Приоритет маршрутных транспортных средств. Правила посадки в общественный транспорт Имеет ли приоритет автобус выезжая с остановки

Отъезжают от обозначенного места остановки, всегда ли водители обязаны им уступать дорогу?


Казалось бы, Правила однозначно регулируют эту дорожную ситуацию:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.

Несмотря на то, что зачастую отъезжать от остановки приходится из-за нарушения ПДД припаркованным автомобилем, есть случаи, когда нарушения ПДД отсутствует.

Автомобиль припаркован через 15 метров после знака 5.16, практически сразу после места остановки, автобус вынужден начинать движение выезжая(перестраиваясь) в левую полосу. Мы видим, что такую ситуацию допускают. Далее без выводов, соберем аргументы сторон.

  • Автобус не имеет преимущества, так как совершает перестроение

    Текста Правил регулирующий эту ситуацию совсем не много, люди придерживающиеся этой версии, назовем их «сторона А», не прибегают к толкованию, а рассуждают строго по тексту.

    • Автобус выезжает из занимаемой полосы? -да.
    • Автобус меняет направление движения? -нет.

    Как это выглядит со стороны водителя в левой полосе?

    Автобус включает поворотник и начинает движение в своей полосе, водитель движется по свободной левой полосе, требование уступить дорогу автобусу не возникает, так как их траектории не пересекаются.


    Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?


    Автобус имеет преимущество только при объезде препятствия — такого в Правилах не написано. Преимущество, если рассматривать обе стороны, при начале движения либо есть всегда, либо оно исключительно при начале движения без сопряженных маневров.

    Автобус имеет преимущество, так как начинает движение от остановки

    Сторона Б имеет более логичный подход с точки зрения дорожной ситуации.

    Еще раз определение перестроения:

    «Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

    Акцент на направление движения. При совершении остановки движение прекращается. Для сохранения первоначального направления необходимо начать движение. То есть совершить перестроение возможно только в движении.

    При принятии стороны А данный абзац практически теряет смысл, если автобус начинает движение в той же полосе, так как автомобиль приближается сзади и создать помеху автобусу не может физически. Действие абзаца сокращается только на остановочные карманы в уширениях проезжей части в населенных пунктах, однако в тексте Правил указаны все обозначенные остановки без исключений.


    Относительно заголовка главы «Приоритет маршрутных транспортных средств» при отсутствии преимущества при начале движения со второй полосы маршрутные транспортные средства практически не имеют дополнительного приоритета в сравнении с обычным транспортом.

  • 18.3. В населённых пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

    Как много неоднозначности в этом пункте Правил, Вы согласитесь? Как видим, составители ПДД распространили обязанность на обоих оппонирующих водителей транспортных средств, главной целью представив, конечно же, безопасность дорожного движения. Из этого пункта также непонятно, какую модель поведения выбрать, если автобус от остановки отъезжает сразу во вторую, третью и далее полосы, по каким причинам он туда отъезжает и каким образом.

    Но неоднозначное становится однозначным, если рассматривать главную цель ПДД - обеспечение безопасности дорожного движения. Проще говоря, уступать нужно вне зависимости от обязанности, а чтобы обеспечить такую безопасность. Если ещё проще, то правило "дай дорогу дураку" здесь применимо для водителей обоих транспортных средств: и водителю автомобиля, которому предписано или не предписано уступить дорогу отъезжающему от остановки автобусу, и самому водителю этого автобуса.

    Но если уж мы говорим о ПДД, то давайте разберёмся! Во-первых, в пункте 18.3 приводится словосочетание "начало движения", определения которого нет в ПДД. А, отъезжая далее первой полосы, можно сказать, что автобус выполняет перестроение уже после того, как начал движение.

    8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

    Получается, что, с одной стороны, 18.3 обязывает уступать автобусу и троллейбусу, не конкретизируя, в какую полосу те начинают движение, с другой - пункт 8.4. обязывает водителя автобуса или троллейбуса уступить дорогу другим автомобилям (и мотоциклам), перестраиваясь сразу далее первой полосы.

    Между тем, многие юристы, а также судьи считают, что начало движения может продолжаться до тех пор, пока автобус или троллейбус не "выровняются" до прямолинейного движения.

    Поэтому на практике, дабы избежать спорных ситуаций после вероятности попасть в ДТП , это как раз тот случай, когда лучше перебдеть и соблюсти правило трёх "Д". Но если такая ситуация произошла, то здесь всё будет зависеть от конкретного характера ДТП: кто из участников более вероятно мог предотвратить ДТП, у кого было больше аргументов в пользу первоочередногоп проезда и так далее.

    Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.

    Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?

    Раздел 18 — Приоритет маршрутных транспортных средств

    Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

    Здравствуйте!
    Садовой кольцо. Поворот с Земляного Вала на Старую Басманную.
    На дороге нанесена сплошная полоса для маршрутных т. с. на которой стоят пластиковые ограждения, до пересечения с второстепенной дорогой, нет прерывистой линии, чтобы перестроиться, более того выезжать и поворачивать с этой полосы вправо запрещено, стоят гайцы и ловят нарушителей. Поворачивать надо со второй полосы. При повороте направо кто имеет преимущество - троллейбус едущий прямо по полосе маршрутных т.с. или мой авто который поворачивает направо? Спасибо.

    Можно ли выезжать на автобосную полосу и какой за то штраф

    Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ - данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.

    Следует различать выезд на автобусную полосу прямого и встречного движения. В последнем случае не имеет значения, выделенная полоса для автобусов или нет - водителю грозит штраф по пункту «выезд на встречную полосу» суммой 5000 рублей . В случае рецидива наказание будет ещё более строгим - лишение прав на один год.

    Автошкола онлайн

    Правила. Приложение 1. Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси , движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    Это дорога с полосой для маршрутных транспортных средств (но одновременно и дорога с односторонним движением). На дороге с односторонним движением можно останавливаться на любой стороне. Но на правой стороне этой дороги остановка невозможна – там полоса для маршрутных ТС и она отделена сплошной линией разметки и, значит, туда въезд запрещён категорически! Останавливаться посередине проезжей части (да ещё и высаживать пассажира) тоже грубейшее нарушение Правил.

    Обязан ли уступить дорогу автобус автомобилям, если отъезжает от остановки

    Всё зависит от того, где находится тот остановочный пункт, от которого отъезжает автобус. Потому, что согласно параграфу 18.3. ПДД, вне населенного пункта, автобус должен вначале пропустить весь транспортный поток попутного направления, а потом уже отъезжать самому. А вот в населенных пунктах, обозначенных соответствующими знаками, автобус пользуется в таких-же условиях, явным приоритетом. Хотя смело идти на таран ему все-же не рекомендуется. Так как согласно тому-же пункту ПДД, и как уже справедливо упомянули другие ответчики, осуществлять этот маневр водитель должен только после того, как явно убедится в том, что его видят и безусловно пропускают.

    Если под словом «остановка» подразумевается остановка со знаком 5.16 (в виде автобуса) или желтая разметка (1.17), то автобус имеет преимущество перед другими участниками движения (кроме машин с проблесковыми маячками). Однако водители автобуса могут начинать выезжать только после того, как убедятся, что им уступают проезд. В случае ДТП наверно будут смотреть по конкретному случаю, кто виноват.

    Пдд остановка общественного транспорта знак

    Существует достаточно длинный список мест, на которых запрещена остановка. Необходимо заучить эти места и не останавливать на них свой автомобиль. Полный перечень приводится в пункте 12.4 правил дорожного движения, который и будет рассматриваться в этой статье.

    Перейдем к тоннелям, путепроводам и эстакадам. Остановка всегда запрещена в тоннелях и под путепроводами и эстакадами. Пожалуй, на практике единственная сложность состоит в том, как отличить мост, эстакаду и путепровод друг от друга. Если говорить коротко, то мосты располагаются над реками, эстакады над автомобильными дорогами, а путепроводы — над железными дорогами.

    Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Общественный транспорт

    Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус) - безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки 8-ми и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту, или с любым другим видом автономной тяги. (Автобус в традиционном понимании.) В более широком смысле (и технически) автобус - любое безрельсовое самоходное (т. е. моторное) транспортное средство, технически предназначенное для перевозки пассажиров и способное (в отличие от трамвая и др. направляемых видов пассажирского транспорта) маневрировать на дороге (в частности: перестраиваться из одного ряда движения в другой, объезжать встреченное по ходу движения препятствие или развернуться в любой точке маршрута).

    Теперь понятно, почему столько оленей на дороге)))
    Бараны не понимают, что МАРШРУТНОЕ такси и есть МАРШРУТНЫЙ общественный транспорт, но меньших размеров, классов, подразделений тс., который передвигается по заданному маршруту, расписанию и перевозит общество (людей, население, горожан итак далее), а кто там за рулем, сколько сидячих мест, какая цена за проезд, сколько колес и сколько окон, не имеет значения, это уже цели выгоды и комфорта, и согласовывается с администрацией города или населенного пункта или деревни, села, аула.
    Общественный транспорт может быть: троллейбус, трамвай, речной трамвай (который, кстати тоже следует по маршруту) автобус, маршрутное такси, которые передвигаются по заданному, пронумерованному маршруту и имеет обозначенные, общественные остановки для посадки и высадки пассажиров. Общественный, маршрутный транспорт, отъезжающий от остановки, обязаны пропускать, но он может начать движение убедившись, что его пропускают.
    А если у маршрутного общественного тс. на остановке перед ним имеется препятствие, то его не обязательно пропускать, потому, что у него объезд препятствия и перестроение в левую полосу, а это уже другие статьи правил.
    Автобус тоже можно назвать маршрутным такси и в небольших нас.пунктах так и называется, но все привыкли его называть просто автобус-это тупо привычка.

    Штраф за езду по полосе общественного транспорта

    • С противоположным направлением движения, когда перемещение общественного транспорта организовано навстречу движению остальных полос. При этом выезд на выделенную полосу трактуется как въезд на встречную полосу движения и наказывается штрафом в сумме до 5000 рублей, а при повторном нарушении грозит годичное лишение прав.
    • С попутным направлением движения на соседних полосах, когда выделенная общественному автотранспорту полоса обозначена специальной разметкой и знаками. При этом нарушение наказывается штрафом за выезд на полосу общественного транспорта величиной в 1500 рублей, а в Москве и Петербурге в двойном размере в 3000 рублей.

    Как обычно, для всех запретов существуют отдельные исключения. В рассматриваемом случае, при отсутствии сплошной разделительной линии, допускается заезд на полосу, выделенную для движения общественного транспорта другим автомобилям при совершении следующих действий:

    Какой штраф грозит за проезд по полосе общественного транспорта

    Для чего существует данный штраф? Ответ прост: он существует ввиду того, что водитель автомобиля может создавать опасность для общественного транспорта, поворачивая в правую сторону не с полосы, которая является крайней. Следуя правилам дорожного движения, выделенную полосу общественного транспорта можно использовать в следующих случаях: во-первых, для высадки или же посадки пассажиров с правой стороны, а во-вторых, для въезда на проезжую часть (к примеру, со двора дома). В данных случаях, необходимо только полностью убедиться в том, что данное движение автомобиля не будет препятствовать движению общественного транспорта.

    По закону, выезд других транспортных средств на выделенную полосу общественного транспорта воспрещается. За невыполнение данного закона автомобилисту грозит штраф. Так, статьей 122 часть 3 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривается штраф в размере 510 гривен , если водитель не предоставил преимущество транспортным средствам общественного предназначения, в том числе нарушил правила движения и остановки на полосе, выделенной для маршрутных транспортных средств, а также нарушил правила остановки или стоянки, которые могут создавать препятствие движению по проезжей части или даже угрозу безопасности движения.

    Таблица штрафов ГИБДД 2019 и другие наказания

    9. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 3, 5 или 6 настоящей статьи, —

    1.1. Невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования Правил дорожного движения пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения —

    05 Авг 2018 742

    В правилах дорожного движения РФ имеется специальный пункт под номером 18.3, в соответствии с которым автобусы и троллейбусы в населенных пунктах имеют преимущество перед прочими транспортными средствами, если начинают движение от места остановки. Однако это вовсе не означает, что их нужно пропускать вперед во всех случаях.

    В первую очередь и водителям общественного транспорта и другим автомобилистам следует помнить о дополнении к этому пункту ПДД: троллейбусы и автобусы могут начинать выезд только после того, как убедятся, что остальные участники движения действительно готовы уступить им дорогу. Таким образом, ни в коем случае не нужно резко тормозить, если, к примеру, автобус показал сигналом (эту функцию выполняют сигналы поворота), что собирается отъезжать от остановки. Это лишь создаст опасность для всех участников движения.

    Кроме того, в пункте 18.3 четко указано, что место остановки должно быть обозначено соответствующим знаком. Если же автобус решил вне графика высадить пассажиров в каком-либо ином месте вдоль дорожной полосы, при отъезде он теряет преимущество и обязан пропускать все проезжающие транспортные средства.

    Существуют некоторые нюансы, которые важно учитывать водителям транспортных средств, проезжающих мимо остановок общественного транспорта. Так необходимо помнить, что высаженные на остановке пассажиры нередко начинают сразу перебегать дорогу, в том числе и с нарушениями: впереди стоящего автобуса либо в месте, где отсутствует пешеходный переход. Поэтому всем водителям, проезжая мимо остановки, необходимо убедиться в отсутствии пешеходов на дорожной части (иначе, как говорится, может «запахнуть жареным»).

    Если автобус или троллейбус уже начал движение, необходимо плавно сбросить скорость и при этом оставаться на текущей дорожной полосе. Так водители автотранспорта смогут избежать столкновения как с самим общественным транспортом, так и машинами, идущими по встречной или соседней полосе. Следует также всегда соблюдать дистанцию в размере длины одного или двух транспортных средств с впереди идущим транспортом.