Автомобили с автоматической парковкой список. Интеллектуальная система помощи при парковке. Какие же проблемы решают автоматические парковки

Среди всех проблем, с которыми приходится сталкиваться водителю в городе, одной из самых сложных является парковка. Поставить машину в ограниченном пространстве непросто, это всегда вызывает стресс, а иногда приводит и к финансовым затратам. На выручку приходят парктроники и системы автоматической парковки, о которых пойдет речь в данной статье.

Что такое парковочная система

Парковочная система — вспомогательная система автомобиля, оказывающая водителю помощь в парковке и маневрировании автомобиля в ограниченном пространстве или в условиях ограниченного обзора. На сегодняшний день парковочные системы чаще предлагаются в виде опций, и только в автомобилях класса выше среднего они являются штатными.

Существует два больших класса парковочных систем:

Пассивные парковочные системы, или парктроники — системы, дающие информацию об обстановке вокруг автомобиля, но не вмешивающиеся в действия водителя, парковка производится вручную на основе информации получаемой от визуальных и звуковых средств индикации;
- Активные парковочные системы (системы автоматический парковки) — системы, осуществляющие действия по парковке автомобиля в автоматическом режиме, без участия водителя (хотя водитель может в любой момент вмешаться в процесс парковки, в этом случае система отключается).

Пассивные парковочные системы (парктроники) — наиболее простые и доступные, они могут быть установлены на любой автомобиль с минимальными затратами. Но парктроник предоставляет только информацию, необходимую для парковки, а маневрирование производится водителем.

Активные парковочные системы — более совершенные и, соответственно, дорогие. Система автоматической парковки может сама найти место для парковки, произвести все маневры, припарковать автомобиль, а потом выехать с парковочного места, и все это — без участия водителя. При необходимости данная система может работать как пассивная.

Эволюция парковочных систем: от парктроников с бипером до систем автоматической парковки

Процесс парковки и маневрирования в ограниченном пространстве сложен и для новичка, и для опытного водителя. Основная проблема паркования — невозможность с водительского места увидеть крайние точки автомобиля, и оценить, насколько далеко находятся препятствия. Наиболее остро эта проблема встала лет двадцать назад, когда машин становилось все больше, а мест для парковки — все меньше.

Первое практическое решение проблемы было представлено в 1995 году — тогда компания Mercedes-Bens представила систему под названием Parktronic. Это была система из нескольких ультразвуковых датчиков и индикатора-бипера (зуммера). Работала такая система крайне просто: датчики измеряли расстояние до препятствий, а бипер изменением частоты звукового сигнала предупреждал, когда следует остановиться.

Данная система показала себя с самой лучшей стороны, хотя ей недоставало хорошей и удобной сигнализации о приближении к препятствию. Поэтому совсем скоро появились парктроники с визуальной светодиодной индикацией. Сначала эта индикация состояла из трех светодиодов, цвет которых говорил о примерном расстоянии до препятствия: зеленый — можно двигаться, желтый или оранжевый — опасность близко, красный — нужно остановиться.

Как показала практика, парктроники с ультразвуковыми датчиками и визуальной индикацией просты, удобны и надежны, поэтому и сегодня они имеют самое широкое применение. Хотя за последние годы они были усовершенствованны, стали более чувствительными и удобными. Что касается индикации, то и она стала более информативной — даже в простых парктрониках индикаторы показывают расстояние до препятствий справа и слева от автомобиля, во многих парктрониках на дисплее отображается все, что происходит по периметру автомобиля, и т.д.

Однако парктроник даже с самой совершенной индикацией не всегда способен полностью заменить глаза водителя. Например, при парковке грузовика, автобуса или крупногабаритного автомобиля просто необходимо видеть, что происходит сзади, поэтому в таких случаях парковка и маневрирование часто происходит с помощью ассистента.

Решение этой проблемы также было предложено в 1990-х годах, им стал парктроник с камерой заднего вида. Попытки создать подобную систему предлагались очень давно (с 1950-х годов), однако только недавно технологии позволили создать малогабаритную камеру, легкий монитор и электронику, которая без проблем поместилась бы в легковом автомобиле. Интересно, что первые парктроники с камерой заднего вида начали применяться именно на грузовиках и автобусах, и лишь с началом нового тысячелетия они плавно перекочевали на легковые автомобили.

Первые парктроники этого типа оснащались одной камерой, расположенной в задней части автомобиля — такие системы очень популярны и сейчас, так как они просты, надежны и дают достаточно информации водителю. В 2000 году появилась система с выдвижной поворотной камерой, которая позволяла осматривать пространство вокруг автомобиля. А с 2007 года выпускаются системы кругового обзора (первая была создана компанией Nissan), в которых используется 4 широкоугольных камеры, охватывающие все пространство по периметру машины.

Автопроизводители начали выводить на рынок системы самостоятельной автоматической парковки автомобилей (их ещё в простонародье называют "автомобильными автопилотами ") под влиянием потребительского спроса. Действительно, часто является самой опасной частью вождения, и это тот случай, когда почти у каждого есть шансы совершить оплошность в определённый момент. Людям, которые живут в больших городах, приходится делать это каждый день. И снятие сложности, стресса и неопределённости этой рутинной работы является очень привлекательным и актуальным действием.

Системы автоматической парковки носят различное название у разных производителей:

  • В автомобилях марки Toyota автоматические системы парковки называются "Intelligent Parking Assist System " (IPAS).
  • Volkswagen называет их "Park Assist" или "Park Assist Vision ".
  • На автомобилях Mercedes-Benz и Ford - "Active Park Assist "
  • На автомобилях BMW - "Remote Park Assist System ".

Автоматическая парковка автомобиля также может помочь решить некоторые из проблем не только парковки, но и движения в условиях плотной городской застройки. Иногда парковка автомобиля в пространстве ограничена мастерством водителя. Самопаркующийся автомобиль может поместиться в удивительно небольших пространствах, с которыми большинство водителей попросту не может справиться самостоятельно. Это облегчает водителю и поиск места для стоянки , а также позволяет одинаковому количеству автомобилей занять гораздо меньше пространства, нежели при самостоятельной парковке. Когда кто-то, к примеру, паркуется параллельно , то часто он блокирует полосу для движения, по крайней мере, на несколько секунд. А если у водителя есть проблемы с этим, то это может затянуться и на несколько минут и серьёзно нарушить движение.


Работа автоматической парковки автомобиля Nissan в действии

Наконец, трудности парковки нередко приводят к большому количеству мелких вмятин и царапин . Технология автоматической парковки предотвращает многие из таких неудач, таким образом, даже экономя деньги водителя, так как Вам гораздо реже придётся беспокоиться о страховых претензиях, связанных с повреждением машины.

Технология автоматической парковки используется чаще для ситуаций параллельных парковок. Большинство людей нуждаются в несколько раз большем месте для парковки, чем общая длина их автомобиля, чтобы успешно припарковаться параллельно, хотя, некоторые водители могут сделать это на меньшей площади.



Не будем полностью расписывать те шаги, которые необходимо выполнить, чтобы припарковаться параллельно, опишем их лишь вкратце:

  1. Вы проезжаете выбранное для парковки место несколько вперёд.
  2. Выворачиваете в ту сторону, куда планируете встать.
  3. Едете назад , начиная заезжать на место для парковки.
  4. Выпрямляете руль и ещё немного проезжаете назад.
  5. Выворачиваете руль в противоположную сторону и двигаете таким образом перед автомобиля к "бордюру".
  6. Снова выворачиваете руль в сторону "бордюра" и проезжаете вперёд настолько, чтобы расстояние между Вашим и соседними машинами (спереди и сзади) было примерно равным.

В настоящее время на большинстве моделей автомобилей преобладают полностью автоматические системы помощи при парковке, однако, есть и полуавтоматические. Давайте рассмотрим сначала полуавтоматическую парковку.


Водитель в случае с полуавтоматической системой помощи при парковке по-прежнему регулирует скорость автомобиля путём нажатия и отпускания педали тормоза (холостого хода автомобиля достаточно, чтобы переместить его на место стоянки, не нажимая на педаль газа). Как только начинается процесс парковки, бортовой компьютер берёт на себя контроль над рулевым управлением.

Автомобиль движется вперёд в положение рядом с передней машиной, а специальный сигнал позволяет водителю знать, когда он должен остановиться. Тогда водитель смещает автомобиль назад и отпускает тормоз немного, чтобы начать перемещение задним ходом. Используя усилитель руля , компьютер вращает колёса и прекрасно маневрирует автомобилем, загоняя его в парковочное место. Когда автомобиль проехал достаточно далеко назад или же подъехал слишком близко к препятствию сзади, сигнал снова даёт водителю знать, что он должен остановиться и переключится на передачу для движения вперёд (или в режим Drive). Автомобиль снова едет вперёд, в то время как колеса, всё так же управляемые бортовым компьютером, маневрируют им в пространстве. Окончательный сигнал (иногда это может быть приятный женский голос, что произносит что-то вроде "парковка завершена") "подытоживает" об удачном завершении парковки.


Различные системы самостоятельной парковки имеют различные способы сканирования (обнаружения) объектов вокруг автомобиля. Некоторые имеют датчики парковки (парктроники), распределённые вокруг передних и задних бамперов автомобиля, которые действуют и как передатчики, и как приёмники. Эти датчики передают сигналы, которые отражаются от объектов вокруг автомобиля и принимают их затем обратно. Затем компьютер автомобиля подсчитывает количество времени, которое было потрачено на возврат сигналов, чтобы вычислить расстояние до таких объектов. Другие системы используют даже камеры, установленные на бамперах или специальный радар для обнаружения объектов, работа которого схожа с тем, как работают парктроники. Конечным результатом является то же самое: автомобиль обнаруживает другие припаркованные машины, размер парковки и расстояния до бордюров, а затем направляет автомобиль в пространстве, исходя из построенной в результате таких сканирований в компьютере модели. Одно из существенных отличий обычных парктроников от парктроников в системе автоматической парковки заключается в том, что дальность их действия в последней гораздо выше (до 5 метров).

Полностью автоматическая система парковки отличается от полуавтоматической, в первую очередь, двумя важными вещами: водителю не только не нужно "играть" с педалью тормоза, ему достаточно нажать одну единственную кнопку, и автомобиль даже самостоятельно найдёт место для парковки, сканируя парковочные места с достаточной площадью. Кроме того, зачастую автоматическая система парковки включает в себя и полуавтоматическую - вторая является частностью первой, то есть Вы сможете попросту отключить полностью автоматическую парковку и припарковаться частично самостоятельно. При этом, в обоих случаях проекция (вид сверху или трёхмерное изображение) парковочного места и положения автомобиля относительно него будет всегда отображаться на дисплее бортового компьютера.

В 2006 году все "чайники" мира обрели надежду на существенное улучшение кармы и избавление от проблем при парковке. Именно в том году появился крутейший Lexus LS460, который умел парковаться сам. Просто фантастика - автомобиль сам находил свободное место и крутил рулем с бешеной скоростью до тех пор, пока автомобиль не становился на свое парковочное место. Сегодня такой функцией уже никого не удивишь, и современные Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, Ford, Kia, да и другие могут проделывать этот трюк играючи. Это в теории. В реальной жизни все совсем не так...

Немцы предлагают функцию автопарковки в основном на европейском рынке. И BMW специализируется на самостоятельной параллельной парковке. Не всегда она проходит гладко: видео - тому доказательство. И хорошо, что парни из ролика вовремя остановились, а то что-нибудь да снесли бы.

4. Lexus LS460

Lexus первым предложил систему автоматической парковки для своих автомобилей. Проблема, однако, в том, что клиенты марки люди богатые, но старые. Или молодые, да слишком бойкие, как на видео. В любом случае, и тем и другим разобраться с японским премудрым интерфейсом автопарковщика было невозможно. Без мозгов-то да без терпения. Нет, все, конечно, работает, но только если вы знаете, как это работает.

3. Volkswagen

В отличие от Lexus, который долго и упорно ерзает туда-сюда, пока не заберется в нужное место, система автопарковки на Volkswagen делает сложный маневр в один прием. Круто! Проблема здесь в том, что если автомобиль считает, что он не может вписаться в место для парковки за одно движение, то не будет даже пытаться, и в поисках места, достаточного для этого автомата, вы в конце концов окажетесь за городом...

2. Toyota Prius

Toyota умеет парковаться не только параллельно, но и любым другим способом. Кроме того, автопарковщик "Приуса" очень прост в использовании. После того как он находит подходящее место, вы просто нажимаете одну кнопку - вот и все.

Вероятно, наиболее сложная система Park Assist Ford - она впаркует вас на пятачок размером с носовой платок и при этом не заставит вас особо напрягать извилины. Управление до безобразия простое, и Ford ставит свою систему почти на все свои автомобили, начиная с дешевого Focus. Правда, не всегда парковка проходит так, как надо...

Мы, конечно, ленивы и любим, чтобы автоматика все делала за нас сама, но давайте будем честными: системы автоматической парковки годятся только для огромных парковочных мест и предназначены для людей, кривизна рук которых напоминает цифру восемь. Нормальный водитель и мест для парковки найдет поболе автомата, и припаркуется намного быстрее.

Систему интеллектуальной помощи для парковки давно применяют в автомобилях нового поколения. Она является одной из множества электронных блоков, которые помогают припарковать автомобиль в автоматическом или полуавтоматическом режиме.

Парковочные программы предназначены для различных видов парковки. Самыми популярными считаются параллельная и перпендикулярная парковки. Но самой сложной и неудобной является параллельная, поэтому большинство систем рассчитано именно для нее. Парковочные помощники работают благодаря слаженной работе нескольких датчиков, которые распространяют свое действие и на колеса, и на угол поворота руля, и на скорость движения автомобиля. Интеллектуальные программы помощи при парковке берут повседневное не совсем простое занятие на себя.

Внимание! Особенно актуальна система помощи при парковке в условиях большого города, где с парковкой всегда сложно - места мало, а вписаться в свободное не всем удается.

Варианты интеллектуальных систем

Когда была разработана первая система, помогающая водителю при парковке, многие мировые производители автомобилей стали разрабатывать собственные варианты и модели парковочных помощников, которые лучше всего устанавливались бы именно на их машины, отвечали необходимым требованиям и покупательскому спросу. Программы интеллектуальной парковки стали в наше время неотъемлемой опцией многих ведущих автомобильных компаний:


Устройство интеллектуального помощника

Самыми важными элементами системы автоматической парковки автомобиля являются специальные датчики и блок управления. Все должно работать точно. Структуру и «интеллект» составляют несколько ультразвуковых датчиков, установленных снаружи, внутренние компьютерные блоки управления и электронные выключатели. Все команды интеллектуальной программы выполняют ведущие системы авто.

Датчики, установленные по периметру автомобиля, собирают информацию об окружающих его предметах с помощью ультразвуковой диагностики. Их работа заключается в том же, в чем и у пассивных парковочных систем. Но главная особенность датчиков интеллектуальной системы в том, что они распространяют свои лучи на расстояние до 4,5 метров, что намного больше, чем обычные системы.

Количество установленных на кузов датчиков зависит от марки автомобиля и его производителя. Например, Volkswagen оборудует свои авто двенадцатью датчиками, из которых по 4 установлены сзади и спереди, и по 2 по бокам кузова. Благодаря такой точной диагностике достигается полный контроль над пространством.

Свою работу интеллектуальный парковщик начинает после команды водителя, который сам определяет, когда ему необходима помощь. Кнопку или рычаг включения конструкторы располагают на приборной панели или рулевом колесе.

После того, как водитель включает автопилот, сигнал в первую очередь подается на блок управления, который дальше распределяет его по датчикам и системам автомобиля. Датчики получают команду, ультразвуком определяют местоположение машины в пространстве, и возвращают данные на блок управления. Далее блок дает команду «подразделам» интеллектуального автопилота, которые связаны со всеми необходимыми для маневра системами автомобиля. Чаще всего в эту интеллектуальную сеть включен двигатель, автоматическая коробка передач, системы курсовой устойчивости и электроусилитель руля.

Из внешних, видимых глазу частей, в интеллектуальную парковочную систему входит электронный дисплей, установленный в салоне, в удобном для водителя месте. Таким образом, пока парковщик делает свое дело, водитель может наблюдать за его действиями, и в случае необходимости корректировать их.

Как работает система интеллектуальной парковки

Работа сложной системы помощи при парковке делится условно на два этапа. В первую очередь движущийся автомобиль начинает искать место, которого было бы ему достаточно для парковки. Второй этап - непосредственно парковка.

Поиск места для парковки

Как уже говорилось ранее, в первую очередь после того, как водитель попросил помощи у парковщика, начинают работать ультразвуковые датчики, которые расположены по бокам кузова. Например, в системе интеллектуальной помощи Park Assist по бокам автомобиля установлено по два ультразвуковых датчика, и они начинают сканировать пространство, когда машина движется вдоль предполагаемой стоянки. Движение авто замедляется до 40 км/ч в случае параллельной парковки. Если выбрана функция перпендикулярной парковки, то скорость будет еще меньше - 20 км/ч.

Внимание! Некоторые модели сами оценивают необходимость того или иного вида, в зависимости от положения соседних транспортных средств относительно автомобиля. Датчики дают информацию о расстоянии между вашим транспортом и соседними автомобилями.

Собранные датчиками данные отправляются в блок управления системой, и там проходят обработку. В тот момент, когда система автоматической парковки определяет, что найдено подходящее место, эти данные выводятся на дисплей или оповещают водителя звуковым сигналом, давая понять, что сейчас необходимо остановиться и приступить к следующему этапу. Различные помощники по-разному ведут себя и оценивают условия. Например, Opel считает идеальным место, длина которого на метр больше корпуса автомобиля. А Volkswagen, что парковочному месту достаточно быть на 0,8 метра длиннее корпуса авто.

Автоматическая парковка

Все системы интеллектуальной помощи при парковке предполагают два варианта развития дальнейшего сюжета: водитель по точным предписаниям сам паркуется либо это делает автопарковщик.

В первом случае система парковки предлагает водителю подробный список точных инструкций, а на дисплее отображаются подсказки в виде картинок или текста. Система интеллектуальной парковки подскажет, как повернуть руль, куда и с какой скоростью двигаться. Все эти советы просты и понятны и их достаточно для безопасной, быстрой и легкой парковки в выбранном месте.

Второй вариант предполагает полностью автоматическое выполнение процесса парковки. Интеллект Assist System возьмет на себя выполнение всех шагов. По сути, это именно то, для чего и была создана эта опция. Весь процесс автоматизирован и находится под контролем датчиков и блоков управления.

Электронная вспомогательная система парковки автомобиля следит за каждым его действием и воздействует на исполнителей:

  • коробку передач;
  • дроссельную заслонку;
  • клапаны тормозной системы и насос обратной подачи (курсовая устойчивость);
  • электроусилитель руля.

Для обеспечения безопасности в непредвиденных ситуациях, водитель может в момент парковки перенять управление. Но все больше автолюбителей оценивают по достоинству интеллектуальную систему помощи, готовы довериться ей сами и доверить свой автомобиль. Современные модели могут водить машину самостоятельно, отзываясь на сигнал ключа и паркуя автомобиль даже без находящегося в салоне водителя.

Заключение

Все разработки автомобильной промышленности, упрощающие вождение, принимаются с большим энтузиазмом. Новые модели авто почти всегда оборудованы всеми необходимыми системами безопасности и удобства. Пользоваться благами цивилизации можно и нужно, но все же умеренно. Такая необходимая опция, как умение парковаться, должна присутствовать не только в комплектации автомобиля, но и в голове и руках любого водителя.

Слепо доверяться автоматике все же не стоит, ведь компьютер может дать сбой. К тому же, далеко не все автомобили на сегодняшний день оборудованы интеллектуальной системой при автоматической парковке. Любой уважающий себя водитель должен практиковать парковку, чтобы не утратить свои знания и навыки. Иначе, в один прекрасный день, вы можете обнаружить, что не в состоянии поставить машину в гараж.

Более подробно о том, как работает система автоматической парковки, узнаем в следующем видео:

13.03.2018

Автоматическая парковка автомобилей сейчас уже никого не удивляет, поскольку производители все больше внимания уделяют инновациям. Тот же VW (Skoda) создал собственную интеллектуальную без поддержки Nvidia, в отличие от небезызвестной Tesla. ВАГ (Шкода) проявил инициативу, создав своего Ассистента автоматической парковки, являющимся активным вариантом реализации подобной системы. Он отличается от прочих необходимостью минимального вмешательства со стороны человека, таким образом, производители могут похвастать такими собственными наработками как:

  • Skoda – Park Assistance
  • Opel – Advanced Park Assist;
  • Mercedes/Ford – Active Park Assist
  • BMW – Remote Park Assist System

Возможные разновидности систем автоматической парковки позволяют проводить параллельную и поперечную парковку благодаря уникальному алгоритму программирования. Изначально осуществлялся лишь один режим, то есть то ли параллельный, то ли поперечный. Однако это было лишь первыми шагами создателей систем автоматической парковки на пути к инновациям в автомобильной сфере.

Новые системы буквально подстраиваются под особенности автомобиля, то есть возможные углы поворота колес, скорость движения, габариты кузова и другие. Особенностью активных/пассивных систем являются ультразвуковые датчики вместе с центральным процессором, обеспечивающие автоматическую парковку автомобиля. В современных автомобилях предусмотрена установка порядка 12-ти единиц датчиков, признанное оптимальным количеством для работы.

Задействуется система посредством нажатия соответствующей кнопки на приборной панели или торпеде автомобиля. Сразу после нажатия, посылается электрический сигнал на специальные датчики, считывающие окружающее пространство. Датчики, получив информацию передают ее на коммутатор, просчитывающий оптимальную траекторию движения, необходимую мощность двигателя, передачу КПП и прочие особенности движения.

Работа автоматической парковки обеспечивается за счет электроники и она может работать непосредственно без участия человека. Пассивные лишь просчитывают маршрут, аналогично активным, но управлять парковкой придется водителю с водительского места.

Этапы работы системы

Автоматическая парковка автомобиля делится работу на два этапа:

  • 1) Поиск места

Аналитика окружающего пространства является немаловажным фактором в работе, потому что маневры движения могут производиться и без участия водителя. Он удобно устраивается на водительском месте, в то время как система определяет место для маневра путем просвечивания окружающего пространства ультразвуковыми датчиками. Эти датчики используются для продольной парковки (до 40 км/ч) и поперечной (до 20 км/ч). При этом этап продольной и поперечной парковки избирается поочередно: то есть датчики считали поперечное и продольное положение, система дала добро и произошло смещение на определенное расстояние, затем снова происходит считывание и так далее.

  • 2) Непосредственно парковка

Затем автоматическая парковка выбирает именно то доступное место, которое на 0,8 метра длиннее кузова автомобиля. Показатель в тексте указан усредненный и каждый производитель выбирает его на свое усмотрение. И автомобиль предоставляет водителю шанс или самостоятельно ставить транспортное средство на выбранное системой место, или возложить все на .

Непосредственный контроль

Современные парковочные системы за счет своих функциональных особенностей берут посылают специальные импульсы на различные составляющие автомобиля

  • дроссельная заслонка двигателя;
  • коробка переключения передач;
  • тормозную систему, в том числе клапана;
  • ЭУР и ГУР;

Водитель, конечно же в любой момент может включиться в работу, отключив при этом автоматизированную опцию, если ему что-то не понравилось или он просто решил своими силами припарковать автомобиль. Если же он решился положиться на автоматику, он смело выходит из машины, пока автомобиль будет самостоятельно парковаться в гараже, парковочном месте паркинге или открытой парковки. Стоит отметить, что для систем автоматической парковки не представляет сложности и плотный трафик на дороге, в случае парковки на обочине.

Автоматическая парковка автомобиля в качестве дополнительной опции является очень дорогим удовольствием и большинство производителей устанавливают его только на самые топовые комплектации на не самых бюджетных авто и даже не среднего ценового сегмента. Поскольку подобное удовольствие требует многих сил опытных специалистов, то и его цена соответствует затратам. Уровень безопасности каждый бренд гарантирует от себя, причем благодаря существующим системам автоматической парковки, автомобильные инженеры сумели возложить ряд задач водителя на средства автоматики.