Изменения в законе. электронный полис осаго. штрафстоянки. Что такое электронный полис осаго и как им пользоваться? Полис осаго в электронном виде закон

Предлагаю вашему вниманию цитаты из Федарального Закона №40-ФЗ “Об ОСАГО” с учетом правок, которые внесены законопроектом №o 191229-6. Я буду цитировать только те части закона, которые касаются электронного полиса ОСАГО и процесса покупки страховки через Интернет. Все поправки, касающиеся ОСАГО онлайн, начнут действовать с 1 июля 2015 года. Итак:

Пункт 1.1. дополнен вторым абзацем, который разрешает продажу ОСАГО через Интернет в виде электронного документа:

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами

В ГИБДД и прочих регистрирущих органах достаточно будет показать распечатку страховки из Интернета (п 1.3.):

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа.

Новый пункт 1.11 подробно описывает, что такое “электронный документ” (электронный полис) и какова процедура его оформления:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя (комментарий автора: под простой электронной подписью понимается “комбинация из логина и пароля которая подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом”; на практике применяется регистрация на сайте страховой компании и получение логина-пароля . ) физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Федеральный закон “Об электронной подписи”).

Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети “Интернет” для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.

В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, направляется страхователю.

При получении от страхователя заявления в электронной форме, подписанного в соответствии с требованиями настоящего пункта Правил, об изменении сведений, указанных ранее в заявлении о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию, а страховщик – внести изменения в страховой полис обязательного страхования (в случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее были отражены в полисе обязательного страхования). В этом случае страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с момента наступления одного из событий, предусмотренных настоящим абзацем, а в случае, если сообщенные страхователем изменения сведений не требуют доплаты страховой премии – не позднее двух рабочих дней с даты получения страховщиком заявления об изменении сведений, направляет страхователю переоформленный (новый) полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Правил. В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, об учете страховщиком измененных сведений.

В случае, если сведения , об изменении которых заявляет страхователь, не соответствуют сведениям, отраженным в информационных системах и (или) базах данных соответствующих государственных органов , страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения им заявления об изменении сведений, направляет страхователю уведомление о невозможности переоформления полиса обязательного страхования в электронном виде.

Вот собственно и всё! Вот эти три пункта закона так кардинально должны поменять (надеюсь, упростить!) жизнь простого автолюбителя. Более подробно все тонкие вопросы описаны в подзаконных актах и прочих “прилагающихся” документов, их я буду публиковать по мере появления информации.

Добавлено. 5 июня официально опубликовано постановление Правительства №567 от 2 июня 2015 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567”. Этот документ приводит в соответствие с новым законом об ОСАГО процедуру обмена информацией между ведомствами. А именно – разрешает МВД доступ к базе АИС ОСАГО для проверки “электронных полисов” ОСАГО на дорогах, а также даёт право доступа к единой базе полисов налоговикам, Минсельхозу, Минобороны и таможенникам. Помимо этого ничего интересного в постановлении нет, но приведу его полный текст (по Российсой Газете) под “катом”.

Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567 “Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3825; 2011, N 36, ст. 5148; 2013, N 36, ст. 4578).

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба осуществляют по запросу некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” – оператора автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предоставление информации для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – автоматизированная информационная система) путем подключения к указанной системе.

Указанные федеральные органы исполнительной власти вправе получать информацию из автоматизированной информационной системы, в том числе по запросам.

Установить, что организациями, подключаемыми к автоматизированной информационной системе, осуществляющими предоставление информации для включения в указанную систему, являются некоммерческая организация “Российский Союз Автостраховщиков” – оператор автоматизированной информационной системы и ее члены.

Информационное взаимодействие между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы осуществляется на основании соглашения об информационном обмене между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы.”.

2. В пункте 2 слова “автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” заменить словами “автоматизированной информационной системы”.

3. Дополнить пунктами 2 и 2 следующего содержания:

“2. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в пунктах 2 и 4 настоящего постановления, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Доступ уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, их государственных информационных систем и организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления, к информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе, в том числе к персональным данным, подлежащим предоставлению в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.

2. Защита персональных данных при их обработке в автоматизированной информационной системе обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.”.

4. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Федеральная миграционная служба с 1 июля 2017 г. на основании запросов некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” подтверждает сведения о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания (указанное подтверждение осуществляется в форме “да, нет”).”.

5. В перечне информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями, утвержденном указанным постановлением:

а) в разделе I:

в наименовании слова “Российский союз автостраховщиков” заменить словами “Российский Союз Автостраховщиков”;

подпункт “г” пункта 1 изложить в следующей редакции:

“г) сведения о лицензии, выданной страховщику:

дата выдачи (возобновления действия);

дата аннулирования (ограничения срока действия лицензии или приостановления действия лицензии, отзыва лицензии);”;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

“3. Информация о страхователях:

а) для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения;

б) для юридических лиц – наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).”;

пункт 4 после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии), номер водительского удостоверения”;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

“5. Информация о страховых случаях (при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции):

а) дата страхового случая, время, место;

б) количество потерпевших в связи с нанесением ущерба имуществу (при наличии);

в) поврежденные транспортные средства:

государственный регистрационный знак (при наличии);

идентификационный номер (VIN, при наличии) или заводской номер машины (рамы);

г) количество страховых случаев, документы о которых оформлены без участия сотрудников полиции.”;

подпункт “г” пункта 7 изложить в следующей редакции:

“г) идентификационный номер (VIN, при наличии), номер шасси, рамы (при наличии), номер кузова, прицепа (при наличии).”;

б) в разделе II:

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

“1. Информация о зарегистрированных транспортных средствах и прицепах к ним:

а) тип транспортного средства;

б) государственный регистрационный знак (при наличии);

в) паспорт транспортного средства:

дата выдачи;

д) модель;

е) идентификационный номер (VIN, при наличии);

з) год выпуска;

и) номер шасси, рамы (при наличии);

к) номер кузова, прицепа (при наличии);

л) мощность двигателя (для легковых автомобилей):

киловатт;

лошадиных сил;

м) разрешенная максимальная масса (для грузовых автомобилей);

н) масса без нагрузки (для грузовых автомобилей);

о) номер диагностической карты, дата окончания ее действия;

п) дата прохождения технического осмотра.

2. Информация о владельцах транспортных средств и прицепов к ним:

а) для физических лиц:

отчество (при наличии);

дата рождения;

место рождения (при наличии);

паспорт (серия, номер, дата и место выдачи);

б) для юридических лиц:

наименование;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии).”;

в пункте 3:

в подпункте “г”:

абзац второй после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии)”;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

“дата и место рождения (для совершившего административное правонарушение);

серия, номер водительского удостоверения (если участником дорожно-транспортного происшествия является водитель транспортного средства);”;

абзац шестой исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

“места наибольшего повреждения транспортного средства;”;

подпункт “д” исключить;

подпункты “е” – “и” изложить в следующей редакции:

“е) фамилия, имя, отчество (при наличии) потерпевших (для каждого), категория потерпевшего (водитель транспортного средства, пассажир транспортного средства, пешеход, иная категория) и степень причинения вреда (при наличии);

ж) нарушенный пункт Правил дорожного движения Российской Федерации (для совершившего нарушение, при наличии);

з) часть, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность (для совершившего нарушение, при наличии);

и) постановление по делу об административном правонарушении (либо протокол об административном правонарушении) или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (при наличии):

серия (при наличии);

дополнить подпунктами “к” и “л” следующего содержания:

“к) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения: да, нет (при наличии);

л) направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: да, нет (при наличии).”;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Информация о выданных водительских удостоверениях:

а) серия, номер, дата выдачи;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии);

г) дата рождения;

д) дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории (при наличии).”;

в) дополнить разделом VII следующего содержания:

“VII. Информация о юридическом лице, предоставляемая оператору автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федеральной налоговой службой из Единого государственного реестра юридических лиц

Информация о юридическом лице:

а) полное и сокращенное наименование;

б) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

г) адрес (место нахождения);

д) серия и номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица (при наличии).”

После вступления в силу постановления Правительства № 567 от 2 июня 2015 года о внесении поправок в Федеральный закон № 40 «Об ОСАГО» автовладельцы получили возможность оформлять электронные полисы ОСАГО. На протяжении последних полутора лет - до 01 января 2017 года многие страховые компании сопротивлялись данному нововведению, отказываясь продавать полисы ОСАГО в электронном виде и ссылаясь на «технические причины». Тем самым они вынуждали приобретать полисы непосредственно в офисах компаний, где сотрудники страховых могли навязать дополнительные услуги. С 01 января 2017 года по требованию ЦБ все страховые компании были обязаны в безусловном порядке обеспечить возможность покупки электронного ОСАГО на сайтах страховщиков.

В данной статье мы рассмотрим что же представляет собой электронный ОСАГО; в чем его преимущества, недостатки и отличия от бумажного свидетельства; как его использовать на дорогах и нужно ли возить с собой.

Что такое электронный полис?

Электронный ОСАГО представляет собой аналог бумажного полиса, который юридически ничем не отличается от обычной бумажной страховки. Сегодня его можно приобрести на сайтах страховых компаний в интернете. Поскольку весь процесс оформления происходит удаленно, электронная версия полностью виртуальна и не имеет «физического воплощения» в виде бумажного договора и страхового свидетельства, отпечатанного на бланке ГОЗНака. По сути, такой формат и является единственным существенным отличием электронной страховки ОСАГО от обычной. Для оформления такого полиса используются те же самые исходные данные: КБМ, регион проживания, тип и мощность автомобиля, стаж и возраст водителя и т.д.

Как уже говорилось в начале статьи, возможность оформить электронную версию полиса появилась у владельцев автомобилей 1 июля 2015 года, когда вступили в силу изменения в законе «Об ОСАГО», регламентирующие порядок оформления такого полиса. Изначально данная услуга работала в тестовом режиме и позволяла пользователям только продлевать уже действующие на тот момент страховые договоры. А с 1 октября того же года стала доступна возможность приобрести электронный ОСАГО в интернете у любой страховой компании, предоставляющей сервис онлайн-продажи автогражданки.

Как выглядит такой полис?

После оформления электронного ОСАГО владелец авто получает его на свой e-mail адрес в виде pdf-файла.

Внешний вид электронного ОСАГО мало чем отличается от бумажного прототипа: он тоже цветной (у большинства компаний, но есть и черно-белые), однако с более простым фоном, так как отпадает необходимость в микроузоре, который наносится на бумажный вариант для защиты полиса от подделки.

Электронные полисы ОСАГО отличаются уникальной серией XXX – она не имеет аналогов среди бумажных свидетельств. Кроме этого в них содержится вся важная информация по страховому договору: сроки, ФИО клиента, модель и марка транспортного средства, список водителей, допущенных к управлению, стоимость и т.п. Ниже представлены примеры электронного полиса ОСАГО крупнейших страховых компаний:

Как проверить подлинность электронного полиса?

Несмотря на то, что классические способы обмана как, например, продажа фальшивых полисов ненастоящим страховым агентом, не применимы для электронной страховки – попасться на уловку мошенников можно и в интернете.

Самый распространенный метод продажи электронных бланков ОСАГО среди аферистов – продажа поддельных электронных свидетельств на фиктивных сайтах-клонах настоящих компаний, которые имеют созвучный веб-адрес и такой же дизайн, как официальные страницы страховых организаций.

РСА тратит немало усилий на своевременное обнаружение и блокировку таких сайтов, однако риск быть обманутым все же есть, особенно у граждан, владеющих слабыми навыками работы на компьютере и не имеющих опыта оплаты услуг в интернете. Как правило, подделки отличаются сильно заниженной стоимостью предлагаемых услуг.

Вот как выглядит стандартная форма проверки действительности полиса ОСАГО на сайте РСА:

В указанные поля необходимо ввести запрашиваемые данные о серии и номере договора ОСАГО, после чего выполнить поиск по базе РСА. В том случае, если такой полис действительно существует, система выдаст базовую информацию о застрахованном транспортном средстве, например, в таком виде:

Наличие такого окошка будет означать, что купленная страховка является подлинной.

Что предъявлять сотрудникам ГИБДД?

Раньше процесс проверки сотрудником ГИБДД наличия полиса ОСАГО у гражданина был предельно прост и понятен. Водитель предъявлял оригинал документа, инспектор сверял информацию из него с данными автомобиля и водителя.

С введением электронного ОСАГО процесс проверки полиса ничуть не усложнился, однако процедура проверки значительно поменялась. Всем сотрудникам ГИБДД было разослано специальное разъяснительное письмо (Письмо от 03.07.2015 № 13/12-у-4440), в котором инспекторам доносилась информация о том, каким образом они должны проверять электронный полис. С указанного года процесс проверки производится предельно просто: через специальный сервис в сети ИМТС МДВ РФ или в случае его недоступности через официальный сайт РСА, сотрудник ГИБДД делает запрос в базу данных о наличии страховки по гос. регистрационному знаку и VIN автомобиля.

В ПДД данные нормы до сих пор обновлены не были (хотя изменения обещают внести уже давно), в частности в актуальной на сегодня редакции имеется такой пункт:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Поэтому если исходить из действующего законодательства, требование инспектора предъявить полис будет вполне законным, даже если водитель приобрел его электронную версию. И хотя за уже более чем год функционирования е-ОСАГО каких-то громких и резонансных скандалов по этому поводу не было, РСА рекомендует иметь при себе распечатанную версию полиса для упрощения процедуры проверки и предотвращения возможных разногласий. Особенно это касается отдаленных населенных пунктов, где техническая оснащенность службы ГИБДД оставляет желать лучшего. Очевидно, что ксерокопия страхового свидетельства не будет являться официальным документом, однако ее наличие может помочь сэкономить водителям время и упростить общение с инспекторами.

Преимущества электронного ОСАГО

Главное преимущество электронного ОСАГО – возможность удаленного оформления автостраховки. У страхователя отпадает необходимость лично посещать офис, готовить нужные документы и терять свое время в очереди. Это особенно актуально для занятых граждан, а также жителей отдаленных регионов по причине труднодоступности обычного полиса.

Кроме этого, к плюсам онлайн-страхования относят следующие моменты:

  • электронную страховку невозможно потерять (поскольку она не имеет материального воплощения), а сама копия полиса будет храниться сразу в 3 экземплярах (в базе данных РСА, у страховой компании и у самого собственника транспортного средства);
  • возможность оформить так называемый «чистый полис» (то есть без дополнительных услуг и ненужных опций, которые порой насильно навязываются клиентам в офисах страховщика);
  • при соблюдении самых базовых правил осторожности вероятность мошенничества минимальна (тогда как покупая бумажный вариант ОСАГО, можно стать жертвой обмана со стороны сотрудников самой страховой организации);
  • у граждан отдаленных регионов появилась реальная возможность выбрать любую понравившуюся страховую компанию (до появления электронного ОСАГО в таких районах, как правило, действовали 1-2 страховщика и у водителей просто не было другого выхода, кроме как оформлять автогражданку в этих организациях).

Недостатки такого полиса

Несмотря на большое число положительных сторон, у электронного ОСАГО можно выделить и ряд негативных черт:

  • оформление возможно только для тех граждан, информация о которых уже содержится в базе данных РСА (то есть онлайн заказ полиса недоступен для водителей новичков);
  • ошибки, допущенные при внесении большого количества информации о транспортном средстве и его владельце, дорого обойдутся пользователям (такие полисы признают недействительными, однако деньги за неудачное оформление не возвращаются, ввиду того, что данные ошибки трактуются страховыми компаниями как предоставление ложной информации);
  • проверка электронного ОСАГО отнимает у инспекторов ГИБДД куда больше времени, чем бумажный вариант (ведь им нужно узнать данные автомобиля, а затем сверять их с базой);
  • большое количество технических сложностей, которые могут возникнуть при оформлении полиса в интернете (со временем систему должны отладить, но на данный момент различные сбои, ошибки базы данных и прочие проблемы на сайте страховщиков – привычная картина).

Перспективы

Потенциал развития у электронного полиса ОСАГО очень большой. Всем компаниям, которые решили остаться на рынке страхования, было поставлено обязательное условие: до 1 января 2017 года каждая организация должна запустить свой сервис онлайн-продажи страховых свидетельств. И уже за первые 11 дней нового года было заключено 37,5 тысяч договоров, что составило более 10% от общего объема продаж за весь прошлый год.

С чем же связан такой всплеск активности водителей? Все дело в том, что в убыточных регионах многие клиенты просто не могут оформить полис другим образом. Обычно ситуация развивается следующим образом:

Страховая компания, видя, что регион убыточный, стремится покинуть данный район. Однако законодательство не позволяет ей это сделать, обязывая страховщика работать во всех субъектах РФ или не работать вообще. Чтобы снизить свои издержки компании максимально сокращают число филиалов в регионе, из-за чего водители вынуждены постоянно стоять в очередях, в надежде оформить страховку.

Многие граждане просто не имеют возможности купить ОСАГО (особенно на Юге России), однако предъявить претензии компаниям сложно, так как они действуют в рамках закона. В результате введения электронного полиса необходимость в личном визите отпала, и доступность ОСАГО для населения повысилась. Отсюда и резкий всплеск востребованности данного продукта. И он станет еще популярнее, когда будут решены все технические проблемы, а работа сервисов по онлайн-продаже и оформлению будет полностью отлажена.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)

Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

1. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

2. Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

В) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

Г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

Д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

Е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б " - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б" , "г" , "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26

(см. текст в предыдущей редакции)

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.

7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке , установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Полис ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности, необходимо иметь всем водителям, проживающим на территории Российской Федерации.

Наличие действующего договора ОСАГО обязательно для всех автовладельцев , так как управление транспортным средством без полиса запрещено и карается штрафными санкциями.

С июля 2015 года для любого гражданина РФ появилась возможность оставить заявку на продление текущего полиса ОСАГО через интернет, а уже с осени того же года – и оформлять новые договора без посещения офиса страховщика.

Оформить новый электронный договор автострахования ОСАГО можно дистанционно – достаточно посетить официальный сайт страховой компании.

Действителен ли он, у кого и как работает?

Несмотря на то, что такой документ отличается от бумажного полиса, имеющего защитные знаки, электронный полис ОСАГО является действительным и имеет законную силу , как и обычный бумажный экземпляр договора. С 2017 года все страховые компании, имеющие лицензию на выдачу полисов автострахования, обязаны создать для своих клиентов все условия для оформления электронных договоров.

Важно! Согласно постановлению правительства, с января 2017 года страховая компания, имеющая лицензию на заключение договором автогражданской ответственности, не имеет права отказать клиенту в оформлении электронного полиса.

Поэтому, как для сотрудников ГИБДД, так и для любых других государственных учреждений, полис е-ОСАГО имеет юридическую силу, и никто не имеет права отказать в принятии распечатанного документа из-за отсутствия бумажного экземпляра договора.

Плюсы и минусы

Основным преимуществом электронного документа является простота оформления , ведь для заключения такого договора автострахования потребуются только доступ к сети интернет и данные о страхуемом автомобиле.

Второе преимущество – экономия времени. Для оформления полиса не придется посещать офис страховой компании и тратить время на дорогу, тем более, если автовладелец проживает в отдаленном регионе страны и ближайший офис страховщика находится на большом расстоянии.

Еще один плюс дистанционного оформления полиса – возможность выбрать дополнительные услуги на свое усмотрение и избежать навязывания каких-либо опций страховым агентом. К недостаткам е-ОСАГО можно отнести возможность допущения ошибок при заполнении данных об автомобиле и водителе, так как даже малейшая ошибка может стать причиной отказа или задержки при выплате страховой компенсации.

Еще один минус: если автовладелец впервые страхует свою автогражданскую ответственность или страхуется новый автомобиль – для заключения договора ОСАГО придется лично посетить офис страховщика, так как сведения о водителе должны быть обязательно занесены в базу РСА.

Еще один существенный недостаток: невозможность зарегистрировать ДТП с применением Европротокола , так как без сотрудника ГИБДД сложно проверить имеется ли на самом деле у участников происшествия страховка.

Подробнее о плюсах и минусах электронного ОСАГО можно узнать .

Процедура оформления

Регистрация на сайте страховой компании

Для дистанционного продления действующего договора автострахования ОСАГО или заключения нового необходимо посетить официальный сайт страховой компании и зарегистрироваться на нем. После регистрации автовладельцу станет доступен личный кабинет, где хранятся все сведения о нем и его транспортном средстве.

Помимо регистрационных данных в личном кабинете после получения сохраняется экземпляр электронного полиса, при необходимости его можно распечатать в любое время.

Подробнее о том, в каких страховых компаниях можно оформить электронное ОСАГО, можно узнать .

Заполнение заявления

После получения доступа к личному кабинету автовладельцу необходимо , где необходимо указать актуальные данные об автомобиле, личную информацию владельца и сведения о водителях, допущенных к управлению транспортным средством. При заполнении формы потребуются следующие документы :

  • паспорт автовладельца;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации;
  • диагностическая карта с результатами прохождения техосмотра (подробнее о том, нужно ли проходить техосмотр для электронного ОСАГО, можно узнать ).

Если введенные данные не совпадут с указанными в предыдущем полисе ОСАГО, то расчет стоимости страховки и дальнейшее оформление договора становится невозможным.

Чтобы узнать подробнее, как правильно заполнить форму для оформления полиса онлайн, смотрите видео:

Оплата и получение документа

После успешного прохождения проверки программа автоматически и переходит на защищенную страницу для оплаты. можно произвести с банковской карты , некоторые компании предлагают оплатить страховку электронными деньгами.

После успешной оплаты на почтовый адрес, указанный при регистрации на сайте, приходит электронный полис в формате PDF ( ?). После получения полиса на почту его необходимо распечатать. Подробнее о том, зачем его нужно распечатывать и как это сделать, можно узнать .

Принципы действия

Принцип действия электронного документа ничем не отличается от обычного бумажного полиса: так же как и в обычном полисе в нем указаны все необходимые данные для регистрации ДТП. Процедура регистрации происшествия не изменилась: на место ДТП вызываются сотрудники ГИБДД для заполнения необходимых документов.

Если у автовладельца нет распечатанного полиса, для регистрации аварии понадобится доступ к личному кабинету на сайте страховой компании, где имеется экземпляр договора.

Возможные проблемы при использовании

Сложность использования е-ОСАГО может возникнуть при попадании в ДТП , ведь даже при незначительных повреждениях автомобиля будет затруднительно применить европротокол, так как проверить подлинность электронной версии полиса может только сотрудник ГИБДД через единую базу РСА.

Поэтому при попадании в дорожно-транспортное происшествие в любом случае придется обратиться к сотрудникам ГИБДД.

Еще одна сложность: нельзя внести поправки в электронный документ при обнаружении ошибок или недочетов после его получения (о том, как исправить ошибку, мы рассказывали ). Таким образом, изменить какие-либо личные данные автовладельца или добавить/удалить водителя из списка лиц, допущенных к управлению ТС, не получится – для этого придется посетить отделение страховой компании. Более детально о внесении изменений в электронный полис можно узнать .

Штрафы

Справка! По закону инспектор ДПС имеет право проверять наличие у водителя действующего полиса ОСАГО независимо от того, какой полис имеется у автовладельца: электронный или бумажный.

При использовании е-ОСАГО инспектор проверяет его подлинность с помощью специальных ресурсов и для этого ему понадобится вин-номер или регистрационный знак транспортного средства. В любом случае сотрудник ДПС может попросить предъявить печатную копию договора, поэтому при получении полиса на почту его необходимо распечатать.

Согласно п.7.2 ст.15 Федерального закона № 40 инспектор не может выписать штраф за использование электронного полиса , даже если у него нет возможности проверить подлинность документа через интернет. Однако если полис отсутствует вовсе или срок его действия истек – инспектор вправе выписать штраф в размере 800 рублей.

Всех сотрудников ДПС информировали о том, что нельзя привлекать к ответственности автовладельцев, использующих вместо обычного полиса, электронный документ. имеет такую же юридическую силу, как и обычный бумажный договор, при этом оформить такой полис можно дистанционно всего за несколько минут.

Задать вопрос эксперту