Гусеница считала себя необыкновенно красивой. Конспект урока по литературному чтению В.Берестов "Честное гусеничное". Валентин Берестов сказка "Честное гусеничное"

"честное гусеничное"- как значение свойства

Уникальное обозначение: честное гусеничное (рассказ)
Обозначение: честное гусеничное
%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%5B>(>%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7Сущность ⇔ рассказ
Текст:

Честное гусеничное

рассказ

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

- До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. - Жаль, что никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница.
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.


Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
- Уф, как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх.


И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
"Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!"
И Гусеница упала в траву.
А девочка увидела её и сказала:
- Какая красивая!
- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.


Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

ЗАДАЧИ:

Продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

Формировать читательские умения и литературных представлений учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений и книг

Формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

Акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

1.Организационный момент

Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.

Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.

2. Проверка домашнего задания.

Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Б. Сергуненков «Одуванчик»)

Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)

Давайте проверим, что у вас получилось.

Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.

    Работа с текстом сказки до чтения.

Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. (на доске)

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

- Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)

Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру п роизведение будем читать? (Сказка - на доске)

Сейчас я предлагаю вам побыть в роли волшебников.

Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. (В. Берестов «Честное гусеничное»)

О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

    Рефлексия

Волшебниками вы были на уроке, теперь я хочу превратить вас в учителей. Оцените этот урок с помощью таблицы «понравилось, не понравилось, было интересно»

+

-

интересно

- Оценивание работы учащихся на уроке (словесное и выставление отметок)

    Домашнее задание.

Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания Берестов Валентин Дмитриевич

ЧЕСТНОЕ ГУСЕНИЧНОЕ

ЧЕСТНОЕ ГУСЕНИЧНОЕ

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в нее не посмотреться.

До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. - Жаль, никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела ее и сказала:

Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочем, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит.

Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шелковую ниточку и стала ею обматываться.

Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

Уф, как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.

Проснулась она от того, что у нее ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Терлась, терлась, протерла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.

«Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я еще и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»

И Гусеница упала в траву. А девочка увидела ее и сказала:

Какая красивая!

Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у нее колышутся большие разноцветные крылья.

«Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо! Я стала Бабочкой! Это бывает».

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что ее никто не увидит, она не давала.

ЧЕСТНОЕ ИМЯ – ВИКТОР РОЗОВ Прекрасному русскому писателю и настоящему патриоту сегодня исполняется 85 лет. Поздравляем!Можно ли прожить целую жизнь, большую жизнь, ни разу не покривив душой и не поступившись совестью? Это, конечно, очень трудно. Однако иногда мне кажется,

Секс - дело честное Одни специалисты по театру утверждают, что театр - это секс. Другие этим самым сексом занимаются. «Секс. Ложь. И видео» - лучшего названия не найти, чтобы публика побежала в театр сломя голову. Хотя ханжи и моралисты вздрогнут, когда узнают, кому

Честное слово Заголовок этого вступления к многолетней переписке двух известных литераторов не случайно повторяет собою название хрестоматийного рассказа, принадлежащего перу одного из них: пронзительного повествования Л. Пантелеева о мальчике, которого взрослые

Глава первая ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО Харитон Григорьев сын Волков, семидесят лет, у него внучата двоюродные, а умершаго написанного в прежнюю перепись племянника ево родного Григорья Иванова сына Волкова дети, после переписи рожденные: Федор шеснатцати лет, Алексей

Честное слово, больше не взорвется, или Мнение неспециалиста [Письмо написано по личной просьбе М. С. Горбачева и дополнено автором при дальнейших публикациях]Чернобыль, ситуация в Белоруссии понудили и меня заниматься тем, чем никогда не занимался и даже не думал, что

Честное слово скаута Подошла пора увлекаться скаутами. Мама взяла меня за руку и повела в какие-то Александровские казармы, где мы не нашли никаких скаутов, но запах шинелей и еще чего-то военного остался навсегда в моей памяти. В скауты я так или иначе поступил. Андрей уже

15 февраля. Издано «Юности честное зерцало» (1717) Стабильности честное зерцало 15 февраля 1717 года в Санкт-Петербурге вышло первое (из пяти) издание свода правил и упражнений для молодых кавалеров и девиц дворянского сословия - «Юности честное зерцало», составленное под


Образовательная система «Школа 2100», 2 класс.
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо»

Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом.

Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому читателю видеть красоту в окружающей нас жизни.

Задачи урока:


  1. Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение , как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;

  2. Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.

  3. Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.

  4. Оснащение: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в PowerPoint, конверты с картинками , словарь Ожегова, ножницы, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов», книги В. Берестова, простые карандаши, ручки.

ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

Я приготовила для вас сюрприз. Он у вас в разноцветных конвертах на партах. Открывайте их скорее!

Что вы там видите? (Картинки)

Какие картинки? Перечисляйте их. (Гусеничный трактор, зеркало, листок, дерево, кукла, солнце)

А теперь подумайте, на какие группы можно разложить все эти картинки?

Выберите картинки, которые подходят к теме «Весна».

Задание было сложное, но вы с ним блестяще справились. Молодцы!

А кто сегодня видел весенний листок?

А кто видел весеннее дерево?

Все как всегда, просто и обыкновенно. Кажется, что никакого чуда здесь нет. Но все же в природе очень большое количество чудес, и мы попробуем сегодня это доказать.


  1. Работа с текстом до чтения.

Откройте учебники на стр. 128. Прочитайте фамилию автора и заглавие текста. («Честное гусеничное»

- Звучит как клятва… Кто так мог сказать? (гусеница)

А если гусеница умеет говорить, то какое по жанру произведение будем

Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)… что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить растениям и т.д.

Вот сейчас мы и проверим свои предположения и узнаем точно, какую же клятву дала Гусеница.

IV. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение с комментированием вслух по абзацам.
1-2 абзацы. Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку , чтобы увидеть на ней две золотые полоски. - Жаль, что никто-никто этого не замечает.
- Чему радовалась Гусеница?

О чем она сожалела?

Автор словами «плоская рожица, мохнатая спинка» рисует красивый образ?
3-4 абзацы. Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:

Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
- Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»?

Что она ожидала услышать? А что услышала?

Согласны ли вы с девочкой? - Что решила Гусеница?
5-6 абзацы. Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.
- Как Гусеница держала свое слово? Легко ли было сделать кокон?

Какое слово показывает сильную усталость гусеницы? («Уф»)

Что имела ввиду Гусеница, говоря, что она «совершенно замоталась»? (Устала, утомилась; замотала себя шелковой нитью, она могла употребить это слово и в прямом, и переносное значении) Автор здесь играет со словом.

Что такое кокон ? Точное определение этого слова даст …. Он работал со словарем.
7-8 абзацы. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз , а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!" И Гусеница упала в траву.
- Что происходило с Гусеницей в коконе?

Как она выбралась наружу?

А вы догадались, почему она «падала вверх»? Автор снова играет со словами.

Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же самую девочку»?

Почему она «упала» в траву?
9 абзац. А девочка увидела её и сказала:

Какая красивая!

Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.
- Почему девочка восхитилась бывшей Гусеницей?

Почему Гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что превратилась в бабочку)
10-11 абзацы. На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
- Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она стала красивой Бабочкой)

скачать

Аудио сказка для детей младшего школьного возраста "Честное гусеничное".
"Гусеница считала себя очень красивой... с удовольствием разглядывала свою плоскую рожицу и выгибала мохнатую спинку... -Жаль, что никто-никто этого не замечает.- Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала: - Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! - Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!-
...Гусеница поползла на дерево,.. на листок. Вынула из брюшка шелковую ниточку и стала ею обматываться... и наконец сделала кокон... В коконе было тепло и темно,.. и Гусеница уснула. Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спина.Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона,.. протёрла их насквозь и вывалилась... И тут же Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку... Девочка увидела её и сказала: - Какая красивая! - Вот и верь людям, - ворчала Гусеница.- Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое..." Потом Гусеница увидела своё отражение в капле росы и поняла, что с нею произошло обыкновенное чудо. Она стала Бабочкой!.