Все про мопед «Верховина» – детальный обзор

Новая модель завода снова получила топонимическое имя: «Верховина». На Украине этим словом называют самую высокогорную часть Украинских Карпат. Индекс «3» в названии указывал на третью двухскоростную модель завода. Эта нумерация использовалась на всех моделях семейства «Верховина» вплоть до 1982 года. На “Верховину-3” ставили всё тот же ковровский двигатель , но вместо магдино М-102, которое контролировало зажигание у предыдущих моделей, был установлен генератор зажигания Г-420, оснащенный выносным высоковольтным трансформатором. Это усовершенствование позволило значительно повысить надежность системы зажигания, так как при такой конструкции катушка зажигания не подвержена нагреву от работающего двигателя. Мопед в больших количествах поставлялся на экспорт в страны СЭВ. Экспортную модификацию можно отличить по двум надписям «Верховина-3» на боковинах бензобака. Реализуемые в СССР мопеды имели одну надпись наискосок сверху бака.

Общие данные: наибольшая скорость — 50 км/ч; вес сухой — 51 кг; наибольшая нагрузка (включая водителя) — 100 кг; топливный бак — 5,0 л.; средний расход топлива — 2,2-2,6 л/100 км. Размеры: длина — 1170 мм, ширина — 680 мм, высота — 1370 мм, база — 1120-1170 мм, дорожный просвет — 110 мм. Двигатель: двухтактный, карбюраторный воздушного охлаждения; модель — Ш-51К; рабочий объем — 49,8 см3; мощность — 1,8-2,0 л.с. при 4900-5500 об/мин; степень сжатия 8,2 -8,5; топливо — смесь бензина А-72 с маслом (в соотношении 25:1). Силовая передача: сцепление — фрикционное, двухдисковое в маслянной ванне; коробка передач — двухступенчатая; картер коробки передач — 0,35 л; переключение передач — ручное; передача на заднее колесо — цепная. Ходовая часть: рама — трубчатая сварная; передняя вилка — телескопическая с пружинными амортизаторами, ход колеса 80мм; задняя подвеска — маятниковая с пружинными взаимозаменяемыми амортизаторами; колеса — взаимозаменяемые; размер шин — 2,50-16 дюймов; тормоза — колодочного типа. Электрооборудование: источник электроэнергии — генератор Г-420; катушка зажигания — высоковольтный трансформатор Б-300; свеча зажигания — А7,5У; фара — ФГ-200Б; задний фонарь — ФП-226; переключатель ближнего и дальнего света с кнопкой звукового сигнала — П25-А; спидометр — СП-101; звуковой сигнал — С-34А.

Мопед МП-048 «Верховина-3». Инструкция по уходу и эксплуатации (1970).


Обзор новинок и перспективных моделей моторынка СССР
«Автоэкспорт информирует», 03/1969


Рассказ об очередном конкурсе «Первенство заводской марки»
«За рулем», 02/1970


Рассказ об особенностях конструкции нового мопеда МП-048 «Верховина-3»
«За рулем», 09/1970


Отчет о конкурсе «Первенство заводской марки» на полигоне НАМИ
«За рулем», 04/1971


Рассказ об испытании в редакции мопеда «Верховина-3»
«За рулем», 06/1971


Заметка о новинках из Львова — «Турист» и «Верховина-3»
«Наука и жизнь», 09/1971


Заметка о мопедах Львовского мотозавода
«Изобретатель и рационализатор», 10/1972


Рассказ об истории мопедов ЛМЗ с точки зрения дизайна
«Техническая эстетика», 03/1979


Обзор истории, настоящего и планов Львовского мотозавода
«Техника — молодежи», 03/1983


Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986

Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мопед «Верховина-3» МП-048, запчасти и документы от него.

Так мы назвали новый мопед, выпуск которого начался в нынешнем году на нашем львовском мотозаводе.

«Верховина-3» (МП-048) отличается от предшественников (МП-043 и МП-046) прежде всего более современным внешним видом. У нее колеса меньшего диаметра и изменены формы деталей, определяющих силуэт машины.

Надеемся, понравится владельцам более удобная посадка водителя, позволяющая без утомления проехать большое расстояние. Рама открытого (хребтового) типа, составляющая основу машины, сварена из стальных труб прямоугольного сечения размером 40X28 мм с толщиной стенки 2 мм. Это позволило увеличить ее прочность и снизить вес.

Для повышения плавности хода и устойчивости мопеда значительно изменены передняя и задняя вилки. Толчки, возникающие при наезде переднего колеса на препятствие, воспринимаются предварительно поджатыми на 30 мм пружинами. Они расположены внутри перьев телескопической вилки. Чтобы при ходе отбоя ее штоки не ударялись о направляющие, между ними установлена специальная пружина. На нижних концах штоков закреплены съемные наконечники. В них вставляется ось переднего колеса. Конструкция этого узла исключает перекос перьев вилки, а стало быть, и ее штоков при затяжке оси.

Задняя вилка крепится к раме двумя болтами и специальными резьбовыми втулками. Такая конструкция, во-первых, обеспечивает беззазорное соединение деталей, а во-вторых, при качаниях вилки уменьшает износ (по сравнению с гладкими втулками) трущихся поверхностей благодаря большей их площади. Чтобы этот узел работал нормально, достаточно раз в сезон смазать его солидолом.

Задняя вилка подрессорена двумя телескопическими пружинными амортизаторами. С вилкой и рамой они соединяются через армированные резиновые втулка (сайлент-блоки).

Колодки тормозов обоих колес — формованные из фрикционного материала На концах самих колодок установлены защитные упоры, по которым скользит кулачок. По мере износа колодок в упоры вставляют компенсирующие шайбы, чем обеспечивается необходимый зазор между колодками и барабаном. Таким образом удается использовать всю толщину материала на рабочей поверхности колодок и не заменять их на протяжении пробега в 15-20 тысяч километров.

Изменено в новом мопеде и крепление топливного бака. Если раньше к нему для этой цели приваривались кронштейны, то теперь бак крепится за бурт, образованный при сварке его половин и закрытый полиэтиленовым кантом. Сзади бурт входит в кронштейны рамы, а спереди прижимается накладкой. Так удалось исключить появление при эксплуатации мопеда трещин в местах сварки кронштейнов.

Как и предыдущие наши модели, «Верховина-3» снабжена двигателем Ш-51К производства Ковровского механического завода. Однако в нем вместо магдино МГ-102 применен генератор Г-420 с выносным высоковольтным трансформатором (катушкой зажигания) Б-300, расположенным в правом ящике. Это значительно повысило надежность работы системы зажигания, поскольку катушка теперь не подвергается нагреву от двигателя.

Новый мопед прошел самые серьезные испытания. Так, две машины, участвовавшие в первенстве заводской марки в сентябре прошлого года (см. «За рулем», 1969, № 2), закончили дистанцию на труднейших дорогах практически без дефектов.

Весной этого года шесть серийных мопедов «Верховина-3» совершили пробег из Львова в Ульяновск, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Машины успешно прошли маршрут протяженностью 5310 километров без каких бы то ни было поломок.

Все это позволяет надеяться, что наши машины завоюют добрую репутацию у будущих владельцев.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА мопеда Верховина-3

Б. ДОЛГИН, главный конструктор мотозавода; г. Львов М. ЛЕОНОВ, инженер

Который выпускал мопед «Верховина», изначально специализировался на изготовлении автомобильных прицепов. Разработка и производство опытных малокубатурных мокиков началось в 1958 году. Первыми образцами в этом направлении стали моторизованные велосипеды. Затем появилась «Верховина 3», которая сыграла значимую роль в развитии отечественной мототехники тех времен. Машина оснащалась двухтактным мотором объемом 50 кубических сантиметров. Мощность двигателя составила две лошадиные силы, а его динамика разгона позволяла набирать скорость порядка 50 км/ч. Начинка агрегата была характерной для своего класса, поэтому разработчики сделали акцент на улучшенном дизайне техники.

Характеристики

Отличительной от предшественников особенностью мопеда «Верховина 3» стали колеса меньшего диаметра, а также трубчатая рама сварного типа. Благодаря такой конструкции удалось повысить мощность агрегата и снизить его массу до 51 килограмма. На двухколесной технике появилась модернизированная передняя вилка, а также улучшилась посадка. Задняя вилка фиксировалась к раме при помощи резьбовых втулок и болтов. Это дало возможность снизить степень износа элемента при качании. На тормозных колодках появились защитные упоры с возможностью смены или пополнения компенсирующих шайб, что продлило рабочий ресурс узла.

На первых версиях топливный резервуар фиксировался на кронштейнах, а у мопеда «Верховина» он крепился за бурт. Данное решение позволило избежать появления трещин на крепежных элементах. Перед пуском в серию рассматриваемый мокик прошел ряд испытаний, преодолев в сумме более пяти тысяч километров. С 1972 по 1974 год были выпущены 4-я и 5-я серия этой техники. Они отличались параметрами двигателей и небольшими переделками дизайна.

Шестая версия

Особое внимание в рассматриваемой линейке стоит уделить мопеду «Верховина 6». Здесь уже можно говорить о кардинально иной категории. Во-первых, велосипедные педали заменили кик-стартером. Во-вторых, агрегат оборудовали двухтактным силовым агрегатом на 2,2 лошадиных силы, двухступенчатой коробкой передач с управлением на левой стороне руля и немного доработали экстерьер.

Высокий руль и увеличенное сиденье гарантировали комфортную и мягкую посадку. При этом широкие шины и мягкая обновленная подвеска отвечали за удобство перемещения по сложным дорогам. Багажник остался на своем месте, выдерживал без проблем нагрузку в 15 кг.

Новый мокик стал тяжелее более чем на три килограмма, однако это не сказалось на его маневренности и скоростных параметрах. В 1981 году появилась седьмая версия, оснащенная мотором с бесконтактным узлом зажигания, новым карбюратором и мощным генератором. Несмотря на все новшества, скорость этого агрегата составила всего 40 км/ч. Из изменений можно отметить усовершенствованные фонари и вынесение контрольных приборов на руль.

Параметры

Ниже приведены технические характеристики мопеда «Верховина» шестой серии:

  • Тип силового агрегата - бензиновый карбюраторный двухтактный мотор.
  • Рабочий объем - 49.8 кубических сантиметра.
  • Компрессия - 8.5.
  • Ход поршня - 44 мм при диаметре 38 мм.
  • Тип питания - бензин, смешанный с маслом.
  • Показатели мощности - 2.2 лош. силы при 5200 оборотах в минуту.
  • Зажигание мопеда «Верховина» - контактного типа, агрегирующие с генератором переменного тока.
  • Трансмиссия - механическая коробка передача на два диапазона с цепным редуктором.
  • Длина/ширина/высота - 1,77/0,72/1,2 м.
  • Клиренс - 10 см.
  • Тормозная система - барабанного типа.
  • Подвеска - спереди - телескоп, сзади - маятниковый блок с пружинами.
  • Вес - 53.5 кг.
  • Расход горючего на 100 км - около 2.2 л.

Мопед «Карпаты»

«Верховина» получила достойного конкурента весной 1981 года. В этом сезоне вышла одна из самых значимых моделей - «Карпаты». Мокик оснащался трубчатой рамой, вилкой-телескопом с пружинной амортизацией, а также задней подвеской маятникового типа и взаимозаменяемыми колесами.

Новый агрегат оборудовался мотором Ш-58, объемом 50 кубических сантиметров и мощностью, равной двум лошадям, или усовершенствованным аналогом Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Предел скорости данной техники составил 45 км/ч. «Карпаты» очень были похожи в конструктивном плане на рижскую «Дельту».

Сравнительный обзор

Среди основных отличий между «Верховиной» и «Карпатами» стало наличие у последнего мокика измененной формы топливного резервуара, глушителя и боковых кожухов. Конструкторы увеличили гарантийный период пробега до 8 тысяч километров, тогда как у «Верховины» он не превышал 6 тысяч. Рабочий ресурс возрос на 3 тысячи километров до первого капитального ремонта.

Невзирая на устаревшие советские технологии, рассматриваемая техника на то время была флагманом в своем классе и отличалась приличными характеристиками. Еще одним плюсом является то, что ремонт мопеда «Верховина» можно было выполнить своими руками, без использования специальных приспособлений. Чаще всего в этом нуждался «движок», который умельцы перебирали, модернизировали и использовали снова. Благо проблем с запчастями не было.

В завершение

Уже в 1989 году число выпущенной малокубатурной техники на двух колесах от Львовских производителей составило почти 140 тысяч единиц. Это с учетом того, что в 80-х годах прошлого столетия комбинат сократил выпуск этих машин практически вдвое, по причине падения спроса. Для привлечения покупателей стали разрабатываться новые модели для любителей быстрой езды («Спорт») или мототуризма («Турист» с ветровым стеклом). После развала Союза завод практически прекратил свое существование и выпуск легкомоторной техники.

Отечественным производителям малокубатурной мототехники уже было что предложить. Два крупных завода того времени - Рижский и Львовский - занимались производством советских мопедов еще с начала 1960-го года и с завидной регулярностью представляли свои новые модели. Безоговорочное господство "Явы", конечно же, очень мешало разработчикам отечественных мопедов, однако продукция этих заводов тоже не пылилась на складах и имела своего потребителя.

Львовский мотозавод (ЛМЗ), первоначально специализировавшийся на выпуске автоприцепов, в 1958-м году занялся разработкой опытных образцов мопедов, так как руководством страны было принято решение бросить все силы на развитие этого направления. У ЛМЗ уже имелся опыт разработки такой продукции: в частности, заводом были выпущены мотовелосипеды В-902 и В-905, мопеды МВ-044 ("Львовянка"), а также мопеды МП-043, МП-045, МП-046 и МП-047. Конец 50-х годов ознаменовался выпуском первых мопедов "Верховина-3" (MП-048), сыгравших заметную роль не только в истории Львовского мотозавода, но и в истории отечественной мототехники того времени. Мопед "Верховина-3", оснащенный 50-кубовым двухтактным двигателем Ковровского механического завода (Ш-51К) мощностью 2 л.с., разгонялся до 50 км/час. Кубатура, мощность и максимальная скорость были типичными для мопедов, поэтому разработчики, в первую очередь, привлекали внимание потребителей к улучшенному внешнему виду первой "Верховины".

В отличие от предшественников, на мопеде "Верховина-3" установили колеса меньшего диаметра и трубчатую сварную раму, благодаря которой удалось повысить прочность конструкции и снизить вес мопеда до 51 кг. "Верховина-3" могла похвастаться удобной посадкой и модернизированной передней и задней вилкой. Заднюю вилку закрепили к раме болтами и резьбовыми втулками, что позволило уменьшить степень ее износа при качании. Тормозные колодки оснастили защитными упорами, в которые можно было вставлять компенсирующие шайбы и не менять колодки после 20 километров пробега. Раньше для крепления топливного бака приваривались кронштейны, а у мопеда "Верховина-3" бак крепился за бурт, благодаря чему удалось избежать трещин, часто образовывающихся в местах крепления кронштейнов. "Верховина-3" прошла серию испытаний: в частности, мопеду пришлось преодолеть более 5300 километров, чтобы продемонстрировать свою надежность и неприхотливость в эксплуатации. В период времени с 1972-го по 1974-й год с конвейера завода сошли мопеды "Верховина-4" и "Верховина-5". Мопед "Верховина-4", который укомплектовали двигателем Ш-57 мощностью 2.2 л.с., весил 52 кг и разгонялся до 50 км/час.

Наибольшее внимание в этой линейке привлек мопед "Верховина-6" (ЛМЗ-2158), который принадлежал уже другой категории мототехники. На "Верховине-6" велосипедные педали заменили кикстартером, поэтому это уже был не мопед, а классический мокик. "Верховина-6" была оснащена двухтактным двигателем Ш-58 мощностью 2.2 л.с. и двухступенчатой коробкой передач, которой управляли левой ручкой руля. Высокий руль мопеда "Верховина-6" и удлиненное сиденье обеспечивали удобную посадку, а мягкая подвеска и широкие шины - комфортную езду на сложных участках дороги. У этого мопеда так же, как и на "Верховине-3", был багажник, рассчитанный на 15 кг. Мопед "Верховина-6" стал тяжелее на 3.5 кг, но на его маневренности и скоростных характеристиках (максимум 50 км/час) это не отразилось. Мопед "Верховина-7" появился в 1981-м году и получил новый карбюратор, более мощный генератор и двухтактный двигатель Ш-62 с бесконтактной электронной системой зажигания. "Верховина-7" с кикстартером вместо педалей тоже был мокиком, но, в отличие от "Верховины-6" , развивал максимальную скорость лишь до 40 км/час. Внешне мокик "Верховина-7" немного преобразился благодаря новой фаре, заднему фонарю со стоп-сигналом и контрольным приборам, вынесенным на руль.

Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель - мокик "Карпаты" (ЛМЗ-2.160), а в 1986-м был выпущен мокик "Карпаты-2" (ЛМЗ-2.161). У мокика "Карпаты" была трубчатая рама, телескопическая передняя вилка с пружинными амортизаторами, маятниковая задняя подвеска и взаимозаменяемые колеса. Оба мокика "Карпаты", в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались 50-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем Ш-58 мощностью 2 л.с. или более совершенным двигателем шауляйского производства Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Мокики разгонялись до 40 км/час: двигатель модели "Карпаты-1" был мощностью 2,0 л. с., а у "Карпаты-2" - мощностью 1,8 л.с., при этом мокик "Карпаты-2" стал легче своего предшественника на 1.5 кг. За исключением некоторых деталей, по своей конструкции мокик "Карпаты" был практически аналогичен мокику "Дельта" Рижского мотозавода.

Если говорить об отличиях между мопедами "Верховина-7" и "Карпаты", то самое очевидное - это измененная у "Карпат" форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили и срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика "Карпаты" составил 8000 км (у "Верховины-7" было 6000), а ресурс до первого капремонта - до 18000 км по сравнению с 15000 км у "Верховины". Кстати, интересный факт: мопеду "Карпаты" была даже посвящена песня, и его счастливые обладатели вовсю распевали: "Карпаты, Карпаты - он мой железный конь, Карпаты, Карпаты - не мокик, а огонь". Несмотря на его советское происхождение, на мокике "Карпаты" можно было преодолеть не одну тысячу километров по степям и бездорожью, поэтому в то время он пользовался большим авторитетом как отличный мокик для регулярных поездок на дальние расстояния. Одним словом, возвращаясь к словам той же песни: "Во всем Союзе нет, ребята, мопеда круче, чем "Карпаты".

В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов и мокиков, а в 1989-м их число возросло до 139 тысяч штук. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. В линейке мопедов Львовского мотозавода представлены также очень продвинутые для того времени мопеды "Верховина-Спорт" с увеличенным передним колесом, ножным переключением скоростей и выведенным наверх глушителем, а также мопед для мототуризма "Верховина-Турист" с ветровым стеклом. У мокика "Карпаты" тоже были аналогичные модификации - мопед "Карпаты-Турист" и молодежный мопед "Карпаты-Спорт". Мопед "Карпаты-2 Спорт" (ЛМЗ-2.160 С) был выпущен в 1986-м году и отличался от базовой модели немного удлиненной вилкой, ручкой вместо багажника, рулем с перемычкой наподобие кроссовой модели, ножным переключением передач и приподнятым щитком и глушителем. , разгонявшийся до 40 км/час, оснастили модернизированным двигателем Ш-62М и новым глушителем с предохранительным экраном для снижения уровня шума. Был еще мопед "Карпаты-2 Люкс", отличительной особенностью которого были указатели поворота. В последние годы ОАО Львовский мотозавод мопеды не производит, поэтому и "Верховина", и "Карпаты", и все их модификации уже стали историей.

Производительным элементом является 2-х тактный карбюраторный двигатель. Система охлаждения воздушная. Рабочая поверхность 49.8 куб.см. Двигатель вырабатывает 1.61 л.с. В качестве трансмиссии установлена 2-х скоростная механическая коробка передач. Переключение скорости осуществляется на руле. Запуск двигателя мопеда «Верховина» воспроизводится кик-стартером. Зажигание на мопеде «Верховина» контактное. Основные параметры мопеда: длина-1770 мм; высота-1200 мм; ширина-720 мм. Сухая масса транспорта 53,5 кг. Размер переднего и заднего колеса 2,50-16.

Обеспечение электроэнергии на мопеде достигается за счет генератора Г420. Он вырабатывает 14 Вт мощности и 6 В напряжения. Марка карбюратора К60. Отработка выхлопов осуществляется глушителем с перегородками. Таким образом, производится дросселирование газов. Основой конструкции служит стальная рама из стали. Подвеской на мопеде служит телескопическая вилка спереди и маятниковая сзади. В обоих случаях предусмотрены пружинные амортизаторы. Торможение происходит с помощью тормозов барабанного типа.

Описание

Мопедами называются средства передвижения, которые по внешнему виду приближены к мотоциклам, но значительно слабее в техническом плане. «Верховина 6» является детищем Львовского мотозавода. Модель была разработана и выпущена в 1977 году. В свое время была очень популярна. Микромотоцикл имел большой спрос среди разных категорий населения. Особую популярность данная модель приобрела в деревнях и селах. В сельской местности «Верховина 6» стала незаменимым «товарищем», на котором можно было отправиться на рыбалку и за грибами. С момента установки двигателя S-58 Шауляйского завода, качество мопедов ощутимо стало хуже. Это сыграло большую роль и мопеды начали терять спрос.


Внешне данный мопед напоминал мотоцикл, только в компактном варианте. Агрегат предназначен только для одного водителя. Кроме этого, одновременно можно было перевозить 15 кг груза. Мопед характеризовался как простой в управлении, маневренный и доступный по цене. На данной модели, в отличие от всех предыдущих мопедов «Верховина» были устранены педали. Был предусмотрен только кик-стартер.

Как уже было сказано, агрегат являлся практически полноправным мотоциклом, только с малокубатурным двигателем. На технику устанавливались двигатели марки Ш57 или Ш58. Охлаждение основного силового агрегата осуществлялось встречным потоком воздуха. Экономичный расход топлива в 2.2 л/100 км, позволял ездить без мыслей о частых дозаправках.


Поездки на мопеде были комфортными благодаря мягкому сиденью. Для возможности перевозки грузов, конструкторы предусмотрели багажную площадку, которая была рассчитана на 15 кг. Ночные поездки были возможными благодаря установленной спереди фарой. Внешний вид, дизайн мопеда по меркам тех времен был изящным и вызывал восторг у прохожих. В стояночном режиме мопед устанавливается на центральную подножку. Колеса спицованные.