Конспект урока переменный ток генератор переменного тока. План–конспект урока по физике на тему: «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Закрепление изученного материала

    ознакомиться с устройством, принципом действия, основными режимами работы генератора постоянного тока с независимым возбуждением;

    приобрестипрактические навыки пуска, эксплуатации и остановки генератора постоянного тока;

    экспериментально подтвердить теоретические сведения о характеристиках генератора постоянного тока.

Основные теоретические положения

Электрические машины постоянного тока могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя, т.е. обладают свойством обратимости.

Генератор постоянного тока - это электрическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии в электрическую энергию постоянного тока.

Электродвигатель постоянного тока -электрическая машина, предназначенная для преобразования электрической энергии постоянного тока в механическую.

Общий вид электрической машины постоянного тока представлен на рис. 1.

Устройство электрической машины постоянного тока

Как и любая другая электрическая машина, машина постоянного тока состоит из неподвижной части - статора и вращающейся части -ротора 1, выполняющего функциюякоря , так как в его обмотках наводится ЭДС.

В статоре машины находится обмотка возбуждения, создающая необходимый магнитный поток Ф . Статор состоит из цилиндрической станины 2 (стальное литье, стальная труба или сваренная листовая сталь), к которой крепятся главные 3 и дополнительные 4 полюса с обмотками возбуждения. С торцов статор закрывают подшипниковые щиты 5. В них впрессовываются подшипники и укрепляется щеточная траверса с щетками 6.

Якорь состоит из цилиндрического пакета (набранного из лакированных листов электротехнической стали для ослабления вихревых токов). В пазы сердечника якоря укладывается обмотка, соединенная с коллектором 7; все это закрепляется на валу якоря.

Принцип действия

Простейшую электрическую машину можно представить в виде витка, вращающегося в магнитном поле (рис. 2,а ,б ). Концы витка выведены на две пластины коллектора. К коллекторным пластинам прижимаются неподвижные щетки, к которым подключается внешняя цепь.

Принцип работы электрической машины основан на явлении электромагнитной индукции. Рассмотрим принцип работы электрической машины в режиме генератора. Пусть виток приводится во вращение от внешнего приводного двигателя (ПД). Виток пересекает магнитное поле, и в нем по закону электромагнитной индукции наводится переменная ЭДС, направление которой определяется по правилу правой руки. Если внешняя цепь замкнута, то по ней потечет ток, направленный от нижней щетки к потребителю и от него - к верхней щетке. Нижняя щетка оказывается положительным выводом генератора, а верхняя щетка - отрицательным. При повороте витка на 180 0 проводники из зоны одного полюса переходят в зону другого полюса и направление ЭДС в них изменится на обратное. Одновременно верхняя коллекторная пластина входит в контакт с нижней щеткой, а нижняя пластина-с верхней щеткой, направление тока во внешней цепи не изменяется. Таким образом, коллекторные пластины не только обеспечивают соединение вращающего витка с внешней цепью, но и выполняют роль переключающегося устройства, т.е. являются простейшим механическим выпрямителем.

Для уменьшения пульсаций в генераторе постоянного тока вместо одной катушки по окружности якоря размещается несколько равномерно разнесенных обмоток, которые образуют обмотку якоря, и присоединяются для изменения полярности ЭДСк коллектору, состоящему из большего числа сегментов. Поэтому ЭДСв цепи между выводами щеток пульсирует уже не так сильно, т.е. получается практически постоянной.

Для этой постоянной ЭДС справедливо выражение

Е =с 1 Фn ,

где с 1 -коэффициент, зависящий от конструктивных элементов якоря и числа полюсов электрической машины;Ф - магнитный поток;n - частота вращения якоря.

При работе машины в режиме генератора по замкнутой внешней цепи и витку обмотки якоря протекает ток i = I я, направление которого совпадает с направлением ЭДС (см. рис. 2,б ). По закону Ампера взаимодействие тока i и магнитного поляВ создает силуf , которая направлена перпендикулярноВ иi . Направление силыf определяется правилом левой руки: на верхний проводник сила действует влево, на нижний-вправо. Эта пара сил создает вращающий моментМ вр , направленный в данном случае против часовой стрелки и равный

М =с 2 Ф I я.

Этот момент противодействует моменту привода, т.е. является тормозящим моментом.

Ток якоря I я вызывает в якорной обмотке с сопротивлениемR я падение напряженияR я I я , так что при нагрузке напряжениеU на выводах щеток получается меньше, чемЭДС , а именно

U = E R я I я.

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2016/2017 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии
Название работы: Конспект урока по теме «Генератор переменного тока. Трансформатор» 9 кл

Урок по теме: Генератор переменного тока. Трансформатор.
Цель урока: повторение и обобщение знаний о промышленном способе получения электрической энергии, детальное изучение трансформатора.
Задачи
Обучающая
Закрепить знания по темам «Явление электромагнитной индукции и Переменный ток».
Изучить принцип получения и передачи переменного тока.
Познакомить с техническими устройствами: генератором переменного тока и трансформатором.
Развивающая
Создать условия для развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе наблюдения за демонстрацией эксперимента и самостоятельной работы на уроке.
Развивать умения выдвигать и проверять гипотезы, обнаруживать зависимости между электрическим током и магнитным полем, объяснять полученные результаты.
Воспитательная
Создать условия для воспитания интереса к предмету, вооружения учащихся научными методами познания, позволяющими получить объективные знания об окружающем мире.
Воспитывать необходимость соблюдения правил безопасного использования технических устройств, выступать в роли грамотного потребителя электрической энергии.
План урока:
Организационный момент.
Изучение материала о переменном токе (+ демонстрация).
Изучение принципа работы генератора переменного тока.
Знакомство с трудностями передачи переменного тока.
Изучение устройства трансформатора.
Знакомство с принципами передачи переменного тока.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.

Ход урока
Оргмомент. Повторение д/з. Мотивация:

Знаете ли вы какое-нибудь физическое явление явление, открытое в начале 19-го века, которое лежит в основе всей современной цивилизациии и даже личный комфорт каждого из нас напрямую связан с этим явлением? Выслушать детей
(Это явление ЭМИ)

Существует ли связь между явлением ЭМИ и производством электроэнергии, которая поступает в каждый наш дом, квартиру?
О том как создаётся электроэнергия мы с вами говорили еще в 9 классе.
(проверка повторения с Plikers)
Итак, тема сегодняшнего урока: «Генератор переменного тока. Трансформатор»
Сегодня на уроке мы разберёмся более детально с физическими основами получения электроэнергии и её передачи потребителям.

Предлагаю рассмотреть эксперимент
катушка и магнит при приближении и удалении,
катушка и магнит при движении перпендикулярно оси катушки

Независимо от полученных предложений провести демонстрацию возникновения индукционного тока (с помощью программы Logger Lite).
Обратить внимание учащихся на отклонение колебаний в противоположных направлениях.
Задать вопросы:
-менялось ли направление индукционного тока при изменении магнитного потока, пронизывающего контур?
-можно ли утверждать, что значение модуля силы индукционного тока было постоянным?
-можно ли для системы катушка-магнит добиться непрерывного изменения магнитного потока?
3. Демонстрация возникновения индукционного тока при вращении магнита. Пошаговый анализ результатов демонстрации. Использовать Logger Lite.
Из графика зависимости значения индукционного тока от времени следует, что переменный ток периодически меняется по модулю и направлению за время, равное времени полного оборота рамки.
Демонстрация видеофрагмента о местной гидроэлектростанции.
Таблица «Генератор переменного тока» + рисунок в учебнике - сравнить, что не понятно?
2. Пояснения к устройству:
В турбогенераторах – ротор (вращается с большой частотой) поэтому он представляет массивный стальной цилиндр с осевыми пазами, где размещены обмотки постоянного тока.
В гидрогенераторах (тихоходные) ротор изготавливают в форме звезды, на внешней поверхности которой укрепляют электромагниты чередующейся полярности, возбуждаемые постоянным током.
РОТОР генератора переменного тока приводится в движение первичным двигателем: паровой турбиной, гидротурбиной, ДВС, ветродвигателем. Его обмотка питается от генератора постоянного тока, который обычно размещают на общем валу с генератором переменного тока, а иногда от выпрямительного устройства, которое подключено к зажимам самого генератора.
Вопрос: Почему в мощных генераторах переменного тока индукционный ток возбуждается не во вращающейся рамке, а в неподвижной обмотке статора за счет вращения индуктора.
Ответ: В статоре мощной машины, например, на на 500 кВт, генерирующей ток напряжением 20 кВ, сила тока в обмотке равна 25кА. Снять такой ток с помощью скользящего контакта невозможно. А возбудители имеют небольшие мощности, токи намагничивания не превышают сотни ампер, что вполне позволяет подавать их в обмотку ротора с помощью скользящего контакта. Кроме того, статор легче охлаждать.
Важной характеристикой генератора является частота, наводимой ЭДС.
$=р·п, где р- число пар полюсов, п- частота вращения ротора.
В) Применение генератора переменного тока - на различных электростанциях. Генераторы мощностью 300-500 МВт имеют КПД 99% - это весьма совершенные установки.
С) об электростанциях: тепловых, гидравлических, атомных.
КПД тепловых электростанций не больше 40%.
ГЭС – потери энергии очень малы.
D) ОГРАНИЧЕНИЯ:
Чем больше мощность генератора, тем меньше расходуется топлива на 1 кВт.час энергии. Это экономически выгодно. Но чем больше мощность, тем больше сила тока, больше нагревание и потери. Применение различных способов охлаждения (воздухом, водой, водородом, маслом) уже дошло до разумных пределов – дальнейший рост мощности приведет к размерам энергоблоков, невыгодным с точки зрения металлоемкости и потерь электроэнергии.
Поэтому разрабатываются турбогенераторы новой конструкции, в которых используются сверхпроводящие обмотки.
О КРИОГЕННЫХ ТУРБОГЕНЕРАТОРАХ – СООБЩЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК?

Итак, если магнитный поток пронизывающий контур меняется, то возникает переменный индукционный ток. При этом совершенно неважно будет ли в этом случае магнит двигаться относительно катушки или катушка относительно магнита: главное, чтобы магнитный поток, пронизывающий контур непрерывно менялся.
Машина, в которой магнитный поток, пронизывающий контур меняется непрерывно периодическим образом и при этом генерируется переменный, ток называют электромеханическим индукционным генератором.

Вращающаяся часть генератора называется ротором, а неподвижная статором.
Генераторы, производящие большие индукционные токи, в качестве ротора используют электромагнит и как правило не один, а несколько. Это позволяет снизить скорость вращения и уменьшить износ генератора. Стандартная частота переменного тока в промышленной и осветительной сети России 50 Гц.
Генераторы, вырабатывающие большие переменные токи, приводит в движение механическая энергия: падающей воды (ГЭС), пара (ТЭС, АЭС). Но электростанции располагают вблизи энергоресурсов, а электроэнергию по проводам передают к потребителю. При протекании тока по проводам возникает нагрев проводов. Поэтому некоторое количество теплоты по закону Джоуля-Ленца теряется.

Но сечение провода не может быть очень большим, поэтому для передачи электроэнергии к потребителю на большие расстояния необходимо понизить значение переменного тока
Трансформатор.
Изменять значение переменного тока и напряжения помогло изобретение в 1876 году П.Н. Яблочковым трансформатора.
Назначение: 1 – повышать и понижать напряжение переменного тока при передаче его от источника на дальние расстояния к потребителю.
2- для питания различных приборов и установок от сети переменного тока.
Устройство: самостоятельная работа на модели трансформатора и по плакату.
Задание: - рассмотреть устройство, зарисовать схематически, работа трансформатора на холостом ходу (????- почему при разомкнутой вторичной цепи трансформатор почти не потребляет энергию)
Демонстрации: понижение напряжения (Logger Lite).
Использовать рисунок и обозначение на схемах.
13 QUOTE 13 QUOTE 1415 1415 13 QUOTE 1415

Предлагаю вам оценить свои знания по теме «переменный ток, трансформатор»
Далее тест с Plikers.
Домашнее задание: 51 упр 42 (1, 2)

Рисунок 5515


Приложенные файлы

Электромагнитное поле

УРОК 8/20

Тема. Переменный ток. Генератор переменного тока

Цель урока: сформировать у учащихся представление о переменный ток и способы его получения.

Тип урока: комбинированный урок.

ПЛАН УРОКА

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

На производстве и в быту гораздо чаще используют переменный ток, чем постоянный.

Ø Переменным током называют электрический ток, который периодически изменяется по величине и направлению.

Переменный ток получают при помощи генераторов переменного тока с использованием явления электромагнитной индукции. Представим проводник в виде рамки площадью S , которая равномерно вращается с угловой скоростью ω в однородном магнитном поле (магнитная индукция перпендикулярна к оси вращения рамки). Магнитный поток через рамку Ф = ВScosα , где α - угол между вектором нормали к площади рамки и линиями магнитной индукции.

Если начать отсчет времени в момент, когда вектор направленный вдоль линий магнитной индукции, то начальное значение угла α равен нулю, а зависимость угла от времени имеет вид: α = ωt , поэтому Ф = BScosωt .

Изменение магнитного потока приводит к возникновению в рамке ЭДС индукции . Согласно закону электромагнитной индукции Скорость изменения магнитного потока Δ Ф/Δ t с точки зрения математики является производной функции Ф(t ), поэтому

Таким образом, рассматриваемая рамка является источником ЭДС, выполняет гармонические колебания с амплитудой Если рамка состоит из N витков, то амплитуда ЭДС увеличивается в N раз:

Чтобы воспользоваться полученной ЭДС, можно прикрепить подвижные концы рамки до неподвижных контактов внешнего электрического круга. Можно, например, обеспечить, чтобы металлическое кольцо от каждого из концов рамки скользило по своему упругому контакту (щетке). Тогда щетки можно рассматривать, как полюсы источников тока.

Если присоединить к этим полюсам резистор сопротивлением R , напряжение на резисторе будет совпадать с ЭДС в рамке: а сила тока в резисторе будет:

Амплитуда силы тока в этом выражении Период переменного тока, а его частота

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ЧТО МЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ

· Переменным током называют электрический ток, который периодически изменяется по величине и направлению.

· Генератор переменного тока является электромеханическим устройством, которое преобразует механическую энергию в электрическую энергию переменного тока.

Рів1 № 9.2; 9.11; 9.12; 9.13.

Рів2 № 9.24; 9.25; 9.26, 9.27.

Рів3 № 9.31, 9.32; 9.33; 9.34.

Цель урока : сформировать у учащихся представление о преимуществе электрической энергии перед другими видами энергий, познакомить с устройствами производящими электрический ток.

Ход урока

Анализ контрольной работы

Изучение нового материала (эвристическая беседа)

1. Какими преимуществами обладает электрическая энергия?

А) Ее можно передавать на большие расстояния с малыми потерями.

Б) Ее удобно распределять между потребителями.

В) Ее легко превратить в другие виды энергий: тепловую, механическую, световую..

2. Какими, преимуществами обладает переменный ток перед постоянным током?

А) Легко изменять силу тока и напряжение почти без потерь и в широких пределах.

3. На каких устройствах вырабатывается электрическая энергия?

А) Машина для создания электрического тока называется Генератором.

Б) К генераторам относятся – солнечные батареи, термобатареи, гальванические элементы, аккумуляторы, электростатические машины.

4. Какие генераторы самые распространенные в наше время?

А) Индукционные электромеханические генераторы переменного тока. Они имеют простое устройство; позволяют получать большие токи при высоком напряжении.

5. Превращение, какого вида энергии происходит при работе данного типа генератора?

А) Механическая энергия превращается в электрическую энергию.

6. Принцип действия генератора

А) Хотя типов генераторов много, но основные части у них одинаковые: постоянный магнит или электромагнит, для создания магнитного поля; ,

Обмотка, в которой наводится переменная ЭДС (зависит от числа витков).

Для увеличения магнитного потока используют магнитную систему из двух сердечников (изготавливают из электротехнической стали). В одном сердечнике размещают обмотки, создающие магнитное поле, в другом – обмотки для получения ЭДС индукции.

Сердечник, вращающийся вдоль горизонтальной либо вертикальной оси, называют Ротором.

Неподвижный сердечник вместе с его обмоткой называют статором.

Между сердечниками существует зазор, чтобы обеспечить максимальный поток магнитной индукции, зазор должен быть как можно меньше.

На верхнем рисунке модели генератора – ротором является проволочная рамка, а неподвижный постоянный магнит – Статором.

Можно поступить наоборот: заставить вращаться магнит – он тогда будет ротором, а обмотку уложить в пазы неподвижного сердечника – это будет статор.

Для производства генераторов используют оба принципа.

Так для промышленных генераторов делают вращающимся электромагнит (ротор), а обмотка неподвижная – это статор. Генерируемый ток проще снимать с неподвижных обмоток, через скользящие контакты поводят ток к вращающемуся электромагниту (этот ток слабый).

В генераторах с небольшой мощностью постоянный магнит создает вращающееся магнитное поле.

ЭДС индукции появляется в обмотках статора из-за вихревого электрического поля, которое порождается меняющимся магнитным потоком, возникающим при вращении ротора.

На нижнем рисунке мы видим современный генератор, для получения электрической энергии.

Его размеры достаточно большие, в тоже время отдельные части должны быть изготовлены с точностью до десятых долей миллиметра.

Закрепление изученного материала

1. Какие преимущества имеет электрическая энергия перед другими видами энергий?

Переменный ток. Генератор переменного тока

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

I. Обучающая

1. Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции».

2. Изучение устройства и принципа действия генератора переменного тока и его применения.

II. Развивающая

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе наблюдений и демонстрации эксперимента.

III. Воспитательная

1. Воспитание интереса к предмету, вооружение учащихся научными методами познания, позволяющими получить объективные знания об окружающем мире.

2. Воспитание ответственного отношения к природе, как социальной черты личности.

План урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

III. Изучение нового материала. (15 мин.)

IV. Закрепление знаний учащихся. (5 мин.)

V. Подведение итогов урока. (10 мин.)

VI. Домашнее задание. (3 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие

II. Проверка домашнего задания.

1. Какую задачу в 1821 году поставил перед собой учёный М. Фарадей?

2. Удалось решить Фарадею эту задачу?

3. При каком условии во всех опытах в катушке, замкнутой на гальванометр, возникал индукционный ток?

4. В чём заключается явление электромагнитной индукции?

5. В чём практическая важность открытия явления электромагнитной индукции?

Физический диктант в рабочих тетрадях

Какими буквами обозначаются следующие величины? :

    МАГНИТНЫЙ ПОТОК.

    ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ.

    СИЛА ТОКА.

    ДЛИНА ПРОВОДНИКА

НАПИШИТЕ ФОРМУЛУ ДЛЯ РАСЧЁТА:

    МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

    МАГНИТНЫЙ ПОТОК

    ОПРЕДЕЛИТЕ НЕИЗВЕСТНУЮ ВЕЛИЧИНУ.

l = 1м В = 0,8Тл I = 20 A F - ?

Актуализация опорных знаний – фронтальная беседа с учащимися.

Прежде чем мы будем говорить о производстве электрического тока, давайте вспомним:

Вопрос : Что называют электрическим током?

Ответ: Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.

Вопрос : Какие вам известны источники тока?

Ответ: Аккумуляторы, батарейки и т. д.

Область применения каждого из перечисленных видов одинакова? Нет, она определяется их характеристиками. Давайте выясним, какие у них достоинства и недостатки и можно ли их применять повсеместно?

Химические источники тока: гальванические элементы; батареи аккумуляторов; ртутная батарейка, используемая в часах, калькуляторах и слуховых аппаратах, дает 1,4В; традиционная батарейка для карманного фонарика, дает 4,5 В. (демонстрация)

Достоинства – компактность, возможность использовать как автономный источник энергии.

Недостатки – небольшая энергоемкость, высокая стоимость энергии, недолговечность, проблема утилизации отходов.

Термоэлементы, фотоэлементы, солнечные батареи (демонстрация)

Достоинства – безмашинный способ получения энергии.

Недостатки – малый КПД, зависимость от погодных условий.

III. Изучение нового материала.

Итак, Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, которое заключается в возникновении индукционного тока под действием переменного магнитного поля.

После открытия этого явления многие скептики, сомневаясь, спрашивали: «Какая от этого польза?»

На что Фарадей ответил: «Какая может быть польза от новорожденного?»

Прошло немногим более половины столетия и, как сказал американский физик Р.Фейнман, «бесполезный новорожденный превратился в чудо-богатыря и изменил облик Земли так, как его гордый отец не мог себе и представить».

И этим богатырем, изменившим облик Земли, является генератор.

Генератор – это устройство, преобразующее энергию того или иного вида в электрическую энергию (запишите определение в тетрадь).

Электрический ток вырабатывается в генераторах - Откройте учебник на странице 174-175 рисунок 137, 149. Самостоятельно прочитайте и запишите в тетради, как устроен генератор, его основные части.

В настоящее время существуют различные модификации индукционных генераторов. Но все они состоят, из одних и тех же, частей – это магнит или электромагнит, создающий магнитное поле, и обмотка в которой индуцируется ток.

Обратите внимание, в данном случае вращается проволочная рамка, которая является ротором, магнитное поле создает неподвижный, постоянный магнит.

Обратите внимание, в данном случае вращается постоянный магнит, а неподвижна рамка..

На последнем уроке при выполнении лабораторной работы вы сделали вывод относительно связи направления индукционного тока в цепи с направлением движения магнита.

Электрический ток, периодически меняющийся со временем по модулю и направлению, называется переменным током.

    Переменный ток: периодически меняющийся со временем

    Производство электроэнергии.

    Беседа:

В чем преимущество электроэнергии перед другими видами энергии?

    Ее можно передавать по проводам в любой населенный пункт;

    Можно легко превращать в любые виды энергии;

    Легко получать из других видов энергии;

Какие виды энергии можно преобразовать в электрическую?

Где производится электроэнергия?

В зависимости от вида преобразуемой энергии электростанции бывают:

    Ветряные

    Тепловые

    Гидравлические

    Атомные

    Приливные

    Геотермальные

    Рассмотрим, какие виды энергии преобразуются от источника энергии – топлива до ее конечного использования на ТЭС?

    Ответы учащихся:

    Какие виды энергии преобразуются на ГЭС? (самостоятельно)

    (сделать запись в конспект)

    Генератор переменного тока.

    Статор;

    Ротор;

    Индуцирование тока.

    Передача эл.энергии.

    Произведенная электроэнергия передается к потребителю. Кто, на ваш взгляд, являются основными потребителями электроэнергии?

    Промышленность (почти 70%)

    Транспорт

    Сельское хозяйство

    Бытовые нужду населения

  1. Поэтому преобладающую роль в наше время играют электромеханические индукционные генераторы тока.

    Практически они дают всю используемую энергию. Какие они имеют достоинства, преимущества и недостатки, нам предстоит выяснить сегодня на уроке.

  2. Надо сказать, что стандартная частота тока, применяемая в осветительной сети и промышленности России и большинства стран мира, равна 50Гц, в США частота равна 60Гц

    Добиться ответа:

    На гидроэлектростанциях – потоком падающей воды;

    На тепловых – паром высокого давления и температуры.

  3. 5. просмотр видео «получение переменного тока»

  4. Мы живем в 21 веке и основой цивилизованного образа жизни, следовательно, и научно-технического прогресса, является энергия, которой требуется все больше и больше. Но здесь возникает проблема. Эту проблему можно назвать - проблема «трех Э »: Энергетика + Экономика + Экология. Для бурного развития экономики , требуется все больше и больше энергии , увеличение выработки энергии - ведет к ухудшению экологии , наносит большой вред окружающей среде.

    Ведь энергетика является одной из самых загрязняющих отраслей народного хозяйства. При неразумном подходе происходит нарушение нормального функционирования всех компонентов биосферы (воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира), а в исключительных случаях, подобных Чернобылю, под угрозой оказывается и сама жизнь. Поэтому главным должен стать подход с экологических позиций, учитывающих интересы не только настоящего, но и будущего.

    Между тем, ТЭС являются одними из основных загрязнителей атмосферы твердыми частицами золы, окислами серы и азота, а также углекислым газом, способствующим возникновению «парникового эффекта». Над городами образуются, так называемые острова тепла, из-за усиленного выброса энергии которых, нарушается нормальное течение атмосферных процессов. В городе Сургуте наблюдалось образование торнадо над водохранилищем ГРЭС -2

  5. В настоящее время назрела необходимость внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий; переход к чистым, альтернативным и неисчерпаемым источникам энергии.

    Строят электростанции разного типа, геотермальные, ветряные, и т.д.

  6. IV. Закрепление знаний, полученных на уроке.

    1. Какой электрической ток называется переменным?

    2. Где используют переменный электрический ток?

    Какими бы ни были типы электростанций, главное устройство на любом из них – это генератор.

    Вопрос : Что называют генератором?

    Ответ: Генератор – это устройство, преобразующее энергию того или иного вида в электрическую.

    Вопрос : Назовите основные части генератора.

    Ответ: Ротор, статор.

    Вопрос : Фонари по дороге стоят одиноко.

    Десять герц – частота переменного тока.

    Кто ответит мне ясно, без тени смущенья:

    Этот ток применяют ли для освещения?

    Ответ: Нет .

  7. V. Подведение итогов .

    Сегодня на уроке, мы с вами разобрали принцип действия генератора, этого внушительного сооружения из проводов, изоляционных материалов, стальных конструкций. Но при своих огромных размерах в несколько метров важнейшие детали генераторов изготавливаются с точностью до миллиметра. Нигде в природе нет такого сочетания движущихся частей, которые могли бы порождать, электрическую энергию столь же непрерывно и экономично.

    Проверка знаний - проверь соседа!

    А сейчас проверим, на сколько, вы усвоили данный материал. У вас на столах лежат тестовые задания по теме нашего урока, карандашом заносите правильный ответ. Кто ответит правильно на 8 вопросов, получит «5», на 6-7 вопросов, оценку - «4», за 4-5 правильных ответов получит «3».

    Тест: Генерирование электрической энергии. Ф-9

    На каком явлении основано действие электромеханического индукционного генератора переменного тока?

    электростатической индукции;

    электромагнитной индукции;

    термоэлектронной эмиссии.

    Генерирование электрической энергии представляет собой…

    создание материи;

    создание энергии;

    преобразование энергии.

    Изменяясь во времени магнитное поле, может быть источником…

    магнитного поля;

    электрического поля;

    гравитационного поля;

    электростатического поля.

    Переменный ток вырабатывают на...

    Промышленная частота используемого в России переменного тока...

    Для того чтобы зафиксировать возникновение индукционного тока в рамке, вращающейся в магнитном поле, нужно к выводам ее присоединить…

    Простейший генератор переменного тока представляет собой...

  1. Выставление оценок в журнал

    VI. Домашнее задание:

    Основной материал § 50. (Учебник «Физика», 9 кл. А.В Перышкин, Е.М. Гутник.) Упр. 40(2)

    Спасибо за внимание. Всего хорошего. До свидания.