ЮАР после отмены апартеида: Почему роскошные небоскребы превратились в гетто, а на красный свет останавливаться не стоит. Что такое апартеид? Юар времен апартеида


ЮАР - единственное африканское государство, которое за всю историю 20 века всегда было промышленно развитым. Страна, начавшая свое существование как голландская колония, оказалась очень богата алмазами и золотом. Щедрость земли и разумное управление ресурсами - вот что лежит в основе стремительного развития африканской республики. Ее столицу, Йоханнесбург, сравнивали с Нью-Йорком, Парижем, Манхеттеном, гигантскими городами, изобилующим небоскребами, деловыми кварталами.

Загадочный юг Африки

Здесь располагается грандиозный аэропорт, магистрали, построенные по новаторским проектам. В стране лишь 15 % плодородных почв, но благодаря современной агропромышленной технике удается удовлетворить внутренний спрос на фрукты, а еще и предложить на импорт. Есть и медицинские успехи - здесь сделали первую пересадку сердца человеку.


Следует сказать, что один из значимых факторов блистательного развития ЮАР с ее, по большому счету, ресурсоэксплуатирующей экономикой, является дешевая рабочая сила. Основная доля которой приходилась на тех, кто не мог похвастаться белой кожей.

С 50-х годов в ЮАР действовал режим апартеида, то есть строгого разделения. Закон обязывал белым, черным и цветным гражданам проживать в строго отведенных зонах. Люди с европейской внешностью заняли центральные районы развитых городов, работали в красивых офисах, посещали престижные театры и рестораны.


Жизнь чернокожих, впрочем, не была лишена благ цивилизации. И образование, и медицина им были доступны, и работой люди были обеспечены - с такой целью при наличии пропуска разрешалось посещать районы для белых, но данное право не распространялось на членов семьи работника. То же ограничение касалось и представителей европеоидной расы - заходить на чужую территорию без пропуска запрещалось.


Дома, построенные для чернокожих называли спичечными коробками

Резервации для чернокожих получили название бантустанов. Такие обширные поселения для проживания рабочих и шахтеров состояли из типовых домов, близко расположенных друг к другу. Строительство и благоустройство территорий получили щедрое финансирование, поселкам старались придать цивилизованный вид. Но в них неизбежно появлялось множество стихийных построек трущобного вида. Усилия властей к желаемому результату не приводили.


После отмены апартеида, когда чернокожие массово начали занимать городские респектабельные постройки, непрестижный поселок Соуэто постепенно стал одним из самых благополучных районов. Ведь малоимущие и отчаянные, бросившиеся за роскошной жизни, «взяли свои трущобы с собой». А жители Соуэто остались в своих домах, занимаясь привычными делами. К слову, именно в одном из таких типовых домов Соуэто жил Нельсон Мандела, активист движения за отмену апартеида, ставший впоследствии чернокожим президентом ЮАР.


Участь престижных кварталов после отмены апартеида

После отмены апартеида чернокожее население ЮАР, воспользовавшись новыми возможностями, без промедлений отправилось в районы Йоханнесбурга, прежде бывшие недоступными. Белые спешно покидали просторные благоустроенные апартаменты. В них вселялись те, кто считал себя достойным новых условий жизни после длительного угнетения.


Роскошные кондоминиумы стремительно превращались в неухоженные здания без остекления. Новые хозяева не платили за коммунальные услуги, поэтому их предоставлять прекращали. Резиденты видовых квартир обходились без электричества, горячей воды, канализации. Жилой фонд деградировал.


Жемчужина африканской архитектуры - самая высокая башня на континенте Понте-Сити с внутренним атриумом стала обиталищем преступников. А дно колодца грандиозного цилиндрического кондоминиума в середине 90-х заполнял мусор. Его уровень достигал 5 этажа.


Белое население же, напротив, перебралось в пригороды Йоханнесбурга. Противостояние двух гетто сохранилось, белые и черные лишь поменялись территориями. Дома белых часто обнесены забором с колючей проволокой. Под напряжением. Теперь центр города принадлежит чернокожему населению, а столицу ЮАР считают хоть и примечательным для туризма местом, но чрезвычайно опасным.

Преступность, которая ошеломляет

Статистика убийств в ЮАР в 2000-е в преддверии Чемпионата мира по футболу была темой всех западных СМИ. 50 убийств в сутки и столько же покушений - приводились такие цифры. Утешением для туристов служили уверения, что тяжкие преступления совершаются преимущественно в социально неблагополучных районах.


Угоны авто в ЮАР совершались с вопиющей беспринципностью, захват машины совершался даже при водителе. Преступники просто выбрасывали несчастного на дорогу и скрывались. В некоторых районах Йоханнесбурга во избежание риска не следовало останавливать автомобиль даже на красный сигнал светофора, проще смириться со штрафом, нежели лишиться собственности и получить увечья.


В связи со столь напряженной ситуацией водители запирали двери, даже если находились внутри авто. Опасность сулили и любые незапланированные остановки, нередко угонщики шли на уловки, имитируя приступ болезни, чтобы остановить автовладельца, решившего оказать помощь.


Есть и другие «рекорды», которые касаются количества изнасилований и числа зараженных ВИЧ (более 30 % населения ЮАР - носители опасного заболевания). По статистике ООН в этой стране происходит не менее полумиллиона сексуальных преступлений в год. Вероятность стать жертвой сексуального насилия у африканской девочки выше, чем вероятность научиться грамоте.


Эту ситуацию ухудшает поверье, бытующее среди малообразованных жителей страны, будто от ВИЧ может излечить половая связь с девственницей (или белой женщиной). Стоит ли говорить, что это ненаучное мнение способствует лишь распространению заболевания.

Кстати, именно в ЮАР находится единственная в мире христианская церковь, где можно

Апартеид (с языка африкаанс apartheid - «раздельность») - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией. Термин был впервые использован в 1917 году Яном Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром Южно-Африканского Союза.

Суть политики апартеида

Политика апартеида сводилась к тому, что все жители Южной Африки были разделены по расовой принадлежности. Для разных групп были установлены разные права.

Основные законы политики апартеида устанавливали следующие правила:

· африканцы должны были проживать в специальных резервациях (бантустанах). Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению;

· африканцам запрещалось открывать предприятия или работать в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там;

· африканцы были лишены почти всех гражданских прав;

· больницы и служба скорой помощи были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в больницах для африканцев хронически не хватало средств и работников. Во многих бантустанах больниц не было вовсе;

· были запрещены сексуальные контакты и браки между людьми разных рас;

· африканцам запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено;

· африканцам не дозволялось присутствовать в «белых» церквях;

· детям африканцев, согласно политике апартеида, нужно было преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых;

· была предусмотрена сегрегация и в высшее образование: все авторитетные университеты принимали только белых студентов. Для представителей других расовых групп создавались свои высшие учебные заведения, однако количество мест для чернокожих студентов было очень малым.

Скамейка в Кейптауне, предназначенная только для чёрных. Фото: Commons.wikimedia.org

Реакция других стран

Политика апартеида в ЮАР вызывала резкую критику со стороны мирового сообщества. По этому вопросу негативные мнения СССР и западных государств практически совпадали. Апартеид был официально осуждён ООН, признан международными соглашениями одним из преступлений против человечества.

Из-за осуждения и неприятия апартеида странами – членами Британского Содружества в 1961 году Южная Африка выходит из Содружества и становится независимой Южно-Африканской Республикой.

Конец апартеида

К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить перемены. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире на рубеже 80–90-х годов.

На открытии сессии парламента в феврале 1990 года президент ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность старейшей политической организации африканского населения ЮАР Африканского национального конгресса (АНК), Панафриканского конгресса и о полном освобождении просидевшего в тюрьме 27 лет противника апартеида Нельсона Манделы.

25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четверо чернокожих ворвались во время богослужения в церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, нападавшие убили 12 и ранили 47 человек.

В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26–29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив 63% голосов избирателей. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился. После его отмены коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом.

Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказании за него» квалифицирует апартеид как преступление против человечества.

Обитатели постсоветского пространства породили и порождают немало исторических мифов, касающихся далеко не только собственной истории. Одним из таких мифов Южная Африка времён апартеида - с подачи немало числа мифотворцев апартеидная ЮАР из страны с обречённым социальным строем неожиданно превратилась чуть ли не в лучшее государство 20 века, при этом образ ЮАР из постсоветских представлений о мире по мере роста популярности сего мифа стал всё более и более далеко уходить от реальной апартеидовской ЮАР. Тем не менее, дальнейшая мифологизация реальной истории ЮАР продолжается, и что самое удивительное, громче всех воспевать покойника стали люди, именующие себя демократами и правозащитниками - апартеидная ЮАР получила высокую оценку и статус образца для подражания из уст Юлии Латыниной и Валерии Новодворский (такие вот у нас демократы и правозащитники). Хотя в России знают, что любое слово, произнесённое Латыниной, нужно проверить дважды, на этот раз создаваемый ей миф об прекрасной апартеидной ЮАР большинством был принят на веру. Я же предлагаю взглянуть на реальную историю Южной Африки времён апартеида - строя, не имевшего шансов на выживание.


Наиболее популярный постсоветский миф про апартеидную ЮАР гласил, что страна была "раем для белых", якобы купавшихся в роскоши и достатке; африканисты А. Давидсон и И. Филатова вспоминают свои встречи с подобными мифами в годы позднего СССР: В конце 1980-х - начале 1990-х гг. авторам довелось не раз слышать от своих соотечественников, что у всех южноафриканцев - собственные дома и минимум по две машины на семью. Этот анекдот немало рассмешил наших друзей-южноафриканцев: под «всеми» подразумевались, разумеется, только белые - черное население просто не учитывалось. Даже при такой интерпретации реалий южноафриканского общества слухи о благополучии «всех» были, конечно, сильно преувеличены. В те же годы распространился и другой слух: правительство ЮАР стремится увеличить белое население и потому дает каждому вновь прибывающему белому 10 тыс. долл. (американских) на покупку дома и машины. Почему именно долларов, почему именно десять тысяч, и можно ли на них купить дом и машину, никто объяснить не мог, но легенда жила. Собственно говоря, легенда о рае для белых живёт и поныне.

Ну что же, если относительный "рай для белых" в Южной Африке существовал, то только в 1950-е и 1960-е годы, когда экономика страны росла благодаря буму в горнодобывающей промышленности, когда чернокожее население ещё казалось покорным своему рабству (хотя первые звоночки сопротивления уже были), когда мировое сообщество в отношениях с Преторией ещё не перешло с языка увещеваний на язык санкций. В те тучные годы доходы белого населения стабильно росли, уровень жизни белых южноафриканцев приближался к западноевропейскому, а черная прислуга была дешева и покладиста. Посколько подушевой ВВП страны в сравнении с государствами Европы оставался довольно низким, комфортная жизнь белых обеспечивалась за счёт эксплуатации прочих расовых групп, в первую очередь африканцев: за одну и ту же работу белые и черные получали разную зарплату, африканец платил подоходный налог уже при доходе в 360 рандов в год, а для белого минимальный доход, подлежащий налогообложению, составлял 750 рандов в месяц, при этом за свои налоги белый человек получал качественное образование, медицинские услуги, пенсию и пособие в случае безработицы, а черный человек взамен на свои налоги от государства не получал ничего кроме удара полицейских дубинок. Уже в 1970-е уровень жизни белых южноафриканцев стать падать, росли показатели белой безработицы, а жизнь в стране становилась всё более и более опасной - в качестве примера можно привести один только 1983 год ; белые южноафриканцы стали ощущать себя людьми, живущими на вулкане - какой уж тут рай!

Другой расхожий миф об апартеидной ЮАР гласит, что там было "правление белого меньшинства" и была демократия - демократия для белых. На самом деле страной правила только часть белого меньшинства, а именно этнические африканеры (буры), а англо-африканцы и евреи были фактически отстранены от участия в управлении. Африканеры, составляя 60% белого населения (а за их Национальную партию голосовало и того меньше - 40-50% избирателей, но с 1948 года пользуясь огрехами избирательной системы партия неизменно получала более половины мест в парламенте) целиком захватили управление страной в свои руки посредством Национальной партии и тайного общества "Бродербонд" - генерал-англичанин или министр-еврей во времена апартеида было весьма нечастым явлением, и это при том, что большинство именно англичане и евреи составляли большинство южноафриканских бизнесменов, ученых, инженеров, юристов, в то время как большинство буров представляли собою малообразованных жителей глубинки. Харизматичный премьер-министр Хендрик Фервурд (правил в 1958-1966 годах) одно время было сумел достигнуть согласия между африканерами и англичанами, но оно оказалось временным - на исходе режима большинство англоафриканцев и евреев (а также часть самих африканеров) выступило за демонтаж системы апартеида, поддержав Федеральную прогрессивную партию, Объединенный (межрасовый) демократический фронт и другие оппозиционные апартеиду группы; вопреки марксистским постулатам о поддержке апартеида крупным капиталом Большой бизнес ЮАР (в том числе глава "Де Бирс" Гарри Оппенгеймер) в 70-е 80-е годы был в оппозиции к правящему строю. Следует отметь, что абсолютно все англоязычные ежедневные газеты страны находились в оппозиции к правящей Национальной партии; правда, в 1970-х политику НП неожиданно стала поддерживать кейптаунская газета "Ситизен", но как позже выяснилось, сия газетка специально была создана южноафриканскими спецслужбами для пропаганды идей Национальной партии среди англоязычных южноафриканцев - ещё один штрих к реальному портрету южноафриканской "демократии для белых".

Действительно, назвать режим апартеида демократией значит слишком много на себя взять. Уже в первые десятилетия власти Национальной партии (оная, придя в 1948 году к власти и установила режим апартеида) страна быстро превратилась в классическое полицейское государство, нагло влезающее в личную жизнь своих граждан (об этом чуть позже), в котором эскадроны смерти убивали граждан, неугодных режиму, в том числе белых диссидентов , в том числе и в странах Западной Европы (по одной из версий шведский премьер-министр Улоф Пальме - известный ненавистник апартеидовского режима - был убит именно южноафриканскими спецслужбами); государство, в котором партия, госаппарат, спецслужбы и армия благодаря кадровой политике Национальной партии и "Бродербонда" по сути дела срослись воедино; государство, где существовала цензура, как политическая, так и морально-нравственная, где журналист мог попасть в тюрьму только за то, что привёл в своей газете цитату из выступления лидера запрещённой ЮАКП , театр могли закрыть за постановку "подрывной" пьесы, а спецслужбы вели слежку за оппозиционными политиками и финансировали угодные режиму политические силы (например, с целью ослабления влияния АНК стали финансировать зулусскую партию "Инката", взамен требуя от её лидеров убивать активистов АНК - в ответ АНКовцы начали нападать на инкатовцев, к вящей радости режима).

Любое регламентированное полицейское государство в своей полицейщине рано или поздно доходит до абсурда. С апартеидовской Южной Африкой это случилось скорее рано, чем поздно. Абсурд начался уже в 1950 году, когда при разделении населения на 4 расовые группы одного из братьев могли записать в белые, а другого - в цветные, а определяли это в полиции методом тыка - методом тыка карандашом в волосы (если карандаш падал из прически, значит белый). На предприятиях, где работали представители всех четырёх рас приходилось создавать 4 отдельных столовых помещения (впрочем, могли создать только одно - для белых) и 8 отдельных туалетов (для белых женщин, для белых мужчин, для цветных женщин, для цветных мужчин, для азиатских женщин, азиатских мужчин, африканских женщин и африканских мужчин), на железной дороге одно время было 11 классов пассажирских вагонов (первый класс для белых, второй класс для белых и т.д...). Иммигрант-китаец регистрировался азиатом и был обязан жить с другими азиатами, в то время такие же китайцы из Тайваня считались "почётными белыми" и имели право жить с белыми, но при этом их "белизна" была белизной второго сорта - право голоса, как другие белые они всё равно не получали. По закону 1973 года были запрещены все межрасовые собрания и шествия, собираться и шествовать подобалось только в кампании представителей своей расовой группы - даже кейптаунский карнавал пришлось запретить из-за несоответствия сему закону. До прихода национальной партии к власти в 1948 году представители разных рас часто селились в одном и том же квартале; националисты, верные политике разделения рас, начали подобные кварталы расселять, попросту выгоняя всех небелых (даже собственников жилья) из кварталов, объявленных белыми (иногда, впрочем, квартал могли объявить цветным или африканским и оттуда выселяли уже белых жителей) - всего в стране были насильственно переселены около 600 тысяч цветных, индийцев и китайцев (а африканцев и того больше), а также 40 тысяч белых граждан. Иногда абсурд апартеида выглядел совсем уж зловеще - карета белой "Скорой помощи" спокойно проезжала мимо лежащего на обочине негра, истекающего кровью, потому что помогать оному должна была черная "Скорая помощь" - на мой взгляд, только один этот факт в пух и прах разбивает всю создаваемую в экс-СССР идиллическую картину жизни счастливой африканцев в апартеидной Южной Африке).

Да, жизнь чернокожего населения была просто ужасной. Если белые на свои налоги получали от государства защиту, качественное образование и здравоохранение, социальное вспомоществование, то черные, запертые в своих гетто и бантустанах, хоть и платили налоги, от государства взамен не получали почти ничего (в 1970-х на здравоохранение для черных тратилось лишь 10% от суммы, отпускаемой на здравоохранение для белых) и были лишены самых элементарных человеческих прав - например, права на свободное перемещение по стране, в случае потери работы африканца запросто могли выселить из города в "свой" бантустан - территорию, отведённую для проживания африканцев; бантустаны занимали всего 13% территории Южной Африки, но жило там - жило при ужасной перенаселённости, безземелье и тотальной безработице - до половины населения страны. Не лучше жили африканцы и за границами бантустанов, в гетто близ крупных городов - нищета благотворствует росту преступности, неудивительно в 1970-х началась повальная криминализация африканских тауншипов; белые власти практически ничего не делали для обуздания преступности в тауншипах, и после падения режима белые об этом горько пожалели, поскольку преступность вышла за границы гетто и стала бичом не только черного, но и белого населения. Система апартеида делала всё возможное для того, чтобы навсегда увековечить расовое неравенство - черные на веки вечные должны были остаться на положении батраков и чернорабочих, об этом открыто говорил "архитектор апартеида" Хендрик Фервурд. Так, к 1970 году на всю 20-миллионное черное население ЮАР приходилось лишь несколько колледжей, готовивших в основном учителей для негритянских школ, африканец был фактически лишён права заниматься бизнесом за пределами бантустана - он не имел права даже открыть счёт в банке; в итоге, к середине 1980-х в стране было всего 50-70 тысяч черных предпринимателей (ныне таковых более миллиона), преимущественно мелких торговцев. За одну и ту же работу черный и белый получали разную зарплату; черные были лишены доступа к благам современной цивилизации - хотя в Соуэто располагалась ТЭЦ, снабжавшая весь Йоханнесбург электроэнергией, практически все обитатели Соуэто жили в жилищах, лишённых доступа к электроэнергии (а также лишённых доступа к водоснабжению, канализации, телефонной связи и т.п.). Ко всему этому начиная с 1970-х добавилась массовая безработица, ставшая бичом черного населения. Режиму апартеида нечего было предложить черным жителям страны, кроме разглагольствований о том, что в других странах Африки черные живут ещё хуже, поэтому неудивительно, что черное население встало на путь сопротивления угнетению, и после восстания 1976 года власть с черным сопротивлением уже не могла ничего поделать; одной из самых больших ошибок правящей касты на мог взгляд стало то, что они искренне полагали, что черные смирятся с отведённой им ролью, что власть белого меньшинства над черным большинством охранится навека, хотя ещё до 1948 года проницательный Ян Смэтс, премьер-министр и философ, говорил, что белым рано или поздно передать власть большинству, а поэтому белые должны заняться воспитанием африканской элиты в духе европейских ценностей, чтобы в будущем передать власть в достойные того черные руки. Но Смэтса не услышали.

Разумеется, черные ничего не получали и от эксплуатации недр страны. Экономика Южной Африки тогда - равно как и ныне - носила ярко выраженный сырьевой характер; к примеру, в 1970 году горнодобывающая промышленность давала 21% ВВП страны, основной статьёй экспорта ЮАР также являлось сырьё - постсоветский миф о существовании в ЮАР устойчивой развитой современной экономики не стоит и выеденного яйца. Разумеется, после введения в 1964 году санкций на поставку оружия в ЮАР режиму пришлось искать выход из этого положения в создании собственной военной промышленности; ставку сделали на копировании западных образцов оружия - ата-кую-щий вер-то-лет Руи-фолк соз-дан на ба-зе фран-цуз-ско-го Алу-эт III, трехосные бро-не-транс-пор-те-ры Ра-тел-20, Рател-60, Рател-90 - ва-ри-анты изначально двухосного фран-цуз-ско-го бро-не-транс-пор-те-ра VXB; дальнобойные буксируемые гаубицы G-5 и са-мо-ход-ные гау-би-цы G-6 - аме-ри-кан-ская тех-но-ло-гия. Ис-тре-би-тель Чи-та - из-ра-иль-ский Кфир, он же Ми-раж V; BXP - штур-мо-вой ав-то-мат про-из-вод-ст-ва ЮАР, созданный на ос-но-ве аме-ри-кан-ско-го ав-то-ма-та Ingram MAC-10; штур-мо-вые вин-тов-ки R1, R2 - на ос-но-ве бель-гий-ской штур-мо-вой вин-тов-ки FN FAL; а штур-мо-вые вин-тов-ки R-4, R-5, R-6, CR-21 и Raptor - ва-ри-ан-ты со-вет-ско-го АКМ; пис-то-лет З-85 (Z-85) сде-лан на ос-но-ве италь-ян-ско-го (Бе-рет-та 92). После падения в 1990-х годах режима апартеида почти все эти модели оказались невостребованными ни собственной армией, ни на внешнем рынке (за исключением бронрованных внедорожников RG-31, RG-32 и RG-33) их прозводство постепенно было сведено к минимуму. Все технологиии ЮАР были созданы по необходимости (ввиду международных санкций), для обслуживания военных интересов режима, а с падением режима потребность в них отпала. Иными словами, не было бы изоляции и санкций, не было бы и военных технологий, по сути представлявших из себя банальный плагиат. К тому же начавшийся в 70-е годы быстрый рост военных расходов привёл к повышению налогов и лёг тяжким бременем на и без того слабеющую экономику страны, буквально надорвав её.

Рост производства вооружений в ЮАР пришёлся на 70-е и 80-е годы, но за пределами военной промышленности ситуация в экономике страны в те десятилетия складывалась весьма печально. Снижение цен на сырьё привело к стагнации и спаду (в 1980-1985 ВВП снизился с 80 до 57 миллиардовв долларов) росту безработицы и среди белого населения, и особенно среди африканцев (у них в 1980-х уровень безработицы составлял 50-70%), что только лишний раз накаляло и без того нелёгкую обстановку в стране. Курс ранда падал (в 1980-1985 по отношению к доллару ранд обесценился в 2,5 раза), а вместе с ним падало благосостояние белого населения - теперь с западноевропейским его было уже не сравнить. Если в 50-е и 60-е белые переезжали из Европы в Южную Африку, то в 1980-е началась обратная миграция - белые стали массово покидать страну из-за экономических и политических проблем в ней. По подушевому ВВП страна стала отставать не только от Европы, но и от многих государств Латинской Америки, хотя и опережала большинство стран Африки.

Либеральные поклонники апартеидной ЮАР в современной России и странах СНГ стараются не замечать такой отличительной особенности правления африканерского большинства белого меньшинства как его неустанная забота о "духовных скрепах общества". Африканеры в большинстве своём были верующими христианами, искренне полагавшими, что африканеры есть Богоизбранный народ. По причине своего "кальвинизма головного мозга" буры считали, что государство прямо-таки обязано регламентировать частную и личную жизнь своих граждан. При правлении Национальной партии под запретом были азартные игры, проституция, аборты, порнография (порнографией считался даже журнал "Плейбой" или роман Набокова "Лолита"), гомосексуализм, по воскресеньям была запрещена торговля алкоголем и работа кинотеатров (чтобы не прогуливали воскресную службу в церкви); по "Закону о безнравственности" - О это святая борьба за нравственность! - были запрещены сексуальные отношения за пределами своей расовой группы (всего таковых было четыре), хотя этот запрет часто нарушался; тем не менее, по закону находясь за рулем автомобиля, белый не имел права сажать на переднее пассажирское сиденье чернокожего африканца другого пола, а уж за секс с представителем/представительницей другой расы можно было загреметь в тюрьму на 7 лет. Именно из-за заботы о чистоте южноафриканских белых душ ЮАР очень поздно и нехотя обзавелась собственным телевидением - в 1976 году , когда оное уже было даже у многих стран Тропической Африки. Правившие христианские фундаменталисты-африканеры, желавшие превратить ЮАР в христианский Иран, осуждали разводы, осуждали работающих замужних женщин ("жена должна рожать детей, а не делать карьеру"), добрачный и внебрачный секс, контрацепцию и половое воспитание, и если сами африканеры подобное "принуждение к праведности" считали нормальным, то большинство светски настроенных англо-африканцев и евреев вмешательство личную жизнь раздражало и лишь в очередной раз отдаляло от режима; впрочем, как можно видеть из фотографий кейптаунских ночных клубов, толку от всей этой мизулинщины было не то чтобы много.

Вообще таких "бзиков" и фобий у африканеров было много. Например, их тревожило будущее своего родного языка африкаанс, который явно проигрывал конкурентную борьбу английскому языку и по большому счету не нужному никому кроме самих африканеров и привёл к политике навязывания африкаанса иноязычным группам, в том числе англичанам. Именно страх за свою мову - наряду со страхом за свою нравственность - заставлял африканеров долго сопротивляться появлению в стране телевидения, а в 1976 году (видимо, в компенсацию за появление "ящика сатаны") решили ввести в школах для черных изучение африкаанса (за счёт часов, отданных на преподавание английского); когда африканцы вышли на улицы в знак протеста против навязывания им "языка угнетателя" - английский язык они таковым не считали - произошла знаменитая бойня в Соуэто, вызвавшая череду восстаний и резкую радикализацию настроений черного населения - отличный пример того, как можно нелепой языковой политикой обострить ситуацию в стране.

Другим навязчивым страхом страхом африканеров было будущее их церкви; официальная пропаганда пыталась играть на этом страхе.

СВАПО - это разрушитель церквей и враг христианской веры. Южноафриканский пропагандистский плакат.

В силу своей религиозности африканеры болезненно восприняли объявленный в 1982 году нидерландскими и американскими кальвинистами бойкот их церкви; только после начала этого бойкота многие африканеры - глубоко верующие христиане-кальвинисты - стали задумываться о необходимости демонтажа режима апартеида и начали его с церкви - основы основ режима Национальной партии: к 1986 Реформатская (кальвинитская) церковь ЮАР прекратила разделение приходов по расовому признаку, в кальвинистской церкви ЮАР стал набирать силу противник апартеида Бейерс Нодье, ещё недавно лишённый сана за свои убеждения.

Другой из главных фобий белого населения ЮАР стала боязнь пришествия коммунизма. Многие десятилетия правящие круги страны отказывались признать ту очевидную истину, что все проблемы апартеида идут изнутри страны, а не извне. Вместо этого апартеидовцы придумали теорию, по которой африканцы бунтуют не из-за дискриминации, бесправия, насилия и угнетения, а токмо по причине зловредных действий Советского Союза и его агентуры - южноафриканских коммунистов. Была придумана теория о "тотальном наступлении" СССР на Юг Африки - якобы Москва поставила своей главной задачей завоевание южной части Черного континента - поскольку именно через обладание Югом Африки лежал путь к захвату Москвой мирового господства (Брежнев ведь только о мировом господтве и мечтал!), а для этого бросила все свои силы на эту часть планеты;"тотальной" стратегия считалась не только потому, что, с точки зрения творцов политики ЮАР, имела своей целью глобальное, тотальное господство СССР, но и потому, что она охватывала все сферы: военную, экономическую, пропагандистскую, религиозную, психологическую. Для обоснования сей теории пропаганда апартеида не гнушалась предъявлять ими же выдуманные цитаты из Ленина, Сталина, Брежнева. Африканисты А. Давидсон и И. Филатова пишут: Советская пропаганда нередко использовала факты избирательно и подправляла их. Результатом часто была картина, далекая от объективности, а иногда и от действительности. Но в том, что касается прямых цитат, советские пропагандисты редко прибегали к заведомой лжи. Южноафриканские политики и пропагандисты, не стесняясь, выдавали за точные цитаты нечто совершенно несообразное или попросту выдуманное. В свою бытность министром обороны П. В. Бота, например, говорил в парламенте: «Вся стратегия русских отчетливо обрисована… в русских учебниках. И русским министром обороны, который заявил на весь мир, как он хочет использовать русский флот для устрашения, чтобы работала их внешняя политика и они сохраняли контроль. Ее четко выразил г-н Брежнев, сказав, что… они хотят, чтобы в будущем ничто в мире не происходило без их разрешения». Другой член парламента от Национальной партии утверждал: «Ленин, отец советского коммунизма, еще в 1919 г. говорил:„разлагайте молодежь, отрывайте их от религии, заставьте их интересоваться сексом“… Лаврентий Берия… сделал следующее заявление…: „сочетайте молодость, секс, музыку, наркотики и восстание с изменой“. У нас и было такое сочетание… Оно было в Ривонии… Делая наркотики легко доступными, восхваляя дикость и стимулируя людей сексуальной литературой, политико-психологический работник может создать требуемую атмосферу хаоса, безделья и отсутствия ценностей. В этой обстановке тинэйджеру нужно предложить решение, которое даст ему полную свободу, т. е. коммунизм. Мы прошли через это в Соуэто… Изощренная психологическая стратегия коммунистов… заключается в разрушении всех норм морали через пропаганду порнографии и аморальности в книгах, журналах, кинофильмах, радио, телевидении и свободной прессе…».

В отличие от советской, южноафриканская пропаганда была направлена прежде всего на население своей страны, причем не все, а в основном белое, а среди него - в основном на африканеров. Ее целью было сплочение электората в единый лагерь - традиционная тактика африканеров перед лицом опасности. В какой-то степени ее адресатом были и правящие круги Запада, но с 1976 г. разочарование в западных союзниках достигло такой степени, что вместе с призывами к солидарности на них часто сыпались и проклятия. Что до пропаганды внутри страны, то среди белого населения она была поистине всеохватной. В школьных учебниках была, например, глава под названием «Прямой враг: международный коммунизм». Голландская реформатская церковь проповедовала антикоммунизм и советскую угрозу с амвона, а церковные организации публиковали на эту тему брошюры. До начала 1980-х годов об угрозе коммунизма говорилось и в университетских курсах истории, причем отнюдь не только африканерских. Например, в написанном в 1973 г. конспекте курса истории для третьего года обучения в «индийском» университете Дурбан-Вествил говорилось: «Коммунизм угрожает каждому жителю Южной Африки под личиной борьбы за освобождение всей Африки, но целью его является только мировое господство». Специальные брошюры об опасности коммунизма выпускались для женщин. Читательниц призывали проводить беседы об опасности марксизма с детьми и, что особенно трогательно, с домработницами. Этой последней категории предлагалось объяснять, что коммунисты - "как звери".

Паранойя по поводу "красной угрозы" действительно носила тотальных характер. Растленному влиянию коммунистов припысывали распространение прически под битлов, рок-н-ролла, ярких галстуков, коротких юбок, женских брюк и свободы нравов (в СССР, напротив, в этом всём видели растленное влияние Запада). Страх перед коммунизмом совсем не был столь безобидным - любой гражданский активист или оппозиционный журналист мог угодить в тюрьму по обвинению в "коммунистической деятельности", как это произошло с упомянутым Максом дю Презом или с активистами кампании за отмену воинской повинности.

Боязнь коммунизма стала одной из причин вмешательства ЮАР в Гражданскую войну в Анголе, начавшуюся в 1975 году и ставшей для режима тем же, чем для США стала война во Вьетнаме, а для СССР - война в Афганистане. Ирония ситуации состоит в том, что в Анголе Претория встала на сторону группировки УНИТА, разделявшей коммунистические взгляды, но находящейся в оппозиции к просоветскому правительству Анголы. Только по официальным данным война в Анголе и тесно связанная с ней Национально-освободительная война в Намибии унесла жизни 5 000 южноафриканцев - для пятимиллионного белого населения ЮАР то была высокая цена, и это при отсутствии в войне даже намёка на возможность успешного завершения, при становившейся очевидной (на фоне перестройки в СССР) несостоятельности попыток объяснить проблемы своей страны деятельностью Москвы. Рост численности армии до 130 000 человек опустошил бюджет страны, введение воинской повинности для белых на фоне непрекращающихся войн вёл к появлению многочисленных уклонистов, просящих (и получающих) политическое убежище в странах Запада.

С "красной угрозой" в сознании африканеров была тесно переплетена "черная угроза" - ещё одна из главных фобий африканеров; буры боялись, что в случае прихода к власти черные установят коммунистический режим, отнимут у белых всё их имущество, закроют их церкви и выгонят из страны. Примеры Кении, Замбии и Зимбабве (в 1980-е земли белых там ещё не трогали) показывали, что власть черных не означает установления коммунизма и не приводит к конфискации собственности белого населения, а деятельность ОДФ внутри ЮАР показывала, что белые и черные могут плодотворно сотрудничать. Почти все фобии и страхи, заставлявшие африканеров поддерживать режим, к концу 1980-х если и не исчезли полностью, то значительно подрастеряли силу убеждения.

Очень наивно будет описывать процесс падения режима апартеида как результат внешнего воздействия на ЮАР. Да, международные санкции всё больнее били по режиму и экономике страны, особенно когда США пусть и с опозданием поддержали их в 1986 году; да, СССР и другие социалистические страны оказывали всемерную помощь Африканскому национальному конгрессу и союзной ему Южноафриканской компартии, а друзей в мире у Претории становилось всё меньше и меньше (даже Израиль в 1987 году сократил своё сотрудничество с ЮАР, а в Америке после ухода Пиночета из власти у Претории вовсе не осталось друзей). Всё же развал системы произошёл изнутри - трудно устоять общественному строю, отвергаемому 90% населения собственной страны; проще говоря, черные низы уже не хотели мириться с апартеидом, а белые верхи уже не могли управлять системой как прежде. В ЮАР последних десятилетий апартеида ситуация из года в год становилась всё хуже - в 1975 португальцы ушли из Анголы и Мозамбика и к власти там пришли режимы, союзные СССР и враждебные Претории, в 1980 вместо управляемой белыми Южной Родезии появилась также враждебная апартеиду Республика Зимбабве, изнутри ЮАР полыхала из-за действий африканского сопротивления, выражавшемся как боевых акциях, так и в банальных диверсиях, наносивших немалый экономический ущерб стране, АНК фактически поставила под свой контроль африканские гетто и полиция с этим уже ничего не могла поделать, правящая Национальная партия начала разваливаться, в парламенте усиливалась Федеральная прогрессивная партия, представлявшая белых противников апартеида. В 1980-х даже в спецслужбах понимали, что режим обречён и советовали Питеру Боте начать процесс передачи власти в стране черному большинству; впрочем, Бота совету не внял и пытался через реформы и уступки сохранить власти белого меньшинства, не понимая, что никакие реформы систему уже не спасут.

Питер Виллем Бота, правивший в ЮАР в 1978-1989 годах. Похож на Юрия Андропова, и также как Андропов пытался спасти Систему через реформы, не желая признавать бесперспективность как затеянных им реформ, так и самой системы.

Апартеидная ЮАР и коммунистический Советский Союз обречённые историей умирали практически одновременно, поэтому вдвойне удивительно, что проживающая в Советском Союзе интеллигентская демшиза неожиданно нашла свой идеал в другом обречённом историей строе, начав создавать удивительный миф о процветающей африканской стране, мудро управляемой просвещёнными белыми людьми; разумеется, страна сия именно потому и была процветающей, что управлялась только правильными людьми правильной расы, а мерзкий охлос с черным цветом кожи там был лишён права управления собственной страной - лишён во имя прогресса ради. Разумеется, латынинско-новодворский миф полностью игнорирует реальную историю того бесчеловечного строя, что существовал в Южной Африке и слеплен из полуправды в смеси с откровенной ложью - чего стоит одно только утверждение, что при апартеиде у черных на 100 000 человек населения врачей было больше, чем у белых - это заявление будет даже похлеще стрелки осциллографа и метеорита с бортовым номером! Что достойного подражания они увидели в ЮАР 70-х и 80-х годов - страна, возглавляемая лицемерными ханжами переживала острый экономический и политический кризис, усугублённый двумя внешними войнами и войной на внутреннем фронте вкупе со взрывным ростом преступности, где уже даже сами африканеры сомневались как в правильности своих убеждений, так и в правдивости своих страхов.

Одной из форм мифологизации апартеида стало очернение существующей постапартеидовской ЮАР, демонизирование этой довольно проблемной страны - почему то считается, что недостатки современной страны косвенно являются достоинствами апартеида, доказательством правильности и справедливости старого режима. При этом критики современной ЮАР забывают, что большинство своих проблем страна получила по наследству от апартеида - про начавшуюся с попустительства белых властей криминализацию черных пригородов мы уже говорили ранее, к тому же большинство преступлений в ЮАР совершают нелегальные иммигранты из других стран, завозить которых в страну начали именно при власти белых, в надежде, что завезённые негры будут более дешёвыми и покладистыми работниками, чем собственные. Говоря о пандемии СПИДа в стране неплохо бы помнить, что уже в 1990 году, за 4 года до прихода Манделы к власти, носителями ВИЧ был 1% населения страны (в 1995 году уже 3%) - для сравнения, в СССР в 1990 году носителей ВИЧ было всего несколько тысяч человек - , а белые власти для предотвращения пандемии СПИДа среди черных вообще ничего не делали, поскольку здравоохранение для черных финансировалось по остаточному принципу. Утверждение, что после прихода черных к власти экономика ЮАР развалилась вообще есть чистой воды выдумка - в 1990 году ВВП страны оставлял 80,5 миллиардов долларов США, а в 2013 превысил отметку в 400 миллиардов, то есть вырос в 5 раз (для сравнения, при апартеиде за двадцатилетие (1970-1990) рост ВВП составил всего лишь несколько десятков процентов); как и при апартеиде южноафриканская экономика продолжает оставаться в первую очередь сырьевой.

Критики современной ЮАР часто говорят, что после падения апартеда в стране резко сократился уровень золотодобычи, забывая. что показатели добычи золота стабильно падать начали ещё при апартеиде, в начале 1970-х.

Конечно я далёк от идеализации жизни нынешней Южной Африки - у этой страны много проблем. но проблемы современности не дают права петь хвалебные гимну старому режиму. В современной ЮАР нет ностальгии по апартеиду - даже африканерские националисты мечтают не о возрождении былого режима, а о расово-территориальном разделе страны, многие государственные деятели апартеидной ЮАР признали бесчеловечный характер того режима (правда, переложив вину за его возникновение на колонизаторов-англичан). В этой связи тем более удивительна постсоветская ностальгия по апартеиду, тщательно лелеямая Латыниной и К. Лично я же надеюсь на то, что рано или поздно постсоветский миф о апартеиде рано или поздно будет дезавуируем - растает под давлением беспристрастного изучения реального прошлого Южной Африки.

Контрольная работа

Апартеид: корни, сущность, последствия


Введение

Истоки апартеида в ЮАР

Сущность политики апартеида

Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида

Заключение

Список источников и литературы

Введение


Сегодня ЮАР входит в число наиболее успешных стран мира. Южная Африка является членом «Большой двадцатки» - престижного «клуба» наиболее развитых стран мира. Однако для достижения столь впечатляющих результатов Южно-Африканской Республике сначала пришлось пройти трудный путь обретения независимости, путь борьбы с межнациональной, межрасовой рознью.

Апартеид (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.

Изучение истории режима апартеида актуально, так как, на наш взгляд, это достаточно распространенное в мире явление. Не только режим белого меньшинства в Южной Африке использовал апартеид для удовлетворения потребности в безопасном и комфортном проживании. В апартеиде в разные годы обвиняли и Бразилию, и Израиль, и Саудовскую Аравию. И даже Францию, которую в 2005 году тряхнули выступления цветной молодежи из пригородов, выступавшей против политики социального апартеида. Необходимо изучение такого социально-политического явления, как апартеид, дабы избежать подобных неофашистских, сепаратистских, расистских проявлений в обществе в будущем. Падение режима апартеида подтверждает его ошибочность и бесперспективность в современном мире.

В контрольной работе мы будем опираться на следующую исследовательскую литературу.

Российский африканист, доктор исторических наук, В. Городнов в статье «Мертворожденный бантустан» поднимает проблему «черных» гетто на территории бантустанов.

Монография известного историка-африканиста Л.А. Дёмкиной «Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г.» позволяет нам проследить развитие ЮАР после отмены политики апартеида.

В работе Л.А. Дёмкиной и И.В. Черкасовой «Режим ЮАР - преступление против человечества» рассказывается об исторических корнях апартеида, о жесточайшем расовом и социальном угнетении в Южно-Африканской Республике, внутренних противоречиях режима апартеида.

В монографии историка Д. Жукова «Апартеид: История режима» анализируются различные аспекты становления и развития режима апартеида, провозглашенного правящей Национальной партией в 1948 году и просуществовавшего фактически до избрания первого черного президента Нельсона Манделы.

Политическую и социально-экономическую ситуацию в ЮАР периода апартеида, а также истоки и причины политического и расового конфликта, расстановку политических сил анализирует в своей работе «Южная Африка: диалог или конфронтация» историк И.О. Иванов.

В статье В.Н. Тетёкина «ЮАР сегодня: демократия и власть» рассказывается о том, что изменилось в ЮАР за последние полтора десятилетия.

Источниками в нашей работе будут служить труды ученых-африканистов, свидетелей кризиса апартеида в ЮАР. Это, во-первых, монография А.Д. Григоряна «Южная Африка: профсоюзы и борьба…». Анализ документов и материалов Южно-Африканской коммунистической партии, заявлений и выступлений деятелей национально-освободительного движения - Африканского национального конгресса (АНК), Объединенного демократического фронта (ОДФ), текущей официальной и социальной статистики, публикаций Международной организации труда (МОТ) и др., а также личные впечатления, полученные от поездок в страну, позволили автору довольно реально представить социально-экономическую и политическую ситуацию в ЮАР.

Множеством работ по проблемам ЮАР, проблемам апартеида широко известен российский историк-африканист, политический деятель Вячеслав Николаевич Тетёкин. В 1981-1996 гг. он был сотрудником Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. В координации с советскими спецслужбами В.Н. Тетёкин занимался поддержкой освободительных движений Юга Африки (АНК в ЮАР и СВАПО в Намибии). В 1990 году закончил аспирантуру Института стран Азии и Африки при МГУ, кандидат исторических наук. В частности мы привлечем такие статьи В. Тетёкина, как «Копье, несущее свободу» и «Реальности противоборства».

Историк И. Филатова в статье «Апартеид воочию» рассказывает о посещении ею в составе делегации самых разных уголков ЮАР, от больших процветающих городов до шантитаунов (нищих нелегальных посёлков) периода ослабления апартеида.

Целью контрольной работы является попытка составить целостное представление о политике апартеида в ЮАР. Эта цель обусловила постановку в нашем исследовании следующих задач:

осветить корни апартеида;

определить основные принципы апартеида;

проанализировать проблемы ЮАР после отказа от политики апартеида.

1. Истоки апартеида в ЮАР


Европейская колонизация Южной Африки была начата голландской Ост-Индской компанией, основавшей в 1652 году Капскую колонию. Постепенно расширяя пределы колонии, голландские колонисты - буры (впоследствии стали называть себя африканерами) - истребляли или оттесняли в пустынные районы Южной Африки бушменов и готтентотов (коренное население). На рубеже XVIII-XIX веков Капскую колонию захватила Великобритания. Теперь уже не только бурские, но и английские власти захватывали у коренного населения всё новые и новые земли. «Захватнические войны на юге Африки завершились колониальным порабощением африканцев, превращением их в дешевую рабочую силу. Стремление сохранить коренное африканское население именно в этом качестве лежало в основе всей последующей политики Англии, а затем и господствующих классов ЮАР».

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение чернокожих африканцев со своих территорий в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными (метисами). Чернокожим африканцам запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Термин «апартеид» возник как политический лозунг, сформулированный лидером южноафриканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г., особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой этой партии. «Запугивая белых избирателей «коммунистической опасностью», правящие круги южно-африканской буржуазии привели в 1948 году к власти крайне правую «очищенную» националистическую партию, возглавленную генералом Маланом. Началось резкое усиление реакции и фашизации всей жизни страны». Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства


2. Сущность политики апартеида


Апартеид - сложное явление. Это не просто система расовой дискриминации. В мире были (да и сейчас есть) страны, где при закрепленном в конституции и законодательстве равенстве всех граждан, тем не менее, существует негласная дискриминация отдельных групп населения по этническим признакам. Апартеид - это система расовой дискриминации, возведенная в ранг закона.

Именно в ЮАР впервые после поражения гитлеровской Германии была узаконена расовая классификация людей. Основным признаком, по которому жителей Южной Африки относили к той или иной группе (белые, цветные, индийцы, африканцы) был цвет кожи. Но во многих случаях причисление к той или иной группе населения имело произвольный характер и даже члены одной семьи могли попадать в разные расовые группы, что порождало человеческие трагедии, ибо смена классификации с «белого» на «индийца» или «африканца» означала принципиальное изменение (в сторону резкого понижения) статуса человека.

Слово «апартеид» в буквальном смысле означает «раздельность». В политическом смысле оно означало раздельное экономическое, социальное и культурное развитие различных этнических групп Южной Африки. Идея апартеида заключалась в том, что разные группы населения, находясь на одной территории, одновременно живут и развиваются как бы в разных странах. В основе апартеида лежали Закон о расселении по этническим группам и Закон о классификации по расовым признакам. По закону о расселении по расовым группам №41 1950 г. каждый житель ЮАР должен был быть классифицирован и занесен в специальный список в соответствии с его расовой принадлежностью. «Отнесение человека к той или иной расовой группе предопределяет его место в системе политических, социальных и экономических отношений, его положение в южноафриканском обществе».

К числу законов о расовой классификации относится и закон об аморальности и смешанных браках, более известный общественности как «закон о разбитых сердцах». «Он предназначен для того, чтобы воспрепятствовать «смешению» рас, что звучит как издевка, если вспомнить, что само появление так называемых цветных - плод долгой истории естественного расового смешения».

В политическом плане апартеид означал лишение чёрного населения страны политических прав в общенациональном масштабе. Они не могли избирать членов законодательных органов ЮАР и быть избранными в эти органы. Таким образом, чёрные, составляющие подавляющее большинство населения страны, были лишены права влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, на решения, в том числе и непосредственно затрагивающие их интересы. апартеид политика партия африканский

Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено прежде всего экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения. Существовала колоссальная разница в уровнях жизни белого и чёрного населения страны. Все территории с наиболее плодородными землями, со сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой подпадали под категорию «белых» районов.

Между тем правительство белого меньшинства не могло делать вид, что чёрного населения просто не существует. Необходимо было найти форму, в которой чёрные получали как бы собственное государственное устройство, в котором они могли формально развиваться отдельно от «белого» государства. Однако для режима апартеида было бы опасно появление единого «чёрного» государства, которое неизбежно объединяло бы всех африканцев, индийцев и цветных. А сохранение белого режима во многом определялось его способностью сохранить раздробленность чёрного большинства.

В этих целях была изобретена система так называемых национальных государств для африканцев - бантустанов (от слова «банту» - обобщённого названия в «белой» Южной Африке всех африканцев, вне зависимости от конкретной этнической группы, к которой они принадлежали). Причём каждый бантустан представлял собой псевдогосударство, на территории которого доминировала одна из этнических групп африканцев. Таких «государств»-бантустанов было создано десять - по числу основных этнических групп африканцев. «Здесь были созданы правительства, министерства, парламенты, университеты, возникли свои политические партии». Индийцы и цветные (метисы) получили не «государства», а обособленные районы их проживания. «Главная суть доктрины апартеида заключается в создании на территории ЮАР «туземных» псевдогосударств и государства «белой» ЮАР», - указывают Л.А. Дёмкина и И.В. Черкасова.

Разумеется, никакой речи о подлинной независимости идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жёстко контролировались центральным «белым» правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли жизнью бантустанов. Репрессивные органы и вооружённые силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территорию были выделены наиболее бедные районы страны, со скудными почвами, лишённые полезных ископаемых и современной промышленности.

Вот эти бантустаны и представляли собой главную несущую конструкцию системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого «большого апартеида», тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки «только для белых» и другие аналогичные формы дискриминации - назывались «малым апартеидом».

Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращающее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жёсткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Датской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между «богоизбранными» белыми и чёрными жителями Южной Африки. Её приверженцами в основном являлись африканеры - потомки первых белых поселенцев - выходцев из Голландии.

В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев «чёрной» опасностью и доведённой до абсурда мнимой угрозой коммунистического захвата Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как «пособничество коммунизму» и наказывалось тюремным заключением). Жёсткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров Африканского Национального конгресса (АНК), находившихся в пожизненном заключении.

Такое политическое устройство ЮАР получило определение «колониализм особого типа». В «классической» схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами классического колониализма были империи Великобритании, Франции и Португалии, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нации жили на одной территории.

В углублении политического кризиса в стране в 80-е годы огромное значение имело свержение в середине 70-х годов колониальных режимов в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, ликвидация в 1980 г. расистского правления в Родезии и провозглашение независимой Республики Зимбабве. «В результате правящие круги ЮАР лишились поддержки рухнувших в этих странах расистско-колониальных режимов, страна стала последним бастионом расизма на Юге Африки».

К концу 1970-х годов правящая верхушка Националистической партии и представители «большого бизнеса» начали понимать, что неизбежны реформы и что апартеид стал тормозом экономического развития страны. «Увеличивается число прогрессивно настроенных белых, понимающих обреченность режима и выступающих за его ликвидацию». Конечно же, экономическая и политическая ситуация, когда многие западные монополии выводят свои капиталы из ЮАР, а угроза усиления международных экономических санкций и дальнейшей политической, культурной, спортивной изоляции становятся всё более реальной, подталкивает власти ЮАР к переменам, заставляет искать выход. «Как представляется, главная цель новых руководителей НП - убедить мировое сообщество в том, что ЮАР пусть медленно, но продвигается в сторону отмены апартеида сверху».

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) и коммунистической партии страны. Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Военизированным крылом старейшего на континенте национально- освободительного движения - АНК было «Умконто ве сизве» - «Копьё нации». «Тут важно отметить, что АНК занимает принципиальную позицию в вопросах расовых отношений: борьба ведётся против режима расистского меньшинства, а не против людей с белой кожей. Показательно, что в формирования «Умконто ве сизве» входят, помимо африканцев, «цветные», индийцы, а также белые».

Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году, а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка.

Новый лидер Националистической партии и президент страны Ф. де Клерк, пришедший к власти в сентябре 1989 г., придал существенный динамизм процессу демонтажа апартеида и своими действиями подтвердил приверженность курсу на устранение расовой дискриминации. «Он поставил задачу затормозить процесс радикализации среди африканцев, который явился следствием их дискриминации и угнетения, добиваться нормализации политической обстановки и выхода ЮАР из международной изоляции». В частности, был отменен запрет на деятельность Африканского национального конгресса, Южно-Африканской коммунистической партии, Панафриканского конгресса и еще 33 демократических организаций различного политического направления. Одновременно были отпущены многие видные деятели национально-освободительного и профсоюзного движения, в том числе отбывший 27 лет заключения Нельсон Мандела. Кроме прочих, «был отменен также акт о районах расселения этнических групп, согласно которому белым, африканцам, «цветным» и индийцам запрещалось проживать совместно и разрешалось лишь расселяться в пределах кварталов, очерченных в соответствии с расовой квалификацией».

В марте 1994 г. население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. 27 апреля 1994 г. вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии. 26-29-го апреля 1994 года состоялись всеобщие демократические выборы. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.


3. Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида


После отмены апартеида коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям, и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций.

Правительство АНК осуществляло программы при которых при устройстве на работу, предпочтение отдается людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих пока мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 г. по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов.

Вместе с тем, несмотря на значительную активизацию государственной социальной политики и расширение ее ресурсной базы, изменения в социальной сфере в ЮАР идут достаточно медленно и болезненно. Южная Африка остается страной с резко поляризованной социальной структурой и, несмотря на энергичные усилия политического руководства, направленные на исправление существующих дисбалансов в общественном устройстве (только на образование здесь тратится около 20% бюджетных средств или 6% ВВП) и ускорение экономического роста, здесь, как отмечает российский африканист Л.А. Демкина, в ЮАР происходит такое явление, как сползание в состояние развивающейся страны, проявляющееся в росте безработицы, увеличении неформального сектора экономики и криминализации общественной жизни.

Следует особо подчеркнуть, что правительство во главе с Африканским национальным конгрессом (АНК) унаследовало тяжелейшие проблемы, связанные с формированием в Южной Африке в течение длительного периода колониализма особого типа, когда высокоразвитая метрополия и слаборазвитая колония сосуществуют в единой стране. Одной из таких проблем является неподготовленность подавляющего большинства африканской части южноафриканского населения к «полноценному участию и вхождению в современное общество (экономику, политику и социальную сферу), обусловленная всем предыдущим колониально-расистским порядком».

ЮАР переживал серьезные трудности, связанные с ее экономикой в переходный период. С одной стороны, южноафриканская экономика, опирающаяся на свои богатейшие минеральные ресурсы, начиная со Второй мировой войны быстро развивалась, завершая процесс индустриализации, за счет импортозамещающих технологий (до какого-то определенного времени импортозамещение стимулировали и международные санкции против режима апартеида), и, обладая обширной ресурсной базой, способна была сравнительно легко переносить экономические кризисы. Это стало одной из основных причин ее сравнительной устойчивости и в постапартеидный период. Но, с другой стороны, с исчерпанием резервов для экстенсивного роста постепенно накапливались факторы торможения развития. Наращивание производства и экспорта высокотехнологичными отраслями обрабатывающей промышленности стало сдерживаться как низкой квалификацией основной (африканской) части рабочей силы, так и ужесточавшимися с каждым годом международными санкциями.

Вхождение значительного числа черных южноафриканцев в предпринимательские круги можно считать одним из важнейших социальных последствий произошедшего в середине 1990-х годов демонтажа политической системы апартеида. Если в середине 1980-х годов численность африканской буржуазии ЮАР, включая мелких предпринимателей, оценивалась в 60-70 тыс. человек, то к середине прошлого десятилетия она достигла 1 млн. человек, что составляет четверть общего числа предпринимателей. Таким образом, «разделительная черта между бедными и богатыми перестала с завидной точностью совпадать с расово-этническим делением общества, как это было в недалеком прошлом». Доходы черной элиты в ЮАР увеличились только в 1996-2001 гг. вдвое.

По-прежнему белые составляют подавляющее число пассажиров авиалиний, обитателей гостиниц и посетителей ресторанов, владельцев вилл. Черные доминируют ныне в государственной службе, быстро растет их число в среднем и крупном бизнесе. Однако процесс «выравнивания» идёт естественным путём и плавно, чтобы не обрушить экономику страны. «Из 28 министров правительства ЮАР двое - белые. Из 19 заместителей министра (в ЮАР не каждый министр имеет зама) белых - четверо. Другое дело, что белый цвет кожи больше не является гарантией автоматического процветания».

Объективно говоря, радужные ожидания черного большинства совершенно не оправдались. Жизненный уровень подавляющей части коренного населения по-прежнему продолжает оставаться чрезвычайно низким (хотя и не таким запредельным, как в классических «банановых республиках»). Невероятного уровня достигла преступность, эффективной борьбе с которой препятствует пугающая коррумпированность полицейского ведомства, что и не удивительно, ведь практически все руководящие должности в силовых министерствах заняли черные, причем назначенные не по признаку их профессионализма, а исходя из политической конъюнктуры.

«Белому населению страны - африканерам - посчастливилось избежать печальной участи своих братьев из Зимбабве, где, как известно, имущество белых было экспроприировано, причем незаконные изъятия земель и собственности сопровождались массовым террором, провозглашенным одиозным президентом Робертом Мугабе (в прошлом марксистом-ленинцем, а ныне черным расистом). Руководство ЮАР в лице Нельсона Манделы, а затем Табо Мбеки, оказалось достаточно прозорливым, чтобы не позволить государству рухнуть в объятия экономического коллапса. Несмотря на весь свой фанатизм, черные южноафриканские лидеры отлично понимают, что успехом своей экономики ЮАР обязана исключительно белым».

Заключение


апреля 1994 г. на первых в истории Южной Африки всеобщих выборах, в которых участвовало и чёрное, и белое население этой страны, уверенную победу одержал Африканский национальный конгресс. Итоги выборов означали ликвидацию системы апартеида, существовавшей в ЮАР с 1948 г.

Тем не менее, «сейчас, как указывает историк Д. Жуков, - практически все - как черные, так и белые - граждане ЮАР признают один факт: в настоящий момент всем им живется значительно хуже, чем в 1980-е годы, когда апартеид находился, что называется, «на излете» (формальная сегрегация продолжала действовать, но белое меньшинство пошло на ряд существенных уступок черным, и жизненный уровень негров стал неуклонно возрастать)». Причина крушения белого режима была, таким образом, чисто политической: мировая общественность не желала больше мириться с существованием на юге Африки расистского режима. Надобность последнего в качестве форпоста борьбы с коммунизмом на континенте отпала из-за крушения социалистического лагеря, а мода на политкорректность находилась в зените.

Режим апартеида был уникальной системой, сложившейся в условиях Южной Африки как единственная возможная форма сохранения здесь белого присутствия и европейской цивилизации. С падением апартеида и переходом власти в руки черного большинства страна пошла по совершенно другому пути, характерному для большинства государств африканского континента.

Список источников и литературы


Источники

1.Григорян А.Д. Южная Африка: профсоюзы и борьба рабочего класса в условиях кризиса апартеида. М., 1992.

2.Тетёкин В.Н. Копье, несущее свободу // Азия и Африка сегодня. 1987, №5.

Тетёкин В.Н. Реальности противоборства // Азия и Африка сегодня. 1987, №11.

Филатова И. Апартеид воочию // Азия и Африка сегодня. 1990. №7.


Литература

1.Городнов В. Мертворожденный бантустан // Азия и Африка сегодня. 1987, №4.

2.Дёмкина Л.А. Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г. М., 2006.

Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Режим ЮАР - преступление против человечества. М., 1981.

Иванов И.О. Южная Африка: диалог или конфронтация. М., 1989.

Жуков Д. Апартеид. История режима. М., 2007.

Тетёкин В.Н. ЮАР сегодня: демократия и власть // Азия и Африка сегодня. 2009.№4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Апартеи́д, апа́ртхейд (африк. apartheid - «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.
Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на территории, составлявшей около 30 % площади расселения банту на территории ЮАР до прихода европейцев. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания).\ Здесь Википедия умалчивает,а на forumе указывается,что белым для посещения «черных» районов»,тоже нужен был такой пропуск-Авт.\
Утверждается, что политика апартеида была продолжением и расширением той сегрегации, которую практиковали белые правительства в Южной Африке. Среди примеров этой политики можно назвать Земельный акт 1912 года и ограничения на наём чернокожих африканцев на работу, появление которых было связано с договорённостями, достигнутыми бурскими республиками (Трансваалем иОранжевым свободным государством) с Британской империей после англо-бурской войны. С другой стороны, существует мнение, будто вначале идея апартеида подразумевала лишь политическое разделение («большой апартеид»), но не бытовую сегрегацию («мелкий апартеид»). Например, во время Второй мировой войныправительство Объединённой партии Смэтса не слишком строго следило за соблюдением сегрегационистских законов.
.
Главными «законами апартеида» были следующие:
Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
Поправка к Закону о безнравственности (1950)
Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
Закон о регистрации населения (1950)
Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или банту (правительство Национальной партии исключило из официальных документов употребление слово «туземец», обычно использовавшееся до этого для обозначения представителей коренного населения, и заменило его словом «банту»).
Акт о групповых областях (27 апреля 1950)
По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
Закон о самоуправлении банту (1951)
Этот закон создал для чернокожих африканцев отдельные «правительственные» структуры.
Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чернокожие африканцы.
Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительство жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
Закон об образовании банту (1953)
Этот закон полностью передал государству контроль над школьным образованием среди чернокожих африканцев, прекратив существование миссионерских школ. /по этому же закону в школах,бывших ранее миссионерскими,вводилось образование на языке банту,кроме того предусматривалось строительство новых школ,а также колледжей и университетов для банту.Упоминается,что в бантустанах количество врачей было на душу населения ВЫШЕ,чем в «белых» районах,а качество обслуживания-ниже.Объясняют более низкой квалификацией «черных» медиков-Авт.\.

Закон о городских областях банту (1954)
Этот закон ограничил миграцию чернокожих африканцев в города.
Закон о шахтах и работе (1956)
Этот закон делал официальной расовую дискриминацию при приёме на работу.
Закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев (1958)
Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у чернокожих африканцев было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.\независимость этих государств не признавалась ни одной третьей страной,поэтому их граждане не могли выехать за границу по своему паспорту-Авт.\
Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.\в частности,выкупались фермы и передавались банту,строились предприятия-Авт./
Закон о расширении университетского образования (1959)
Этот закон ввёл отдельные университеты для чернокожих, цветных и индийцев./их пришлось строить-Авт./
Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чернокожих африканцев в бантустаны, где им было легче найти работу./расширение закона от 1959 года – теперь прямо запрещалось строительство новых предприятий,а поощрялся их перевод в бантустаны-Авт.\
Закон о гражданстве бантустанов (1970)
Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.
Указ о преподавании на африкаанс (1974)
Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском, наполовину на африкаанс.
В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией: они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост чернокожих в XX веке был значителен.

Так. «Мелкий апартеид»,на бытовом уровне,доходящий до маразма,вызывает у нас понятное чувство неприятия и отторжения.Это расизм. Вот фото.