Рубрика

Вагонное хозяйство

Современный парк вагонов характеризуется многообразием их типов и конструкций, вызванный необходимостью учета и удовлетворения различных требований перевозки пассажиров и грузов. 

По своему назначению вагоны разделяются на две основные группы - пассажирские и грузовые и различаются: по осности - четырех-, шести-, восьми- и многоосные; по материалу и изготовлению кузова - цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, с отдельными клепаными углами, но в основном сварные; по грузоподъемности, нагрузке от колесной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути, величине тары, габариту; по размерам колеи - широкой (1520 мм) на дорогах СНГ и 1435 мм - на зарубежных дорогах и узкой 1065 мм или 900 мм.

По месту использования вагоны подразделяются на общесетевые и промышленного транспорта. Общесетевые вагоны имеют право выхода на всю сеть железных дорог страны. Вагоны промышленного транспорта ввиду повышенных осевых нагрузок, увеличенного габарита и конструктивных особенностей используются на промышленных путях замкнутого направления. Если вагоны промышленного транспорта полностью отвечают нормам для расчета на прочность и проектирования вагонов магистральных железных дорог, а также требованиям Правил технической зксплуатации железных дорог, им предоставляется право выхода на пути страны.

Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, почтовых, багажных и спецнального назначения. Пассажирские вагоны оборудованы устройствами вентиляции, отопления и освещения, туалетными помещениями.

Внутренняя планировка пассажирских вагонов различна. В парке имеются открытые и купированные вагоны с жесткими или мягкими диванами, с креслами для сидения.

Для обслуживания пассажиров имеются вагоны-рестораны с залом, кухней, кладовыми, холодильниками для продуктов, что позволяет организовать питание пассажиров в пути следования; почтовые, багажные, почтово-багажные с залами для сортировки писем, хранения багажа, помещениями для обслуживающего персонала, механизмами для погрузки-выгрузки багажа. Пассажирскими вагонамн специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы и т.п.

Парк грузовых вагонов состоит из крытых, полувагонов, платформ, цистерн, изотермических и вагонов специального назначения. В крытых вагонах перевозят грузы, требующие защиты от атмосферных осадков, тарно-упаковочные, зерно и др.

Полувагоны служат для перевозки навалочных грузов - руды, угля, флюсов, пиломатериалов, контейнеров, продукции машиностроительных предприятий, не требующих защиты от атмосферых осадков.

На платформах перевозят большегрузные контейнеры, автомашины, тракторы, комбайны, длинные и громоздкие грузы (прокат, лесоматериалы, строительные материалы и их полуфабрикаты, колесную сельскохозяйственную технику): В цистернах перевозят нефть и нефтепродукты, кислоты, сжиженные газы и т.п.

Изотермические вагоны служат для транспортировки скоропортящихся грузов, требующих при перевозке определенной температуры (мясо, рыба, молоко, фрукты и т.п.).

Необходимая температура внутри вагона достигается с помощью машинного охлаждения в рефрижераторных вагонах или льдосоляной смесью в вагонах-ледниках.

Вагоны специального назначения позволяют перевозить определенные грузы без упаковки и механизировать процесс их выгрузки (цемент, минеральные удобрения, зерно, битум, автомашины и др.). К этой же группе относятся транспортеры для перевозки грузов массой до 500 т. Специальными являются также вагоны, предназначенные для выполнения вспомогательных работ на железных дорогах (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).

Русский