Нарушение пдд обгон запрещен. Наказание за нарушение ПДД при обгоне под знак «Обгон запрещен. Обгон запрещен в тоннелях

Зачастую, не обгоняя движущиеся впереди автомобили, невозможно обеспечить комфортную езду. Однако чрезвычайно важно учитывать порядок обгона, поскольку от этого зависит безопасность пассажиров и пешеходов. На дорогах существуют участки, где обгон запрещен. Об этом водителей предупреждает специальный знак: два автомобиля красного и черного цвета. В 2018 году за нарушение данных правил владельца ТС ждет крупный штраф.

Онлайн-поддержка юриста позволит гражданам понять их права и обязанности, научиться грамотно общаться с сотрудниками ГИБДД и аргументировано отстаивать свою позицию, если вам неправомерно вменяют штраф за запрещенный обгон или выезд на полосу встречного движения.

Дистанционный контроль за соблюдением правил дорожного движения сегодня осуществляют камеры видеофиксации. Важно отметить, что обгонять впереди едущие транспортные средства можно исключительно слева. Обгон справа, значительно повышающий риск возникновения ДТП, в 2018 году карается штрафом в 1500 рублей.

Обгон в 2018 году совершается по строгому алгоритму действий. Сначала необходимо убедиться, что машины, едущие сзади, не собираются вас обгонять. Затем нужно посмотреть, нет ли рядом машин на полосе встречного движения (если обгон совершается именно таким образом). Только потом можно включить левый сигнал поворота и начать обгон. При этом водитель автомобиля, который вы обгоняете, не имеет права вам препятствовать. Нарушением с его стороны будет считаться увеличение скорости, петляние по дороге, попытка совершить обгон.

  • на пешеходном переходе;
  • на перекрестке;
  • на железнодорожных переездах;
  • на мостах и тоннелях.;
  • на участках дороги с плохой видимостью;
  • на дороге, где установлен дорожный знак «обгон запрещен».

Знак «обгон запрещен» устанавливается в местах, где повышен риск столкновения с попутными или встречными автомобилями, на трассах с односторонним движением, на участках дороги с ограниченной видимостью, а также в пределах населенных пунктов.

Об окончании действия знака «обгон запрещен» свидетельствует специальный дорожный знак, обозначающий конец зоны ограничений и разрешающий совершать подобный маневр.

Штраф за обгон в 2018 году


Если водитель проигнорировал дорожный знак «обгон запрещен», сотрудник ГИБДД в 2018 году выпишет штраф в 5000 рублей. В зависимости от обстоятельств, владелец транспортного средства, совершивший опасный маневр, может получить постановление о применении более суровых административных мер – лишении водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Постановление ГИБДД о необходимости оплатить штраф в 10-дневный срок после получения можно обжаловать, если у водителя есть основания полагать, что взыскание применено ошибочно, сотрудник ДПС превысил полномочия или документ составлен с нарушением КоАП.

Подавать жалобу лучше после консультации с юристом, который поможет верно составить документ.

Если водитель согласен с наложенным на него штрафом за игнорирование знака «обгон запрещен», взыскание необходимо оплатить в течение 60 дней после получения документа на руки.

Если не вложиться в указанный срок, дело будет передано в ФССП. Судебные приставы увеличат сумму штрафа в два раза. Если эти меры не помогут, работники ФССП применят более жесткие меры. В их полномочиях удержать сумму штрафа из заработной платы граждан, а также:

  • арестовать имущество;
  • обязать к принудительным работам;
  • запретить выезд из страны.

Если водитель хочет проверить, не числятся ли за ним штрафы, ему будет нужно посетить сайт ГИБДД.

С помощью простой электронной формы, где надо указать номер водительского удостоверения и автомобиля, можно получить полную информацию о данном ТС и нарушениях, которые за ним числятся.

Также информацию по долгам и штрафам ГИБДД можно получить через портал Госуслуги. Сайт удобен тем, что позволяет не только узнать о сумме взыскания, но и оплатить его.

Как получить скидку при оплате штрафа

Если вам выписали штраф за обгон, необходимо в краткие сроки погасить взыскание. Однако сумма, указанная в постановлении, может быть слишком большой, и оплата штрафа станет серьезным испытанием для бюджета водителя. Именно из-за больших штрафов многие водители решаются на уклонение от оплаты. Чтобы создать для автомобилистов более лояльные условия, российскими властями были приняты изменения в законодательстве.

Сегодня автовладельцы могут получить льготу при оплате штрафа за проезд под запрещающий знак – возможность оплаты взыскания частями, с отсрочкой или скидкой 50%. Для этого надо обратиться с заявлением в ГИБДД или суд, вынесший постановление о взыскании штрафа. К заявлению необходимо приложить документы, которые могут подтвердить ваше бедственное материальное положение. Однако не все водители, нарушившие правила дорожного движения в зоне действия знака, могут получить бонус при оплате штрафа. Скидку в 50% от суммы взыскания не удастся оформить, если водитель совершил следующие нарушения:

  • вождение в нетрезвом виде;
  • повторное превышение скорости на 40 кмч;
  • проезд на красный свет;
  • выезд на встречную полосу движения, где стоит запрещающий знак.

Штраф не удастся уменьшить, если водитель создал аварийную ситуацию, совершая маневр, поставил под угрозу жизни и безопасность участников дорожного движения, стал виновником ДТП. Получить льготу при оплате взыскания за обгон в зоне действия знака, запрещающего подобные действия, можно, выполнив еще одно условие – оплата квитанции должна осуществляться в первые 20 дней после получения на руки постановления ГИБДД.

Размер штрафов за нарушение правил обгона в различных ситуациях

Обгон – один из маневров, который представляет определенную опасность. Чтобы свести ее возникновение к минимуму, необходимо соблюдать правила обгона. Большинство водителей идут на риск и забывают о безопасности. Чтобы таких автолюбителей было меньше, закон предусматривает штраф за обгон в 2018 году, совершенный не по правилам. При этом он назначается в соответствии с местом и типом нарушения.

Что значит обгон

Определение обгона дается в пункте 1.2 ПДД. В нем маневр определяется как опережение других автомобилей с выездом на встречную полосу. После того, как другие авто остались позади, водитель занимает свою полосу. Вместе с определением обгона, изменившимся в 2010 году, несколько поменялись и правила обгона с выездом на полосу встречного движения.

Чем отличается от опережения

Существует принципиальное различие между понятиям «обгон» и «опережение». В последнем случае водитель при обгоне не выезжает на полосу встречного движения.

Где разрешен маневр

Согласно ПДД, совершать обгон разрешается на следующих участках дороги, которые расположены вне населенного пункта:

  • автотрассы с двумя полосами, разметка которых выполнена в форме прерывистой линии;
  • дорожное полотно, где для движения оборудованы три полосы (продольная разметка в данном случае должна быть прерывистой);
  • двухполосное дорожное полотно с комбинированной разметкой.

Совершая маневр, нужно тщательно продумать свои действия. Необходимо учесть видимость на дороге, состояние дорожного полотна и автомобиля.

Где запрещено обгонять

Согласно 11.4 пункту ПДД, нельзя совершать обгоняющий маневр на следующих участках дорожного полотна:

  • на регулируемых и нерегулируемых перекрестках неглавных дорог;
  • на переходах, оборудованных для пешеходов, если на них есть люди;
  • там, где расположены железнодорожные переезды (в пределах 100 метров от их места расположения и непосредственно на них);
  • в тоннеле, на мосту, путепроводе, эстакаде и под ними;
  • там, где завершается подъем;
  • в местах, где видимость ограничена.

Совершение маневра на этих участках квалифицируется как нарушение правил обгона.

Если обратиться к 11.2 статье ПДД, то обгон запрещен при таких обстоятельствах:

  • совершение автомобилем, который находится впереди обгоняющего, обгона или объезда препятствия;
  • включение движущимся впереди автомобилем левого поворотника;
  • совершение водителем автомобиля, который находится сзади, обгона;
  • отсутствие возможности без помех для других автомобилистов возвратиться на прежнюю полосу.

Иногда происходит нарушение знака «Обгон запрещен» без сплошной линии разметки. В данном случае действительно нельзя обгонять согласно знаку. Разметка в виде пунктира при этом разрешает развернуться или повернуть.

Если говорить про штраф за обгон на мосту, то при назначении наказания принимаются во внимание смягчающие обстоятельства: совершение нарушения впервые, некачественная разметка и присутствие впереди тихоходного транспорта.

Одно из распространенных нарушений – обгон справа. Обгонять безрельсовое средство передвижения, согласно 11.2 статье ПДД, допустимо по левой стороне. Исключение составляет случай, когда автомобиль, движущийся впереди, включил левый поворотник и начал выполнять обозначенный маневр.

Штраф за нарушение

Если водитель нарушил правила обгона, то, согласно административному кодексу, он понесет наказание. Чаще всего сотрудникам ГИБДД приходится выписывать штраф за обгон в неположенном месте. Взыскание назначается в соответствии с местом и обстоятельствами нарушения.

Иногда на дорогах выставляют временный знак, запрещающий обгон, тогда как раньше такой маневр на данном участке был разрешен, о чем говорили и основные знаки. В этой ситуации следует действовать, принимая во внимание временный знак, даже если он противоречит значению основного.

На перекрестке

На пешеходном переходе

Под знак «Обгон запрещен»

Совершив обгон под запрещающий знак, водитель лишается прав и выплачивает штраф. Штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2018 году зависит от обстоятельств нарушения. Максимальная сумма взыскания составляет 5000 рублей. Если говорить о лишении права вождения, то данная мера наказания применяется, если нарушение зафиксировано сотрудником ГИБДД. Если оно было заснято на камеру без участия последнего, то водитель наказывается только штрафом. Что касается срока ограничения в праве вождения, то за первое нарушение водительское удостоверение изымается на 4-6 месяцев, за повторное – на 1 год.

Правила обгона на дороге

Совершая обгон, нужно руководствоваться некоторыми правилами. При этом следует убедиться в следующем.

  1. Обгон будет безопасным для всех участников дорожного движения и полоса, которую водитель займет при завершении маневра, свободна.
  2. Водитель обгоняемого автомобиля не будет препятствовать совершению маневра, он сам не собирается обгонять или поворачивать.
  3. Скоростные показатели обгоняющего автомобиля позволяют совершить маневр.
  4. Дорога не разделена трамвайными путями или разметкой, которая налагает запрет на обгон.

Обгон следует совершать только в условиях хорошей видимости. В противном случае за ним может последовать ДТП. Допускается обгон по левой стороне. Если водитель решит совершить маневр справа, то, скорее всего, его автомобиль проедет по обочине (в случае если для передвижения оборудована одна полоса). Для предотвращения подобных ситуаций закон предусмотрел штраф за езду по обочине.

Какой штраф за «Обгон запрещен»?

В теоретических изданиях правил дорожного движения прописано, на каких участках дорог водителям категорически запрещен маневр «Обгон». При нарушении данного ограничения на нарушителя накладывается обязанность в уплате определенной штрафной санкции. В каких случаях обгон запрещен? По каким правилам обгон совершать правильно? Читайте в статье.

Знак «Обгон запрещен»

Знак «Обгон запрещен» можно довольно-таки часто встретить на дорогах города и загородных трассах. Визуально он выглядит следующим образом: белый круг в красной рамке, посередине изображены два автомобиля, при этом один из них черного цвета, а другой красного.

Тот автомобиль, чей кузов представлен в красном цвете, совершает противоправные действия – обгоняет в неположенном месте.

Ниже мы разберем специфику данного знака.

Где можно встретить такой знак?

  • На опасных поворотах;
  • Крутых подъемах;
  • Перекрестках;
  • Других местах ограниченной видимости, где может произойти столкновение с автотранспортными средствами встречного движения.

Таким образом, знак «Обгон запрещен» устанавливается везде, где у водителей есть шанс попасть в дорожно-транспортное происшествие.

В местах, где установлен данный запрещающий знак, обгон запрещен всем видам транспортных средств (как легковым, так и грузовым автомобилям и т.д.).

Когда обгон снова разрешается?

Когда заканчивается зона действия знака. Происходит это в следующих случаях:

  • Если после знака запрещающий обгон, идет знак, который отменяет его;

Обычно отменяющие действие знака «Обгон запрещен» знак можно встретить на загородных трассах.

Выглядит он также, как и знак «Обгон запрещен», только с перечеркивающей изображенные на знаке автомобили тонкой полоской.

Так, например, если знак установлен на повороте, после которого идет перекресток, то водителю, согласно правилам обгона, будет запрещено обгонять другое автотранспортное средства только на повороте. После перекрёстка он может совершить правильный обгон (если есть прерывистая линия, отсутствуют транспортные средства на встречной полосе, и никто не пытается совершить обгон сзади).

Если водитель встретил знак «Обгон запрещен», будучи вне населенного пункта, то при въезде в населенный пункт действие запрещающего знака оканчивается. В начале населенного пункта всегда расположен соответствующий знак «Начало населенного пункта».

Если же водитель будет «пойман» на обгоне (зафиксирован аппаратами фото- или видеофиксации), то ему будет выписан штраф.

При это размер штрафа будет напрямую зависеть от места, где был совершен маневр, игнорирующий правила обгона.

От чего зависит размер штрафа?

Обгон под знак с выездом на полосу встречного движения, по статье 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может привести к штрафной санкции в размере пяти тысячи рублей или лишению права управления транспортным средство на период от четырех до шести месяцев;

Последняя мера наказания возможна только в том случае, если нарушение будет занято на устройство видеофиксации.

Стопроцентное лишение водительских прав возможно в том случае, если водитель выехал на встречную полосу движения в месте, где запрещается совершать обгон, столкнувшись при этом с одной из машин.

Еще более отягчающим обстоятельством может стать летальный исход одного из участников движения (водитель, пассажиры, пешеходы).

  • Выезд на полосу встречного движения сквозь двойную сплошную при желании объехать какую-то помеху (которая располагается слева), при возможности объехать его справа.

Таким образом, водитель нарушает сразу три правила: игнорирует сплошную разметку, выезжает на полосу встречного движения, создает помеху для участников встречного движения.

Данное нарушение регламентируются статьей 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Игнорируя правила обгона, водитель должен будет оплатить штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей.

Пример: водитель увидел на своем пути помеху (сломанный автомобиль со включенной аварийной сигнализацией, например) и решил её объехать. Согласно правилам дорожного движения, сделать это надо, согласно правилам обгона, с левой стороны на полосе попутного движения. Если же водитель опережает помеху с правой стороны, выезжая на «встречку», он нарушает ПДД, проезжая там, где обгонять запрещено.

Правильный обгон через встречную полосу водитель совершит только в том случае, если полоса, по которой он движется, перекрыта полностью.

  • Если маневр совершен в месте установки знака «Обгон запрещен» на участке дороги, где отсутствует разметка (или её в данный момент не видно, например, из-за снега;

Данное нарушение регламентируются статьей 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довольно часто водители просто не понимают, что выехали на полосу встречного движения в месте, где обгон запрещен, потому что разделяющей потоки движения разметки нет. Однако, неведение не избавит провинившегося водителя от обязанности уплатить штраф в размере о пятисот до тысячи рублей.

Когда можно избежать штрафа за обгон?

  • Гужевых повозок (прицеп, запряженный животным);
  • Мопедов;
  • Мотоциклов (только если он без коляски);
  • Других транспортных средств, на которых установлен знак, означающий тихоходный порядок управления транспортным средством;

Знак «Тихоходное транспортное средство» выглядит, как яркий красно-желтый треугольник.

Лишение прав за обгон под запрещающий знак 2016

Водители способны выполнять много разных маневров, но самую большую опасность из них являет обгон. Зачастую водители могут быть невнимательны, не придерживаться разметочной линии, выполнять маневры, не надлежащие знакам. Подобные маневры часто приводят в лучшем случае к штрафным взысканиям или изъятию прав, а в худшем – к созданиям аварийных ситуаций с летальным исходом.

Действие знака «Обгон запрещен»

Исходя из его названия - запрещено совершать обгон транспорта, кроме:

  • тихоходного;
  • гужевого;
  • велосипедов;
  • мопедов;
  • двухколесных мотоциклов.

Ставят его в основном в тех местах, где:

  • есть большой риск столкновения с другим транспортом;
  • недостаточность видимости у транспорта, который двигается в противоположном маршруте;
  • есть населенный пункт.

Границы его действия
Начинается с места, в котором он установлен и продолжается вплоть до самого близкого перекрестка. Существуют населенные пункты без перекрестков. В таком случае знак будет действовать до окончания пункта.

Область зоны действия знака может быть меньше. В таком случае в ее окончании должен стоять соответствующий знак.

На сколько лишают прав за оставление места ДТП узнайте тут.

Действие знака будет закончено в том случае, если будут в наличии нижеперечисленные обозначения:

  • сообщающее о том, что закончена зона запрещения обгона;
  • свидетельствующее о наличии некоторого числа ограничений и об их окончании действия;
  • сообщающее о длительности небезопасного участка, будет установлено в населенном пункте или при присутствии такого участка дороги под знаком, которым запрещается обгон.

Что представляет собой тихоходный транспорт и как его выявить?
К нему относятся транспортные средства на механическом ходу, скорость движения которых не может быть выше тридцати километров в час в связи с техническими причинами.

Лишение прав за обгон под запрещающий знак

За подобные действия предусмотрена административная ответственность (статья 12.15 КоАп). Какой штраф за обгон под запрещающий знак? Он может быть, как в денежном эквиваленте, так и часто за это нарушение лишают прав.

В каких случаях бывает наказание.

  1. Если осуществлен выезд по встречной полосе или на трамвайные пути (пункт 4), будет наложен штраф суммой в 5 000 руб. или вполне вероятно будет лишение прав за обгон под запрещающий знак на четыре - шесть месяцев. Это наказание будет применено при наличии факта выезда. Инспектором определяется исходя из данных маневра: длительность, опасность обгона и подобных, какое будет нарушение.
  2. Выезд с целью объезда препятствий не будет оцениваться как маневр обгона.
  3. Если на транспорте установлен знак с ограничением скорости в тридцать километров в час, но оно не является тихоходом, то, обгоняя его, водитель в наказание будет лишен прав, в связи с тем, что знак, не соответствует правилам.
  4. При пересечении сплошной полосы наказание будет однозначно. Только лишь при наличии препятствий, которых невозможно объехать с правой стороны, наказание будет расцениваться согласно 3 части статьи и составлять 1000-1500 руб. штрафа.
  5. По пункту 5 при повторном нарушении 4 части лишение прав за обгон под запрещающий знак 2015 осуществляется на один год. Если же обгон был зафиксирован с помощью специальных технических средств, работающими в автоматическом режиме, на нарушителя будет наложен штраф суммой в 5000 руб.
  6. В случае если на тихоходе нет установленного знака, свидетельствующего о принадлежности транспорта к данной категории, обогнать его возможно, но доказать это будет не так-то просто, так как не существует определенного списка, который утверждает принадлежность средства к этой категории.
  7. Обгон будет разрешен в случае нарисованной на дороге сплошной разметочной линии, стоящего знака, запрещающего обгон в той ситуации, если перед водителем едет тихоходный транспорт.

О том, как обжаловать лишение водительских прав узнайте тут.

В каких случаях возможен обгон, даже если есть запрещающий знак и сплошная линия разметки? Может быть несколько вариантов:

  1. В случае если впереди движется тихоходный транспорт с соответствующим треугольным знаком.
  2. Если транспортом являются иные средства помимо тихоходных, которые можно обгонять.

В любых иных случаях, при нарисованной сплошной разметке и наличии знака, запрещающего обгон, делать это категорически запрещается и наказывается лишением прав или наложением штрафов в зависимости от ситуации.

Лишение прав за обгон под временный запрещающий знак

Этот знак выглядит точно так же, как и запрещающий обгон, только на желтом фоне. Он устанавливается при проведении ремонтно-дорожных работ. Если же есть противоречие между временным и обычным знаком, необходимо ориентироваться по временному.

Например, такая ситуация. На обычной трассе нарисована разметка с прерывистыми линиями. Вдоль дороги размещены два знака: основной, о том, что все ограничения более не действуют и временный знак запрещения обгона. В этой ситуации водитель должен будет ориентироваться на временный знак, так как он преимущественный.

Как избежать лишения прав за обгон под запрещающий знак

В правилах от 2015 года есть некоторые исключения, при которых можно обогнать при знаке «Обгон запрещен». Допускается это в следующих случаях.

  1. Если в том же направлении едет тихоход со специально установленным на нем знаком.
  2. Если перед водителем едет конная или гужевая повозка.
  3. Если впереди находится мототранспорт с двумя колесами.

Но нужно помнить, что обгон подобных средств возможен только в той зоне, на которую распространяется действие знака.

В любых других случаях правила нарушать крайне нежелательно, ибо наказание следует достаточно серьезное.

  • Совет 1. Перед тем как совершать обгон, нужно четко проанализировать всю ситуацию, сложившуюся на дороге, ведь результаты и последствия ее могут быть совершенно различными.
  • Совет 2. При возникновении спорных ситуаций, можно попробовать доказать, что обгон был совершен именно тихоходного средства. Однако сделать это не всегда легко и просто.

На дороге самое главное – следить за ситуацией и за безопасностью маневров. Поэтому если нет уверенности, лучше не обгонять, иначе может выйти себе дороже.

Видео, лишение прав за обгон под запрещающий знак

Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД. Часть 4.

Все статьи серии «Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД.»:

  • Часть 1. Общая.
  • Часть 2. Общая.
  • Часть 3. Поворот налево или разворот
  • Часть 4. Обгон.
  • Часть 5. Маневрирование на перекрестках

Мы продолжаем разбирать ситуации с нарушениями ПДД, которые нам предоставила ГИБДД. До написания этой статьи мы разобрали 15 ситуаций.

В этой части мы разберем один из самых опасных маневров «Обгон».

«Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Правила обгона, опережения, встречного разъезда:

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

3.20 «Обгон запрещен».

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

Статья написана по материалам сайтов: vprave.guru, voditel.guru, dtp.help, 1avtourist.ru, ruspdd.ru.

Движение транспортного средства по дороге сопряжено со многими маневрами: это и поворот, и перестроение в соседнюю полосу, а также опережение ТС, которое, по мнению обгоняющего водителя, едет недостаточно быстро.

Сам по себе маневр несложный, если соблюдать установленные правила обгона. Нарушение же порядка и условий опережения впередиидущего ТС считается одним из серьезнейших проступков водителей, поскольку излишняя самонадеянность провоцирует риск совершения тяжелого ДТП с непредсказуемыми, чаще всего фатальными, последствиями.

Какой штраф за знак «Обгон запрещен»

Обгон – это не тот случай, когда «если очень хочется – то можно». Можете убедиться в этом на собственном опыте, но совершая маневр по установленным правилам, вы гарантированно избежите мер административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ, а именно ст. 12.15 кодекса:

  1. Выезд на полосу встречного направления либо выезд на трамвайные рельсы, предназначенные для встречного движения при объезде препятствия (если имеется возможность обогнуть помеху с правой стороны) – штраф в размере от 1000 до 1500 рублей . (ч. 3. ст. 12.15.).
  2. Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» либо пересечение сплошной линии разметки, с выездом на встречку, – штраф 5000 рублей или изъятие водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода (ч. 4. ст. 12.15.).
  3. Если правонарушение, предусмотренное ч. 4. ст. 12.15 КоАП РФ, было совершено повторно в течение года, то лишитесь права управления ТС на 12 месяцев .
  4. Крайне редко действия водителя рассматривают с точки зрения ст. 12.16. КоАП, когда отсутствует дорожная разметка и обгон происходит по центру дороги (при условии, что ширина проезжей части в каждую сторону составляет не менее 4 метров).

Инспектор может выписать вам штраф в 500 руб . за несоблюдение требований дорожной разметки и запрещающих знаков, но обычно пытаются наказать водителя гораздо суровее.

ПРИМЕЧАНИЕ : Фиксация нарушения правил обгона автоматическими дорожными фото- и видеорегистраторами в случаях, предусматривающих лишение прав, влечет за собой исключительно альтернативное наказание – штраф 5 тыс. руб.

Что подразумевается под обгоном

С принятием поправок в ПДД, термин «обгон» стал трактоваться несколько иначе, нежели в прежней редакции Правил. Ранее под обгоном подразумевалось опережение одного либо нескольких ТС (движущихся!), связанное с выездом из своей полосы.

Сейчас обгон – это также опережение одного или нескольких ТС, но уже с выездом на встречку и возвращением в свою полосу по завершении маневра.

Про движущийся в одном направлении с «гонщиком» транспорт нет ни слова, соответственно, обгоном будет считаться и объезд статичной помехи (место аварии, например), с выездом на встречную полосу в запрещенном месте.

ПРИМЕЧАНИЕ: Знак «Обгон запрещен» действует для всех видов ТС, без исключения!

Где обгон запрещен

Правила дорожного движения дают четкий ответ на этот вопрос:

  • Самой собой, обгонять нельзя в зоне действия знака «Обгон запрещен» и путем пересечения сплошной линию разметки. Знак действует до первого перекрестка, а если в населенном пункте такового не имеется – до выезда за пределы населенного пункта. Также маневр можно совершить после знака окончания действия запрета на обгон и после знака, снимающего все ограничения на этом участке дороги.
  • В зоне пешеходного перехода, независимо от того, идут по нему люди или он совершенно пуст.
  • Нельзя обгонять на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях.
  • На регулируемых и нерегулируемых перекрестках, при движении по второстепенной дороге.
  • Вблизи опасных поворотов, в конце любых, даже незначительных, подъемов и в других случаях, когда видимость на дороге недостаточна для безопасного совершения обгона.
  • На железнодорожных переездах и на прилегающей 100-метровой зоне.

ПРИМЕЧАНИЕ : В Правилах, запрещающих обгон, имеется ряд исключительных случаев:

  • можно обгонять тихоходное ТС (если небольшая скорость является конструктивной особенностью ТС, о чем должна предупреждать соответствующая табличка на задней части тихохода);
  • можно обгонять двухколесные ТС (мопеды, мотоциклы, велосипеды);
  • гужевой транспорт.

Правила обгона на трассе


Обгон - это важнейшая тема в ПДД. Собственно говоря, любую тему нужно выучить, так как всё, что есть в правилах, в дальнейшем пригодится в практическом вождении. Поэтому стоит рассказать о том, как осуществляется обгон, где он запрещен, а также обо всем остальном, что может касаться данной темы.

Определение

Начать хотелось бы с терминологии. Итак, обгон - это опережение транспортного средства (одного или сразу нескольких), которое напрямую связано с выездом на встречную полосу. После того, как маневр выполняется, водитель возвращается обратно.

Еще есть второй термин. И это - опережение. Многие часто путают его с обгоном. Какой же смысл вкладывается в это понятие? Тут всё максимально просто. Опережение - это процесс, при котором водитель конкретного транспортного средства двигается на скорости, являющейся более высокой, чем у остальных, попутных машин. Ели выражаться другими словами - то это просто ситуация, когда авто “обходит” своего соседа. При этом водитель не перестраивается на встречную полосу, так что данный маневр считается намного более безопасным. Потому термины путать не нужно. Обгон - это одно, а опережение - другое.

Первое, что нужно усвоить

В 11-й главе очень подробно описано всё, что связано с обгоном. И первое, чему учит книжка ПДД - прежде, чем приступить к выполнению маневра, водитель в обязательном порядке должен удостовериться в том, что та полоса движения, куда он намеревается выехать, является свободной. Он должен просчитать, хватит ли ему времени, и насколько высока вероятность того, что во время осуществления своих действий, на встречной полосе не появится машина. Это очень важно. Многие водители не соблюдают это правило, и результат, как правило, оказывается плачевным. Именно из-за этого случается большинство аварий и летальных исходов из-за ДТП. Потому что две машины, которые “шли” на высоких скоростях и столкнулись передними бамперами - это, как правило, жертвы.

Все это и рождает закон, который гласит: если при описанных выше обстоятельствах происходит ДТП, то в случившемся вина всегда ложится на человека, который инициировал обгон. Это логично и вполне объяснимо. Ведь именно водитель не просчитал все предварительно, и начал маневр, не подумав о последствиях и элементарно не подождав.

Золотое правило №2

Еще один пункт, который необходимо выучить наизусть, читая тему “Обгон”. ПДД гласят: водитель той машины, которую намереваются обогнать, не должен повышать в данный момент скорости. Рекомендуется её, напротив, снизить. Потому что в противном случае время, которое придется потратить человеку на совершение маневра, увеличивается. Соответственно, он будет дольше ехать по встречной полосе, а это, как минимум - несколько десятков метров. Не нужно уточнять, чем это чревато.

Запреты

Помимо вышеперечисленного, есть еще масса нюансов, которые также надо учитывать. Обгон запрещен, например, в тех случаях, когда движущееся впереди обгоняет кого-то другого или же пытается объехать препятствие. Еще нельзя приступать к данному маневру, если автомобиль, который шел по той же полосе, подал сигнал поворота.

Также человек, перед тем, как начать предпринимать действия для совершения действия, обязан посмотреть в заднее зеркало. Потому что вполне может возникнуть вероятность того, что машина, ехавшая за ним, тоже решила выполнить обгон. ПДД в таких случаях гласят, что нужно подождать, снизить скорость (или, как минимум, не превышать) и только потом, еще раз все перепроверив, сделать задуманное.

И, конечно же, еще один нюанс. Обгон запрещен, если водитель понимает, что после завершения маневра у него не получится вернуться на свою полосу, не создав при этом помех для остальных транспортных средств (и, в том числе, для обгоняемого). Немало автомобилистов забывают эти простые положения, из-за чего и попадают в аварии.

Вопросы скорости

Правила обгона также диктуют определенные положения, касающиеся того, как быстро нужно двигаться водителю, который намеревается сделать названный маневр. Это нюанс тоже важный.

Нельзя приступать к действию, если скорости, на которой движется машина, для этого недостаточно. Допустим, у едущего впереди транспортного средства на спидометре 85 км/ч. Если человек, желающий его обогнать, разогнался только до 80 км/ч - ни в коем случае нельзя приступать к действиям. Даже если по скорости он обошел своего соседа по полосам на несколько километров - тоже не стоит рисковать. Так, например, если ему удалось разогнаться до 90 км/ч, то в таком случае, чтобы выполнить полноценный обгон, потребуется 180 метров. И встречная полоса должна быть свободной на протяжении 360 метров. Почему именно так? Всё просто. 180 метров нужно для человека, занимающегося маневром, и еще столько же - для встречной машины. Только так получится избежать столкновения.

Правила обгона гласят - если человек догоняет впереди идущую машину чересчур медленно, то лучше отказаться от задуманного. Поскольку, завершив действие, водитель автоматически создаст помеху тому автомобилю, который только что опередил. И не исключено, что тот тоже решит пойти на обгон. В общем, в данном случае нужна высокая скорость - это нужно усвоить.

Где нельзя делать манёвр?

Обгон запрещено делать во многих местах. Во-первых - на регулируемых и (если человек движется не по той дороге, что является главной).

Во-вторых, обгон на пешеходном переходе также категорически запрещен. (и расстояние, находящееся за 100 метров до них), мосты, путепроводы, тоннели (и также под ними), конец подъема, опасные повороты, участки, где ограничена видимость - во всех перечисленных местах этого делать нельзя.

Есть определенные ситуации с перекрестком, при которых можно обгонять впереди идущее ТС. Во-первых, он должен быть не регулируемый. Во-вторых, перед перекрестком обязан находиться Дополнительных табличек быть не должно (за исключением знаков, нумерованных от 2.3.1. до 2.3.7). Это значит, что маневр совершить можно, если только главная дорога не меняет своего направления именно на этом перекрестке.

Еще стоит отметить, что раньше правила разрешали обгонять на пешеходных переходах, если он был пуст. Но теперь все поменялось, и отныне данное действие запрещено даже в том случае, если этот участок дороги пустует.

Опасные места

Более подробно стоит рассказать и о тех участках дороги, где совершение маневра не только грозит штрафом, но и жизнью. Итак, мосты, эстакады, путепроводы и тоннели, так же опасны, как и встречная полоса. Обгона, соответственно, там никакого быть не должно.

Вообще, некоторые мосты иногда строят таким образом, что их нереально увидеть издалека. И многие водители, спеша, начинают обгон и, в результате, завершают его на мосту, где проезд затруднен. Кстати, обычно там стоят соответствующие указатели. Знак обгона нумерован, как 3.20. Узнать его просто - на нем изображено две машины, левая из которых выделена красным цветом. Все понятно, смысл объяснять не нужно.

Подробнее о знаках

А вот когда человек видит указатель 3.26, то можно расслабиться и приступать, проверив все предварительно, к маневру. Этот знак выглядит, как тот же самый 3.20, только обе машины - серые, и перечеркнуты наискось пятью линиями. Это означает отмену запрета.

Опасные повороты и вовсе не нуждаются ни в каких знаках - их видно и так. Однако по правилам их устанавливают - 1.14, 1.11.1, 1.11.2. Завидев данные указатели, нужно не только повременить с маневром, но еще и снизить скорость (за исключением крутого подъема).

И, наконец, если на каком-то участке ограничена видимость (дорога такая, или там есть какие-то сооружения, а может рельеф местности специфический), то обгон тоже запрещен. В таких ситуациях лучше вообще ехать максимально осторожно и быть как можно более внимательным. Да и, как можно было уже заметить, не так уж много знаков потребуется запоминать. Всего-то два - один указатель запрета, а второй - отмены, и они встречаются последовательно. Второй - спустя какое-то расстояние после первого.

Положения Кодекса

Напоследок стоит отметить, что отдельной статьи или наказания за неграмотно совершенный обгон не существует. Зато есть 12-я глава Кодекса об административных нарушениях. Там в четвертой части говорится, что выезд на встречную полосу или на трамвайные пути (естественно, тоже встречного направления) карается штрафом. Его размер составляет пять тысяч рублей. Штраф за обгон, как можно видеть, не маленький. Также водителя могут лишить его прав. Срок обычно составляет 4-6 месяцев. Для многих людей потерять таким образом водительское удостоверение - это худшее наказание, потому многие говорят, что лучше уж получить штраф за обгон.

Нужно отметить, что по этой статье наказывают тех водителей, которые совершили обгон в неположенном месте. То есть там, где не было разрешающих знаков.

Многих людей интересует - а можно ли “обменять” наказание? Вместо лишения оплатить штраф? Нет, здесь зависит все только от ГИБДД. Штраф? Значит так и будет. Дело передадут в суд? Скорей всего, грозит лишение прав, но там, на слушании, можно будет попытаться решить эту проблему и оправдать себя.

Места для выполнения манёвра

Многое было сказано о том, где нельзя совершать обгон. А что же касательно того, где это можно? Эти места тоже надо перечислить. Так называемый встречный разъезд позволяется проводить на двухполосных автомобильных трассах. Там осевая линия выглядит, как прерывистая разметка.

Еще это можно делать на той дороге, где полос всего три. И на них также должны быть прерывистые линии. И, конечно, под разрешающую категорию подпадают дороги, где всего две полосы, а разметка - комбинированная. Вот там обгон разрешен. Но не во всех местах стоят соответствующие знаки, потому всё это желательно запомнить. Лишним не будет.

Что не является обгоном?

В самом начале говорилось о том, что многие люди путаются в определениях “обгон” и “опережение”. Теперь следует на примерах все разъяснить.

Обгоном не считается опережение, происходящее в пределах одной полосы. Потому что, если не случается пересечения горизонтальной разметки - это и не был встречный разъезд. Еще обгоном нельзя назвать опережение, не выходящее за пределы правой половины дороги. То есть, на встречную полосу машина тоже не выезжает.

И, наконец, еще один момент - опережение автомобиля, при котором человек выехал на встречную полосу, но не вернулся на сторону попутного движения. Свернул, например.

Итак, если запомнить всё вышеописанное, то можно спокойно выполнять обгоны. Главное - помнить правила.

Для начала давайте вспомним, что такое ОБГОН.

Правила. Раздел 1. «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения , и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

То есть обгон – это всегда выезд на встречку, а выезд на встречку разрешён Правилами

только в следующих трёх случаях.

Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки.

Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки.

Либо это трёхполосная дорога с двумя продольными прерывистыми линиями разметки.

На таких дорогах, как вы уже знаете, средняя полоса может использоваться для обгона водителями обоих направлений.

Обгон, несомненно, самый опасный из всех манёвров. Поэтому Правила содержат ряд жёстких ограничений, которым должен следовать водитель, совершающий или только намеревающийся совершить обгон.

Общие принципы безопасности при выполнении обгона.

Правила. Раздел 11. Пункт 11.1. Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

По сути, это требование Правил означает, что перед тем, как принять решение о возможности (или невозможности) обгона, водитель обязан проделать ёмкую аналитическую работу:

1. Необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля.

2. Необходимо оценить скорость встречного автомобиля и расстояние до него.

3. Необходимо оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, скользкое).

4. Необходимо вспомнить о реальных динамических возможностях собственного автомобиля (насколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

Приступить к обгону разрешается только в том случае, если в процессе обгона не возникнет

ни малейшей угрозы, ни для встречного, ни для обгоняемого!

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди , производит обгон или объезд препятствия.

Более того, заботясь о безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только едущий впереди включил левые указатели поворотов. И об этом тоже сказано в пункте 11.2:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.

Что он собирается делать, пока неясно. То ли намерен приступить к обгону, то ли объезжает препятствие, то ли готовится к повороту налево.

Но в любом случае с момента, как только он включил левые указатели поворота, вам приступать к обгону опасно, и потому Правилами запрещено.

Но и на этом пункт 11.2 не заканчивается:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если движущееся за ним транспортное средство начало обгон.

Обратите внимание! – В пункте 11.2 Правил до сих пор речь шла о транспортном средстве, движущемся впереди вас .

И по Правилам тому, кто впереди вас, достаточно всего лишь включить левые «поворотники», чтобы запретить вам обгон.

А вот тому, кто сзади вас , в соответствие с пунктом 11.2 одного этого недостаточно. Чтобы запретить вам обгон, водителю, движущемуся сзади вас, необходимо не только включить левые поворотники, но ещё и начать обгон!

И это логично! И вот почему. Водитель включает указатели левого поворота в следующих случаях:

а). Перед тем, как приступить к обгону;

б). Перед тем, как приступить к объезду препятствия;

в). Перед тем, как приступить к повороту налево;

г). Перед тем, как приступить к развороту.

Если он впереди, то какая вам разница, что он собирается сделать – во всех случаях приступать к обгону нельзя.

Но если он сзади, тогда разница есть. Сейчас ваша задача – подождать и посмотреть, что он собирается делать.

Если он отстаёт и поворачивает налево или разворачивается, можете обгонять тех, кто едет впереди.

Но если он наращивает скорость и смещается влево, значит, он собирается обогнать вас. В этом случае Правила обязывают вас повременить, подождать, пока он закончит свой обгон, и только после этого разрешено и вам приступить к обгону.

Комментарий к рисунку. Привыкайте потихоньку! – в зеркале заднего вида всё наоборот. То, что на самом деле левое, в зеркале – правое. И картинка в зеркале будет именно такая, как у нас на рисунке.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас достанется вот такая задача:


Можно ли водителю легкового автомобиля начать обгон?

1. Можно.

2. Можно, если водитель грузового автомобиля А двигается со скоростью менее 30 км/ч.

3. Нельзя.

Комментарий к задаче

Иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые из вас не понимают, о водителе какого автомобиля идёт речь. А речь идёт о водителе легкового автомобиля , зажатого на рисунке между двумя грузовиками. Авторы этой задачи считают, что водитель едущего сзади грузовика не только включил указатели левого поворота, но уже и приступил к обгону (хотя из рисунка и из текста вопроса это не следует). Но правильный ответ – третий. Так что и вы считайте, что водитель грузовика уже приступил к обгону, иначе сделаете ошибку.

Ещё один наиважнейший момент.

Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого. Водитель, увидев, что его обгоняют, может «обидеться» (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмёт на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон. А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо! Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.

Обратите внимание! – Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу). Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не «подрезать» обгоняемого.

Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют. Или, скажем, включать левые «поворотники», или смещаться влево, пугая обгоняющего. Это, кстати, и в его интересах – если произойдёт ДТП, то всем мало не покажется (и обгоняющему, и обгоняемому).

И об этом на экзамене вас тоже спросят (правда, без рисунка):

Ну, а теперь самое главное – где обгон запрещён!

Обгон, как и всякий манёвр, может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо самими Правилами.

Посередине проезжей части нанесена сплошная осевая линия разметки и, следовательно, любой выезд на полосу встречного движения запрещён.

Естественно, запрещён и обгон.

Осевая линия может быть прерывистой, или её вообще может не быть, но установлен знак 3.20 «Обгон запрещён».

То есть требования знака и разметки противоречат друг другу. А в таких случаях, как вы уже знаете, водители обязаны выполнять требования знака.

Только следует помнить, что в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы, а также любые тихоходные транспортные средства.

Что такое двухколёсный мотоцикл или гужевая повозка, понятно каждому. А что такое тихоходное транспортное средство? А тихоходное транспортное средство по Правилам – это транспортное средство, обозначенное соответствующим опознавательным знаком.

На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «ползло», обгон запрещён!

А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство».

И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «летело», его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён».

Помимо этого Правила содержат перечень мест, где обгон запрещён независимо от того, какая тут осевая линия.

1. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на пешеходных переходах.

Если вы ещё не забыли, на пешеходных переходах категорически запрещёны разворот и движение задним ходом.

Точно так же на пешеходном переходе запрещён и обгон. Причём тоже запрещён категорически, независимо от того, есть ли там пешеходы или нет.

И это правильно из элементарных соображений безопасности – раз уж перед вами есть транспортное средство, оно обязательно, хотя бы частично, закрывает видимость пешеходного перехода.

Вполне логично, что Правила категорически запретили обгон на пешеходном переходе.

Ну, а уж если есть хотя бы один пешеход, тогда о каком обгоне можно говорить.

Сейчас оба водителя обязаны уступать дорогу пешеходу.

2. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

И опять напоминаю вам – во всех перечисленных местах запрещены разворот и движение задним ходом. Ну, и обгон на мостах и в тоннелях Правила тоже запретили, причём запретили категорически, без всяких оговорок.

3. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обращаю ваше внимание – обгон запрещён не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма! То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена.

По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью. При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет.

Приступая к обгону в конце подъёма, водитель красного автомобиля грубо нарушает Правила, рискуя жизнью (и не только своей).

Это не конец подъёма, и дорога видна хорошо на безопасном расстоянии. Но это так, если двигаться по своей (правой) полосе.

А если на этом участке приступить к обгону, то видимость сразу же станет ограниченной. А точнее, видимость станет никакой.

Даже на открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! А в таких условиях приступать к обгону смертельно опасно и потому Правилами запрещено.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется две задачки.

С одной из них вы справляетесь легко – в конце подъёма обгон запрещён и, значит, правильный ответ – третий.

А вот здесь вы нет-нет, да ошибаетесь. Да это конец подъёма, но обратите внимание на разметку! В вашем направлении две полосы движения, и перестраиваясь на левую полосу, вы не совершаете обгон. И, кстати, в тексте вопроса так и сказано: «… для ОПЕРЕЖЕНИЯ грузового автомобиля».

А опережение Правилами не запрещено. Нигде не запрещено, в том числе и в конце подъёма.


Разрешается ли Вам в конце подъёма перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля?

1. Разрешается.

2. Разрешается только при видимости дороги более 100 м.

3. Запрещается.

4. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду. Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части.

И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден! После переезда начинается обычный участок дороги, не содержащий каких-либо специальных ограничений на обгон.

К сожалению, Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. По идее в этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

Но разметка – дело ненадёжное. Её попросту может не быть. И как тогда прикажете определять эти 100 метров?

В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется «на глаз».

Но если установлены знаки «Приближение к железнодорожному переезду» (а они всегда должны быть), тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

Так что, если вы закончите всяческие обгоны до этого знака, точно не ошибётесь, выполняя требования Правил.

И об этом на экзамене в ГИБДД вас обязательно спросят:

5. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

Обгон на перекрёстке – это отдельная тема, и она требует отдельного разговора.

Во-первых, необходимо помнить, что перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог.

При этом любой перекрёсток – это концентратор опасности, и Правила вполне закономерно запретили заниматься обгоном на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на «встречку» с целью обгона запрещён вообще – и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка.

И в этом случае совершенно неважно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, неглавная) – на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всём её протяжении!

Если дорога двухполосная, то выезд на встречку с целью обгона или объезда не запрещён и до перекрестка, и после перекрёстка.

А как быть на самом перекрёстке? Вот тут вопрос.

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Если это регулируемый перекрёсток, тогда неважно, сколько на вашей дороге полос движения.

На любых регулируемых перекрёстках обгон запрещён Правилами!

И это логично – перекрёсток делают регулируемым только в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение, а значит, на таком перекрёстке не до обгонов.

Если это нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, тогда нужно уступать дорогу тем, кто приближается справа. А если водитель пойдёт на обгон, он же ничего справа не видит!

Вполне логично, что Правила запретили обгон на перекрёстках равнозначных дорог.

И уж тем более, если ваша дорога второстепенная!

Сейчас нужно уступать дорогу и тем, кто справа, и тем, кто слева.

Тогда о каких тут обгонах на перекрёстке можно говорить!



И только если ваша дорога главная , и осевая линия прерывистая , и встречная полоса свободна , можете обгонять и на перекрёстке, Правила не возражают.

Заканчивая разговор про перекрёстки, мне хочется уберечь вас от возможных неприятностей.

Дело в том, что, как правило, осевая ПРЕРЫВИСТАЯ линия перед перекрёстком становится СПЛОШНОЙ. И если уж вы решились на обгон на таком перекрёстке, тогда должны выполнить его по траектории, показанной на рисунке.

Если зацепите сплошную (всё равно, в начале или в конце обгона), это квалифицируется как выезд на встречную полосу в нарушение Правил!

Ну, и соответственно, 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Но это в жизни, а на экзамене с вами про это говорить не будут.

На экзамене про обгон на перекрёстках вам предложат такие задачки:


Разрешён ли Вам обгон?

1. Разрешён.

2. Разрешён, если обгон будет завершён до перекрёстка.

3. Запрещён.

В терминологии, используемой в российских правилах дорожного движения с марта 2014 года, обгоном автомобиля принято считать маневр, во время которого автотранспортное средство на короткий промежуток времени выезжает на встречную полосу обгоняет впереди идущий транспорт и возвращается на свою полосу.

Очень рискованный обгон

Кстати говоря: в свежей редакции правил пишется, что теперь не имеет значение, движется обгоняемый транспорт или стоит. Из этого можно сделать вывод, что термином «обгон» можно оперировать, рассматривая ситуации исключительно на двухполосных дорогах, с обязательным выездом обгоняющего транспорта на «встречку».

В ПДД фигурирует ещё один термин — «опережение», означающий обгон, но при котором не происходит . Опережение возможно на дорогах с двумя полосами и выше. Фактически опережение заменило собой термин «обгон справа» — маневр, который считался грубым нарушением, за которое строго наказывали. Теперь же опережение не нарушает правила дорожного движения.

Из-за выезда водителей на «встречку» в России регулярно происходят аварии с особо тяжкими последствиями для всех участников дорожного движения, часто доходит до летальных исходов. За городом обгон по праву считается самым рискованным маневром, поскольку даже опытные водители не всегда могут за секунду рассчитать необходимое для маневра время и скорость остальных участников дорожного движения.

Как правильно совершить безопасный обгон: правила и рекомендации

  1. До 25 процентов всех ДТП происходит из-за ошибок водителей, совершающих обгон. Больше половины из них происходит по вине водителей, не сумевших завершить этот маневр.
  2. Основная причина аварий – неумение водителей здраво оценить обстановку на дороге: расстояние, которое проходит обгоняемый транспорт, а также необходимое для маневра время. Недаром в народе ходит выражение: «Не уверен – не обгоняй». Казалось бы, понятное всем правило. Но, к сожалению, количество ДТП на наших дорогах не уменьшается, а летальных исходов становится все больше.

В каких случаях обгон запрещен?

Знак » Обгон запрещен»

В этих случаях обгонять также нельзя

Не всегда во время езды можно совершать этот маневр. Обгон запрещен в следующих случаях:

  • зона действия знака « Обгон запрещен»
  • водитель транспортного средства, едущего впереди, оповестил о намерении повернуть налево;
  • машина впереди совершает маневр, мешающий ее обогнать (например, объезд препятствия на дороге);
  • у вас есть сомнения в том, что обгон будет успешным – не хватает скорости, например; допустим, скорость обгоняемого автомобиля равна 73 км/ч, а вы едите со скоростью 78 км/ч – получается, чтобы обогнать автотранспорт, необходимо преодолеть 170 метров вам и водителю обгоняемого транспорта.
  • если чувствуете, что скорости вам не хватит, лучше – ваша неудачная попытка может не просто испортить дорожное движение на данном участке дороги, но и стоить кому-то жизни;
  • транспорт позади начал вас обгонять.

В каких местах обгон запрещен?

Обгон запрещен!

На дороге есть такие места, где проводить обгон запрещено законом. Вот эти места:

  • перекрестки; на регулируемых обгон запрещен всегда, на нерегулируемых – в случае, когда вы движетесь не по главной дороге;
  • пешеходные переходы, при условии, что там есть люди. Совершать обгон на пешеходном переходе можно в том случае, когда рядом нет знака, запрещающего данный маневр, а на дорогу не нанесена сплошная линия;
  • 100 метров дороги перед железнодорожными путями;
  • тоннели, эстакады, мосты, а также территория под ними, путепроводы: данные постройки могут быть размещены так, что издалека их сразу не заметишь: так, например, мосты, находящиеся рядом с населенными пунктами, чаще всего вообще не обозначаются соответствующими знаками на дороге к ним. Поэтому обгон перед мостом или на нем крайне опасен. Сегодня такой маневр запрещен и сурово наказывается;
  • места дороги, где есть проблемы с обзором: резкие повороты, подъемы в горку и так далее.

Используемые сегодня правила обгона – совершаем обгон правильно!

Все правила, которым надо следовать, обгоняя кого-то на дороге, описаны в 11 главе последней редакции правил дорожного движения. В данной статье мы укажем лишь основные сведения об этих правилах.

  1. Не уверены – не пытайтесь. Начиная маневр, вы должны быть уверены в успехе на 100 процентов, не меньше. Скорости должно хватить на то, чтобы обогнать впереди идущий транспорт, плюс ко всему необходимо иметь достаточно свободного расстояния на встречной полосе – только так можно избежать неприятностей для себя и остальных водителей. Это первое и, пожалуй, самое главное правило: действительно, обгон всегда связан с долей риска, поскольку приходится выезжать на «встречку». Будьте внимательны и всегда здраво оценивайте свои возможности. Из первого правила можно выделить такой тезис: если во время обгона произошло дорожно-транспортное происшествие, виновником ВСЕГДА будет считаться водитель, начавший обгон.
  2. Оповестите обгоняемого. Начав маневр, приблизьтесь к обгоняемому транспорту на расстояние около 15-20 метров и включите поворотник: это не позволит автомобилям позади вас начинать обгон. Если на дороге плохая видимость (ночное время или, например, туман), не поленитесь помигать фарами дальнего света.
  3. Держите скорость. Перейдя на левую полосу, езжайте со скоростью обгоняемого автомобиля. Внимательно следите за тем, чтобы не попасть в «мертвую зону». Совершая такой маневр, у вас появляется время оценить дорожную ситуацию и показать обгоняемому то, что вы сейчас будете совершать маневр. Также вы предупреждаете нежелательный обгон едущих за вами автомобилей.
  4. Ваша цель во время обгона – максимально быстро проехать отрезок встречной полосы, поэтому не жалейте педаль газа, чтобы увеличить разницу в скорости вашего транспорта и обгоняемого автомобиля.
  5. Выехав на «встречку» внимательно следите за происходящим. Если возникают сомнения в успешном завершении маневра, срочно возвращайтесь на полосу, по которой ехали изначально.
  6. Когда к концу маневра в зеркале заднего вида покажется обгоняемый транспорт, вы должны плавно, без резких «подрезов» вернуться на основную полосу вашего движения. На этом этапе включайте правый поворот, чтобы сообщить автомобилисту на «встречке» о том, что вы завершаете свой маневр. Также это подскажет водителю позади вас (который решил вместе с вами совершить обгон, в народе это называют «паровоз»), что вам навстречу кто-то едет.
  7. Коллективные, или «паровозные» обгоны — очень рискованное предприятие, особенно если в главе такой колонны – крупный транспорт (грузовик, автобус, маршрутка, джип и так далее), либо небольшой автомобиль с тонировкой. Из-за них трудно понять реальную дорожную ситуацию, что может привести к не самым хорошим последствиям.
  8. Если по какой-то причине обгон невозможен (вы неправильно оценили скорость машин на встречной полосе, водитель обгоняемого транспорта обиделся и не дает вам его обогнать), то в срочном порядке возвращайтесь на свою полосу. Если это уже невозможно, переключитесь на пониженную передачу и максимально разгоняйтесь.

Как неправильно обгонять

  • Категорически запрещено обгонять по правой стороне (обочина), даже если на ней никого нет и все отлично видно: выбоины, ямы и всякий мусор наподобие бутылок могут стать причиной того, что вы просто-напросто потеряете управление и врежетесь в какой-нибудь автомобиль, который, к тому же, может выехать на встречную полосу.
  • Российский климат достаточно суров, особенно в зимний и осенний сезон. Туманы, обильные дожди или снегопад – все это может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. К тому же транспорт, едущий впереди вас, поднимает в воздух столб пыли и грязи, частицы которой оседают на вашем лобовом стекле. Эти факторы заставляют водителей иногда ехать, прямо скажем, наугад. Поэтому, если вы плохо видите дорогу из-за климатических условий, то не пытайтесь совершать обгон.
  • Не становитесь участником массовых обгонов. Если же вы попали в ряд «вагонов», то помните, что приоритет на обгон имеет первый автомобиль, начавший маневр. Адекватно оценивайте всех участников обгона и дайте возможность более быстрым автомобилям первым вернуться на основную полосу движения. И только после этого завершайте начатый обгон.
  • Обгоняя крупный транспорт (грузовики, автобусы и так далее), не подъезжайте к нему на близкое расстояние. Если вы будете ехать слишком близко к такому автомобилю, то лишитесь и без того небольшого обзора на встречную полосу. Есть еще одна опасность: велика вероятность, что перед грузовиком может ехать «тихоход», наподобие «Запорожца». Плюс ко всему очень часто грузовики едут «конвоем», и нужно обогнать их всех, что не всегда просто. Поэтому будьте предельно внимательны при обгоне крупного транспорта, учитывайте все возможные проблемы
  • Не обгоняйте транспорт во время подъемов. Автомобилисты, желая поскорее выехать на ровный участок дороги, резко увеличивают скорость транспорта. Это может стать причиной того, что у вас просто не хватит ускорения для обгона. Поэтому не рискуйте совершать обгон на подъемах, особенно если ваш автомобиль не может похвастаться хорошими скоростными характеристиками. Однако бывают случаи, когда впереди идущий транспорт мигает вам правым поворотом в знак того, что перед ним никого нет и можно начинать обгон. Воспользуйтесь этим шансом и поблагодарите водителя за помощь.
  • Будьте осторожны, завершая обгон во время плотного дорожного траффика. Когда вы заезжаете в попутный поток автомобилей, необходимо уравнять с ним скорость, причем сделать это не во время въезда, а еще на встречной полосе, чтобы не столкнуться с каким-нибудь автомобилем. Обычно, если возникает внештатная ситуация, автомобильный ряд перестраивается, чтобы вы смогли въехать на полосу. Если вам помогли, не постесняйтесь 2-3 раза мигнуть «аварийкой» в знак благодарности.
  • Когда на дороге нанесены сплошная и прерывистая линии, маневр обгона можно совершать только с той стороны, где нанесена прерывистая линия.
  • Если кто-то начал вас обгонять, не превышайте скорость! Наоборот, сбавьте обороты, чтобы водитель смог без проблем вернуться на полосу.

Частые ошибки во время обгона:

  • начало обгона от кормы;
  • зависание на хвосте у автомобиля;
  • неправильный расчет скорости встречного транспорта;
  • неожиданный обгон с надеждой на то, что водитель встречного транспорта сам как-нибудь правильно и хитро отреагирует;
  • эффект «самца» — нежелание прекратить маневр, даже когда всем участникам движения понятно, что он не завершится успехом.

Помня эти простые советы и применяя их на практике, вы гарантируете себе возможность безопасного обгона транспортных средств.