Выполняя замену масла, нужно ли заливать масло в фильтр? Можно ли менять масляный фильтр без замены масла? Как правильно менять масляный фильтр в машине

Несмотря на очевидную любовь к чтению технической литературы или руководства по эксплуатации, большинство из нас, людей, искренне любящих свои машины, понимает, что замена масляного фильтра должна происходить не менее одного раза в год.

Это как раз тот случай, когда масло кашей не испортишь. Даже два самых дешевых и простых рабочих фильтра лучше одного дорогого, рассчитанного на длительный период эксплуатации.

Без колебаний стоит менять масляный фильтр два раза в году или после 7 тыс. пробега в случае, когда:

  • приходится много ездить в жарких и пыльных условиях;
  • приходится работать на машине по много часов на городских улицах, в потоках, перегруженных общественным транспортом;
  • автомобиль только куплен и не обкатан.

Вторым, не менее важным условием, является правильный выбор производителя и модели фильтра. Перед тем как поменять масляный фильтр, выясните, какой именно используется в вашем автомобиле, и посадочный размер резьбового штуцера. Так вы избежите неприятной ситуации, когда купленный новый элемент не встанет на посадочный фланец и штуцер двигателя.

Замена в системе со сменным фильтрующим элементом

Чем больше работает автомобиль, тем чаще приходится менять масляный фильтр, чтобы избежать вырождения масла и преждевременного износа узлов. Поэтому конструкцию со сменным фильтрующим элементом используют в легких грузовиках, транспортерах, тяжелой дорожной технике. Иногда встречаются на легковых машинах устаревшей конструкции.

Замена элемента достаточно проста. За редким исключением, сам корпус устройства доступен из любого положения. С помощью гаечного ключа на 19 откручивается гайка крепления крышки, заменяется фильтрующий картридж, тонкая кольцевая прокладка и в отдельных случаях медная шайба - прокладка под основной гайкой. Вся процедура замены занимает несколько минут и требует внимательности и аккуратности.

Замена одноразового полно-проточного масляного фильтра

Благодаря простой конструкции, замена неразборного масляного фильтра требует меньших усилий и подготовительных работ.

Зачастую, особенно при первых заменах моторного масла после обкатки, возникает проблема как открутить масляный фильтр. По форме он круглый, без специальных площадок и пазов, которые можно было бы использовать для инструмента. Обычный одноразовый масляный фильтр рассчитан на использование усилия кисти руки. Но его не всегда хватает для того, чтобы открутить и сорвать пригоревшую резиновую прокладку. В таком случае для замены можно использовать:

  • стандартное приспособление типа «краб»;
  • самозатягивающийся ленточный или цепной ключ;
  • пару сквозных отверстий, аккуратно пробитых острой отверткой чуть в стороне от оси корпуса. Перед тем как снять масляный фильтр без ключа, подождите, пока масло стечет из внутренностей корпуса.

Важно! Последний вариант применяется в крайнем случае из-за риска повредить штуцер.

Когда необходима замена

В спешке или рабочей запарке исправно работающим деталям машины уделяют мало внимания. В масляном фильтре нет датчиков или визуальных индикаторов, позволяющих однозначно и своевременно не упустить момент, когда фильтрующий элемент забьется и потеряет способность пропускать масляный поток через свои поры.

Совет! Для своевременного реагирования необходимо знать возможности масла, фильтра и состояние цилиндро-поршневой группы машины.

Иногда к плохой работе фильтрующего элемента относят изменение цвета моторного масла. Даже хорошие промывочные материалы не удаляют из системы циркуляции и масляных каналов все продукты разложения углеводородов, лаковые и битумные пленки, сажу и аморфный углерод. Поэтому новая смазка хорошего качества растворит и вымоет часть отложений и обязательно при этом потемнеет до цвета плохого кофе.

В процессе эксплуатации новый фильтрующий элемент немного осветлит качество масла. С этого момента смазка начнет уверенно набирать в своем составе грязь и продукты угара. После пробега примерно в 40 % расчетного ресурса масляного фильтра основные, самые мелкие поры фильтрующего элемента будут забиты, но сохранится способность адсорбировать густые и плотные комки шлама. Для двигателя с высокой степенью износа масляный фильтр еще может эффективно послужить. Для относительно «свежих» моторов фильтрующий элемент лучше заменить новым.

Для минеральных масел достаточно часто применяют старый способ наличия загрязнений. Для этого с помощью щупа (указателя уровня) несколько капель масла переносят на чистую газетную бумагу. Если пятно смазки будет окрашено равномерно - масло еще пригодно к эксплуатации. При выделении более темной или даже черной центральной кляксы на фоне светлых окраин пятна следует срочно заменить фильтрующий элемент.

При наличии подтекания масла из-под кромки корпуса, прилегающей к посадочному фланцу, лучше заменить фильтр новым, предварительно проверив состояние смазки в поддоне двигателя.

Для пожилых моторов замена фильтра важна, но не столь критична. Для относительно новых или высоконагруженных двигателей замена масляного фильтра должна проводиться даже чаще, чем один раз в полугодие.

Совет! Перед установкой обязательно влейте внутрь корпуса небольшое количество масла и смажьте резиновое колечко уплотнения.

Замена масляного фильтра без замены масла

Простота процедуры замены масла немного «смазывается» необходимостью возиться с возможными утечками смазочного материала из картера и масляных каналов. Обычно конструкцией мотора предусмотрено, что масляный фильтр стоит выше уровня масла в поддоне, поэтому, открутив корпус детали, вы, скорее всего, не получите водопада смазки. Через рабочие отверстия выйдет небольшое количество материала, остававшееся в каналах и удерживающееся клапаном фильтра.

Важно! Если у вашей машины в результате переделок или тюнинга слишком поднят зад, стоит внимательно прочитать дальнейшие рекомендации.

Если положение двигателя в машине отлично от горизонтального, перед тем как заменить масляный фильтр, необходимо предпринять дополнительные меры. Достаточно слить моторное масло, чтобы его уровень находился на треть ниже стандартного значения. В этом случае после снятия старого корпуса через рабочие отверстия не будет утечки масла из системы смазки.

В отдельных случаях рекомендуют при постановке машины на смотровую яму подложить под передние колеса небольшой подъем из пары досок, чтобы передок машины стал выше задней части сантиметров на десять. В этом случае все моторное масло, оставшееся в системе смазки, отхлынет в противоположную от масляного насоса сторону. Таким способом можно проводить замену масляного фильтра без замены масла, без опасения потерять драгоценную жидкость. Перед установкой обычно стараются заполнить корпус маслом для уменьшения потерь давления смазки в системе. Но, если используете синтетику или полусинтетику хорошего качества, масляного голода можно не опасаться - наполнение корпуса произойдет очень быстро, в течение 1-2 сек.

Совет! Перед заменой масляного фильтра позаботьтесь о небольшом количестве смазки, чтобы долить в мотор и скомпенсировать уход масла, оставшегося в корпусе старого узла.

На видео показано как заменить масло и масляный фильтр на ЛАДА Калина:

Каждый автовладелец должен знать, как поменять масляный фильтр. Это один из немногих расходных материалов, который водитель может заменить при необходимости. Давайте определим, и как производится его замена.

Расположение

Нет универсального места расположения масляного фильтра. На разных двигателях его место установки отличается. В одних моделях он может располагаться снизу, в других - сверху. Но чаще всего в переднеприводных автомобилях он находится с передней стороны мотора. Если быть точнее, то в нижней его части. В машинах с задним приводом фильтр обычно располагается сбоку с левой или с правой стороны, а также в нижней части мотора. В некоторых двигателях производители позаботились о максимальном удобстве для пользователя, разместив масляный фильтр прямо под капотом. Как видите, все зависит от мотора.

В любом случае в инструкции по эксплуатации автомобиля должно быть указано, где находится фильтр.

Как открутить масляный фильтр?

Отметим, что в большинстве случаев масляные фильтры имеют свой металлический корпус и посадочное место с резьбой. Его демонтаж не составит особого труда. Подобный элемент просто откручивается и закручивается на резьбу. Поэтому в его замене нет ничего сложного. Впрочем, некоторые производители или механики настолько сильно закручивают этот расходный материал, что возникает вопрос: как открутить масляный фильтр, который не поддается усилиям? Для его снятия есть специальные инструменты у мастеров на СТО. В своем гараже можно воспользоваться гаечным ключом. Так как фильтр имеет ребра, чтобы можно было схватиться инструментом за него, проблем возникнуть не должно. Но чаще всего удается открутить его просто руками.

Подготовка к замене

Дело в том, что фильтра и смена масла - тесно связанные друг с другом операции. Практически никогда расходник не меняют без смазочной жидкости, так как это лишено смысла. Заменив только фильтр, нельзя добиться эффективности смазки пар трения, так как отработавшее свой срок масло довольно быстро забьет фильтр, и его эффективность работы будет снижена. То же самое и с жидкостью. Если сменить масло без замены фильтра, то эффективность очистки будет низкой, что тоже плохо скажется на работе двигателя и приведет к его быстрому износу. Также грязный расходник может привести к созданию избыточного давления в масляной системе, что не пойдет на пользу мотору. Поэтому, перед тем как поменять масляный фильтр, необходимо подготовиться.

Нам потребуется:

  1. Емкость для слива отработанного масла.
  2. Резиновые перчатки, которые желательно иметь для защиты рук.
  3. Съемник масляного фильтра или разводной ключ. Вполне вероятно, что фильтр удастся снять и руками.
  4. Смотровая яма или подъемник.
  5. Новый фильтр и свежее подходящее масло.

Последовательность замены

Загоните автомобиль на яму техобслуживания (обычно есть во многих гаражах), открутите отверстие поддона снизу и слейте отработанное масло. Предварительно нужно дать мотору поработать вхолостую в течение 10 минут. Это разогреет смазку, и она, таким образом, сольется быстрее. Также прогрев мотора позволит собрать маслу весь осадок. Он также выйдет вместе с отработанной смазкой.

Итак, откручиваем пробку, сливаем масло до последней капли. Пока оно будет стекать, можно заниматься демонтажем фильтра. В первую очередь пробуйте открутить его руками. Если не получилось, то используйте разводной ключ. Сняли? Теперь протрите резинку нового фильтра маслом и прикрутите его на посадочное место. Не применяйте разводной ключ для слишком плотного закручивания фильтра, усилий руки будет вполне достаточно.

Во время замены фильтра отработанное масло, скорее всего, окончательно слилось. Теперь нужно насухо протереть пробку и поддон. На многих моторах есть шайбы, которые также желательно менять. Пробку нужно прикрутить обратно. Многие специалисты рекомендуют использовать герметик между пробкой и поддоном для исключения протекания масляной жидкости и предотвращения контакта стальной пробки с алюминиевым поддоном. В том случае, если пробка и поддон выполнены из одного материала, герметик можно не использовать.

Теперь, когда пробка находится на своем месте, можно заливать новое моторное масло. Здесь мнения специалистов разбегаются: одни твердят, что заливать смазку нужно до максимального уровня по щупу, другие - до середины. Как же правильно? Желательно залить масло не до самой верхней отметки по щупу, но близко к ней. В том случае, если ранее наблюдалось изменение уровня масла, необходимо заливать смазочной жидкости побольше. Однако верхнюю отметку по щупу нельзя превышать. Нет ничего хорошего в том, если масла в моторе будет больше необходимого объема, но еще хуже, когда его меньше.

Заливать масло в мотор нужно порциями. Залили и посмотрели на щуп. Долили и снова посмотрели. И так до тех пор, пока площадка щупа не будет как минимум на 75 % погружена в масло.

Как поменять масляный фильтр проще всего?

Если нет желания заниматься самостоятельно, то можно обратиться на СТО, где смогут быстро поменять масляный фильтр. Цена за подобную услугу составляет 250-300 рублей, и сюда же входит замена масла.

Если нет ямы для замены смазочной жидкости, то можно использовать специальный вакуумный насос, который позволит слить отработанное масло и, следовательно, заменить масляный фильтр. Цена такого насоса составляет около 2-3 тыс. рублей. Подобная установка высасывает смазку через щуп для замены масла. Довольно часто ее применяют на разных СТО. Учитывая цены на замену смазок, подобный насос окупается за 10 процедур.

Использование фильтров

Конечно, рекомендуется всегда использовать оригинальный масляный фильтр, который изначально был установлен заводом-производителем. Не всегда удается найти эти расходные материалы, но никто не запрещает использовать аналоги. Одним из лучших брендов, который производит надежные фильтры, является Bosch. MANN пользуется большой популярностью у владельцев автомобилей. Также фильтры производителей Mahle, Union и Fenom хорошо себя зарекомендовали. Эти производители предлагают расходные материалы, которые подойдут различным автомобилям. Из ассортимента можно выбрать на автомобили ГАЗ масляные фильтры, на "Ладу" отечественного производства и на иномарки японских, корейских, американских, европейских производителей.

Если не знаете, какой именно фильтр нужен, то можно просто сказать продавцу в магазине марку и год выпуска автомобиля, и он подберет правильный расходник.

Заключение

Теперь вы знаете, как поменять масляный фильтр самостоятельно, и сможете легко произвести эту процедуру без сторонней помощи. Большинство владельцев автомобилей делают это сами, так как операция не представляет никакой сложности. Самое сложное - открутить фильтр, но с этим вы справитесь.

«При замене моторного масла нужно ли заливать масло в фильтр?». Этот вопрос часто встречается на автофорумах, особенно он интересует начинающих автолюбителей, у которых опыт замены расходных материалов небольшой или вовсе отсутствует. Мы решили разобраться в данном вопросе.

Устройство для фильтрации

Автолюбители, настаивающие на необходимости заливать автомасло внутрь фильтрующего устройства перед его установкой, приводят такие аргументы:

  1. Внутри нового элемента для фильтрования находится специальный пористый материал в «сухом» состоянии - фильтрующая шторка, она не смазана автомаслом. При запуске мотора указанная шторка, может разорваться из-за поступления потока моторной жидкости под давлением.
  2. Фильтрующее устройство имеет объем около 300 мл, который при запуске мотора наполнится автомаслом первым, затем жидкость поступит в движок. Поэтому есть вероятность, что внутри силового агрегата возникнет «сухое трение» - это чревато поломкой мотора.
  3. Незаполненный смазочной жидкостью фильтр может привести к образованию воздушной пробки.

Таким образом, водители рекомендуют перед установкой наполнить масляный фильтр на ¾ моторной смесью, затем дать ему постоять около 30 мин., чтоб фильтрующий материал впитал определенное количество автомасла. Насколько правильно такое мнение? Давайте разберемся.

Аргументы против заливки

В руководстве по эксплуатации автомобиля указывается последовательность замены смазочного материала и фильтрующего элемента. Возьмем, к примеру, инструкцию к Subaru Forester 2005 модельного года, в ней описан алгоритм замены фильтра. Дилер указывает, что перед установкой нового элемента для фильтрации нужно нанести немного смазочного материала на резиновое уплотнение. Ничего о необходимости залить масло в устройство не сказано.

Масляный фильтр также имеет инструкцию по установке и пиктограммы. Согласно инструкции последовательность замены фильтрующего элемента в основном следующая:

  1. Выполните очистку посадочной поверхности.
  2. Нанесите немного свежего масла на резиновое кольцо фильтрующего устройства.
  3. Установите фильтр на посадочное место, закрутите устройство вручную.
  4. Затяните элемент фильтрации на ¾ оборота.
  5. Посмотрите нет ли утечки смазочного материала.

Обратите внимание: на пиктограммах изображена капелька автомасла над резиновым кольцом. Плюс производитель не указывает на необходимость заливать моторную жидкость внутрь фильтра перед его установкой.

Заключение

Ответ на вопрос: «Нужно ли лить масло в фильтр при замене моторной жидкости?» очевиден - не нужно. Ощутимого вреда такая процедура не принесет, но и пользы не будет, вы просто потратите дополнительное время. Объясняется такое мнение следующим образом:

  1. Воздушная пробка не может образоваться из-за «сухой» фильтровальной шторки. Это утверждение очевидно, если изучить устройство и принцип работы элемента фильтрации.
  2. При сливе моторной смеси из двигателя на внутренних элементах мотора остается масляная пленка. Поэтому во время пуска автодвигателя (после замены расходного материала) силовой агрегат не будет работать «на сухую». Плюс при холостых оборотах, без большой нагрузки, движок способен проработать некоторое время без нанесения ущерба его внутренним элементам. Этого времени достаточно для прокачки свежего масла по системе и заполнения узлов трения внутри двигателя масляной пленкой необходимой толщины.
  3. Поток моторной жидкости, подаваемый масляным насосом (зависит от модели автомобиля), составляет около 50 л/мин. при давлении до 5 бар, при этом масляные каналы имеют маленькое сечение. Объем масла, заливаемого в устройство для фильтрации, кажется «каплей в море» по сравнению с общим потоком смеси прокачиваемой по системе. Поэтому существенно повлиять «сухой» фильтр на работу мотора не может, он быстро наполнится моторной жидкостью под давлением.
  4. «Сухой» фильтрующий материал не может разорваться потоком поступающей моторной жидкости. Разрыв шторки возможет в двух случаях: элемент для фильтрации некачественный либо неправильно подобран (маленькая пропускная способность).

Если вышеуказанные аргументы не убедительны, обратите внимание на рекомендации производителей фильтрующих устройств и автомобилей. Дилеры рекомендуют смазать резиновое кольцо, но не лить внутрь устройства масло. Учтите: замена расходных материалов выполняется согласно требованиям заводов-изготовителей.

Через какой период нужно менять масляный фильтр? Почему появилось масло в воздушном фильтре? Фильтр ГБО — разновидности, назначение, периодичность замены

Особенность конструкции автомобиля представлена соприкасанием всех элементов и их трением между собой. В масле вскоре появляются элементы металла, которые могут вывести из строя всю систему, если проигнорировать необходимость своевременной замены фильтрующего элемента. Именно он задерживает до 96 % подобных примесей, загрязнений и нагара. Так как поменять масляный фильтр можно разными способами, стоит рассмотреть каждый из них.

Частота замены

Частота, с которой необходимо заменять фильтрующее устройство, напрямую определяется его производителем. Стандартный период – каждые 8 — 12 тыс. км. Если у вас возникают подозрения относительно эффективности работы маслофильтра, допускается более частая замена.

Стоимость фильтра намного ниже стоимости нового двигателя, поэтому лучше перестраховаться и следовать таким рекомендациям:

  • использование фильтра, который не сочетается с маркой вашего авто, запрещено, иначе важные функциональные узлы силового агрегата могут выйти из строя;
  • поскольку каждое авто отличается своими характеристиками, следует выбирать фильтрующее устройство с учётом определённого количества давления, на которое оно рассчитано.

Инструкция по замене масляного фильтра

Первостепенно определите, где находится масляный фильтр. Место его расположения зависит от конструкции двигателя и от производителя. Встречается как верхнее, так и нижнее расположение, но зачастую это передняя зона двигателя его нижней части в случае с переднеприводными машинами.

Боковое левостороннее или правостороннее расположение часто встречается в случае с заднеприводными транспортными средствами. Размещение фильтра непосредственно под капотом в наибольшей мере способствует его комфортному обслуживанию.

Прежде, чем приступить к замене, необходимо подготовить необходимые расходные материалы и инструменты. Первостепенно придётся купить новое масло и фильтр, обязательно ориентируйтесь на соответствующие требования завода производителя вашей машины.

Читайте также очень полезную и информативную статью нашего специалиста, в которой представлены популярные .

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, в которой он рассказывает о том, перед заменой масла.

Также понадобится следующее:

  • воронка и поддон для слива масляной смеси;
  • специальный съёмник, так как открутить масляный фильтр иногда бывает сложно;
  • головка и вороток, которые понадобятся при откручивании сливной горловины;
  • резиновые перчатки обязательны, они смогут защитить кожу от контакта с моторным маслом.

Подготовительные работы

Подготовка является обязательным этапом, поэтому необходимо выполнить следующие действия:

  • установка машины над смотровой ямой и активация ручного тормоза;
  • отключение провода в аккумуляторе;
  • подготовка упомянутых ранее инструментов и материалов;
  • охлаждение автомобиля (без него выполняющий замену мастер может обжечься);
  • установка запасной ёмкости на пол для предотвращения загрязнения поверхности маслом.

Кассетный фильтр или картридж

Поскольку в машинных двигателях используются разные типы фильтров – кассетные и сборные, стоит первостепенно рассмотреть технологию замены первых, поскольку они теряют популярность и считаются устаревшими.

  1. Перед установкой убедитесь в правильном положении уплотняющего кольца, идущего в комплекте с приобретённой кассетой. Уплотнение должно приходиться на внутренний край.
  2. Поверхность снаружи предварительно обработайте новой моторной жидкостью.
  3. Картридж следует завинтить с помощью руки назад в картер, предотвращая соприкосновение последнего с кольцом-уплотнителем.
  4. Далее необходимо выполнить ещё три четверти оборота ля затягивания.

Сборный фильтр

Процесс немного сложнее, а последовательность действий выглядит следующим образом.

  1. Откройте пробку слива, чтобы старое масло беспрепятственно вытекло в заранее подставленную ёмкость. Ожидайте полного сливания.
  2. Используйте чистую ветошь для чистки клапана. На данном этапе стоит заменить шайбу новой и вернуть детали на свои места.
  3. Извлеките старый фильтр. Так как снять масляный фильтр необходимо с максимальной осторожностью, выполнять этот этап следует аккуратно. Открутите элемент, удалите остатки налипаний из системы, проверьте состояние уплотнителя.
  4. Установите новый маслофильтр, очень важно надёжно его зафиксировать.
  5. Найдите горлышко, размещённое на головке цилиндра, воспользуйтесь воронкой и начните заливать свежее масло. Не спешите, воспользуйтесь мерной ёмкостью. Если ваше транспортное средство относится к категории легковых авто мощностью в 90 — 130 л. с., 3 литров масла будет достаточно, но лучше перестраховаться и найти соответствующую информацию в руководстве. Используйте щуп для проверки уровня масла. Чтобы показатели были максимально достоверными, подождите, пока моторная жидкость полностью стечёт в поддон. Помните о вязкости и густоте масла, оно не стекает так быстро, как вода.
  6. Закройте крышку для предотвращения утечки, запустите двигатель и подождите, пока силовой агрегат поработает пару минут на холостых оборотах.
  7. Вполне нормально, если наличие нового масла система не распознает сразу и будет мигать соответствующая лампочка. Дайте автомобилю время. Если моторной жидкости оказалось недостаточно, доливать очередную порцию следует только после полного остывания двигателя.
  8. Следующие несколько дней после замены фильтра проверяйте место, где стоит автомобиль, на наличие масляных пятен, чтобы окончательно убедиться в отсутствии утечки.

Замена фильтра без слива масла

Замена масляного фильтра без замены масла актуальна в следующих ситуациях:

  1. Установка бракованного маслофильтра, обнаружение существенный нарушений в его функциональности. Больше всего водителя огорчают ситуации, когда проблемы обнаруживаются сразу после недавно проведённой замены маслофильтра. Смазочный материал имеется внутри движка, поэтому некоторое время его можно использовать, но замена масляного фильтра при таких обстоятельствах обязательна.
  2. Водитель забыл поменять фильтр, когда менять моторную смесь.
  3. Возникла острая необходимость заменить масляную жидкость, но новая фильтрующая деталь ещё не куплена или её доставка опаздывает. В такой ситуации фильтрующее устройство устанавливается на авто после того, как будет произведена замена моторного масла, поэтому сливать его нет необходимости.

Ключевая проблема, с которой могут столкнуться мастера при выполнении рассматриваемой процедуры – потеря слишком большого количества масла, вытекающего из движка. На этом фоне у многих водителей возникает устойчивое мнение о том, что при таком способе замены покупка большого количества масла является обязательной.

На самом деле аккуратные действия и строгое следование инструкции избавит вас от подобных растрат.

В идеале повышенные потери масла не должны наблюдаться. Сколько масла было в маслофильтре, столько и будет потерь – примерно 200 мл. Что касается поэтапных действий, процедура выглядит следующим образом:

  1. Предварительно поставьте ёмкость под маслофильтр, поскольку его корпус будет терять моторную смесь во время демонтажа.
  2. Пробку крышки клапана отвинчивать не нужно, иначе утечёт больше моторной жидкости.
  3. Постепенно выкручивайте фильтрующую деталь. Сначала выкрутите до половины, подождите, пока стечёт масло и снимите деталь окончательно.
  4. Обработайте уплотняющую резинку маслом, таким же, как и внутри мотора.
  5. Займитесь установкой нового маслофильтра, не забудьте проверить уровень масляной субстанции.

Если аккуратно слить жидкость, которая будет вытекать во время снятия отжившего своё фильтра, многие думают, что можно залить её обратно в силовой агрегат, но подобного рода экономия недопустима. Заливание слитой масляной жидкости может привести к серьёзным поломкам, поскольку в процессе вытекания в неё попадают загрязнения извне.

Всё-таки заменять фильтр лучше одновременно с моторной жидкостью.

К тому же оба элемента обладают примерно идентичным эксплуатационным сроком. Дополнительно менять маслофильтр помимо штатной замены с учётом пробега стоит, если автомобиль совершенно новый, а также после капитального ремонта мотора. Обусловлена данная рекомендация тем, что детали мотора на данных этапах активно притираются и частая замена фильтра только лучшим образом скажется на долговечности функциональных узлов автомобиля.

Масляный фильтр – обязательный составной элемент любого транспортного средства. Его задача – очистка масла, смазывающего двигатель, от посторонних включений и мусора. Важно выбирать только качественные изделия и своевременно выполнять их замену в соответствии с техническим регламентом. Как устроен масляный фильтр? Где он находится? Когда нужно заменить фильтр для обеспечения бесперебойной работы ДВС? Ответы на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

История создания фильтра

Впервые масляный фильтр для двигателя внутреннего сгорания был использован в 1923 году. Его установили инженеры Эрнст Свитленд и Джордж Гинхалд. Первоначально они не фильтровали все масло, которое использовалось для смазки двигателя, то есть были неполнопоточными. Основной объем смазки шел по контуру, минуя фильтр. Поэтому ДВС того времени имели очень маленький ресурс работы и быстро выходили из строя из-за повреждения внутренних деталей.

Полнопоточный фильтр был изобретен спустя двадцать лет и используется в автомобилях с незначительными изменениями и сейчас.

Конструкция фильтра

Современный автомобильный фильтр состоит из следующих элементов:

1. Фильтрующий элемент. Основная часть фильтра. Изготавливается из пористого материала, бумаги или войлока. Задерживает частички мусора, которые попадаются в масле. В зависимости от модели и производителя фильтра могут меняться высота и уровень фильтрующего элемента, но диаметр, как правило, остается неизменным.

2. Перепускной клапан. Необходимо для того, чтобы во время запуска ДВС зимой незагустевшая часть смазочного материала попала в двигатель, минуя фильтрующий элемент. Хотя мотор и будет небольшой промежуток времени работать на неочищенном масле, это лучше, чем работа вовсе без него.

Устройство

3. Противодренажный клапан. Представляет собой резиновое кольцо с отверстием посередине, которое препятствует утечке масла из фильтра в случае снижения его давления в моторе. Этот клапан должен сохранять эластичность независимо от температуры и плотно прилегать к корпусу фильтра.

4. Крышка фильтра. Она плотно соединена с корпусом с помощью сварки или вальцовки. Второй вариант предпочтительнее, так как сварочное соединение в некоторых случаях может терять герметичность и приводить к протечкам.

5. Уплотнитель. Имеет вид резинового кольца, которое устанавливается на горловине масляного фильтра и служит для герметизации места соединения фильтра и двигателя.

Принцип работы фильтра прост. Циркулирующее в двигателе внутреннего сгорания масло проходит через фильтрующий элемент фильтра и очищается от попавшего в него мусора, металлической стружки и других возможных загрязнителей.

Где находится масляный фильтр?

Единого стандарта на размещение масляного фильтра в автомобиле не существует. Каждый производитель самостоятельно принимает решение о том, где на двигателе установить эту деталь. Кроме того, на место установки влияет компоновка двигателя, марка автомобиля и то, является он передне- или заднеприводным.

Тем не менее, учитывая специфику работы фильтра, он должен быть размещен как можно ближе к нижней части силового агрегата. Следовательно, искать его в своем автомобиле нужно внизу ДВС неподалеку от картера. Обычно он расположен таким образом, чтобы обеспечить доступ для замены с верхней части машины, без необходимости ее подъема на эстакаду.

Если у вас автомобиль с поперечной компоновкой двигателя, то фильтр будет расположен в передней части двигателя (ближней к вам) в районе левой фары ближе к ремню . Однако возможны и другие варианты размещения. Ищите небольшой цилиндр с резьбовым соединением, который по цвету отличается от двигателя (фильтры обычно красятся в яркие цвета). Скорее всего, это и будет масляный фильтр.

Стрелкой помечена сливная пробка, а синий — это масляный фильтр на примере Kia Rio 3

Разновидности масляных фильтров

Механические масляные фильтры, которые используются для установки в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, бывают двух разновидностей:

1. Неразборные. Состоят из цельного металлического корпуса, в котором размещается фильтрующий элемент. Во время замены меняется весь фильтр, никаких действий по ремонту и очистке проводить с фильтром не нужно.

2. Со сменными картриджами (встречаются очень редко). Состоят из корпуса и вставленного в него фильтрующего картриджа. При необходимости замены картридж удаляется, а в корпус вставляется новый фильтрующий элемент. Обычно такие фильтры встречаются в других системах автомобиля (например, системе объемного гидропривода).

Отличаются друг от друга фильтры еще и конструкцией фильтрующего элемента. Существует два вида:

Фильтры тонкой очистки – в них фильтром выступает бумага или войлок. Они очищают масло от включений очень маленьких размеров.

Фильтры грубой очистки – имеют пластинчатые фильтрующие элементы или элементы, сделанные из проволоки или сетки. Используются для очистки масла от крупных загрязнителей.

В автомобилестроении применяются также магнитные масляные фильтры. Они выделяют из масляной массы элементы, которые притягиваются магнитом. Очень редко встречаются гравитационные устройства, в которых фильтрация производится за счет силы тяжести.

Как выбрать масляный фильтр?

Очень важно при покупке фильтра выбрать качественное изделие. Хороший масляный фильтр, который будет выполнять возложенные на него задачи в течение всего срока эксплуатации, должен иметь такие признаки:

Иметь жесткий корпус и не прогибаться, даже если к нему прикладывается значительное усилие.

Иметь хороший фильтрующий материал и качественную резинку для уплотнения соединения.

Иметь качественную резьбу для установки его на место.

Иметь работоспособный перепускной и обратный клапан (если предусмотрен). Они должны срабатывать при прикладывании значительного усилия.

Не приобретайте фильтры, имеющие толстую фильтрующую бумагу и разорванное или деформированное уплотнительное кольцо. Кроме того, откажитесь от приобретения изделия, имеющего дефекты на корпусе.

Процедура замены

Масляный фильтр автомобиля меняется вместе со сменой , которое смазывает двигатель. Периодичность замены масла зависит от его типа и указано на упаковке. Опытные владельцы транспортных средств советуют менять масло каждые 7-15 тыс. километров пробега.

Если автомобиль эксплуатируется мало, то менять масло и фильтр лучше всего один раз в год.

Сама процедура замены масляного фильтра выглядит следующим образом:

1. Через сливное отверстие в картере двигателя с ДВС сливается отработанное масло. Для этого под днище желательно подставить поддон или другую емкость, куда стечет вся смазка.

2. Затем необходимо снять старый масляный фильтр. Для этого нужно пододвинуть под него емкость (в фильтре будут находится остатки масла), затем открутить деталь. Обычно это можно сделать вручную. В редких случаях – с помощью специального инструмента (выкручивателя) или другими подручными средствами. Не бойтесь помять корпус фильтра, он больше не пригодится.

3. После этого следует установить на горловину фильтра резиновое уплотнительное кольцо, которое идет в комплекте с фильтром. Его нужно промазать маслом, которое вы будете заливать в двигатель.

4. Затем заполните чистым маслом сам фильтр. Его нужно залить столько, чтобы поверхность находилась вровень с отверстием в центре масляного фильтра.

5. После этого нужно поставить фильтр на предназначенное для него место. Его нужно прикрутить достаточно плотно, но вручную. Не прикладывайте чрезмерных усилий и не пользуйтесь подручными средствами, чтобы не повредить корпус фильтра.

6. Затем нужно залить масло в двигатель до нужного уровня, запустить ДВС и дать ему поработать на холостых оборотах. Это позволит вовремя обнаружить протечку масляного фильтра и устранить ее при необходимости.

Замена масляного фильтра – не слишком трудоемкий, но достаточно грязный процесс. Кроме того, для удобства машину необходимо размещать на или подъемнике. Поэтому рекомендуется доверять эту процедуру специалистам СТО. Они имеют нужные знания, опыт и инструменты для выполнения этой операции, тем более что она всегда совмещается с заменой масло.