Тридцать лет, которые изменили мир. Наша «Нива»: из истории «летающего внедорожника Год выпуска первой нивы ваз 2121

«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации

Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков

На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам». НИВА – это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, между прочим, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструкционных изменений пережившие четвертьвековой юбилей на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство превращается в моральную рухлядь куда быстрее. А « НИВА » и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что « НИВА » еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке...

В апреле 1977 года Волжский автозавод произвел настоящую революцию. Его новая модель, ВАЗ-2121 « Нива », практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это было открытием. Новый внедорожник оказался практичен, комфортабелен и дешев. Такого набора качеств ранее не имел ни один автомобиль с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными транспортными средствами с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить лишь Range Rover, появившийся шестью годами ранее. Но совершенно иные габариты, масса, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить о каком бы то ни было подражательстве со стороны «вазовцев». Да, комфортабельные внедорожники в те годы существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные машины вроде Monteverdi и дорогие версии переделанных из пикапов «американцев». Но это был совершенно другой путь развития. « Нива » же стояла особняком. Фактически она основала совершенно новый класс вездеходов.

Никакой другой российский легковой автомобиль и близко не имел такого успеха на международной арене. В «Автоэкспорт» приходили заявки из самых разных уголков земного шара. Появились и две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с 1.3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последняя, кстати, пользовалась очень хорошим спросом в Англии.

Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1.6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулевской» гамме) с поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата оказался один существенный для вездехода недостаток – заметно сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Зато благодаря удачному соотношению мощности и массы автомобиль был способен эффективно «пролетать» ходом заведомо засадные участки.

В комплекте с 1.6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде « Нива » и просуществовала до 1994 года. Именно тогда автомобиль претерпел самую серьезную модернизацию за всю свою историю.

В течение 1994 года было выпущено огромное число переходных модификаций с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем 1.7 л (именно она сегодня и составляет основную массу машин на вторичном рынке). Еще спустя год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129 и 2130. Последние делали просто: резали короткую машину пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1.7 и 1.8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218).

Кузов

Когда мы говорим о «Ниве», то первым делом на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии «бегемот»). Надо отметить, что она наиболее приспособлена для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, немного найдется машин, которые без специальной подготовки «сделали» бы ее в условиях офф-роуда. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. Страдает в первую очередь кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и кронштейном крепления амортизатора. Перед продажей их, конечно, могли и заварить, но то, что машину «складывали», возможно определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к задней его части).

В городе кузов страдает по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» отнюдь не на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что же до «высокой посадки», то она лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Наиболее проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка ветрового стекла. Впрочем, у машин последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть на любом месте. Именно поэтому желательны ежегодный антикор и постоянная профилактическая подкраска свежих сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшая шумоизоляция пола, просушить которую крайне тяжело. В остальном же – и по прочности, и по жесткости на кручение – это лучший из вазовских кузовов. Особенно дорестайлинговый – с короткой дверью багажника. Но в наши дни найти автомобиль до 1994 года с приличным железом – большая удача. А если они где и сохранились, то уж точно не в Москве.

В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А до этого дюралевым швеллером можно было валить заборы (испробовано). То, что удлиненные машины обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне естественно. Но о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются напополам, а на бездорожье их вообще скручивает винтом. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличавшиеся особой прочностью. Совсем развалившихся на отдельные части машин, правда, никто не видел, но трещины по сварке на отдельных экземплярах встречаются, да и явная ржавчина на швах в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких хлопот с этой стороны не доставляет. Среднебазная «Фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.


Двигатель

Ставший основным 10 лет назад карбюраторный мотор ВАЗ-21213 объемом 1.7 л и мощностью 79 л. с. по своей конструкции сходен с предшественником и тоже отличается надежностью и неприхотливостью. Кроме того, он получил бесконтактную систему зажигания. У него заметно лучше тяга на низах (в сравнении 1.6-литровым). Что касается ресурса обоих моторов, то заводом он заявлен всего в 90 тыс. км. Правда, эта цифра весьма условна. С одной стороны, известны двигатели, легко перемахнувшие двухсоттысячный рубеж, с другой – требующие переборки уже после пятидесяти. Лотерея – созданная еще фиатовскими инженерами система контроля качества на ВАЗе уже давно не работает. И, как это ни печально, но основная масса моторов, выпущенных на рубеже тысячелетий, тяготеет скорее ко второй цифре. Вместе с новым мотором « Нива » получила и новый, более мощный генератор. У него есть одно слабое место, неизвестное старой машине: встроенный реле-регулятор – со временем он требует замены. А чтобы добраться до него, требуется снять и частично разобрать генератор, что при тесноте компоновки моторного отсека занимает довольно много времени и сил. На ВАЗ-2121 реле-регулятор был отдельной деталью и крепился на верхней поверхности колесной арки двумя гайками. Инжекторные 1.7-литровые могли оснащать как моновпрыском GM (1997–1999 гг.), так и распределенным Bosch (с 1999 г.). С прошлого года они полностью вытеснили с конвейера карбюраторные силовые агрегаты (они продолжают поставляться в запчасти и на длиннобазные версии, выпускаемые ОПП). Инжекторная версия несколько мощнее и благодаря датчику детонации способна в случае необходимости переварить низкосортный бензин. Зато она, как это ни странно, более требовательна к качеству масла, чем карбюраторная (в головке блока установлены гидрокомпенсаторы клапанов). Что касается моновпрыска, то он надежен, но в случае выхода из строя какого-либо электронного компонента поиск запчасти может затянуться.

Разработанный в 1995 году двигатель ВАЗ-2130 объемом 1.8 литра до «большого» конвейера так и не дошел. Он выпускается на ОПП и штатно устанавливается только на длиннобазные автомобили. Но благодаря наличию этих агрегатов в свободной продаже, на вторичном рынке встречаются и короткобазные автомобили с этим мотором. Система питания на 1.8-литровых агрегатах в основном карбюраторная, а распределенный впрыск встречается лишь изредка. Характеристики этого двигателя более подходят внедорожнику – у него самый высокий крутящий момент из всей гаммы «нивских» моторов. Однако и нестабильность качества тоже самая высокая…

Трансмиссия

Трансмиссионный гул и вибрации, присущие каждой «Ниве», полностью устранить невозможно. Это конструктивная особенность. Коробка передач и раздатка составляют два различных агрегата и соединены очень коротким промежуточным валом с резиновым гасителем крутильных колебаний.

Задний кардан работает при максимально возможных углах излома крестовин, и при малейшем дисбалансе тоже ощутимо вибрирует. Но в целом вибрации исправной машины невелики. Если они усилились, это говорит о неполадках. Причиной может быть закисшая крестовина в кардане, подкусывающий ШРУС промвала либо разбитые шлицевые соединения. Может быть нарушена и центровка раздаточной коробки. Вследствие вибраций у нее иногда лопаются крепежные проушины. По счастью, они съемные и в случае поломки не требуют замены корпуса раздаточной коробки. Если машина никогда не съезжала с асфальта, у нее от бездействия могут закиснуть рычаги управления РК. С 1999 года в раздатку стали устанавливать мелкомодульные шестерни, что существенно уменьшило шум, но… увеличило процент брака.

Старая четырехступенчатая коробка передач также почти вечный агрегат, но, увы, этого нельзя сказать о «пятиступке», штатно устанавливаемой с 1994 года. Особенно много хлопот доставляет блок пятой передачи. Нередко уже после 30 тысяч пробега КП требует переборки (обходится это примерно в 3000 рублей). Сколько она проработает потом – зависит исключительно от качества запчастей и добросовестности мастера.

ШРУСы передних приводов довольно надежны, однако резиновые чехлы изнашиваются и при езде по бездорожью рвутся часто. А поскольку замена отнимает много времени (приходится разбирать весь привод), то при первом же ремонте лучше сразу поставить подходящие по размеру импортные «резинки». Они, конечно, дороже, но эластичнее и прочнее. Если же на «Ниве» стоят диски с меньшим, чем требуется (ЕТ 50), вылетом, готовьтесь к замене передних ступичных подшипников (они совершенно не предназначены для восприятия консольных нагрузок). Кроме того, конусная конструкция этих подшипников требует точной регулировки.

Ходовая часть

Подвеска «Нивы» проста, прочна и надежна. При этом она обеспечивает приличный комфорт и очень достойную для короткобазного автомобиля управляемость. Нередко это провоцирует любителей активной езды превращать любую поездку в «этап Кубка мира по ралли-рейдам». Действительно, подвеска достойно выдерживает удары трамвайных путей, «лежачих полицейских» и «низкий полет» над ухабистой грунтовкой. Но, увлекшись такой ездой, можно допрыгаться. В первую очередь умирают амортизаторы и проседают пружины, а со временем гнутся и продольные рычаги заднего моста. Отдельные «спортсмены» умудряются согнуть даже балку моста. Причем если она согнута незначительно и это незаметно визуально, то мост продолжит работать как ни в чем не бывало. Вот только ступичные подшипники придется менять очень часто. А это – целая история, которую сервисы очень не любят. Там «перебрасывают» полуось в сборе, что обходится в районе 1800 рублей.

Спереди от «скачек» начнут разбиваться шаровые опоры и рулевые наконечники. По счастью, шаровые опоры «Нивы» никогда, в отличие от тех же «Жигулей», внезапно не разваливаются и задолго до своей кончины начинают предупреждать водителя стуками и противным писком, возникающим при разрыве пыльника и попадания грязи внутрь. Для машин, постоянно ездящих по бездорожью, это обычное дело.

Сошки рулевого редуктора и маятникового рычага машин до 1994 года и после отличаются. Благодаря замене руль стал легче, но за это пришлось расплачиваться увеличением диаметра разворота. Кроме того, в маятниковых рычагах пластиковые втулки были заменены подшипниками.

Тормозная система «Нивы» с 1977 года принципиально не изменилась. Один контур в ней действует только на передние колеса, другой – на обе оси. На ВАЗ-2121 задние тормоза требуют периодической регулировки зазоров. Но если рабочие цилиндры от «копейки» заменить на самоподводящиеся от «пятерки» (ставящиеся с 1994 года), одной нудной операцией в обслуживании автомобиля станет меньше.


Итог

Так что же представляет собой сегодня « Нива »? Да то же, что и двадцать лет назад… Компактный и динамичный универсальный внедорожник, наделенный великолепной проходимостью. Отличный вариант как для начинающего покорителя бездорожья, так и для опытного (особенно когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и вынужден много передвигаться по городу). Ну и наконец, это достойный транспорт для «романтического путешествия». Способность быстро ехать по любым дорогам, объемный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать все что угодно в любом населенном пункте нашей необъятной родины и… Европы. И все это – за весьма умеренные деньги! Правда, за последние три года « Нива » подорожала практически в два раза. Причина кроется в ажиотаже, вызванном обещаниями снять ее с производства, заменив более дорогой и менее внедорожной «Шеви», конструкция которой, кстати, имеет много общего со «старушкой». В результате за трехлетнюю машину сегодня просят больше, чем она стоила изначально! Появление «наследницы» отразилось и техническим образом. В последнее время завод постоянно изменяет конструкцию классической «Нивы», унифицируя ее с «Шеви». В результате из продажи исчезают «оригинальные» запчасти. Так, сейчас в дефиците приводы переднего моста, ступицы передних колес, полуоси и чулок заднего моста. Что же касается остальных запчастей, то заложенная в конструкции унификация с классическими «Жигулями» может сыграть с вами шутку: часть деталей у них очень похожа, но не идентична. А продавцы об этом знают не всегда...

Средние цены на подержанные «Нивы» различных модификаций и годов выпуска, $

1990 г. 1994 г. 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г.
2121/21213 1000 1400 2500 3300 4200 5000
21214 (впрыск) 2900 3600 4500 5000
21218 («Фора») 3600 4900 5400 6100
2131 (5 дверей) 3500 4500 5000 5700


«Наш компас земной».

На базе вазовского внедорожника было создано не только несколько пикапов (отличающихся длиной базы и числом посадочных мест), но и минивэн «Надежда». Появившийся в производственной программе ОПП ВАЗ-2120 в 1999 году, он воспринимается не просто как семиместная « Нива », а как автомобиль совершенно иного класса. Тем более что так оно и есть: «Надежда» – первый российский минивэн! При том, что шасси полностью позаимствовано у ВАЗ-2131, кузов и все внутреннее пространство автомобиля спроектированы заново. Доступ в пассажирский салон осуществляется через сдвижную дверь по правому борту. Сидения могут сдвигаться и складываться, что позволяет трансформировать интерьер по собственному желанию. Правда, в случае полной загрузки самый задний ряд лучше выделить детям: пятеро взрослых в пассажирском отсеке помещаются с трудом. Вездеходные способности «Надежды» также на высоте (особенно на фоне одноклассников). А какой другой гражданский минивэн может похвастаться дорожным просветом в 220 мм? Движение по пересеченке ограничивают разве что довольно длинные свесы и низко расположенные пластиковые бампера.

Но из-за ограниченного выпуска «Надежды» встречаются на вторичном рынке редко и стоят дорого (2–7 тысяч долларов). Впрочем, последнее оправдано иными потребительскими свойствами и богатым уровнем оснащения (люк и гидроусилитель руля присутствуют по умолчанию).


Вам по OFFy наш ROAD?

В последние годы в продаже время от времени всплывают «Нивы», украшенные наклейкой «Нам по OFFy ваш ROAD». О чем она говорит и стоит ли вообще обращать внимание на подобную надпись? Действительно ли данный автомобиль эксплуатировался преимущественно на бездорожье или же он просто серьезно подготовлен к покорению оного? И вообще, стоит ли воздерживаться от покупки данного экземпляра или же, напротив, считать ее редкостной удачей?

История девиза такова… Лет пять назад эту фразу придумали острословы из московского « Нива -клуба». И поместили ее на клубные майки. Вскоре такие же наклейки появились на машинах некоторых членов клуба. А затем, примерно через год, эти наклейки каким-то образом попали в свободную продажу.

А что в результате? Вы не поверите, но сегодня можно встретить даже моноприводный седан ВАЗ-2106, украшенный этой горделивой надписью. В целом же вывод такой... Данная надпись «на проходимость не влияет» и ни о чем толком не говорит. Что же до принадлежности к « Нива -клубу»… то, «настоящий нивовод» и на словах может поведать вам много интересного и поучительного...


Полностью исправна не бывает.
Юрий КУНИКОВ, ВАЗ 2131.

Это у меня вторая « Нива ». Первая была короткая. Поэтому «крокодил» брался совершенно осознанно. Родители стареют, им на заднее сиденье карабкаться стало неудобно. Опять же, в крокодиле можно больше барахла с собой таскать, и бак в полтора раза вместительнее. При той разнице в ценах, которая была в 2002 году – долларов 800, – короткую не было смысла брать. За три года машиной доволен. Точнее, доволен тем, как машина задумана, а как она сделана – это безобразие! Очень низкое качество, отказ на отказе. Например, одна за другой развалились обе ступицы, а в коробке разрушился блок шестерен задней передачи. Знакомство с новой машиной началось с того, что я не доехал до дома. У меня лопнул хомут и вытек тосол. Но, что удивительно, машина редко отказывает тогда, когда она действительно нужна. Но полностью исправна почти не бывает. Последние полгода я стабильно отдаю долларов триста в месяц на ремонт.

Эта « Нива » не такая динамичная, как короткая, зато на трассе очень устойчива. По проходимости я не замечал разницы. Мне кажется, иногда она даже выигрывает за счет того, что короткую машину ты обычно засаживаешь всю целиком, а тут у тебя есть лишних полметра длины, которые позволяют оставить корму на крепком грунте. Мне не доводилось встречаться с такими местами, где я цеплял бы, зато я увереннее себя чувствую на слабых грунтах. А на сухом проселке за счет длины можно держать более высокую скорость. Габариты мешают только на парковке, но это дело привычки. Особенно после того, как я поставил парковочные радары. Я вообще много чего переделал. Штатные кресла – это помойка. После поездки в них надо сразу к массажисту. Штатные зеркала маленькие и складывались от ветра, я их заменил нормальными, с подогревом. Иномарка обошлась бы дешевле.


« Нива » – это бюджетно.
Александр ПАПОРОТСКИЙ, ВАЗ-21218.

Я лазил на иномарках и знаю, как дорого их восстанавливать после того как оторвешь передний мост. А тут все просто – как отломал, так и починил. Да и комфорта в ней достаточно. Это у меня вторая « Нива ». Первая была 213-я. Потом в семье появился ребенок, и, чтобы поместиться всей семьей, я очень хотел именно «Фору». Целенаправленно ее искал, но понял, что покупать новую небюджетно. Взял подержанную, первую попавшуюся. И вот езжу на ней уже три года. Серьезных проблем не было. Все как у всех. Был два раза перебор коробки, была замена промежуточного вала. Все, кто видел и обслуживал мою машину, говорили, что собрана она лучше общего уровня, но исключительно плохое качество покраски. Когда я стал больше втягиваться во всякие лесные приключения, отдал «Ниву» в НКС, чтобы ее немного подняли и поставили колеса побольше. Чем я насладился и успокоился, не стал ее превращать полностью в «боевую» машину. Правда, после этого начали отрываться амортизаторы. Уже раз шесть их отламывал.

По сравнению с короткой машиной «Фора» комфортнее. Совершенно другие ощущения по вхождению в поворот, по устойчивост

Транспортная система Советского Союза была в значительной степени «заточена» под хозяйственную деятельность страны. С автомобилями, предназначенными для перевозки грузов или людей, все было понятно. А вот легковая машина для личного пользования, да чтобы радовала глаз, соответствовала, если хотите, модным тенденциям и при этом была бы достаточно надежной – таких моделей долгое время было совсем немного. И, без сомнения, одна из них – это ВАЗ 2121 «Нива».

На фото: ВАЗ 2Э2121, опытный образец, 1973 г

Полный привод - дешевле

Уже к концу 60-х стало понятно, что нужно срочно конструировать автомобиль повышенной проходимости, причем для нужд простого населения. В эти годы уже производились полноприводные легковые УАЗы, но их даже для нужд армии не хватало, так что для большинства автолюбителей такая машина оставалась несбыточной мечтой. И вот, в 1970 году тогдашний председатель совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трем автогигантам – АЗЛК, АвтоВАЗу и Ижмашу – создать, как он выразился, автомобиль «для села». И ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов.

Сначала конструкторы думали взять за основу обычные «Жигули», увеличить у автомобиля дорожный просвет и оснастить полным приводом, но потом решили сделать принципиально новую машину «с нуля». Получился первый в мире комфортный внедорожник малого класса. Интересно, что за рубежом джипы, в основном, имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию и весьма скромный интерьер.

1 / 2

2 / 2

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1975 г

Наши разработчики все сделали наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, кузов – несущий, а салон комфортабельный и красивый. Впрочем, мало кто знает, что полноприводной первую «Ниву» сделали не только для большей устойчивости на дороге, но еще и потому, что так получалось дешевле, ведь для оптимизации затрат на производство использовались уже готовые ВАЗовские агрегаты.

«Полноприводный Фиат»

Первые ходовые прототипы появились в 1972 году. Их испытывали на Урале и в Средней Азии, сравнивали с британскими автомобилями, такими, как Land Rover и Range Rover, а также с нашим 469-м УАЗом. Программы тестов были разными – как «легковыми», так и «внедорожными». По сравнению с конкурентами, «Нива» хуже чувствовала себя на затяжных труднопроходимых участках, но зато короткие ухабистые отрезки преодолевала так динамично, что испытатели даже термин специальный придумали – «пролетаемость».

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1976 г

А чтобы на тесты нового массового внедорожника не очень-то обращали внимание любопытные, на прототипах были эмблемы несуществующей марки Formika, а «по секрету» всем говорили, что испытывают новый румынский полноприводный «Фиат». Очень многие, разумеется, в это поверили и передавали этот слух из уст в уста как случайно добытую сенсацию.

И автомобиль как-то сразу получился таким удачным, что откладывать его серийное производство в долгий ящик не стали. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписали в 75-м году, а в 76-м начался его выпуск. Как это было принято в те времена, событие приурочили к очередному съезду партии. Сначала выпускали 25 тысяч машин в год, потом – 50 тысяч, потом – 70. И почти сразу же автомобиль начали отправлять на экспорт, причем огромными партиями – до 80 процентов от всех выпущенных моделей! К слову, «Нива» была единственной советской машиной, которая активно продавалась в Японии.

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", 1977г

За рубежом наша «Нива» стоила весьма недешево, чего, кстати, не скажешь о других советских авто, которые шли на продажу в дальние и не очень дальние страны. Комплектация у экспортных моделей всегда была на порядок лучше, чем у машин для внутреннего рынка. У них были и панорамные зеркала, и расширенные диски, и специальная резина. И даже задние дворники там имелись, тогда как на первых отечественных автомобилях их обычно не было. Если добавить к этому люки, необычные решетки радиатора, лебедки, защиту фар, кенгурятники, подножки, противотуманки и прочие дополнительные детали конструкции, то становится понятно, отчего наша «Нива» стала легендарной за рубежом.

Ее оценили по достоинству и в странах Бенилюкса, и в Великобритании. В Германии на покупку «Нивы» записывались в очередь, как на «Мерседес». Один австрийский автомобильный журнал писал по этому поводу: «Русские внимательно проанализировали рынок и точно попали в пустующую нишу». И с погодой, что называется, повезло: в 79-м на Европу обрушились небывалые снегопады. Не привыкшие к таким капризам природы владельцы элегантных легковых авто, да, впрочем, даже и тяжелых джипов, буксовавших в этих сугробах, смотрели на сверхпроходимую «Ниву» с завистью. А нашему внедорожнику все было нипочем.

Экспортный хит

«Ниву» продавали более чем в ста странах мира, а собирали в шести: в латиноамериканских Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, а также в Греции и даже в Канаде. В Австрии на протяжении нескольких лет эта машина занимала 90 процентов внедорожного сегмента рынка, а особенно полюбили ее, говорят, во Франции и в Англии: там и клубы любителей «Нивы» есть, и даже журналы про нее издают почитатели.

«Нива» и экстрим

Разумеется, как и УАЗ в свое время, «Нива» одержала немало выдающихся побед. Вот, например, в 1998 году на ней удалось вскарабкаться на Эверест. Конечно, не на самую вершину, но испытатели вполне успешно и самостоятельно добрались до базового лагеря, а он был на высоте 5 200 метров. Потом, годом позже, этот рекорд был побит еще на полкилометра – в Гималаях, на Тибетском плато: 5726 метров. К слову, англичане тоже отправили в горы свой знаменитый Land Rover, и он даже достиг на Эльбрусе отметки в 5642 метра, правда, заехал туда далеко не сам, а его втащили тросами и лебедками. Потом «Нива» достигла самой высокой точки священной японской горы Фудзияма. Потом, все в том же 98-м, наш внедорожник покорил Северный полюс. Это было и вовсе феерично: «Ниву» спустили на арктические льды с помощью парашюта, и она там завелась и доехала до условной крайней точки Земли.

Обыкновенная советская «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде. Ее привезли нашим полярникам в далеком 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил порядка 12 000 километров, но можно вообразить себе, в каких условиях! Ведь ни дорог, ни тепла в Антарктиде нет - только снег. Красная «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое использовалось для связи между станциями.

На фото: Lada 4x4 Niva, ралли Париж-Дакар, 1981

На фоне всего этого блестящие выступления советского вездехода в марафонах вроде «Париж-Дакар» или, скажем, «Ралли Туниса», или «Алжирского ралли» кажутся уже чем-то само собой разумеющимся. «Нива» выиграла в африканском ралли «Атлас» 84-го года, а тогда из 120 стартовавших машин до финиша вообще дошла лишь треть. А потом, в 86-м, советские гонщики взяли все три призовых места на австралийском «Вин-Сафари». К слову, это мероприятие участники вообще иначе, как издевательством над людьми и техникой и не называли.

Спецверсии и модернизация

Среди интересных разработок стоит отметить плавающую «Ниву», предназначенную для нужд армии. Ее успешно испытывали, но проект так и остался проектом. Зато посетители военного автомобильного музея в Рязани могут увидеть этот прототип. Еще один интересный экспериментальный образец был сделан в виде микрогрузовика и назывался «Капрал». А самая неожиданная разработка была сделана для цирка Юрия Никулина. Эту «Ниву» могли водить… медведи. Машина была открытой и элементарной в управлении, и такой номер в цирковой программе действительно существовал.

Экспортные партии «Нивы» стали теперь небольшими. Это модификация ВАЗ 21215 с дизельным двигателем от Peugeot. Она адаптирована под современные экологические стандарты, ну а зарубежные фирмы нет-нет да и создадут на ее базе какой-нибудь кабриолет, пикап или даже спортивно-гоночную машину.

Ну а с 2009 года выходит рестайлинговая версия Chevrolet Niva, дизайн которой разрабатывали итальянцы. В народе ее все так же ласково зовут «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и хотя инженеры из GM внесли в ее конструкцию более тысячи мелких изменений, да и внешне она стала совсем другой, но все-таки немало внутри осталось и от старой доброй «Нивы», так что это по-прежнему довольно патриотичная машина.

Фактически, «Нива» стала родоначальником нового, очень нужного класса автомобилей. И уже одного этого оказалось достаточно, чтобы за рубежом нас и наш автопром начали уважать еще больше.

"Нива" - четырехместный легковой автомобиль повышенной проходимости выпускался с 1977 года.

Его кардинальные отличия от существующих в то время вездеходов - это несущий кузов и постоянно включенный привод всех колес (у внедорожников до "Нивы" такой был только у "Рейндж Ровера") с межосевым блокируемы дифференциалом.
Еще одной особенностью этой уникальной машины было использование узлов легковых машин. Так, ее двигатель был создан на базе 2106, коробка передач и задний мост также заимствованы от этой машины. Несмотря на это, "Нива" обладает уникальной для такой машины проходимостью.

Появившаяся позже модификация 21211 с мотором 1,3 успеха не имела. В 1994 году 2121 была заменена модернизированной машиной 21213. Эти модели визуально отличаются друг от друга только исполнением задней части: иное расположение задних фонарей, снаружи появились видимые петли задней двери, порог опустился до уровня бампера, иная организация подсветки номера и наличие заднего стеклоочистителя, хотя стоит отметить, что и последние экземпляры ВАЗ 2121 тоже оснащались задним стеклоочистителем. Временно выпускалась переходная модификация 21219 - сочетание старого кузова 2121 и двигателя с трансмиссией 21213.

Позже появились модификации 21214 (отличается моновпрыском вместо карбюратора) и 21215 (с дизелем "Пежо" 1,9 литра).

Производство внедорожника “Нива” и всех его модификаций на производственных площадях АвтоВАЗа будет полностью прекращено уже в 2005 году.

Модификации

ВАЗ 21211. Уникальная модификация Нивы ВАЗ 2121 с двигателем от ВАЗ 21011. Начала выпускаться в 1978 году.

ВАЗ 21212. Модификация Нивы ВАЗ 2121 с правым рулем. Изготавливалась очень небольшими партиями для Англии, чтобы составить конкуренцию тамошним Роверам.

ВАЗ 21214. Модификация Нивы ВАЗ 21213 с двигателем ВАЗ 21214, об"емом 1,7 литра, оснащенным центральным впрыском топлива.

ВАЗ 21215. это ВАЗ 21213 с дизельным двигателем Пежо. Делалась на экспорт, поэтому в штатную сборку входит еще обвеска спойлерами, бамперами, дисками, накладками и т.п.

ВАЗ 212180. Удлиненная на 300 миллиметров версия конвейерной "Нивы". Рост произошел за счет увеличенных размеров дверей и, соответственно, дверных проемов. В связи с этим на дверях установлены "восьмерочные" петли. Увеличенный салон позволил установить трехместное заднее сиденье, слегка выдвинув его вперед из тесноты колесных арок. Благодаря этому и багажник здесь заметно больше, чем у ВАЗ 21213. Крыша в задней части кузова благодаря пластиковой "нахлобучке" приподнята, что позволяет задним пассажирам чувствовать себя более вольготно.

В стандартное оборудование входит автоматическая система пожаротушения, установленная в моторном отсеке. Колеса на этой модели изначально устанавливают легкосплавные от тольяттинской фирмы "Слик" с покрышками "Nokia HRC". Они больше обычных стандартных, поэтому запаска переселилась на заднюю дверь, хотя крепиться к заднему бамперу. Это здорово снизило обзорность, особенно с зеркалами заднего вида от классики.В качестве дополнительного предлагаются гидроусилитель руля, кондиционер, пластиковый кенгурятник перед решеткой радиатора.Салон - стандартный, от 21213, но заднее сидение от ВАЗ 2107. На некоторую часть автомобилей установлена французская рулевая колонка, на которую можно установить гидроусилитель руля.

Выпускает такие машины дочернее вазовское предприятие ОАО Производство Специальных Автомобилей БРОНТО, которое использует вин-код "X7G".

ВАЗ 212182. Вопросы бронирования "Нивы" были отработаны на первых подобных машинах, имеющих приставку "Б", созданных еще из ВАЗ 2121. Такие сегодня уже не выпускаются.

Бронированный вариант ВАЗ 21218, в первую очередь предназначен для обслуживания банков и инкассаторов. Броня и специальные многослойные стекла способны защитить водителя и пассажиров машины от пуль автомата Калашникова калибра 5,45 и 7,62 мм. Толщина стального листа - 4,5 мм, а специального пуленепробиваемого стекла - 28 мм.У боковых дверей усиленные петли, дополнительные запоры и бойницы для ведения ответной стрельбы.

В обязательный комплект поставки входят: автоматическая система пожаротушения, установленная в моторном отсеке; взрывопожаробезопасный топливный бак; дополнительная аккумуляторная батарея; кондиционер; дистанционный привод замка правой двери с места водителя.

В качестве дополнительного оборудования предлагается бронированный пол, светосигнальные маячки и т.п. Он тяжелее, чем ВАЗ 21218 на 430 кг, соответственно пружины подвески из прутка увеличенного диаметра и специальные амортизаторы.

ВАЗ 212183. Пляжный внедорожник с кузовом типа "Ландо" или "Ландоле" (кузов с открывающейся крышей над задним сиденьем) создан на базе ВАЗ 21218. Отсутствие у машины части крыши и дверей заставило усилить кузов оригинальной "обвязкой" из труб, на которые в случае необходимости можно натянуть легкий тент или присоединить кронштейны для перевозки водных лыж, серфа, лодки и прочей пляжной утвари. Задний борт откидывается на горизонтально расположенных петлях и открывает доступ в багажник. Запаска "приторочена" сзади на откидном кронштейне. Сиденья обтянуты кожзаменителем, а на полу вместо ковров - мягкий линолеум. Своеобразный шарм машине придает оригинальный пластиковый "обвес" и двухцветная окраска.

Такие пляжные автомобили БРОНТО изготавливает только на заказ.

ВАЗ 21219. Преходная модификация Нивы ВАЗ 2121 с двигателем от ВАЗ 21213 (1,7 литра). Салон, подвеска, бачек омывателя заднего стекла остались от ВАЗ 2121.

ВАЗ 2129. модель изготавлеваемая на ОПП ВАЗа из стандартной 213 модели путем удлиннения кузова автомобиля за счет вставки. Другой вариант "длиннобазной" легковой Нивы. Основное отличие от модели ВАЗ 2131 заключается в наличии всего лишь 3-х дверей, вместо пяти. Все остальное практически аналогично.

ВАЗ 2129 "Утилитер". модель изготавлеваемая на ОПП ВАЗа. Отличается от ВАЗ 2129 только отсутствием заднего сидения вообще, и зарешечеными изнутри задними боковыми окнами. Машина преследует чисто утилитарную цель - возить много груза.

ВАЗ 2130. вроде как это модель, практически полная копия ВАЗ 2129, но с другим салоном. По слухам, впоследствии она изменила индекс на ВАЗ 2129-01.

ВАЗ 2329. модель изготавлеваемая на ОПП ВАЗа. Это первый полноценный грузовой пикап на базе Нивы, причем позволяющий вместить 4-х человек, правда без особого комфорта. Автомобиль имеет стандартную длинную базу (2700 мм) и увеличенный на 300 мм задний свес. Его грузопод"емность - 650 кг. Вся механическая часть - стандартная, от автомобиля ВАЗ 2129, но теперь там два бензобака, общей емкостью 84 литра. Двигатель ВАЗ 21213, предусмотрена установка двигателя ВАЗ 2130. Заднее сиденье - оригинальное, позволяющее в сложенном состоянии образовать ровную площадку.

Нива "БИЗОН". автомобиль сделанный на основе длиннобазной Нивы. Двухместный бортовой грузовичок с деревянным кузовом. Задняя подвеска сделана на базе Волги (с рессорами вместо пружин), задний мост от УАЗа. Двигатель ВАЗ 21213.

ВАЗ 2131. Пятидверная "Нива", производство которой было налажено в Опытно-Промышленном Производстве НТЦ ВАЗа в 1995 году.путем удлиннения кузова автомобиля за счет вставки.

Отличается от конвейерной 21213 увеличенной на 500 миллиметров колесной базой и такой же длиной. Эти изменения позволили комфортно разместить в машине 5 человек и просторный багажник, близкий по своему объему к "десятому". Hасстояние между сиденьями eвеличено на целых 125 мм.

К сожалению, из-за того, что машина получилось тяжелой, прицеп ей противопоказан.Установлен новый бензобак емкостью в 70 литров. Комплектуется французским рулевым механизмом конструкции "винт-шариковая гайка" с увеличенным передаточным числом, в результате чего руль у этой модели даже легче, чем у ВАЗ 21213. Из-за удлиннения кузова увеличился минимальный радиус поворота.

Позже, с освоением в ОПП производства двигателей 1,8 литра, появилась модификация "пятидверки" с таким мотором. Ее можно отличить по индексу 21312.

Из - за характерной внешности и любви изготовителей к зеленому цвету, в народе получила прозвище - крокодил.

ВАЗ 2131 СП. Машина создана на базе длинной пятидверной "Нивы" ВАЗ 2131. От нее отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой крышей. Благодаря увеличившемуся багажнику, появилась возможность установить в нем два откидных сиденья. В итоге пятидверка стала семиместной.

Если ВАЗ 2131М существует пока в виде опытных образцов, ее вариант в исполнении "скорая помощь" уже вовсю тиражируется. Такие машины уже проходят эксплуатационные испытания в вазовской медсанчасти.

Компактный внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» с несущим кузовом по праву считается самой оригинальной и удачной разработкой отечественной автомобильной промышленности. В конце 70-х «Нива» произвела на мировом рынке настоящую сенсацию уникальным для своего времени сочетанием легкового комфорта и высокой проходимости при более чем конкурентоспособной цене (правда, только за рубежами СССР). Завидная даже для многих современных аналогов проходимость была достигнута благодаря постоянному полному приводу, блокируемому межосевому дифференциалу и демультипликатору в трансмиссии, а также удачной развесовке по осям. При этом силовой агрегат был взят от массовой модели «Жигулей » ВАЗ-2106 , а «раздатка» соединялась с коробкой передач промежуточным карданным валом. Для стран с льготным налогообложением малолитражек выпускали версию ВАЗ-21211 с 1,3-литровым двигателем «21011».

Многие зарубежные тюнинговые фирмы предлагали для «Нивы» удачные комплекты пластиковой обвески и другие виды доводки, например, отнюдь не лишнюю, дополнительную звукоизоляцию. Некоторые делали на ее базе даже пикапы. Кстати, с 90-х годов «Нива » - один из любимых объектов и для российских тюнинговых мастерских. По конструкции ВАЗ-2121 был максимально унифицирован с «Жигулями » (по силовому агрегату и многим элементам салона - с моделью ВАЗ-2106 ), но это оказалось не совсем оправданно, особенно в отношении отдельной раздаточной коробки, соединенной со стандартной «жигулевской» КП коротким карданным валом. При отсутствии взаимной сбалансированности этих агрегатов, трансмиссия ужасно шумит. Этот узел стал «ахиллесовой пятой» модели.

В 90-х, с прекращением дефицита ряда запчастей, «Нива » стала самым доступным отечественным внедорожником. У завода открылась возможность создавать на базе «Нивы » различные, востребованные рынком модификации, а также заняться модернизацией базовой модели.

Так, в 1993 году появилась переходная версия ВАЗ-21219 со старым кузовом и более мощным и тяговитым 1,7-литровым карбюраторным двигателем «21213» оснащенным бесконтактной системой зажигания. КП оснастили повышающей 5-й передачей (правда, не на все машины его устанавливали), передаточные числа главных пар были изменены с 4,3 до 4,1 и 3,9, что уменьшило расход топлива. Кроме того, между «раздаткой» и основной КП начали устанавливать вал со ШРУСом от «Оки », что несколько уменьшило шум и вибрации. В 1994 году «Нива » ВАЗ-21213 получила модернизированный кузов с третьей дверью, доходящей до бампера и квадратными фонарями взамен прямоугольных от «шестерки». В обновленном салоне появилась современная панель приборов типа «2108», а также измененные передние сиденья. Другую промежуточную версию со старым 1,6-литровым двигателем обозначили как ВАЗ-21217 , а экспортную версию с дизелем Peugeot - 21215. Даже такая половинчатая модернизация позволила «Ниве » успешно дожить до XXI века. Но время берет свое и современным требованиям по пассивной безопасности «Нива » удовлетворяет уже с трудом, впрочем, экспортную версию все же смогли довести до норм EURO III по безопасности и выбросам вредных веществ. Кстати, посадка-высадка на складываемое целиком заднее сиденье весьма затруднительна, да и багажник откровенно маловат для многоцелевого автомобиля.

В 90-х на экспорт производили версию 21214-36 с двигателем, оснащенным центральным впрыском и каталитическим нейтрализатором. Затем мотор модернизировали под распределенный впрыск и начали поставлять и на внутренний рынок (без нейтрализатора).

Тольяттинская фирма ПСА «Бронто» с 1995 года делает малыми сериями на базе «Нивы» удлиненный по базе на 300 мм инкассаторский броневик ВАЗ-212182 «Форс» и его «гражданскую» версию ВАЗ-212180 «Фора» . Эти модели отличаются комфортабельностью и плавностью хода практически при той же проходимости и маневренности. Еще более длинные (на 500 мм) пятидверные универсалы и пикапы на базе «Нивы » делает ОПП «ВАЗа» и несколько небольших тольяттинских фирм (см. ).

«Нива» не рассчитана на постоянную езду по бездорожью, и при этом не очень удобна для городской эксплуатации из-за повышенного расхода топлива, «тяжелого» руля (без гидроусилителя) и шумной трансмиссии. Впрочем, ее конкурентоспособная цена, относительная дешевизна запчастей и простота ремонта привлекают внимание даже к подержанным экземплярам «Нивы».

Одно время судьба «Нивы » была под вопросом в связи с организацией СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ» по производству Chevrolet Niva . По соглашению с американцами производство старой модели должно было прекратиться к 2006 году, но в связи с пересмотром соглашения у « » теперь есть возможность производить Lada Niva (так с 2005 года официально именуется «Нива»). Кроме того, ее CKD-комплекты с 2003 года поставляют на новый сборочный завод «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорск (Казахстан), на украинский «ЛуАЗ» и несколько сборочных предприятий в Южной Америке.

ВАЗ-2121-21214 (Lada Niva ) - один из самых популярных на отечественном рынке внедорожников, даже у новых машин практически нет конкурентов по соотношению «цена+качество+проходимость», а умеренно подержанные (от года до трех) - вообще вне конкуренции. Все специфические проблемы данной модели хорошо известны ремонтникам (правда, далеко не всегда успешно лечатся), запчасти достаточно дешевы и распространены не меньше, чем для «Жигулей ». При покупке надо тщательно осматривать кузов и шасси на предмет интенсивной эксплуатации. Если автомобиль часто использовали на бездорожье или в качестве тягача, от такой покупки лучше отказаться. При прочих равных лучше выбрать автомобиль с менее шумной «раздаткой».

Возможные проблемы
Двигатель:

  • Ненадежное крепление корпуса воздушного фильтра.
  • Течи радиатора.
  • Дефекты топливной системы (запах бензина в салоне).

Трансмиссия:

  • Разрыв пыльников ШРУСов.
  • Износ дисков сцепления (20-30 тыс. км) и муфты третьей передачи.
  • Биение карданного вала, износ крестовин и подшипников приводных валов (после 50 тыс. км).
  • Не надежный и дефицитный ШРУС от «Оки» в приводе «раздатки» (с 1993 г.).
  • Износ подшипников КП и муфты третьей передачи (45-50 тыс. км).
  • Течь масла через сальник редуктора заднего моста.

Ходовая часть:

  • Заедание стояночного тормоза.
  • Выход из строя подшипников передних ступиц из-за перетяга при установке.
  • Недолговечные нижние шаровые опоры.
  • Коррозия крестовин карданных шарниров.
  • Коррозия штатных колесных дисков.
  • Повышенный шум от «вездеходных» шин ВлИ-5.

Кузов:

  • Отказ крана и самого отопителя (после 45 тыс. км).
  • Тесный задний ряд сидений. Поломка крепления пассажирского сиденья.
  • Непрочное крепление глушителя.
  • Коррозия по шву стыка крыла и передка и вообще по сварным швам.
  • Ненадежные фароочистители.
  • Попадание снега в воздухозаборник отопителя.
  • Неудачная конструкция каркаса передних сидений (21213/ 21214).
  • Прогиб внутренних боковых пластиковых панелей.
  • Плохо работает механизм откидывания передних сидений.
  • Неудобный доступ в багажник на «Форе» из-за наружного расположения«запаски».
  • Рассеиватели фар с галогеновыми лампами растрескиваются при окатывании водой.
  • Повреждение низко расположенных задних фонарейпри погрузке или маневрировании.
  • Коррозия отражателей фар.
  • Низкая эффективность штатных щеток стеклоочистителей.
  • Ненадежные крепления задней полки.

Страна производства: Россия
Производитель: Россия, ОАО «АВТОВАЗ» (Тольятти)
Кузов: несущий
Тип кузова: хэтчбек
Число дверей: 3
Число мест: 4-5
Тип привода: постоянный полный с демультипликатором, двигатель впереди продольно
Конструкция подвесок: впереди независимая на поперечных рычагах, сзади зависимая пружинная на продольных рычагах с тягой Панара
Габаритные размеры, мм: 3720х1680х1640
Колесная база, мм: 2200
Клиренс, мм: 220
Объем багажного отделения, л: 265/ 980
Снаряженная масса, кг: 1150
Коробка передач: механическая, 4- или 5-ступенчатая
Шины: 185/75 R16

Хронология производства
1977 г. - Начало производства ВАЗ-2121
С 1979 по 1983 г. - ВАЗ-21211
1992 г. - ВАЗ-21219
1994 г. - Модернизация(кузов, интерьер), ВАЗ-21213
С 1993 по 1996 г. - ВАЗ-2121Д и ВАЗ-21215
С 1996 по 2002 г. - ВАЗ-21215-10
1998 г. - ВАЗ-21214

Модификация - ВАЗ-2121

Рабочий объем, л - 1564
Мощность, л.с. - 74,5
Максимальный крутящий момент, Н м - 116

Разгон до 100 км/ч, с - 23,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 10,8/ 13,1

Модификация - ВАЗ-21213
Тип двигателя / число клапанов* - БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1690
Мощность, л.с. - 76
Максимальный крутящий момент, Н м - 123
Максимальная скорость, км/ч - 137
Разгон до 100 км/ч, с - 19,7
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 8,5/ 10,5

Модификация - ВАЗ-21211
Тип двигателя / число клапанов* - БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1290
Мощность, л.с. - 64
Максимальный крутящий момент, Н м - 92

Разгон до 100 км/ч, с - 26,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 10,6/ 12,7

Модификация - ВАЗ-21215 (Peugeot XUD 9L)
Тип двигателя / число клапанов* - Д/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1905
Мощность, л.с. - 69

Максимальная скорость, км/ч - 125
Разгон до 100 км/ч, с - 24,8
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,1/ 8,7

Модификация - ВАЗ-21215-10(Peugeot XUD)
Тип двигателя / число клапанов* - ТД/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1905
Мощность, л.с. - 75
Максимальный крутящий момент, Н м - 132
Максимальная скорость, км/ч - 132
Разгон до 100 км/ч, с - 21,3
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,3/ 11,4

Модификация - ВАЗ-21214
Тип двигателя / число клапанов* - БВ/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1690
Мощность, л.с. - 81
Максимальный крутящий момент, Н м - 130
Максимальная скорость, км/ч - 143
Разгон до 100 км/ч, с - 19,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,6/ 9,8

* БВ - бензиновый, впрыск; БВТ - бензиновый, впрыск, турбонаддув; БК - бензиновый, карбюратор; Д - дизель; ДНВ - дизель с непосредственным впрыском; ДТ - дизель, турбонаддув; ДНВТ - дизель с непосредственным впрыском, турбонаддув; РПД - роторно-поршневой двигатель Ванкеля.

RSS -ленту. Обсуждение закрыто, но Вы можете с Вашего сайта.