Сколько боингов разбилось за всю историю. Названы самые опасные самолеты в мире (11 фото). Столкновение на взлетно-посадочной полосе

Я примерно год назад написал пост у себя в Фейсбуке на эту тему (www.facebook.com), скопирую его сюда:

При обсуждении темы авиакатастроф или авиапроисшествий периодически слышу мнение о том, что в советское время пассажирские авиаперевозки были исключительно безопасными, а потом СССР развалился, в авиации начался хаос, и безопасность полетов резко упала. Поскольку я сильно интересуюсь авиацией, мне давно хотелось проверить эту гипотезу и сравнить безопасность авиаперевозок в СССР/России в разные годы, а в качестве точки отсчета взять США. Теперь до этого занятия наконец-то дошли руки.

Для данного упражнения нам понадобятся: датасеты (две шт.); время (120 мин.); Стата (1 шт.); Эксель (1 шт.); а главное, ловкость рук (ловкость - 1 шт., рук - желательно 2 шт.) и никакого мошенничества. Итак, делаем следующее:

    Берем тут (http://data.worldbank.org/indicator/IS.AIR.PSGR/countries/US?display=default) данные по числу пассажиров в США в 1971 - 2014 и России в 1991 - 2014 г. Добавляем отюда (https://skorobutov.wordpress.com/2013/10/15/история-аэрофлота-часть-2-3-1973-1983/) данные для СССР за 1976 год и отсюда (https://skorobutov.wordpress.com/2013/10/21/история-аэрофлота-часть-5-1983-1993/) - за 1990; по двум точкам строим линейную интерполяцию для СССР начиная с 1971 г. (не идеальное предположение, конечно, но более хороших данных для СССР я не нашел).

    Берем тут (http://aviation-safety.net/database/country/) данные по всем авиапроисшествиям для России/СССР и США с 1971 г.

Примечание: к сожалению, там сортировка по странам идет на основе того, где произошла авиакатастрофа, а не на основе того, какой стране принадлежит самолет. Так, например, там нет катастрофы Ту-154 над Донецком в 2006 г. Но, опять же, других данных у меня нет, а вручную сортировать катастрофы слишком долго и скучно.

Примечание 2 (вынесу из комментариев): данные по авиакатастрофам в России/СССР с этого сайта включают только катастрофы на территории современной России. Я сначала этого не учел, а потом переделывать все данные я меня не было времени, но наиболее крупные (примерно от 20 погибших) авиакатастрофы на территории союзных республик я учел вручную. Оставшиеся авиакатастрофы с относительно небольшим числом жертв вряд ли изменят общую картину; кроме того, недоучет катастроф ведет к завышению, а не занижению, уровня безопасности в СССР.

    Чистим данные. Будет учитывать только погибших на борту самолета, но не на земле (можно учитывать и всех; не думаю, что это сильно что-то изменит); удаляем все пропущенные и нулевые значения жертв; удаляем "криминальные" категории (H1 и H2, С1 и C2 - теракты, угоны, захваты и т.п., поскольку непосредственно к безопасности полетов они отношения не имеют); по возможности, удаляем частных (private) и военных (для СССР/России: Soviet AF, Polish AF, Russian AF, Soviet Navy; для США: USMC, US Army, US Coast Guard, USAF, US Navy, Mexican AF, Mali AF) операторов. Для СССР я еще для чистоты картины удалил авиакатастрофу японских JAL; для США дальше чистить не стал, поскольку авиакомпаний очень много.

    Поскольку все равно остается много авиакатастроф легкой авиации (только не private, а какой-нибудь ОгОгО "Рога и копыта"), удаляем все авиакатастрофы с числом жертв меньше 5 (опять же, не идеально, но хотя бы так).

    Группируем данные по пятилетним отрезкам: 1971 - 1975, 1976 - 1980, ..., 2006 - 2010, 2011 - 2014 (за 2015 нет данных по числу пассажиров).

    Делим число погибших в авиакатастрофах на число пассажиров (в миллионах). Рисуем все это дело на графике (заодно добавляем отдельно графики с числом пассажиров и с числом погибших).

Теперь некоторые наблюдения:

а) В то время как в США и в мире отрасль авиаперевозок росла, в России после распада СССР она рухнула и до советского уровня так и не восстановилась (причем это падение никак нельзя объяснить просто уменьшением территории или сокращением численности населения, вызванными распадом СССР).

б) Какой-то исключительной безопасностью советская авиация не отличалась: в среднем она была почти в четыре с лишним раза менее безопасной, чем американская.

в) В безопасности авиаперевозок в США заметен огромный прогресс. Современная авиация в развитых странах феноменально безопасна.

г) Если смотреть на абсолютное число погибших, то в целом тренд для России/СССР выглядит даже лучше, чем для США, но ситуация резко меняется, как только мы учитываем изменения в числе пассажиров.

Ну и, наконец, к ответу на главный вопрос: что же происходит с безопасностью перевозок в России? На мой взгляд, ответ на этот вопрос зависит от того, под каким углом смотреть на ситуацию. Я буду опираться на относительное, а не абсолютное, число погибших, поскольку оно, на мой взгляд, лучше отражает безопасность полетов.

Примечание: изменение в числе пассажиров не учитывает изменение в пассажировместимости самолетов. Современные самолеты гораздо больше, чем их собратья 40-летней давности, поэтому для перевозки одинакового числа пассажиров по одинаковому маршруту сегодня надо выполнить меньше рейсов. А чем меньше рейсов, тем меньше происшествий, при прочих равных. В то же самое время одна авиакатастрофа сегодня приносит больше жертв, чем в прошлом. По идее, эти два эффекта более-менее компенсируют друг друга. Но в любом случае, поскольку маршрутная сеть постоянно меняется, оценить число выполненных рейсов из моих данных я не могу, а точных данных по количеству рейсов у меня нет, поэтому работаю с тем, что есть.

С одной стороны, в безопасности перевозок в России в 1991 - 2010 г. действительно произошел провал (1996 - 2000 стали приятным исключением); страна откатилась к уровню безопасности, характерному для СССР конца 1970-х - начала 1980-х годов. В то же время не совсем понятно, чем именно вызван этот провал: резким ухудшением ситуации после распада СССР или же неожиданным положительным скачком в безопасности в 1986 - 1990 г. (скорее всего, и тем, и другим).

Более того, ситуация с безопасностью авиаперевозок в России сегодня, хотя и уступает СССР периода 1986 - 1990 г., выглядит существенно лучше, чем в любой другой советский период.

Но все же надо признать, что относительно США все выглядит очень плохо: в советское время разрыв между СССР и США был гораздо меньше, чем сейчас; в то время как в США авиаперевозки стали намного безопаснее, у нас ничего подобного не произошло.

Другими словами, в постсоветской России не было того прогресса в области авиационной безопасности, который характерен для развитых стран и даже было значительное ухудшение ситуации по сравнению с поздним СССР, но в то же время даже самые худшие российские времена сопоставимы с отдельными советскими отрезками. То есть никак нельзя сказать, что в СССР авиация была очень безопасной, а после распада СССР стало происходить что-то невиданное.

Bottom line: на мой взгляд, надо ставить вопрос не о том, как вернуться во времена СССР (потому что тогда летали много и разбивались тоже много), а о том, как приблизиться к современным США (потому что там летают очень-очень много и почти абсолютно безопасно).

P.S. Было бы очень интересно посмотреть на эти данные в разрезе отдельных авиакомпаний, но, к сожалению, нет настолько детальных данных по числу пассажиров. Так, например, у "Аэрофлота" на пассажирский рейсах аваипроисшествий со смертельным исходом не было с 1994 года; у "Трансаэро" таких авиапроисшествий за 24 года существования не было вообще; у "Сибири"/S7 был всего один такой случай (если не считать теракт и самолет, вроде как сбитый украинской ракетой). Есть такое ощущение, что ведущие российские компании сейчас по уровню безопасности мало уступают западным, а вот в небольших компаниях происходит непонятно что. Только вот не надо воспринимать это как призыв все национализировать и объединить: дело скорее не в размере самом по себе и уж тем более не в том, кто владелец, а в том, каков уровень подготовки (и зарплаты) пилотов, какова культура безопасности в компании и т.д.

Несомненно, покорение человеком воздушного пространства можно отнести к одному из величайших событий. Но к превеликому сожалению, именно при этом процессе погибло много смелых испытателей, которым нужно было опробовать в воздушном пространстве работу первых самолетов.

В настоящее время, воздушный транспорт является самым удобным, быстрым и комфортным. Ведь именно на самолете можно быстро преодолеть огромное расстояние. Но авиатранспорт, который кажется таким большим и надежным как на поверхности земли, так и в небе, все же может столкнуться с многочисленными проблемами, которые приводят к авариям. Какие были самые страшные авиакатастрофы мира, мы рассмотрим в этой статье, причем нелишним будет привести рейтинг. Ведь причиной возникновения аварий являются самые разные факторы. Мы рассмотрим крупнейшие авиакатастрофы в виде ТОП-10.

Число жертв – 290. В начале июля 1988 года крейсером Соединенных Штатов Америки был сбит аэробус, принадлежавший иранскому государству. Трагедия произошла в районе Персидского залива. По статистическим данным погибших было 290 человек, среди которых 65 несовершеннолетних детей. Как сообщили власти Соединенных Штатов Америки команда морского судна приняла аэробус за военный истребитель, поэтому был открыт огонь «на поражение».

Место №9: 1980 год, катастрофа вблизи Эр-Рияда

Летом 1980 года произошла ужасная трагедия в районе города Эр-Рияд. В авиакатастрофе не смогли выжить ни пассажиры самолета, ни члены экипажа. Всего она забрала жизни 301 человека. У этих людей был шанс на спасение, однако служба аэропорта Эр-Рияды не проявила сноровку и находчивость, что не позволило своевременно открыть аварийный выход из воздушного транспорта. Двери были открыты, но, к сожалению, поздно, так как после приземления прошло более 20-ти минут, а это спровоцировало моментальное воспламенение салона. Огонь не позволил никому покинуть воздушный транспорт, поэтому все люди погибли ужасной смертью. Почему дверь так долго не открывалась, так и не удалось выяснить.

Находясь в небе на борту этого авиатранспорта, специальный прибор известил о начале возгорания в отсеке, перевозившем грузы пассажиров. Капитан самолета принял решение развернуть воздушный транспорт и приземлиться в аэропорту близ города Эр-Рияд, так как разобраться с имеющейся инструкцией о пожаротушении команда, не владеющая иностранным языком, самостоятельно не могла.

Место №8: 1996 год, крушение воздушного транспорта Ан-32Б

Число жертв – 298. Российский авиатранспорт должен был перевезти груз, на борту находились члены экипажа и ответственный за транспортировку товара, подданный Заира. Взлет должен был осуществиться из столицы Конго, но во время него авиатранспорт не смог оторваться от земли. Взлетная полоса не имела ограждений, поэтому самолет оказался на рынке, расположенном вблизи взлетной полосы. Повреждения привели к возгоранию, последовал взрыв, унесший жизни 297 людей, включая всех находившихся на борту. Причиной крушения стал перегруз товара для транспортировки.

Место №7: июль 2014 года, крушение Боинга-777

Количество жертв – 298. Летом в 2014 году Боинг-777, принадлежавший малазийской авиакомпании, совершал рейс из Амстердама, местом приземления должен был стать – Куала-Лумпур. В районе Донецка, на Украине, где наблюдалось противостояние, был найден сбитый самолет. Ни украинская, ни русская сторона не взяла на себя вину за это преступление.

Самолет с горящим двигателем

Место №6: лето 1980 года, авиакрушение Боинга-747

Количество жертв – 329. Самая крупная авиакатастрофа в мире над водным пространством случилась летом 1980 года. К сожалению, никто не смог спастись. Как пассажиры, так и экипаж стали жертвами крушения. Трагедия постигла Боинг-747, который принадлежал индийской авиакомпании над водными просторами Атлантического океана, которые считаются нейтральными. Авиалайнер осуществлял перелет «Монреаль-Бомбей», неожиданно для всех на его борту раздался ужасающий взрыв. Все произошло настолько стремительно, что команда не успела даже отправить на Землю сигнал о бедствии. В результате взрыва воздушное транспортное средство было разрушено в небе. После того как был найдет бортовой самописец, эксперты смогли установить, что авария была организован террористами. Ответственность за теракт взяли на себя сикхские экстремисты.

Место №5: март 1974 года, крушение самолета DC-10

Количество жертв – 346. Весной 1974 года турецкий авиалайнер, вылетевший из Парижского аэропорта, упал спустя 6 минут полета. Воздушный транспорт был обнаружен в лесу Эрменонвиль, выживших людей отыскать не удалось. Причиной крушения самолета стала поломка замка в двери ведущей к грузовому отсеку. В момент набора высоты неисправный замок не выдержал перегрузки, в ходе чего дверь нараспашку открылась. Вследствие этого образовалась декомпрессия, которая под действием взрывной волны повредила систему, отвечающую за управление воздушного транспорта. Авиалайнер потерявший управление вошел в, так называемое «пике», падение самолета длилось 1,5 минуты, пока транспорт не достиг поверхности земли. К сожалению, после этой трагедии крупнейшие авиакатастрофы пополнились еще одной трагедией.

Место №4: ноябрь 1996 года, крушение двух авиалайнеров – Боинг-747 и Ил-76

Количество жертв – 349. Воздушный транспорт терпит крушение по многим причинам:

  • вследствие технических неполадок;
  • из-за террористических актов;
  • при непредвиденных ситуациях;
  • по вине экипажа.

Именно безответственность людей привела к еще одной страшной трагедии, которая произошла в 1996 году, осенью. В районе города Чархи Дадри произошло крушение самолетов Ил-76 и Боинга-747, пилоты которых не справились с управлением авиалайнеров в небе, из-за непонимания иностранного языка пилотом, управляющим Ил-76. Недопонимание стало причиной того, что самолет снизился до недопустимого уровня, что и привело к неизбежному столкновению. Эта самая крупная авиакатастрофа мира произошла из-за человеческого фактора, в ходе крушения погибли 349 людей. На месте катастрофы были найдены выжившие, 4 человека, но, к сожалению, им не была оказана своевременно помощь, поэтому они скончались, не доехав до ближайшей больницы.

Место №3: август 1985 года, трагедия на борту авиалайнера Боинг-747

Летом 1985 года трагическая участь постигла самолет, летевший по маршруту «Токио-Осаку». Воздушный транспорт пробыл в небе всего 12 минут, как стала работать с перебоями гидросистема, после услышанного командой негромкого хлопка. Более получаса экипаж воздушного транспорта старался развернуть авиалайнер и совершить посадку в ближайшем аэропорте. Для этого команда пыталась использовать всю тягу, вырабатываемую двигателем, так как рулевая система полностью отказалась работать. Но несмотря на огромные усилия всего экипажа, авиалайнер не удалось доставить к аэропорту, судно потерпело крушение, врезавшись в гору под названием Оцутака. Крушение произошло на высоте 1,7 километра. Чтобы прибыть к месту трагедии спасательным командам потребовалось более 12 часов, но не смотря на такое длительное время им удалось найти 4-ех выживших пассажиров, среди которых было двое детей. Число погибших в этой аварии – 520 человек.

Место крушения авиалайнера

Место №2: март 1977 года, крушение двух Боингов-747

Весной, в 1977 году, произошла еще одна ужасная трагедия, лишившая жизни 583 человек. Она случилась из-за человеческого фактора, что и привело к столкновению двух Боингов-747. Самолеты столкнулось друг с другом, осуществляя взлет вблизи аэропорта, расположенного в городе Лос-Родеос, из-за неверной команды, которую озвучил диспетчер одной из авиакомпаний. Эта трагедия заставила мировую авиацию очень тщательно пересмотреть ранее используемые меры по безопасности.

Место №1: осень 2001 года, теракт на борту самолета

Самая большая авиакатастрофа в мире была совершена по вине террористической организации, которая именовала себя «Аль-Каидой», 11 сентября 2001 года. В страшный сентябрьский день террористы захватили сразу 4 воздушных транспорта, на борту которых находились лишь гражданские лица и экипаж. 2 авиалайнера были перенаправлены террористами в известные на весь мир американские башни, чтобы протаранить их. Третий самолет вынужден был протаранить здание Пентагона. Четвертый воздушный транспорт террористическая организация перенаправила в Пенсильванию. В этом штате и осуществилось крушение последнего гражданского самолета. Эти крупнейшие авиакатастрофы в общей сложности забрали жизни 2977 людей, жертвами катастроф стали.

Основные причины, которые могут привести к авиакатастрофе:

  • Ошибка пилота — 50%
  • Технические проблемы — 22%
  • Погодные условия — 12%
  • Саботаж — 9%
  • Ошибка других членов экипажа — 7%
  • Другие причины — 1%

Интересно то, что катастрофы из-за террористических атак случаются менее чем в 1% случаев. А вот из-за пожаров катастрофы случаются примерно в 2,9% случаев.

При составлении таблицы учитывались 1 300 авиакатастроф с человеческими жертвами среди коммерческих авиалайнеров по всему миру с 1950 по 2008 гг. Не учитывались авиакатастрофы с самолетами менее чем с 10 пассажирами на борту, с военными, частными самолетами и вертолетами.

Статистика авиакатастроф по фазам полета

Фаза полета Кол-во авиакатастроф, % Кол-во авиакатастроф с жертвами, % % от общего времени полета *
5 0 0
Взлет 17 22 2
Набор высоты 8 25 14
Полет 6 12 57
Снижение 3 8 11
Заход на посадку 7 13 12
Посадка 51 18 4

* — при полете длительностью 1,5 часа

Как вы обратили внимание, самый большой шанс попасть в авиакатастрофу, во время посадки самолета. А вот во время загрузки людей на борт, шансов настолько мало, что нет статистики по погибшим.

Статистика авиакатастроф по авиакомпаниям

Авиакомпания Кол-во полетов, млн. Кол-во авиакатастроф с жертвами Дата последней авиакатастрофы Рейтинг
Delta Airlines 16.50 1 1996 -4.42
Southwest Airlines 15.78 0 -4.25
Northwest Airlines 10.91 1 1993 -2.76
Continental Airlines/Cont. Exp. 12.06 1 1991 -2.24
Air Canada 3.99 0 1983 -1.07
American Airlines 17.00 5 2001 -0.53
Alaska Airlines/Horizon Air 5.20 1 2000 -0.40
US Airways 13.40 5 1994 -0.35
Hawaiian Airlines 1.27 0 -0.34
American Eagle 11.20 3 1994 -0.29
United Airlines 13.66 6 2001 -0.26
JetBlue Airlines 0.92 0 -0.25
WestJet 0.87 0 -0.23
USAir Shuttle 0.85 0 -0.23
Midwest Airlines 0.75 0 1985 -0.20
ATA Airlines 0.57 0 -0.15
United Express 8.79 3 1996 0.30
AirTran Airways 1.84 1 1996 0.50
Comair 5.03 2 2006 0.65
Lufthansa 7.88 1 1993 -2.10
British Airways 5.49 0 1985 -1.48
Iberia Airlines 3.73 0 1985 -1.00
KLM /KLM Cityhopper 2.81 1 1994 -0.67
SAS Scandinavian AL/SAS Norway 5.83 1 2001 -0.57
Finnair 1.98 0 1963 -0.53
RyanAir 1.96 0 -0.53
EasyJet 1.63 0 None -0.44
Aer Lingus 1.25 0 1968 -0.34
Tap Air Portugal 1.09 0 1977 -0.29
Austrian Airlines 1.00 0 1960 -0.27
Air Europa 0.71 0 -0.19
Malev-Hungarian Airlines 0.64 0 1977 -0.17
Icelandair 0.55 0 1951 -0.15
JAT Yugslovian Airways 0.38 0 1973 -0.10
Virgin Atlantic Airways 0.24 0 -0.06
British Midland 1.71 1 1989 -0.06
Transaero Airlines 0.15 0 -0.04
Ukraine International Airlines 0.12 0 -0.03
Alitalia 3.78 1 1990 -0.02
Air France 6.15 3 2000 0.31
Olympic Airways 1.71 1 1989 0.54
THY Turkish Airlines 1.86 2 2003 1.20
Aeroflot Russian Airlines 2.06 2 2008 1.45
All Nippon Airways 3.88 0 1971 -1.04
Japan Air Lines 2.63 0 1985 -0.71
Qantas Airways 2.40 0 1951 -0.65
Hanin Airlines 1.22 0 -0.33
Air New Zealand 1.15 0 1979 -0.31
Cathy Pacific Airways 1.02 0 1972 -0.27
Malaysia Airlines 3.19 1 1995 -0.21
Virgin Blue 0.73 0 -0.20
Philippine Air Lines 0.92 2 1994 -0.18
Air India 0.48 0 1985 — 0.13
Dragon Air 0.32 0 -0.09
Air China 2.49 1 2002 0.10
Asiana Airlines 1.52 1 1993 0.21
China Southern Airlines 3.51 2 1997 0.57
Korean Air 2.41 3 1997 0.65
Garuda Indonesian 1.52 3 2007 0.75
Thai Airways International 1.78 2 1998 0.97
Singapore Airlines/SilkAir 1.34 2 2000 1.14
China Eastern Airlines 2.52 3 2004 1.18
Indian Air Lines 1.70 4 1999 1.64
Pakistan International Airlines 1.18 3 2006 2.68
China Airlines 0.76 5 2002 4.52
Aeromexico 2.08 0 1986 -0.56
Mexicana Airlines 1.97 0 1986 — 0.53
Aerolíneas Argentinas 0.99 0 1970 -0.27
Air Jamacia 0.38 0 -0.10
Varig 2.35 1 1989 0.12
TACA International Airlines 0.44 2 2008 0.15
Lan Chile Airlines 0.54 2 1991 0.16
GOL Transportes Aereo 0.94 1 2006 0.75
Avianca Colombian Airline 1.20 2 1990 1.11
TAM 2.04 4 2007 1.51
Cubana 0.24 7 1999 4.16
South African Airways 1.11 0 1987 -0.30
Emirates Airline 0.76 0 -0.20
El Al 0.35 0 1955 -0.09
Kuwait Airways 0.31 0 1988 -0.08
Royal Jordanian Airline 0.29 0 1979 -0.08
Air Zimbabwe 0.18 0 1979 -0.05
Oman Aviation 0.18 0 -0.05
Saudi Arabian Airlines 1.96 1 1996 0.47
Royal Air Maroc 0.62 1 1994 0.83
EgyptAir 0.85 2 2002 0.97
Kenya Air 0.37 2 2000 1.84
Iran Air 0.76 3 2002 2.00
Nature Air 0.37 1 2017 1.80

Статистика катастроф Аэрофлота показывает, что это одна из самых безопасных авиакомпаний. И это достигается в первую очередь мастерством, на пилотах не экономят, а также на том, что Аэрофлот обладает одним из самых современных авиапарков среди всех авиакомпаний Европы. Прежде предлагаю Вам посмотреть на видео сумасшедшей аварийной посадки Боинга 767 польской авиакомпании LOT в аэропорту Варшавы. К счастью, в данном авиапроисшествии благодаря мастерству пилотов обошлось без пострадавших.

Данную статистику нельзя использовать для оценки надежности самолетов или авиакомпаний. Показатели раcсчитаны на основе прошедших инцидентов и не могут быть использованы для предотвращения или снижения ожидаемых рисков. При оценке безопасности/надежности используется множество других параметров, которые не учитывались при составлении таблицы.

По материалам сайта http://www.planecrashinfo.com/

Каждые 2-3 секунды кто-то приземляется или взлетает. Одни этому радуются, другие боятся. А стоит ли поддаваться страху? Ответ даст статистика: как часто падают самолеты, где это случается и насколько велика вероятность падения.

Ежедневно в небо взмывает около 100 тыс самолетов, и, как ни странно, столько же успешно садится. За год воздушные судна перевозят около 4,5 млрд человек, это больше половины населения Земли. Как думаете, сколько из них пополняют статистику погибших в авиакатастрофах? Не более 1000 в год. Соотношение впечатляет, правда?

За все время существования гражданской авиации (почти 100 лет) погибло менее 150 тыс человек. Это меньше, чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру.

Сколько самолетов падает в год

Согласно Википедии , за последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике учтены как коммерческие лайнеры, так и частные небольшие самолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

2010 год : 14 аварий, в которых погибло 792 человека. Самая масштабная трагедия — неудачная посадка индийского лоукостера на Боинге 737 (158 жертв) и падение польского ТУ-154 под Смоленском (96 погибших).

2011 год прошел без громких падений самолетов. Самое большое число жертв (77 человек) было в иранском Боинге 727, который не удалось посадить из-за плохих метеоусловий. Всего же было зафиксировано 45 авиакатастроф, в которых погибло 552 человека. Как понятно из статистики, в основном, это были легкие самолеты, на борту которых было не больше 10 человек.

2012 год : 23 аварии, 315 погибших. Самый тяжелый случай — падение пакистанского Боинга 737, в котором погибли все находящиеся на борту (127 человек).

2013 год был относительно спокойным: всего 5 аварий самолетов, общее количество жертв — 128 человек. 50 из них погибло в Боинге 737, разбившемся под Казанью.

2014 год крепко подпортил статистику авиакомпаниям: 15 аварий, с общим количеством жертв — 980 человек. Наиболее масштабное происшествие — сбитый над Украиной Боинг 777, на борту которого находилось 298 человек.

2015 год унес 478 жизней всего в 5 авиакатастрофах. Наиболее громкая — упавший над в результате теракта российский Airbus A321, жертвами которого стало 224 человека.

2016 год запомнился крушением ТУ-154 Минобороны России, в котором погибло 100 человек (92 пассажира и 8 членов экипажа. Всего же за 12 месяцев авиатранспорт стал причиной смерти 389 человек.

2017 год вошел в историю как самый безопасный за всю историю существования гражданской авиации. Всего за 12 месяцев погибло 67 человек.

2018 год начался с крушения пассажирского самолета Ан-148 в Подмосковье. Погиб 71 человек. В следующие месяцы произошло еще ряд крупных пассажирских аварий. За последние 10 лет 2018 год стал самым массовым по числу жертв — среди погибших числится 773 человека.

2019 год запомнился неудачной посадкой в Шереметьево самолета Сухой Суперджет, в результате пожара погиб 41 пассажир. А в самой крупной авиакатастрофе этого год под Аддис Абебой погибло 157 человек. Проблема на борту возникла спустя 6 минут после взлета. Итогом 2019 года стало 261 жертва в авиакатасрофе.

2020 год начался с трагедии. Во время новогодних праздников потерпел крушение сразу после взлета самолет, направляющийся по маршруту Тегеран-Киев. Причиной падения назвали случайно выпущенную по самолету ракету ПВО Ирана. Погибли все пассажиры и члены экипажа — 176 человек.

В какой стране чаще падают самолеты

Если принимать в расчет исключительно пассажирские авиаперевозки, то ярко выраженного «Бермудского треугольника», в котором чаще всего падают самолеты, нет. А вот если взять статистику по всему воздушному транспорту, то результат будет несколько неожиданным.

За те же 6 лет больше всего авиакатастроф произошло… в России — 41, количество погибших — 559 человек. За тот же период в США случилось 11 авиапроисшествий. Интересно отметить, что последнее было еще в 2013 году. Следующей идет Украина (7 катастроф), Конго (6) и Германия (4, все в 2010 году).

В целом, цифры весьма обнадеживающие. Узнав, как часто падают самолеты по статистике, надеемся, вы будете увереннее чувствовать себя в полете.

Авиакатастрофа хоккейной команды "Локомотив Ярославль" © Reuters

Авиакатастрофа под Тюменью, в которой погиб 31 человек, стала первой катастрофой такого масштаба в 2012 году.

После трагического для российской авиации 2011 года Россия снова с большим отрывом лидирует в мировой статистике авиакатастроф.

Мы попытались разобраться, как часто в России падают самолеты, почему это происходит, и вспомнили самые масштабные авиакатастрофы десятилетия.

Смертельная статистика

Историческим лидером по числу авиакатастроф являются США. По данным Aviation Safety Network , начиная с 1945 года, там разбились 653 гражданских самолета. В результате аварий погибло почти 10 тыс. человек.

С 2007 года в авиакатастрофах в России погибли 293 человека.

Россия занимает второе место. За последние 66 лет на территории СССР и РФ произошло 266 аварий, в которых погибло 6,5 тыс. человек. Следует отметить, что Россия и США лидируют во многом благодаря объему авиаперевозок - чем больше рейсов, тем выше вероятность аварии.

Но количество авиакатастроф в мире и в США, в частности, с годами сокращается. Если в 1990-х при крушении самолетов погибло 12 тыс. человек, то в 2000-х число жертв составило 8,2 тыс. Вот график количества смертей в авиакатастрофах по США за 1945-2010 года:

На этом фоне статистика по России выглядит удручающе. Так, если с 2007 года в авиакатастрофах в США погибли 118 человек, то в России за этот же период - 293 человека.

Самым трагическим для российской авиации стал прошлый год. Россия заняла первое место по смертельным авиакатастрофам, уступив лишь Конго. За 2011 год во всем мире в крушениях самолетов погибли 514 человек, из них 120 - в РФ, то есть более 20% от всего количества жертв. 2012 год, начавшийся с только укрепил позицию РФ.

Смотрите график жертв авиакатастроф по СССР и России за последние 65 лет:

Причины катастроф

Среди основных причин авиакатастроф в России эксперты называют плохую подготовку пилотов. Чтобы выпустить одного летчика необходимо сжечь от 60 до 160 тонн керосина. Из-за высокой стоимости топлива пилотов часто учат летать только на тренажерах. А по статистике, причиной 80% авиакатастроф является человеческий фактор.

Еще одна причина катастроф - ветхость российского авиапарка. Так, в 2005 году лишь 37% пассажирооборота приходилось на самолеты нового поколения. Остальные 63% - еще советские воздушные суда.

Например, Як-42, на котором разбилась хоккейная команда "Локомотив", в 2009 году был запрещен в Евросоюзе из-за серьезных недостатков в области безопасности.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Ил-76 и Boeing-737 JT8D возглавили рейтинг самых опасных самолетов, составленный американским деловым журналом BusinessWeek. На каждые 500 тыс. летных часов приходится одна авиакатастрофа. Также в тройку вошел Ту-154: в среднем разбивается каждый тысячный рейс.

Чаще всего в России падают "кукурузники" Ан-2, вошедшие в Книгу рекордов Гиннеса как единственные в мире самолеты, которые выпускаются уже более 60 лет. Ан-2 не обязательно самый ненадежный самолет - просто он самый распространенный. Но с годами отказ техники становится причиной катастрофы все чаще.

Катастрофы десятилетия в России

21 июня 2011 года произошла авиакатастрофа Ту-134 в Карелии. Самолет совершил жесткую посадку возле аэропорта Петрозаводска. Фюзеляж развалился, начался пожар. Погибли 46 человек из 52, которые были на борту.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

В июле в Томской области . В полете загорелся двигатель, но пилотам удалось посадить самолет на воду, хоть не без жертв - из 37 пассажиров и членов экипажа погибли семеро.

7 сентября под Ярославлем разбился Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту. Из 45 человек, которые были на борту, выжил только один бортинжинер.

В августе 2010 года в Красноярском крае разбился самолет Ан 24. Он упал при заходе на посадку в аэропорту Игарки и загорелся. В катастрофе погибли 12 человек.

В сентябре 2008 года при посадке в аэропорту Перми разбился Боинг-737 авиакомпании "Аэрофлот Норд", летевший из Москвы. Все находившиеся на борту 88 человек погибли. Причиной авиакатастрофы стали ошибочные действия пилотов.

9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска разбился Airbus A310. Самоолет выкатился за пределы посадочной полосы. Погибли 125 человек.

22 августа возле Донецка разбился Ту 154М "Пулковских авиалиний". Самолет, летевший рейсом 612 из Анапы в Санкт-Петербург, пытался проскочить над грозовым облаком, вместо того, чтобы обойти его сбоку, свалился в плоский штопор и врезался в землю на скорости 300 км/ч. На борту находились 170 человек, все они погибли на месте. Эта трагедия стала крупнейшей авиакатастрофой в истории российской авиации.

24 августа 2004 года два российских самолета потерпели катастрофу в результате терактов. Ту 154 и Ту 134 вылетели из московского аэропорта "Домодедово" в Сочи и Волгоград. На борту каждого из них оказалось по одной террористке-смертнице. Почти одновременно они устроили взрывы, и оба самолета упали. Погибли все 90 человек, находившиеся в двух самолетах. Позднее ответственность за теракты взял лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев. Он заявил, что организация взрывов обошлась ему в $4 тыс.

В августе 2002 года в Чечне произошла самая крупная катастрофа вертолета в мире. Ми-26 с военными на борту был сбит ракетой. При этом вертолет был перегружен в два раза, да еще и приземлился на минное поле. Погибли 127 человек.

В июле 2001 года в аэропорту Иркутска разбился Ту-154. Пилот ошибся, заходя на посадку. Погибли все 145 человек.

В октябре в Черное море упал российский Ту-154, летевший из Тель-Авива. Погибли все, кто был на борту, - 77 человек. Самолет был случайно сбит украинской ракетой.

Узнавайте самые интересные новости от на