Максимальная высота работы на ал 30. «Пожарные автолестницы. Как расшифровать маркировку автолестниц

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГПС МЧС РОССИИ

водителю-оператору пожарной автолестницы

АЛ-30(131)ПМ-506Д

Санкт-Петербург

Каменцев А.Я., Преснов А.И. Памятка водителю-оператору пожарной автолестницы АЛ-30(131)ПМ-506Д: СПб. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 55 с.

Изложены основные сведения по безопасной эксплуатации автолестницы. Приведены практические рекомендации по выявлению наиболее вероятных отказов и неисправностей при работе автолестницы по прямому назначению и выполнению отдельных операций при её техническом обслуживании.

Памятка не является учебным пособием при первоначальном обучении, а служит для водителей-операторов АЛ-30(131)ПМ-506Д допущенных к самостоятельной работе.

Рецензенты:

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе отечественной промышленностью освоен выпуск множества моделей высотной спасательной техники (пожарные автолестницы и автоподъемники). Безусловным лидером в выпуске данной технике в нашей стране является ОАО «Пожтехника». Оно выпускает пожарные автолестницы и автоподъемники высотой подъёма до 60 метров на различных шасси: ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, МЗКТ, ТАТРА и др.

Сегодня самыми востребованными пожарной охраной России являются 30-метровые автолестницы, которые выпускаются в течении длительного времени и остаются основной спасательной единицей.

Одним из направлений рационального подхода к созданию современных пожарных автомобилей является модернизация путём капитального (восстановительного) ремонта или реконструкции пожарных автомобилей находящихся в эксплуатации. В конце двадцатого века основной выпуск отечественных пожарных автолестниц осуществлялся на шасси автомобиля ЗиЛ-131. В связи с этим модернизация пожарных автолестниц в большей мере производится на данных шасси и, как правило, осуществляется путём переоборудования (превращения) АЛ-30(131)ПМ-506 в АЛ-30(131)ПМ-506Д.

Таким образом, в настоящее время АЛ-30(131)ПМ-506Д является самой распространённой моделью отечественных пожарных автолестниц. И действительно, среди семейства отечественных 30-метровых пожарных автолестниц, АЛ-30(131)ПМ-506Д достаточна компактна, маневренна, надёжна в эксплуатации, проста в управлении, сравнительно не дорога, как по стоимости, так и в эксплуатации и отвечающая требованиям современных отечественных стандартов.

Авторы имеют значительный опыт эксплуатации АЛ-30(131)ПМ-506Д и педагогический в подготовке водителей-операторов пожарных автолестниц. Практика показывает, что зачастую водители-операторы, не имеющие достаточного опыта эксплуатации пожарной автолестницы и слабые базовые знания в электротехнике нуждаются в пояснении (подсказке), которое зачастую не даёт заводская инструкция по эксплуатации. Кроме того, имеются некоторые разногласия нормативно-правовых документов МЧС и заводских инструкций. Так, например, приказ МЧС России от 31.12.2002г. № 630 запрещает работать на автолестнице при скорости ветра более 10 м/с; в тоже время инструкция по эксплуатации АЛ-30(131)ПМ-506Д разрешает работу при скорости ветра более 10 м/с, с использованием растяжных канатов, но без каких-либо ограничений по скорости ветра.

В работе авторы сделали попытку создать общий алгоритм действий при работе на автолестнице, отразить назначение основных элементов обеспечивающих безопасную работу автолестницы, уточнить (более полно раскрыть) отдельные операции её технического обслуживания.

Памятка не заменяет техническое описание и инструкцию по эксплуатации автолестницы, а служит подсказкой водителю-оператору АЛ-30(131)ПМ-506Д при эксплуатации автолестницы.

1. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ

В соответствии с Гост 12.2.047-86 «Пожарная техника. Термины и определения» пожарная автолестница – пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Все пожарные автолестницы (АЛ) характеризуются следующими основными определениями: высотой подъёма, вылетом, длиной и рабочим полем.

Высота подъёма (Н) – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступеньки лестницы.

Вылет (В) – расстояние по горизонтали от оси вращения подъёмно-поворотного основания до верхней ступени лестницы.

Длина лестницы (стрелы) (L) – расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы.

Рабочее поле АЛ – зона, очерченная вершиной стрелы при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъёмности.

Рабочее поле АЛ-30(131)ПМ-506Д представлено на рис. 1.1, а на рис. 1.2 номограмма зависимости её допустимой длины в условиях повышенных ветровых нагрузок.

При максимальном вылете (В=16м) рабочая нагрузка на вершине не прислоненной лестницы ограничивается 160 кг .

Рис. 1.1 Рабочее поле АЛ-30(131)ПМ-506Д

Пожарная автолестница – пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Основными конструктивными элементами автолестницы являются:

  • базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;
  • силовая установка;
  • опорное основание;
  • подъемно-поворотное основание;
  • комплект колен (стрела);
  • механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания-сдвигания стрелы;
  • гидросистема;
  • электрооборудование.
  • пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизма и устройства автолестницы обеспечивают:

  • устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60;
  • выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
  • подъем-опускание комплекта колен;
  • выдвигание-сдвигание комплекта колен;
  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Базовыми шасси для монтажа узлов и агрегатов автолестниц являются различные модификации автомобилей ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, МЗКТ, TATRA, которые выбираются в зависимости от необходимой грузоподъемности и проходимости.

Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели авто лестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На вершине первого колена авто лестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая “гребёнка”) для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Автолестница АЛ-30 модели ПМ-512Б смонтирована на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43114. Лестница рассчитана на работу с вылетом до 24 метров, что обеспечивается большой массой машины и повышенной прочностью комплекта колен. Высота полностью выдвинутой лестницы составляет 33 метра. Автолестница оснащается съёмной люлькой грузоподъёмностью 200 кг с дополнительным пультом управления. На машине применена пропорциональная электрогидравлическая система управления, основанная на гидрораспределителях фирмы Danfoss.

Тактико-техническая характеристика автолестницы АЛ-30(43114)ПМ512Б

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-43114
Колесная формула
Полная масса 16960 кг

– ширина

– высота

Двигатель дизельный, с турбонаддувом и интеркулером, 240 л.с.
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 70 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 73 0 , не менее
Рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы: – при вылете 18 метров

– при вылете 24 метра

350 + 10 кг

100 + 10 кг

· с нагрузкой на вершине 350 кг

18 + 0,5 метров

24 + 0,5 метров

от – 4 0 до + 73 0

не ограничен

Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) при угле подъёма 30 … 73 0

2000 + 50 кг

Грузоподъёмность съёмной люльки (при неприслонённой вершине)

200 + 10 кг

Время манёвров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке при:

· подъёме от 0 0 до 73 0

· опускании от 73 0 до 0 0

· повороте на 360 0 вправо и влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 73 0

40 + 5 сек.

35 + 5 сек.

40 + 5 сек.

35 + 5 сек.

45 + 5 сек.

Рабочее давление в гидросистеме:

· верхний контур

· нижний контур

19 + 1 МПа (190 + 10 кгс /см 2)

17,5 + 1 МПа (175 + 10 кгс /см 2)

ЛС(Д)-С-20У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники г. Петрозаводск)
Наличие спасательного рукава имеется, длиной 32 метра

АКП-32 (43118) ПМ545

Пожарный коленчатый автоподъёмник – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато- телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой оснащено люлькой.

Пожарные коленчатые автоподъемники по конструкции напоминают автолестницы, т.к. их системы имеют много общего; опорный контур, поворотное устройство, гидропривод, системы блокировок и т.п. Существенно отличаются от автолестниц лишь их подъемное устройство, выполняемое в виде коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелы, оборудованное стационарной системой водопенных коммуникаций. Характерной особенностью управления движения стрелой подъемника является обязательное распо ложение пультов управления стрелой подъемника как на подъемно-поворотном основании, так и в люльке.

Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолестницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации пострадавших без изменения положения стрелы. В то же время, АКП имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоту.

В последние годы наметилась тенденция к оснащению коленчато-телескопических автоподъемников параллельным лестничным маршем, что позволяет совместить в одном изделии преимущества автоподъемника и автолестницы.

Наибольшее распространение имеют автоподъемники высотой 30 и 50 метров. В настоящее время создаются автоподъемники, рассчитанные и на большие высоты.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемника являются:

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, 4 выносные гидравлические опоры и систему блокировки рессор;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающей башни, нижней, средней, малой стрел и люльки грузоподъемностью 350 кг;
  • встроенная водопенная коммуникация с осевым коллектором;
  • механизмы раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировок и сигнализации
  • органы управления.

Высота подъема люльки автоподъемника 30 метров, рабочая высота – 31,5 метров, наибольший конструктивно заданный боковой вылет люльки составляет 17 метров, максимальная нагрузка в люльке 350 кг.

Вдоль нижней, средней и малой стрел монтируется стояк водяной магистрали. В верхней части стояка на люльке устанавливается лафетный ствол (гидромонитор), Кроме того, в люльке смонтированы лебёдка для подъёма ПТВ или спуска пострадавших, обойма крепления секционного спасательного рукава, пульт управления с переговорным устройством.

Коленчатые подъёмники просты по конструкции и относительно дёшевы, но имеют очень большую транспортную длину (14-15 метров) и требуют большой свободной площадки для развёртывания. От этих недостатков свободны коленчато-телескопические подъёмники.

Коленчато-телескопический подъёмник АКП-32 модели ПМ-545 устанавливают на полноприводной КамАЗ-43118 (6×6).

Стрела 32-метрового автоподъемника АКП-32 модели ПМ-545 коленчато-телескопического типа, с 3-мя цельнометаллическими телескопическими коленами коробчатого профиля и дополнительной шарнирной секцией, на которой установлена поворотная люлька. Максимальный вылет стрелы достигает 17 метров, грузоподъемность люльки 350 кг. В транспортном положении верхняя и нижняя стрелы находятся рядом, а не одна под другой, что обеспечивает меньший вертикальный габарит машины. Раздельное управление каждой опорой позволяет выполнять работы при опорах, выдвинутых только с одной стороны.

Оборудована телескопическим водопенными коммуникациями. Люлька оборудована лафетным стволом (на стояке), пультом управления, откидной площадкой для крепления спасательного рукава РС-С и переговорным устройством.

Тактико-техническая характеристика АКП-32(43118)ПМ545

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-43118
Колесная формула 6 × 6 (блокировка межосевого и межколёсных дифференциалов)
Полная масса 20500 кг
Габаритные размеры в транспортном положении:
Двигатель:

· мощность

Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 90 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой стрелы при угле подъёма 85 0 , не менее

32 + 1 метров

Максимальная высота опускания колена стрелы вниз – 5 метров
Грузоподъёмность (максимальная рабочая нагрузка) люльки автоподъёмника
Максимальный вылет внешнего края люльки от оси вращения поворотного основания с максимальной рабочей нагрузкой в люльке
Диапазон угла подъёма стрелы от 0 0 до + 85 0
Угол поворота стрелы вправо и влево не ограничен
Время манёвров люльки автоподъёмника при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке при:

· подъёме на полную высоту

· опускании на землю

· повороте на 360 0

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более
Модель стационарного роботизированного лафетного ствола ЛС(Д)-С-20У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники «ЭФЭР» г.Петрозаводск»)
20 л/с
Возможность дистанционного управления водяным стационарным лафетным стволом в люльке
Угол поворота стационарного лафетного ствола:

· вправо (влево)

Наличие и тип пневматического прыжкового спасательного устройства
Наличие спасательного рукава имеется, длиной 32 метра

АЛ-50(65115).

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-65115 с низкой кабиной
Колёсная формула 6 × 4
Полная масса, не более 24450 кг
Габаритные размеры в транспортном положении:

· длина, не более

· ширина, не более

· высота, не более

Двигатель:

· мощность

дизельный, с турбонаддувом и интеркулером
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная высота полностью выдвинутой лестницы 50 метров
Рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы: – при вылете 16 метров

– при вылете 20 метров

Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания:

· с нагрузкой на вершине 300 кг

· с нагрузкой в люльке 200 кг

· с нагрузкой на вершине 100 кг

Диапазон угла подъёма комплекта колен от – 4 0 до + 73 0
Угол поворота лестницы вправо и влево (при угле подъёма не менее 10 0)

не ограничен

Грузоподъёмность лифта 200 кг
Грузоподъёмность съёмной люльки (при неприслонённой вершине лестницы)
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах)
Время манёвров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке, не более, при:

· подъёме от 0 0 до 73 0

· опускании от 73 0 до 0 0

· выдвигании на полную длину при угле подъёма лестницы 73 0

· сдвигании (полном) при угле подъёма лестницы 73 0

· повороте на 360 0 вправо и влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 73 0 , не более

· подъёме (опускании) люльки, лифта при угле подъёма лестницы 73 0

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более
Модель стационарного роботизированного лафетного ствола ЛС(Д)-С-20У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники)
Подача стационарного лафетного ствола 20 л/с
Возможность дистанционного управления водяным стационарным лафетным стволом
Наличие и тип пневматического прыжкового спасательного устройства
Наличие спасательного рукава имеется, длиной 49 метров

АБР-РОБОТ (4326)

Автомобиль быстрого реагирования для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности с использованием мобильного робототехнического комплекса лёгкого класса МРК-РП собран на шасси КАМАЗ-4326. АБР-РОБОТ предназначен для:

  • доставки мобильного робототехнического комплекса (МРК) и дополнительного оборудования к месту проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения;
  • доставки персонала, способного обслуживать и управлять робото-техническим средством;
  • доставки к месту выполнения работ боевого расчёта, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, запаса огнетушащих веществ.

Тактико-техническая характеристика АБР-РОБОТ(4326) с функциями аварийно-спасательного автомобиля (АСА)

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-4326
Колёсная формула 4 × 4 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсного дифференциалов)
Колёсная база 4200 мм
Полная масса 11600 кг
Распределение нагрузки:

· на переднюю ось

· на заднюю ось

Габаритные размеры:
Двигатель:

· мощность

дизельный, с турбонаддувом и интеркулером

Число мест боевого расчёта 5 человек (2 + 3)
Максимальная скорость 90 км/ч
Ёмкость цистерны для воды, не менее 500 литров
Переносной электрогенератор «BOSCH»:

· привод генератора

· номинальное напряжение

· номинальная частота

· максимальная мощность

(перенос с АСА РВ-2)

от ДВС (бензиновый)

Комплект гидравлического аварийно-спасательного оборудования «ПРОСТОР» 1 комплект (насосная станция, ножницы, кусачки, разжим, домкраты)
Электрогенератор «ВЕПРЬ» 1 шт. (N = 2,2 кВт)

(не используется,

находится на хранении)

Установка пожаротушения тонко-распылённой водой УПТВ-300 с катушкой навесной и с рукавом высокого давления диаметром 17,4 мм на 50 метров 1 комплект

(не используется,

находится на хранении)

Время подготовки к работе:

Состав АБР-РОБОТ(4326) с функциями АСА

№ п.п. Наименование Кол-во Примеча-ние
1. Комплекс мобильный робототехнический лёгкого класса МРК-РП 2 шт.
2. Установка пожаротушения тонкораспылённой водой УПТВ-300 с катушкой навесной и с рукавом высокого давления диаметром 17,4 мм на 50 метров 1 компл. не исп-ся
3. Комплект дополнительного оборудования к МРК-РП в составе: 1 компл.
– модуль порошкового пожаротушения вместимостью 50 л. 2 шт.
– модуль водопенного пожаротушения вместимостью 50 л. 2 шт. не исп-ся
– измеритель мощности дозы ИМД-21Б 1 шт. Установлен

на МРК-РП

– газосигнализатор ГСА-3 (ГСА-АИГ) 1 шт. Установлен

на МРК-РП

4. ЗИП к МРК-РП в соответствии с ведомостью ЗИП 1 компл.
5. Автомобильная УКВ радиостанция 1 компл.
6. Носимая УКВ радиостанция 2 шт.
7. Сигнальная громкоговорящая система 1 шт.
8. Осветительный комплект 1 шт.
9. ФОС с АЗУ 1 шт.
10. Комплект гидравлического аварийно-спасательного оборудования «ПРОСТОР», принятого в системе МЧС России, в составе:
– кусачки КГС-80 1 шт.
– ножницы комбинированные НКГС-80; 1 шт.
– расширитель средний РСГС-80; 1 шт.
– насосная станция СГС-1-80ДХМ; 1 шт.
– цилиндр двойного действия двухсторонний ЦГС-2/80; 1 шт.
– насос ручной НРС-2/80; 1 шт.
– катушка-удлинитель однорядная КУС-1/15 1 шт.
Средства пожаротушения
11. Пеногенератор ГПВК 1 шт.
12. Мотопомпа с возможностью водозабора от внешнего источника Q = 600 л/мин. 1 шт.
13. Огнетушитель ОУ-5 1 шт.
№ п.п. Наименование Кол-во Примеча-ние
14. Огнетушитель ОП-5 2 шт.
15. Рукав пожарный напорный D у =51 мм, L = 20 м 5 шт.
16. Ствол ручной универсальный комбинированный РСКУ-50А 1 шт.
17. Колонка пожарная КПА 1 шт.
Специальное снаряжение
18. Теплоотражательный костюм ТК-800 3 шт.
19. Специальный костюм «РЗК» 3 шт.
20. Дыхательный аппарат АП «Омега» 3 шт.
Средства для оказания первой доврачебной помощи
21. Медицинская аптечка автомобильная 1 шт.
22. Медицинская укладка 1 шт.
23. Санитарные носилки облегчённые 1 шт.
Оборудование и инструмент
24. Знак аварийной остановки 1 шт. ЗИП шасси
25. Противооткатные упоры 2 шт. ЗИП шасси
26. Лопата штыковая 1 шт.
27. Кувалда 1 шт.
28. Крюк для открывания люков 1 шт.
29. Верёвка 1 шт.
30. Топор 1 шт.
31. Лом пожарный с шаровой головкой 1 шт.
32. Лом пожарный универсальный 1 шт.
33. Трос буксировочный из стального каната грузоподъёмностью 8-10 т. 1 шт. На крыше надстройки
34. Канистра для бензина 5 л. 1 шт. В кабине
35. Ножницы диэлектрические 1 шт.
36. Перчатки диэлектрические 1 пара
37. Боты диэлектрические 1 пара
38. Коврик диэлектрический 1 шт.
39. Зажим 80 1 шт.
40. ГП 50х70 1 шт.
41. ГП 50х80 1 шт.
42. ГП 70х80 1 шт.
43. Ключ К-80 1 шт.
44. Ключ К-150 1 шт.
45. Комплект шоферского инструмента 1 компл. ЗИП шасси

Мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения НТ598.00.00.000 (далее – МРК-РП) предназначен для применения при ликвидации последствий аварий, отягощённых химическим и радиационным загрязнением, сопряжённых с рисками гибели и травматизма личного состава.

Технические характеристики МРК-РП

Масса снаряжённого МР, не более, кг 190
Максимальная скорость передвижения МР, не менее, км/ч 3,0
Высота преодолеваемого МР порогового препятствия, м 0,25
Допустимый угол крена, дифферента МР, не более, градус 35
Глубина преодолеваемой МР водной преграды, не более, м 0,1
Глубина преодолеваемого МР снежного покрова, не более, м 0,1
Номинальная грузоподъёмность манипулятора, кг 30
Предельно допустимая грузоподъёмность манипулятора, кг 50
Управление МР с ПУ на расстоянии:

– по кабелю, м, до

– по радио на открытой местности, м, до

Габаритные размеры МР, не более, м
длина 1,35
ширина 0,65
высота 0,7
Время непрерывной работы, ч, не менее 4

АГ-20-0,3 NATISK (433362)

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ предназначены для:

  • доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, пожарно-технического вооружения;
  • развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста (поста безопасности) ГДЗС;
  • освещения места пожара (аварии);
  • обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования, электроинструмента, дымососов, прожекторов и пр.

Автомобили АГ состоят из следующих основных частей:

  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • салона для расчета и отсеков для ПТВ;
  • электросиловой установки;
  • системы дополнительного электрооборудования;
  • стационарной осветительной мачты.

В качестве основных источников питания электросиловых установок должны применяться генераторы трехфазного тока мощностью 8, 16, 20, 30 кВт с частотой тока 50 и 400 Гц и выходным напряжением 230 или 400 В.

На автомобиле установлен стационарный приводной генератор трехфазного переменного тока ГС-250-20/4, мощностью 20 кВт, частотой тока 50 Гц и выходным напряжением 400 В.

Автомобиль оснащен 6-метровой телескопической мачтой с 2 стационарными прожекторами.

Автомобиль комплектуется гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, механизированным инструментом с бензо- и с электроприводом, пожарными дымососами ПДЭ-7, выносными прожекторами, катушками с электрическим кабелем, электрическими разветвлениями и другим пожарно-техническим вооружением и оборудованием, необходимым для работы звеньев ГДЗС при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Тактико-техническая характеристика АГ-20-0.3- NATISK (433362)

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси ЗИЛ-433362
Колесная формула 4 × 2
Полная масса 10500 кг
Габаритные размеры:
Двигатель:

· мощность

карбюраторный

Число мест боевого расчёта 9 человек
Максимальная скорость 80 км/ч
Встроенный электрогенератор:

· расположение

Привод генератора от двигателя шасси
Номинальное напряжение 400/230 В
Номинальная частота 50 Гц
Максимальная мощность 20 кВт
Высота подъёма осветительной мачты 6 м
Привод подъёмника пневматический
Количество/мощность прожекторов 2 шт./1,0 кВт
Управление прожекторами ручное
Средства защиты органов дыхания:

· количество

дыхательный аппарат со сжатым воздухе с ВЗД 1 час
Защитные костюмы:

– теплоотражательные

– защитные КИХ-5

Катушки кабельные:

– стационарные

– переносные

Специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент:

· комплект аварийно-спасательного инстру-мента:

– электропила

– электродолбёжник

· Оборудование для дымоудаления:

– дымосос электрический ДПЭ-7

– рукав напорный

– рукав всасывающий

1 комплект

Тактико-техническая характеристика

мобильной установки пожаротушения « NATISK -300 M BL »

Модель NATISK-300M BL
Габаритные размеры, д×ш×в

(горизонтальное исполнение)

1350 × 1200 × 800 мм
Масса в снаряжённом состоянии 450 кг
Ёмкость для воды 300 литров
Дозирование пенообразователя 0,6 %
Тип пенообразователя углеводородный синтетический 1 %, производство РФ
Объём пенообразователя 1,8 литра
Кратность пены 5 – 20
Объём производимой пены, кратность

от 1:5 (мокрая пена) до 1:20 (сухая пена)

1500 – 6000 литров
Расход раствора 0,6 – 1,8 л/с
Расход готовой пены 15 л/с
Время работы установки до 15 минут
Метод подачи прерывистый
Дальность подачи пенной струи до 25 метров
Баллон воздушный 2 шт. × 50 л. (Р = 200 кгс/см 2)
Рабочее давление в установке 5 – 7 кгс/см 2
Рукавная линия диаметром 51 мм c ГР-50
Длина рукавной линии 100 метров (5 рукавов по 20 м)
Ствол ручной пенный пистолетного типа «DELTA» 1 шт.

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы - 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ , МАЗ, КамАЗ , Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Выносные опоры - механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен . Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы - штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

АЛ-30

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы - высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена - 30 метров;
  • угол подъема по вертикали - от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана - 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси - 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению - 16 м;
  • тип привода лестницы - гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола - 20 л/с;
  • состав экипажа - 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы - 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы - 300 кг при вылете 16 м и 100 кг - 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы - комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола - 20 л/с;
  • состав боевого расчета - 3 человека (водитель, в том числе).

Специальные пожарные автомобили (СПА) – пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:

· пожарные автолестницы.

· пожарные коленчатые автоподъемники.

· пожарные телескопические автоподъемники с лестницей.

· пожарные автолестницы с цистерной.

· пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной.

· пожарные аварийно-спасательные автомобили.

· пожарные водозащитные автомобили.

· пожарные автомобили связи и освещения.

· пожарные автомобили газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили дымоудаления.

· пожарные рукавные автомобили.

· пожарные штабные автомобили.

· пожарные автолаборатории.

· пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи.

· автомобили диагностики пожарной техники.

· пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили технической службы.

· автомобили отогрева пожарной техники.

· пожарные компрессорные станции.

· пожарно-технические автомобили.

· пожарные оперативно-служебные автомобили.

Пожарные автолестницы

Пожарная автолестница (АЛ) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки) - устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.

Высота подъема - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).

Вылет - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).

Рабочее поле (зона досягаемости) - зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

Угол подъема лестницы - угол, между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.

Время маневра - промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.

Таблица 97

Классификация и основные параметры


Таблица 98

Основные параметры

Наименование параметра Значение параметра в зависимости от исполнения
2,3,4 2,3,4 2,3,4
Максимальная рабочая высота подъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м 10-15 16-20 21-25 26-31 32–40 41–52 53–60
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, не менее
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее 0,5 0,7 0,7
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее
Грузоподъемность съемной люльки или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее - - - -
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости,…°, не менее От минус 7 до плюс 75
Минимальный угол подъема лестницы, при котором возможен ее поворот на 360°,…°, не более
Угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении,… о, не менее
Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее:
с максимальной нагрузкой на вершине
без нагрузки на вершине
Минимальный вылет лестницы при ее максимальной длине, м 1/2 максимальной ширины опорного контура плюс:
4±1 4±1 4±1 5±1 5±1 5±1 5±1
Максимальная ширина опорного контура, м, не более 3,0 3,2 3,2 3,5 3,5 4,5 5,0 5,5 5,5
Время установки АЛ на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при:
опусканий от максимального угла до минимального
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке (лифте), с, не более, при:
подъеме от минимального угла до максимального
опускании от максимального угла до минимального
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы
повороте на 360° вправо или влево
подъеме (опускании) лифта от минимальной до максимальной высоты при максимальном угле подъема лестницы - - - -
подъеме (опускании) люльки от уровня земли до максимальной высоты -
Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершину, м, не более 0,35 0,4 0,45 0,5 0,55 0,6 0,65
Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м
Углы свеса,... о, не менее: передний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
задний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
Габаритные размеры АЛ в транспортном положении, м, не более:
длина 7,5 9,0 11,0 11,5 12,0 12,0 12,0
ширина 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
высота 2,7 3,0 3,5 3,5 3,9 3,9 4,2

Таблица 99

Технические характеристики пожарных автолестниц

Характеристики АЛ-30 (131), мод. ПМ-506И АЛ-30 (4326), мод. ПМ-506С АЛ-30 (43114), мод. ПМ-512Б АЛ-37 (53229), мод. ПМ-544 АЛ-50 (53229), мод. ПМ-513 АЛ-60 (Т815), мод. ПМ-553
Марка шасси ЗИЛ-131 КамАЗ-4326-1036-15 КамАЗ-43114-1029-02 КамАЗ-53229-1041-02 КамАЗ-53229-1050-02 Татра T815-280J21
Колёсная формула 6×6 4×4 6×6 6×4.2 6×4 6×6
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Максимальная рабочая высота подъёма, м 30,0 30,0 33,0 37,0 50,0 60,0
Вылет стрелы, м 16,0 16,0 24,0 18,0 16,0 18,0
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы, кг 160,0 160,0 100,0 нет данных нет данных нет данных
Грузоподъёмность люльки, кг -- -- 200,0 200,0 200,0 200,0
Грузоподъёмность лифта, кг -- -- -- -- 200,0 180,0
Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град.
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 11000×2500×3200 10150×2500×3700 11500×2500×3700 11000×2500×3600 11500×2350×3700 11500×2500×4200

Таблица 100

Тактико-техническая характеристика пожарных автолестниц

Показатели АЛ-18 (52) (модель Л2) АЛ-30(157К) (модель Л20) АЛ-30 (131) (модель Л21) АЛ-30 (131) (модель Л22) АЛ-45 (200) (модель ЛД) АЛ-45 (257) (модель ПМ-109)
Тип шасси ГАЗ-52 ЗИЛ-157К ЗИЛ-131 МАЗ-200 КрАЗ-257
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина 10 150 10 640
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг 10 300 10 500 13 350 18 230
Наименьший радиус поворота, м 8,9 11,2 10,2 10,2 11,3 12,8
Максимальная скорость, км/ч
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 55 (75) 80 (109) 110 (150) 110 (150) 88 (120) 177 (240)
Контрольный расход топлива на 100 км, л
Запас хода по топливу, км
Емкость топливного бака, л
Длина полностью выдвинутой лестницы, м
без дополнительного колена 30,2 30,2 30,2 42,3
с дополнительным коленом 32,2 32,2 32,2
Максимальный угол поворота колен вокруг вертикальной оси Не ограничен
Время выполнения маневров лестницы, с:
подъем колен на 75° 30 ±3 30±3 30+3 -
выдвигание колен на полную длину 30±3 30±3 30±3
поворот колен на 90° вправо, влево 15±3 15±3
одновременный подъем на 75°
полное выдвигание колен и поворот на 90°
Максимально допустимая нагрузка на вершину колен свободностоящей лестницы (без дополнительного колена) кг, при угле подъема:
75° - -
свыше 60°
Грузоподъемность лифта, кг

Рисунок 7. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-30 на шасси автомобилей ЗИЛ-131 и Урал. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Рисунок 8. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-37. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ) – пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен

Автолестница на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным и предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих средств на высоты;
  • как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
  • для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • для подъёма и перемещени ягрузов при разборке конструкций.

Конструкция

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На повортоном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подьёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Летница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена летсницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота — от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Разработка и производство

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Тактико-техническая характеристика

АЛ-30(131)ПМ506Д

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси ЗиЛ-131Н
Колесная формула 6 × 6
Полная масса 10185 кг
Габаритные размеры: 11000 мм
Двигатель:

· мощность

карбюраторный
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой 16 метров
160 кг
Диапазон угла подъёма комплекта колен от 0 0 до 75 0
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) 1000 кг

Порядок работы на АЛ-30