Обязательные световозвращающие жилеты для водителей. Светоотражающий жилет – требования, правила использования Нужны ли жилеты водителям

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем.

Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступят в силу 18 марта 2018 г. – спустя 30 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.
Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

желтый;
красный;
оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

когда они пересекают дорогу;
когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

Венгрии;
Польше;
Португалии;
Испании;
Италии;
Франции;
Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.

Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.

В ПДД предписывается обязательно иметь в автомобиле медицинскую аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель. Наличие светоотражающего жилета предписано, начиная с 1-го марта минувшего года. Изделие нужно для того, чтобы обезопасить водителя на дороге в случае аварии, поломки машины. Также в обязательном порядке купить светоотражающий жилет придется водителям, перевозящим опасные грузы, или если наличие жилета прописано в должностных обязанностях водителя автобуса, фуры.

Требования к светоотражающим жилетам

Сигнальные жилеты предназначены для обеспечения безопасности. Они понижают риск травматизма на дороге. Так в дневное время они визуально обозначают человека, а в темное время суток делают его видимым.

Различают жилеты по площади светоотражающих элементов и фонового материала. Все параметры сигнальной одежды должны соответствовать ГОСТу. Подразделяют их на 3 класса по степени защиты:

  • 1 класс – обеспечен 10 кв. см светоотражающих полос, имеет одну широкую и две узких полосы. Если видимость плохая их использование малоэффективно.
  • 2 класс – 50 кв. см светоотражающего материала, по 2-3 полосы с каждой из сторон. Этот вариант пользуется наибольшей популярностью. Яркая расцветка ткани, используемой как фоновая, и оптимальное число полос позволяют видеть человека в дневное и ночное время суток.
  • 3 класс – отличительной чертой являются минимум фоновой ткани (20 кв. см) и максимум полосок (4-5 на каждой стороне).

Полосы на светоотражающих жилетах могут быть расположены в трех вариантах, вне зависимости от того, к какому классу защиты принадлежит изделие.

Материал светоотражающего жилета

В основном жилеты шьются из нейлона, полиэстера, диагонали, которые обладают упругостью, устойчивостью к загрязнениям, прочные, долговечные, не подвержены деформации.

Согласно государственным стандартам к тканям, которые производитель использует для пошива, предъявляются следующие требования:

  • окраска должна быть устойчивой, не выцветать и не изменяться под воздействием солнца, воды, другой жидкости в течение срока использования;
  • ткань должна выдерживать значительные механические нагрузки;
  • светоотражающие полосы должны сохранять свои свойства весь эксплуатационный период, не должны стираться, трескаться при изменении температур и повышенной влажности.

Цвет сигнальных жилетов тоже ограничен стандартом. Допускается использование оранжевого, желтого, красного цветов, которые могут сочетаться друг с другом. Что касается фурнитуры, то выбор может быть любой: застежка-молния, липучки, пуговицы. Удобны жилеты, обустроенные контактными лентами, позволяющими регулировать размер.

В дороге может произойти все, ради своей безопасности стоит положить в машину светоотражающий жилет, тем более что цена его не сильно отразится на стоимости предписанного ПДД обязательного набора.

Лет 5-7 уже вожу с собой куртку и как дождевик и 1 раз понадобилась во Владивостоке ночью, и ДТП и ливень...

Явно подменили ограниченную видимость и недостаточную. Недостаточная видимость - это туман, снегопад, задымление и т.д. Ограниченная видимость - это за поворотом, за переломом дороги, за углом здания и т.д. При ограниченной видимости жилет не поможет. Если предметом, ограничивающим видимость, считать сам вынужденно остановившийся автомобиль (а на это, видимо и делается расчёт), то получается, что пункт ПДД требует надевать жилет в любое время суток при вынужденной остановке. Тогда могли бы вообще не писать про время суток и видимость, было бы честнее. А так явная ловушка.

Что-то мне думается, что уточнение про вынужденную установку впоследствии уберут, и штрафовать можно будет сразу за выход из машины по требованию инспектора.

При ограниченной видимости жилет не поможет.

Поможет, поможет! Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.

Виктор-110

Думаю, что правильное решение по поводу применения жилета. Очень много случаев мне лично известных когда водители, просто при замене колеса, погибали под колесами проезжающего мимо автотранспорта.

Поможет, поможет!

Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.

Что мешало именно так и написать в правилах? Зачем было выдумывать условие ограниченной видимости? Опять придумывают ребусы, чтобы водитель думал, что нужно надевать в одних случаях, а гаишники и суды - в других. У меня жилет есть, висит на спинке водительского кресла, но всё равно напрягает ситуация, что гаишник может остановить, потребовать выйти из машины и тут же оштрафовать за то, что ногу на землю поставил, а жилет ещё не надел.

Каким образом, если водителя всё равно за препятствием не видно?

Вам не видно
Что мешало именно так и написать в правилах?
Если всё

Сергей-505

"Примечание. Требование нового пункта относится только к водителям автомобилей. Т.е. пассажирам световозвращающая одежда не потребуется."

Ну да, по ПДД не обязательно.

А на практике я бы советовал иметь жилеты, в идеале, на всех пассажиров.

Бывают различные ситуации, поэтому видно должно быть всех.

Так же, хоть это и не относится к этой теме, при ДТП желательно высадить всех пассажиров и отправить за отбойник/на тротуар. Очень много ситуаций, особенно в зимнее время, когда в стоящие после ДТП машины влетают те, кто вовремя не увидел аварию.

Очень жаль, что у нас не входит это в привычку. Приходится создавать законы, за невыполнение которых положен штраф.

То есть люди пристегиваются/надевают жилеты не ради безопасности, а чтобы штраф не платить.

Ещё неоднозначность: "В случае вынужденной остановки транспортного средства или ДТП", теперь читаем п.1.2 - ""Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.". Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?

Ограниченная - 100 метров. Разве Вам не видно разницы - увидят человека на ПЧ за 50-100 метров, или за 5-10?

Если человека без жилета видно за 10 м, а в жилете за 100, это недостаточная видимость. Ограниченная видимость, это когда стоит препятствие, к нему подъезжает машина, и из-за препятствия выходит человек. Когда он появится - за 100 м до приближающейся машины или за 10 - воля случая. Как тут жилет поможет?

Если всё написать, то по объёму выйдет БСЭ, тогда ПДД точно никто читать не будет, да и в бардачок не влезет.

В данном случае включили лишнее условие, которое только запутывает водителей (и вас тоже).

Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?

Инспектор под благовидным предлогом попросит включить аварийку, и готово нарушение. Доказывать, что остановка была преднамеренной, а аварийка включена уже после, придётся доказывать в суде.

Алуксандр

Пункт 2.3.4., который вступает в силу 18 марта 2018 года, требует быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости. Таким образом, в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) пункт 2.3.4 не требует от водителя обозначать себя в случае вынужденной остановки или ДТП. Видимо всё таки имелось ввиду «в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости» или «в темное время суток, в условиях недостаточной либо ограниченной видимости», а получилось как всегда.

Андрей-332

В каком магазине Вы нашли цену 100-200 рублей. В Краснодаре цена уже начинается с 400 рублей. И это за 3 месяца до вступления закона в силу.

В российских ПДД в ближайшее время почти наверняка появится новый пункт - 2.3.4, который будет требовать, чтобы водитель при остановке машины или вне населенных пунктов в темное время суток или при ограниченной видимости обязан был бы одевать «куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа». Именно так говорится в проекте правительственного постановления о соответствующей правке российских Правил дорожного движения.

По большому счету, законодательная инициатива не лишена логики и практического смысла. На что пешеход, что вышедший из авто водитель - «цель» практически невидимая для других шоферов. Сбить такого гражданина по неосторожности, просто вовремя не заметив - дело плевое. И в европах, как знают многие, путешествовавшие по тамошним шоссе, в большинстве стран ярко-желтая жилетка со световозвращающими полосками - такой же необходимый атрибут комплектации авто как и огнетушитель, знак аварийной остановки и т. п. Но самое главное - это штрафы.

В большинстве стран Европы либо за отсутствие такой жилетки в машине, либо за нахождение на трассе без этой одежды, с водителя обязательно , причем приличный. В Бельгии, например, за этот шоферский «грех» полагается кара размером более 1500 евро! Не сомневаемся, что и в России, вслед за введением «обязательных жилеток» в ПДД, в КоАПе немедленно появится соответствующая статья.

Все впечатление от добродетельного пафоса полицейской инициативы портит единственная строчка в официальном пресс-релизе, выпущенном ведомством по этому поводу. Оказывается, «за первую половину 2017 года произошло 66 штук , что почти на 5% больше аналогичного показателя прошлого года». Для справки: за те же 6 месяцев по стране произошло около 70 000 аварий с пострадавшими. По совершенной разным причинам. Полицейская инициатива, таким образом, охватывает меньше 0,001% аварий.

Неужели куча неглупых людей в погонах МВД не нашла для себя более полезного для обеспечения безопасности движения занятия, чем борьба с одной тысячной ото всех видов аварий? Возможно, этот «ларчик» открывается совсем с другой, так сказать стороны. Мы уже упоминали о драконовских штрафах для водителей в Европе за отсутствие жилетки. «Прелесть» аналогичных взысканий в России будет не в том, что их получат те 66 бедолаг-водителей, сбитых ночью на трассе другими шоферами. «без жилетки» будут выписывать вообще всем, кто посмел высунуть нос из машины ночью. Даже тем, кто привык выскакивать из-за руля навстречу инспектору ДПС, решившему остановить их авто на трассе для проверки документов. Ради вот такой дополнительной возможности «нагреть» тысячи водителей полицейские «законотворцы» вполне могли напрячься, это они с удовольствием.

Новый проект постановления правительства РФ о внесении изменений в ПДД, согласно которому предлагается дополнить правила новым пунктом 2.3.4., подготовлен МВД России для профилактики ДТП на дорогах вне населенных пунктов в темное время суток, комментирует порталу «АвтоВзгляд» новацию генеральный директор «АвтоСпецЦентр Столица» Алексей Потапов. - Похожее постановление об изменениях ПДД было подписано Дмитрием Медведевым в 2014 году, но оно касалось в большей степени пешеходов - в темное время суток человек, передвигающийся по проезжей части вне населенного пункта, должен иметь на одежде светоотражающие элементы. Так как законопроект 2014 года был принят, то очевидно, что нововведение 2017 года будет рассмотрено и подписано в ближайшее время. Штраф за несоблюдение ПДД о передвижении пешеходов в темное время суток вне населенного пункта без светоотражающих вставок на одежде составляет 500 ₽ Предполагается, что штрафные санкции по новому проекту МВД будут аналогичными.

Очень часто на улицах города можно увидеть людей с надетыми яркими жилетами со светоотражающими полосами.

Как правило, это работники ремонтных предприятий, дворники, водители общественного транспорта, сотрудники ГИБДД и многие другие. Такая одежда дает возможность заметить издали человека.

Современными предприятиями выпускаются различные виды сигнальных жилетов, соответствующие определенному классу защиты.

Сигнальные жилеты относятся к средствам индивидуальной защиты, предназначены для обеспечения безопасности человека .

Их широко применяют различные предприятия: дорожно-транспортные, железнодорожные, строительные, коммунальные в любое время суток.

Очень востребованы изделия среди работников горнодобывающих, лесозаготовительных отраслей.

Сигнальная одежда надевается сотрудниками МЧС, полицией, ГИБДД . Это помогает существенно снизить риски травмирования во время работы в непосредственной близости от движущегося транспорта или при условиях ограниченной видимости (метрополитен, скоростные трассы, железнодорожные переезды).

Требования

Самыми распространенными материалами для изготовления данного вида одежды являются следующие:

  • Нейлон . Выпускается с центральной застежкой по типу завязки, нанесены две полосы из светоотражающего материала. Данная разновидность ткани относится к синтетическим, поэтому изделие не теряет своей первоначальной формы и цвета при многократных стирках, очень легкое, не стесняющее движений. Выпускается оранжевого и салатового цвета.
  • Диагональ . Материал долго держит изначальную форму и цвет при стирках за счет основных качеств ткани — прочность, плотность, высокая степень устойчивости к механическому воздействию. Очень долгий период эксплуатации, одежда из диагонали не рвется, не трется. Она не предназначена для контакта с сильно загрязненными поверхностями.
  • . Изделие из данного материала обладает такими преимуществами, как вентилируемость, впитываемость, сохранение формы, цвета при воздействии средств бытовой химии при стирках. Для всех видов хлопчатобумажных тканей характерна подверженность сильным загрязнениям, поэтому данный фактор следует учитывать, выбирая спецодежду.

Сигнальные жилеты производятся универсальных размеров, поэтому подходят на фигуру любого типа работников, свободно одеваются поверх основной одежды, не имеют различий по половым признакам, предназначены для всесезонного использования.

Каждое изделие снабжается светоотражающими полосами . При попадании на них лучей света происходит их возвращение к первоначальному источнику. Не имеет значения, под каким углом падает свет. Благодаря сигнальным светозащитным полосам человек, одевший защитную одежду, заметен в любое время суток издалека. Изделия выпускаются ярких цветов – оранжевого, желтого, салатового .

Сигнальные светоотражающие жилеты отличаются определенными особенностями кроя , могут быть с застежками на контактные ленты, что позволяет регулировать их размер, или не иметь их вовсе, что немного затрудняет эксплуатацию, потому как приходится надевать через голову. Могут застегиваться на пуговицы, липучки, молнии. Допускается наличие накладных боковых карманов, или отсутствие таковых.

Защитные каски являются одним из самых распространенных средств спасения от удара. Если вы хотите узнать, всё про , мы для вас подготовили специальный обзор.

Как быстро и просто сшить рабочие рукавицы, читайте в этой .

А о том, какие бывают средства защиты для кожи, узнайте из этого .

Классификация и отличия

Существует три класса защиты сигнальных жилетов . Они нужны, чтобы определить целесообразность использования данного средства в определенных ситуациях. Образцы сигнальных жилетов представлены на этом фото:

Самый высокий третий класс . Изготовляются из флуоресцентных материалов, обладающих высокой плотностью и прочностью. Светоотражающая лента располагается так, чтобы можно было без проблем визуально определить человеческий силуэт, его параметры. Кроме двух горизонтальных лент, размещенных на расстоянии пяти сантиметров друг от друга, присутствуют еще вертикальные полосы на плечах.

Для сигнального жилета 2 класса защиты качество флуоресцентной ткани чуть ниже, светоотражающие полосы занимают меньшую площадь. Их ширина должна быть не менее пяти сантиметров. Расположение горизонтальное, расстояние между лентами составляет пять сантиметров.

Самый низкий, неэффективный класс, первый . Цвет одежды, расположение сигнальных полос редко соответствует установленному стандарту, поэтому изделие не является надежной гарантией защиты человека.

Чем больше площадь сигнального элемента на жилете, тем выше его класс защиты.

Если работы производятся в темное время суток, при различных условиях, где плохая видимость, предпочтительнее сигнальная одежда самого высокого класса защиты — третьего.

Особое внимание следует обращать на качество ткани . Когда оно низкое, жилет в течение короткого времени потеряет свои свойства из-за разрушения материала при стирках. Изделие перестает отражать свет, работник будет находиться в постоянной опасности.

На выбор влияет стоимость одежды, она разная для каждого класса. Изделие, имеющее низкую цену, будет справляться со своим основным назначением совсем недолго, уже через несколько стирок потеряет форму, первоначальный цвет, что сделает его непригодным к дальнейшему использованию.

Важной является ширина светоотражающих полос, она должна быть 50 миллиметров , иначе это сказывается на видимости работающего человека. Также следует обращать внимание на основу ленты. Лучше всего выбирать тканевую, она будет служить долго, светоотражающая поверхность не испортится при многократных стирках или обработке в химчистках.

Цвет ткани должен быть устойчивым к различным климатическим условиям. Это выгорание на солнце, вымывание от воздействия воды или снега. Блеклость флуоресцентного оттенка существенно снижает уровень защиты.

Уход

Защитные жилеты нуждаются в тщательном уходе , ведь их эксплуатация осуществляется на открытом воздухе при постоянном контакте с различными загрязнениями. В зависимости от видов ткани используются соответствующие средства бытовой химии при стирке.

Кроме того, следует придерживаться определенных правил по уходу за изделиями из синтетических, хлопковых и других материалов, использующихся при пошиве спецодежды.