая возможность установки предварительных знаков. Тем более, что предварительный знак, имеющий одинаковый символ с основным, более точно передает водителю информацию о характере предстоящих изменений. Предварительные знаки устанавливают для предупреждения:
о необходимости изменения маршрута, если требование основного знака не может быть выполнено водителем (установка предварительно знаков 3.11—3.15 с табличкой 8.1.1);
об изменении порядка движения (установка предварительно знаков 5.15.1 и 5.15.2, а также 2.2, 2.4, 3.1, 5.1—5.3, 6.19.1 и 6.19.2 с табличкой 8.1.1);
об объектах, расположенных на пути следования (установка предварительно знаков сервиса с указанием на них расстояния до объекта).
Во всех перечисленных случаях необходимость и способы установки повторных и предварительных знаков оговариваются стандартом.
Совместное применение дорожных знаков. В практике организации движения часто возникают ситуации, когда один знак требует установки еще одного или группы знаков. Помимо уже перечисленных случаев повторения, дублирования и предварительной установки знаков, такая необходимость появляется, например, при определении приоритета в движении, организации одностороннего движения, выделении полосы для маршрутных транспортных средств и т. д. Обязательное совместное применение знаков представлено в табл. 8.2.

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

Вне населенных пунктов за 50- 100 м до переезда

Там же

1.3.1 или 1.3.2

Перед переездом

1.1 или 1.2

1.4.1

Вне населенных пунктов с первым знаком 1.1 или 1.2

1.1 или 1.2

1.4.3

Там же с повторным знаком 1.1 или 1.2

1.1 или 1.2

1.4.2

Там же посередине между первым и повторным знаками 1.1 или 1.2

Перед перекрестком

Вне населенных пунктов за 50- 100 м до опасного участка

1.10

1.10

Там же

1.17

5.20

Непосредственно перед искусственной неровностью

1.21

1.21

1.22

5.19.1 и 5.19.2

На пешеходном переходе

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

1.23

1.23

Вне населенных пунктов за 50- 100 м,в населенных пунктах за 50- 60 м до опасного участка с табличкой 8.2.1

1.25

1.25

Вне населенных пунктов за 50- 100 м,в населенных пунктах непосредственно у начала дорожных работ

2.1 или 2.3.1-2.3.7

Перед каждым перекрестком

2.4 или 2.5

Со стороны второстепенных дорог перед каждым перекрестком

Перед перекрестком,на котором дорога утрачивает статус главной

2.4 или 2.5

Перед перекрестком

2.3.1-2.3.7

то же

Перед перекрестком со стороны второстепенных дорог

2.4 или 2.5

2.1или 2.3.1-2.3.7

На главной дороге перед перекрестком

2.4 с табличкой 8.1.1

Предварительно вне населенных пунктов

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

2.4 с табличкой 8.1.2

Там же

2.6 или 2.7

1.20.1-1.20.3 соответствен-но

Предварительно

В конце участка,но для встречного движения

Там же

4.1.1-4.1.6 или 3.18.1-3.18.2 соответствен-но

Перед поворотом в сторону знака 3.1

3.2-3.9

3.2-3.9 соответствен-но с табличкой 8.3.1-8.3.3

Перед поворотом в сторону одного из знаков 3.2-3.9

6.15.1-6.15.3 соответствен-но

Перед каждым перекрестком на протяжении объездного маршрута

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

3.11-3.15

3.11-3.15 соответствен-но с таблич-кой 8.1.1

Предварительно в начале участка дороги,на котором знаки 3.11-3.15 вводят соответствующие ограничения

4.1.1-4.1.6 или 3.18.1-3.18.2 соот-ветственно

Перед поворотом в сторону знака 4.5

5.1 с таблич-кой 8.1.1

5.1 с табличкой 8.1.3 или 8.1.4

Перед съездами на автомагистраль на пересечениях в разных уровнях

5.1 с таблич-кой 8.3.1 и знак 4.1.2

Перед выездом на автомагистраль на примыканиях в одном уровне

В конце автомагистрали и в начале съездов с нее

5.2 с таблич-кой 8.1.1

Там же предварительно

5.3 с таблич-кой 8.1.1

Предварительно перед ближайшим перекрестком или разворотом

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

5.3 с табличкой 8.1.3 или 8.1.4

Перед съездами на дорогу,обозначенную знаком 5.3,на пересечениях в разных уровнях

5.3 с одной из табличек 8.3.1-8.3.3

Перед пересечением с дорогой,обозначенной знаком 5.3

В конце дороги,обозначенной знаком 5.3

5.7.1 или 5.7.2

Перед выездом на дорогу,обозначенную знаком 5.5,с примыкающих дорог

В конце дороги с односторонним движением

Там же,но для встречного движения

1.21

Предварительно перед знаком 5.6

5.10

Перед выездом на дорогу,обозначенную знаком 5.8, с примыкающих дорог

В конце дороги,обозначенной знаком 5.8

5.11

5.13.1 или 5.13.2

Перед выездом на дорогу,обозначенную знаком 5.11,с примыкающих дорог

5.11

5.12

В конце дороги,обозначенной знаком 5.11

5.11

Там же,но для встречного движения

5.14

5.14

Повторяется за каждым перекрестком на всем протяжении участка,где действует знак 5.14

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

5.15.3

5.15.5

В конце дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона

5.15.4

5.15.6

В конце участка средней полосы,обозначенного знаком 5.15.4

5.15.7

5.15.7

Повторяется за каждым перекрестком на всем протяжении участка,где действует знак 5.15.7

5.21

5.22

На всех выездах жилой зоны

5.23.1 или 5.23.2

5.24.1 или 5.24.2

В конце населенного пункта

5.25

5.26

В конце населенного пункта

5.27

5.28

В конце зоны с ограничением стоянки

5.29

5.30

В конце зоны регулируемой стоянки

5.31

5.32

В конце зоны с ограничением максимальной скорости

6.8.1

6.8.2 или 6.8.3

Перед поворотом в сторону знака 6.8.1

6.9.1-6.9.2

6.10.1 или 6.10.2

Непосредственно перед перекрестком

6.17

6.18.1-6.18.3

На протяжении объездного маршрута перед каждым перекрестком

6.19.1

6.19.1 с таб-личкой 8.1.1

Предварительно

Устанавли-ваемый знак

Требуется применение знаков

Знаки

Место установки

6.19.1

6.19.2 с таб-личкой 8.1.1

В конце участка на разделительной полосе за 50- 100 м до ее разрыва

6.19.1

3.1 и 4.2.1

В конце участка на разделительной полосе после ее разрыва

7.1-7.14

7.17-7.18

7.1-7.14

7.17-7.18

соответствен-но

Вне населенных пунктов предварительно за 60- 80 км,15- 20 км и 400- 800 м с указанием на знаках расстояний до объекта.

В населенных пунктах предварительно за 100- 150 м до объекта.


В зависимости от условий движения совместно с установленным в соответствии с требованиями стандарта знаком могут применяться и другие знаки, целесообразность которых определяется конкретной дорожной ситуацией (например, знаки ограничения скорости, запрещения стоянки, остановки и обгона и т. д.).
Способы установки знаков. Дорожные знаки устанавливают справа по ходу движения автомобиля, слева или над проезжей частью располагают дублирующие. Над проезжей частью располагают знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие направление движения по полосам, а также предварительные указатели направлений 6.9.2. Размещают над дорогой и другие основные знаки, если содержащаяся на них информация относится к отдельной полосе движения (в этом случае необходимо применять дополнительную табличку 8.14).
Высоту и способ установки в каждом конкретном случае выбирают из условий наилучшей видимости знака. Кроме того, следует учитывать возможность случайного или преднамеренного их повреждения, а также загрязнения лицевой поверхности брызгами от проходящих автомобилей. Способы установки знаков на автомобильных дорогах и в населенных пунктах показаны на рис. 8.3-8.4. Все размеры даны в метрах.
На автомобильных дорогах стойки знаков устанавливают за бровкой земляного полотна - на бермах, присыпанных к обочине, и откосах насыпи, а также на полосе отвода за боковой канавой или над обочинами. При этом расстояние от края обочины до ближайшего края знака должно составлять 0,5-2,0 м (см. рис. 8.3,а-в), а до края знаков индивидуального проектирования - 0,5-5,0 м. В стесненных условиях (как исключение) стойки знаков устанавливают на обочинах или разделительной полосе при соблюдении минимально допустимого расстояния 1 м между проезжей частью и краем знака (см. рис. 8.3,д,ж). В этих случаях знаки не должны ограничивать видимость, а их стойки должны быть ударобезопасными или иметь защитные ограждения.
В населенных пунктах знаки устанавливают: на индивидуальных стойках или колонках; на одной колонке со светофором; на кронштейнах, прикрепленных к осветительным мачтам, опорам контактной сети трамваев и троллейбусов или стенам зданий, на тросах-растяжках. Допускается установка знаков над тумбами, расположенными на островках безопасности.