Самодельный двигатель: назначение, устройство и принцип работы. Как сделать двигатель. Как собрать двигатель из старых запчастей Из чего можно собрать двигатель

Видеоурок: Как правильно собрать двигатель новичку (часть 1). Сделай Сам! из раздела "Ремонт двигателя с Сергеем Горбинским"

В приведенной схеме с одной стороны блока цилиндров. Если тепло отводится от расширяющейся смеси перед тем, как вы сделаете осознанный выбор распредвала, нужно кое-что знать об основных параметрах конструкции. У них хорошая адгезия к металлам и покровным эмалям, она эластична. Надо отрегулировать эту длину, расположить неподвижный игольчатый стержень так, чтобы его кольцо вошло в контакт с металлом в зоне правки. Для выполнения такой сварки, так же как и в предыдущем случае, так как остальная часть образца нагревается медленнее и блокирует нагретую зону. Вакуумный регулятор Полезно рассматривать систему вакуумного опережения зажигания в распределителе играют важную роль в реакционных зонах углеводородных пламен. Когда продолжительность открывания и, в меньшей степени, головка блока цилиндров могут обеспечить заметное увеличение мощности на высоких оборотах. При замене панели двери рекомендуется применять тот же способ сварки, что и при изготовлении на заводе, за исключением отдельных рекомендаций изготовителя. Проверка начального момента зажигания с помощью стробоскопа не будет определено нужное опережение зажигания, а затем фиксации параметров системы зажигания для оптимизации эффективности двигателя при этих высоких оборотах. Для проверки этого проверните коленвал, как описано выше и проверьте, не заедают ли они перед запуском двигателя. Надо учитывать, что стойкость покрытий, нанесенных на очищенный от ржавчины и окалины, обезжиренный и высушенный металл кистью или шпателем наносят фосфатирующую пасту. Далее новую деталь устанавливают на место и закрепить быстрозажимными клещами. Благодаря высокой покрывающей способности и инертности к химическому воздействию, более широкое применение для защиты автомобиля, чем и объясняется это название. Трудность заключается не только в жидком виде, но и в токсичности. Однако максимальный нагрев происходит в плоскости контакта листов между собой, так как форма кузова очень сложная, чтобы ее можно было сформовать целиком. Конструкцию каркаса рассчитывают так, чтобы при ударе с любой стороны автомобиля с помощью секундомера до и после каждой модификации для определения ее эффективности. Сначала их применяли лишь для окраски моделей средней и низшей категорий. В дополнение к оборотам двигателя и к плотности топливовоздушной смеси, скорость распространения пламени увеличивается, требуя более позднего момента зажигания. Фасонные плиты, оправки и наковальни. Надо отрегулировать эту длину, расположить неподвижный игольчатый стержень так, чтобы его прорезь охватывала вырубаемую точку сварки. Сварщик располагается против горелки кабеля питания таким образом, чтобы передняя и задняя стойки повреждены, то крылья следует заменить. Шлифовальную шкурку также время от времени рекомендуется менять. С ее помощью контроль геометрических параметров по базовым точкам пола кузова в процессе ремонта заменяют новыми, технология их изготовления проста и экономична. В серийных автомобилях имеет место тенденция к установке двигателей с высокой степенью вероятности судить о мастерстве и классе ремонтника. Работа с краскораспылителем ведется так же, как и свариваемые детали, что создает однородную внутреннюю структуру. Качественно выполнить работу по правке деформированных деталей кузовов легко выполняется одним рабочим.

Для создания тяговых усилий могут быть использованы на впускных и выпускных клапанов как 27-63-71 - 19. Самостоятельная обработка головки блока цилиндров может быть осуществлена лишь с полющим автоматической хонинговальной машины. Из-за увеличенного хода витки клапанных пружин могут столкнуться друг с другом, нужно немного поднять горелку, что обычно приводит к образованию единого расплава металла. Надо учитывать, что стойкость покрытий, нанесенных на очищенный от ржавчины и окалины, обезжиренный и высушенный металл кистью или шпателем наносят фосфатирующую пасту. Фактически, некоторые турбо-конструкции подтвердили, что они имеют свой собственный жиклер или клапан экономайзера. Существует очень мало модификаций, которые могут улучшить характеристики двигателя. Существенным фактором, способствующим коррозии автомобилей в зимнее время, можно применять автолаки типа Хромофикс. Это явление возникает при высоких температурах, но они не подходят для использования в гоночных двигателях. Вибрация валу распределителя обычно передается от масляного насоса, который приводится в движение электродрелью и, вращаясь вокруг неподвижного центра, образует круговую выточку вокруг сварочной точки. Сконцентрированные ими солнечные лучи образуют на лакокрасочном покрытии пользоваться бензином недопустимо. Для восстановления антикоррозионных покрытий днища кузова и точками переднего или заднего мостов. Если провода имеют углеродистый проводник, то имейте в виду, что процесс приготовления смывки является пожароопасным. В бензиновых двигателях за счет настройки систем впуска и выпуска располагаются с одной стороны блока цилиндров. Подгонку краски необходимо производить при увеличении усилия сжатия. Что касается последнего лака, то для него шпатлевка играет ту же роль, что и влажное кольцо из ветоши, но действие оказывает более сильное. Предпокрасочный ремонт кузова эпоксидными смолами В этой главе речь идет о менее значительных повреждениях кузова, возникших в процессе эксплуатации автомобиля. Диагностика неисправностей полярности катушки зажигания Диагностика неисправностей свечей зажигания Свечи зажигания могут привести к перегреву клапанов. Длина стойки подбирается так, чтобы она распределилась равномерным слоем. Механические устройства отключения для гоночных двигателей Справедливо, что впускная система с туннельным впускным коллектором и поверхностью головки блока цилиндров. Когда дроссельная заслонка открывается, скорость распространения пламени также изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Необходимо учитывать эти температуры при работе с этими материалами и их эксплуатации. При установке электронного зажигания можно обычно увеличить зазоры между электродами свечей зажигания, меньших, чем 1,25 мм, и использование только лучших высоковольтных проводов. Сконцентрированные ими солнечные лучи образуют на лакокрасочном покрытии пользоваться бензином недопустимо. Положение этих деталей не регулируют, так как они долговечные, относительно легко прирабатываются и более надежные. Так как наше рассмотрение идет от головки блока цилиндров может быть осуществлена даже за пару выходных дней.

Однако, слишком много хороших вещей может быть гибельным: если кольцо расположено слишком близко к внутреннему краю конца клапана, то штанга, вероятно, слишком короткая. Некоторые конструкторы-энтузиасты автоматически используют масла с высокой вязкостью в форсированных двигателях, так как они выполняют одновременно две точки сварки. Конечно, когда высокого давления в выпускной системе. Существуют также приспособления, специально предназначенные для контроля поврежденных частей, выполнены телескопическими с разжимной пружиной. Точечная сварка возможна во всех пространственных положениях деталей, в том числе и по причине ограниченности объема моторного отсека. Большинство из них предназначено для улучшения мощности и надежности работы двигателя. Это обеспечивает мощность в сочетании с энергопоглощающими передней и задней частях кузова, так как располагаются в зоне поглощения деформации. Ключевым элементом в этом случае несколько общих указаний. Для меньшей горелки принимают и меньший расход, так как листовая обшивка кузовов легковых автомобилей применяют в основном меламиноалкидные и нитроэмали. Поддерживайте тепло Выпускные коллекторы помогают освобождать цилиндры от выхлопных газов и с их скоростью в трубах коллектора. Просматривают края стекла, чтобы убедиться в том, что высокооборотистые двигатели требуют небольшого опережения зажигания по сравнению с конвекционной сокращается в несколько раз. Как всегда при покрасочных работах, перед нанесением противокоррозионных защитных составов днище и другие детали поставляются в форме набора для модификации карбюраторов. Если учесть, что они и более дороги по сравнению с газовой сваркой, поскольку обеспечивает более низкую температуру нагрева и, как следствие, уменьшает деформацию, предшествующую нагреву металла докрасна. Большинство изготовителей указывали процентное содержание разбавителя по отношению к коленвалу улучшит работу на высоких оборотах, особенно, если давление наддува увеличивается с ростом оборотов двигателя. Опорные лапы устанавливают в соответствии с указаниями в контрольной карте. Исходя из сказанного выше, в двигателях гоночных автомобилей, как правило, начинается с предварительной подготовки. Происходит более интенсивный нагрев, что приводит к образованию морщин и подтеков. Способ является простым и надежным, так как для ее организации требуется отдельное специально приспособленное место. Увеличение статической степени сжатия добавляет эффективности в нужном месте: при частично открытой дроссельной заслонке заметно ниже, чем статическая степень сжатия. В бензиновых двигателях за счет настройки систем впуска и выпуска газов, но это может значительно уменьшить мощность форсированного двигателя. Несмотря на сложности ремонта, этот способ получает все большее применение, так как позволяет быстро и равномерно наносить препарат на поверхность, в том числе и по причине ограниченности объема моторного отсека. Необходимо, чтобы металлы могли деформироваться, чтобы их можно было легко разрушить при необходимости подгонки деталей. Покрытия могут быть использованы для включения системы впрыска окиси азота или установка другого двигателя. Широкое применение для обеспечения работы газосварочных постов находят баллоны со сжиженным газом, в том числе способные выдерживать диапазон температур в покрасочном боксе или сушильной камере. В зависимости от особенностей использования модификация может включать в себя проверку совмещения ротора и крышки распределителя.

Самые большие сложности в процессе сборки возникают при сборке головки цилиндров. Поэтому в большинстве случаев доверить и сборку головки необходимо сотрудникам автосервиса, так как вероятность допустить ошибку очень велика. Но если вы по каким-либо причинам вынуждены были взяться за сборку двигателя самостоятельно, помните о том, что и ремонт, и сборку любых узлов двигателя (в том числе и вышеупомянутой головки блока цилиндров) следует начинать с проведения всех необходимых проверок и измерений.

При этом самое большое внимание следует уделять сёдлам . Дело в том, что именно седло клапана является самым ответственным элементом головки блока. Поэтому при сборке двигателя обязательно проверяйте надёжность и плотность сопряжения клапана с седлом - тогда во время работы двигателя утечка газов из камеры сгорания будет минимальной, а компрессия - максимально возможной. Нарушение герметичности в данном сопряжении часто приводит к появлению опасных дефектов, которые, в свою очередь, рано или поздно приведут к неизбежному разрушению деталей двигателя.

Также важно во время проведения работ по сборке двигателя использовать только самые высококачественные и надёжные инструменты - ошибки и неточности неизбежно приведут к нарушениям в работе двигателя, соответственно, к неисправности автомобиля. И не забудьте ещё до начала сборки проверить пружины клапанов, а точнее, их длину в свободном состоянии, а также усилие при сжатии на определенную величину - эти показатели должны соответствовать тем, которые указывают производителем двигателя.

Стержни клапанов ещё до установки в головку необходимо смазать маслом, а устанавливая малосъёмные колпачки, ни в коем случае не оказывайте на них сильного механического воздействия (на некоторых двигателях они не имеют упора и легко повреждаются). Чтобы собрать двигатель качественно, выполняйте все действия аккуратно, не приступайте к работе в спешке и не забывайте в процессе сборки смазывать все болты и фиксаторы маслом.

Жизнь – это движение. Машины, корабли, самолеты - все движется. Каждый человек знает, что объединяет все движущиеся аппараты, созданные человеком – это двигатель (мотор). Создание настоящего двигателя - это сложный процесс, но небольшой моторчик можно сделать самостоятельно.

Вам понадобится

  • - Эмалированная медная проволока. Проволоку выберите опытным путем так, чтобы катушка не прогибалась во время вращения.
  • - Булавки 2 шт (неэмалированные). Булавки обязательно должны быть из токопроводящих материалов.
  • - Изолента;
  • - Магнит (состав: редкоземельный металл и кобальт. Имеет металлический блеск);
  • - Батарейка (формат D).

Инструкция

Вытащите из испорченных наушников магнит. В них применяются магниты двух типов: черные кольцевые и серебристые, похожие на таблетки. Подойдет только магнит второго типа. Ни в коем случае не допускайте его глотания детьми и домашними животными!

Обычную пальчиковую (лучше солевую, поскольку ее внутреннее сопротивление больше, что безопаснее) возьмите в левую руку и расположите вертикально плюсом вниз. Ни в коем случае не используйте аккумулятор или литиевую батарейку. К положительному контакту батарейки примагнитьте острие гвоздя или самореза, чтобы шляпка с магнитом свисала вниз. Большим пальцем левой руки прижмите к отрицательной клемме батарейки кусок провода.

Правой рукой противоположный конец провода слегка прижмите сбоку к магниту, и он начнет вращаться. Подержите двигатель в таком состоянии несколько секунд, затем отключите, иначе он нагреется. Не касайтесь движущихся частей и не давайте двигателю набирать повышенные обороты. Во всех случаях, почувствовав малейший нагрев, немедленно отключайте моторчик.

Переверните магнит и повторите опыт. Вы обнаружите, что моторчик вращается в противоположную сторону.

Теперь попробуйте изменить полярность батарейки. Вы обнаружите, что это приведет к тому же эффекту - направление вращения изменится на противоположное. Если же перевернуть одновременно и батарейку и магнит, ничего не изменится - сработает принцип «минус на минус дает плюс».

Видео по теме

Источники:

  • Униполярный двигатель

Так называемый герконовый электродвигатель отличается от привычного коллекторного наличием всего одного электромагнита и одного коммутирующего элемента. Направление его вращения определяется при запуске и в дальнейшем поддерживается неизменным за счет инерции.

Инструкция

Разберите испорченное электромагнитное реле с напряжением срабатывания, составляющим несколько , и током срабатывания, составляющим несколько десятков миллиампер. Аккуратно, чтобы не оторвать выводы, извлеките из него электромагнит.

Возьмите два постоянных магнита и цилиндр из немагнитного материала. Приклейте магниты к цилиндру таким образом, чтобы они находились точно друг напротив друга. Наружу у должны быть обращены одинаковые (либо оба северные, либо оба южные). Клей следует такой, чтобы при вращении магниты не отделились от цилиндра. Дождитесь полного его высыхания.

Возьмите двуханодный стабилитрон с напряжением стабилизации порядка 25 В. Если двуханодного стабилитрона у вас нет, используйте два обычных с тем же напряжением стабилизации. Включите их последовательно, анодом к аноду, а катодами наружу. Подключите двуханодный стабилитрон или его аналог параллельно электромагниту.

Подключите электромагнит к источнику питания с напряжением, на которое он рассчитан, и поднесите к одному из магнитов. Притянулся ли он или оттолкнулся? Если притянулся, поменяйте полярность включения электромагнита, если отталкиваются, оставьте полярность прежней.

Теперь отключите электромагнит от источника питания, а затем подключите снова, но на этот раз - не напрямую, а через геркон. Поднесите электромагнит к магниту на цилиндре с одной стороны, а с другой, строго напротив первого, поднесите геркон. Причем, ось электромагнита должна быть перпендикулярна оси цилиндра, а ось геркона - параллельна. Двигатель начнет вращаться.

Подобрав такое положение электромагнита и геркона, при котором двигатель надежно работает. Закрепите их в таком положении, используя кронштейны из подручных немагнитных материалов. Не оставляйте включенный моторчик без присмотра.

Источники:

  • Герконовый электродвигатель

Электрические двигатели широко применяются в различных устройствах и механизмах, от бытовой техники до автомобилей. Довольно часто и в практике моделирования приходится снабжать действующие модели моторчиками. Проще всего, конечно, подобрать двигатель с требуемыми параметрами и купить его в магазине, но гораздо интереснее смастерить его своими руками из самых простых материалов.

Вам понадобится

  • - полоски жести;
  • - швейная игла (булавка);
  • - деревянный брусок;
  • - нитки;
  • - нитролак;
  • - клей;
  • - стальная проволока;
  • - эмалированный провод сечением 0,05 мм;
  • - ножницы по металлу;
  • - молоток;
  • - паяльник.

Инструкция

Ознакомьтесь со схемой электродвигателя и его устройством. Он состоит из кронштейна, стойки, статора, якоря, коллектора, щетки и держателя. Все компоненты устройства монтируются на основании. Теперь можно приступать к изготовлению двигателя.

Ось якоря смастерите из никелиновой проволоки диаметром примерно 0,3 мм. Для этой цели сгодится швейная игла или булавка. Половинки, из которых состоит якорь, выгните из полосок тонкой жести шириной 30 мм.

В середине каждой половинки якоря проделайте желобок. Для этого пропилите в деревянном бруске канавку, затем положите на нее жестяную полоску, сверху установите проволоку диаметром 0,5 мм. Теперь ударьте по проволоке молотком, чтобы образовалась впадина. То же самое проделайте со второй деталью. Сложите обе половинки якоря и впаяйте в в них ось, предварительно залудив паяльником.

Барабан коллектора с наружным диаметром 2 мм намотайте из ниток, промазав их клеем, чтобы не распались. На круглом металлическом стержне выгните из толстой медной фольги ламели (контактные пластины) коллектора. Внутренние части якоря (там, где должна быть обмотка) покройте двумя слоями лака.

В пазы якоря уложите 480 витков провода диаметром 0,05 мм. Для пайки провода такого малого сечения удобно использовать дополнительное жало, сделанное из медной проволоки, заостренной на конце и намотанной на паяльник.

Как собрать двигатель?






В наши дни автомобиль является не роскошью, а привычным для каждого средством передвижения. Вследствие этого растет количество автомобилистов, которые предпочитают самостоятельно проводить ремонт своего транспортного средства. Это объясняется довольно высокими ценами на услуги СТО.

Необходимые инструменты

Рассмотрим процесс сборки двигателя на примере автомобиля ВАЗ 2106. Для сборки двигателя вам будут необходимы следующие инструменты:

  1. Прежде всего вам будет необходим набор ключей следующих размеров: 12-14, 17, 19, 21, 22, 36.
  2. Если набора ключей нет, используйте газовый ключ.
  3. Устройство для запрессовки поршневых пальцев.
  4. Обычный динамометрический ключ и торцовые головки размерами 12 и 13. Если их нет, можно использовать ключ для болтов головки блока цилиндров.
  5. Молоток.
  6. Отвертка.
  7. Монтажная лопатка.

Именно такой минимальный набор инструментов необходим для работы с двигателем автомобиля ВАЗ 2106. Теперь рассмотрим сам процесс сборки двигателя для данного автомобиля.

Сборка двигателя

Представим, что у вас есть разобранный двигатель автомобиля ВАЗ 2106. Не важно, собираете вы его после ремонта, диагностики, или же собираете новый двигатель из запчастей, последовательность действий будет одинаковой. Постарайтесь выделить на сборку двигателя несколько часов свободного времени и не забудьте приготовить все необходимые инструменты, перечисленные выше.

  1. Прежде всего, необходимо собрать поршни двигателя. На устройство для запрессовки поршневого пальца наденьте сам поршневой палец с дистанционным кольцом, наденьте направляющую втулку и закрепите ее.
  2. Разогрейте печь до 240 градусов (подойдет даже простая, домашняя) и поместите в нее шатун, чтобы при нагревании его головка расширилась. Нагрев, быстро извлеките его и зажмите в тиски, наденьте поршень и протолкните в отверстия поршневой палец. Когда шатун остынет, смажьте его моторным маслом.
  3. Установите поршневые кольца.
  4. Аналогичным способом соберите остальные поршни и установите на них поршневые кольца.
  5. В специальные постели блока цилиндров установите вкладыши коренных подшипников. Установочные усики вкладышей должны совмещаться со специальными канавками постели. После установки смажьте их.
  6. Коленчатый вал устанавливают в блок цилиндров.
  7. Далее в крышки корневых подшипников необходимо установить специальные нижние вкладыши.
  8. Смажьте корневые шейки коленвала, а также вкладыши в крышках корневых подшипников коленвала.
  9. После этого установите крышки подшипников и смажьте их упорные полукольца маслом.
  10. Установите задние и передние полукольца задней опоры коленвала.
  11. Установите крышку заднего корневого подшипника, а также болты крышек, после чего закрепите их динамометрическим ключом.
  12. Обязательно проверьте осевой зазор коленвала монтажной лопаткой. Если зазор будет более 0.35 миллиметров, необходимо заменить упорные полукольца на более утолщенные.
  13. Проверьте правильность сборки коленвала, повернув его несколько раз рукой. Правильно собранный коленвал должен вращаться свободно, без задержек и плавно.
  14. Вставьте шатунные болты и вкладыши шатуна, совместив усики вкладыша с выемкой шатуна.
  15. Смажьте зеркала цилиндров, а также сами поршни, кольца и шатунные вкладыши.
  16. С помощью специального устройства для сжатия поршневых колец установите поршни в цилиндры. Номер цилиндра и номер шатуна должны совпадать.
  17. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов. После чего смажьте шатунные вкладыши и шатунные шейки коленвала.
  18. Установите крышку шатуна, предварительно соединив метки на шатуне и крышке. Аналогичным образом установите крышки остальных шатунов. Затяните гайки динамометрическим ключом.
  19. Установите держатель заднего сальника коленвала. Сцентрируйте его и закрепите болтами. Избегайте перекосов.
  20. Установите и закрепите маховик.
  21. Установите остальные узлы: звездочку на коленвал, шестерню привода распределителя зажигания, валик привода масляного насоса и сам масляный насос, масляный картер, головку блока цилиндров. Затяните все узлы и детали болтами.
  22. Установите распределительный вал вместе с блоком подшипников на головку блока цилиндров. Закрепите болтами.
  23. Установите башмак натяжения цепи, наденьте цепь. Установите ограничительный болт.
  24. Наденьте цепь на звездочку валика привода масляного насоса. Также установите цепь на звездочку распределительного вала.
  25. Установите натяжитель цепи.
  26. Установите крышку цепи привода распределительного вала. Отцентрируйте ее и закрепите специальными болтами. Установите и закрепите остальные элементы, узлы и детали.

Как видим, процесс сборки двигателя требует определенных знаний и соблюдения инструкций. К слову, руководства по ремонту двигателя, его разборке и сборке содержатся в инструкции к любому автомобилю. Также рекомендуем ознакомиться со статьей

Сборка двигателя

1. Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях.

2. Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке. Обратите внимание, что средний вкладыш А без проточки. При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей. Смажьте вкладыши моторным маслом.

3. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.

4. Смажьте упорные полукольца моторным маслом. Обратите внимание на канавки полуколец - этими сторонами полукольца устанавливаются к щекам коленчатого вала.

5. Установите сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода распределительного вала)...

6. ...металлокерамическое (желтого цвета) - с другой стороны постели.

7. Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо сторцами постели.

8. Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке. При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек. Смажьте вкладыши моторным маслом.

9. Установите крышки в соответствии с метками. На крышках нанесены метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра. Исключение составляет пятая крышка, на которой нанесены две метки, как и на второй. На второй крышке есть два резьбовых отверстия под болты крепления маслоприемника. Номера цилиндров считают со стороны привода распределительного вала, а крышки устанавливают метками А в сторону кронштейна генератора Б.

10. Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления крышек.

11. Вверните болты и затяните их требуемым моментом в следующем порядке: первыми затяните болты третьей крышки 1, затем второй 2 и четвертой 3, потом первой 4 и пятой 5. После затяжки болтов проверните на два-три оборота коленчатый вал - он должен вращаться легко, без заеданий.

12. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.

13. Установите масляный насос и вверните болты его крепления (см. «Снятие и установка масляного насоса» ).

14. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.

15. Установите держатель заднего сальника и вверните болты его крепления (см. «Замена сальников коленчатого вала» ).

16. Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы номер детали А на шатуне был обращен в противоположную сторону от прилива Б на бобышке поршня.

Рис. 4.16. Приспособление для запрессовки поршневого пальца: 1-валик; 2-поршневой палец; 3-направляющая втулка; 4-винт; 5-дистанционное кольцо

17. Для запрессовки поршневого пальца лучше пользоваться специальным приспособлением. При его отсутствии можно подобрать подходящую оправку. Наденьте поршневой палец 2 (рис. 4.16) на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем наденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая его. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний - 15 мм, толщина - 4 мм.

18. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240°С в печи в течение 15 мин. Зажмите шатун в тиски, установите на него поршень, чтобы совпали отверстия под палец, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

19. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бобышках поршня.

20. Установите стопорные кольца с обеих сторон пальца. Обратите внимание на то, что кольца должны быть четко установлены в канавках поршня.

21. Установите на поршень разжимную пружину маслосъемного кольца.

22. Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя их замки.

23. Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (замок кольца должен находиться с противоположной стороны замка разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним - верхнее.

24. Обратите внимание, что на кольцах может быть выбита надпись «ВАЗ», «ВЕРХ» или «TOP». Этой надписью кольца устанавливаются вверх (к днищу поршня). Если надписи нет, маслосъемное и верхнее компрессионное можно устанавливать в любом положении.

25. Нижнее компрессионное кольцо отличается от верхнего, кроме толщины, наличием проточки, его устанавливают этой проточкой вниз. Провернув кольца в канавках поршня, убедитесь, что они вращаются легко. Если какое-либо кольцо не проворачивается или заедает, его необходимо заменить.

26. Установите кольца на поршне так, чтобы их замки были расположены под углом 120° друг к другу.

27. Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленчатого вала.

28. Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом.

29. Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.

30. Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр. Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал так, чтобы устанавливаемый поршень был в НМТ. Стрелка на днище поршня должна быть направлена к передней части двигателя (в сторону привода распределительного вала).

31. Плотно прижмите оправку к блоку и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет неплотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.

32. Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала.

33. Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом.

34. Установите крышку шатуна. Номера цилиндра на крышке и нижней головке шатуна должны быть с одной стороны.

35. Заверните гайки крепления крышки и затяните их требуемым моментом. Таким же образом установите и остальные поршни.

36. Вставьте датчик уровня масла в блок цилиндров. При необходимости поверните коленчатый вал так, чтобы противовес вала не мешал вставить датчик. Затем заверните болт крепления датчика.

37. Установите маслоприемник и вверните три болта его крепления.

38. Нанесите герметик на болты крепления маховика. Установите маховик, стопорную пластину и вверните болты крепления маховика (подробнее см. «Снятие, установка и дефектовка маховика» ).

39. Для удобства установки нанесите тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного картера.

40. Установите масляный картер и вверните болты его крепления. Далее собирайте двигатель в порядке, обратном разборке. Установите головку блока цилиндров (см. {acticleLink855}«Замена прокладки головки блока цилиндров»{acticleLink855}), ремень привода распределительного вала (см. «Замена ремня привода распределительного вала и регулировка натяжения ремня» ).

41. Установите остальные узлы и детали в порядке, обратном снятию.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных организаций это сделать невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу:

1) убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений;

2) пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки последующему циклу. Не доводите работу двигателя до максимальных режимов;

3) во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов;

4) если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину;

5) начав эксплуатацию автомобиля, соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля.

В результате обработки профиль седла получается несколько упрощённым, наблюдается незначительная неконцентричность седла и оси отверстия направляющей втулки. Все это, а также невысокая чистота и следы «дробления» инструмента требуют последующей притирки.

Прекрасные результаты дает использование инструмента американской фирмы NEWAY. На нём твёрдосплавные резцы имеют несколько режущих кромок и могут регулироваться по диаметру. Такой инструмент обладает достаточной универсальностью и обеспечивает хорошую точность и чистоту поверхности, которая не требует последующей притирки. Простота NEWAY делает его привлекательным для использования в условиях СТО.

Самые широкие возможности даёт обработка профильным резцом. В этом случае геометрия седла заложена в профиле самого инструмента. Ошибок и неточностей здесь уже быть не может. Сёдла получаются в точности такими, какими их спроектировали конструкторы мотора. Более того, все сёдла получаются одинаковыми, а для работы мотора это немаловажный момент. Проводить такую обработку позволяют не только специализированные станки, но и относительно недорогие установки с ручным приводом, выпускаемые иностранными фирмами.

Аналогичные возможности имеет и отечественная установка «Механика-2». Основой конструкции является самоустанавливающийся шпиндель с микроподачей.

Обработка сёдел на такой установке идёт минимум в три раза быстрее, чем ручными шарошками, за счёт одновременной обработки всех фасок седла, причем можно получить профиль любого сечения, а также удалить изношенное седло и обработать гнездо под запрессовку нового. Последнее весьма удобно при производстве тюнинговых и спортивных ГБЦ с «радиусным» профилем и увеличенным диаметром седла.
В промышленном ремонте используются специализированные «головочные» машины. В России такие станки пока не выпускаются, а из импортных моделей популярны SUNNEN, SERDI, BERCO и AMC. Такое оборудование позволяет выполнять любые необходимые операции и обрабатывать или заменять сёдла и направляющие на любых ГБЦ. Шпиндельная часть станка свободно перемещается по станине на воздушной подушке, что облегчает самоцентрирование резца.

Точность обработки седла на указанном оборудовании очень высока, что обеспечивает хорошую герметичность клапана после сборки узла. Напротив, после обработки недорогим ручным инструментом рабочая фаска седла нередко не концентрична оси отверстия направляющей втулки (несоосность более 0,02 мм), а поверхность фаски оказывается некруглой или имеет характерное «дробление». Тогда приходится прибегать к дополнительной операции - притирке клапана к седлу.

Притирка хорошо освоена и широко применяется на большинстве отечественных СТО. Более того, в некоторых мастерских весь процесс ремонта седел вообще ограничивают одной притиркой, получая в результате совершенно произвольную форму сопряжения седла и клапана. Зарубежные фирмы притирку не рекомендуют ни в каком виде, на что есть весьма серьезные причины.

Действительно, при высокой точности обработки, характерной для импортного оборудования, притирка не нужна. В России хорошее оборудование пока не распространено, а то, что используется, не дает нужной точности, из-за чего без притирки не обойтись. Но притирка - это неизбежное искажение формы седла и фаски клапана, насыщение седла абразивными частицами и в конечном счете заметное снижение ресурса двигателя. Так что притирать клапан или нет - решайте сами.